Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 изменен с 6 марта 2020 г. - Постановление Правительства Омской области от 4 марта 2020 г. N 62-п
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, одной из стратегических задач является обеспечение сбалансированности областного бюджета, составной частью которого является повышение эффективности и качества управления региональными финансами в Омской области.
В рамках своих полномочий Министерство финансов на постоянной основе осуществляет работу по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, организации исполнения областного бюджета, установлению порядка составления бюджетной отчетности, управлению государственным долгом Омской области, обеспечению открытости бюджетных данных, автоматизации бюджетного процесса в Омской области, а также контролю в сфере закупок.
С 2014 года составление проекта областного бюджета осуществляется на основе государственных программ Омской области. Государственные программы Омской области обеспечивают реализацию ключевых государственных функций, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития региона.
В рамках реализации программного бюджетирования планирование бюджетных ассигнований областного бюджета производится в соответствии с расходными обязательствами Омской области, исполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Омской области.
Также одним из направлений в системе совершенствования управления государственными финансами Омской области является управление доходной базой областного бюджета. В рамках реализации данного направления Министерством финансов до 2015 года при планировании областного бюджета осуществлялся расчет прогнозного объема поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Начиная с 2016 года планирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета производится в соответствии с прогнозами главных администраторов доходов бюджета, рассчитанными по утверждаемой ими методике прогнозирования поступлений доходов в областной бюджет.
В 2014 году рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с 2013 годом составил 8,3 процента в основном за счет увеличения поступлений от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Эффективное управление государственным долгом Омской области осуществляется посредством сокращения долговой нагрузки областного бюджета с целью обеспечения необходимого уровня экономической безопасности.
В 2015 году Министерству финансов удалось сократить расходы на обслуживание государственного долга Омской области путем временного сокращения долговой нагрузки и досрочного рефинансирования кредитов, предоставленных кредитными организациями, за счет получения более дешевых бюджетных кредитов.
Все этапы бюджетного процесса в Омской области полностью автоматизированы. Планирование и исполнение областного бюджета, формирование бюджетной отчетности осуществляются в программном комплексе "Единая система управления бюджетным процессом Омской области" (далее - ЕСУБП).
В целях совершенствования информатизации бюджетного процесса в Омской области посредством использования электронных ресурсов Министерством финансов:
- введен в эксплуатацию программный комплекс "Web-консолидация", поддерживающий возможность формирования в электронном виде широкого перечня форм отчетности, регламентированных Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, с учетом особенностей Омской области;
- обеспечивается модернизация программных модулей ЕСУБП в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство), а также методическое сопровождение работы органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, государственных (муниципальных) учреждений Омской области по работе с ними;
- проводится работа по использованию сервисных подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предназначенной для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента.
Ежегодно в целях стимулирования главных распорядителей средств областного бюджета (далее - ГРБС) к повышению эффективности расходования средств областного бюджета, качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета Министерством финансов проводится оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС. Проведение данной оценки способствует не только улучшению финансовой дисциплины ее участников и стимулированию ГРБС к повышению качества осуществляемого ими финансового менеджмента, но и обеспечивает доступность и открытость информации о деятельности каждого ГРБС для граждан, проживающих на территории Омской области.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в 2010 - 2015 годах ГРБС обеспечено выполнение расходных обязательств Омской области в полном объеме, а также решены задачи социально-экономического развития региона, при этом сохранено качество финансового менеджмента на уровне выше 70 процентов.
Обеспечение открытости бюджетных данных является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации и приоритетным направлением деятельности Министерства финансов. Степень открытости бюджетных данных позволяет оценить уровень прозрачности областного бюджета, степень вовлеченности граждан в обсуждение вопросов, связанных с бюджетным процессом, актуальность размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о бюджетном процессе.
В рамках обеспечения открытости и прозрачности региональных финансов в Омской области на официальном сайте Министерства финансов, а также на специализированном интернет-портале "Бюджет для граждан. Омская область" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.budget.omsk.ifinmon.ru) (далее - портал) на постоянной основе размещается максимально полная информация о бюджетном процессе в Омской области, организуются ежемесячные опросы и ежеквартальные форумы по бюджетной тематике, а также проводятся публичные слушания по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также по годовому отчету об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год.
Кроме того, обеспечен доступ граждан к информации о региональных и муниципальных финансах на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя", где формируется аналитическая отчетность о состоянии консолидированного бюджета Омской области (результаты исполнения бюджетов, информация о межбюджетных трансфертах, долговых обязательствах Омской области, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества.
В целом работа Министерства финансов по открытости бюджетных данных сконцентрирована на совершенствовании подходов к раскрытию информации, а именно:
- увеличении количества бюджетных данных, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- повышении качества и понятности размещаемых материалов;
- использовании потенциала социальных сетей;
- повышении бюджетной грамотности граждан, проживающих на территории Омской области.
Министерство финансов, являясь органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при реализации соответствующих контрольных полномочий использует информацию, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и на электронных площадках, а также обеспечивает размещение сведений о проводимых контрольных мероприятиях и их результатах в указанной системе.
Министерством финансов при реализации полномочий по контролю в сфере закупок в 2015 году проведено 42 проверки (в том числе 5 плановых проверок, 37 внеплановых проверок).
По результатам проведенных Министерством финансов проверок выданы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в отношении виновных должностных лиц заказчиков в установленном порядке возбуждено 105 дел об административных правонарушениях.
Одним из векторов государственной программы является формирование стабильной финансовой базы для исполнения расходных обязательств Омской области и муниципальных образований Омской области на основе современных принципов эффективного управления государственными финансами.
В Омской области достигнут высокий уровень транспарентности межбюджетных отношений, сформирована стабильная система межбюджетных трансфертов, способствующая повышению эффективности использования средств областного и местных бюджетов.
Для стимулирования улучшения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Омской области Министерством финансов ежеквартально и ежегодно проводится оценка качества, позволяющая выявить лучшие результаты и (или) негативные тенденции в управлении муниципальными финансами, а также выработать предложения по устранению сложившихся негативных тенденций.
По результатам оценки качества по итогам исполнения местных бюджетов за 2015 год наилучшая оценка составила 96,1 процента от максимально возможной оценки, в то время как в 2014 году - 93,8 процента.
Неотъемлемым элементом системы управления региональными финансами является осуществление внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В настоящее время в Омской области сформирована и функционирует система органов исполнительной власти Омской области, уполномоченных на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главным управлением в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ежегодно проводится более 100 контрольных мероприятий в год, из них более 40 процентов - внеплановые проверки. Дополнительно в рамках контрольных мероприятий ежегодно проводятся от 30 до 50 встречных проверок.
Объем проверенных средств областного бюджета и использования имущества Омской области ежегодно составляет более 14 000 000 000,00 рубля.
При этом результативность и качество проверок за последние 3 года возросли, нарушения бюджетного законодательства выявлены у каждого второго объекта контроля, и сумма выявленных нарушений ежегодно составляет не менее 500 000 000,00 рубля.
Одним из факторов, влияющих на качество контрольной деятельности, является устранение нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, и их предотвращение. В целях устранения и предотвращения нарушений бюджетного законодательства Главным управлением:
- руководителям проверенных учреждений и организаций направляются представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба, а также информационные письма в адрес ГРБС;
- органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- к административной ответственности привлекаются лица, допустившие нарушения бюджетного законодательства.
Прямым подтверждением действенности существующего механизма внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита служит то, что объектами (субъектами) контроля, в отношении которых по результатам контрольных мероприятий были выявлены нарушения финансово-бюджетной дисциплины и которым были направлены представления (предписания) с требованием их устранить, в дальнейшем подобные нарушения не допускаются, соблюдаются основные требования бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате принятых Главным управлением мер по результатам проверок предотвращено и устранено нарушений на сумму свыше 500 000 000,00 рубля. Ежегодно привлекаются к дисциплинарной ответственности от 40 до 80 должностных лиц.
Начиная с 2015 года в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении. По итогам их рассмотрения в областной бюджет поступили штрафы на сумму 183 500,00 рубля.
Кроме того, Главным управлением разработаны и рекомендованы для применения главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы средств областного бюджета):
- примерный порядок проведения проверок ГРБС получателей субсидий и Методические рекомендации по осуществлению контроля ГРБС за использованием средств областного бюджета получателями субсидий;
- примерный перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в целях унификации процедур внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главным управлением в пределах компетенции проводится методическая и консультационная работа по вопросам осуществления органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области контрольной деятельности. В рамках данной работы Главным управлением в том числе направляются информационные письма в связи с изменением законодательства, сводная информация о наиболее распространенных нарушениях, проекты типовых документов (например, правовые акты, стандарты) и иная информация, необходимая для реализации вышеуказанными органами полномочий.
Осуществление данной функции реализуется с помощью внедрения единых методов контроля, а также координации контрольной деятельности органов государственной власти Омской области.
С учетом указанных новаций приоритетными мерами по развитию и организации внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок, ведомственного контроля в сфере закупок в Омской области должны стать:
- содействие реализации единой модели развития государственного (муниципального) финансового контроля на территории Омской области;
- совершенствование механизмов государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля в сфере закупок, в том числе посредством цифровизации, автоматизации и улучшения информационного обеспечения контрольной деятельности;
- разработка, утверждение и внедрение стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля;
- повышение качества осуществления главными администраторами бюджетных средств контрольной деятельности (в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), ведомственного контроля в сфере закупок;
- развитие контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечение привлечения органами внутреннего государственного финансового контроля лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности по фактам бюджетных нарушений, а также нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
ГУКС является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) в части определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей для органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области и бюджетных учреждений Омской области (далее - заказчики Омской области) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Казенное учреждение Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" является уполномоченным казенным учреждением по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей в сфере здравоохранения для заказчиков Омской области (далее - уполномоченное казенное учреждение). Уполномоченное казенное учреждение осуществляет государственные закупки для заказчиков Омской области на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, медицинской мебели, на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования, а также прочих услуг в области медицины.
С 2016 года заказчики Омской области осуществляют государственные закупки с использованием государственной информационной системы Омской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Омской области (далее - ГИС).
С 2017 года ГИС позволяет осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств заказчиками Омской области.
В целях обеспечения открытости и прозрачности государственных закупок, повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок без проведения конкурентных процедур с 2018 года заказчиками Омской области у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляются государственные закупки с использованием электронного сервиса.
Приоритетными направлениями повышения эффективности и оптимизации государственных закупок являются:
1) дальнейшее развитие централизованной модели управления контрактной системой в сфере государственных закупок, позволяющее снизить нагрузку на заказчиков Омской области и усилить государственный контроль за проведением государственных закупок;
2) увеличение доли совместных аукционов (осуществление двумя и более заказчиками Омской области закупок одних и тех же товаров, работ, услуг), проводимых в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3) использование электронного сервиса для осуществления государственных закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) модернизация ГИС с учетом изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом достигнутых положительных результатов в сфере реализации подпрограммы следует отметить актуальные вопросы, требующие решения.
В условиях расширения полномочий органов исполнительной власти Омской области по выполнению социальных задач, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не подкрепленных доходными источниками, актуальной задачей является обеспечение сбалансированности областного бюджета.
В рамках решения данной задачи деятельность органов исполнительной власти Омской области должна быть организована по следующим направлениям:
- эффективное управление долговыми обязательствами Омской области;
- снижение дефицита областного бюджета;
- сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- обеспечение высокого уровня открытости бюджетных данных;
- совершенствование механизмов долгосрочного стратегического планирования;
- повышение уровня финансово-бюджетной дисциплины и качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Решение задач по вышеуказанным направлениям целесообразно осуществить в рамках подпрограммы, что позволит обеспечить планомерность и результативность работы в сфере реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.