В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законом области от 25 марта 2008 года N 1773-ОЗ "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство области постановляет:
1. Утвердить Положение об эвакуации населения Вологодской области при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (прилагается).
2. Возложить общее руководство взаимодействием, планированием и проведением эвакуационных мероприятий в Вологодской области на Вологодскую эвакуационную комиссию по согласованию с Главным управлением МЧС России по Вологодской области.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять Положения об эвакуации населения муниципального образования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применительно к местным условиям.
Временно исполняющий обязанности |
О.А. Кувшинников |
Положение
об эвакуации населения Вологодской области при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее - Положение)
(утв. постановлением Правительства области от 27 декабря 2011 г. N 1662)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законом области от 25 марта 2008 года N 1773-ОЗ "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях упорядочения деятельности по планированию, организации, проведению и обеспечению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области (также - ЧС).
2. Для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляется комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС или при вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (природного, техногенного или экологического характера), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
3. В целях реализации настоящего Положения выделяются следующие виды эвакуации:
а) в зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации:
упреждающая (заблаговременная) - проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока;
экстренная (безотлагательная) - проводится в случае возникновения ЧС, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС;
б) в зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации:
локальная эвакуация - проводится, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС);
местная эвакуация - проводится, если в зону ЧС попадают города и населенные пункты с населением от 10 до 100 тыс. человек. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которое размещается, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС;
региональная эвакуация - осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие города с населением от 100 до 1000 тыс. человек. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания. Размещение населения за пределами области осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов, принимающих эвакуированное население;
в) в зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения:
общая эвакуация - предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС;
частичная эвакуация - осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся образовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности ЧС, достоверности прогноза реализации эвакуационных мероприятий из зоны ЧС, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
4. Основанием для принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям, определенным Руководством по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, введенным в действие приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 10 июня 1996 года N 231.
5. Эвакуация осуществляется на основании решений, принимаемых Губернатором области, главами муниципальных образований области, руководителями организаций, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В ситуациях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению):
при локальном характере ЧС - начальника (диспетчера) дежурной смены потенциально опасного объекта;
при местном характере ЧС - начальника (дежурного) единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) при органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования;
при региональном характере ЧС - старшего оперативного дежурного Федерального казенного учреждения ЦУКС Главного управления МЧС России по Вологодской области.
О принятом решении о проведении экстренной эвакуации указанные лица незамедлительно докладывают по подчиненности.
6. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется Губернатором области, председателем Вологодской областной эвакуационной комиссии, эвакуационными комиссиями муниципальных и объектовых органов управления.
Координация действий органов управления эвакуационными мероприятиями осуществляется Вологодской областной эвакуационной комиссией согласно Положению о Вологодской областной эвакуационной комиссии, утвержденному постановлением Губернатора области от 27 июня 2011 года N 377.
7. Проведение эвакуации населения осуществляется на основе планирования эвакуационных мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах, а также всесторонней подготовки населения к защите от ЧС.
Подготовительная работа организуется и проводится органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления области, органами управления организаций через эвакуационные органы и органы управления по делам ГО и ЧС.
8. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ и лицеев организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства граждан организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.
9. Жизнеобеспечение эвакуируемого населения - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей на маршрутах их эвакуации и в безопасных районах по нормам и нормативам в условиях ЧС.
II. Эвакуационные органы и их задачи
10. Планирование, организация и проведение эвакуации населения осуществляются:
на региональном уровне - эвакуационными органами, Главным управлением МЧС России по Вологодской области;
на муниципальном уровне - органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурными подразделениями организаций, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны.
К эвакуационным органам, создаваемым органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления и руководителями организаций, относятся:
эвакуационные комиссии;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП);
приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (далее - ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения.
На эвакуационные органы, создаваемые для организации и проведения эвакуации, возлагаются задачи по организации и проведению эвакуации населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
11. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях осуществляются оперативными группами, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (формируются из членов соответствующих эвакуационных комиссий и СЭП).
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
12. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий взаимодействие органов, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны регионального, муниципального и объектового уровней, и эвакуационных органов с представителями командования Вооруженных Сил Российской Федерации (начальниками гарнизонов, военными комиссарами) осуществляется по следующим направлениям деятельности:
обмен информацией об изменениях обстановки по чрезвычайной ситуации;
совместное использование защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами;
выделение в распоряжение органов специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, техники с высокими защитными свойствами для ведения радиационной и химической разведки;
планирование, организация и проведение эвакуации семей военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей из воинских частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и техногенного характера;
организация совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
13. Департамент дорожного хозяйства и транспорта области и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере транспорта, а также организации, имеющие в распоряжении транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и проведению эвакуационных перевозок:
участие в планировании эвакуационных перевозок;
обеспечение и подготовку транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организация материально-технического обеспечения эвакуационных перевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями);
организация управления эвакуационными перевозками и осуществление их вместе с соответствующими органами, специально уполномоченными решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, и эвакуационными органами;
осуществление подготовки к специальной обработке транспортных средств.
14. Департамент дорожного хозяйства и транспорта области и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог, решают следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакуационных перевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
15. Департамент здравоохранения области и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере здравоохранения, проводят мероприятия по организации медицинского обеспечения эвакуации, включающие:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовку медицинских учреждений к медицинскому обеспечению эвакуации;
подготовку к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.
III. Планирование эвакуации населения
16. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии при участии органов, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны регионального, муниципального и объектового уровня.
В целях планирования эвакуационных мероприятий осуществляется подготовка планов эвакуации.
Планы эвакуации и планы приема и размещения эвакуируемого населения оформляются в соответствии с требованиями Руководства по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, введенного в действие приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 10 июня 1996 года N 231.
Планы эвакуации оформляются в виде разделов соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В безопасных районах эвакоприемные комиссии при участии органов, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны регионального, муниципального и объектового уровня, а также глав муниципальных образований и руководителей организаций разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
17. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:
выделения транспортных средств воинских частей, предназначенных для обеспечения перевозок эвакуируемого населения, и уточнения маршрутов эвакуации;
выделения сил и средств для совместного с органами, специально уполномоченными решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны регионального, муниципального и объектового уровня, и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области регулирования движения на маршрутах эвакуации, а также охраны общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эвакуированного населения;
выделения сил и средств воинских частей для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения;
выделения сил и средств воинских частей для обеспечения санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах;
организации разведки района ЧС силами воинских частей;
использования военных городков и другого имущества для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения.
18. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в организациях осуществляющих управление жилищным фондом) и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы работающих членов семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).
Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается в организации по месту работы или в организации, осуществляющей управление жилищным фондом; второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эвакуируемого населения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.
19. Размещение эвакуированного населения планируется осуществлять, как правило, в границах муниципальных образований (муниципальный район, городской округ), на территории которых произошла ЧС.
При отсутствии необходимых условий для размещения эвакуируемого населения в границах муниципальных образований, на территории которых произошла ЧС, эвакуируемое население может быть размещено на территориях соседних муниципальных образований по согласованию с соответствующими главами муниципальных образований.
Районы размещения должны отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (должны быть вне зон их действия); обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередным видам жизнеобеспечения); соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом этих требований каждой организации заблаговременно назначается район размещения, который может включать (для крупных организаций) несколько населенных пунктов.
Закрепленные за организацией районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений (противорадиационных укрытий, подвалов, погребов и др.).
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, базы и дома отдыха, санатории. При недостатке имеющейся пригодной для жилья площади возможно строительство землянок, для чего заблаговременно подбираются соответствующие земельные участки, учитываются строительные материалы, определяются строительные организации, на которые будет возложено их строительство.
В летнее время возможно кратковременное размещение людей в палатках.
IV. Обеспечение эвакуации населения
20. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, финансовому.
21. Обеспечение оповещения и связи при осуществлении эвакуационных мероприятий возлагается на Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области.
Оповещение эвакуационных органов области всех уровней осуществляется по внутриобластной системе централизованного оповещения и действующим каналам оперативной связи (телефон, телеграф, радио). Руководители организаций оповещаются оперативными дежурно-диспетчерскими службами органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, оперативными и дежурно-диспетчерскими службами организаций в соответствии с разработанными и утвержденными схемами оповещения.
22. Мероприятия по транспортному обеспечению эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом осуществляются с привлечением по согласованию Вологодского региона Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
При планировании перевозок железнодорожным транспортом определяется максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов, предусматривается использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эвакуируемого населения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливаются уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
При планировании эвакуационных перевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, независимо от ведомственной принадлежности, приспособленных для перевозки людей. Разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей, а также по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей. Определяются уплотненные нормы посадки. Для решения внезапно возникающих задач в ходе эвакуации населения планируется резерв автотранспорта. Председатель Вологодской областной эвакуационной комиссии определяет порядок его использования.
23. Мероприятия по медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению эвакуируемого населения осуществляются департаментом здравоохранения области с привлечением по согласованию Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области.
На период проведения эвакуационных мероприятий на СЭП, ППЭ, ПЭП, пунктах посадки и высадки эвакуируемого населения, на маршрутах эвакуации разворачиваются медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников.
24. Мероприятия по охране общественного порядка и обеспечение безопасности движения при проведении эвакуационных мероприятий осуществляются с привлечением по согласованию Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области.
25. Мероприятия по материально-техническому обеспечению эвакуации населения осуществляются совместно Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, Департаментом топливно-энергетического комплекса области, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области.
26. Коммунально-бытовое обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания.
27. Информация о ходе проведения эвакуационных мероприятий, а также об их завершении направляется эвакуационным органом в Вологодскую областную эвакуационную комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 27 декабря 2011 г. N 1662 "О проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в Вологодской области"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 3 января 2012 г. N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 5 мая 2022 г. N 547
Изменения вступают в силу с 11 мая 2022 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 22 мая 2017 г. N 448
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления