Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ
23 июня 2016 г., 3 октября 2019 г., 10 сентября 2020 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ района (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ и подготовке годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимые для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение, орган администрации района или муниципальное учреждение Череповецкого муниципального района, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ, утвержденным администрацией района (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения, органы администрации района или муниципальные учреждения Череповецкого муниципального района, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком. При этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы в процессе разработки и реализации муниципальной программы.
5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляются в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
6. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из:
приоритетов и долгосрочных целей социально-экономического развития района и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в Стратегии социально-экономического развития района;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и объема бюджетных ассигнований бюджета района;
установления для муниципальной программы измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения структурного подразделения, органа администрации
или муниципального учреждения района, ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ.
7. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
8. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
8.1. паспорт муниципальной программы;
8.2. текстовая часть муниципальной программы, содержащая следующую информацию:
общую характеристику сферы реализации муниципальной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки реализации муниципальной программы;
обоснование выделения и включения в состав муниципальной программы подпрограмм и их обобщенная характеристика;
информацию по ресурсному обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета района, а также информацию о прогнозной (справочной) оценке расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов сельских поселений и средств из внебюджетных источников с приложением по форме таблиц 1, 2 приложения 1 к Методическим указаниям. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;
целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач муниципальной программы с приложением по форме таблицы 3 приложения 1 к Методическим указаниям и прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
8.3. текстовая часть муниципальной программы также может содержать информацию об основных показателях муниципальных заданий по годам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг в рамках программы).
8.4. подпрограммы муниципальной программы.
9. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
10. При разработке муниципальной программы ответственным исполнителем обеспечивается соблюдение требований о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
11. К муниципальной программе и обосновывающим материалам составляется титульный лист, который должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес лица, ответственного за разработку муниципальной программы.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения, органа администрации или муниципального учреждения района - ответственного исполнителя по муниципальной программе или его заместителем.
12. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы в отдел стратегического планирования, включает:
проект плана реализации муниципальной программы на первый год реализации;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию муниципальной программы;
сведения о показателях и индикаторах муниципальной программы.
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
13. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме приложения к Порядку.
В паспорте приводятся наименования показателей (целевых индикаторов) муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования бюджета района на реализацию муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по годам реализации муниципальной программы.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию муниципальной программы
14. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
15. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из приоритетов социально-экономического развития района и Стратегии социально-экономического развития района.
16. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
17. Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не должно быть размытых (нечетких) формулировок, допускающих произвольное или неоднозначное толкование);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
18. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
19. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
20. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
21. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения.
22. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно таблице 3 приложения 1 к Методическим указаниям.
23. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки эффективности муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
24. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты и непосредственные результаты по годам реализации муниципальной программы.
25. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
26. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые (рассчитываемые) по прилагаемым методикам или определяемые на основе данных государственного статистического (ведомственного) наблюдения.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения. Исходя из целей статистического наблюдения для одного и того же процесса и/или объекта наблюдения могут использоваться разные наблюдаемые характеристики.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), необходимо привести их описание.
При этом общепринятые статистические показатели, в том числе валовой региональный продукт, объем промышленного производства, численность населения, рассматриваются в данном описании как базовые.
27. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации муниципальной программы.
28. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по годам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг в рамках программы).
29. Обобщенная характеристика подпрограмм приводится на основе перечней основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы. В качестве обоснования выделения подпрограмм используется, в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
30. Информация о расходах бюджета района на реализацию муниципальной программы представляется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Методическим указаниям.
31. Информация о прогнозной (справочной) оценке расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов сельских поселений и средств внебюджетных источников на реализацию целей муниципальной программы представляется согласно таблице 2 приложения 1 к Методическим указаниям.
Требования к разработке подпрограммы муниципальной программы
32. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
33. Подпрограмма имеет следующую структуру:
33.1. паспорт подпрограммы согласно таблице 4 приложения 1 к Методическим указаниям;
33.2. текстовая часть подпрограммы, содержащая следующую информацию:
характеристику сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач согласно таблице 3 приложения 1 к Методическим указаниям, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы;
характеристику основных мероприятий подпрограммы с обоснованием объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, а также ресурсное обеспечение за счет средств бюджета района и перечень мероприятий подпрограммы согласно таблице 5 приложения 1 к Методическим указаниям;
33.3. подпрограмма может содержать:
характеристику мер правового регулирования согласно таблице 6 приложения 1 к Методическим указаниям. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов;
информацию о сводных показателях муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями по годам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг в рамках подпрограммы) с приложением таблицы 7 (приложение 1 к Методическим указаниям). Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов;
механизм реализации муниципальной подпрограммы.
33.4. В случае если в рамках подпрограммы предусматривается заключение долгосрочных муниципальных контрактов, характеристика основных мероприятий подпрограммы должна содержать краткую информацию об объектах контрактов по форме согласно таблице 6.1 приложения 1 к Методическим указаниям.
34. Расходы бюджета района на содержание органов администрации района, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной муниципальной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной муниципальной программы, могут отражаться в муниципальной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и основным мероприятиям согласно таблице 8 приложения 1 к Методическим указаниям.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
Пункт 35 изменен. - Постановление Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 сентября 2020 г. N 1067
Изменения применяются при корректировке муниципальных программ в рамках разработки проекта решения о бюджете района на 2021 г. и плановый период 2022 - 2023 гг.
35. Проект плана реализации муниципальной программы на первый год ее реализации представляется в отдел стратегического планирования и Финансовое управление вместе с проектом муниципальной программы согласно таблице 9 приложения 1 к Методическим указаниям. План реализации муниципальной программы состоит из планов реализации подпрограмм муниципальной программы.
В план реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных с муниципальной программой мероприятия плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах. Объем расходов на реализацию мероприятий плана реализации муниципальной программы должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
Основные мероприятия муниципальной программы в плане реализации детализируются в соответствии с таблицей 9.1 приложения 1 к Методическим указаниям. Этапы мероприятий, реализация которых планируется в очередном году, а оплата в последующие периоды, необходимо указывать в плане реализации на очередной год.
36. Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию.
37. Расчеты по ассигнованиям бюджета района на исполнение публичных обязательств в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан обосновывается согласно таблице 10 приложения 1 к Методическим указаниям.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы
38. Годовой отчет о реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в отдел стратегического планирования в сроки, установленные Порядком.
39. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;
результаты реализации основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
результаты использования бюджетных ассигнований бюджета района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
результаты оценки эффективности муниципальной программы, выполненной в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы района Методических указаний;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях;
предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
40. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно таблице 11 приложения 1 к Методическим указаниям с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
41. Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетом году, включает:
описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм в отчетном году;
перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их нереализации или реализации не в полном объеме;
анализ влияния последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.
42. К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно таблице 12 приложения 1 к Методическим указаниям.
43. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетом году, необходимо представить:
а) данные о расходах бюджета района, областного и федерального бюджетов, бюджетов сельских поселений и средств внебюджетных источников представляются согласно таблицам 13 и 14 приложения 1 к Методическим указаниям;
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями по муниципальной программе района согласно таблице 15 приложения 1 к Методическим указаниям.
44. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов администрации района.
45. При описании результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный период, и ожидаемых итогов реализации муниципальной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых за отчетный период;
б) перечень запланированных, но не достигнутых результатов, с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы на конец года согласно таблице 16 приложения 1 к Методическим указаниям. По показателям (индикаторам), плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится обоснование.
46. Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетный год;
дата составления годового отчета;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес лица, ответственного за подготовку годового отчета.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения, органа администрации или муниципального учреждения района - ответственного исполнителя по муниципальной программе или его заместителем.
Нумерация пунктов приводится с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 3 октября 2019 г. N 1484
49. Годовые отчеты должны быть согласованы с соисполнителями муниципальной программы.
50. Годовой отчет заслушивается на заседании Комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
V. Оценка эффективности муниципальной программы
51. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
52. Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется согласно Методике оценки эффективности реализации муниципальной программы района (приложение 2 к Методическим указаниям).
<< Приложение. Паспорт муниципальной программы |
Приложение 1. >> Таблицы |
|
Содержание Постановление Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 9 августа 2013 г. N 2068 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.