Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 изменен с 6 марта 2020 г. - Постановление Правительства Омской области от 4 марта 2020 г. N 62-п
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
В настоящее время неотъемлемым элементом социально-экономического развития региона является повышение эффективности управления государственными финансами, осуществления внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок и управления собственностью Омской области.
На протяжении последних лет в Омской области осуществляется непрерывный процесс реформирования системы региональных финансов:
- с 2006 по 2008 годы в рамках Концепции реформирования региональных финансов Омской области;
- с 2011 по 2013 годы в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года;
- с 2014 года по 2018 год в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года.
Каждый этап являлся основой для последующего внедрения в бюджетный процесс в Омской области современных бюджетных технологий.
За последние годы в сфере управления общественными финансами и имуществом Омской области достигнуты значительные положительные результаты.
В основу бюджетного процесса в Омской области заложен программный принцип формирования областного бюджета. Государственные программы Омской области являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и достижения долгосрочных целей развития региона. Данный формат областного бюджета обеспечивает наглядность направления расходов областного бюджета на реализацию мероприятий государственных программ Омской области. В 2015 году доля программных расходов в общем объеме расходов областного бюджета составила 98,46 процента.
Планирование и исполнение консолидированного бюджета Омской области, централизованный сбор, консолидация и анализ отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Омской области, иной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, а также пользовательской отчетности с применением web-технологий осуществляются в программном комплексе "Единая система управления бюджетным процессом Омской области" (далее - ЕСУБП). Пользователями ЕСУБП являются главные распорядители бюджетных средств, а также государственные учреждения Омской области. Модернизация системы осуществляется на постоянной основе в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации. В настоящее время ЕСУБП полностью адаптирована к особенностям бюджетного процесса в Омской области.
Также в Омской области достигнут высокий уровень прозрачности межбюджетных отношений, выстроена устойчивая структура межбюджетных трансфертов, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования расходов областного и местных бюджетов, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.
Ежегодно происходит увеличение доли нецелевой финансовой помощи местным бюджетам. Так, по итогам 2014 года соотношение объема нецелевой финансовой помощи местным бюджетам к объему субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета) составило 36,4 процента, в 2015 году - 79,5 процента.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. В целях формирования в каждом муниципальном образовании Омской области дорожного фонда с 2014 года в местные бюджеты передаются дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
Для осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления Омской области в сфере управления муниципальными финансами Министерством финансов ежеквартально и по итогам года проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области. По результатам данной оценки, проведенной в 2015 году, процент достижения максимально возможной оценки в среднем по муниципальным образованиям Омской области составил 85 процентов, что свидетельствует о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области (по итогам 2010 года - 80 процентов).
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Омской области осуществляется комплекс мер, направленных на временное сокращение долговой нагрузки областного бюджета посредством проведения операций по досрочному рефинансированию долговых обязательств Омской области, а также своевременному обслуживанию и погашению долговых обязательств Омской области перед федеральным бюджетом и кредитными организациями.
На 1 января 2016 года уровень долговой нагрузки областного бюджета составил 85,3 процента, что обеспечивает необходимый уровень его экономической безопасности и недопущение просроченных обязательств.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета, определение финансовых возможностей областного бюджета для реализации государственных программ Омской области, оценка бюджетных рисков и своевременная проработка мер по их минимизации в Омской области являются основой для перехода на долгосрочное бюджетное планирование, осуществляемое посредством формирования в Омской области системы документов долгосрочного стратегического планирования.
В 2015 году Министерством финансов обеспечена подготовка необходимой правовой базы по разработке бюджетного прогноза Омской области на долгосрочный период.
В рамках повышения качества оказываемых государственных услуг населению в регионе в 2015 году проведена работа по формированию ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области в качестве основных видов деятельности, на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (www.budget.gov.ru) (далее - информационная система "Электронный бюджет").
На 1 января 2016 года в информационной системе "Электронный бюджет" всеми 13 органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Омской области, утверждены перечни государственных услуг (работ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) основывается на значениях нормативных затрат, рассчитанных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Кроме того, на территории Омской области осуществлен переход на предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием государственной информационной системы Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области" (www.pgu.omskportal.ru). В настоящее время в электронной форме доступно более 130 государственных услуг.
Не менее важной частью совершенствования системы управления общественными финансами в Омской области являются меры по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Омской области, а также расширению практики участия в нем граждан.
Так, в рамках организации открытости бюджетных данных Министерством финансов на постоянной основе осуществляются размещение и поддержание в актуальном состоянии информации о первоначально утвержденном областном бюджете, внесении изменений в закон Омской области об областном бюджете, годовом отчете об исполнении областного бюджета и промежуточной отчетности на официальном сайте Министерства финансов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mf.omskportal.ra/oiv/mf/) и интернет-портале "Бюджет для граждан. Омская область" (www.budget.omsk.ifinmon.ru).
Кроме того, в 2015 году создана официальная группа Министерства финансов в социальной сети "ВКонтакте" для опубликования последних новостей из сферы государственных финансов.
Результатом проведенной работы стало достижение Омской областью лидирующих позиций в 2014 и 2015 годах в Сибирском федеральном округе и в целом по Российской Федерации в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, проводимом федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт".
Внутренний государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций государственного управления, направлен на обеспечение успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдения законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
В Омской области построена система как внутреннего государственного финансового контроля осуществляемого Главным управлением финансового контроля Омской области (далее - Главное управление), так и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы средств областного бюджета).
В целях оценки надежности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения областного бюджета, Главным управлением проводился анализ осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам проведенной оценки качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за период 2015 - 2018 годов более половины главных администраторов средств областного бюджета достигли высокого уровня качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля. Ежегодно в Омской области контрольными мероприятиями охватывается более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета, а также увеличивается объем проверенных средств и выявленных финансовых нарушений.
С изменением правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля расширены функции органов внутреннего государственного финансового контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Начиная с 2015 года в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении, в областной бюджет поступили штрафы на сумму 183 500,00 рубля. Данные меры способствуют повышению ответственности получателей бюджетных средств за их целевое использование и соблюдение условий, установленных при их предоставлении, а также позволяют предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере. Ежегодно Главным управлением по результатам проверок предотвращается и устраняется ущерб от нарушений на сумму около 500 000 000,00 рубля.
Одним из направлений внутреннего государственного финансового контроля является осуществление методического обеспечения контрольной деятельности.
Неотъемлемой частью реализации государственной программы является эффективная организация государственных закупок, поскольку через механизм государственных закупок формируется экономия бюджетных средств, происходит стимулирование конкуренции среди участников государственных закупок, что в итоге приводит к повышению экономических показателей в целом.
Анализ расходов областного бюджета позволил определить тенденцию ежегодного увеличения объема государственных закупок.
Объем государственных закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2019 году увеличился на 39,1 процента по сравнению с 2018 годом (22,4 млрд. рублей - в 2019 году, 16,1 млрд. рублей - в 2018 году).
Динамичное развитие контрактной системы в сфере государственных закупок способствует экономии бюджетных средств в ходе осуществления государственных закупок, размер которой в 2019 году превысил 1,7 млрд. рублей (что выше уровня 2018 года более чем на 500 млн. рублей) и составил 7,4 процента от начальной (максимальной) цены контрактов.
Участниками контрактной системы в сфере государственных закупок являются порядка 500 органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области и бюджетных учреждений Омской области (далее - заказчики Омской области) и свыше 3 000 участников государственных закупок, основную долю которых (около 80 процентов от общего числа) составляют предприятия и организации города Омска и Омской области.
В целях эффективного использования финансовых и кадровых ресурсов в Омской области применяется централизация государственных закупок посредством создания уполномоченного органа исполнительной власти Омской области - Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), а также казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение).
В 2019 году доля централизованных государственных закупок составила более 60 процентов от общего числа государственных закупок, осуществленных конкурентными способами. При этом на уполномоченный орган приходится 80,8 процента всех централизованных государственных закупок, на уполномоченное учреждение - 19,2 процента.
Таким образом, совершенствование системы управления государственными закупками в среднесрочной перспективе направлено на повышение эффективности их осуществления.
Сфера управления имуществом, находящимся в собственности Омской области, охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов собственности Омской области, прием и передача их на безвозмездной основе в федеральную или муниципальную собственность, приватизация или отчуждение по иным основаниям, передача во владение и (или) пользование объектов собственности Омской области, создание, реорганизация и ликвидация государственных предприятий Омской области и государственных учреждений Омской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, является Минимущество.
Приращение собственности Омской области осуществляется за счет приема объектов из федеральной и муниципальной собственности, формирования земельных участков, завершения строительства, приобретения и выявления новых объектов в результате инвентаризации областного имущества. Стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, по состоянию на 1 января 2016 года составила 76 300 000 000,00 рубля.
Важнейшими условиями эффективного управления областной собственностью являются проведение работы по получению правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на объекты собственности Омской области, осуществление единого, полного учета объектов собственности Омской области.
За период 2014, 2015 годов количество объектов, учтенных в Едином банке данных объектов собственности Омской области, увеличилось и составило более 19 000 единиц, включая земельные участки, находящиеся в областной собственности.
Минимуществом за 2014, 2015 годы получено около 1 835 свидетельств о государственной регистрации права собственности Омской области на объекты недвижимости, в том числе земельные участки. Доля объектов недвижимости, имеющих надлежаще оформленные документы, увеличилась с 97,6 процента в 2013 году до 98,3 процента в 2015 году.
Минимуществом на постоянной основе проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством, что в свою очередь способствует установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулированию собственников к рациональному использованию земельных ресурсов.
Таким образом, Омская область достигла значительных результатов в сфере управления общественными финансами и имуществом.
На протяжении 5 лет Омская область становилась лидером по результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами с соответствующим присвоением Министерством финансов Российской Федерации I (высшей) степени качества организации бюджетного процесса.
Несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере управления региональными финансами и собственностью Омской области требуется решение задач по следующим направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета в условиях ограниченности его доходных источников;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- повышение эффективности управления государственным долгом Омской области;
- поддержание на высоком уровне степени доступности и прозрачности для граждан информации о бюджетном процессе в Омской области;
- повышение эффективности проведения внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок;
- совершенствование системы управления государственными закупками;
- формирование имущества Омской области, необходимого для выполнения полномочий органами государственной власти Омской области, государственными учреждениями Омской области, государственными унитарными предприятиями Омской области;
- повышение эффективности управления имуществом Омской области, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций с участием Омской области, определение целей и задач управления, повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности деятельности организаций с участием Омской области;
- создание эффективной системы учета объектов собственности Омской области;
- развитие земельных отношений и повышение эффективности использования земель в Омской области (в том числе формирование устойчивых источников поступлений доходов в областной бюджет от использования земельных участков и распоряжения ими).
При решении поставленных задач и проведении работ по вышеуказанным направлениям возникает необходимость использования программно-целевого метода ввиду того, что мероприятия, планируемые к реализации в рамках данных направлений, носят межведомственный характер и не могут быть исполнены в пределах одного финансового года.
В рамках государственной программы предусматривается перечень социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение эффективности управления общественными финансами и имуществом в Омской области, что обеспечивает комплексный подход к осуществлению разработанных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.