Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 45. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется, открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования на референдуме и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. По истечении времени голосования на референдуме Чеченской Республики председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования на референдуме и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 8 статьи 23 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от позиций "Да" и "Нет"), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней для голосования на референдуме, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму, находящуюся в помещении для голосования.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума в помещении для голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума;
д) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму
а) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования;
в) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования.
г) в строку 10 - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
д) в строку 11 - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума;
е) в строку 12 - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
ж) в строку 13 - число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений. После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 8 статьи 23 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 20 настоящей статьи. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования на референдуме членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 8 статьи 23 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 11 и 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен обзор действий членов участковой комиссии.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы оглашается и вносится в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. Если число бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества письменных заявлений участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии с правом решающего голоса, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования на референдуме оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования на референдуме, выявленных при сортировке бюллетеней для голосования на референдуме. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
12. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
13. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, отдельно по каждому вопросу референдума Чеченской Республики, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме, оглашая содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме отметки участника, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней для голосования на референдуме члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.
14. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
15. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки и в том, и в другом квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью указанной комиссии. Бюллетень для голосования на референдуме, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней для голосования на референдуме (с учетом числа бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными в соответствии с частью 11 настоящей статьи) заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
16. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому вопросу референдума Чеченской Республики, отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 16 и 17 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
17. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования на референдуме.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму количество бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
19. После этого, с рассортированными бюллетенями для голосования на референдуме под контролем членов комиссии референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
20. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями для голосования на референдуме проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования на референдуме. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки 14 и 15 протокола об итогах голосования.
21. После завершения подсчета, рассортированные бюллетени для голосования на референдуме упаковываются в отдельные пачки по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", отдельно по каждому вопросу референдума Чеченской Республики. Недействительные и погашенные бюллетени для голосования на референдуме упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, число содержащихся внутри бюллетеней для голосования на референдуме. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в части 8 статьи 23 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
22. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.
23. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 8 статьи 23 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в них проставляется дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола об итогах голосования с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины отсутствия. Протокол об итогах голосования является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Чеченской Республики от 27 декабря 2013 г. N 42-РЗ в часть 26 статьи 45 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
26. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 8 статьи 23 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном настоящим Законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверившее указанную копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них данных.
27. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо после заверения этих копий незамедлительно направляются в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежат. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии об итогах голосования вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
Законом Чеченской Республики от 27 декабря 2013 г. N 42-РЗ часть 28 статьи 45 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
28. Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 8 статьи 23 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с бюллетенями для голосования на референдуме, а также печать участковой комиссии передается в территориальную избирательную комиссию для хранения не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов референдума Чеченской Республики.
29. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описка, опечатка, ошибка в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в соответствующий протокол. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Ранее представленный участковой комиссией в территориальную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
Законом Чеченской Республики от 29 декабря 2012 г. N 51-РЗ статья 45 настоящего Закона дополнена частью 30, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
30. При проведении референдума данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.