Постановление Правительства Чеченской Республики
от 4 июля 2006 г. N 69
"О Программе поддержки и развития малого
предпринимательства в Чеченской Республике
на 2006-2010 годы "От выживания - к процветанию!"
28 ноября 2006 г., 28 июня 2007 г., 17 марта 2009 г.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Чеченской Республике, реализации положений Концепции поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, создания условий для повышения эффективности предпринимательского сектора экономики, и в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы "От выживания - к процветанию!"
2. Министерству финансов Чеченской Республики выделить комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству денежные средства в сумме 26 200 000 (двадцать шесть миллионов двести тысяч) рублей из бюджета Чеченской Республики на 2006 год по подразделу 11 раздела 04 "Государственная поддержка малого предпринимательства".
3. Предоставить Комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству право корректировки исполнения мероприятий в пределах сумм финансирования и сроков, установленных по разделам Программы.
4. Министерству Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации, Комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству систематически информировать население и предпринимательские круги о ходе реализации Программы.
5. Утвердить состав и Положение о Межведомственной комиссии по вопросам государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике согласно Приложению 1.
6. Утвердить Положение о порядке финансирования мероприятий программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы, инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и их конкурсном отборе согласно Приложению 2.
7. Утвердить Положение о микрофинансировании субъектов малого предпринимательства Чеченской Республики согласно Приложению 3.
8. Утвердить Положение о порядке финансирования мероприятий Программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы, субъектов, занимающихся образовательной деятельностью и их конкурсном отборе согласно Приложению 4.
9. Утвердить Положение о порядке субсидирования процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого предпринимательства Чеченской Республики согласно Приложению 5.
10. Установить, что право подписи договора о субсидировании части расходов по уплате процентов по кредиту (займу) привлеченному субъектом малого предпринимательства, имеет председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.
11. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Исаева Э.А.
12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
Р.А. Кадыров |
г. Грозный
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 17 марта 2009 г. N 38 в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Постановления
Программа
поддержки и развития малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2006-2010 гг.
"От выживания - к процветанию!"
28 июня 2007 г., 17 марта 2009 г.
г. Грозный 2006 г.
Раздел 1. Паспорт Программы
Раздел 2. Анализ проблемы
Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство (далее по тексту - МП) способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест МП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
За последний год наблюдается тенденция роста числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Комитетом Правительства по малому бизнесу и предпринимательству проводится большая работа с как начинающими, так и функционирующими предпринимателями по вопросам создания бизнеса, консультирование и юридическая помощь по всем вопросам предпринимательского права, финансово-кредитных отношений, налогообложения хозяйственной деятельности. Но этих показателей недостаточно для перспективного развития малого бизнеса в республике. С учетом большой армии безработных, для Чеченской Республики главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных сферах. Количество малых предприятий не должно быть ниже 5000 единиц. Оптимальной цифрой является 15000-20000 малых предприятий в Чеченской Республике.
За последний год отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная.
Сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство у нас вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Наши фермеры, из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна. Фермеры нуждаются в целевой Программе и долгосрочных льготных займах.
Надо признать, что в МП до сих пор наблюдается усиление тенденции ухода в "теневой" сектор. По нашим оценкам теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% МП. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Несмотря на то, что по данным налоговых служб возросла численность субъектов малого предпринимательства, налоговые поступления в бюджеты от субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) сравнительно понизились, а от предпринимателей без образования юридического лица значительно возросли:
В 2005 году Фондом было профинансировано всего 6 проектов за счет средств бюджета Чеченской Республики. Создано рабочих мест 550. На создание одного рабочего места затрачено всего 21000 рублей, что более чем в три раза ниже общероссийской цифры. Для эффективного решения поставленных вопросов необходимы определенные ассигнования со стороны руководства республики, самих предпринимателей. Необходимо отметить, что Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству в 2005 году участвовал в трех всероссийских конкурсах и, благодаря победе в них привлек инвестиции из федерального бюджета в сумме 13 млн. 905 тыс. рублей. Настоящая Программа предполагает участие в подобных конкурсах и в период 2006-2010 гг. Но необходимо учесть, что федеральный центр отпускает средства победителям конкурса только при условии софинансирования со стороны региона. За период 2006-2010 гг. планируется привлечь из федерального бюджета более 100 млн. рублей. Все это позволит создать необходимые учебно-деловые, информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские, консалтинговые, лизинговые организации обслуживающие МП. Необходимо развивать МП в сфере промышленного производства, в области строительства, автотранспорта, в коммунальном хозяйстве, в сфере обслуживания, в инновационной сфере, общественном питании, развивать производство и переработку сельхозпродукции.
Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики своей продукцией. Ежегодно в Чеченскую Республику ввозится из соседних и дальних регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) десятки тысяч тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 млрд. рублей. Такое положение совершенно недопустимо, если учесть почвенно-климатические условия Чеченской республики, плюс избыток трудовых ресурсов. Чеченская Республика, до известных событий, полностью удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тысячи тонн витаминной продукции в промышленные центры России. В таких районах, как Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Введенский выращивались сотни гектаров плодов и овощей. Были созданы специализированные плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Практически во всех равнинных районах республики функционировали консервные заводы и пищекомбинаты. У производителей не было риска потерь продукции - ее можно было реализовать на рынках республики, рынках Российских регионов, переработать на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных вместе с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превышали 10000 га и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.
Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной, и, прежде всего, овощной продукции.
Необходимо учитывать, что по сравнению с зерновыми культурами овощи имеют высокие урожаи (зерновые - 2-3 т/га; овощи - 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что производство овощей сопряжено с высокими затратами, и в связи с тем, что большинство фермеров республики не имеют достаточных финансовых и технических возможностей, фермеры вынуждены заниматься производством зерновых и кормовых культур, не требующих финансовых и трудовых затрат и, как правило, не рентабельных. Кроме того, овощи являются скоропортящимся продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих предприятий и фермеры, не рискуют увеличивать площади под овощные.
Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение пяти лет доведет посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Наряду с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит восстановить довоенное поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.
Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда, МП остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. Такой бизнес, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.
Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования; нестабильность российской законодательной базы и полное отсутствие местной; недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки МП; крайняя недостаточность финансирования республиканских программ поддержки МП.
Раздел 3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, увеличение количества малых предприятий, увеличение доли МП в валовом республиканском продукте, увеличение налоговых поступлений в бюджет путем совершенствования нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки, освоение-новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиций.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:
преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности МП;
ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ МП к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;
создание базы данных субъектов малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в разрезе районов республики происходит неравномерно. Это происходит по разным причинам, назовем главные:
- сильные разрушения и большой материальный ущерб, причиненный субъектам МП в отдельных районах республики;
- нестабильная обстановка в горных районах республики;
- слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в отдельных районах;
- чрезмерная "опека" МП со стороны отдельных глав администраций.
Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики провел мониторинг состояния МП в административных районах республики с целью справедливого распределения финансовых средств при реализации мероприятий Программы. При распределении финансовых средств будут учтены следующие факторы:
- территория района;
- численность населения;
- численность безработных;
- политическая стабильность;
- количество субъектов МП;
- наличие инфраструктуры поддержки МП;
- почвенно-климатические условия;
- традиционные производства, а также экономическая привлекательность бизнес-проекта и численность создаваемых рабочих мест. В нижеприведенном расчете сумма кредитования районов распределена пропорционально численности населения.
3.1. Город Грозный
Районы |
Территория |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
Ленинский |
42 кв.км. |
57615 чел. |
11896 чел. |
1155 |
740 |
Заводской |
78 кв.км. |
56194 чел. |
16659 чел. |
67 |
504 |
Октябрьский |
50,6 кв.км. |
50613 чел. |
22658 чел. |
149 |
158 |
Старопромысловский |
128 кв.км. |
56351 чел. |
19578 чел. |
20 |
179 |
Данные таблиц по районам предоставлены главами районных администраций ЧР
Территория города разделена на четыре района: Ленинский, Заводской, Октябрьский, Старопромысловский, все они относятся к числу наиболее пострадавших районов республики. В результате двух военных кампаний практически полностью пострадали МП района. В настоящее время силами и средствами предпринимателей восстанавливаются малые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, строительные фирмы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам MМП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство товаров народного потребления и услуг. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для г. Грозного взял на себя Республиканский бизнес-центр.
Мероприятия программы |
год/сумма (тыс. руб.) |
||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
10000 |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
2000 |
5000 |
10000 |
10000 |
10000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
750 |
1500 |
2000 |
2000 |
2000 |
Информационное обслуживание МП |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Сумма расходов на 2007-2010 гг. указана условно и будет корректироваться по мере формирования бюджета ЧР
Территория района |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
151,4 кв.км. |
127540 чел. |
28875 чел. |
143 |
1143 |
Почвенно-климатические условия позволяют в Грозненском районе заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство шелководство и производство прудовой рыбы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов. Район расположен вокруг города Грозного, что позволяет проводить обучение жителей района малому предпринимательству в Республиканском бизнес-центре.
3.2. Город Аргун
Территория района |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
60.8 кв.км. |
27890 чел. |
9010 чел. |
67 |
300 |
В результате двух военных кампаний в г. Аргун практически полностью разрушены действующие МП. В настоящее время силами средствами предпринимателей восстанавливаются малые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, строительные фирмы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство товаров народного потребления и услуг. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для г. Аргун взял на себя Республиканский бизнес-центр.
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
700 |
1500 |
2500 |
2500 |
2500 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
3.3. Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановкий, Сунженский районы
Районы |
Территория |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
Урус-Мартановский |
65 кв.км |
123800 чел. |
41400 чел. |
190 |
626 |
Ачхой-Мартановский |
121.3 кв.км |
68364 чел. |
20558 чел. |
104 |
567 |
Сунженский |
115.8 кв.км |
20409 чел. |
3921 чел. |
11 |
76 |
Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство и шелководство. Развиты малые предприятия в сфере строительства частного жилья, как правило "теневые" и предприятия по производству строительных материалов - оконные и дверные блоки, тротуарная плитка, фундаментные и стеновые блоки и др. В Урус-Мартане ждут своего возрождения районный рынок и придорожный сервис. В Сунженском районе есть минеральный источник "Серноводская", требующий внедрения новых технологий и современной упаковочной линии. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для этих районов выполняет Республиканский бизнес-центр.
Урус-Мартановский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
5000 |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
1000 |
2000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
150 |
200 |
300 |
500 |
500 |
Информационное обслуживание МП |
100 |
- |
- |
- |
- |
Ачхой-Мартановский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
|
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
1000 |
2000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
Сунженский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки ПМ |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
700 |
1500 |
2500 |
2500 |
2500 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
50 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
3.4. Шелковской, Надтеречный, Наурский районы
Районы |
Территория |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
Шелковской |
299,4 кв.км |
53314 чел. |
14867 чел. |
47 |
816 |
Надтеречный |
938 кв.км |
52416 чел. |
24430 чел. |
15 |
1650 |
Наурский |
220,5 кв.км |
51143 чел. |
20844 чел. |
6 |
750 |
Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, в том числе риса (при условии, если будут проведены необходимые мелиоративные работы), кормовых, овощных и винограда. Развито животноводство и пчеловодство. Требуют своего возрождения такие отрасли как шелководство и производство прудовой рыбы. В Шелковском и Наурском районах слабо развит придорожный сервис. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и др. товаров народного потребления. Для обучения населения предпринимательской деятельности в Шелковском районе в 2009 году планируется строительство современного бизнесцентра, а в Надтеречном районе для этих целей предпринимателями района создан частный бизнес-центр "Рэмдал".
Шелковской район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
5000 |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
800 |
1500 |
3000 |
3000 |
3000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
|
500 |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
|
- |
Надтеречный район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
800 |
1500 |
3000 |
3000 |
3000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Информационное обслуживание МП |
100 |
- |
- |
- |
|
Наурский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
800 |
1500 |
3000 |
3000 |
3000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
|
- |
3.5. Курчалоевский, Шалинский, Гудермесский районы
Районы |
Территория |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
Курчалоевский |
975 кв.км. |
104631 чел. |
33270 чел. |
185 |
350 |
Шалинский |
637,2 кв. км. |
112521 чел. |
45268 чел. |
358 |
798 |
Гудермесский |
70,9 кв.км. |
135000 чел. |
33000 чел. |
240 |
800 |
Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур, а в Гудермесском районе еще и риса, и винограда. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство и шелководство. Развиты малые предприятия в сфере строительства частного жилья, как правило "теневые" и предприятия по производству строительных материалов - оконные и дверные блоки, тротуарная плитка, фундаментные и стеновые блоки и др. В Шалинском районе работает единственное в республике предприятие по производству полимерных труб. В Гудермесском районе имеется большой потенциал использования термальных вод и целебных грязей - сс. Мелча-хе, Нойбера, Дарбанхи, развит придорожный сервис. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. Обучение жителей района малому предпринимательству и повышение квалификации руководителей и специалистов Шалинского района проводится в новом здании Шалинского бизнес-центра В Гудермесском районе такие функции взяло на себя ЗАО "Чеченскайнет". В 2006 году здесь планируется строительство современного бизнес-центра. Для обучения жителей Курчалоевского района бизнес-центр планируется построить в 2010 году.
Курчалоевский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
5000 |
Финансово-кредитная поддержка |
1000 |
2000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
Шалинский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
1000 |
2000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
250 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Информационное обслуживание МП |
150 |
- |
- |
- |
- |
Гудермесский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
6000 |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
1100 |
2000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
250 |
250 |
250 |
500 |
500 |
Информационное обслуживание МП |
100 |
- |
- |
- |
- |
3.6. Ножай-Юртовский, Веденский, Шатоевский,
Итум-Калинский, Шаройский районы
Районы |
Территория |
Численность населения |
Численность безработных |
Количество МП |
Количество ПБОЮЛ |
Ножай-Юртовский |
63 кв.км |
40200 чел. |
16839 чел. |
75 |
250 |
Веденский |
95,6 кв.км |
36087 чел. |
12345 чел. |
61 |
153 |
Шатойский |
82,4 кв.км |
15573 чел. |
5952 чел. |
45 |
113 |
Итум-Калинскнй |
127,6 кв.км |
5560 чел. |
750 чел. |
1 |
156 |
Шаройский |
58 кв.км |
3120 чел. |
1200 чел. |
4 |
13 |
Ножай-Юртовский и Веденский районы расположен на юго-востоке Чеченской республики. Общественно-политическая обстановка в этих районах остается сложной. Почвенно-климатические условия позволяют заниматься производством кормовых, плодовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как овощеводство, пчеловодство. Ждут своего возрождения районный рынок и придорожный сервис. В Ножай-Юртовском районе есть минеральные источники, вода которых соответствуют стандартам питьевой воды. В лесах Веденского района много дикой яблони и груши, ягод и целебных трав. Почвенно-климатические условия Шатойского, Шаройского и Итум-Калинского районов позволяют заниматься производством кормовых культур и животноводством, развито пчеловодство. До революции (1917 год) в Итум-Калинском районе численность поголовья овец превышала I млн. голов. Главной проблемой МП в этих районах является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до I млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для вышеназванных районов выполняет Республиканский бизнес-центр.
Ножай-Юртовскнй район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
|
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
800 |
1500 |
3000 |
3000 |
3000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
90 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
Веденский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
700 |
1500 |
3000 |
3000 |
3000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
100 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
50 |
- |
- |
- |
- |
Шатойский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
500 |
1000 |
1500 |
1500 |
1500 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
50 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
40 |
- |
- |
- |
- |
Итум-Калинский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
500 |
1000 |
1500 |
1500 |
1500 |
Научно-методическое кадровое обеспечение |
0 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
30 |
- |
- |
- |
- |
Шаройский район
Мероприятия программы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
- |
- |
- |
- |
- |
Финансово-кредитная поддержка |
500 |
500 |
1000 |
1000 |
1000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
25 |
- |
- |
- |
- |
Информационное обслуживание МП |
15 |
- |
- |
- |
- |
Итого, с учетом вышеизложенного, можно представить общую картину по республике в целом:
Мероприятия Программы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Формирование нормативно-правовой базы |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие инфраструктуры поддержки МП |
6000 |
5000 |
10000 |
5000 |
5000 |
Финансово-кредитная поддержка |
15000 |
30000 |
60000 |
60000 |
60000 |
Научно-методическое и кадровое обеспечение |
2665 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
Информационное обслуживание МП |
2535 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Итого (тыс. руб.) |
26200 |
40000 |
75000 |
70000 |
70000 |
Раздел 4. Система программных мероприятий
В Программе выделены пять основных разделов мероприятий:
Формирование нормативно-правовой базы. Данное мероприятие предусматривает участие Комитета Правительства по малому бизнесу и предпринимательству в комиссиях по разработке правовых документов, касающихся МП.
Развитие инфраструктуры поддержки МП включает организацию в Чеченской Республике Центра развития малого предпринимательства, системы бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, информационно-маркетингового центра, юридического центра и т.п.; создание и развитие инфраструктуры поддержки МП в научно-технической сфере.
Финансово-кредитная поддержка МП предусматривает выделение займов и микрозаймов победителям инвестиционного конкурса, проводимого в рамках реализации Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. Необходимо создать условия для развития гарантирования займов в коммерческих банках и инвестиционных компаниях, лизинга, внедрение механизма передачи и сдачи в аренду МП бездействующих производственных площадей, имущества ликвидируемых предприятий. Помощь МП в разработке инвестиционных проектов, имеющих значение для развития экономики республики.
Научно-методическое и кадровое обеспечение является определяющим в развитии МП Чеченской Республики. В 2005 году подготовка предпринимательских кадров проводилась только в четырех районах республики, необходимо наладить обучение специалистов для МП за период 2006-2010 в 10 районах республики.
Информационное обслуживание малого предпринимательства. Действующая инфраструктура поддержки МП не справляется с задачами информационного обеспечения малого предпринимательства. Прежде всего, необходимо создать постоянно обновляющуюся базу данных самих субъектов МП. Работая над этой Программой, мы столкнулись с таким фактом, что данные глав районных администраций и Федеральных налоговых инспекций России по ЧР о субъектах малого предпринимательства имеют серьезные расхождения. Собранная нами информация (перепись субъектов малого предпринимательства) позволит объективно оценивать и анализировать ситуацию в республике, прогнозировать динамику изменений в обществе и оперативно реагировать на них. Для информационного обслуживания нам необходимо также иметь, собственную периодическую печать, эфирное время на телевидении и радио, ежемесячно выпускать информационные бюллетени для МП.
4.1. Формирование нормативно-правовой базы МП
Данный раздел Программы направлен на дальнейшее развитие нормативно-правового поля предпринимательской деятельности, как на республиканском, так и муниципальном уровне, своевременное отражение в нормативно-правовых актах интересов МП.
Реализация мероприятий данного раздела позволит сформировать правовую среду развития предпринимательства на базе учета федерального, республиканского и муниципального компонентов, а также создание системы обратной связи для оценки эффективности применения нормативно-правовых актов для выявления их недостатков.
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
Разработка проектов республиканских законов, регламентирующих отношения в сфере МП |
2006-2010 гг. |
Комитет |
Разработка ежегодных предложений в проект бюджета Чеченской Республики |
2006-2010 гг. |
Комитет |
Разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения МП |
2006-2010 гг. |
Комитет |
4.2. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Под инфраструктурой малого предпринимательства понимается система государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих эффективное развитие предпринимательства, оказывающих субъектам МП услуги в информационной, научно-технической, образовательной, консалтинговой, производственной сферах, маркетинговые услуги.
Задачей настоящего этапа является создание необходимых элементов инфраструктуры по всем основным направлениям МП и формирование комплексной системы, способной взаимодействовать с потребителями и заинтересованными организациями.
4.3. Финансовая поддержка МП
В условиях недостаточности первоначального капитала, ограниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам малые предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственного развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции. С этими факторами непосредственно связаны такие проблемы, как перемещение активности МП из производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую сферы, развитие "теневого" рынка и неучтенного оборота денежных средств. В 2006-2010 годах финансовая поддержка МП должна сочетать: меры прямой и косвенной государственной поддержки, координацию деятельности органов и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности МП, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрокредитования, стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с МП.
Основные средства финансово-кредитной поддержки МП и предпринимателей без образования юридического лица будут направлены на поддержку инвестиционных проектов в различных сферах строго на конкурсной основе. Уже в первый год реализации программы на финансовую поддержку победителей конкурса инвестиционных проектов (бизнес-планов) предусмотрено выделить из бюджета Чеченской Республики 15 млн. рублей. Третью часть этих средств мы планируем предоставлять субъектам малого предпринимательства в форме субсидий, предоставляемых заемщикам целевым назначением на безвозмездной основе для оплаты части процентов за пользование кредитами. Обязательным условием предоставления субсидий является заключение кредитной организации о предоставлении кредита на реализацию инвестиционного проекта. Субсидии будут предоставляться в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату выделения кредита, но не выше процентной ставки по кредиту.
А) Микрофинансовые услуги
Источники финансирования |
2006 г. (тыс. руб.) |
2007 г. (тыс. руб.) |
2008 г. (тыс. руб.) |
2009 г. (тыс. руб.) |
2010 г. (тыс. руб.) |
Средства бюджета Чеченской Республики |
5000 |
10000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Средства предпринимателей |
1250 |
2500 |
5000 |
5000 |
5000 |
Итого: |
6250 |
12500 |
25000 |
25000 |
25000 |
Б) Займы и субсидии для развития инновационной деятельности
и бизнеса, ориентированного на экспорт своей продукции
Источники финансирования |
2006 г. (тыс. руб.) |
2007 г. (тыс. руб.) |
2008 г. (тыс. руб.) |
2009 г. (тыс. руб.) |
2010 г. (тыс. руб.) |
Средства бюджета Чеченской Республики |
5000 |
10000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Средства предпринимателей |
1250 |
2500 |
5000 |
5000 |
5000 |
Итого: |
6250 |
12500 |
25000 |
25000 |
25000 |
Г) "Создание гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств"
Д) "Иные формы финансовой поддержки"
Е) Предоставление грантов субъектам малого предпринимательства
Ж) Создание центра микрофинансовых услуг
Субсидии процентных ставок по банковским кредитам
Источники финансирования |
2006 г. (тыс. руб.) |
2007 г. (тыс. руб.) |
2008 г. (тыс. руб.) |
2009 г. (тыс. руб.) |
2010 г. (тыс. руб.) |
Средства бюджета Чеченской Республики |
5000 |
10000 |
20000 |
20000 |
20000 |
4.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение МП
Развитие предпринимательства требует формирование уровня мышления, базирующегося на знаниях действующего законодательства и нормативных актов, теоретических основ экономики, комплекса знаний в области менеджмента и маркетинга.
С другой стороны, для большинства малых предприятий экономически не выгоден наем специалистов узкого профиля на постоянной основе в таких направлениях как информационное обеспечение, финансовый менеджмент, анализ инвестиций, стратегическое управление, автоматизация производства, изучение рынка, юридические вопросы и т.д., и важное значение приобретает система внешнего консультирования субъектов МП. Возникает необходимость в создании гибкой системы подготовки и переподготовки кадров предпринимательских структур, систем консультирования, привлечение всех имеющихся интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов для укрепления и расширения сети профильных учебных заведений и организаций. Особое место в решении этого вопроса будет отведено Республиканскому и районным бизнес-центрам комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, а так же частным бизнес-центрам и учебно-деловым центрам. В 2005 году объем образовательных услуг, оказанных Республиканским бизнес-центром увеличился в два раза по сравнению с предыдущим периодом.
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
Источник финансирования |
Сумма, тыс. руб. |
Обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации руководителей и специалистов МП, оказание помощи в составлении бизнес-планов, оказание консалтинговых услуг в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности |
2006-2010 гг. |
Комитет |
Республиканский бюджет |
16665 |
|
|
|
Итого: |
16665 (из них 2665 на 2006 год) |
4.5. Информационное обслуживание МП
и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности
Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить создание основ информационной поддержки предпринимательства Чеченской Республики, доступ предпринимательских структур к необходимой информации, обеспечит прямые контакты между производителями и потребителями.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы на 2006-2010 годы предполагает выделение и привлечение из всех источников - 633650 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы привлекаются следующие финансовые ресурсы:
Источники финансирования |
Всего (тыс. руб.) |
С разбивкой по годам |
||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Средства бюджета Чеченской Республики |
441200 |
26200 |
40000 |
75000 |
140000 |
160000 |
Средства бюджета Российской Федерации |
132950 |
14000 |
11650 |
23300 |
36000 |
48000 |
Собственные средства предпринимателей |
59500 |
2500 |
5000 |
10000 |
20000 |
22000 |
Итого: |
633650 |
42700 |
56650 |
108300 |
196000 |
230000 |
Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию Программы будут являться: формирование инфраструктуры поддержки МП, создание механизмов гарантии в малом и среднем бизнесе, поддержка и развитие эффективных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, необходимых и выгодных для экономики Чеченской Республики.
За Комитетом Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству должно быть закреплено право оперативно, в зависимости от сложившейся ситуации, изменять статьи финансирования Программы в рамках общей суммы.
Раздел 6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
снизить уровень безработицы;
обеспечить насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
создать новые рабочие места, прежде всего в производственной сфере и сфере услуг;
увеличить вклад МП в ВВП Чеченской Республики;
увеличить налогооблагаемую базу и пополнение бюджетов;
обеспечить создание элементов инфраструктуры, доступных для МП и оказывающих, информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки МП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 4 июля 2006 г. N 69 "О Программе поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы "От выживания - к процветанию!"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Постановления опубликован в Сборнике нормативных правовых актов и законов Чеченской Республики (2006) от 2 апреля 2007 г., том 6, часть 1
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 г. N 209 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 27 апреля 2010 г. N 45
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 27 июля 2009 г. N 131
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 марта 2009 г. N 38
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 28 июня 2007 г. N 100
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 28 ноября 2006 г. N 137
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления