Постановление Правительства Чеченской Республики
от 14 сентября 2009 г. N 155
"О республиканской целевой программе развития виноградарства Чеченской Республики на 2009-2012 годы"
11 октября 2011 г., 15 мая 2013 г.
В целях возрождения и развития виноградарства и производства продукции переработки Правительство Чеченской Республики
Постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2009-2012 годы".
2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики, министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2009-2012 годы".
3. Просить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о выделении средств из федерального бюджета в сумме 233,5 млн. руб. на комплекс мер, предусмотренных в проекте данной программы, на условиях финансирования, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра сельского хозяйства Чеченской Республики РС-Х. Эдельгериева.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
О.Х. Байсултанов |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2011 г. N 136 настоящая Республиканская целевая программа изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
См. текст Республиканской целевой программы в предыдущей редакции
Республиканская целевая программа
"Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2011 - 2013 годы"
(утв. Председатель Правительства ЧР от 14.09.2009 N 155)
г. Грозный
11 октября 2011 г., 15 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 в паспорт настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
республиканской программы "Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы республиканская целевая программа "Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2011 - 2013 годы (далее - Программа)
Основание для разработки республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 г.г., утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 декабря 2007 года N 183 (в редакции постановления Правительства Чеченской Республики от 24.12.2008 г. N 240)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Чеченской Республики N 240 следует читать как "от 23.12.2008 г."
Республиканская программа развитая сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 декабри# 2012 года N 229.
Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики
Основные разработчики Программы Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики
Участники Программы сельхозтоваропроизводители Чеченской Республики
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые индикаторы стимулирование увеличения площадей промышленных виноградников для обеспечения населения столовым виноградом и высококачественной продукцией переработки винограда;
раскорчевка старых виноградников для ввода пашни в оборот;
закладка молодых виноградников;
возрождение наиболее ценных апробированных сортов винограда; внедрение новых технологий возделывания виноградников;
развитие и модернизация питомниководческой базы;
увеличение объемов производства столового винограда, натурального сока и высококачественных соковиноматериалов;
обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения;
создание к 2014 году до 7 тыс. новых рабочих мест;
увеличение налогооблагаемой базы, увеличение выручки от реализации продукции с 6,6 млн. руб. в 2010 году до 84,6 млн. руб. в 2014 году.
Сроки реализации Программы 2011 - 2013 годы
Перечень основных мероприятий Программы 1. Раскорчевка старых непродуктивных виноградников;
2. Закладка новых виноградников;
3. Уходные работы за виноградниками до перевода их в категорию (плодоносящие насаждения);
4. Развитие питомниководческой базы;
5. Модернизация и обновление машинно-тракторного парка виноградарских хозяйств.
Объемы и источники финансирования Общий объем финансирования - 527,8 млн. руб.
в том числе:
Федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ" Республиканский бюджет - 137 млн. руб.
в том числе:
в 2011 г. - 42,2 млн. руб. в 2012 г. - 55,3 млн. руб. в 2013 г. - 39,5 млн. руб. Внебюджетные источники - 390,8 млн. руб.
в том числе:
в 2011 г. - 120,2 млн. руб. в 2012 г. - 158,1 млн. руб. в 2013 г. - 112,5 млн. руб.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы увеличение площадей виноградников к уровню 2010 года на 700 га;
создание маточников, производство посадочного материала винограда в количестве, необходимом для реализации Программы;
увеличение производства винограда до 3,9 тыс. тонн в год, в том числе: для нужд переработки и получения натурального сока - до 2,0 тыс. тонн, для потребления в свежем виде - 1,9 тыс. тонн в год;
увеличение производства соковиноматериалов до 137 тыс. декалитров в год;
внедрение передовых научных достижений;
насыщение рынка конкурентоспособной продукцией собственного производства;
повышение занятости трудоспособного населения путем создания до 0,7 тыс. дополнительных рабочих мест;
увеличение налоговых поступлений на 5,5 млн. руб.;
выручка от реализации продукции (в сопоставимых ценах) в 2014 - в отношении к 2010 году увеличится в 13,8 раза.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 в раздел 1 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Раздел 1. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения
Виноградарство и продукция его переработки являются высокодоходной, интенсивной и бюджетообразующей отраслью агропромышленного комплекса.
Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступления в бюджет и внебюджетные фонды более 2,9 млн. руб. в год.
Вместе с тем, виноградарство является и самой капиталоемкой отраслью сельскохозяйственного производства. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, на 4 года отвлекаются из оборота, более того, в течение этого времени требуются значительные финансовые ресурсы - на уход за молодыми насаждениями.
Разработка республиканской целевой программы "Развитие виноградарства Чеченской Республики на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) вызвана необходимостью устранения негативных изменений, произошедших в отрасли за последние два десятилетия (к уровню 1985 года), и последствий аномальных агроклиматических условий зимнего периода 2005 - 2007 годов, приведших к сокращению площадей промышленных виноградников на 66%, снижению объемов производства винограда на 79%. Так, в 2010 году по сравнению с 2008 годом площадь плодоносящих виноградников снизилась на 264 га, валовый сбор винограда снизился на 328 тонн, численность работников, работающих в отрасли виноградарства, уменьшилась па 284 человека, уровень среднемесячной оплаты труда составил 2 700 рублей.
Чеченская Республика должна на равных конкурировать с другими субъектами Российской Федерации в области виноградарства на внутреннем и внешнем рынках.
Принятие Программы является обязательным условием увеличения производства столовых сортов винограда, продукции его переработки и повышения ее качества, обеспечения экономического стимулирования научно-технического прогресса отрасли.
Программа направлена на решение четырех основных проблем
Природно-климатические условия Чеченской Республики благоприятны для выращивания винограда с высокими технологическими качествами, что способствовало интенсивному развитию виноградарской отрасли.
В настоящее время виноградарская отрасль республики имеет проблемы, решение которых возможно программным методом и данная Программа направлена на решение шести основных проблем.
Проблема N 1. Сокращение площадей промышленных виноградников
Кризис в виноградарско-винодельческой отрасли Чеченской Республики начался в середине 80-х годов прошедшего столетия в результате кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Общий экономический спад при переходе на работу в рыночных условиях, расстройство финансово-кредитной системы, ценовые диспропорции, отсутствие механизмов регулирования рынка винодельческой продукции, последствия двух военных компаний, аномальные агрометеорологические условия зимы 2005 - 2007 годов (погибло до 600 га насаждений) усугубили состояние отрасли, привели к резкому сокращению площадей под виноградниками с 30 тыс. га (1985 г.) до 3 тыс. га. Изреженность плодоносящих виноградников даже в лучших хозяйствах составляет до 30 процентов.
Проблема N 2. Проведение раскорчевки старых непродуктивных виноградников
Долговечность виноградного растения зависит от многих факторов: почвенно-климатические условия, формирование куста, качество проведения уходных работ. В Молдавии и Грузии виноградники могут продуктивно возделываться до 40 лет.
В укрывной зоне (Ростовская область, Чеченская Республика) эксплуатационный срок виноградников сокращается до 10-15 лет. Это связано с необходимостью проведения работ по укрытию виноградников, нанесением множества ран при проведении обрезки. В результате нанесения ран образуется ядровая древесина, которая закупоривает проводящие сосуды в многолетней древесине виноградного куста. Обрезкой на "черную голову" часть виноградников удается восстановить, но затраты, связанные с этим, не окупаются, так как продуктивность таких виноградников не высока.
Через процедуру списания и раскорчевку старых виноградников прошли все виноградарские регионы. Поэтому раскорчевка старых непродуктивных виноградников по мере вступления в плодоношение молодых насаждений является необходимой мерой в развитии виноградарства.
По данным Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики подлежат раскорчевке виноградники на площади 25 15 га. Своевременная раскорчевка списанных виноградников дает возможность в кратчайшие сроки ввести пашню в оборот.
Проблема N 3. Изношенность материально-технической базы отрасли
Изношенность техники отрасли в настоящее время составляет более 80%.
Почвообрабатывающих механизмов практически нет, начиная с плантажных плугов, чизелей, культиваторов, агрегатов межкустовой обработки.
Нет запрессовщиков столбов для установки винколов, агрегатов для обрезки, чеканки и подвязки зеленых побегов.
Некоторые хозяйства вообще не имеют виноградарской техники, а большинство предприятий работают на приспособленных агрегатах.
Приобретение импортной техники из-за высоких цен проблематично для большинства хозяйств. За счет интенсивного выбытия техники нагрузки на трактора, почвообрабатывающие механизмы, опрыскиватели возросли более чем в 2 раза.
Проблема N 4. Снижение роли питомниководства
Развитие виноградарства невозможно без современной питомниководческой базы, т.к. питомниководство - основа развития виноградарства. В Чеченской Республике нет питомниководческого хозяйства по производству посадочного материала для закладки новых виноградников, хотя Программа развития питомниководческой базы ГУП "Винхоз "Бурунный", утвержденная министром сельского хозяйства Чеченской Республики, имеется.
В настоящее время черенки для производства виноградных саженцев завозятся с соседних регионов. Заготовка этих черенков может быть проведена на любых кустах без апробации и отбора более урожайных и здоровых насаждений, что способствует их засорению малоурожайными клонами, накоплению вирусной и бактериальной инфекции. Такие растения не только снижают количество и качество урожая, но и сильно страдают от летних засух, суровых зим, легко поражаются болезнями и вредителями. Виноградники, посаженные такими саженцами, недолговечны и малопродуктивны. И это подрывает экономику отрасли в целом.
Проблема N 5. Снижение роли науки в вопросах развития виноградарства
Недооценка роли науки в вопросах развития виноградарства и виноделия привели к диспропорции научно-обоснованных количественных и качественных соотношений в сортовом составе насаждений, нарушениям в агротехнике и технологии, в результате отрасль в настоящий момент перегружена огромным набором низкоэффективных сортов, что затрудняет проведение сортовой агротехники и выработку высококачественной продукции.
Невосприимчивость к новациям в организации современного производства значительно отразилась на эффективности отрасли и создала ряд проблем, для устранения которых потребуются значительнвю финансовые ресурсы и длительный период времени.
Проблема N 6. Действующий финансовый механизм поддержки отрасли виноградарства
В настоящее время выращиванием винограда занимаются около специализированных хозяйств в Наурском, Надтеречном, Шелковском, Гудермесском районах республики.
При условии ежегодной закладки 560 га новых виноградников и проведении полного комплекса агротехнических работ по уходу за молодыми насаждениями требуется в среднем 158,7 млн. рублей до вступления в плодоношение (2011 - 2013 годы).
В настоящее время по требуемым затратам на 1 га основными источниками финансирования работ по закладке и уходу за молодыми насаждениями являются:
- средства федерального бюджета (субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями);
- средства региональных бюджетов;
- собственные средства предприятий;
Отсутствие субсидий на поддержку работ по уходу за молодыми виноградниками или выделение их по мизерной ставке не позволяет компенсировать часть затрат по созданию опорно-шпалерной конструкции.
В результате из-за отставания темпов установки шпалеры от темпов закладки виноградников 916 га молодых виноградников не подняты на шпалеру, что может привести их к гибели.
Отсутствие субсидий па поддержку работ по раскорчевке старых непродуктивных виноградников не позволяет компенсировать часть затрат по вводу в оборот более двух тысяч гектаров пашни.
2. Основная цель и задачи Программы
Программа способствует достижению поставленной Министерством сельского хозяйства России до 2020 года, стратегической цели утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года N 537 повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, а также решению тактической задачи развитие приоритетных отраслей растениеводства в части устойчивого роста производства винограда.
Общая площадь виноградников по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2331,5 га, в том числе в плодоносящем возрасте 1117,5 га (таблица 1).
Основные показатели развития виноградарства в Чеченской Республике приведены в таблице 1.
Таблица N 1. Динамика площадей закладки новых виноградников, га
Наименование работ |
Года |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Подготовка почвы |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Посадка |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Установка шпалеры |
916 |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Уходные работы |
|
810 |
1078 |
1598 |
1700 |
2100 |
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 год посадки |
|
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
2 год посадки |
|
298 |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
3 год посадки |
|
280 |
298 |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
4 год посадки |
|
232 |
280 |
298 |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Раскорчевка (спицами) |
298 |
500 |
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего виноградников |
2331,5 |
2331,5 |
2631,5 |
3031,5 |
3431,5 |
3831,5 |
4231 |
4631 |
5031 |
5431 |
5731 |
Из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодые |
916 |
1310 |
1878 |
1998 |
2100 |
2500 |
2400 |
2600 |
2000 |
2000 |
2000 |
Вступающие в плодоношение |
|
106 |
232 |
280 |
298 |
|
500 |
800 |
400 |
400 |
400 |
Всего плодоносящих |
1117,5 |
627,5 |
859,5 |
1139,5 |
1139,5 |
1437,5 |
1937 |
2731 |
3131 |
3531 |
3931 |
Из них в: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хозяйствах населения |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Сельхозорганизациях |
1086 |
596 |
828 |
1108 |
1108 |
1401 |
1901 |
2695 |
3095 |
2495 |
2895 |
КФХ и других |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
6,5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Согласно Программе с 2011 по 2013 годы суммарная площадь новой посадки виноградников составит 1700 га. Площадь плодоносящих виноградников к 2014 году достигнет 1139,5 га, а общая площадь виноградников - 3031,5 га. Динамика площадей закладки новых виноградников по направлениям использования представлена в таблице 1.
В каждом виноградарском хозяйстве сорта винограда должны состоять из рентабельных и хорошо зарекомендовавших себя в местных условиях сортов, способных давать урожай не менее 60 ц/га ежегодно. Количество таких сортов должно быть в пределах 10-12 с большим диапазоном по срокам созревания (таблица 2).
Валовой сбор винограда
Таблица 2
Наименование |
Года |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Всего плодоносящих виноградников, га |
1115,5 |
627,5 |
859,5 |
1139,5 |
1139,5 |
1437,5 |
1937 |
2731 |
3131 |
3531 |
3931 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столовые, га |
|
300 |
415 |
550 |
550 |
700 |
950 |
1350 |
1550 |
1750 |
1950 |
технические, га |
|
327,5 |
444,5 |
589,5 |
589,5 |
737,5 |
987 |
1381 |
1581 |
1781 |
198 |
валовой сбор - всего, тн |
667 |
1880 |
3438 |
4558 |
4558 |
6038 |
8135 |
12290 |
14090 |
17655 |
19655 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столовые, тн. |
200 |
1050 |
1860 |
2475 |
2475 |
3500 |
4750 |
6750 |
7750 |
8750 |
9750 |
технические, тн. |
467 |
750 |
1578 |
2083 |
2083 |
2538 |
3385 |
5540 |
6340 |
8905 |
9905 |
Соотношение сортов с окрашенной ягодой и белоягодных должно быть примерно равным, если нет конкретной сортовой специализации.
Столовое виноградарство в республике развито слабо, так как требует больших затрат ручного труда, специальной тары и оборудованных хранилищ для урожая.
В перспективе соотношение столовых и технических сортов должно стать равным. Экономически более целесообразно вести подбор столовых сортов по типу конвейера по срокам созревания. Для производства столового винограда в полуукрывной культуре предпочтительны сорта: Алекса, Баклановский, Талисман, Юбилей Платова, Золотинка (универсальный), Эльф (бессемянный); в укрывной культуре: Памяти Негруля, Страшенский, Осенний черный, Кишмиш лучистый (бессемянный).
Чтобы повысить рентабельность виноградников необходимо восстановить орошение виноградников (где оно было), ликвидировать изреженность и сортопримеси.
Реализация программных мероприятий позволит поднять среднюю урожайность до 60 ц/га. Вследствие чего, валовой сбор винограда увеличится к 2014 году в 13,8 раза, а урожая столовых сортов в 2 раза.
Исходя из эколого-географических условий Чеченской Республики, соотношение укрывных и неукрывных виноградников должно быть примерно равным.
В технических сортах наиболее ценными являются аборигенные терские сорта (не менее 50%), идущие на приготовление высококачественных столовых и игристых вин. Остальные - это новые сорта, обладающие групповой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды, что позволяет возделывать их в неукрывной культуре. Такое соотношение снижает пестицидную нагрузку, придает сортименту экологичность и устойчивость к стрессорам биотического и абиотического характера, что позволяет получать гарантированные урожаи даже в неблагоприятные по погодным условиям годы.
Целью Программы является стимулирование закладки виноградников с целью обеспечения населения свежей продукцией и промышленности сырьем.
Программой на данный период определена следующая задача - увеличение площадей под промышленными виноградниками и восстановление питомниководческой базы, которая предусматривает:
раскорчевку непродуктивных виноградников;
расширение площадей виноградников за счет посадки новых насаждений;
восстановление питоомниководческой базы с постепенным переходом на выращивание сертифицированного посадочного материала;
ведение производства винограда на современной технологической основе с оптимальным учетом природно-климатических и других условий, характерных для региона.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы и показатели
В ходе выполнения Программы будут достигнуты, следующие результаты:
заложено молодых виноградников, позволяющих эксплуатировать насаждения не менее 25 лет 1700 га.
доля молодых виноградников в промышленных посадках доведена до 60%;
дополнительно будет создано около 3 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве, что особенно важно для нашей республики.
Основной целевой индикатор Программы и его значения по годам представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
Целевой индикатор |
Уровень стремления |
2010 г. |
Значение индикатора, ед. |
Год достижения цели |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
|||
Увеличение сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом и сырьем для перерабатывающей промышленности, ед. |
2,49* |
1,0 |
1,0 |
1,13 |
1,16 |
2014 |
* Данные по СКФО и ЮФО до 2020 года
a. Значение индикатора - рост сырьевой базы к уровню 2010 года при стремлении достичь уровень 1985 года.
b. Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле
c. К = Sx
d. S
e. Sx - Sz - Sp+Sn
f. К - целевой индикатор;
g. S - площадь промышленных виноградников в 2010 году;
h. Sz - площадь промышленных виноградников предыдущего года;
i. Sx - площадь промышленных виноградников соответствующего года;
j. Sn - площадь закладки молодых виноградников соответствующего года;
k. Sp - ежегодная площадь раскорчевки.
1. Значения показателей результатов реализации целевой программы ведомства "Развитие виноградарства на 2009 - 2012 годы" (далее - Программы 2009 - 2012 годы), утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики N 155 от 14.09.2009 г.
Результаты реализации Программы по годам представлены в таблице N 4.
Таблица N 4
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Цель, 2020 г. |
Площадь закладки промышленных виноградников |
га |
|
500 |
800 |
400 |
458,5 в год |
Прирост площадей промышленных виноградников (к уровню 2010 года) |
га |
|
|
300 |
400 |
70,5 |
Площадь раскорчевки |
га |
|
500 |
500 |
- |
100 |
Наличие площадей на конец года |
га |
2331,5 |
2331,5 |
2631,5 |
3031,5 |
5731 |
Начиная с 2012 года появляется возможность восстановить раскорчеванные виноградники и установить шпалеру.
Существующие агротехнологии позволяют производить закладку новых виноградников при минимальной плотности посадки 1670 кустов на 1 га.
Выделение средств из федерального и республиканского бюджета в последующие годы позволит обеспечить выполнение показателей, приведенных в таблице N 4.
4. Перечень и описание Программных мероприятий
Основными Программными мероприятиями являются:
1. Субсидирование мероприятий по расширению площадей виноградных насаждений за счет посадки новых, реконструкции существующих виноградников, повышения продуктивности и закладки насаждений европейскими техническими сортами, устойчивыми к неблагоприятным погодным условиям, болезням и вредителям, для производства высококачественной продукции*.
В целях стимулирования развития отрасли минимальный размер площади виноградных насаждений для субсидирования в Чеченской Республике определить 1,0 га.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 года N 1174 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства"*.
2. Субсидирование мероприятий по развитию питомниководческой базы, ориентированной на устойчивое обеспечение потребности отрасли виноградарства Чеченской Республики в высококачественном, сертифицированном посадочном материале, свободном от вирусов и микоплазменных заболеваний, в чистосортных, высокопродуктивных сортах с повышенной устойчивостью к стресс-факторам, на увеличение срока продуктивной эксплуатации виноградников, объемов производства и качества винограда, снижение издержек на перезакладку насаждений*.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку экономически значимого региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ".
3. Модернизация питомниководческой базы, закладка маточников.
4. Модернизация и обновление машинно-тракторного парка виноградарских хозяйств.*
5. Проведение раскорчевки старых непродуктивных виноградников.
6. Внедрение передовых научных достижений.
5. Срок реализации программы
Реализация Программы запланирована на 2011 - 2013 годы.
В 2011 - 2013 г.г. при выделении соответствующего финансирования планируется создать условия для стабильного развития виноградарства, которые обеспечат инвестиционную привлекательность отрасли на основе применения современных технологий согласно таблице N 5
Таблица N 5
Годы |
Необходимо заложить, га |
Необходимо провести уходные работы на молодых насаждениях, годы - га |
2011 |
500 |
2010 г. - 2009 Г. - 298 2008 Г. - 280 2007 Г. - 232 Итого: 810 |
2012 |
800 |
2011 г. - 485 2010 г. - 2009 Г. - 298 2008 Г. - 280 Итого: 1063 |
2013 |
400 |
2012 г. - 800 2011 г. - 485 2010 г. - 2009 Г. - 298 Итого: 1583 |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 раздел 6 настоящей Республиканской целевой программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Социальная, экономическая эффективность реализации Программы
Реализация Программу будет способствовать достижению цели Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства", решению таких задач как "Развитие приоритетных отраслей растениеводства" и "Развитие сельских территорий". Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития виноградарства. Показателем, отражающим уровень решения целей и задач Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики, является увеличение производства винограда. Это позволит в перспективе провести полное импортозамещение в снабжении населения.
Анализ динамики целевых индикаторов и показателей Программы (таблицы 6, 7), при условии финансирования в полном объеме, показывает реальность прироста объема производства винограда.
таблица 6
Основные показатели уровня достижения целей |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году |
115,8 |
111,6 |
107,1 |
101,4 |
В том числе винограда (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году |
87,9 |
512,1 |
182,8 |
147,5 |
Уровень обеспечения потребности населения в винограде согласно рекомендуемым медицинским нормам (при минимальной норме потребления 12 кг на душу населения) повысится с 0,4 кг в 2010 году до 3,4 кг в 2014 году. Реализация мероприятий Программы позволит снизить затраты предприятий на приобретение энергоносителей, что в совокупности с увеличением выхода продукции с 1 га площади, ростом объемов производства винограда, увеличением выручки о реализации винограда в сопоставимых ценах в 2013 году в 13,8 раз против 2010 года также будет способствовать повышению рентабельности производства и в свою очередь созданию привлекательных условий труда в виноградарских хозяйствах.
К экономическим последствиям реализации Программы можно отнести увеличение площади продуктивных виноградных насаждений и сырьевой базы предприятий (площадь продуктивных виноградных насаждений в сельхозорганизациях увеличится в 2013 году на 110.5% к уровню 2010 года), повышение доходов части населения, занятого в производственном цикле выращивания и переработки винограда, увеличение совокупности налоговых поступлений по всем этапам производства и реализации готовой продукции.
Социальные последствия реализации Программы заключаемся в создании 680 рабочих мест, что скажется на устойчивом развитии сельскохозяйственной территории разрядке демографической напряженности в республике, повышении уровня жизни сельскою населения, а также роста его платежеспособности (таблица 7).
Таблица 7
Показатели |
В объемах действующих обязательств |
Валовой сбор винограда |
4,5 тыс. тн |
Реализация винограда в свежем виде и на производство натуральных соков |
4,5 тыс. тн |
Ежегодная закладка промышленных виноградников |
460 га |
Создание дополнительных рабочих мест |
680 человек |
Экологические последствия реализации Программы заключаются в снижении в 2 раза пестицидной нагрузки на почву и урожай за счет увеличения доли биологических методов интенсирированной системы защиты виноградников, ликвидации изреженности насаждений и закладки новых посадок устойчивыми к болезням и вредителям сортами винограда в санитарной зоне прибрежных территорий, в непосредственной близости от поселков, где охрана биосферы от загрязнения требует значительною сокращения количества или полного запрещения применения химических средств защиты растений. Кроме того закладка виноградников на склонах и неудобных для возделывания других сельскохозяйственных культур землях предотвращает эрозию почвы и позволяет осуществлять эффективное регулирование режима природопользования.
Оценка рисков реализации Программы:
к внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу специализированных хозяйств и заводов первичною виноделия, а также расширить площади под виноградниками; рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику, оборудование, пестициды, и материалы для установки шпалеры сверх ожидаемою их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные природные и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
б) внутренние риски:
организационные риски, связанные с недостатком квалифицированных кадров;
производственные и технологические риски (перебои в поставках, проблемы со своевременным обеспечением семенами, удобрениями, защитой растений от вредителей и гл.).
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов производства винограда из-за не достижения прогнозируемых показателей средней урожайности по году. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по валовому сбору, отношение факта к плану - 99% (минус 1% к плану).
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
Виды рисков |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Недостижение планового валового производства винограда, тыс. руб. |
18,8 |
34,4 |
45,5 |
Недополучение выручки от реализации винограда, тыс. руб. |
338,0 |
618,2 |
912,0 |
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей урожайности винограда в год чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы. Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
использования мер. предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства":
проведения мониторинга угроз развитию отрасли и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
подготовки и представления в Правительство Чеченской Республики ежегодною доклада о ходе и результатах реализации Программы, в которой при необходимости включаются предложения о корректировке Программы.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики.
Проведенный Министерством мониторинг предварительных заявок на участие в реализации Программы показал, что привлекательные условия поддержки мероприятий по раскорчевке, развитию питомниководства и модернизации машинотракторного парка побудили интерес субъектов бизнеса к данным мероприятиям. Среди заявок имеются предложения по проведению раскорчевки старых непродуктивных виноградников в 2013 году в Наурском муниципальном районе, в Шелковском муниципальном районе согласно таблице:
Перечень
предприятий по реализации мероприятий по раскорчевке списанных виноградников Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики
Таблица
Наименование предприятии |
Место расположения |
Площадь раскорчевки, га |
Дата и номер распоряжения |
|
ГУН "Винхоз "Сов. Россия" |
Наурский район с. Рубежное |
92 |
N 1706-СА 15.07.2007 г. |
|
ГУН "Винхоз "Авангард" |
Наурский район с. Ульяновское |
90 |
N 1547-ИК 04.07.2012 г. |
|
ГУП "Винхоз "Авангард" |
Наурский район с. Ульяновское |
94 |
N 3542-СА 16.12.2008 г. |
|
ГУН "Винхоз "Авангард" |
Наурский район с. Ульяновск |
141 |
N 1272-СА 02.08.2005 г. |
|
ГУП "Винхоз "Калиновский" |
Наурский район с. Новотерское |
150 |
N 636-СА 09.03.2011 г. |
|
ГУП "Винхоз "Калиновский" |
Наурский район с. Новотерское |
50 |
N 2073СА 16.08.2007 г. |
|
ГУП "Винхоз "Калиновский" |
Наурский район с. Новотерское |
50 |
N 2194 РА 22.07.2011 г. |
|
ГУП "Винхоз "Калиновский" |
Наурский район с. Новотерское |
60 |
ЖН67-РБ 07.07.2006 г. |
|
ГУП "Винхоз "Комсомольский" |
Наурский район с. Левобережное |
126 |
N 1285-СА 03.08.2005 г. |
|
ГУП "Винхоз "А. Митаева" |
Наурский район с. Солкушнно |
43 |
N 3921-СА 13.12.2011 г. |
|
ГУП "Винхоз "Северный" |
Наурский район с. Фрунзенское |
275 |
N 956-СА 24.06.2005 г. |
|
ГУП "Винхоз "Бурунный" |
Шелковской район ст. Червленная |
344 |
N 0276-РБ 26.02.2006 г. |
|
Итого: |
|
1515 |
|
Отбор участников финансирования из республиканского бюджета осуществляться с учетом рационального и равномерного размещения производительных сил, расселения, диверсификации сельской экономики, достижения более полной занятой и сельского населения в соответствии со Схемой территориального планирования Чеченской Республики, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 сентября 2010 года N 154, и генпланами поселений.
Мероприятия по подключению населенных пунктов, где осуществляется реализация мероприятий Программы, к инженерным сетям (газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи), а также по прокладке дорог к сети дороги общего пользования будут выполняться в соответствии с мероприятиями Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р.
В рамках программы газификации Чеченской Республики на 2013-2015 годы, с перспективой до 2020 года, утвержденной постановлением Правительстве Чеченской Республики от 7 декабря 2012 года N 218, разработана Генеральная схема газоснабжения Чеченской Республики, которая включает в себя газификацию муниципальных районов, предусматривающая газоснабжение производственных мощностей, в том числе объектов сельского хозяйства.
В рамках Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 июля 2012 года N 147. разработана Генеральная схема электроснабжения муниципальных районов, предусматривающая электроснабжение производственных мощностей, в том числе объектов сельского хозяйства.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2012 года N 239, предусматриваются мероприятия по обеспечению жильем сельскохозяйственных работников, проживающих в сельской местности, на льготных условиях.
Реализация мероприятий Программы на территории республики, учитывая наличие в Чеченской Республике соответствующей нормативно-правовой базы, будет способствовать социально-экономическому развитию республики, в том числе развитию сельских территорий.
Раздел 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики увеличения сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом за оцениваемый период.
Динамика индикатора объемов финансирования по годам реализации Программы представлена в таблице N 8.
Таблица 8
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Объемы финансирования, млн. руб. |
162,4 |
213,4 |
152,0 |
Увеличение сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом, тн |
1,0 |
1,13 |
1,16 |
Соотношение финансирования Программы и социально-экономический эффект ее реализации |
1 |
1 |
1 |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе представлен в таблице 9
Таблица 9
N п/п |
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Выручка от реализации продукции (ТП), млн. руб. |
6,6 |
33,8 |
61,8 |
91,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Столовый сорта |
|
26,3 |
46 |
70,4 |
|
Технические сорта |
|
7,5 |
15,8 |
20,8 |
|
2 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (ХТП), млн. руб. |
|
27,2 |
28 |
29,4 |
3 |
Создано рабочих мест, чел |
|
200 |
320 |
160 |
4 |
Финансирование на продукцию, млн. руб. |
|
162,4 |
213,4 |
152 |
5 |
Показатель эффективности, % |
|
16,7 |
13,1 |
19,3 |
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 9-АПК - раздел "Затраты на многолетние насаждения" и раздел "Площадь садов, виноградников и других многолетних насаждений, валовой сбор продукции" и форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования", утвержденные приказами Министерства сельского хозяйства России на соответствующий год;
пояснительная записка (форма 0503160) - "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" (таблица N 2), приложения к пояснительной записке - "Сведения об исполнении бюджета" (ф. 0503164), "Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ" (ф. 0503166), утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н;
форма ГП-26 "Сведения о закладке виноградников", утвержденная приказом Минсельхоза России от 14 июля 2010 г. N 246;
форма 29-СХ - раздел 3 "Многолетние насаждения", утвержденная приказом Росстата от 17 сентября 2010 г. N 319. Качественный метод
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 раздел 9 настоящей Республиканской целевой программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Раздел 9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансирование Программы по созданию устойчивой сырьевой базы для отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановой период и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1433).
Общий объем финансирования на реализацию Программы в 2011-2013 года. в ценах соответствующих лет составляет 527,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 162,4 млн. рублей;
2012 год - 213,4 млн. рублей.
2013 год - 152,0 млн. руб. Из них:
за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1433);
за счет средств Чеченской Республики - 137,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 42,2 млн. рублей:
2012 год - 55.3 млн. рублей
2013 год - 39,5 млн. рублей
за счет внебюджетных источников 390,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 120,2 млн. рублей;
2012 год - 158,1 млн. рублей.
2013 год - 112,5 млн. рублей
По расчетам ГНУ Северо-Кавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства Россельхозакадемии средние издержки па раскорчевку и на закладку 1 га виноградника и работы по уходу за ним до вступления в плодоношение составили в 2010 году 375,4 тыс. руб., в том числе:
|
тыс. рублей |
раскорчевка |
30,5; |
итого раскорчевка |
30,5; |
подготовка почвы (с учетом внесенных удобрений) |
76,2; |
посадка (с учетом стоимости саженцев) |
123,4; |
установка шпалеры |
40,8; |
уходные работы за виноградниками, в том числе: 104,5:
1 года посадки |
19,9; |
2 года посадки |
22,5; |
3 года посадки |
29,8; |
4 года посадки |
32.3. |
Расчетная потребность в расходах па выполнение них работ поданным регионов в 2011 и 2013 годах составит 527,8 млн. рублей в ценах соответствующих лет Разбивка по годам и видам работ; а также потребность в средствах по данным регионов представлена в таблицах 10, 11.
Таблица 10
Потребность в средствах на развитие виноградарства Чеченской Республики | ||||
|
2011 г. га млн. руб. |
2012 г. га млн. руб. |
201З г. га млн руб. |
Всего га млн. руб. |
1. Подготовка почвы (с внесением удобрений) |
400 |
|||
2. Посадка |
400 |
|||
3. Уходные работы с установкой шпалеры: |
800 |
|||
4. Раскорчевка, всего |
||||
5. Модернизация и обновление машинотракторного парка в виноградарских хозяйствах |
- |
- |
85,3 |
85,3 |
Итого |
156,9 |
208,0 |
137,3 |
502,2 |
На развитие виноградарства предусматриваются следующие объемы работ, подлежащие субсидированию, и суммы средств, выделяемые на них:
Таблица 11
Года |
Раскорчевка, га млн. руб. |
Закладка га млн. руб. |
Уходные работы за молодыми виноградниками с установкой шпалеры га млн. руб. |
Модернизация 11 обновления машинотракторного парка виноградарских хозяйствах, млн. руб. |
Развитие питомниководства млн. руб. |
Всего млн. руб. |
2011 |
|
5,5 |
162,4 |
|||
2012 |
|
5,4л |
213,4111# |
|||
2011 |
400 |
800 |
85,3 |
14,7 |
152,0 |
|
Итого: |
82,6 |
259,5 |
74,8 |
85,3 |
25,6 |
527,8 |
Развитие питомниководства
Развитие виноградарства должно начинаться с создания питомниководческой базы. Питомниководство определяет многие позитивные позиции в виноградарстве сортимент, продуктивность, устойчивость и долговечность насаждений.
В этой связи необходимо внедрение высокоэффективных систем и технологий производства посадочного материала винограда высокоценных европейских и новых перспективных технических и столовых сортов.
При закладке виноградников основные затраты приходятся на закупку саженцев. Посадочный материал винограда завозится из соседних регионов: Дагестана, Ставропольского и Краснодарских краев, Ростовской области.
Вместе с тем, имеются благоприятные условия для развития своей питомниководческой базы. Собственное производство не только экономически более выгодно, но и поможет решить социальные проблемы - в первую очередь, проблему трудоустройства населения.
Для обеспечения выполнения программных мероприятий по закладке промышленных виноградников по схеме посадки 3x2 м потребуется не менее 5 127 тыс. штук саженцев. Расчет потребности в привитых и корнесобственных саженцах по годам указан в таблице 12.
Таблица 12
Саженцы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Привитые |
- |
- |
- |
Корнесобственные |
810 |
1336 |
2981 |
Всего: |
810 |
1336 |
2981 |
В соответствии с программными положениями в Чеченской Республике необходима ежегодная реновация виноградников вплоть до 2015 года.
В этой связи на развитие питомниководства, ориентированного на устойчивое обеспечение потребителей отрасли виноградарства в сертифицированном посадочном материале, необходим финансовый ресурс в объеме 25 625 тыс. руб. (таблица 13).
Затраты на закладку и возделывание виноградных маточников до эксплуатационного возраста, тыс. руб.
Таблица 13
N п/п |
Виды работ |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Итого |
|
Закладка питомниводческой базы |
20 |
20 |
50 |
90 |
1 |
Подготовка почвы, в т.ч. |
1524 |
1524 |
3810 |
6858 |
|
подъем плантажа |
240 |
240 |
600 |
1080 |
|
Внесение удобрений (со стоимостью удобрения) |
1180 |
1180 |
2950 |
5310 |
|
Планировка участка |
40 |
40 |
100 |
180 |
|
Разбивка участка |
24 |
24 |
60 |
108 |
|
Прочие работы |
40 |
40 |
100 |
180 |
2 |
Посадка корнесобственными саженцами (с учетом стоимости) |
950 |
950 |
2375 |
4275 |
3 |
Установка шпалеры, в т.ч.: |
816 |
816 |
2230 |
3862 |
|
Разбивка участка |
12 |
12 |
30 |
54 |
|
Установка винкола (со стоимостью винкола) |
466 |
466 |
1355 |
2287 |
|
Натяжение проволоки (со стоимостью проволоки) |
222 |
222 |
555 |
999 |
|
Прочие работы |
116 |
116 |
Г 290 |
522 |
4 |
Капельное орошение |
|
|
5125 |
5125 |
|
Уходные работы за маточниками, в т.ч.: |
2090 |
2090 |
995 |
5175 |
5 |
1 - год вегетация |
398 |
398 |
995 |
1791 |
|
2 - год вегетация |
450 |
450 |
- |
900 |
|
3 - год вегетация |
596 |
596 |
- |
1192 |
|
4 - год вегетация |
646 |
646 |
- |
1292 |
5 |
Изготовление проекта закладки |
165 |
|
165 |
330 |
|
Всего |
5545 |
5380 |
14700 |
25625 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
Объемы финансирования за счет средств Чеченской Республики и внебюджетных источников будут составлять (таблица 14):
Таблица 14
Объем средств по Программе |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
раскорчевка |
15,3 |
15,3 |
52,0 |
закладка виноградников и уходные работы |
141,6 |
192,7 |
- |
питомниководство |
5,5 |
5,4 |
14,7 |
модернизация |
|
|
85,3 |
итого: |
162/Р |
213,4 |
152,0 |
в т.ч. средства Чеченской Республики |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
раскорчевка |
4,0 |
4,0 |
13,6 |
закладка виноградников и уходные работы |
36,8 |
49,8 |
- |
питомниководство |
1,4 |
_1А^# |
4,1 |
модернизация |
|
|
21,8 |
итого: |
42,2 |
55,3 |
39,5 |
внебюджетные источники |
|
|
|
раскорчевка |
113 |
11,3 |
38,4 |
|закладка виноградников и уходные работы |
104,8 |
142,9 |
1 |
питомниководство |
4,1 |
3,9 |
10,6 |
модернизация |
|
|
63,8 |
итого: |
120,2 |
158,1 |
112,5 |
Современное отечественное питомниководство по производству посадочного материала в состоянии обеспечить потребности хозяйств в виноградных саженцах только на 30%, дефицит саженцев восполняется по импорту, в основном саженцами рядовой категории, зачастую пораженными различными заболеваниями и дороже отечественных в 1,5-2 раза. В этой связи необходимо развитие питомниководства, ориентированного на устойчивое обеспечение потребностей отрасли виноградарства в сертифицированном высококачественном посадочном материале.
Модернизация и обновление машинотракторного парка виноградарских хозяйств
Развитие виноградарства на современном этапе немыслимо без модернизации и обновления машинотракторного парка. Имеющаяся в наличии сельскохозяйственная техника введена в эксплуатацию 15 и более лет назад. В работоспособном состоянии удается поддерживать лишь 40-50% машин, имеющихся в наличии. Это в несколько раз увеличивает сроки проведения агротехнических работ на виноградниках.
Использование изношенной и устаревшей техники приводит к значительному перерасходу средств на их ремонт. В этой связи необходимо провести модернизацию и обновление машинотракторного парка виноградских хозяйств с приобретением энергонасыщенной, ресурсосберегающей техники, особенно тракторов (таблица 15).
Расчет потребности
сельскохозяйственной техники для виноградарских предприятий Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики на 2013 год
Таблица 15
Наименование |
Кол-во |
Цена, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Экскаватор па базе ЮМЗ |
14 |
1300 |
18200 |
Фреза навесная вертикальная ФНВ-300 |
21 |
350 |
7350 |
Культиватор межрядковый КМР-300 |
23 |
370 |
8510 |
Глубокорыхлитель двухстоечный ГР-2-60 |
23 |
270 |
6210 |
Приспособление для межкустовой обработки МКО-100 |
23 |
200 |
4600 |
Столбостав вибрационный СТВ-90 |
20 |
277 |
5540 |
Передвижной растворный узел "Восход-88" |
15 |
352 |
5280 |
Агрегат для посадки винограда АГВ-4 |
20 |
244 |
4880 |
Полуприцеп-перегрузчик для винограда ПВ-3 |
20 |
232 |
4640 |
Водораздатчик В-3 |
23 |
180 |
4140 |
Культиватор для сплошной и межкустовой обработки ПРВ-1-3,0 |
23 |
170 |
3910 |
Опрыскиватель ОП-2000 |
20 |
450 |
9000 |
Плуг плантажный |
8 |
380 |
3040 |
Всего: |
|
|
85300 |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 настоящая Республиканская целевая программа дополнена приложением, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к экономически значимой региональной программе
"Развитие виноградарства в Чеченской Республике
на 2011-2013 годы"
Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности республиканской целевой программы
N п/п |
Наименование целевых показателей (ед. изм.) |
Наименование мероприятий, обеспечивающих достижение результата |
Фактическое значение целевого показателя на момент разработки Программы |
Значение целевого показателя |
Значение целевого показателя |
Финансовые затраты на реализацию, тыс. рублей |
||||
2011 г |
2012 г |
2013 г. |
по окончании действия Программы |
Общие затраты по соответствующим мероприятиям |
Бюджетные затраты |
|||||
|
общие бюджетные затраты |
затраты бюджета республики |
||||||||
1 |
Увеличение площадей виноградников |
Закладка и уход за молодыми виноградниками с установкой шпалеры, га |
- |
500 |
800 |
400 |
1700 |
334,3 |
|
86,7 |
2 |
Раскорчевка старых непродуктивных виноградников |
Ввод в оборот пашни, га |
- |
500 |
500 |
1515 |
2515 |
82,6 |
|
21,5 |
3 |
Развитие питомниководства виноградника |
Закладка питомника виноградников, га |
- |
20 |
20 |
50 |
90 |
25,6 |
|
6,6 |
4 |
Модернизация и обновление машинотракторного комплекса |
Приобретение сельхозтехники и навесного оборудования, шт. |
|
|
|
2581 |
258 |
85,3 |
|
22,2 |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121 настоящая Республиканская целевая программа дополнена приложением 2, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение 2
к экономически значимой региональной программе
"Развитие виноградарства в Чеченской Республике
на 2011-2013 годы"
Перечень программных мероприятий
Текст приложения 4 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 14 сентября 2009 г. N 155 "О республиканской целевой программе развития виноградарства Чеченской Республики на 2009-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 28 сентября 2009 г. N 190, от 29 сентября 2009 г. N 191
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 15 мая 2013 г. N 121
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2011 г. N 136
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления