Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 06.12.2021 N 1364
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном строительном надзоре
(далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Вологодской области регионального государственного строительного надзора (далее - строительный надзор).
1.2. Предметом строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.4 настоящего Положения, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям, утвержденным частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), и (или) информационной модели (в случае если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
1.3. Предметом строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 1.4 настоящего Положения, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
1.4. Строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в подпунктах 1, 2 настоящего пункта. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществляется.
1.5. Строительный надзор осуществляется Департаментом строительства области (далее - Департамент).
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление строительного надзора, являются:
начальник Департамента;
начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента;
начальник отдела государственного строительного надзора, заместитель начальника управления государственного строительного надзора;
главный консультант отдела государственного строительного надзора;
ведущий консультант отдела государственного строительного надзора;
консультант отдела государственного строительного надзора;
главный специалист отдела государственного строительного надзора.
1.7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник Департамента, начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента.
1.8. Должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий пользуются правами и исполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.9. Объектами строительного надзора являются деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, лица, проводящего строительный контроль (далее также - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.10. Учет объектов надзора осуществляется Департаментом с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ, а также посредством ведения реестра объектов капитального строительства (далее - реестр), указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.5 настоящего Положения, размещенного на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункта 1.4
1.11. Информация об объектах надзора актуализируется по мере ее поступления.
1.12. При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержаться в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.13. Типовые формы документов, используемых Департаментом при осуществлении строительного надзора, не утвержденные федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовым актом Департамента.
1.14. Департамент в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий запрашивает и получает на безвозмездной основе в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 724-р.
1.15. Сведения о проводимых Департаментом при осуществлении строительного надзора профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях вносятся должностными лицами, указанными в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.6 настоящего Положения, в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Порядок внесения сведений в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий установлен Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 604.
1.16. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
1.17. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям
2.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) разрабатывается и утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
2.2. При осуществлении строительного надзора Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2.3. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
2.4. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Департамент размещает и поддерживает в актуальном состоянии на официальном сайте сведения, указанные в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.5. Департаментом осуществляется обобщение правоприменительной практики в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Департамент ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения правовым актом Департамента.
2.6. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ. Форма предостережения определена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
2.6.1. Решение об объявлении предостережения принимает начальник Департамента, начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента на основании мотивированного представления должностных лиц Департамента, осуществляющих государственный строительный надзор.
Департамент осуществляет учет объявленных предостережений в электронной форме с использованием информационной системы, используемой Департаментом.
2.6.2. Предостережение направляется контролируемому лицу в течении 10 рабочих дней с даты получения Департаментом сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.6.3. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействия) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование предоставления контролируемым лицом сведений и документов.
2.6.4. Контролируемое лицо вправе не позднее 15 рабочих дней с даты получения предостережения подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
2.6.5. В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению требований проектной документации, обязательных требований, требований, установленных правовыми актами.
2.6.6. Возражения направляются в Департамент контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, или иными указанными в предостережении способами.
2.6.7. Департамент рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ о результатах рассмотрения возражения.
По результатам рассмотрения возражения оно признается обоснованным или необоснованным.
Возражение признается необоснованным в следующих случаях:
если возражение не соответствует требованиям законодательства, в том числе если это подтверждено вступившим в силу решением суда по вопросам, поставленным в возражении;
если подано после истечения срока подачи, установленного в подпункте 2.6.4 настоящего пункта;
если до принятия решения по результатам рассмотрения возражения от контролируемого лица, подавшего возражение, поступило заявление об отзыве возражения.
Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение возражений, являются начальник Департамента, начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента.
2.7. Должностные лица Департамента, осуществляющие строительный надзор, по обращению контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в порядке, предусмотренном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.7.1. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента, указанными в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду абзацы четвертый - восьмой пункта 1.6
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, а также на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 10 минут.
2.7.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением строительного надзора;
2) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
3) по иным вопросам, возникающим при осуществлении строительного надзора.
2.7.3. В случае поступления в Департамент 5 и более однотипных письменных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменных разъяснений по изложенным в обращениях вопросам.
2.7.4. Департамент осуществляет также консультирование в письменной форме по вопросам, указанным в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего Положения, в случае получения соответствующего запроса контролируемого лица о предоставлении письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2.7.5. Департамент осуществляет учет консультирований путем ведения журнала учета консультирования.
2.8. Должностные лица Департамента, осуществляющие строительный надзор, проводят профилактический визит в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.8.1. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
2.8.2. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в Департамент от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
2.8.3. Профилактический визит проводится Департаментом в следующем порядке:
1) начальником управления, заместителем начальника Департамента принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и должностные лица Департамента, уполномоченные на его проведение;
2) контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
3) в день проведения профилактического визита должностные лица Департамента осуществляют выезд к контролируемому лицу либо взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видео-конференц-связи. Порядок и способ организации видео-конференц-связи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
Срок проведения профилактического визита составляет 1 рабочий день.
2.8.4. По результатам проведенного профилактического визита уполномоченное на его проведение должностное лицо Департамента составляет и подписывает справку о результатах профилактического визита.
3. Осуществление строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.5 Положения
3.1. Строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.5 настоящего Положения, проводится Департаментом при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункт 1.4
3.2. Строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
3.3. Департамент ведет учет объектов строительного надзора посредством ведения реестра объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.5 настоящего Положения, в отношении которых осуществляется строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункт 1.4
3.3.1. Распоряжением начальника Департамента, начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника Департамента назначаются должностные лица, ответственные за ведение реестра.
3.3.2. Ведение указанного реестра осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства.
На официальном сайте Департамента в сети "Интернет" размещается и актуализируется следующая информация:
1) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
2) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
3) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя либо физического лица - застройщика;
4) полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
5) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
3.3.3. Сведения вносятся в реестр не позднее 5 рабочих дней со дня поступления информации, являющейся основанием для внесения (изменения) сведений в реестр.
3.3.4. Объект капитального строительства при условии соответствия его требованиям, указанным в частях 1 и 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включается в реестр на основании распоряжения начальника Департамента (начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника Департамента) в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Департамент извещения о начале работ.
3.4. Должностные лица, ответственные за осуществление строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, назначаются начальником Департамента (заместителем начальника Департамента) в течение 2 рабочих дней после получения извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Порядок направления извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства устанавливается частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Извещение о начале строительства в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также прилагаемые к ним документы могут быть направлены в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФГИС ЕПГУ).
3.5. Должностное лицо Департамента формирует надзорное дело применительно к каждому объекту капитального строительства (отдельному этапу строительства), при строительстве, реконструкции которого осуществляется строительный надзор.
3.6. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении строительного надзора Департаментом в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ проводятся на основании программы проверок. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
3.7. Должностные лица Департамента, осуществляющие строительный надзор, в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов.
3.8. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, его участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом регионального государственного строительства на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
3.9. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Департамент не позднее чем за 24 часа до его проведения обязан направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица по электронной почте либо, в случае отсутствия адреса электронной почты, любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3.10. Строительный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
3.11. При осуществлении строительного надзора могут проводиться предусмотренные статьями 74, 75 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
3.12. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами Департамента на основании заданий начальника Департамента (начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника Департамента), включая задания, содержащиеся в планах работы Департамента, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
3.13. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемого по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подписывается начальником Департамента (начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента). Форма решения определена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Замена лиц, участвующих в контрольном (надзорном) мероприятии в соответствии с решением, изменение срока (дат начала и окончания) ее проведения, предмета или вида оформляются решением о внесении изменений в решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3.14. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
3.15. Документарная проверка осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Получение письменных объяснений, истребование документов производятся в порядке, установленном статьями 79, 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении строительного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
3.16. Выездная проверка осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки должностными лицами Департамента, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза производятся в порядке, установленном статьями 76, 78 - 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.16.1. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) в ходе проведения выборочного контроля может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров). Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
3.16.2. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
3.17. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) по форме, определенной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушений обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны быть приобщены к акту (далее - приложение к акту).
3.18. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований, в том числе несоответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией, принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля над устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.19. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
3.20. Акт и выданное на основании его предписание, а также приложенные к акту проверки составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) не позднее 3 рабочих дней со дня составления направляются контролируемому лицу в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством электронной почты, информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.21. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано с органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
3.22. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного органом строительного надзора предписания. В рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в соответствии с программой проверок, проводится проверка исполнения нарушений, указанных в предписании, если истек срок исполнения предписания, при этом контрольное (надзорное) мероприятие по исполнению предписания не проведено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.23. В случае, когда внесение результатов проверки осуществляется в электронном виде с внесением сведений в информационные системы и оформление акта проверки невозможно на месте его проведения по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт проверки и иные результаты проверки должны быть сформированы и направлены контролируемым лицам, а также размещены в соответствующих информационных системах в порядке, установленном статьей Федерального закона N 248-ФЗ, не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
3.24. Документы, составленные в рамках осуществления строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) действий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Департаментом, в том числе в информационной системе Департамента ГИС ТОР КНД.
3.25. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Департаментом проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства (далее - заключение) требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
3.26. Департамент выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка).
3.27. Департамент отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не были устранены до дня окончания итоговой проверки, при этом указанные нарушения отражаются в решении об отказе в выдаче заключения о соответствии.
3.28. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа и подписывается электронной цифровой подписью должностными лицами Департамента, осуществлявшими выездную проверку, утверждается распоряжением Департамента и направляется застройщику (техническому заказчику) по адресу, указанному в извещении о начале строительства, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение 5 рабочих дней с даты завершения итоговой проверки.
3.29. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
3.30. Документы, составляемые и полученные при осуществлении строительного надзора, подлежат хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле.
4. Осуществление строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте 3 пункта 5 Положения
4.1. Строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 1.5 настоящего Положения, проводится Департаментом, при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае формирование программы проверок не осуществляется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункт 1.4
4.2. При поступлении информации о нарушении требований, установленных пунктом 1.7 настоящего Положения, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение такого обращения (заявления), последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Департаментом в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 1.5 настоящего Положения, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункта 1.4
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка.
4.4. Департаментом при осуществлении строительного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, предусмотренные статьями 74, 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 1.5 настоящего Положения, принимается начальником Департамента (начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункт 1.4
4.6. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами Департамента составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
5.2. Если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.
5.3. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.4. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 1.4 настоящего Положения, Департаментом после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 1.5 имеется в виду пункта 1.4
5.5. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо Департамента выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6. Обжалование решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления строительного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении надзорных мероприятий;
2) актов надзорных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках надзорных мероприятий.
6.2. Обжалование решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. При обжаловании решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении строительного надзора жалоба рассматривается начальником Департамента.
6.4. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации с учетом особенностей, установленных пунктами 9 - 11 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в случае направления запросов для получения информации, необходимой для рассмотрении жалобы.
При наличии в жалобе ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамент в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
Информация о принятом решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с даты принятия решения.
В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, контролируемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.