Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 08.11.2021 N 1269
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
(далее - Положение)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Вологодской области (далее - региональный экологический контроль).
1.2. Предметом регионального экологического контроля является:
а) соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Вологодской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании": технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
1.3. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы;
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы;
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
декларация о воздействии на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
паспорта на отходы I - IV классов опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
1.4. Региональный экологический контроль осуществляется:
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, являющимся органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды (далее - Департамент);
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, наделенными отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) законом области от 28 июня 2006 года N 1465-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" (далее - органы местного самоуправления), (далее - контрольные (надзорные) органы).
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального экологического контроля, являются:
1) должностные лица Департамента:
начальник Департамента - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник управления по охране окружающей среды, заместитель начальника Департамента - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник управления по обращению с отходами производства и потребления, заместитель начальника Департамента - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник отдела, заместитель начальника управления по охране окружающей среды, главный консультант, консультант, главные специалисты отдела государственного экологического надзора Департамента - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник отдела, консультанты, главные специалисты отдела водопользования и охраны атмосферного воздуха Департамента - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
главный консультант, консультанты, главные специалисты управления по обращению с отходами производства и потребления Департамента - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
2) должностные лица органов местного самоуправления в соответствии с перечнями должностных лиц, осуществляющих региональный экологический контроль в отношении объектов, находящихся на территории соответствующего муниципального района (городского округа), за исключением объектов, подлежащих региональному экологическому контролю Департаментом, утверждаемыми органами местного самоуправления муниципальными правовыми актами.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) начальник (заместитель начальника) Департамента;
2) руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления.
1.7. Контролируемыми лицами являются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере охраны окружающей среды на территории Вологодской области, а также граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, к действиям или объектам, указанным в подпункте 3 пункта 1.8 настоящего Положения, которых предъявляются обязательные требования в сфере охраны окружающей среды.
1.8. Контрольные (надзорные) органы осуществляют региональный экологический контроль в отношении следующих объектов (далее - объекты контроля):
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные и земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природноантропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природноантропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Перечень объектов, подлежащих региональному экологическому контролю Департаментом и органами местного самоуправления, определен в приложении к настоящему Положению.
1.9. Контрольными (надзорными) органами осуществляется учет объектов контроля с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также осуществляется при получении информации в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой контрольному (надзорному) органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учет объектов контроля также осуществляется Департаментом при ведении регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
1.10. В целях учета объектов контроля в ГИС ТОР КНД указываются следующие сведения:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося контролируемым лицом;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) наименование объекта контроля;
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
д) сведения о результатах проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
1.11. Информация об объектах контроля актуализируется по мере ее поступления.
1.12. При осуществлении учета объектов контроля не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.13. Типовые формы документов, используемых при осуществлении регионального экологического контроля, не утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовым актом Департамента.
1.14. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольных (надзорных) органов и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального экологического контроля
2.1. При осуществлении регионального экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.
Критериями отнесения объектов контроля к категории риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии риска), являются:
а) отнесение объектов контроля к категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 (далее - Критерии);
б) место нахождения объектов контроля;
в) наличие выявленных нарушений обязательных требований, за которые к контролируемому лицу и (или) его должностному лицу применены меры ответственности.
2.2. Контрольные (надзорные) органы при осуществлении регионального экологического контроля относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
2.3. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;
б) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
в) к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
2.4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения;
б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
2.5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.6, 8.2, 8.4, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.42, 8.44, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольных (надзорных) органов;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 и 251 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.5 закона области от 8 декабря 2010 года N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области", вынесенного должностными лицами Департамента, и которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.
2.6. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 2.5 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.
2.7. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 настоящего Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.
2.8. При определении критериев риска проводится оценка добросовестности контролируемых лиц с учетом сведений о реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Поступление в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица информации о проведении независимой оценки соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды является основанием для понижения категории риска на одну ступень.
2.9. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ:
первоначально - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Положения;
ежегодно - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого до 1 августа текущего года.
В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.10. Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска, присвоенной объектам контроля, в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
2.11. Решение об изменении категории риска объекта контроля принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
2.12. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, составляет:
а) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
г) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Контрольными (надзорными) органами ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. Контрольными (надзорными) органами проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.3. Контрольными (надзорными) органами осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт в сети "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.4. Контрольными (надзорными) органами осуществляется обобщение правоприменительной практики в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) органы ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовят и обеспечивают публичное обсуждение, утверждение и публикацию доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается правовым актом контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
3.5. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Предостережение направляется контролируемому лицу в течение 10 рабочих дней с даты получения контрольным (надзорным) органом сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольными (надзорными) органами осуществляет учет объявленных предостережений в журнале учета в электронной форме.
3.6. Контролируемое лицо вправе в течение 30 календарных дней после получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в контрольный (надзорный) орган, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа, или иными указанными в предостережении способами.
3.7. Возражение рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в контрольный (надзорный) орган.
По результатам рассмотрения возражения оно признается обоснованным или необоснованным.
Возражение признается необоснованным в следующих случаях:
если возражение не соответствует требованиям законодательства, в том числе если это подтверждено вступившим в силу решением суда по вопросам, поставленным в возражении;
если возражение подано после истечения срока его подачи, установленного пунктом 3.6 настоящего Положения;
если до принятия решения по результатам рассмотрения возражения от контролируемого лица, подавшего возражение, поступило заявление об отзыве возражения.
Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение возражений, являются начальник (заместитель начальника) Департамента, руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления.
3.8. Консультирование контролируемых лиц осуществляется контрольными (надзорными) органами в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме, если контролируемые лица обращаются по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.9. Должностные лица контрольных (надзорных) органов осуществляют консультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований;
в) порядок осуществления регионального экологического контроля;
г) порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
3.10. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
3.11. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, при котором информация предоставляется контролируемым лицам и их представителям в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.12. Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются начальником Департамента, руководителем органа местного самоуправления. Указанная информация размещается в помещениях контрольного (надзорного) органа в общедоступном месте и на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
3.13. Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
3.14. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет консультирования путем ведения журнала учета консультирования.
3.15. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
3.16. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля.
Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности на объектах контроля, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, не позднее чем в течение 1 года с даты окончания последнего контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого были выявлены нарушения обязательных требований.
3.17. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
IV. Осуществление регионального экологического контроля
4.1. При осуществлении регионального экологического контроля проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
4.2. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, указанных в части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольными (надзорными) органами и согласованного с органами прокуратуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
4.5. При осуществлении регионального экологического контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
4.6. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
4.7. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа или другим уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.9. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) временной нетрудоспособности;
б) пребывания под следствием или судом;
в) применения к гражданину административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку;
г) пребывания в командировке, отпуске, на учебе;
д) наступления обстоятельств непреодолимой силы.
4.10. К информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.9 настоящего Положения.
4.11. При подтверждении факта наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.9 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.
4.12. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
4.13. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
д) инструментальное обследование.
4.14. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
4.15. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.16. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
4.17. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.18. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.19. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
4.20. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
4.21. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.22. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
4.23. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.24. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.25. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д) экспертиза.
4.26. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
4.27. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.28. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.29. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа, его проводящим, с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы и упаковка отобранной пробы (образца).
Способ упаковки и количество отобранной пробы (образца) должны обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) осуществлявшим его лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы должностного лица контрольного (надзорного) органа, составившего протокол;
фамилия и инициалы эксперта, наименование экспертной организации, осуществивших отбор проб (образцов);
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные приборы для отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами контрольных (надзорных) органов составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания.
5.2. Если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а также отмечается факт устранения нарушения в случае, если таковое было осуществлено до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.
5.3. Контролируемое лицо (или его уполномоченный представитель) знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в течение 2 рабочих дней со дня составления акта.
5.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.5. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований контрольный (надзорный) орган осуществляет мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.6. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо контрольного (надзорного) органа выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
VI. Обжалование решений, предписаний контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального экологического контроля, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Обжалование решений, предписаний контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального экологического контроля рассматривается руководителем этого контрольного (надзорного) органа.
6.4. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации, с учетом особенностей, установленных частями 9 - 11 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в случае направления запросов для получения информации, необходимой для рассмотрения жалобы.
6.5. При наличии в жалобе ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольный (надзорный) орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о принятом решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.