Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
от 4 апреля 2017 г. N 7
Внутренний стандарт
Департамента стратегического планирования области по осуществлению внутреннего финансового контроля
(далее - внутренний стандарт)
I. Общие положения
1. Настоящий внутренний стандарт устанавливает порядок организации и осуществления в Департаменте стратегического планирования области (далее - Департамент) внутреннего финансового контроля.
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурном подразделении, исполняющем бюджетные полномочия главного администратора средств областного бюджета.
Перед составлением плана внутреннего финансового контроля составляется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - Перечень операций) по форме согласно приложению N 1 к настоящему внутреннему стандарту.
Перечень операций определяется в соответствии Перечнем внутренних бюджетных процедур составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль (внутренние бюджетные процедуры), согласно приложению N 2 к настоящему внутреннему стандарту.
3. Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета;
в) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом;
г) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита областного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом.
4. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
а) управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
б) оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также на правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление Департаментом бюджетных полномочий и (или) эффективность использования средств областного бюджета (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений);
в) повышение экономности и результативности использования средств областного бюджета путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
5. Бюджетные риски подразделяются на:
а) риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
в) риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Внутренний финансовый контроль включает следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;
в) сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
а) Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
б) Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
в) Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
8. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (группы операций).
9. Методами осуществления контрольных действий в Департаменте являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.
9.1. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом Департамента путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Департамента, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
9.2. Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальником Департамента и (или) руководителем структурного подразделения Департамента путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
9.3. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения Департамента, начальником Департамента путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
10. Результаты внутреннего финансового контроля оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
II. Порядок формирования, утверждения и актуализации плана внутреннего финансового контроля
11. Внутренний финансовый контроль в Департаменте осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
12. Формирование плана внутреннего финансового контроля осуществляется государственным гражданским служащим управления организационной, кадровой, правовой работы и оценки регулирующего воздействия Департамента ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, в должностные обязанности которого входят функции по осуществлению внутреннего финансового контроля.
13. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением указанных в плане финансового контроля периодичности, методов контроля и способов контроля внутреннего финансового контроля.
14. План внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год формируется государственным гражданским служащим управления организационной, кадровой, правовой работы и оценки регулирующего воздействия Департамента, в должностные обязанности которого входят функции по осуществлению внутреннего финансового контроля, участвующем в выполнении внутренних бюджетных процедур, до 15 декабря текущего года по форме согласно приложению N 3 к настоящему внутреннему стандарту и утверждается начальником Департамента.
15. Уточнение плана внутреннего финансового контроля проводится в случаях:
принятия решения начальником Департамента о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
16. Процесс формирования плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
17. План внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о:
- должностном лице, ответственном за выполнение операции;
- сроках и (или) периодичности выполнения операции;
- должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
- периодичности, способах проведения контрольных действий в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, смежного контроля.
18. Контрольные действия могут быть визуальные, автоматические и смешанные. В плане внутреннего финансового контроля указывается одно из таких действий.
19. В плане внутреннего финансового контроля указывается один из следующих видов контроля: визуальный, автоматический, смешанный, а также способов контроля - сплошной или выборочный.
20. В плане внутреннего финансового контроля указываются периодичность осуществления контрольного действия и срок выполнения контрольного действия.
21. План внутреннего финансового контроля формируется:
а) до начала очередного финансового года, в срок указанный в пункте 14 настоящего стандарта;
б) при принятии решения начальником Департамента о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
22. Формирование плана внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
III. Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составлению и представлению отчета о результатах внутреннего финансового контроля
23. Выявленные в результате проведения внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
24. Ведение, учет и хранение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля, составление и предоставление отчета о результатах внутреннего финансового контроля осуществляется государственным гражданским служащим управления организационной, кадровой, правовой работы и оценки регулирующего воздействия Департамента, в должностные обязанности которого входят функции по осуществлению внутреннего финансового контроля.
25. Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему внутреннему стандарту.
Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указываются: наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период: год, квартал (месяц); количество листов в папке (деле).
Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.
В случае пропажи или уничтожения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля правовым актом Департамента создается комиссия по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
26. На основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) согласно приложению N 5 к настоящему внутреннему стандарту.
27. К отчету прилагается пояснительная записка, содержащая:
а) описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
б) сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, принимаемых мерах по повышению их квалификации;
в) сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в Департамент финансов области.
28. Начальник Департамента в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля вправе поручить структурному подразделению (должностному лицу) осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.
29. По итогам рассмотрения проведенного анализа указанных результатов начальником Департамента принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение планов внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) изменение внутренних стандартов и процедур;
г) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
д) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры;
е) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ж) ведение эффективной кадровой политики в отношении должностных лиц главного администратора средств областного бюджета, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения размеров премий результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение кураторства, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора средств областного бюджета, актуализацию должностных регламентов, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных
По-видимому, в предыдущем абзаце пропущена часть текста
В случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует, начальник Департамента обязан проинформировать Департамент финансов области.
При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная также:
в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля;
в отчетах внутреннего финансового аудита, представленных начальнику Департамента.
Информация об осуществлении внутреннего финансового контроля ежегодно размещается в разделе Департамента стратегического планирования области на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
30. При установлении в ходе внутреннего финансового контроля признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность, начальник Департамента принимает решение о передаче материалов в Департамент финансов области либо в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения в данные органы направляется письмо с приложением заверенных в установленном порядке копий материалов проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.