Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 изменен с 4 апреля 2019 г. - Приказ Главного управления финансового контроля Омской области от 1 апреля 2019 г. N 5
Раздел 2. Проблемы, решение которых осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения, характеристику влияния Программы на достижение цели и решение задачи подпрограммы государственной программы
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2015 - 2017 годы и послании Губернатора Омской области Законодательному Собранию на 2016 год особо отмечена необходимость максимальной эффективности бюджетных расходов.
Неотъемлемым элементом системы управления региональными финансами является осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В настоящее время в Омской области сформирована и функционирует система органов исполнительной власти Омской области, уполномоченных на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, контроль в сфере закупок осуществляются за использованием бюджетных средств и соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство), а также за соблюдением законодательства Российской Федерации контрактной системе в сфере закупок.
Главное управление, как уполномоченный орган по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений), осуществляет свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Главном управлении, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 11 сентября 2012 года N 93, и Порядком осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти Омской области, по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 288-п.
Реализацию полномочий по контролю в сфере закупок Главное управление осуществляет в пределах компетенции органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Порядком осуществления контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом внутреннего государственного финансового контроля, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года N 372-п.
В целях оценки надежности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения бюджета, Главным управлением проводится анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В рамках проводимых бюджетных реформ развитие системы внутреннего государственного финансового контроля предполагает его реформирование в части реализации дополнительных полномочий с целью эффективного и результативного использования средств областного бюджета.
Главным управлением в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ежегодно проводится более 100 контрольных мероприятий в год, из них более 40 процентов - внеплановые проверки. Дополнительно в рамках контрольных мероприятий ежегодно проводятся от 30 до 50 встречных проверок.
При этом результативность и качество проверок за последние 3 года возросли, нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство) выявлены у каждого второго объекта контроля, и сумма выявленных нарушений бюджетного законодательства ежегодно составляет более 500 млн. рублей.
С внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации определены функции органов внутреннего финансового контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства.
Немаловажным фактором контрольной деятельности является работа по принятию комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем.
В рамках наделенных полномочий, в целях устранения выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий и их предотвращения, Главным управлением:
- направляются руководителям проверенных учреждений и организаций представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, о возмещении причиненного ущерба, а также информационные письма в адрес главных администраторов бюджетных средств;
- направляются в Министерство финансов Омской области уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- привлекаются к административной ответственности лица, допустившие нарушения бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Данные изменения способствуют повышению эффективности осуществления контрольной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, ответственности получателей бюджетных средств за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также позволяют предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок при исполнении бюджетного процесса.
В результате принятых Главным управлением мер по результатам проверок предотвращено и устранено нарушений свыше 500,0 млн. рублей. Ежегодно привлекаются к дисциплинарной ответственности до 80 должностных лиц.
Начиная с 2015 года, в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства, возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых выносятся штрафы и предупреждения.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и развития внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, Главным управлением проводятся мероприятия в части введения контроля за исполнением внутренних бюджетных процедур составления и исполнения областного бюджета, соблюдения стандартов ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
С целью оценки надежности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения бюджета, Главным управлением проводится анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По итогам проведенной оценки качества осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2015 год больше половины (60%), а именно 18 из 30 ГАБС, имеют уровень качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита выше 50%, то есть высокую и удовлетворительную оценки.
Одним из направлений работы Главного управления является осуществление методологического обеспечения контрольной деятельности. В целях повышения эффективности контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и соблюдением бюджетного законодательства были разработаны документы, позволяющие эффективно реализовать полномочия по контролю за использованием бюджетных средств.
Несмотря на все вышеперечисленные позитивные шаги по совершенствованию системы внутреннего государственного финансового контроля в регионе процесс его развития сдерживает то, что на федеральном уровне по-прежнему отсутствует методика проведения контроля по определению эффективности расходования бюджетных средств. Возникает ряд проблем при квалификации нарушений и отнесении фактов расходования бюджетных средств к неэффективным или неправомерным расходам, отсутствуют меры принуждения по ним.
Правовое регулирование контроля в сфере закупок, осуществляемого органами внутреннего государственного финансового контроля, требует детальной проработки, принятия подзаконных нормативных актов.
С учетом указанных новаций приоритетными мерами по развитию и организации внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок в Омской области должны стать:
- содействие реализации единой модели развития государственного (муниципального) финансового контроля на территории Омской области;
- совершенствование механизмов государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля в сфере закупок, в том числе посредством цифровизации, автоматизации и улучшения информационного обеспечения контрольной деятельности;
- разработка, утверждение и внедрение стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений в Омской области;
- реализация мероприятий, направленных на совершенствование деятельности главных администраторов бюджетных средств в части осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок;
- развитие контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечение привлечения органами внутреннего государственного финансового контроля лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности по фактам бюджетных нарушений, а также нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение вышеуказанных проблем Главным управлением осуществляется в рамках настоящей Программы, подпрограммы "Управление общественными финансами в Омской области" государственной программы Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области", что позволит обеспечить планомерность, эффективность и результативность этой работы.
Эффективная работа по реализации мероприятий Программы учитывает возможные варианты и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля в Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.