Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к региональной программе
Омской области "Модернизация
первичного звена здравоохранения
Омской области" на 2021 - 2025 годы
Аналитическая записка
к схемам размещения объектов здравоохранения Омской области
I. Общие сведения
Омская область входит в состав Сибирского федерального округа. Общая численность населения Омской области на 1 января 2020 года (по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат)) составляет 1926,7 тысячи человек, в том числе детей (0 - 17 лет) 417,2 тысячи человек (приложение N 1 к настоящей аналитической записке). Административным центром Омской области является город Омск с численностью населения по состоянию на 1 января 2020 года (по данным Росстата) 1154,5 тысячи человек, в том числе детей (0 - 17 лет) 229,1 тысячи человек.
Данные о численности населения Омской области, размещенные в информационной системе по адресу https://pasreg.rosminzdrav.ru (паспорта медицинских организаций, справочники и отчеты по населенным пунктам) (далее - паспорт МО), о численности населения Омской области не соответствуют численности населения на 1 января 2020 года по данным Росстата (приложение N 1 к настоящей аналитической записке).
Расхождения по численности населения Омской области между данными паспорта МО и данными Росстата связаны с тем, что по состоянию на 1 января 2020 года отсутствуют официальные данные территориального органа Росстата по Омской области о численности и возрастно-половом составе населения в разрезе населенных пунктов, городских округов по состоянию на 1 января 2020 года, а также соответствующие прогнозные данные.
Муниципальное устройство Омской области включает в себя:
1) 32 муниципальных района;
2) 1 городской округ, с численностью населения свыше 50 тысяч человек на 1 января 2020 года (по данным Росстата).
В соответствии с приложением N 5 к методическим рекомендациям по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - методические рекомендации) в Омской области подготовлены полные комплекты карт-схем размещения медицинских организаций на 32 муниципальных района и 1 городской округ. Таким образом, комплекты карт-схем размещения медицинских организаций подготовлены в Омской области в разрезе всех муниципальных районов и городского округа (приложение N 2 к настоящей аналитической записке).
На территории Омской области находится 1523 населенных пункта, в том числе 81 населенный пункт с нулевой численностью населения и 0 населенных пунктов, не имеющих прикрепления к медицинской организации, структурному подразделению медицинской организации (приложение N 3 к настоящей аналитической записке).
Наличие по Омской области расхождений между данными паспорта МО и данными Росстата по количеству населенных пунктов связано с тем, что в течение 2019 года ряд населенных пунктов был исключен из административно-территориального деления Омской области. Расхождения между данными паспорта МО и данными Росстата по количеству населенных пунктов с нулевой численностью населения связано с отсутствием официальной информации территориального органа Росстата по Омской области по численности населения в разрезе населенных пунктов.
Сведения по сети медицинских организаций и структурных подразделений, внесенные в паспорт МО и представленные на картах-схемах размещения медицинских организаций, по Омской области подтверждаются соответствующими данными федерального статистического наблюдения за 2019 год.
II. Анализ территориального планирования доступности оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках планирования мероприятий региональной программы модернизации первичного звена
Анализ (результаты представлены в приложениях N 5 - 9 к настоящей аналитической записке) территориального планирования оказания медицинской помощи имеющейся численности населения в рамках действующей сети медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Омской области имеются медицинские организации, входящие структурные подразделения, обслуживающие численность населения больше или меньше рекомендованной в рамках приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 года N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (далее - приказ Минздравсоцразвития России N 543н).
Имеется 367 медицинских организаций, входящих структурных подразделений, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения, в отношении 31 из которых планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (приложения N 6, 7 к настоящей аналитической записке), 12 медицинских организаций, входящих структурных подразделений, обслуживающих больше рекомендуемой численности населения, в отношении которых не планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (приложения N 6, 8 к настоящей аналитической записке).
Также следует отметить 793 медицинских организации, входящих структурных подразделений, которые обслуживают рекомендованную численность населения, но по 8 из которых до 2025 года планируется изменение вида медицинской организации, в связи с прогнозируемой динамикой численности населения.
Основным критерием для включения врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (далее соответственно - ВА, ФАП) в мероприятие по строительству региональной программы Омской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" на 2021 - 2025 годы (далее - Программа), являлся показатель физического износа действующего здания от 61 до 80 процентов, а также размещение существующих зданий в приспособленных помещениях (в зданиях клубов, школ, жилых домов, детских садов и т.д.). При внесении данных в "Паспорт медицинской организации" на платформе https://pasreg/rosminzdrav.ru в разделе "Здания" в разрезе каждого медицинского учреждения использовались показатели физического износа согласно приложению пункта 21, где физический износ зданий от 61 до 80 процентов соответствует оценке технического состояния - "ветхое" и характеризует объект со следующими техническими характеристиками: "Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, возможно лишь после проведения охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента".
Таким образом, объекты, включенные в Программу, с процентом износа от 70 до 80 процентов требуют проведения мероприятий по строительству взамен существующего здания.
Планируемая стоимость капитального ремонта одного квадратного метра объекта здравоохранения определена согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 августа 2020 года N 491/пр "Об утверждении Методики определения нормативов предельной стоимости (расчетной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации".
Согласно методике определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 года N 404, средний физический износ зданий Омской области составляет 55,41 процент и оценивается как неудовлетворительное техническое состояние, где согласно общей характеристике, эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта.
Поскольку фактическое значение износа зданий находится в интервале значений от 41 до 60 процентов, то норматив определен по формуле:
, тыс. рублей, где:
Nфакт - фактический износ здания из паспорта учреждения;
Nmin - минимальное значение физического износа здания составляет 41 процент;
С1%и - стоимость 1 процента износа по Омской области составляет 0,899 тыс. рублей;
Сиmin - стоимость минимального значения физического износа составляет 12,483 тыс. рублей;
НДС - налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
Указанная формула была применена при расчете стоимости капитального ремонта здания по состоянию на 2020 год. Следует отметить, что при расчете стоимости капитального ремонта зданий участковых больниц, ВА и ФАП были применены понижающие коэффициенты.
Согласно планируемым мероприятиям на платформе "Паспорт медицинской организации", формируется итоговая потребность проведения ремонтных работ, которая также включает работы по разработке проектно-сметной документации (далее - ПСД).
Кроме того, при определении стоимости капитального ремонта с 2021 по 2025 годы применены индексы-дефляторы согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 1 октября 2019 года N 33198-ПБ/Д03и "О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" на капитальный ремонт, а именно: 2021 год - 103,7, 2022 год - 103,7, 2023 год - 103,8, 2024 год - 103,8.
В связи с этим, стоимость капитального ремонта здания имеет отклонение стоимости по ряду объектов на сумму ПСД и на сумму индексов-дефляторов.
Анализ (результаты представлены в приложении N 10 к настоящей аналитической записке) расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек до ближайших медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Омской области 286 населенных пунктов находятся вне зоны доступности врачебной медицинской помощи:
1) 2 населенных пункта находятся на удалении более 6 км согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России N 543н;
2) 286 населенных пунктов находятся на удалении более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр.
III. Сведения о транспортной доступности Омской области
Омская область расположена в среднем течении Иртыша, который, пересекая территорию области с юга на север, делит ее на левобережную и правобережную части. Область граничит с Республикой Казахстан на юге, с Тюменской областью на западе и севере, с Новосибирской и Томской областями на востоке. Транспортный комплекс Омской области включает автомобильный, железнодорожный, водный транспорт и авиатранспорт.
Автомобильные дороги являются основой, базовым элементом общей системы транспорта, имеющим наиболее разветвленную структуру, решающим самый широкий спектр задач на местном (территориальном), региональном, федеральном и межгосударственном уровнях, услугами которого пользуются все без исключения пользователи транспортных услуг.
От уровня развития дорожной сети и состояния автомобильных дорог в значительной степени зависит стабильность и комфортность проживания на территории, возможность получения качественных социальных услуг, образования, мобильность населения, возможность трудоустройства в пределах городских агломераций и на агропромышленных перерабатывающих предприятиях в сельской местности, своевременность оказания медицинской помощи, эффективность ликвидации негативных последствий опасных природных процессов и чрезвычайных ситуаций.
Омская область по обеспеченности территории автомобильными дорогами значительно уступает многим регионам страны и находится на уровне ниже средних по России (плотность дорог составляет 57 км на 1000 кв. км территории (53 место в России), удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 70,7 процента (73 место), 513 населенных пункта (43 процента) из общего количества не имеют связи по дорогам с твердым покрытием.
Суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования в Омской области составляет 24 024,1 км, в том числе 729,9 км - автомобильных дорог федерального значения, 10 207,0 км - автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, и 13 087,2 км - автомобильных дорог местного значения.
По территории Омской области проходят следующие автомобильные дороги федерального значения:
1) А-320 (Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан) - протяженность участка составляет 178,354 км;
2) Р-254 "Иртыш" (Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск) - протяженность участка составляет 276,491 км;
3) Р-254 "Иртыш" (южный обход г. Омска) - протяженность участка составляет 39,775 км;
4) Р-402 (Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск) - протяженность участка составляет 235,337 км.
На участках федеральных автомобильных дорог Омской области расположены 19 искусственных дорожных сооружений, в том числе 6 мостов, 13 путепроводов, общей протяженностью 2 233,01 погонных метров.
Основными участками концентрации дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах являются (рисунок 10):
1) 501 - 554 км. Р-402 в Тюкалинском муниципальном районе (зона ответственности трассового медицинского пункта бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф");
2) 571 - 593 км. Р-402 в Любинском муниципальном районе;
3) 602 - 607 км. Р-402 в Омском муниципальном районе;
4) 776 - 782 км. Р-254 "Иртыш" в Марьяновском муниципальном районе;
5) 835 - 842 км. Р-254 "Иртыш" в Омском муниципальном районе;
6) 860 - 871 км. Р-254 "Иртыш" в Кормиловском муниципальном районе;
7) 18 - 53 км. А-320 в Омском муниципальном районе.
Основными проблемами в дорожном хозяйстве Омской области, увеличивающими несоответствие транспортно-эксплуатационного потенциала дорожной системы потребностям социально-экономического развития Омской области, являются:
1) низкие транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог, в том числе обеспечивающих кратчайшее соединение районных центров Омской области и межрегиональные перевозки, а также объездных дорог для вывода транзитного транспорта из городов и крупных населенных пунктов, что приводит к снижению скорости автомобильного потока, значительным потерям времени пребывания в пути, ухудшению состояния окружающей среды;
2) наличие на значительной части территории Омской области грунтовых дорог с затрудненным проездом по ним. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог составляет 70 процентов;
3) несоответствие значительной части мостов современным требованиям по грузоподъемности;
4) низкий уровень обустройства автомобильных дорог и оснащения организаций дорожного хозяйства современной дорожно-строительной и эксплуатационной техникой;
5) отставание темпов ремонта автомобильных дорог с твердым покрытием от требуемых сроков службы дорожных одежд.
Указанные проблемы возникают ввиду недостаточного объема финансирования дорожной отрасли, который не в состоянии восполнить нарастающий износ автомобильных дорог, а также обеспечить пропуск транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками, что создает угрозу безопасности перевозок.
В связи с этим важнейшей задачей для дорожно-транспортного комплекса региона является формирование сети автомобильных дорог, обеспечение транспортной доступности всеми видами транспорта на уровне, гарантирующем экономическую целостность и социальную стабильность Омской области.
Распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 29 июля 2016 года N 283-р "О маршрутизации при оказании медицинской помощи пациентам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Омской области" определены зоны ответственности государственных учреждений здравоохранения Омской области по оказанию скорой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и маршрутизация пострадавших для оказания специализированной медицинской помощи.
Зоны на территории Омской области, в которых недоступно оказание скорой медицинской помощи, отсутствуют.
В весенне-осенние периоды года в Омской области возникают ограничения регулярного транспортного сообщения с рядом населенных пунктов (бездорожье, ледоход или установление ледового покрытия на реке Иртыш). Данные ситуации возникают на территориях муниципальных районов, расположенных на севере Омской области (Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, Седельниковский, Большеуковский, Большереченский).
В структурных подразделениях центральных районных больниц, расположенных в населенных пунктах, с которыми прогнозируются ограничения регулярного транспортного сообщения, заблаговременно создаются запасы лекарственных средств, планируются мероприятия по привлечению транспортных средств высокой проходимости, в том числе авиационный транспорт, для транспортировки людей, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
IV. Вопросы территориального планирования, оставшиеся не решенными в рамках планируемых мероприятий региональной программы модернизации первичного звена за период с 2020 по 2025 год
По результатам проведения мероприятий за период с 2020 по 2025 год, планируется, что после 2025 года в Омской области:
1) останется 393 медицинских организаций, входящих структурных подразделения, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения, в связи с чем данные структурные подразделения позволят обеспечить доступность оказания медицинской помощи для жителей сельских населенных пунктов с учетом удаленности от районных центров;
2) останется 12 медицинских организаций, входящих структурных подразделений, обслуживающих больше рекомендуемой численности населения.
При этом не останется медицинских организаций, входящих структурных подразделений, обслуживающих рекомендуемую численность населения, в отношении которых необходимо изменение вида медицинской организации, входящего структурного подразделения, а также населенных пунктов вне зоны доступа медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.