Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Исилькульского муниципального района Омской области в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная система образования - это развитая сеть учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг различного уровня в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, потребностями воспитанников, обучающихся и их родителей. В системе образования Исилькульского района на 01.09.2020 г. - 47 муниципальных образовательных учреждения различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников 7292 человек.
Система дошкольного образования включает:
- 16 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений посещают 1614 ребенка от 1,5 до 7 лет;
- 16 муниципальных казенных общеобразовательных учреждений, где есть дошкольные группы кратковременного пребывания, охватывают 286 детей 5 - 7 лет.
Таким образом, на территории Исилькульского муниципального района функционируют 32 учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Частные, семейные детские сады в районе отсутствуют.
Система общего образования
По состоянию на 1 сентября 2020 года система общего образования Исилькульского муниципального района представлена 27 общеобразовательными учреждениями разного типа и вида:
- муниципальных основных общеобразовательных учреждений - 10,
- муниципальных средних общеобразовательных учреждений - 16,
- муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений - 1,
Из 27 общеобразовательных учреждений района - 20 или 74% расположены в сельской местности, в которых обучается 2280 школьников, что составляет 42% от общего количества обучающихся.
Одной из главных особенностей муниципальной школьной сети является наличие большого количества малокомплектных школ, которые составляют 80% от общей сети дневных общеобразовательных. В общей численности малокомплектных школ - 26% с численностью менее 50 человек.
Условиями, способствующими обеспечению безопасности и комфортности общеобразовательных учреждений, являются:
проведение капитальных ремонтов и противоаварийных мероприятий, повышение уровня противопожарной, антитеррористической безопасности, внедрение технологий энергосбережения в общеобразовательных учреждениях.
В целях обеспечения качества и безопасности образовательного процесса потребуется проведение как проведение капитального ремонта, так текущего, а также дополнительные пристройки для организации физкультурно-спортивной работы в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС.
Важным направлением развития системы общего образования является комплексное обеспечение безопасности обучающихся. Необходимо продолжить эту работу с целью реализации современных технологий безопасного развития общеобразовательных учреждений, которые обеспечат снижение риска и уменьшение последствий чрезвычайных ситуаций, создадут системы профилактики, жизнеобеспечения и защиты человека в каждой общеобразовательном учреждении. Это позволит в дальнейшем сократить непредвиденные затраты и расходы из муниципального бюджета на восстановление нанесенного ущерба.
В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в сельской местности, создана достаточная сеть школьных маршрутов, на которых эксплуатируется 22 единиц школьного транспорта, 332 школьника подвозятся к учреждениям образования ежедневно, 31 - один раз в неделю.
Актуальным вопросом остается безопасность перевозок школьников. Поэтому актуальным является обустройство дорог и поэтапная замена автотранспорта, выработавшего свой ресурс.
Препятствующим фактором дальнейшего развития процессов информатизации общего образования является низкая скорость доступа к сети Интернет.
Потребуется дальнейшая модернизация учреждений образования, осуществляющих дистанционное образование детей - инвалидов с целью расширения возможности применения дистанционных образовательных технологий не только для обучения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для обучающихся удаленных образовательных учреждений, в том числе в сельской местности.
Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях сдерживаются следующими факторами:
- архитектурная недоступность школ (пандусы, подъемники, расширенные входные проемы, оборудованные туалетные помещения и др.);
- недостаточность необходимых учебных материалов.
Устойчивая тенденция снижения числа здоровых детей определяет необходимость создания в каждой школе среды, обеспечивающей организацию школьного питания, создание современных условий для занятий физической культурой и спортом.
Планируется дальнейшее развитие сетевого и профильного обучения в районе.
Система воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
В системе образования района функционирует 4 образовательных учреждения дополнительного образования детей, в которых дополнительное образование получают 5460 обучающихся. Учреждения дополнительного образования занимают в общей сложности 13 зданий и сооружений. Из них были построены:
- в 70-е годы - 23%;
- в 80-е годы - 69%;
- в 90-е годы - 0%;
- после 2000-го года - 8%.
Из общего числа зданий, построенных в 70-80-е годы, в 6 (50%) - не проводился капитальный ремонт, в 6 (50%) - выполнялся частичный ремонт, в 5 зданиях был осуществлен капитальный ремонт, многие здания не соответствуют современным требованиям.
Таким образом, сеть учреждений дополнительного образования детей нуждается в серьезном обновлении - строительстве новых зданий, капитальном ремонте имеющихся.
Дополнительное образование нашего района предоставляет детям выбор различных кружков и секций по следующим направлениям: спортивное, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественного и технического творчества, военно-патриотическое. Анализ показывает, что самыми популярными остаются спортивная (29,9%) и эколого-биологическая (29,4%) направленности. Увеличение обучающихся по естественно-научной направленности объясняется заинтересованностью вузов в привлечении молодежи к научно-исследовательской деятельности, в развитии которой активное участие принимают и учреждения дополнительного образования. Открыты новые объединения, в том числе технической направленности "Робототехника Lego" и "Конструирование и моделирование изделий из древесины" на Станции юных техников. Туристско-краеведческой направленности "Юные туристы" и технической направленности "Мир через объектив" в Доме детского творчества. Реализуются адресные образовательные программы для детей с особыми образовательными возможностями.
Управлением образования осуществляется координация по развитию воспитательной деятельности в системе образования района.
Во многих образовательных учреждениях Исилькульского муниципального района созданы и успешно функционируют воспитательные системы, ориентированные на потребности обучающихся, педагогов и родителей, учитывающие конкретные социально - педагогические условия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем, в системе образования еще существуют проблемы в деле воспитания:
- недостаточная ресурсная база системы воспитания,
- слабая роль управленческого аппарата в образовательных учреждениях в вопросах управления развитием воспитательной деятельности.
Реализация социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В районе насчитывается 93 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 14 воспитываются в семьях приемных родителей, 79 - в опекунских семьях, 2 - усыновлены (удочерены).
В Исилькульском районе обеспечивается реализация социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании региональных нормативно-правовых актов:
- Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 г. N 225, который определяет:
- выплату стипендии, размер которой увеличивается на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной обучающимся в данном образовательном учреждении;
- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
- выплату единовременного денежного пособия выпускникам областных государственных образовательных учреждений;
- оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в порядке, устанавливаемом Правительством Омской области;
- оплату обучения на курсах по подготовке к поступлению в организации среднего и высшего профессионального образования;
- выплату выпускникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных организациях профессионального образования, однократно денежной компенсации в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования в порядке и по нормам, устанавливаемым Правительством Омской области;
- оплату обучающимся в областных государственных образовательных организациях, а также в муниципальных образовательных организациях, бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
- выплату денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, и вознаграждение, причитающееся приемным родителям (приемному родителю);
- расходы на обеспечение в соответствии с законодательством вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма по месту жительства;
- расходы на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (однократно из расчета не более 500 тыс. рублей);
- оплату проезда к месту использования отпуска (отдыха) и обратно детям-сиротам, находящимся под опекой (попечительством), в том числе приемным детям, а также неработающим опекунам (попечителям) и приемным родителям один раз в два года.
- Закона Омской области от 27 декабря 2007 года N 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними", который определяет:
- обеспечение деятельности органов опеки и попечительства несовершеннолетних по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие кадрового потенциала
В Исилькульском районе активно формируются современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура. В системе образования трудится 685 педагогических работников.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли позволила стабилизировать ситуацию по обеспеченности образовательных учреждений района квалифицированными специалистами. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в целом по отрасли составляет 99,7%. Высшее образование имеют 73,7% (среднеобластной - 83,1%) педагогов от их общего количества. Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составляет 59,5% (среднеобластной - 51,9%).
Доля учителей пенсионного возраста уменьшается (увеличивается) и составляет 17,9% (среднеобластной - 22,7, российский показатель - 18%), доля педагогов мужчин 16%. Происходит обновление педагогического корпуса. Доля молодых учителей исилькульских школ в возрасте до 35 лет составляет 27,5% (среднеобластной показатель - 22,8%).
В целях привлечения и закрепления молодых учителей в образовательные учреждения района молодым специалистам, прибывшим на работу в муниципальные учреждения образования, выплачивается денежное пособие и устанавливается надбавка к должностному окладу с учетом объема фактической нагрузки в размере от 30% до 50%; работающим на селе, оклады устанавливаются с учетом коэффициента в размере 1,25. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Приоритетом модернизации образования в последние годы стало обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса. В этой сфере на муниципальном уровне реализуются программы повышения квалификации. Ежегодно более 90% учительского корпуса охвачены различными формами обучения и повышения квалификации.
Наряду с положительными тенденциями существуют проблемы.
Требуют улучшения жилищные условия педагогов. Сегодня их социальный пакет не в полной мере соответствует социальной значимости профессии, уровню квалификации, ответственности и сложности их труда, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферу образования.
Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.