Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 изменен с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Омской области от 25 февраля 2020 г. N 50-п
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Важнейшей стратегической задачей социально-экономического развития Омской области является развитие экономического потенциала, который во многом зависит от эффективности проводимой региональной государственной политики и определяет качество жизни населения Омской области.
В условиях общероссийской тенденции замедления темпов социально-экономического развития, неустойчивости внешней конъюнктуры вопросы создания стимулов для ускорения экономического роста, выработки новых подходов к реализации региональной социально-экономической политики приобретают первоочередное значение.
Государственная программа является взаимоувязанным по финансовым ресурсам, соисполнителям, исполнителям и срокам осуществления комплексом основных мероприятий, ведомственных целевых программ, сгруппированных по подпрограммам, направленных на эффективное решение стратегической задачи по развитию экономического потенциала Омской области в период с 2014 по 2022 год.
Государственная программа разработана в соответствии со стратегическими целями, задачами и приоритетами, установленными в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия).
Стратегией заложена основа для формирования новой модели развития экономики Омской области, проведения институциональных преобразований, направленных на значительное улучшение инвестиционного климата, активизацию инвестиционных процессов, поддержку малого и среднего бизнеса, дальнейшее развитие предпринимательской инициативы, совершенствование системы государственного и муниципального управления в Омской области.
Текущая социально-экономическая ситуация в Омской области характеризуется неравномерностью развития.
Объем валового регионального продукта Омской области в 2012 году по оценке увеличился незначительно - на 1,5 процента относительно уровня 2011 года. Индекс потребительских цен в декабре 2012 года составил 106,9 процента относительно декабря 2011 года.
Наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства - 102,3 процента к уровню 2011 года. Наибольший вклад в развитие обрабатывающих производств внесли производство нефтепродуктов (71 процент), производство пищевых продуктов (10,9 процента), машиностроительный комплекс (6,5 процента), химическое производство (5,1 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (3,9 процента).
Спад в сельском хозяйстве на 21,3 процента обусловлен неблагоприятными погодными условиями и эффектом высокой базы растениеводства в 2011 году.
Крупными и средними организациями по данным годовой бухгалтерской отчетности в 2012 году получен сальдированный финансовый результат в сумме 33,2 млрд. руб., что на 22,6 процента выше уровня 2011 года.
Одним из основных факторов развития экономического потенциала является ускоренный рост капитальных вложений в экономику Омской области, а также привлечение прямых иностранных инвестиций. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 15,8 процента относительно 2011 года и составил 108,6 млрд. руб. Возросла привлекательность экономики Омской области для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции увеличились в 2012 году на 7,5 процента к 2011 году и составили около 670 млн. долл. США. Прямые иностранные инвестиции возросли более чем в 2 раза (369,1 млн. долл. США).
Внешнеэкономический оборот Омской области составил в 2012 году 1331,9 млн. долл. США и увеличился на 23,5 процента относительно уровня 2011 года. При этом в структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 61,2 процента, импорта - 38,8 процента.
Оценка динамики основных социально-экономических показателей Омской области в 2013 году свидетельствует о продолжении тенденции неустойчивости развития Омской области.
В целях обеспечения устойчивых темпов роста экономики Правительством Омской области реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для инвесторов и хозяйствующих субъектов, стимулирование инвестиционной деятельности. В 2012 - 2013 годах разработаны и приняты следующие законы Омской области: "О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности", "Об инвестиционном налоговом кредите", "Об инвестиционном фонде Омской области", "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" (в части установления пониженных ставок по налогам на имущество и на прибыль для организаций, получивших инвестиционный налоговой кредит).
Ведется практическая работа по формированию готовых инвестиционных площадок, что позволит привлечь инвесторов и снизить их издержки, связанные с реализацией инвестиционных проектов.
Формируется инфраструктура, способствующая реализации инвестиционных проектов. Создан такой региональный институт развития, как открытое акционерное общество "Корпорация развития Омской области". Основными целями деятельности открытого акционерного общества "Корпорация развития Омской области" являются повышение конкурентоспособности Омской области за счет привлечения российских и иностранных инвестиций, содействие реализации инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры, необходимой для создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, а также организация финансирования инвестиционных проектов.
Важным инструментом стимулирования деловой и инвестиционной активности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, формирования позитивного имиджа Омской области как инвестиционно привлекательного региона, демонстрации экономического и инвестиционного потенциала на внешних рынках является выставочно-ярмарочная деятельность. Данная деятельность способствует продвижению товаров и услуг омских производителей на внешние рынки в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия проводятся в соответствии с приоритетами инвестиционной политики Омской области.
Несмотря на принимаемые Правительством Омской области меры, сохраняются такие проблемы, снижающие инвестиционную привлекательность Омской области, как высокое административное давление, неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры и низкая доступность энергетических мощностей.
Реализация мероприятий государственной программы позволит активизировать инвестиционные процессы в Омской области, сформировать образ Омской области как региона, привлекательного для инвесторов.
В результате объем инвестиций в основной капитал возрастет в 2022 году на 53,8 процента относительно уровня 2013 года. Рост внешнеторгового оборота Омской области составит 2,4 процента относительно уровня 2013 года.
Важное значение для экономического роста в Омской области имеет создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, совершенствование системы государственной поддержки и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе социального предпринимательства).
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует не только насыщению рынка товарами и услугами, развитию конкурентной среды, увеличению налоговой базы Омской области, но и созданию новых рабочих мест, самозанятости и формированию дополнительных источников доходов для населения Омской области. Кроме того, малый и средний бизнес предоставляет социальные услуги, которые востребованы населением, в сферах образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения населения.
В 2012 году на территории Омской области осуществляли деятельность 26,5 тыс. малых и средних предприятий (43,8 процента от количества действующих предприятий Омской области) и 40,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. На долю малого и среднего предпринимательства приходилось около 31 процента от среднесписочной численности работников всех организаций Омской области. Оборот малых и средних предприятий в 2012 году составил 380,9 млрд. руб. (30,9 процента от оборота всех организаций Омской области). Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий в 2012 году составили 10,7 млрд. руб. (9,8 процента от всех инвестиций в основной капитал в Омской области).
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы расширяются меры и увеличиваются объемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. С 2012 года предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников 50 и более человек, реализующим проекты по созданию или модернизации производств (с сентября 2013 года требование к количеству работников снижено до 30 человек). Предусмотрены субсидии до 600 тыс. руб. на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми. Для реализации проектов стоимостью 20 - 50 млн. руб. утвержден механизм инвестирования бюджетных средств с приобретением на срок 3 - 5 лет доли в уставном капитале субъекта малого предпринимательства. С 2013 года реализуются мероприятия по поддержке деятельности центра инноваций социальной сферы, а также по возмещению в сумме до 5 млн. руб. затрат, связанных с организацией деятельности дошкольных образовательных центров.
Объем финансирования программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Омской области увеличился с 23,37 млн. руб. в 2009 году до 326,3 млн. руб. в 2012 году. В 2013 году на реализацию соответствующих мероприятий предусмотрены средства в объеме 384,2 млн. руб.
Продолжается развитие действующих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
- Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, включающего региональный центр поддержки предпринимательства;
- бюджетного учреждения Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор";
- Микрокредитной компании Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательств;
- муниципальных центров поддержки предпринимательства.
Также продолжается развитие центра поддержки экспорта и центра инноваций социальной сферы.
В Омской области планируется создание многофункционального центра для субъектов малого и среднего предпринимательства, на базе которого по принципу "одного окна" будут оказываться не только государственные услуги, но и консалтинговые и сервисные услуги банков.
В рамках государственной программы продолжится реализация мероприятий по финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержке, поддержке в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
В результате доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех организаций Омской области увеличится в 2022 году до 44 процентов. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, возрастет на 2,5 процента к уровню 2014 года. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно будет расти на 7,3 процента. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, составит 31,5 процента в общем объеме валового регионального продукта Омской области.
Динамика социально-экономического развития Омской области во многом зависит от эффективности государственного управления в Омской области, в том числе системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Омской области, государственных закупок для нужд Омской области, регионального государственного контроля (надзора), а также государственного регулирования тарифов (цен) и контроля за их применением в Омской области.
В целях обеспечения притока дополнительных инвестиций и, соответственно, повышения качества, надежности услуг, предоставляемых организациями коммунального комплекса региона, с 2014 года в рамках государственной программы будет обеспечен переход к регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов).
Государственной программой также предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование механизмов государственного управления в Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.