Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при строительстве многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), осуществляемого Главным управлением.
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Государственный контроль за истекший период 2019 года Главным управлением осуществлялся по 86 объектам в отношении 36 подконтрольных субъектов, в том числе:
1) застройщиков - хозяйственных обществ:
- которые или основные общества которых либо любое из дочерних хозяйственных обществ основных обществ имеют опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщиков, и (или) технических заказчиков, и (или) генеральных подрядчиков в соответствии с договорами строительного подряда;
- которые имеют в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекают денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
- наименование которых содержит слова "специализированные застройщики";
2) застройщиков - некоммерческих организаций, созданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", или унитарных некоммерческих организаций в организационно-правовой форме фонда, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также указанного в пункте 3 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона Фонда субъекта Российской Федерации;
3) жилищных или жилищно-строительных кооперативов - добровольных объединений граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирными домами. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами (ч. 4 ст. 110 ЖК РФ), которые, в свою очередь, являются одной из форм некоммерческих организаций, что следует из ст. 50 части 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для подконтрольных субъектов, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее также - участники долевого строительства), а также привлекающих средства членов ЖСК для строительства многоквартирных домов, наиболее значимыми рисками являются нарушения обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительного законодательства, требований ЖК РФ, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления государственного контроля, утвержден приказом Главного управления от 05.07.2017 N 31-п и размещен на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Отраслевая информация".
По результатам проведенного анализа выявленных нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами за истекший период 2019 года установлено, что к административной ответственности привлечен 161 нарушитель, в том числе:
1) за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 18;
2) за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 14.28 КоАП РФ) - 58;
3) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (ст. 19.4.1 КоАП РФ) - 2;
4) за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ) - 55;
5) за непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) - 27;
6) за неисполнение обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома (ст. 14.28.1 КоАП РФ) - 1.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
- применение в отношении застройщиков процедуры банкротства (может привести к увеличению количества правонарушений в области долевого строительства);
- изменение нормативной правовой базы в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (изменение/отмена обязательных требований способствует увеличению/снижению количества правонарушений в области долевого строительства);
- ужесточение санкций за отдельные виды правонарушений в области долевого строительства (может способствовать снижению количества правонарушений в области долевого строительства).
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут оказывать влияние на осуществление контрольно-надзорной деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере долевого строительства, а также при строительстве многоквартирных домов ЖСК, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий нарушений.
1.4. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов на территории Омской области, осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), ЖК РФ. Государственный контроль включает в себя:
1) организацию и проведение:
- плановых и внеплановых проверок (документарных, выездных);
- мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, ЖК РФ, Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Омской области (далее также - обязательные требования);
- мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;
- иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;
2) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
3) осуществление деятельности по:
- систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований;
- анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами;
- анализу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве (далее также - договор), сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- анализу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким ЖСК своих обязательств перед членами ЖСК и иными лицами;
4) выдачу заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения.
Всего отделом контроля за привлечением средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости управления государственного строительного надзора Главного управления (далее - отдел контроля) за истекший период 2019 года проведено 287 мероприятий по контролю за соблюдением подконтрольными субъектами законодательства в области долевого строительства, требований ЖК РФ, в том числе:
- 132 внеплановые проверки;
- 155 проверок ежеквартальных отчетностей застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и соблюдения сроков опубликования и (или) размещения проектных деклараций, либо вносимых в них изменений.
Статистические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении государственного контроля за 2018 - 2019 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
|
9 месяцев 2019 год |
9 месяцев 2018 год |
|
Количество мероприятий по контролю |
287 |
576 |
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
190 |
159 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году *(4) |
0,66 |
0,28 |
Увеличение количества выявленных нарушений обязательных требований за истекший период 2019 года по сравнению с аналогичным периодом связано с увеличением количества выданных предписаний и соответственно ростом числа внеплановых проверок по их исполнению (в 2019 году - 132 проверки, в 2018 году - 77).
При осуществлении государственного контроля Главным управлением в 2019 году выдано 100 предписаний об устранении нарушений (в 2018 году - 53).
Увеличение количества предписаний обусловлено тем, что в случае неустранения нарушений, застройщикам выдаются повторные предписания.
На увеличение количества выданных предписаний повлияли также изменения, внесенные в Федеральный закон N 214-ФЗ, в том числе о необходимости размещения информации о застройщике и строящемся объекте в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).
Главным управлением своевременно осуществляется контроль за исполнением выданных предписаний об устранении нарушений, за подготовкой и передачей материалов дел об административных правонарушениях должностным лицам Главного управления, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и в суды.
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершенные административные правонарушения учитываются смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями КоАП РФ.
*(4) Рассчитывается как отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных проверок
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики за 2019 год в рамках осуществления государственного контроля Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, а именно:
- нарушения статьи 123.2 ЖК РФ, в части непредоставления ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким ЖСК своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами. Данные факты выявлены в деятельности 27 ЖСК;
- нарушения части 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, в части непредставления в установленный срок в Главное управление отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме. Данные факты выявлены в деятельности 37 застройщиков;
- нарушения требований статей 19 - 21 Федерального закона N 214-ФЗ в части опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставления застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений. Данные факты выявлены в деятельности 21 застройщика;
- нарушения части 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ в части неразмещения застройщиками соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства. Данные факты выявлены в деятельности 18 застройщиков.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
Главным управлением реализована в полном объеме Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов жилищно-строительными кооперативами на 2019 год, утвержденная приказом Главного управления от 26 сентября 2019 года N 35-п, в том числе:
1. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Нормативные правовые акты" раздела "Информация по контролю в области долевого строительства" размещен перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (далее - перечень нормативных правовых актов).
Актуализация перечня нормативных правовых актов осуществляется посредством своевременного внесения в него изменений и дополнений в связи с вновь выявленными обязательными требованиями или изменениями в нормативном правовом регулировании. За 2019 год актуализация перечня нормативных правовых актов осуществлена приказами Главного управления от 10 января 2019 года N 1-п, от 29 марта 2019 года N 11-п, от 5 июля 2019 N 24-п.
2. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет", на официальном портале Администрации города Омска (в разделе долевое строительство) размещена информация по вопросам привлечения средств дольщиков для строительства многоквартирных домов; на сайте областного фонда защиты прав инвесторов размещена информация о том, как получить компенсацию вкладчикам, пострадавшим в результате противоправных действий нелицензированных финансовых компаний, какой размер она составит, а также какие документы потребуются для ее получения.
3. Специалистами отдела контроля в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок", пополнен информационный ресурс на сайте Федеральной государственной информационной системы о проводимых проверках, и их результатах.
4. На официальном сайте Главного управления в сети Интернет размещена и актуализирована информация по государственному контролю:
- о проведенных проверках, их результатах, выданных предписаниях;
- сведения о вступивших в законную силу постановлениях Главного управления о привлечении застройщиков, их должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона N 214-ФЗ и ЖК РФ;
- руководства, рекомендации и методические материалы по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере долевого строительства.
5. В рамках межведомственного взаимодействия принято участие в заседаниях рабочих групп, Межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области.
6. В средствах массовой информации освещены актуальные вопросы по строительству объектов, строящихся с привлечением средств граждан, при необходимости даются интервью об изменениях законодательства в области долевого строительства.
7. В целях предотвращения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также требований ЖК РФ при строительстве многоквартирных домов ЖСК, в 2019 году осуществлена рассылка информационных писем застройщикам об изменениях законодательства в области долевого строительства.
8. Проведено 3 семинара по информированию граждан о правовых механизмах, регулирующих деятельность в области долевого строительства и деятельность ЖСК, в том числе: 29 марта и 18 октября 2019 года на тему: "Участие в долевом строительстве. Гарантии. Риски", 28 июня 2019 года на тему: "Законные схемы приобретения жилья на этапе строительства".
9. 10 октября 2019 года проведено публичное мероприятие по обобщению правоприменительной практики за 9 месяцев 2019 года.
Информация об итогах проведения публичного мероприятия размещена на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" раздела "Отраслевая информация"
1.6 Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, определен перечень мероприятий, реализация которых позволит обеспечить решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ и включают в себя следующие мероприятия:
1) размещение на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения совещаний и семинаров, проведение адресной консультативной помощи и разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) проведение публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности Главным управлением и размещение на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений;
5) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.