Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 16 декабря 2019 г. N 425-п
Государственная программа Омской области
"Комплексное развитие сельских территорий Омской области"
19 февраля, 23 апреля, 27 мая, 29 июня, 29 июля, 25 августа, 28 октября, 16 декабря 2020 г., 10 февраля, 26 мая, 4 августа 2021 г.
Раздел I изменен с 6 августа 2021 г. - Постановление Правительства Омской области от 4 августа 2021 г. N 330-п
I. Паспорт государственной программы Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области"
Наименование государственной программы Омской области |
Комплексное развитие сельских территорий Омской области (далее - государственная программа) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося соисполнителем государственной программы |
Министерство, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство культуры Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области |
Сроки реализации государственной программы |
2020 - 2025 годы. Отдельные этапы ее реализации не выделяются |
Цель государственной программы |
Устойчивое развитие сельских территорий |
Задачи государственной программы |
Задача 1. Повышение качества жизни сельского населения Омской области. Задача 2. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов агропромышленного комплекса, расположенных в сельской местности |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие жилищного строительства на сельских территориях, содействие занятости сельского населения". Подпрограмма 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях" |
Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации |
Общие расходы областного бюджета на реализацию государственной программы составят 8 392 962 837,78 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 1 208 714 571,87 рубля; 2021 год - 912 137 676,08 рубля; 2022 год - 970 238 476,25 рубля; 2023 год - 888 281 956,62 рубля; 2024 год - 2 189 744 156,96 рубля; 2025 год - 2 223 846 000,00 рубля. Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера из федерального бюджета составят 7 941 103 012,76 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 907 526 968,87 рубля; 2021 год - 861 445 854,06 рубля; 2022 год - 896 210 376,25 рубля; 2023 год - 862 329 656,62 рубля; 2024 год - 2 189 744 156,96 рубля; 2025 год - 2 223 846 000,00 рубля. Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета составят 451 859 825,02 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 301 187 603,00 рубля; 2021 год - 50 691 822,02 рубля; 2022 год - 74 028 100,00 рубля; 2023 год - 25 952 300,00 рубля. Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета, не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года (переходящий остаток бюджетных средств), составят 35 700 043,32 рубля, в том числе в 2020 году - 35 700 043,32 рубля |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы (по годам и по итогам реализации) |
- располагаемые ресурсы домохозяйств (в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц) в сельской местности в 2025 году не менее 20.2 тыс. рублей; - доля сельского населения в общей численности населения Омской области в 2025 году не менее 27.2 процента. Ожидаемые результаты реализации государственной программы, подпрограмм (по годам и по итогам реализации) приведены в приложении N 1 к государственной программе |
II. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Омская область является ведущим аграрным регионом Российской Федерации и вторым после Алтайского края в Сибирском федеральном округе. Достигнутый производственный потенциал позволяет региону не только полностью обеспечить сложившийся уровень потребления населением основных продуктов питания в Омской области, но и поставлять сельскохозяйственную продукцию на территорию других регионов Российской Федерации.
На долю отрасли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Омской области приходится 9,5 процента при среднем по Российской Федерации показателе 3,8 процента. Доля производства пищевых продуктов, включая напитки, в объеме обрабатывающих производств области составляет около 20 процентов.
Данные позиции обеспечиваются имеющимися природно-климатическими, трудовыми и производственными ресурсами.
Благодаря географическому расположению Омской области и ее протяженности с севера на юг более 600 км производство сельскохозяйственной продукции ведется с использованием преимуществ четырех природных климатических зон: от выращивания зерновых культур в южной её части, до льна-долгунца в северной.
Позиционировать Омскую область прежде всего как аграрный регион Российской Федерации позволяет и имеющаяся площадь сельскохозяйственных угодий - 6,2 млн. га, или около 70 процентов от имеющихся земельных угодий.
Среднегодовая численность занятых в отрасли "Сельское хозяйство" составляет около 16 процентов от общей численности занятых в экономике региона. Более 63,5 процента занятых в отрасли работников приходится на крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ).
В производстве продукции сельского хозяйства задействованы ресурсы около 300 сельскохозяйственных организаций (далее - СХО), 2,3 тыс. КФХ и 333,7 тыс. ЛПХ, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, - 538 организаций, из них 102 субъекта малого предпринимательства.
В силу природных особенностей региона неблагоприятной остается обстановка по водообеспечению сельского населения. Большинство локальных систем водоснабжения и водозаборов выработали свой эксплуатационный ресурс.
Обеспечение сельского населения Омской области сетями газоснабжения является одним из основных направлений государственной поддержки. В настоящее время из 32 муниципальных районов Омской области газифицированы 26, при этом большинство из них частично.
За последние годы уровень водоснабжения и газификации жилого фонда в сельской местности сетевым (природным) газом вырос, но не достигает общероссийских показателей (32 процента и 26 процентов соответственно, при общероссийских параметрах более 50 процентов).
Существует необходимость в строительстве и реконструкции автомобильных дорог в сельских населенных пунктах.
Улучшение жилищных условий сельских граждан, и в первую очередь обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей, вследствие недоступности ипотечного кредитования в настоящее время невозможно без предоставления безвозмездной государственной поддержки (социальных выплат).
Сельские объекты социальных сфер образования, здравоохранения, достигшие 40 - 60-летнего срока эксплуатации, требуют значительных вложений для реконструкции.
В связи со сложившейся ситуацией вопросы дальнейшего развития агропромышленного комплекса Омской области (далее - АПК) необходимо решать объединенными усилиями инвесторов, КФХ, СХО, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Омской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки.
Комплексный подход к решению проблем АПК предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего эффективную организацию процесса управления, контроля и надзора, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям и срокам, более эффективное использование финансовых ресурсов для решения обозначенных задач.
Государственная программа базируется на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", а также государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 (далее - федеральная Государственная программа).
Государственная программа предусматривает комплексное развитие сельских территорий Омской области. Приоритетами являются:
- в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - СХТП);
- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности региона.
Реализация мероприятий государственной программы позволит получить:
1) экономический эффект - объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году по отношению к 2019 году увеличится на 38,3 млрд. рублей (с 101,2 млрд. рублей в 2019 году до 139,5 млрд. рублей в 2025 году);
2) бюджетный эффект:
- объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области по отрасли "Сельское хозяйство" увеличится с 1 410,0 млн. рублей в 2019 году до 1 747,0 млн. рублей в 2025 году и составит за период реализации государственной программы 9 641,0 млн. рублей;
- на реализацию программы будут привлечены средства федерального бюджета в объеме 2 145,7 млн. рублей, средства местных бюджетов 556,7 млн. рублей, внебюджетные средства (частные инвестиции) - 1 586,7 млн. рублей;
3) социальный эффект:
- за годы реализации программы будет обеспечен рост уровня заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства, до 31 830 рублей к 2025 году (в 1,5 раза к 2019 году);
- будет создано 1115 новых рабочих мест.
К основным рискам, связанным с решением проблем программно-целевым методом, относятся:
- изменение федерального и областного законодательства;
- ухудшение экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий государственной программы;
- изменение стоимости сырья и материалов, необходимых для осуществления мероприятий государственной программы.
III. Цель и задачи государственной программы
Целью государственной программы является устойчивое развитие сельских территорий Омской области.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Повышение качества жизни сельского населения Омской области.
Задача 2. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов АПК, расположенных в сельской местности.
Достижение целей и выполнение задач государственной программы будут способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной аграрной политики, указанным в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р, федеральной Государственной программе, и приоритетам социально-экономической политики, определенным Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93.
IV. Описание ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации
Количественное и качественное улучшение ситуации в сфере реализации государственной программы характеризуют следующие ожидаемые результаты ее реализации:
1) располагаемые ресурсы домохозяйств (в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц) в сельской местности (единица измерения - тыс. рублей).
Значение показателя определяется по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
2) доля сельского населения в общей численности населения Омской области (единица измерения - процентов).
Значение показателя определяется по формуле:
, где:
Дсн - доля сельского населения в общей численности населения Омской области, процентов;
Ксн - количество Сельского населения Омской области, человек;
Коо - общая численность населения Омской области, человек.
Исходные данные для расчета показателя определяются по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Значения ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации приведены в приложении N 1 к государственной программе.
V. Срок реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется в течение 2020 - 2025 годов. Выделение отдельных этапов реализации государственной программы не предполагается.
Раздел VI изменен с 6 августа 2021 г. - Постановление Правительства Омской области от 4 августа 2021 г. N 330-п
VI. Объем и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации, а также обоснование потребности в необходимых финансовых ресурсах
Финансирование государственной программы обеспечивается за счет средств, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, предполагается софинансирование мероприятий государственной программы из федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета предусматривается в рамках федеральной Государственной программы.
Финансирование мероприятий государственной программы из федерального бюджета предполагается на долевой основе при соблюдении Омской областью условий софинансирования, предусмотренных федеральным законодательством.
Механизм привлечения федеральных средств предусмотрен правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, прилагаемыми к федеральной Государственной программе.
Привлечение средств местных бюджетов предполагается посредством предоставления межбюджетных трансфертов на условиях софинансирования в соответствии с законодательством.
Привлечение средств из внебюджетных источников предполагается на долевой основе за счет:
- использования механизмов государственно-частного партнерства (средств инвесторов, направляемых на финансирование расходов капитального характера, связанных со строительством (реконструкцией), модернизацией объектов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, строительством жилья, строительством (реконструкцией) инженерной инфраструктуры сел);
- собственных и привлеченных, в том числе кредитных, средств СХТП, направленных на реализацию программных мероприятий, предусматривающих субсидирование части затрат и предоставление грантов;
- средств населения при долевом участии граждан, молодых семей и молодых специалистов в строительстве (приобретении) жилья, объектов инженерной инфраструктуры.
Привлечение средств из внебюджетных источников предполагается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Общие расходы областного бюджета на реализацию государственной программы составят 8 392 962 837,78 рубля, в том числе по годам:
2020 год - 1 208 714 571,87 рубля;
2021 год - 912 137 676,08 рубля;
2022 год - 970 238 476,25 рубля;
2023 год - 888 281 956,62 рубля;
2024 год - 2 189 744 156,96 рубля;
2025 год - 2 223 846 000,00 рубля.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера из федерального бюджета составят 7 941 103 012,76 рубля, в том числе по годам:
2020 год - 907 526 968,87 рубля;
2021 год - 861 445 854,06 рубля;
2022 год - 896 210 376,25 рубля;
2023 год - 862 329 656,62 рубля;
2024 год - 2 189 744 156,96 рубля;
2025 год - 2 223 846 000,00 рубля.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета составят 451 859 825,02 рубля, в том числе по годам:
2020 год - 301 187 603,00 рубля;
2021 год - 50 691 822,02 рубля;
2022 год - 74 028 100,00 рубля.
2023 год - 25 952 300,00 рубля.
Прогнозируемый объем финансирования из местных бюджетов составит 558 416 833,55 рубля, в том числе по годам:
2020 год - 50 957 374,79 рубля;
2021 год - 48 491 679,82 рубля;
2022 год - 48 690 732,26 рубля;
2023 год - 123 308 997,20 рубля;
2024 год - 133 207 557,80 рубля;
2025 год - 153 760 491,68 рубля.
Прогнозируемый объем финансирования из внебюджетных источников составит 1 619 860 282,72 рубля, в том числе по годам:
2020 год - 160 841 965,80 рубля;
2021 год - 141 023 864,79 рубля;
2022 год - 141 598 539,30 рубля;
2023 год - 354 967 860,71 рубля;
2024 год - 381 920 316,34 рубля;
2025 год - 439 507 735,78 рубля.
Сведения о размере и направлениях расходования средств, направленных на финансовое обеспечение государственной программы и необходимых для ее реализации, приведены в приложении N 2 к государственной программе.
VII. Описание системы управления реализацией государственной программы
Управление реализацией, формирование отчетности о ходе реализации и проведение оценки эффективности реализации государственной программы осуществляются в соответствии с законодательством.
Реализацию государственной программы в целом и достижение утвержденных значений целевых индикаторов, формирование отчетности о ходе реализации государственной программы, проведение оценки эффективности реализации государственной программы обеспечивает ответственный исполнитель государственной программы.
VIII. Подпрограммы
В целях решения задач государственной программы в ее составе формируются и реализуются подпрограммы. Каждой задаче государственной программы соответствует отдельная подпрограмма:
- задаче 1 соответствует подпрограмма 1 "Развитие жилищного строительства на сельских территориях, содействие занятости сельского населения" (приложение N 3 к государственной программе);
- задаче 2 соответствует подпрограмма 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях" (приложение N 4 к государственной программе).
IX. Сведения о налоговых расходах Омской области
Предоставление в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговых льгот, освобождений и иных преференций (в том числе пониженных, дифференцированных налоговых ставок) по налогам в сфере реализации государственной программы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.