Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
1. Реализация подпрограммы осуществляется в сфере образования, которую на территории Омской области представляют образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, дополнительные образовательные программы, всех форм собственности.
В 2011/12 учебном году 100 процентов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций перешли на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, 117 муниципальных общеобразовательных организаций с высоким уровнем готовности перешли на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
2. С 1 сентября 2013 года доля обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего образования составляет:
- 72 процента обучающихся по образовательным программам начального общего образования;
- 8,2 процента обучающихся по образовательным программам основного общего образования.
В 2012/13 учебном году профильной подготовкой были охвачены 70,9 процента обучающихся 10 - 11 классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.
3. В малокомплектных муниципальных общеобразовательных организациях отмечается развитие системы индивидуального обучения, формируются сетевые ресурсы, позволяющие компенсировать дефицит педагогических кадров и материально-технического оснащения.
4. Одним из приоритетных направлений государственной политики Омской области в сфере образования является создание условий для социализации, адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Омской области работают 27 государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В них обучаются более 3000 детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Модернизация системы общего образования Омской области, в том числе инфраструктуры, привела к развитию дистанционного обучения в первую очередь детей-инвалидов, обучение которых по основным общеобразовательным программам организовано на дому. Более 20 процентов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций реализуют образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (далее - образовательные программы общего образования) с использованием дистанционных образовательных технологий (90 процентов от общего количества детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для обучения по образовательным программам общего образования).
Постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2015 г. N 147-п в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей осуществляют 109 государственных и муниципальных образовательных организаций.
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием детей составляет 54,5 процента от общей численности детей этого возраста.
Наиболее распространенными в системе дополнительного образования детей являются объединения спортивной и художественно-эстетической направленностей, востребованными становятся естественнонаучная, социально-педагогическая и культурологическая направленности.
Реализуются новые направления в техническом творчестве (робототехника, историческая реконструкция), в эколого-биологических и туристско-краеведческих объединениях, развивается система проектно-поисковой деятельности обучающихся.
Наметилась тенденция интеграции систем общего и дополнительного образования детей, что расширяет возможности организации внеурочной занятости обучающихся, их социализации, развития системы выявления одаренных детей.
В рамках реализации национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения в 2012 году произошло существенное увеличение объема спортивной работы в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях во внеурочное время. На базе муниципальных общеобразовательных организаций созданы спортивные клубы (359 спортивных клубов по 44 видам спорта, общее количество членов клубов 20936 человек).
7. Система профессионального образования в 2011 - 2013 годах претерпела значительные изменения (изменение количественного состава государственных профессиональных организаций и качества подготовки обучающихся).
В Омской области функционируют государственные и частные профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования (101 организация).
В период с 2007 по 2013 год реорганизована 31 государственная профессиональная образовательная организация. В результате реорганизации созданы 17 двухуровневых образовательных комплексов для подготовки рабочих кадров и специалистов агропромышленной, строительной, машиностроительной, радиотехнической отраслей и сферы обслуживания, 6 ресурсных центров подготовки рабочих кадров и специалистов для строительной и лесотехнической, автотранспортной, агропромышленной отраслей, нефтехимического комплекса.
В данных образовательных комплексах и ресурсных центрах за счет средств федерального и областного бюджета сконцентрирована материально-техническая база и кадровые ресурсы, позволяющие повысить эффективность и результативность профессионального образования, исключить дублирование бюджетных услуг в сфере профессионального образования, снизить неэффективные бюджетные затраты, укрепить социальные и производственные связи системы профессионального образования с хозяйствующими субъектами.
Ежегодно государственными профессиональными образовательными организациями осуществляется выпуск более 10 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов. Трудоустройство выпускников по ведущим отраслям экономики составляет более 60 процентов. Около 13 процентов выпускников продолжают обучение на следующем уровне профессионального образования.
Материально-техническая база и кадровый состав государственных профессиональных образовательных организаций позволяет вести подготовку рабочих кадров и специалистов по 12 отраслям производства, 66 профессиям, по 19 укрупненным группам специальностей, 95 специальностям.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования внедрены в 100 процентах государственных профессиональных образовательных организаций.
8. Общими недостатками системы образования Омской области являются низкий уровень кооперации между образовательными организациями, недостаточное использование потенциала государственно-частного партнерства в сфере образования, высокое административное давление, высокие расходы на содержание изношенной инфраструктуры государственных и муниципальных образовательных организаций.
9. Ключевыми проблемами в сфере образования являются:
1) низкий уровень доступности дошкольного образования;
2) недостаточное кадровое, материально-техническое обеспечение государственных и муниципальных образовательных организаций для получения обучающимися независимо от места жительства и состояния здоровья качественного образования современного уровня;
3) ограниченный доступ государственных и муниципальных образовательных организаций к современным информационным ресурсам в связи с недостаточной скоростью интернет-соединения;
Постановлением Правительства Омской области от 26 марта 2014 г. N 63-п в подпункт 4 пункта 9 настоящего приложения внесены изменения
4) необходимость:
- создания в государственных и муниципальных образовательных организациях:
безопасных условий для образования, присмотра и ухода за детьми;
современных условий для организации питания и медицинского обслуживания обучающихся;
- государственной поддержки развития частного сектора дошкольного образования посредством предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в сфере дошкольного образования;
- развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- развития социальной поддержки:
детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, других категорий обучающихся;
родителей (законных представителей) обучающихся;
работников государственных и муниципальных образовательных организаций;
- структурного реформирования государственных профессиональных образовательных организаций, включая:
создание отраслевых образовательных кластеров, охватывающих направления материального производства, транспорта и социальной сферы, многофункциональных центров прикладных квалификаций;
укрепление социальных и производственных связей государственных профессиональных образовательных организаций с хозяйствующими субъектами;
совершенствование системы целевой подготовки рабочих кадров и специалистов;
создание единой электронной образовательной среды Омской области, позволяющей организовать коллективное использование электронных образовательных ресурсов;
- создания центров детской креативности в целях:
вовлечения обучающихся в продуктивную предпринимательскую деятельность;
популяризации в детской и молодежной среде престижа инженерных профессий;
формирования у детей и молодежи профессиональных компетентностей и практических навыков в высокотехничных специальных сферах: робототехника, механика, электроника, автоматика, компьютерная, полиграфическая и телекоммуникационная сфера, экономика;
- внедрения независимой системы оценки качества образования, формирования системы мониторинга уровня подготовки и социализации обучающихся;
- совершенствования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных организаций на основе показателей эффективности их деятельности;
- создания условий для развития одаренных детей и молодежи, стимулирования их творческой и физической активности.
10. Проблемы, указанные в пункте 9 подпрограммы, обусловлены тенденциями развития сети государственных и муниципальных образовательных организаций, износом основных фондов данных организаций (составляет 68 процентов), сложившейся в Омской области демографической ситуацией (увеличение рождаемости, миграция населения), недостаточным участием хозяйствующих субъектов реального сектора экономики Омской области в формировании государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также недостаточным использованием потенциала государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.
11. Перспективными возможностями для развития системы образования Омской области в рамках подпрограммы являются расширение горизонтальной и вертикальной кооперации между образовательными организациями и их сотрудничества с хозяйствующими субъектами по вопросам профессиональной ориентации, участие работодателей в формировании основных и дополнительных образовательных программ, развитии материально-технической базы образовательных организаций.
12. Одним из основных механизмов обеспечения современного качества общего образования станет дальнейшее внедрение в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов, способствующих развитию деятельностных (проектных, исследовательских) методов обучения, формированию у обучающихся инициативности, самостоятельности, способности к сотрудничеству.
Успешная реализация подпрограммы будет способствовать созданию в долгосрочной перспективе конкурентоспособной системы образования Омской области, отвечающей международным стандартам качества образования.
13. В среднесрочной перспективе реализация подпрограммы приведет к:
1) оптимизации сети государственных и муниципальных образовательных организаций;
2) повышению доступности качественного образования для населения Омской области независимо от места проживания граждан и состояния здоровья;
3) ликвидации очередности в государственные и муниципальные дошкольные организации;
4) повышению социального статуса работников системы образования;
5) развитию системы планирования и прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, системы профессиональной ориентации обучающихся;
6) созданию современных образовательных кластеров;
7) развитию:
- академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций;
- сетевых форм взаимодействия между организациями, реализующими образовательные программы различного уровня, вида и направленности;
- электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
8) модернизации организационно-экономических и финансовых механизмов управления системой образования в Омской области, внедрению эффективных механизмов хозяйствования в системе образования Омской области.
14. Реализация подпрограммы будет способствовать:
Постановлением Правительства Омской области от 13 октября 2014 г. N 245-п в подпункт 1 пункта 14 настоящего приложения внесены изменения
1) привлечению в одну из ключевых отраслей экономики Омской области - отрасль образования и, соответственно, в экономику Омской области в целом частных инвестиций посредством государственно-частного партнерства в прогнозируемом объеме в 2015 - 2016 годах в сумме 0,25 млрд. руб.;
2) созданию 7 тыс. новых рабочих мест в бюджетном секторе экономики Омской области за счет открытия новых государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;
Постановлением Правительства Омской области от 13 октября 2014 г. N 245-п в подпункт 3 пункта 14 настоящего приложения внесены изменения
3) приросту налоговых поступлений:
- по налогу на доходы физических лиц в связи с выходом на работу в 2014 - 2020 годах более 10 тыс. родителей детей, которые обеспечены местами дошкольного образования в дошкольных организациях, созданием 7 тыс. новых рабочих мест и ростом заработной платы в бюджетном секторе экономики Омской области в объеме 2,2 млрд. руб. в областной бюджет и 1,0 млрд. руб. в местные бюджеты;
- по налогу на имущество организаций в связи с введением в эксплуатацию в 2014 - 2020 годах новых объектов недвижимого имущества, используемых для размещения дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, в объеме 60,6 млн. руб. в областной бюджет;
4) привлечению в отрасль финансовых средств частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей в сумме не менее 366 млн. руб. ежегодно за счет предоставления субсидий частным образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, и индивидуальным предпринимателям.
15. Потенциальными рисками для развития системы образования Омской области являются снижение качества жизни в Омской области (особенно в сельской местности), риск возрастающего дефицита педагогических работников, низкий уровень развития высокотехнологичных производств (сдерживает развитие науки и снижает квалификационные требования), повышение стоимости профессионального образования, отток талантливых студентов в другие субъекты Российской Федерации, эмиграция населения из Омской области, наличие непрофильных образовательных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.