Постановление Правительства Чеченской Республики
от 23 декабря 2008 г. N 234
"Об утверждении республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)"
27 июля 2009 г.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 декабря 2012 г. N 214 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях сохранения культурного наследия Чеченской Республики, возвращения приоритетов духовности и культурной преемственности, достижения качественно нового состояния культуры и искусства, обеспечивающего развитие культурного потенциала чеченского народа и развитие культур народов Чеченской Республики:
1. Утвердить:
1.1. прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)";
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 27 июля 2009 г. N 132 пункт 1.2 настоящего постановления изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Постановления
1.2. Одобрить и внести в Парламент Чеченской Республики для утверждения прилагаемую республиканскую целевую программу "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы).
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)" министерство культуры Чеченской Республики.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 27 июля 2009 г. N 132 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Постановления
2.1. Назначить министра культуры Чеченской Республики Д.А. Музакаева представителем Правительства Чеченской Республики в Парламенте Чеченской Республики при рассмотрении указанной в пункте 1.2. республиканской целевой программы.
3. Министерству финансов Чеченской Республики финансирование республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)" производить за счет средств, предусмотренных в бюджете Чеченской Республики на 2009 год по разделу 08 подразделу 01 "Культура, кинематография и средства массовой информации".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Л.А. Магомедова.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
О.Х. Байсултанов |
Концепция Республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)"
(утв. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 23 декабря 2008 г. N 234)
Настоящая Концепция основана на следующих принципах:
Конституцией Чеченской Республики сохранение и защита исторического и культурного наследия народов и его национальной самобытности провозглашены высшими целями государства, а сфера культуры определена приоритетной.
В конце прошлого тысячелетия и начале нынешнего культура Чеченской Республики утратила большую часть документированных сведений о своей истории, разрушены памятники истории и культуры, практически полностью была уничтожена материально-техническая база ведущих республиканских учреждений: Национальной библиотеки, Национального музея, Республиканской детской библиотеки, Государственного ансамбля танца "Вайнах", Чеченской государственной филармонии, Чеченского государственного драматического театра им.Х. Нурадилова, Республиканского театра кукол; разрушены все здания, представляющие историко-культурную ценность; памятники и памятные места, связанные с именами Л.Н. Толстого, А.И. Полежаева, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова.
Значительно пострадал Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник: более 60 архитектурных комплексов, около 150 наземных склепов, 20 культовых сооружений, 22 памятника природы (озера, водопады, луга, ценные лесные угодья), 13 памятников каменного зодчества.
До начала военных действий книжный фонд библиотек республики составлял более 17 млн.экз. книг. Книжный фонд только Национальной библиотеки составлял 2,6 млн. экз.
Произошел мощный отток из республики квалифицированных специалистов сферы культуры и искусства.
Несмотря на сложное социально-экономическое положение руководством республики и лично Президентом уделяется большое внимание возрождению традиционной национальной культуры чеченского народа, а также всех народностей компактно проживающих в Чеченской Республике. В рамках реализации ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)" и за счет средств республиканского бюджета Чеченской Республики удалось частично преодолеть спад в сфере культуры. Восстановлены здания Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова, Государственного театрально-концертного зала в г. Грозном, здание Национального музея ЧР, здание Республиканского центра культуры и искусств, строятся парки культуры и отдыха, восстанавливаются дома культуры и клубы. Расширились формы и объемы участия государства в поддержке культуры. В настоящее время имеются социальные и экономические предпосылки для радикального обновления в сфере культуры.
В настоящее время в республике действуют: три театра, семь концертных организаций, три музея с шестью филиалами в районах (31,6 тыс. ед. хранения), 1 колледж культуры и искусства и 34 школы дополнительного образования, в которых обучаются более 5,5 тысяч учащихся, 241 дом культуры, 271 библиотека (с фондом 1445 тыс. экз. книг), 5 парков культуры и отдыха, управление по кинематографии.
Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры
Сохранение культурного наследия Чеченской Республики остается актуальной задачей в сфере культуры нашей республики, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды культуры в предыдущие годы.
Финансовые ресурсы, направленные в рамках республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)" на сохранение культурного наследия, обеспечат возможность ежегодного проведения реставрационных и противоаварийных работ на памятниках истории и культуры, проведению работ по мониторингу и паспортизации памятников.
Серьезные трудности переживает библиотечное дело Чеченской Республики. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя составляет 1,3 экз., в среднем по России этот показатель составляет 7 экз., по ЮФО- 5 экз. Пополнение книжного фонда за счет средств программы позволит обеспечить библиотеки литературой, востребованной читателем.
Заметно снизилась популярность и значимость сельских учреждений культуры. Слабая материально-техническая база, отсутствие необходимых современных технических средств делают клубные учреждения не привлекательными для привлечения молодежи и организации их досуга.
Необходимо организовывать фестивали, конкурсы республиканского и регионального значения с привлечением молодежи в целях пропаганды традиционной чеченской культуры, обычаев и обрядов; мероприятия, направленные на патриотическое и нравственное воспитание.
Основные цели Концепции
Республиканская целевая программа является одним из инструментов реализации государственной политики в сфере культуры на среднесрочную перспективу.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития отрасли, обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрению новых организационно-экономических механизмов и реформирование отрасли в целом на протяжении всей реализации.
Выбор цели Программы основан на необходимости культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения, создания благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры.
Основными целями Программы являются:
- сохранение культурного наследия Чеченской Республики;
- создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
- интеграция во всероссийский и мировой культурный прогресс.
В рамках достижения цели по сохранению культурного наследия Чеченской Республики ставится задача по принятию скорейших мер по сохранности объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, проведению работ по их реставрации и сохранности и дальнейшего использования, пополнение фондов музеев Чеченской Республики.
В рамках поддержки и развития профессионального искусства будут создаваться условия для дальнейшего развития и материальной поддержки национальных чеченских авторов: драматургов, художников, писателей, композиторов путем закупки их произведений.
В целях поддержки и развития межрегионального и международного культурного сотрудничества предполагается:
- поддержка перспективных творческих проектов;
- оказание финансовой поддержки проведения республиканских конкурсов, фестивалей;
- оказывать поддержку проведению региональных фестивалей и конкурсов;
- поддержка гастрольной деятельности профессиональных творческих коллективов.
Развитие материальной базы, техническое перевооружение отрасли будет обеспечивать качественное культурное обслуживание населения, позволит повысить количественные показатели проводимых культурно-массовых мероприятий.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствии#:
- создания благоприятных условий для творческой деятельности;
- интеграции чеченской культуры во всероссийский и мировой прогресс, освоение новых форм и направлений культурного обмена;
- увеличение доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры.
Реализация комплекса мероприятий Программы позволит улучшить качество жизни населения, повысить эффективность использования объектов культуры.
Предложения по участию органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство культуры Чеченской Республики
Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение Программы осуществляется посредством организации государственным заказчиком непрерывного мониторинга деятельности исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством. Государственный заказчик проводит регулярный анализ социально-культурной ситуации в соответствии с направлениями Программы.
Механизм реализации программы
Программа состоит из направлений, соответствующих ее приоритетным целям. Программа предусматривает реализацию наиболее значимых и эффективных проектов и мероприятий, в том числе по реставрационным, консервационным и противоаварийным работам на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).
Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки культурной деятельности.
Руководителем Программы является министр культуры Чеченской Республики, который несет ответственность за ее реализацию и достижение конечных результатов, а также рациональное использование средств. При необходимости министр культуры Чеченской Республики формирует научно-координационный Совет Программы.
Министр культуры Чеченской Республики согласовывает с Министерством финансов ЧР и Министерством экономического развития и торговли Чеченской Республики ежегодный организационно-финансовый план Программы, содержащий перечень конкретных проектов в рамках основных направлений реализации Программы.
Согласованный таким образом годовой организационно-финансовый план Программы утверждается Председателем Правительства Чеченской Республики.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы Государственный координатор-заказчик Программы (Министерство культуры Чеченской Республики) ежегодно отчитывается по согласованным показателям о ходе выполнения Программы.
Указанные отчеты должны содержать следующую информацию:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
- сведения о целевом использовании средств республиканского бюджета и средств из внебюджетных источников (если таковые имеются);
- сведения о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам на ее реализацию;
- сведения о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценка эффективности результатов реализации Программы;
- оценка влияния фактических результатов реализации Программы на общественно-политическую и экономическую жизнь Чеченской Республики (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
Итоги реализации Программы ежегодно рассматриваются на расширенном заседании коллегии Министерства культуры Чеченской Республики с приглашением основных исполнителей.
Внутриведомственный контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством культуры Чеченской Республики не реже одного раза в полугодие.
Источник финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чеченской Республики.
Общий объем финансирования Программы составляет 51 390 тыс. руб. в ценах 2008 года
Республиканская Целевая Программа "Культура Чеченской Республики (2008 - 2011 годы)"
(утв. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 23 декабря 2008 г. N 234)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- Республиканская целевая программа "Культура Чеченской Республики (2008 - 2011 годы)" |
Государственный заказчик Программы |
- Министерство культуры Чеченской Республики. |
Основной разработчик Программы |
- Министерство культуры Чеченской Республики. |
Цели и задачи Программы |
- содействие сохранению культурного наследия Чеченской Республики; возвращение приоритетов духовности и культурной преемственности, содействие развитию культур народов Чеченской Республики, сохранение их самобытности; достижение качественно нового состояния культуры и искусства, обеспечивающего реальные возможности для духовного развития граждан Чеченской Республики. Создание нормативной правовой базы и системы государственных гарантий, обеспечивающих гармоничное развитие культуры и искусства Чеченской Республики; обеспечение конституционного права граждан Чеченской Республики на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; развитие системы охраны историко-культурного наследия, паспортизация памятников истории и культуры, включение их в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации; популяризация историко-культурного наследия в целях широкого привлечения населения к его изучению и охране; создание равных условий для культурного развития народов населяющих республику; сохранение и развитие чеченской традиционной культуры и культур народов Чеченской Республики; развитие профессионального искусства на основе народных традиций; развитие народного творчества как основы возрождения и развития национальных культур; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научной базы подготовки кадров; поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства; развитие инфраструктуры сферы культуры, укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства. |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- Приведены в приложении N 2 к Программе |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008-2011 гг. |
Объем и источники финансирования |
- Республиканский бюджет Чеченской Республики всего (в тыс. руб.) - 51329 тыс. рублей. (Объемы финансирования уточняются государственным заказчиком исходя из возможностей республиканского бюджета на соответствующий год). |
Ожидаемые результаты |
- сохранение историко-культурного наследия Чеченской Республики, создание условий для использования объектов культурного наследия в культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях; - широкое вовлечение музеев и музейных коллекций в социально-экономическую жизнь Чеченской Республики; - создание единого культурного пространства Чеченской Республики; - включение историко-культурного наследия Чеченской Республики в общероссийское (а через него и в мировое) культурное пространство, привлечение внимания к культуре Чеченского Республики; -обеспечение безопасности культурных ценностей на территории Чеченской Республики; Создание условий для творческой деятельности профессиональных коллективов в сфере культуры |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
На протяжении последних лет в Чеченской Республике сложилась стабильная общественно-политическая ситуация, активно идет процесс восстановления разрушенной войной экономической, социальной и культурной инфраструктуры. Удалось возобновить работу достаточно широкой сети учреждений культуры и искусства, не только профессиональных театров, хореографических и музыкальных коллективов, но и сельских клубов и библиотек.
Создана необходимая нормативная правовая база деятельности учреждений культуры и искусства. В частности, принят ряд республиканских законов, в том числе: "О культуре", "Об объектах культурного наследия в Чеченской Республике", "О библиотечном деле в Чеченской Республике", "О музейном деле в Чеченской Республике" и др.
Благодаря этому в последние годы удалось положить начало процессу активного совершенствования управления сферой культуры на республиканском и муниципальном уровнях; начата разработка научно-обоснованных программ дальнейшего развития отрасли, поддержки многообразных культурно-исторических традиций народов, населяющих Чеченскую Республику. Соответствующая поддержка государства позволила приостановить процесс утраты уникального культурного наследия чеченского народа, создать предпосылки для воспроизводства культурного потенциала республики. Расширились рамки культурного сотрудничества с различными субъектами Российской Федерации, установлены дружеские контакты с творческими коллективами некоторых стран СНГ и дальнего зарубежья. Создаются благоприятные условия для культуротворческой деятельности граждан и развития новых видов творчества, возрождения, развития и использования лучшего национального наследия и традиций.
Возобновилась деятельность всех республиканских учреждений культуры и искусства, а также ведущих творческих коллективов. При этом лучшие из них, например, Государственный ансамбль танца "Вайнах" в кратчайшие сроки не только восстановил старую концертную программу, но и осуществил постановку новой.
Вместе с тем, постепенно выявляется глубокий разрыв между скрытым культурным потенциалом Чеченской Республики и состоянием материально-технического и организационно-правового обеспечения сферы культуры. Запросы, диктуемые новыми условиями и требованиями времени, значительно опережают темпы развития сферы культуры.
Ситуация еще более усугубляется устойчивым дефицитом государственных средств, выделяемых на развитие культуры и искусства, в результате чего невозможно не только кардинально обновить и модернизировать материально-техническую базу отрасли, но и даже организовать спасение гибнущих объектов культурного наследия.
До последнего времени безуспешными оказались и попытки принять долевое участие в Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)". Как следствие, например, не удалось создать в Чеченской Республике необходимую инфраструктуру для сохранения и использования памятников археологии, истории и культуры как объектов научного исследования и туризма.
В музейном деле превалируют однообразие музеев, унификация форм и методов их работы. Не отвечают требованиям состояние и развитие музейного фонда республики и музеев как традиционных мест сохранения и трансляции культурного наследия. Слабая техническая оснащенность музеев не позволяет приступить к компьютеризации музейного фонда, к созданию информационной системы по музеям республики.
Заметно снизилась популярность и значимость сельских учреждений культуры. Так, значительная часть клубных учреждений прямо не соответствуют требованиям, предъявляемым к этим учреждениям. Подавляющее большинство культурно-просветительных учреждений требуют серьезного (а порой и капитального) ремонта, часть из них находится в аварийном состоянии. А ведь во многих случаях это единственные на селе очаги культуры.
Серьезные трудности переживает библиотечное дело Чеченской Республики. Так, средняя книгообеспеченность на 1 жителя в республике составляет лишь 1,3 экз. (в Российской Федерации - 7,0, а по Южному федеральному округу - 5,0). На протяжении многих лет остаются невыполненными запросы читателей на популярную отраслевую, детскую, художественную и справочную литературу. Как следствие - библиотеки перестают пользоваться спросом. Так, процент охвата населения библиотечным обслуживанием составляет в Чеченской Республике всего 16,9%, в то время как в среднем по России - 52%, а по Южному федеральному округу - 50%).
Еще предстоит немало сделать в деле поддержания молодых дарований - до настоящего времени работа, направленная на реализацию творческого потенциала детей и молодежи, из-за отсутствия средств, проводится эпизодически и не носит системного характера.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что решение перечисленных проблем на республиканском уровне требует программно-целевого подхода. В пользу этого говорит и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе.
Необходима разработка новой республиканской стратегии, включающей целую систему социальных ориентиров, организационно-правовых, экономических, материально-технических и кадровых условий, призванных обеспечить государственные гарантии развития сферы культуры и искусства. При этом нужно постоянно иметь в виду стратегическую цель, состоящую в том, что Чеченская Республика должна вернуть себе достойное место в культурном пространстве РФ.
Настоящая Программа направлена на дальнейшее совершенствование правовой, организационной и финансово-экономической основы для развития культуры и искусства в Чеченской Республике. Программа разработана с учетом намечавшегося участия учреждений культуры и искусства Чеченской Республики в Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)", Закона Чеченской Республики "О культуре" N 8-РЗ от 26 июня 2006 г., Закон Чеченской Республики "О музейном фонде Чеченской Республики и музеях в Чеченской Республики", Закон ЧР "О библиотечном деле в Чеченской Республике" N 48-РЗ от 13 декабря 2006 г., Закон ЧР "Об объектах культурного наследия в Чеченской республике" N 59-РЗ от 20 декабря 2006 г., Концепции Программы развития библиотечного дела в Чеченской Республике до 2015 года, а также федеральных, республиканских и ведомственных документов, имеющих прямое отношение к сфере культуры и искусства.
Она носит комплексный характер, способствующий интеграции деятельности в сфере культуры государственных органов с научной и творческой общественностью и направлена на создание системы действий и мер, призванных стимулировать приумножение и развитие самобытной многонациональной культуры Чеченской Республики посредством сохранения культурного наследия как носителя исторического своеобразия и основы для перспективного преемственного развития в контексте современных этнокультурных процессов, акцентирования нравственно-воспитательных аспектов в сфере самодеятельного и профессионального творчества, содействия через культуру расширению межрегиональных и международных контактов с высокой степенью экономической эффективности, привлечения туристического бизнеса для развития культуры в Чеченской Республике.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- сохранение культурного наследия Чеченской Республики;
- интеграция чеченской культуры в культурное пространстве РФ;
- создание условия для ускоренного развития культурного потенциала чеченского народа и других народов, населяющих Чеченскую Республику.
Перечисленные выше цели Программы одновременно являются приоритетными направлениями ее реализации.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
- приобщение населения республики и в первую очередь детей к своей национальной культуре;
- сохранение многонациональной культуры Чеченской Республики, культурного наследия, возрождение духовных традиций и ценностей;
- развитие инфраструктуры сферы культуры;
- стимулирование и поддержка профессионального искусства и творческих союзов.
Сохранение культурного наследия Чеченской Республики
Чеченская Республика обладает уникальными памятниками истории и культуры, однако до сих пор не на должном уровне находится система государственного учета памятников, не проведена полная инвентаризация и мониторинг всех видов объектов культурного наследия, значительная территория остается не исследованной на предмет выявления новых недвижимых памятников истории и культуры, не сформирована полная информационная база данных.
При этом сохранность памятников истории и культуры катастрофически ухудшается, многие из которых находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии и требуют срочного проведения консервационных или реставрационных работ.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает:
- финансирование работ по паспортизации объектов культурного наследия, а также реставрационных работ на ряде объектов культурного наследия;
- совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей сохранность, использование и пропаганду объектов культурного наследия.
Интеграция чеченской культуры в культурное пространстве РФ
Реализация указанной цели в рамках настоящей Программы означает создание условий, необходимых для развития и укрепления разнообразных связей учреждений культуры и искусства ЧР с аналогичными учреждениями и организациями по всей стране, а также вовлеченность сферы культуры и искусства ЧР в общероссийские программы, проекты и т.д.
Для достижения указанной цели предполагается:
- обмен культурными программами с различными субъектами РФ и зарубежными странами, участие творческих коллективов и отдельных исполнителей (художников) из Чеченской Республики в региональных и общероссийских фестивалях, выставках и т.д.;
- активизация взаимной гастрольной деятельности;
- внедрение в практику работы учреждений культуры ЧР новых информационных технологий.
Создание условий для ускоренного развития культурного потенциала чеченского народа и других народов, населяющих Чеченскую Республику
В достижении указанной цели решающее значение будет иметь человеческий фактор, что предполагает:
- стимулирование и поддержку профессионального искусства и творческих коллективов;
- развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной культуры народов Чеченской Республики;
- формирование и обеспечение сохранности библиотечных и музейных фондов;
- кадровое обеспечение и социальная защита работников и деятелей культуры и искусства;
- работу по выявлению и поддержке молодых дарований в сфере культуры и искусства;
- разработку и поддержку перспективных творческих проектов, включая проведения разного рода республиканских конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий;
- поддержка и развитие материально-технической базы сферы культуры и искусства.
III. Ресурсное обеспечение Программы
N |
Наименование программы |
Фин-е затраты. Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. |
Республиканская целевая программа "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)" |
51329 |
1959 |
6120 |
17 400 |
25 850 |
Перечень мероприятий по каждому году в рамках настоящей программы согласовывается Министерством культуры ЧР с Министерством финансов ЧР и Министерством экономического развития и торговли ЧР, а затем утверждается Правительством Чеченской Республики.
Основными ресурсами Программы являются:
- финансовые ресурсы;
- информационные ресурсы;
- историко-культурный потенциал;
- кадровый состав сферы культуры.
Финансовые ресурсы включают:
- средства республиканского бюджета.
Информационные ресурсы культуры включают в себя информационную сеть учреждений культуры и искусства, систему обновляемых и пополняемых баз данных сферы культуры, нормативно-правовые документы.
Историко-культурный потенциал Чеченской Республики включает в себя множество объектов культурного наследия, действующие учреждения культуры и искусства, традиционные ремесла и промыслы.
В сфере культуры Чеченской Республики занято более трех тысяч специалистов, значительная часть из которых работает в профессиональных театрах и концертных организациях. Мощным кадровым ресурсом являются также творческие союзы Чеченской Республики, а также Республиканский колледж искусств и отделения ЧТУ, готовящие специалистов в области культуры и искусства.
Общий объем финансирования Программы составляет 51 млн. 329 тыс. руб. и рассчитан в ценах 2008 года.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- рациональное распределение бюджетных средств;
- по возможности привлечение внебюджетных средств;
- заключение договоров между Министерством культуры Чеченской Республики и организациями, выступающими в роли подрядчиков при реализации Программы;
- разработку годовых планов программных мероприятий;
- отработку вертикальной модели управления, включающей в себя всех субъектов управления; отработку горизонтальных взаимодействий между различными субъектами культуры;
- гласность в реализации программных мероприятий. Руководителем Программы является министр культуры Чеченской
Республики, который несет ответственность за ее реализацию и достижение конечных результатов, а также рациональное использование средств. При необходимости министр культуры Чеченской Республики формирует научно-координационный Совет Программы.
Министр культуры ЧР согласовывает с Министерством финансов ЧР и Министерством экономического развития и торговли ЧР ежегодный организационно-финансовый план Программы, содержащий конкретных проектов в рамках основных направлений реализации Программы.
Согласованный таким образом годовой организационно-финансовый план Программы утверждается Председателем Правительства ЧР.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы Государственный координатор-заказчик Программы (Министерство культуры ЧР) согласовывает с Министерством финансов ЧР и Министерством экономического развития и торговли ЧР показатели эффективности выполнения мероприятий Программы и ежегодно отчитывается по согласованным показателям о ходе выполнения Программы.
Указанные отчеты должны содержать следующую информацию:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
- сведения о целевом использовании средств республиканского бюджета и средств из внебюджетных источников (если таковые имеются);
- сведения о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам на ее реализацию;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы тем показателям, что были установлены в ходе согласования с Министерством финансов ЧР и Министерством экономического развития и торговли ЧР;
- сведения о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
- сведения о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства;
- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценка эффективности результатов реализации Программы;
- оценка влияния фактических результатов реализации Программы на общественно-политическую и экономическую жизнь Чеченской Республики (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
Итоги реализации Программы ежегодно рассматриваются на расширенном заседании коллегии Министерства культуры Чеченской Республики с приглашением основных исполнителей.
Внутриведомственный контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством культуры Чеченской Республики не реже одного раза в полугодие.
Отбор проектов, для включения в Программу, производится Государственным заказчиком-координатором Программы (Министерство культуры ЧР).
Главным условием отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение целей Программы. Кроме того, должны приниматься во внимание их особая социально-культурная значимость, возможность полной реализации в течение срока действия Программы, перспективы дальнейшего использования в активной культурной деятельности.
V. Информационное и научное сопровождение Программы
Информационное сопровождение Программы на всех этапах ее реализации призвано обеспечить гласность, открытость и общественный контроль за эффективностью использования бюджетных средств на культуру и искусство. Информационное сопровождение предполагается осуществлять через пресс-службу Министерства культуры Чеченской Республики с участием учреждений культуры и искусства, участвующих в реализации Программы. Информационное сопровождение Программы проводится через средства массовой информации в форме статей, интервью, пресс-релизов, пресс-конференций, тематических и информационных радио- и телепередач, систему Интернет.
В целях научного сопровождения Программы Министерство культуры ЧР вправе заключить соответствующий договор с Академией наук ЧР.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы должна дать следующие результаты:
- сохранение историко-культурного наследия Чеченской Республики, создание условий для использования объектов культурного наследия в культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях;
- широкое вовлечение музеев и музейных коллекций в социально-экономическую жизнь Чеченской Республики;
- создание единого культурного пространства Чеченской Республики;
- включение историко-культурного наследия Чеченской Республики в общероссийское (а через него и в мировое) культурное пространство, привлечение внимания к культуре Чеченской Республики;
- обеспечение безопасности культурных ценностей на территории Чеченской Республики;
- создание условий для творческой деятельности профессиональных коллективов в сфере искусства;
- совершенствование республиканской нормативной правовой базы в сфере культуры;
- сохранение традиций многонациональной культуры Чеченской Республики;
- повышение качества подготовки специалистов;
- закрепление кадров в сфере культуры и искусства;
- повышение эффективности системы управления в сфере культуры;
- улучшение условий труда и жизнедеятельности работников культуры и искусства;
- укрепление материально-технической базы отрасли культуры;
- формирование привлекательного имиджа Чеченской Республики.
Приложение N 1
"Культура Чеченской Республики (2008-2011 го#)
Перечень программных мероприятий республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)"
|
Направления |
источник финансирования |
Объем финансирования /тыс. руб./ |
Государственный заказчик |
Ожидаемые результаты |
||||||
2008-2011 |
в том числе |
||||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||||||||
бюджет ЧР |
всего |
ФБ |
Б ЧР |
БЧР |
БЧР |
БЧР |
|||||
I. Сохранение культурного наследия Чеченской Республики | |||||||||||
1.1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. Развитие музеев и музейного фонда | |||||||||||
1.1. |
Работы по ремонту, реставрации, противоаврийной# защите, консервации памятников истории и культуры |
республиканский бюджет |
12850 |
1150 |
0 |
0 |
1350 |
4000 |
7500 |
Минкультуры ЧР |
комплекс работ по ремонту, реставрации и противоаварийной защите памятников истории и культуры ЧР |
1.2. |
Реставрация и консервация музейных предметов, входящих в состав музейного фонда Чеченской Республики |
республиканский бюджет |
1400 |
|
0 |
|
300 |
500 |
600 |
Минкультуры ЧР |
проведение работ по реставрации музейных фондов |
1.3. |
Мониторинг и паспортизация памятников истории и культуры ЧР |
республиканский бюджет |
3450 |
900 |
338 |
0 |
600 |
1300 |
1550 |
Минкультуры ЧР |
изучение и создание банка данных памятников истории и культуры ЧР, издание свода памятников истории и культуры ЧР |
1.4. |
Приобретение произведений изобразительного искусства |
республиканский бюджет |
1600 |
|
0 |
|
200 |
600 |
800 |
Минкультуры ЧР |
пополнение фондов музеев ЧР |
|
Итого по разделу |
|
19300 |
2050 |
338 |
0 |
2450 |
6400 |
10450 |
|
|
1.2. Поддержка и развитие профессионального искусства | |||||||||||
2.1. |
Приобретение прав на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений местных авторов, драматургов, художников и композиторов |
республиканский бюджет |
1000 |
|
0 |
0 |
200 |
300 |
500 |
Минкультуры ЧР |
поддержка местных авторов, развитие чеченского искусства |
2.2. |
Постановка новых спектаклей |
республиканский бюджет |
1800 |
|
0 |
0 |
400 |
600 |
800 |
Минкультуры ЧР |
обновление репертуаров театров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу |
|
2800 |
|
0 |
0 |
600 |
900 |
1300 |
|
|
II. Закрепление Чеченской Республики в культурном пространстве РФ | |||||||||||
2.1. Поддержка и развитие межрегионального и международного культурного сотрудничества | |||||||||||
3.1. |
Проведение региональных фестивалей и конкурсов творческого искусства |
республиканский бюджет |
5522,2 |
1522,2 |
300 |
1222,2 |
1000 |
1500 |
1800 |
Минкультуры ЧР |
поддерживание культурных связей с регионами РФ |
3.2. |
Поддержка гастролей республиканских творческих коллективов |
республиканский бюджет |
4500 |
0 |
0 |
|
0 |
2000 |
2500 |
Минкультуры ЧР |
ознакомление граждан, проживающих в различных регионах и странах с исполнительским искусстом Чеченской Республики |
3.3. |
Проведение республиканских мероприятий |
республиканский бюджет |
4596,8 |
396,8 |
200 |
196,8 |
1000 |
1600 |
1800 |
Минкультуры ЧР |
наибольший охват населения республики культурным обслуживанием |
|
Итого по разделу |
|
14619 |
1919 |
500 |
1419 |
2000 |
5100 |
6100 |
|
|
III. Создание условий для ускоренного развития культурного потенциала чеченского народов, населяющих Чеченскую Республику | |||||||||||
3.1. Модернизация библиотечного дела и развитие библиотечных фондов | |||||||||||
|
Формирование книжного фонда Чеченской Республики |
республиканский бюджет |
3110 |
540 |
0 |
540 |
570 |
1000 |
1000 |
Минкультуры ЧР |
пополнение книжного фонда ЧР |
|
Итого по разделу: |
|
3110 |
540 |
0 |
540 |
570 |
1000 |
1000 |
|
|
3.2. Развитие материальной базы, техническое перевооружение отрасли | |||||||||||
4.1. |
Приобретение музыкальных инструментов, оборудования музыкальной аппаратуры для учреждений культуры, искусства и кинематографии |
республиканский бюджет |
3000 |
0 |
0 |
0 |
500 |
1000 |
1500 |
Минкультуры ЧР |
улучшение материально-технической базы учреждений культуры |
4.2. |
Приобретение музыкальных инструментов, мебели и оборудования для учреждений дополнительного образования |
республиканский бюджет |
2500 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1000 |
1500 |
Минкультуры ЧР |
улучшение материально-технической базы учреждений дополнительного образования ЧР |
4.2. |
Приобретение транспортных средств для учреждений культуры |
республиканский бюджет |
6000 |
0 |
0 |
|
0 |
2000 |
4000 |
Минкультуры ЧР |
обеспечение учреждений культуры транспортными средствами (передвижными спецавтоклубами) |
|
Итого по разделу |
|
11500 |
0 |
0 |
0 |
500 |
4000 |
7000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программе |
|
51329 |
|
|
1959 |
6120 |
17400 |
25850 |
|
|
Приложение N 2
"Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)
Целевые индикаторы и показатели республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)"
|
Единица измерения |
Показатель последнего года реализации Программы |
В том числе |
||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1. |
Доля национальных фильмов в общем объеме проката |
процентов |
80 |
53 |
66 |
70 |
79 |
79 |
80 |
2. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия республиканского значения |
процентов |
19 |
17 |
17 |
17,2 |
18 |
18,8 |
19 |
3. |
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда |
процентов |
11 9 |
7 |
7,8 |
8 |
9 |
10 |
11 |
4. |
Средняя книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей) |
экземпляров |
7,9 |
7,5 |
7,6 |
7,7 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
5. |
Увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
4 |
- |
4,3 |
1,2 |
1,3 |
3 |
4 |
6. |
Увеличение количества посещений библиотек по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
0,8 |
- |
3,4 |
0,4 |
0,5 |
0, 6 |
0, 8 |
7. |
Увеличение количества посещений сайтов библиотек в сети Интернет по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
166 |
- |
0 |
0 |
0 |
120 |
166 |
8. |
Увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек), по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
17 |
4 |
5 |
37 |
37 |
17 |
17 |
9. |
Доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств |
процентов |
22 |
38 |
55 |
55 |
20 |
20 |
22 |
10 |
Увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
6 |
|
66 |
35 |
5 |
6 |
6 |
11 |
Увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
2,8 |
8 |
9 |
5,8 |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
12 |
Увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом |
процентов |
110 |
250 |
24 0 |
50 |
166 |
120 |
110 |
13 |
Увеличение количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек) |
экземпляров |
15 |
4 |
5 |
7 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 23 декабря 2008 г. N 234 "Об утверждении республиканской целевой программы "Культура Чеченской Республики (2008-2011 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 3 февраля 2009 г. N 18, 4 февраля 2009 г. N 19
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 декабря 2012 г. N 214 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 27 июля 2009 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления