В соответствии с законом области от 30 сентября 2010 года N 2369-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Вологодской области", Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739, и во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года"
Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года.
2. Департаменту имущественных отношений области (Л.В. Балаева) принять меры по реализации Стратегии развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области В.Ю. Хохлова.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля.
Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2021 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Одобрена
постановлениемПравительства области
от 5 августа 2013 г. N 803
Стратегия
развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года
Введение
Стратегия развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года (далее - Стратегия) основывается на принципах создания эффективной системы управления собственностью области и формирования состава имущественного комплекса области, достаточного для выполнения функций органов власти области с учетом обеспечения экономической основы их деятельности.
Стратегия определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами в отношении имущества и земельных участков, находящихся в собственности области.
Стратегия содержит анализ ситуации за предшествующий период (2008 - 2012 годы), оценку состояния имущественного комплекса области, проблемы и возможные сценарии инновационного и инерционного развития.
Исходя из определенных Стратегией целей, задач и направлений развития имущественного комплекса области на территории Вологодской области установлен механизм ее реализации, приведены ожидаемые результаты, на достижение которых и направлена разработанная Стратегия.
1. Анализ ситуации за предшествующий период
В процессе управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности, одним из важных вопросов является разработка нормативной правовой базы области, соответствующей федеральному законодательству, отвечающей современным требованиям, учитывающей происходящие экономические изменения в обществе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, приведены в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.
В 2011 - 2012 годах осуществлен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых до 2009 года (до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов), в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, по результатам которого актуализирована соответствующая нормативная правовая база, устранены имеющиеся коллизии, коррупциогенные факторы.
Таким образом, на начало 2013 года создана нормативная правовая база, достаточная для принятия управленческих решений по вопросам распоряжения объектами, находящимися в собственности области, в том числе земельными участками, и осуществления от имени области полномочий собственника имущества в отношении государственных предприятий области и государственных учреждений области.
Основные законодательные положения, регламентирующие состав собственности субъектов Российской Федерации, сформированы в Федеральном законе N 184-ФЗ и предусматривают, что в собственности Вологодской области как субъекта Российской Федерации может находиться имущество для обеспечения:
осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ;
осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, в случаях, установленных федеральными законами;
деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области;
выполнения полномочий, право осуществления, которых предоставлено органам государственной власти области федеральными законами.
Созданная нормативная правовая база позволяет решать большинство первоочередных задач по учету и мониторингу имущества области. В соответствии с законом области от 9 июня 2002 года N 797-ОЗ "О Реестре собственности Вологодской области" ведется Реестр собственности области (далее - Реестр). Порядок ведения Реестра определен постановлением Правительства области от 16 апреля 2012 года N 350. В Реестре учтено имущество казны области и имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями.
Показатели Реестра, состав и стоимость имущества области, внесенного в Реестр, приведены в приложениях 1, 2 к настоящей Стратегии.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непрерывно осуществляются действия по обеспечению государственной регистрации права собственности области на объекты недвижимости и земельные участки (показатели приведены в таблице 1).
Таблица 1
Количество объектов недвижимости, земельных участков, в отношении которых осуществлена государственная регистрация права собственности области
Количество |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Объекты недвижимости, шт./кв. м |
848/370 002 |
921/320 128 |
1480/245 965 |
669/180 924 |
604/334 816 |
Земельные участки, шт./га |
214/1 549,1 |
146/420,8 |
567/3 438,7 |
650/4 730,3 |
912/11 142,6 |
Состав и стоимость имущества области не являются постоянными величинами, и изменяются, в первую очередь, в связи с тем, что поскольку имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, то процесс перераспределения имущества в связи с разграничением полномочий является постоянным и направлен на эффективное управление собственностью области.
Из приведенных ниже таблиц 2 и 3 видно, что в ходе процесса разграничения полномочий между Российской Федерацией, Вологодской областью и муниципальными образованиями области передача имущества (имущественных комплексов) осуществляется как в собственность области из федеральной собственности и муниципальной собственности муниципальных образований области, так и из областной собственности в федеральную и муниципальную собственность.
Таблица 2
Количество принятых объектов в собственность области
Год |
Принято в собственность области |
|||||
из федеральной собственности |
из муниципальной собственности |
|||||
недвижимое имущество, шт. |
движимое имущество, шт. |
земельные участки шт./га |
недвижимое имущество, шт. |
движимое имущество, шт. |
земельные участки шт./га |
|
2008 |
293 |
2 399 |
- |
20 |
2300 |
- |
2009 |
18 |
214 |
- |
91 |
1592 |
- |
2010 |
7 |
634 140 |
- |
109 |
351 |
- |
2011 |
0 |
5 431 |
- |
47 |
20 758 |
69/27,1 |
2012 |
76 |
171 842 |
20/60,3 |
980 |
94 500 |
183/106,7 |
Таблица 3
Количество объектов, переданных из собственности области
Год |
Передано из собственности области |
|||||
в федеральную собственность |
в муниципальную собственность |
|||||
недвижимое имущество, шт. |
движимое имущество, шт. |
земельные участки шт./га |
недвижимое имущество, шт. |
движимое имущество, шт. |
земельные участки шт./га |
|
2008 |
0 |
0 |
- |
52 |
0 |
- |
2009 |
0 |
0 |
- |
102 |
137 |
- |
2010 |
1 |
39 |
- |
247 |
543 |
2/0,2 |
2011 |
36 |
342 |
- |
27 |
2 |
9/13,6 |
2012 |
4 |
2 639 |
- |
43 |
- |
12/3,0 |
В предшествующий период продолжался процесс оптимизации состава и структуры имущества области, в том числе находящегося в оперативном управлении органов государственной власти области и государственных учреждений.
Динамика стоимости имущества и количества органов законодательной и исполнительной государственной власти области приведена в таблице 4.
Таблица 4
Стоимость имущества органов законодательной и исполнительной государственной власти области и их количество
Показатель |
По состоянию на: |
||||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
|
Стоимость имущества, закрепленного за органами законодательной и исполнительной государственной власти области, млн. руб. |
49 436,5 |
50 282,0 |
49 075,8 |
50 508,8 |
7 948,2 |
Количество органов законодательной и исполнительной государственной власти области, ед. |
39 |
41 |
39 |
39 |
39 |
Уменьшение стоимости имущества органов законодательной и исполнительной государственной власти области обусловлено передачей непрофильных функций по материально-техническому обеспечению органов исполнительной государственной власти области бюджетным учреждениям.
Динамика стоимости имущества и количества государственных учреждений области приведена в таблице 5.
Таблица 5
Стоимость имущества государственных учреждений области и их количество
Показатель |
По состоянию на: |
||||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
|
Стоимость имущества, закрепленного за государственными учреждениями области, млн. руб. |
6370,1 |
8204,5 |
10092,5 |
9674,8 |
56462,5 |
Количество государственных учреждений области, ед. |
278 |
283 |
268 |
261 |
314 |
Из приведенной таблицы видно, что число государственных учреждений к 2012 году было сокращено в связи с проводимой Правительством области политикой оптимизации бюджетного сектора экономики, в первую очередь в системе образования.
В 2012 году наметившаяся тенденция к сокращению государственных учреждений изменилась в связи с передачей дополнительных полномочий с федерального и муниципального уровней на уровень субъектов Российской Федерации. В результате в собственность области приняты 68 государственных учреждений, в том числе:
из федеральной собственности - 5 (в сфере образования и защиты животного мира)
из муниципальной собственности - 63 (в сфере здравоохранения).
Передача дополнительных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации влечет за собой передачу имущества и рост количества государственных учреждений. Это нашло отражение в данных таблицы 2 (в 2012 году значительно увеличилось количество передаваемого в собственность области имущества) и таблицы 5 (соответствующий рост количества государственных учреждений).
В области действуют унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности области и принадлежит им на праве хозяйственного ведения. В своей хозяйственной деятельности унитарные предприятия самостоятельны.
Динамика стоимости имущества и количества государственных предприятий (ГУП) по отраслям приведена в таблице 6.
Таблица 6
Стоимость имущества государственных предприятий области и их количество (в разрезе отраслей народного хозяйства)
N |
Показатель |
По состоянию на |
||||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
||
1. |
Стоимость имущества ГУПов, млн. руб. |
5 012,7 |
6 527,6 |
7 817,5 |
8 925,7 |
8 388,4 |
2. |
Число ГУПов области, ед., в том числе по отраслям: |
22 |
21 |
21 |
19 |
16 |
2.1. |
Коммунальная энергетика |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
2.2. |
Строительство |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2.3. |
Здравоохранение |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2.4. |
Транспорт |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2.5. |
Сельское хозяйство |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2.6. |
Иные |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Из приведенной таблицы видно, что число государственных предприятий сокращается. Тенденция к сокращению количества государственных предприятий обусловлена тем, что необходимым условием деятельности публичных хозяйствующих субъектов является соответствие предмета их деятельности задачам и полномочиям соответствующего уровня публичной власти. Ограничением является также и недопустимость сохранения унитарных предприятий в тех сферах, где существуют и работают частные предприятия в целях соблюдения принципа вмешательства публичной власти в хозяйственную деятельность только тогда, когда решение стоящих перед властью задач не достигается силами частных хозяйствующих субъектов.
За период 2009 - 2013 годов ликвидировано четыре неэффективно работающих государственных предприятия области и одно предприятие преобразовано в автономное учреждение.
Кроме того, два предприятия коммунальной энергетики преобразованы в акционерные общества и в отношении двух предприятий запланирована приватизация.
Имущество области, не закрепленное за государственными предприятиями области на праве хозяйственного ведения и учреждениями области на праве оперативного управления, составляет казну области.
Динамика стоимости имущества, составляющего казну области, и условия его использования приведены в таблице 7.
Таблица 7
Стоимость имущества, составляющего казну области
N |
По состоянию на: |
Общая балансовая стоимость имущества, составляющего казну области, тыс. руб. |
в том числе имущество казны области, тыс. руб. |
|||
используемое муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий |
используемое на условиях договоров безвозмездного пользования |
используемое на условиях договора аренды |
свободное от прав третьих лиц |
|||
1. |
01.01.2009 |
3 686 511,60 |
741 943,80 |
2 606 130,30 |
331 099,00 |
7 338,50 |
2. |
01.01.2010 |
3 953 731,63 |
672 698,71 |
2 670 391,72 |
284 414,30 |
326 226,90 |
3. |
01.01.2011 |
2 670 472,18 |
823 995,66 |
1268735,98 |
333 909,54 |
243 831,00 |
4. |
01.01.2012 |
2 881 410,48 |
835 944,03 |
1 613 423,76 |
317 526,72 |
114 515,97 |
5. |
01.01.2013 |
3 335 822,83 |
1 223 122,80 |
1 852 861,07 |
157 321,65 |
102 517,31 |
Имущество, составляющее казну области, используется:
муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий области на условиях договоров владения и пользования областным имуществом;
организациями иной формы собственности или физическими лицами на условиях договоров аренды или безвозмездного пользования.
Состав имущества казны области (количество, наименование), используемого муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий области, зависит от того, какими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления. Так, в 2012 году органы местного самоуправления области, кроме государственных полномочий в сфере образования и социальной защиты населения, были дополнительно наделены полномочиями в сфере здравоохранения. Это привело к увеличению общей стоимости имущества, составляющего казну области, используемого по договорам владения и пользования (данные таблицы 7).
На условиях договоров безвозмездного пользования имущество используется, в основном, федеральными или муниципальными организациями для выполнения своих полномочий. Такое имущество, как правило, в дальнейшем передается в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в рамках разграничения полномочий.
Изменения, внесенные в законодательство в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, изменения порядка предоставления имущества области в аренду и перечисления арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным и автономным учреждениям области на праве оперативного управления, оптимизация состава имущества, находящегося в собственности области, привели к снижению общего количества договоров аренды, по которым арендная плата поступает в бюджет области.
С 2011 года арендодателями имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными и автономными учреждениями и получателями доходов от арендной платы, являются данные учреждения. При этом финансовое обеспечение содержания имущества, переданного учреждением с согласия учредителя в аренду, учредителем не осуществляется, то есть содержание такого имущества осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения.
Кроме того, в результате реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества также сократился общий объем областного имущества, переданного в аренду.
Динамика количества действующих договоров аренды и поступления арендной платы в бюджет области приведены в таблице 8.
Таблица 8
N |
Год |
Количество договоров аренды, шт. |
Поступило арендной платы, тыс. руб. |
||||
всего |
имущество, закрепленное на вещном праве |
имущество казны области |
всего |
имущество, закрепленное на вещном праве |
имущество казны области |
||
1. |
2008 |
303 |
248 |
55 |
37026,3 |
19716,8 |
17309,5 |
2. |
2009 |
281 |
231 |
50 |
30990,7 |
14719,2 |
16271,5 |
3. |
2010 |
307 |
259 |
48 |
29979,2 |
17396,2 |
12583,0 |
4. |
2011 |
84 |
39 |
45 |
14058,5 |
5297,5 |
8761,0 |
5. |
2012 |
84 |
42 |
42 |
15344,4 |
1820,3 |
13524,1 |
В состав казны области также входит имущество, которое в определенный период времени свободно от прав третьих лиц. К фактам, обуславливающими наличие такого имущества, относятся передача такого имущества из собственности Российской Федерации, в том числе при реализации федеральных целевых программ, изъятие из оперативного управления государственного учреждения до даты закрепления такого имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за областными организациями, передачи в пользование на условиях соответствующего договора или приватизации такого имущества. Вопросы обеспечения содержания такого имущества в настоящее время урегулированы постановлением Правительства области от 24 декабря 2012 года N 1560 "О содержании имущества казны области".
Все земельные участки, находящиеся в собственности области, учитываются также в составе казны области. По состоянию на 1 января 2013 года в состав казны области включено 3042 земельных участка общей площадью 24623,5356 га.
В рамках реализации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности области, земельные участки предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования органам государственной власти и областным государственным учреждениям, заключаются договоры аренды с государственными предприятиями и иными субъектами, договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования.
Таблица 9
Количество земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования и безвозмездного срочного пользования
N |
Год |
Количество предоставленных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования и безвозмездного срочного пользования |
|
на праве постоянного бессрочного пользования (шт.) |
на праве безвозмездного срочного пользования (шт.) |
||
1. |
2008 |
4 |
- |
2. |
2009 |
9 |
1 |
3. |
2010 |
3 |
3 |
4. |
2011 |
59 |
14 |
5. |
2012 |
156 |
27 |
Таблица 10
Количество договоров купли-продажи и действующих договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности области, сумма доходов областного бюджета от сдачи в аренду и продажи земельных участков
N |
Год |
Договоры аренды земельных участков |
Договоры купли-продажи земельных участков |
||
кол-во, шт. |
поступило арендной платы, тыс. руб. |
кол-во, шт. |
доходы от продажи земельных участков, тыс. руб. |
||
1. |
2008 |
358 |
7612,8 |
7 |
640,7 |
2. |
2009 |
461 |
10733,9 |
4 |
12,0 |
3. |
2010 |
479 |
13917,6 |
9 |
38158,6 |
4. |
2011 |
680 |
20194,9 |
2 |
27,7 |
5. |
2012 |
861 |
20010,6 |
3 |
224,7 |
Анализ представленной в таблицах 9 и 10 информации свидетельствует о значительном увеличении количества земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования и в аренду. Это связано с передачей дополнительных полномочий федерального и муниципального уровней, увеличением количества формируемых земельных участков под объектами недвижимости и регистрацией на них права собственности области.
В рамках оптимизации состава и структуры областного имущества в период с 2008 по 2012 год продолжалась приватизация областного имущества.
Ежегодно Правительством области утверждались прогнозные планы (программы) приватизации имущества области, включающие государственные унитарные предприятия, пакеты акций (долей) в хозяйственных обществах различной отраслевой принадлежности, а также иного имущества, находящегося в собственности области. Начиная с 2011 года Правительство области перешло на среднесрочное планирование приватизации имущества области на 3 года, что связано с разработкой и принятием областного бюджета на отчетный год и плановый двухгодичный период и необходимостью планирования неналоговых доходов от продажи областного имущества.
Таблица 11
Итоги приватизации областного имущества
Годы |
Продажа движимого и недвижимого имущества области вместе с земельными участками |
Продажа акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ |
Поступление денежных средств от приватизации имущества области, всего, (млн. руб.) |
||
количество объектов (ед.) |
поступление денежных средств (млн. руб.) |
количество хозяйственных обществ, в которых имеется доля области (ед.) |
поступление денежных средств (млн. руб.) |
||
2008 |
18 |
21,968 |
2 |
13,151 |
35,119 |
2009 |
22 |
27,907 |
3 |
4,618 |
32,525 |
2010 |
15 |
62,114 |
4 |
9,764 |
71,878 |
2011 |
42 |
76,664 |
0 |
0 |
76,664 |
2012 |
8 |
20,325 |
0 |
0 |
20,325 |
Анализ представленной в таблице 11 информации свидетельствует о поступлении доходов в областной бюджет от продажи недвижимого и движимого имущества области, а не от продажи акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ.
В предшествующем периоде осуществлялись права акционера (участника) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля области составляла от 0,0001% (1 акция) до 100% .
Таблица 12
Доля участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ
Акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ (процентов уставного капитала) |
Количество хозяйственных обществ, по состоянию на: |
||||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
|
100% |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
от 50% до 100% |
6 |
6 |
6 |
9 |
10 |
от 25% до 50% |
10 |
12 |
7 |
9 |
8 |
от 10% до 25% |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
от 1% до 10% |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
менее 1% |
42 |
36 |
35 |
32 |
31 |
Итого: |
64 |
59 |
53 |
56 |
57 |
Показатели таблицы 12 позволяют сделать вывод:
за последние годы увеличилось количество хозяйственных обществ, в которых Вологодская область владеет контрольным пакетом акций;
хозяйственные общества с долей участия области менее 1 процента составляют 57% от общего количества хозяйственных обществ. Приобретение указанных акций осуществлялось более 10 лет назад в целях получения минимальной информации о деятельности хозяйственных обществ на территории Вологодской области. В то же время такое количество акций не позволяет области оказывать влияние на принимаемые вышеуказанными хозяйственными обществами решения, однако и осуществление продажи акций является неэффективным с позиции поступления доходов в областной бюджет, поскольку расходы на оценку акций, проводимую в обязательном порядке при приватизации, намного превысят их рыночную стоимость, являющуюся начальной ценой для продажи.
Увеличение количества хозяйственных обществ, в которых Вологодская область владеет контрольными пакетами акций (долей) в уставных капиталах, произошло в связи с приобретением указанных акций (долей) в собственность области в рамках бюджетного законодательства о предоставлении инвестиций.
В течение последних пяти лет бюджетные инвестиции предоставлялись как хозяйственным обществам, в уставных капиталах которых уже имелась доля области (ОАО "Вологодский текстиль", ОАО "Вологодское авиационное предприятие"), так и коммерческим организациям в целях участия Вологодской области в развитии и сохранении отдельных отраслей экономики области (ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования", ОАО "Строительная корпорация Вологодской области", ОАО коммерческий банк "Северный Кредит", ООО "Вологодский центр птицеводства", ОАО "Корпорация развития Вологодской области").
Предоставление бюджетных инвестиций, в большинстве случаев, повлекло получение в собственность области контрольных пакетов акций, позволяющих принимать решения по основным направлениям деятельности обществ.
Установление фактического наличия и состояния имущества области, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению имущества области, выявление нарушений законодательства Российской Федерации и области, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности имущества области государственными учреждениями области, государственными унитарными предприятиями области и организациями иной формы собственности, использующих имущество области, осуществляется в ходе документарных и выездных проверок.
Документарные проверки осуществляются в ходе изучения сведений, получаемых из карт учета областного имущества, находящегося у организаций, представляемых ими ежегодно по состоянию на 1 января года следующего за отчетным.
Выездные проверки проводятся в плановом порядке (в течение года проводится не менее 30 плановых проверок). При проведении проверок к участию привлекаются представители отраслевых органов исполнительной государственной власти области.
Кроме того, при наличии оснований, предусмотренных правовыми актами, проводятся внеплановые проверки использования и сохранности имущества области.
В результате проверок использования и сохранности имущества области в ряде случаев выявляются неучтенные, неиспользуемые и неэффективно используемые объекты недвижимости, факты скрытой аренды и субаренды имущества, фиксируется его техническое состояние, принимаются соответствующие меры к устранению выявленных нарушений и осуществляется контроль за исполнением указанных мероприятий.
В целях исполнения рекомендаций публичных слушаний на тему "О реализации закона области "О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области", состоявшихся 19 июня 2012 года, органом по управлению имуществом области проведена полномасштабная инвентаризация находящихся в собственности области объектов недвижимости (включая земельные участки) и особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений области по состоянию на 1 июля 2012 года.
Предварительные итоги проведенной инвентаризации выявили, что из 3255 объектов недвижимости не используются 369, из 2583 земельных участков не используются 96.
2. Оценка состояния и проблемы имущественного комплекса области
Анализ состояния управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, сформировавшаяся структура и состав имущества области дает возможность определить проблемы, которые снижают эффективность уровня управления и распоряжения имуществом области.
Во-первых, одна из основных проблем, негативно влияющих на эффективность исполнения полномочий, отсутствие достаточного финансирования из областного бюджета исполнения полномочий по управлению и распоряжению имуществом (кадастровый учет объектов и земельных участков и оформление права собственности области на них, содержание имущества казны области и др.) При увеличении бюджетных ассигнований многие из нижеперечисленных сложностей в реализации полномочий могли бы быть преодолены.
Во-вторых, сложившаяся практика раздельного оформления документации на объекты недвижимого имущества (корпусные объекты, сооружения) и земельные участки для внесения записи в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позволяет однозначно сделать привязку объекта к земельному участку, на котором он располагается (не представляется возможным соотнести идентифицирующие признаки земельного участка и расположенного на нем объекта).
Установленные в настоящее время требования законодательства по подготовке документов для постановки на кадастровый учет учитывают взаимосвязь между объектом и земельным участком. Для приведения в соответствие всей информации по ранее учтенным объектам необходимо провести дополнительные работы по изготовлению технических планов, внесению необходимых изменений в Государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в Реестр собственности Вологодской области. Это позволит получать достоверную информацию для принятия управленческого решения в отношении недвижимого имущества в комплексе (объект + земля).
В-третьих, в последние годы наблюдается тенденция к снижению спроса на пользование имуществом, находящимся в собственности области, в большей степени это относится к имуществу казны. Причиной является высокая степень его физического и морального износа, поскольку основная часть имущества создавалась в 50-е - 60-е годы ХХ века и в последующем не реконструировалась и не модернизировалась. Кроме того, большое влияние на спрос оказывает удаленное местонахождение такого имущества на территории области, что делает его непривлекательным для коммерческой деятельности.
Имущество, составляющее казну области, передаваемое по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования, условно можно разделить на две группы:
используемое органами местного самоуправления для выполнения переданных отдельных государственных полномочий;
используемое организациями иной формы собственности на условиях соответствующих договоров (безвозмездного пользования, аренды).
В первом случае средства на содержание переданного областного имущества учитываются при расчетах субвенций бюджетам муниципальных образований, в том числе и на проведение капитального ремонта.
В отношении имущества второй группы проблемным является вопрос ремонта объектов недвижимости, техническое состояние которых продолжает ухудшаться. В данном случае имеет место отсутствие заинтересованности хозяйствующих субъектов, использующих имущество казны области, в воспроизводстве такого имущества (проведении капитального ремонта, восстановления, модернизации и неотделимых улучшений). Даже при наличии в условиях договоров обязательств арендатора (пользователя) по проведению капитального ремонта объекта недвижимости последние уклоняются от их исполнения со ссылкой на отсутствие необходимых финансовых средств. Более того, в последнее время участились обращения арендаторов (пользователей) с предложениями о проведении капитального ремонта арендуемых объектов за счет бюджетных средств. Однако при формировании областного бюджета на очередной финансовый год бюджетные средства не учитываются.
В связи с этим даже переход на определение арендной платы за пользование имуществом казны области на основании оценки рыночной стоимости возможно и позволит увеличить поступления в бюджет области доходов от сдачи имущества в аренду, но, учитывая состояние передаваемого в аренду имущества, дополнительные поступления будут не так велики, как это могло быть.
В-четвертых, для сектора государственных унитарных предприятий области проблемой является осуществление ими видов основной деятельности, которые не предусмотрены Федеральным законом 184-ФЗ как полномочия, установленные для субъекта Российской Федерации. Из 14 государственных предприятий области, фактически осуществляющих деятельность, только деятельность 5 соответствует полномочиям, установленным для субъекта Российской Федерации.
Существенным недостатком унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, является то, что, с одной стороны, законодательством собственнику предоставлены полномочия по контролю за использованием и сохранностью имущества, с другой стороны, не предусмотрена возможность изъятия даже очевидно излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Даже при условии отказа предприятия от неиспользуемого имущества возможны негативные последствия для финансово-экономических показателей деятельности, поскольку выбытие имущества отражается на убытке предприятия.
Одним из самых серьезных недостатков унитарных предприятий, связанных с обладанием имуществом на праве хозяйственного ведения, является сложность привлечения сторонних инвестиций, поскольку само предприятие не является собственником имущества, то ни один инвестор, даже при наличии достаточных финансовых ресурсов, не готов к заключению с предприятием соглашений об инвестировании.
Из изложенного следует, что сектор государственных предприятий подлежит дальнейшему реформированию.
В-пятых, на начало 2013 года продолжается процесс совершенствования законодательства по разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем внесения изменений в действующее законодательство относительно перераспределения полномочий. Существующая ситуация с разграничением государственной собственности в рамках разграничения полномочий между соответствующими уровнями публичной власти в Российской Федерации не позволяет определить окончательные сроки завершения указанных процедур.
При разграничении имущества проблемной является ситуация, когда областные организации используют имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (как правило, на условиях договоров аренды), и уполномоченные органы Российской Федерации не рассматривают передачу такого имущества как обязательные действия, при этом областное имущество, используемое федеральными организациями для выполнения своих полномочий, в силу других федеральных законов (Федеральный закон "О полиции") должно быть в обязательном порядке передано в федеральную собственность.
В-шестых, наличие большого количества имущества казны области, используемого муниципальными организациями для выполнения переданных отдельных государственных полномочий, проблема, которая может быть устранена в случае, если область будет выполнять свои полномочия самостоятельно.
Такое имущество имеет двойной учет: на балансе у органа исполнительной государственной власти, уполномоченного осуществлять бюджетный учет такого имущества, и на забалансовом счете муниципальной организации, которая использует областное имущество. Сложно принимать комплексные решения по эффективному использованию такого имущества, так как функции учредителя в отношении муниципальных организаций, использующих данное имущество осуществляют органы местного самоуправления, следовательно, вопросы создания, реорганизации, ликвидации таких муниципальных учреждений принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, и решения по дальнейшему использованию имущества принимаются не всегда эффективно (что в итоге приводит к дополнительным средствам на содержание имущества казны области).
В-седьмых, реализация положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и других нормативных документов, принятых в развитие данного закона, показывает, что учреждения пока не в полной мере реализуют право управления имуществом, не отнесенным к особо ценному движимому имуществу для решения своих уставных задач. При наличии такого критерия отнесения к особо ценному движимому имуществу как имущество, без которого осуществление деятельности будет существенно затруднено, учреждения обосновывают отнесение к особо ценному движимому имуществу любого имущества, поскольку они не готовы к его содержанию за счет средств от приносящей доход деятельности. В то же время порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу не позволяет корректировать утвержденные перечни имущества путем исключения имущества из состава особо ценного движимого имущества и перевода его в иное движимое имущество, соответственно, цель реформы, предусматривавшая предоставление учреждениям большей самостоятельности в том числе и при использовании и распоряжении имеющимся у них имуществом, практически не реализуется.
В-восьмых, не менее актуальными являются вопросы оформления прав на земельные участки, находящиеся в собственности области.
Пассивная позиция государственных предприятий и учреждений, за которыми закреплены объекты недвижимости на праве аренды, хозяйственного ведения или оперативного управления, приводит к тому, что фактически занимаемые ими земельные участки под такими объектами используются без правоустанавливающих документов, а бюджет области недополучает неналоговые и налоговые доходы.
В-девятых, к существующим проблемам, связанным с приватизацией имущества области, относятся:
минимальный спрос на объекты недвижимости в связи с их непривлекательностью и отсутствием потенциальных инвесторов, готовых нести дополнительные расходы на их реконструкцию и модернизацию;
неликвидность большинства пакетов акций (долей) хозяйственных обществ;
отсутствие федеральных нормативных правовых актов, предусматривающих критерии расчета начальной цены акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, составляющих менее 2% уставного капитала, без определения рыночной стоимости, затраты на которую превышают стоимость акций, находящихся в собственности области.
В области управления акциями (долями) хозяйственных обществ проблематичным является исключение из Реестра собственности Вологодской области находящихся в собственности области акции (доли) хозяйственных обществ, фактически прекративших свою деятельность, но не исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц и в отношении которых не принимались общими собраниями акционеров (участников) решения о добровольной ликвидации.
В-десятых, ввиду большого объема имущества, находящегося в собственности области, его удаленности по месту расположения на территории области затруднено осуществление контроля за использованием государственного имущества в рамках выездных проверок. В комплексе указанные причины не позволяют организовать всеобъемлющий контроль за использованием имущества непосредственно по месту его нахождения. Выездные проверки имеют выборочный характер, при этом часто обусловленный краткосрочной (однодневной) продолжительностью и привязкой к сопутствующим выездам для решения иных имущественных вопросов. При этом возникает проблема с проверкой фактического устранения замечаний, выявленных в результате проведения выездной проверки.
В-одиннадцатых, к проблемам, связанным с обеспечением осуществления государственной регистрации имущественных прав собственности области и ограниченных вещных прав государственных организаций, относятся утрата правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, отсутствие кадастровых паспортов на них, на изготовление которых требуется выделение денежных средств из областного бюджета, а при обращении в суд с соответствующими исками - трудоемкость и длительность как сбора доказательственной базы, так и судебного разбирательства.
С целью проведения всестороннего анализа ситуации в развитии имущественного комплекса области, а также выбора в дальнейшем основных направлений Стратегии, был выполнен SWOT-анализ, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (O) и угрозы (T) внешних факторов, влияющих на развитие имущественного комплекса области.
Результаты приведены в приложении 3 к настоящей Стратегии.
3. Сценарии развития имущественного комплекса области
В управлении имущественным комплексом области можно выделить 2 наиболее вероятных сценария развития на долгосрочную перспективу.
Инерционный вариант развития:
поддержание эффективной нормативной правовой базы по вопросам управления и распоряжения имуществом области;
сохранение принципов взаимодействия с государственными предприятиями и учреждениями области, имеющими закрепленное на правах хозяйственного ведения и оперативного управления имущество области, для учета этого имущества и ведения Реестра собственности области, а также учета имущества казны области в Реестре собственности области с отражением операций движения имущества казны в бюджетном учете;
формирование предложений по сокращению количества государственных унитарных предприятий и поэтапное осуществление такого сокращения;
принятие решений об отнесении имущества, без которого осуществление учреждениями уставной деятельности существенно затруднено, к особо ценному движимому имуществу на основании предложений отраслевых органов исполнительной власти без каких-либо ограничений;
усиление контроля за использованием и сохранностью имущества области;
изъятие неиспользуемого и неэффективно используемого имущества из оперативного управления государственных учреждений на основании предложений отраслевых органов исполнительной власти области;
постепенное вовлечение в гражданский оборот земельных участков, находящихся в собственности области, причем темпы вовлечения земельных участков, расположенных на различных территориях будут зависеть от степени развития этих территорий;
осуществление контроля за поступлением неналоговых доходов;
проведение регулярной аттестации руководителей государственных унитарных предприятий и совершенствование системы оплаты их труда;
формирование прогнозных планов (программ) приватизации имущества области на 2014 -2016 и последующий период до 2020 года за счет неиспользуемого по назначению имущества области, в том числе выявленного по результатам проведенных инвентаризаций;
поэтапная замена представителей интересов области в советах директоров хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля области составляет свыше 50%, на профессиональных директоров;
привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа акционерного общества, в уставном капитале которого доля области составляет свыше 50%.
Инерционный вариант предполагает при минимальных ресурсах и рисках достаточно медленное развитие имущественного комплекса области.
Инновационный вариант развития:
актуализация нормативной правовой базы по вопросам управления и распоряжения имуществом области с учетом тенденций по изменению действующего законодательства, в том числе направление предложений по совершенствованию законодательства в сфере управления и распоряжения имуществом;
формирование системы управления и хранения документов путем перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления имуществом области в электронный вид, а также перехода к взаимодействию с правообладателями в электронной форме;
проведения комплекса мероприятий по инвентаризации имущества области в целях формирования в отношении него полных и достоверных сведений;
обеспечения полноты учета информации по правообладателям и иным лицам;
формирование общедоступного информационного ресурса по управлению имуществом области, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, на которых возложено управление имуществом, а также взаимодействие с потенциальными инвесторами и общественностью;
сокращение количества унитарных предприятий области;
формирование предложений для определения отраслевыми органами исполнительной государственной власти области видов особо ценного движимого имущества учреждений, в том числе установления стоимостного ограничения для отнесения к особо ценному движимому имуществу имущества, без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена;
принятие управленческих решений о неиспользуемом и неэффективно используемом имуществе по результатам проверок и проводимых инвентаризаций;
применение при осуществлении контроля за использованием и сохранностью имущества области мер административной ответственности за нарушение законодательства;
определение арендной платы по договорам аренды имущества казны области на основании независимой оценки;
обеспечение инвестиционных площадок земельными участками, находящимися в собственности области, при наличии потребности в таких участках;
установление целей управления акциями, долями хозяйственных обществ и формирование перечня хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых, находящиеся в собственности области, обеспечивают стратегические интересы области и подлежат сохранению в собственности области до 2020 года;
формирование прогнозных планов (программ) приватизации имущества области на текущий год и плановый период за счет находящихся в собственности области акций, долей, не включенных в перечень хозяйственных обществ, обеспечивающих стратегические интересы области и подлежащие сохранению в собственности области до 2020 года, а также иного неиспользуемого по назначению имущества области (в том числе выявленного по результатам проведенных инвентаризаций, расторгнутым договорам аренды) с учетом предварительного анализа спроса и наличия потенциальных покупателей;
поэтапный переход на осуществление продажи имущества области, включенного в прогнозный план (программу) приватизации имущества, способами, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", в электронной форме;
поэтапная замена представителей интересов области в советах директоров всех открытых акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля области свыше 20%, на профессиональных директоров;
внедрение практики избрания руководителей (управляющих организаций) открытых акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля области свыше 50%, по результатам конкурсных процедур, а также оценка эффективности их деятельности.
Инновационный вариант развития требует больших ресурсов как материальных, так и кадровых. При благоприятном прогнозе затраченные ресурсы будут много меньше полученного от его реализации экономического эффекта. Реализация активного варианта является возможностью совершенствования системы управления и распоряжения имущественным комплексом области, обеспечения доходов областного бюджета.
Именно второй вариант - активных действий - выбран основным сценарием развития имущественного комплекса области.
4. Цели, задачи и приоритетные направления развития имущественного комплекса области
Стратегическая цель - эффективное управление имуществом области, составляющим имущественный комплекс области.
Основные цели управления имущественным комплексом области:
обеспечение рационального использования имущественного комплекса области;
оптимизация состава и структуры имущественного комплекса и расходов на его содержание;
пополнение доходов областного бюджета;
участие в формировании налогооблагаемой базы области.
Система управления имущественного комплекса должна обеспечить решение следующих задач:
актуализация нормативной правовой базы, регулирующей вопросы управления и распоряжения объектами имущественного комплекса;
обеспечение осуществления государственной регистрации права собственности области и ограниченных вещных прав государственных организаций на недвижимое имущество (включая земельные участки), находящееся в собственности области;
усиление контроля за использованием и изменениями в структуре имущественного комплекса;
прекращение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным (не прямым) методам регулирования экономических процессов;
разграничение государственной и муниципальной собственности;
поэтапное сокращение имущества, находящегося в собственности области;
обеспечение поступлений неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в собственности области
формирование объектов, подлежащих налогообложению.
Для реализации указанных задач, для оперативной оценки и принятия управленческих решений необходимо постоянно проводить актуализацию учитываемого имущества области в целях получения достоверной и комплексной информации о нем.
В этой ситуации ключевое значение имеет ведение Реестра собственности области, формирование единого информационного ресурса для его ведения.
Основным направлением в сфере имущественных отношений является оптимизация состава и структуры областной собственности исходя из потребности имущества, обеспечивающего в полном объеме надлежащую деятельность органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных предприятий области и работников государственных учреждений области, в целях исполнения полномочий, установленных действующим законодательством для субъекта Российской Федерации.
Следует сохранить курс на сокращение количества государственных предприятий и совершенствование их структуры путем преобразования в хозяйственные общества и государственные учреждения, а в случае признания социально и экономически неэффективными путем ликвидации в установленном законодательством порядке.
В рассматриваемом периоде в форме государственных предприятий останутся только те хозяйствующие субъекты, деятельность которых отвечает функциям государства на уровне субъекта Российской Федерации и соответствует требованиям Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
К 2020 году планируется полное отсутствие в собственности области государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
В сфере арендных отношений наметилась тенденция к уменьшению объема имущества, переданного в аренду. Учитывая, что в будущем будет продолжена работа по оптимизации состава и структуры имущества области с учетом полномочий, установленных для субъекта Российской Федерации, данный блок имущества продолжит сокращаться. В данном направлении следует организовать работу по минимизации недополученных в результате этого неналоговых доходов бюджета путем перехода на рыночную арендную плату и реализации возможных мероприятий по повышению коммерческой привлекательности арендуемого имущества области.
Продолжится работа по организации оформления прав на все используемые государственными предприятиями и учреждениями земельные участки, по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности области.
Приоритетными направлениями в сфере приватизации имущества области и управления акциями, долями хозяйственных обществ, находящихся в собственности области, до 2020 года будут являться приватизация невостребованного или изъятого в случае неэффективного использования имущества области способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", и сокращение участия области в хозяйственных обществах посредством приватизации находящихся в собственности области акций (долей) хозяйственных обществ, а также иными способами, предусмотренными федеральным законодательством.
Следует продолжить работу по обеспечению государственной регистрации имущественных прав собственности области и ограниченных вещных прав государственных организаций с целью:
вовлечения объектов недвижимого имущества (включая земельные участки) в гражданский и хозяйственный оборот (в том числе путем передачи в аренду),
осуществления приватизации имущества в рамках оптимизации состава государственного имущества,
передачи имущества, находящегося в собственности области, в федеральную или муниципальную собственность в связи с определением и перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
усиления ответственности государственных организаций области за объекты недвижимого имущества, закрепленные за ними на соответствующих правах.
5. Механизмы реализации Стратегии
Организационно-управленческий:
внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения поставленных Стратегией целей;
повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат);
совершенствование единого информационного ресурса для ведения Реестра собственности области.
Правовой:
актуализация нормативной правовой и методической базы имущественного комплекса области.
Финансово-экономический:
участие в формировании доходной части областного бюджета;
разработка и реализация подпрограммы "Совершенствование системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом Вологодской области" в рамках государственной программы "Экономическое развитие Вологодской области на 2014 - 2020 годы";
разработка и реализация прогнозных планов (программ) приватизации имущества области на среднесрочный период;
регулирование ценовой политики области и мероприятия по повышению собираемости арендной платы за использование имущественного комплекса области.
Информационный:
информирование о деятельности в сфере имущественных отношений области.
Мониторинг реализации Стратегии и управление изменениями будет осуществляться Департаментом имущественных отношений области.
6. Результаты реализации Стратегии развития имущественного комплекса области
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии, будет способствовать устойчивому развитию имущественного комплекса области, обеспечению доходов областного бюджета, позволит получить значительный экономический и социальный эффект.
Достижение целей и задач, указанных в настоящей Стратегии, позволит обеспечить:
оптимизацию состава и структуры имущественного комплекса области;
повышение эффективности управления имущественным комплексом области;
контроль за использованием имущества области и повышение ответственности лиц, использующих имущество области, за нарушение порядка управления имуществом.
К 2020 году прогнозируются следующие показатели реализации Стратегии:
наличие нормативной правовой базы, соответствующей федеральному законодательству, достаточной для принятия управленческих решений по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, и осуществления полномочий собственника имущества государственных предприятий и учреждений области;
обеспечение ведения Реестра собственности области с учетом полноценной информации об объектах учета;
оформление права собственности Вологодской области и ограниченных вещных прав государственных организаций на все объекты недвижимого имущества (включая земельные участки), находящиеся в собственности области;
принятие комплексных управленческих решений об использовании имущества области;
снижение доли области в уставных капиталах хозяйственных обществ в 2 раза;
замена к 2018 году представителей интересов области в советах директоров хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля области свыше 20%, на профессиональных директоров, до 100%;
осуществление продажи имущества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации, в электронной форме начиная с 2016 года;
минимальное количество государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения либо отсутствие таких предприятий;
отсутствие:
- имущества области, закрепленного за государственными учреждениями области на праве оперативного управления, неиспользуемого либо используемого не по назначению,
- имущества в казне области не соответствующего полномочиям, установленным действующим законодательством для субъекта Российской Федерации, а также имеющего отраслевую принадлежность;
выполнение утвержденных планов поступлений в областной бюджет денежных средств от неналоговых доходов.
Показатели ожидаемых результатов реализации Стратегии отражены в приложении 4 к настоящей Стратегии.
Приложение 1
к Стратегии
Показатели
реестра собственности Вологодской области
шт.
Правообладатели |
По состоянию на |
||||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
|
Государственные предприятия Вологодской области |
22 |
21 |
21 |
19 |
16 |
Государственные учреждения Вологодской области |
317 |
324 |
307 |
300 |
353 |
Иные юридические лица, имеющие имущество области, в том числе: |
211 |
225 |
247 |
260 |
260 |
- на праве владения и пользования, безвозмездного пользования (кроме хозяйственных обществ, имеющих долю области в уставном капитале) |
184 |
201 |
225 |
238 |
241 |
- по договору аренды (кроме хозяйственных обществ, имеющих долю области в уставном капитале) |
27 |
24 |
22 |
22 |
19 |
Хозяйственные общества, имеющие долю области в уставном капитале |
64 |
59 |
53 |
56 |
57 |
Итого |
614 |
629 |
628 |
635 |
686 |
Приложение 2
к Стратегии
Состав и стоимость
имущества области, внесенного в реестр собственности области
по состоянию на 01.01.2009 | ||||||
N |
Состав имущества области |
Вид стоимости |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
|||
на праве хозяйственного ведения |
на праве оперативного управления |
казна |
всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Основные средства |
балансовая |
2 789 113,213 |
87 096 229,292 |
3 686 511,600 |
93 571 854,105 |
остаточная |
1 320 253,251 |
51 684 455,254 |
1 882 642,000 |
54 887 350,505 |
||
недвижимое |
балансовая |
673 302,530 |
82 323 033,600 |
2 667 090,719 |
85 663 426,849 |
|
остаточная |
413 741,468 |
49 971 905,400 |
1 518 266,026 |
51 903 912,894 |
||
движимое |
балансовая |
2 115 810,683 |
4 773 195,700 |
1 019 420,900 |
7 908 427,283 |
|
остаточная |
906 511,783 |
1 712 549,900 |
364 376,100 |
2 983 437,783 |
||
2 |
Незавершенное строительство |
|
1 948 245,578 |
1 653 374,327 |
197 236,973 |
3 798 856,878 |
3 |
Иные активы |
|
1 744 240,300 |
2 468 799,216 |
58 071,007 |
4 271 110,523 |
|
Итого |
|
5 012 739,129 |
55 806 628,797 |
2 137 949,980 |
62 957 317,906 |
по состоянию на 01.01.2010 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Основные средства |
балансовая |
3 582 001,808 |
91 684 764,514 |
3 953 731,633 |
99 220 497,955 |
остаточная |
1 705 146,745 |
53 370 275,029 |
1 674 956,594 |
56 750 378,368 |
||
недвижимое |
балансовая |
853 365,233 |
86 999 464,584 |
1 548 335,875 |
89 401 165,692 |
|
остаточная |
546 241,010 |
52 031 573,140 |
1 026 468,409 |
53 604 282,559 |
||
движимое |
балансовая |
2 728 636,576 |
4 685 299,930 |
2 405 395,758 |
9 819 332,263 |
|
остаточная |
1 158 905,734 |
1 338 701,889 |
648 488,185 |
3 146 095,808 |
||
2 |
Незавершенное строительство |
|
3 123 670,080 |
1 588 275,092 |
141 267,772 |
4 853 212,944 |
3 |
Иные активы |
|
1 698 752,802 |
3 528 004,496 |
18 558,507 |
5 245 315,806 |
|
Итого |
|
6 527 569,627 |
58 486 554,617 |
1 834 782,874 |
66 848 907,117 |
по состоянию на 01.01.2011 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Основные средства |
балансовая |
3 557 159,007 |
94 272 493,736 |
2 670 472,185 |
100 500 124,927 |
остаточная |
1 685 267,251 |
53 507 843,314 |
1 575 542,070 |
56 768 652,635 |
||
недвижимое |
балансовая |
1 027 422,547 |
88 368 705,108 |
1 759 634,634 |
91 155 762,289 |
|
остаточная |
670 676,628 |
51 212 986,877 |
1 284 485,005 |
53 168 148,510 |
||
движимое |
балансовая |
2 529 736,459 |
5 903 788,628 |
910 837,551 |
9 344 362,638 |
|
остаточная |
1 014 590,623 |
2 294 856,437 |
291 057,065 |
3 600 504,125 |
||
2 |
Незавершенное строительство |
|
4 344 352,053 |
2 120 667,572 |
107 834,382 |
6 572 854,007 |
3 |
Иные активы |
|
1 847 910,873 |
3 539 801,659 |
12 274,278 |
5 399 986,811 |
|
Итого |
|
7 877 530,177 |
59 168 312,546 |
1 695 650,730 |
68 741 493,453 |
по состоянию на 01.01.2012 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Основные средства |
балансовая |
10 432 814,599 |
97 195 071,482 |
2 881 410,481 |
110 509 296,562 |
остаточная |
6 025 503,731 |
53 548 370,839 |
1 677 583,645 |
61 251 458,214 |
||
недвижимое |
балансовая |
2 793 968,460 |
90 788 957,783 |
1 875 259,989 |
95 458 186,232 |
|
остаточная |
2 259 311,497 |
51 312 715,133 |
1 391 676,151 |
54 963 702,781 |
||
движимое |
балансовая |
7 638 846,139 |
6 406 113,699 |
1 006 150,492 |
15 051 110,330 |
|
остаточная |
3 766 192,234 |
2 235 655,706 |
285 907,493 |
6 287 755,433 |
||
2 |
Незавершенное строительство |
|
326 837,030 |
4 892 371,390 |
104 689,033 |
5 323 897,452 |
3 |
Иные активы |
|
2 573 351,841 |
1 742 760,384 |
5 754,759 |
4 321 866,983 |
|
Итого |
|
8 925 692,601 |
60 183 502,613 |
1 788 027,436 |
70 897 222,650 |
по состоянию на 01.01.2013 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Основные средства |
балансовая |
8 172 066,524 |
105 531 954,975 |
3 335 822,832 |
117 039 844,331 |
остаточная |
5 521 782,612 |
56 925 110,474 |
1 967 190,957 |
64 414 084,043 |
||
недвижимое |
балансовая |
2 508 704,263 |
96 169 371,997 |
1 833 412,942 |
100 511 489,202 |
|
остаточная |
2 038 831,027 |
52 977 833,626 |
1 348 355,876 |
56 365 020,529 |
||
движимое |
балансовая |
5 663 362,260 |
9 362 582,979 |
1 502 409,890 |
16 528 355,129 |
|
остаточная |
3 482 951,585 |
3 947 276,848 |
618 835,081 |
8 049 063,514 |
||
2 |
Незавершенное строительство |
|
341 903,650 |
3 342 427,376 |
74 494,297 |
3 758 825,323 |
3 |
Иные активы |
|
2 524 742,595 |
4 143 204,490 |
10 226,244 |
6 678 173,329 |
|
Итого |
|
8 388 428,856 |
64 410 742,341 |
2 051 911,499 |
74 851 082,695 |
Приложение 3
к Стратегии
SWOT-анализ развития имущественного комплекса Вологодской области
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
- законодательное регулирование (наличие системы федеральных и областных нормативных правовых актов); - эффективное взаимодействие органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, федеральных территориальных органов по вопросам имущественного комплекса; - возможность сокращения областного имущества, используемого не по назначению либо с низкой эффективностью; - возможность пополнения неналоговых доходов областного бюджета; - возможность финансирования дефицита областного бюджета; - наличие квалифицированных специалистов; - автоматизация управленческих и организационных процессов деятельности органа государственной власти в сфере имущественных отношений |
- пробелы в правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся земельно-имущественного комплекса; - недостаточное финансирование выполнения полномочий (оформление прав собственности области, содержание имущества казны области и др.); - незавершенность процессов государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости; - незавершенность процесса разграничения полномочий между уровнями публичной власти; - недостаточность имущества для осуществления отдельных полномочий; - наличие объектов недвижимости, находящихся в неудовлетворительном состоянии; - наличие большого количества имущества, составляющего казну области, используемого муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий - несвоевременное поступление неналоговых доходов от использования имущества области; - использование земельных участков, находящихся в собственности области, без оформления на них прав - отсутствие единого информационного ресурса для автоматизации деятельности органа государственной власти в сфере имущественных отношений |
O (возможности) |
T (угрозы) |
- внесение изменений в действующие нормативные правовые акты; - завершение процесса разграничения имущества между публичными образованиями; - завершение процессов государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в собственности области; - проведение совместно с отраслевыми органами исполнительной государственной власти области мероприятий по вопросам управления и распоряжения имущественным комплексом; - инвентаризация имущества области, включая земельные участки; - повышение контроля за содержанием и сохранностью имущества; - увеличение неналоговых доходов областного бюджета; - оптимизация количества государственных унитарных предприятий; - обеспечение открытости процедуры приватизации имущества области; - снижение доли участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ до уровня ниже контрольного (25% + 1 акция); - повышение квалификации специалистов; - формирование единого информационного ресурса для автоматизации деятельности органа государственной власти в сфере имущественных отношений |
- отсутствие необходимых изменений в федеральное законодательство или внесение изменений, предусматривающих новые подходы в сфере управления имуществом; - продолжение финансового кризиса; - финансирование не в полном объеме мероприятий по управлению имуществом области; - минимальный спрос на объекты недвижимости и акции (доли) хозяйственных обществ, находящихся в собственности области в связи с низкой ликвидностью, плохим состоянием объектов недвижимости, требующих финансовых вложений; - недобросовестность арендаторов и покупателей имущества области; - отсутствие защищенных каналов для передачи информации |
Приложение 4
к Стратегии
Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя |
||||||||
2012 год (факт) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Доля нормативных правовых актов в сфере управления и распоряжения имущественным комплексом, подготовленных в соответствии с планами законопроектной деятельности |
% |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), в отношении которых осуществлена государственная регистрация права собственности области, к общему количеству объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), учтенных в Реестре собственности области |
% |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля устраненных в установленные сроки нарушений использования имущества области, выявленных в ходе проведения проверок, к общему количеству нарушений, выявленных в ходе проведения проверок* |
% |
83 |
85 |
87 |
92 |
95 |
95 |
95 |
95 |
98 |
4. |
Доля хозяйственных обществ, в советы директоров которых будут избраны профессиональные директора, к общему количеству хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля области свыше 20% |
% |
0 |
0 |
5 |
20 |
50 |
80 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Доля объектов, передача (прием) которых оформлены, к общему количеству объектов, переданных (принятых) в соответствии с решениями уполномоченных органов в рамках разграничения полномочий |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. |
Доля имущества области, продаваемого посредством проведения торгов в электронной форме, к общему количеству имущества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации |
% |
0 |
0 |
10 |
30 |
50 |
60 |
70 |
80 |
100 |
7. |
Количество государственных унитарных предприятий области, основанных на праве хозяйственного ведения |
шт. |
16 |
15 |
13 |
11 |
8 |
6 |
6 |
2 |
0 |
8. |
Количество открытых акционерных обществ с участием области |
шт. |
57 |
53 |
50 |
48 |
41 |
40 |
38 |
33 |
28 |
9. |
Выполнение плана по неналоговым доходам |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
______________________________
* проверки осуществляются в соответствии со статьей 13 закона области от 17 апреля 1996 года N 73-ОЗ "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 5 августа 2013 г. N 803 "О Стратегии развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 10 августа 2013 г. N 144
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 11 июля 2016 г. N 609
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления