В целях ускорения процессов воспроизводства активной части основных средств сельскохозяйственных предприятий, путем обновления их машинно-тракторного парка, Правительство Чеченской Республики
Постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009-2012 годы".
2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики, министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009 - 2012 годы".
3. Просить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о выделении средств из федерального бюджета в сумме 35,2 млн. руб. на комплекс мер, предусмотренных в проекте данной программы, на условиях софинансирования, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра сельского хозяйства Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериева.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
О.Х. Байсултанов |
Республиканская целевая программа
"Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства ЧР от 27 июля 2009 г. N 143)
Республиканская целевая программа
"Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009-2012 гг."
Паспорт
Наименование Программы |
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009-2012 гг |
|
Основание для разработки Программы |
Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (Постановление Правительства Чеченской Республики N 183 от 24 декабря 2007 года). |
|
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики |
|
Основной разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики |
|
Основные исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики; сельхозтоваропроизводители. |
|
Цель Программы |
Техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники |
|
Задачи Программы |
Восстановление и обновление технической базы сельскохозяйственного производства на новой технической и технологической основе, направленное на стабилизацию и дальнейший рост объемов производства за счет сокращения сроков и улучшения качества выполнения механизированных работ в полеводстве; повышение производительности труда, снижение затрат на производство продукции; повышение доходности и конкурентоспособности отрасли. |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Уменьшение потерь сельскохозяйственных культур: зерно - 46,8 тыс. тн. подсолнечник - 0,16 тыс. тн. Объем дополнительной продукции за счет повышения урожайности: зерно - 127,4 тыс. тн. подсолнечник - 2,1 тыс. тн. |
|
Сроки реализации Программы |
2009-2012 гг. |
I этап (пополнение) - 2009-2010 гг. II этап (обновление) - 2011-2012 гг. |
Система программных мероприятий |
Формирование машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса, обеспечивающего выращивание и сбор намеченных объемов производства продукции сельского хозяйства на основе прогрессивных энерго и ресурсосберегающих технологий, для повышения производительности труда, снижения трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, повышения доходности отрасли. |
|
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 1640,46 млн. рублей. |
|
В том числе: | ||
Федеральный бюджет - 51,2 млн. руб. | ||
в том числе: |
в 2009 г. - 17,8 |
|
|
в 2010 г. - 8,4 |
|
|
в 2011 г. - 15,0 |
|
|
в 2012 г. - 10,0 |
|
Республиканский бюджет- 76,73 млн. руб. | ||
в том числе: |
в 2009 г. - 24,53 |
|
|
в 2010 г. - 25,0 |
|
|
в 2011 г. - 27,2 |
|
|
в 2012 г. - |
|
Внебюджетные источники - 1512,53 млн. руб. | ||
в том числе: |
в 2009 г. - 139,53 |
|
|
в 2010 г. - 342,0 |
|
|
в 2011 г. - 500,0 |
|
|
в 2012 г. - 531,0 |
|
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
- реализация Программы координируется министерством сельского хозяйства Чеченской Республики. |
|
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
Заемные кредитные средства сельских товаропроизводителей (субсидированный кредит) - 1512 млн. руб. Реализация программы основывается на строгом соблюдении законодательства Российской Федерации, предусматривает выделение средств из федерального и республиканского бюджета. Количественный состав тракторного и комбайного парка уменьшится в 1,2 и 1,7 раза, сельхозмашин - 1,9 тыс. шт. Объемы производства продукции в стоимостном выражении увеличатся на 565,3 млн. руб. Затраты труда снизятся на 63 тыс. чел. час; потребность в механизаторах на 30 чел.; расход топлива - на 5,9 тыс. тн.; затраты на выполнение механизированных работ в полеводстве уменьшатся на 158 млн. руб. Ожидаемый годовой экономической эффект от полной реализации Программы составит 723,3 млн. руб. |
Введение
Инженерно-техническая сфера сельскохозяйственного производства -важнейший блок продовольственной безопасности республики. До известных событий отрасль имела мощно развитую материально-техническую базу.
Современное состояние инженерно-технической базы агропромышленного комплекса Чеченской Республики, как и в целом ее экономики, характеризуется как крайне сложное. События последних лет в республике привели к полному разрушению промышленно-экономического потенциала республики и вообще сельскохозяйственного производства.
Основной урон отрасли нанесли на территории республики военные действия двух военных компаний. Разрушено более 80% объектов сельскохозяйственного назначения, в том числе и объектов инженерно-технической службы. Полностью уничтожен производственный потенциал многих госхозов и предприятий малой формы собственности.
В результате чего аграрная отрасль производства остро ощущает нехватку сельскохозяйственной техники. Сегодня в 185 крупных и средних сельхозпредприятиях и около 2 тыс. крестьянско-фермерских хозяйствах сосредоточено более 1700 тракторов, 425 зерноуборочных комбайнов, в том числе лизинговые - 30, 13 кормоуборочных комбайнов, более 3 тыс. штук прицепного сельхозинвентаря.
Большинство сельхозмашин имеющихся на предприятиях АПК республики введены в строй 10 и более лет назад. В работоспособном состоянии удается поддерживать лишь 40-50 % машин от их наличия. Это в несколько раз увеличивает сроки проведения сельскохозяйственных работ и росту текущих затрат на поддержание средств механизации.
Только за период с 2003 по 2008 г.г. парк сельскохозяйственной техники сократился: трактора с 3072 до 1698 ед., зерноуборочные комбайны с 632 до 425 ед., грузовой автотранспорт с 2128 до 626 ед., прицепной инвентарь с 1642 до 1184 ед. Производство сельскохозяйственной продукции ведется по старым технологиям с использованием устаревшей морально и изношенной физически техникой, готовность которой не составляет и 50 % потребности.
В последние два-три года финансирование капитального вложения сельхозпредприятий из федерального и республиканского бюджета значительно увеличилось, что позволило поставить в хозяйства 161 ед. тракторов, 44 ед. зерноуборочных, 9 ед. свеклоуборочных комбайнов, 2 ед. рисоуборочных комбайнов, 6 ед. экскаваторов, 247 ед. различного прицепного инвентаря (табл. 1).
Однако, это все же не позволило к настоящему времени преодолеть отрицательную динамику сокращения и старения машинно-тракторного парка.
Вследствие недостатка основных средств механизации нагрузка на технику в настоящее время намного превышает научно-обоснованные нормативы.
Ухудшение количественных и качественных характеристик машинно-тракторного парка сельхозпредприятий республики привели в период с 1990 г. по 2008 г. к сокращению площади сельскохозяйственных угодий на 14,6%, пашни 27,4 тыс. га. с 312,6 тыс. га. до 285,2 тыс.га. (на 8,8%), многолетних насаждений на 77,8%. Это в свою очередь негативно отразилось на объемах производства продукции отрасли.
Кроме снижения объемов производства, недостаток базовых средств механизации и высокой степени физического износа используемой техники приводят к нарушению рекомендуемых агросроков выполнения основных механизированных работ в полеводстве, снижению их качества. Из-за невозможности выполнить весь цикл сельскохозяйственных работ в полном объеме и требуемые агросроки упрощаются технологии возделывания сельскохозяйственных культур и, как в следствие, происходит снижение объемов производства продукции отрасли. Так, дефицит уборочной техники является причиной значительных недоборов урожая вследствие его осыпания, дефицит в тракторах общего назначения не позволяет в полном объеме выполнять вспашку зяби и тд.
Основные положения разработанной программы направлены на ускорение процессов воспроизводства активной части основных средств сельхозпредприятий путем обновления их машинно-тракторного парка, позволяющего повысить производительность труда в отрасли, обеспечить стабилизацию и дальнейший рост объемов производства сельскохозяйственной продукции при снижении текущих производственных затрат. Программой предусматривается поэтапный перевод сельскохозяйственного производства республики на перспективные, ресурсосберегающие механизированные технологии производства продукции полеводства.
Выполнение программы рассчитано на период до 2012 г.
Таблица 1
Поступление и выбытие
основных видов машин в сельском хозяйстве Чеченской Республики.
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Трактора | ||||
Поступление |
0 |
79 |
45 |
37 |
Выбытие (списание) |
218 |
192 |
73 |
22 |
Зерноуборочные комбайны | ||||
Поступление |
0 |
0 |
2 |
44 |
Выбытие (списание) |
21 |
19 |
23 |
34 |
Кормоуборочные комбайны | ||||
Поступление |
0 |
0 |
0 |
0 |
Выбытие (списание) |
12 |
7 |
3 |
2 |
1. Характеристика проблемы, обоснование ее решения.
1.1. Программа направлена на решение следующих проблем.
Проблема N 1. Сокращение сельскохозяйственной техники и объема производства.
События 90-х годов прошлого столетия- это развал СССР, известные события, связанные с суверенизацией Чеченской Республики, последствия двух военных компаний и нестабильная ситуация поствоенного периода негативно отразилась на сельскохозяйственном производстве республики. Общий экономический спад при переходе на работу в рыночных условиях, расстройство финансово-кредитной системы, ценовые диспропорции, отсутствие механизма регулирования материально-технического снабжения отрасли усугубили состояние инженерно-технической сферы сельскохозяйственного производства. Все это привело к сокращению сельскохозяйственной техники, ее материально-моральному износу. За это время количественные и качественные параметры парка сельскохозяйственных машин ухудшились настолько, что он не позволял обрабатывать имеющиеся посевные площади. Уменьшилась пашня в обработке на 128,7 тыс.га. Упрощаются технологии возделывания сельскохозяйственных культур из за невозможности выполнять весь цикл работ, и, как в следствие, происходит снижение валового производства сельскохозяйственной продукции (табл. 2, 3).
Таблица 2
Динамика
валового производства сельскохозяйственной продукции в Чеченской Республике.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Хозяйства всех категорий в текущих ценах, млн. руб. |
4784,1 |
4878,9 |
7285,3 |
8065,1 |
то же, % к предыдущему году |
121,1 |
102,0 |
149,3 |
110,7 |
Таблица 3
Динамика
использования пашни в производстве сельскохозяйственной продукции в Чеченской Республике.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Пашня, га. |
312572 |
309578 |
308690 |
285200 |
Посевные площади, га. |
175500 |
168200 |
175267 |
183833 |
Производство, тн. |
|
|
|
|
Зерно |
127150 |
129040 |
131517 |
193300 |
Сах. свекла |
5560 |
3595 |
- |
33088 |
Овощи |
35960 |
33720 |
35126 |
21376 |
Молоко |
24500 |
241100 |
250100 |
258400 |
Мясо |
35800 |
36000 |
44500 |
40700 |
Яйца, млн.шт. |
48,8 |
50,6 |
109,8 |
110,4 |
Проблема N 2 - экономическая состоящая из трех частей:
Формирование корпуса механизаторов - производителей продукции и прибавочного продукта - отношение механизаторских кадров к средствам производства (собственность, аренда или наемный работник и др.), получаемой продукции и эксплуатационным затратам, оплата и мотивирование труда, введение эффективных мер повышения производительности труда, новые методы подготовки и переподготовки кадров;
Оптимизация издержек, связанных с эксплуатацией техники;
Создание системы обновления машин, оптимальных схем его обновления с формированием и использованием финансовых ресурсов производителей сельхозпродукции, машин, материалов, сервисных услуг и бюджетов, поиск инвесторов и инвестиционных соглашений на производство продукции (через конкурс) и т.д.
Проблема N 3 - технологическая, включающая в себя три раздела:
Выбор и освоение ресурсосберегающих технологий производства продукции;
Подготовка агрегата к выполнению технологического процесса и собственно выполнение работы, система контроля качества и количества процессов для обеспечения производительного труда в течение смены (суток);
Использование агрегатов в течение сезона для достижения оптимальной годовой загрузки и прибыли;
Технологические меры дают, как правило, наивысшую отдачу. Например: применение оптимальных технологий производства зерна позволяет снизить на 30-35% стоимость парка машин, увеличить сменную производительность агрегатов благодаря меньшим энергозатратам.
Проблема N 4 - техническая, связанная с эффективным поддержанием работоспособности машин, их ремонтом и техническим обслуживанием в процессе выполнения сельскохозяйственных работ.
2. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусмотренных настоящей программой, представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное использование машинно-тракторного парка.
Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное и кадровое обеспечение.
2.1.Стратегия поэтапного обновления тракторного и комбайного парка АПК ЧР до 2012 года.
2.11. Обновление машинно-тракторного парка на базе традиционных технологий.
Существующий состав тракторного и комбайного парка республики, составляющий основу технического оснащения сельхозтоваропроизводителей не соответствует современным требованиям производства сельскохозяйственной продукции. Наличный состав тракторов общего назначения с учетом его количества, марочного и возрастного состава не обеспечивает выполнение требуемых объемов работ по осенней вспашке зяби и посеву ранних колосовых культур в рекомендуемые агросроки. Из за этого за пределами сроков вспашки зяби остаются около 20 тыс.га, которые должны обрабатываться весной, что существенно (до 20 %) снижает урожайность высеваемых по весновспашке культур. Подготовка почвы и посев ранних колосовых культур рекомендуется проводить агрегатами на базе гусеничных тракторов, поскольку в использовании на этих работах колесных тракторов чрезмерно уплотняет влажную почву и снижает урожайность высеваемых культур (ярового ячменя) на 10 % и более. Однако, наличный состав гусеничных тракторов не позволяет выполнить весь объем ранневесенних полевых работ в установленные сроки и, следовательно, требует пополнения.
Такая же ситуация и в комбайновом парке.
Наличный состав зерноуборочных комбайнов позволит убрать 49,8 тыс.га. зерновых колосовых в установленные агротехнические сроки. За пределами рекомендуемых агросроков могут быть убраны более 55 тыс га. При существующем составе комбайнового парка республики продолжительность уборочных работ при благоприятных погодных условиях 25 и более дней, что в два раза превышает рекомендуемые агросроки уборки.
Это говорит о необходимости скорейшего пополнения существующего тракторного и комбайного парка.
Таблица 4
Показатели
пополнения тракторного и комбайнового парка республики
N п/п |
Марка машины |
Необходимо приобрести, шт. |
Цена един., тыс. руб. |
Стоимость пополнения, млн. руб. |
1. |
ХТЗ-17221 (гусеничный) |
60 |
2172 |
130 |
2. |
ДТ-75ДСЧ, Т-70 |
100 |
800 |
80 |
3. |
К-744Р1 |
50 |
4025 |
201 |
4. |
СК-5М "Нива-Эффект" |
79 |
2800 |
221 |
5. |
ДОН-1500Б |
100 |
3500 |
350 |
6. |
Енисей - 1200РМ, 954 |
20 |
3200 |
64 |
Всего |
409 |
1046 |
Для выполнения необходимых объемов механизированных работ в рекомендуемые агросроки существующий парк необходимо пополнить на 210 ед. гусеничными тракторами, 199 ед. зерноуборочными комбайнами. Общая стоимость пополнения составляет 1046 млн. руб.
Стратегической задачей второго этапа на ближайшую перспективу является обновление базовых средств механизации в составе парка, отработавших свой ресурс и эксплуатируемых за пределами сроков амортизации.
Таблица 5
Показатели
обновления парка тракторов и комбайнов Чеченской Республики
Марка машины |
Требует замены, шт. |
Показатели обновления |
|
приобретение, шт. |
стоимость, млн. руб. |
||
Трактора |
945 |
823 |
1498,0 |
К-700(К-744Р1) |
19 |
193 |
777,0 |
Т-25 |
45 |
|
|
Т-150 |
|
|
|
Т-150К |
60 |
180 |
391,0 |
ДТ-75М (ДТ-75ДСЧ) |
299 |
150 |
120 |
МТЗ-80, 82 |
512 |
300 |
210 |
ПТЗ-60 |
10 |
|
|
Комбайны |
178 |
160 |
522 |
СК-5М "Нива" |
133 |
50 |
140,0 |
ДОН-1500Б |
44 |
100 |
350,0 |
Енисей-120 |
1 |
10 |
32 |
Всего |
1123 |
983 |
2020,0 |
В настоящее время в хозяйствах республики за пределами сроков амортизации эксплуатируются 1123 штук тракторов и зерноуборочных комбайнов, которые рекомендуется заменить на 983 шт. новых машин (табл. 5).
В количественном отношении вновь приобретаемая техника будет на 12,5 % меньше, потому, что она более энергонасыщена. Так, если в настоящее время основу парка гусеничных тракторов составляет низко производительная ДТ 75 М, то в будущем они должны быть заменены на более мощные энергонасыщенные Т-150 гусеничной модификации. Колесные трактора общего назначения Т-150К, на К-744Р1 класса тяги 5 тс.
В структуре зерноуборочной техники предусматривается увеличение удельного веса более производительных комбайнов "Дон-1500 Б".
Общая стоимость обновления парка энергомашин в рамках действующих технологий составляет 2020,0 млн. руб. (табл. 5)
При обновлении машинно-тракторного парка в рамках действующих технологий существенного снижения механизаторских кадров не произойдет и не обеспечивается требуемого снижения численности механизаторов. Решение данной проблемы следует искать в переходе на современное ресурсосберегающие машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции.
2.12. Обновление парка при переходе на ресурсосберегающие машинные технологии.
Переход на современные ресурсосберегающие технологии предполагается осуществлять в два этапа. На первом необходимо перейти на энерговлагосберегающие технологии послойной безотвальной обработки почвы на основе применения комбинированных многооперационных машин и оборудований КУМ-4, КУМ-6 и КУМ-8. На втором предполагается, кроме этого, внедрение технологии уборки зерновых колосовых культур очесом. За один проход такие агрегаты одновременно выполняют ряд технологических операций: рыхление, крошение, мульчирование, выравнивание и уплотнение почвы, а также подрезание сорняков. Глубина обработки почвы составляет 8-16 см. Агрегаты КАО-2 и КАО-10 (для тракторов тяги 3 и 5 тс.) обрабатывают на глубину до 35 см. на пересушенных и переуплотненных почвах.
Переход на энерговлагосберегающие технологии обработки почвы позволяет значительно уменьшить количество выполняемых механизированных работ, снизить расход топлива, затраты живого труда и эксплуатационные расходы сельхозтоваропроизводителей.
На рис.1 представлены перечни работ, выполняемые в рамках существующих и ресурсосберегающих технологий обработки почвы в условиях Чеченской Республики. При возделывании озимых после зерновых колосовых и бобовых культур, например, пять почвообрабатывающих операций могут быть заменены двумя; подготовка почвы под посев пропашных (кукурузы и подсолнечника) может быть выполнена в рамках новой технологии за три прохода комбинированных агрегатов в отличие от семи при действующей технологии и т.д.
Помимо сокращения количества выполняемых работ, переход на энерговлагосберегающие технологии позволяет значительно снизить энергоемкость технологического процесса благодаря сведению к минимуму объемов выполнения наиболее энергоемкой операции - отвальной вспашки. Это, в свою очередь, позволяет повысить производительность агрегатов на почвообрабатывающих операциях и, тем самым, существенно уменьшить потребность товаропроизводителей республики в тракторах и сельскохозяйственных машинах. В табл. 6 приведены показатели потребности в основных почвообрабатывающих машинах и орудиях при различных технологиях почвообработки.
Кроме того, при внедрении новых технологий резко снижается потребность в зубовых боронах, валковых жатках, сцепках и др. Общее снижение потребности в шлейфе сельскохозяйственных машин и орудий при этом может составить около 1,9 тыс. единиц на сумму более 0,2 млн. руб.
Снижение энергоемкости выполнения механизированных работ при переходе на новые технологии позволит уменьшить потребность в гусеничных и колесных тракторах общего назначения на 330 шт.
к-во oпeраций |
Традиционная технология |
к-во oпeраций |
Ресурсосберегающая технология |
||
наименование работ |
марка СХТ |
наименование работ |
марка СХТ |
||
Возделывание озимых после колосовых и бобовых | |||||
1 |
Лущение стерни |
ЛДГ |
1 |
Обработка стерни на 10-12 см |
КУМ |
2 |
Вспашка на 18-20 см |
ПЛН (ПЛП, ПТК) |
2 |
Обработка почвы по мере появления сорняков |
КВС |
3 |
Культивация на 8-10 см |
КПС (КШУ) |
|
|
|
4 |
Боронование |
БЗСС |
|||
5 |
Культивация на 6-8 см |
КПС (КШУ) |
|||
Возделывание озимых после пропашных | |||||
1 |
Ликование в 2 следа |
БДТ (БДН) |
1 |
Обработка почвы на 12-14 см |
КУМ |
2 |
Комбин. обработка |
АКП |
2 |
Обработка почвы по мере появления сорняков |
КВС |
3 |
Культивация на 6-8 см |
КПС (КШУ) |
|||
Возделывание яровых после пропашных | |||||
1 |
Дикование в 2 следа |
БДТ (БДН) |
1 |
Обработка почвы с внесением мин. удобрений |
КУМ |
2 |
Вспашка на 20-22 см |
ПЛН (ПЛП, ПТК) |
|||
2 |
Послойная безотвальная обработка на 20-22 см |
КАО |
|||
3 |
Культивация на 6-8 см |
КПС (КШУ) |
|||
Возделывание яровых и бобовых после озимых колосовых | |||||
1 |
Лущение стерни |
ЛДГ |
1 |
Комбинированная обработка почвы с внес. мин. удобрений |
КУМ |
2 |
Вспашка на 18-20 см |
ПЛН (ПЛП, ПТК) |
|||
3 |
Культивация на 8-10 см |
КПС (КШУ) |
2 |
Послойная безотвальная обработка на 20-22 см |
КАО |
4 |
Культивация на 6-8 см |
КПС (КШУ) |
|||
Возделывание пропашных после озимых | |||||
1 |
Лущение стерни на 6-8 см |
ЛДГ |
1 |
Обработка почвы с внутри-почвенным внес. мин. удобр. |
КУМ |
2 |
Лущение стерни на 8-10 см |
ЛДГ |
|||
3 |
Вспашка на 25-27 см |
ПЛН (ПЛП, ПТК) |
2 |
Глубокая послойная безотвальная обр-ка на 35-40 см |
УНС |
4 |
Боронование |
БЗСС |
|||
5 |
Культивация на 10-12 см |
КПС (КШУ) |
3 |
Обработка почвы с выравниванием |
КВС |
6 |
Культивация на 8-10 см |
КПС (КШУ) |
|||
7 |
Выравнивание |
ВП |
|||
Обработка черного пара | |||||
1 |
Дикование в 2 следа |
БДТ |
1 |
Дикование почвы |
БДТ |
2 |
Вспашка на 25-27 см |
ПЛН |
2 |
Глубокая послойная безотвальная обр-ка на 30-35 см |
УНС |
3 |
Боронование на 3-4 см |
БЗТС |
|||
4 |
Культивация на 10-12 см |
КПС (КШУ) |
3 |
Обработка почвы на 10-12 см |
КВС |
4 |
Обработка почвы на убывающую глубину по мере отрастания сорняков |
КВС |
|||
5 |
Культивация на убывающую глубину по мере отрастания сорняков |
КПС (КШУ) |
Рис. 1 - Технология обработки почвы при возделывании основных сельскохозяйственных культур в севооборотах Чеченской Республики
Таблица 6
Потребность
в основных почвообрабатывающих машинах и орудиях сельхозпредприятий Чеченской Республики
Наименование машин |
Потребность при различных технологиях, шт. |
|
существующей |
ресурсосберегающей |
|
Плуги тракторные |
619 |
181 |
Дисковые лущильники |
125 |
- |
Бороны дисковые |
585 |
230 |
Катки |
20 |
100 |
Культиваторы (без пропашных) |
485 |
420 |
Многооперационные машины: |
55 |
301 |
КУМ (4, 6, 8) |
- |
301 |
КАО (2, 10) |
- |
100 |
УНС |
- |
80 |
Всего |
1889 |
1412 |
В стоимостном выражении снижение потребности в тракторной энергетике составит 600 млн. руб.
Кроме уменьшения потребности в тракторах и сельхозмашинах переход на ресурсосберегающие технологии обработки почвы позволит снизить затраты живого труда на выполнение механизированных работ в полеводстве на 40 тыс. чел. час, что эквивалентно снижению потребности в механизаторах около 20 человек. Однако реального снижения потребности в механизаторах при внедрении только новых почвообрабатывающих технологий достичь не удается, поскольку в этом случае максимальная их потребность определяется в период уборки зерновых колосовых культур.
Решить эту стратегическую задачу позволит переход на технологии уборки колосовых культур очесом, которая имеет ряд существенных преимуществ перед обмолотом всей хлебной массы при традиционной комбайновой уборке. Производительность комбайновых работ в этом случае может быть увеличена в 2-3 раза без ухудшения качества технологического процесса.
Учитывая большую дифференциацию в уровне урожайности колосовых культур в различных сельскохозяйственных районах республики и особенности уборки яровых и озимых культур, очесом можно убирать до 70% посевов озимой пшеницы и до 50% ярового ячменя.
Одновременный переход на современные ресурсосберегающие технологии обработки почвы и уборки зерновых культур позволит существенно снизить потребность мобильных сельскохозяйственных энергомашинах.
Марочный и количественный состав существующего и обновленного на новой технологической основе тракторного и комбайнового парка республики представлен в табл. 7.
Таблица 7
Состав
тракторного и комбайнового парка Чеченской Республики до и после реализации программы обновления
Марка машины |
Требуется приобрести, шт |
Стоимость приобретения, млн. руб. |
состав тракторного и комбайнового парка, шт. |
|
до обновления |
после обновления |
|||
К-700А, К-701 |
- |
- |
21 |
2 |
К-744Р1 |
193 |
777 |
- |
193 |
Т-4, Т-4А, Т-25, ЛТЗ-60 |
- |
- |
134 |
100 |
Т-150, 150К |
180 |
391 |
69 |
9 |
Т-150К, ХТЗ-172М |
180 |
391 |
55 |
180 |
ДТ-75М (ДТ-75ДС4) |
150 |
120 |
355 |
150 |
МТЗ-80 |
300 |
210 |
1037 |
725 |
СК-5М "Нива-Эффект" |
50 |
140 |
299 |
120 |
"Дон-1500Б" |
100 |
350 |
44 |
60 |
"Енисей-950, 1200" |
10 |
10 |
18 |
20 |
Всего |
983 |
2020 |
2032 |
1539 |
Замена физически изношенных тракторов и комбайнов на новые высокопроизводительные энергонасыщенные машины и внедрение современных ресурсосберегающих технологий позволит уменьшить количественный состав основных марок тракторов с 1671 до 1359 шт. или 1,2 раза, зерноуборочных комбайнов - с 361 до 200шт. или 1,8 раза.
Кроме того, комплексное внедрение сельхозпредприятиями республики современных механизированных технологий обработки почвы и уборки колосовых культур позволит снизить потребность в механизаторах с 1388 чел. до 1358, что укладывается в прогнозную численность механизаторов на 2010 год.
В процессе обновления машинно-тракторного парка республики выводимая из его состава изношенная техника может быть реализована по остаточной стоимости до 5 % от балансовой цены новой машины (стоимость лома, отдельных узлов и деталей). Поэтому потребный размер капиталовложений в приобретение новых машин может быть уменьшен на величину ликвидационной стоимости заменяемых в парке машин, которая составляет около 100 млн. руб. С учетом этого потребный размер капиталовложений в обновление базовых средств механизации в составе машинно-тракторного парка области составит около 1,9 млрд. руб.
Для перехода на ресурсосберегающие технологии необходимо дополнительно приобрести 100 очесывающих жаток для комбайнов СК-5М "Нива" и "Дон-1500Б", 301 многооперационных агрегатов КУМ(4, 6, 8), 100 агрегатов КАО (2, 10), 80 УНС (3, 5). Общая стоимость комплекса почвообрабатывающих орудий и очесывающих адаптеров составляет 160 млн. руб. С учетом этого, стоимость обновления всего машинно-тракторного парка республики составляет около 2180 млн. руб.
Таким образом, программа поэтапного обновления машинно-тракторного парка Чеченской Республики предусматривает замену отработавших свой амортизационный ресурс средств механизации на новые машинные орудия, позволяющие перейти на современные ресурсосберегающие технологии обработки почвы и уборки зерновых культур методом очеса.
Объемы ежегодно приобретаемой техники будут определяться финансовыми возможностями сельхозтоваропроизводителей республики, а также размерами и механизмами их поддержки из средств республиканского и федерального бюджетов.
2.13. Подготовка кадров.
В настоящее время подготовка и повышение квалификации специалистов в республике не проводится. Учитывая это обстоятельство, механизаторов и специалистов среднего звена в первую очередь будут готовить в школе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК Чеченской Республики в п. Гикало и в Шалинском учебном комбинате.
Специалисты для прохождения стажировки и перенятия опыта будут направлены в другие регионы страны (Краснодар). Молодые работники будут направлены на учебу в высшие учебные заведения России.
2.14. Научно-техническое обеспечение Программы.
Основной задачей научного обеспечения, дальнейшего развития инженерно-технической сферы сельскохозяйственного производства в Чеченской Республике является его развитие на основе достижений отечественной и мировой науки и практики.
В намеченной программе научного обеспечения определены приоритеты и пути решения фундаментальных, научно-прикладных, технологических задач.
Выполнение Программы научного обеспечения развития отрасли позволит:
- внедрить в производство энергосберегающую технологию обработки почвы;
- обновить существующий машинно-технологический парк новой энергонасыщенной техникой;
- уменьшить затраты на выращивание сельскохозяйственных культур;
- создать условия для производства конкурентоспособной продукции.
3. Сроки и этапы реализации Программы.
Работы, намеченные в настоящей Программе, будут выполнены в период с 2009-2012 гг.
Главное условие выполнения мероприятий Программы своевременное финансирование и выделение средств.
4. Механизм реализации Программы и контроль над ходом ее выполнения.
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики.
Ответственным за разработку и реализацию Программы является министерство сельского хозяйства Чеченской Республики.
Распределение ежегодно выделяемых бюджетных средств на выполнения программных мероприятий осуществляется государственным заказчиком.
Государственный заказчик ежегодно формирует и представляет в Правительство Чеченской Республики и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование программы с учетом выделяемых средств, уточняет целевые показатели и перечень реализуемых проектов.
В ходе реализации Программы Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, представляет в установленном порядке в Правительство Чеченской Республики и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации данные о расходовании средств Федерального и республиканского бюджета и иную необходимую информацию о ходе выполнения Программы.
5. Ожидаемые результаты реализации программы обновления машинно-тракторного парка республики.
Экономический эффект от реализации программы обновления машинно-тракторного парка республики складывается из следующих основных составляющих:
- уменьшения потерь сельскохозяйственной продукции вследствие соблюдения рекомендуемых агросроков выполнения механизированных работ в полеводстве и улучшении их качества;
- снижение ежегодных текущих затрат на поддержание физически изношенных средств механизации в работоспособном состоянии;
- повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур в годы с недостаточным увлажнением от перехода на энерговлагосберегающие технологии послойной безотвальной обработки почвы;
- уменьшения суммы прямых эксплуатационных затрат на выполнение всего комплекса механизированных работ в рамках ресурсосберегающих технологий за счет экономики топлива, затрат труда, увеличения производительности машинно-тракторных агрегатов и др.
Наибольшие потери от нарушения агросроков выполнения механизированных работ имеют место при уборке зерновых колосовых культур и перенос части объемов осенней вспашки зяби на весну. Потери от неудовлетворительного качества работ в полеводстве наиболее наглядно проявляются при использовании колесных тракторов на выполнении ранневесенних полевых работ по подготовке почвы и посеву яровых колосовых культур. В табл. 8 приведены результаты расчета потерь урожая основных сельскохозяйственных культур от нарушения сроков и снижения качества выполнения механизированных работ.
Таблица 8
Расчетные показатели
ежегодных потерь урожая сельскохозяйственных культур в Чеченской Республике от нарушения агросроков и низкого качества механизированных работ
Показатели |
Сельскохозяйственные культуры |
||
озимая пшеница |
яровой и озимый ячмень |
подсолнечник |
|
Среднемноголетняя урожайность, ц/га |
11,7 |
19,8 |
3,6 |
Площади, возделываемые и убираемые с нарушением сроков и качества, тыс. га |
44,22 |
19,8 |
3,06 |
Снижение урожайности от нарушений сроков и качества работ, % |
15 |
10 |
15 |
Объем потерь урожая, тыс.т |
7,8 |
39 |
0,16 |
Цена реализации, тыс. руб./т |
3,5 |
3 |
6,0 |
Стоимость потерь, млн. руб. |
27,3 |
117 |
1,0 |
Всего потерь, млн. руб. |
145,3 |
Общая стоимость потерь продукции от нарушения агросроков и снижения качества механизированных работ составляет 145,3 млн. руб.
Переход на энерговлагосберегающие технологии послойной безотвальной обработки почвы позволяет в засушливые годы лучше сохранять и накапливать почвенную влагу, что обеспечивает увеличение урожайности зерновых колосовых и пропашных культур в среднем на 20%. Поскольку вероятность засушливых лет в республике составляет около 50%, среднегодовой рост урожайности зерновых можно принять равным 10%. В табл. 9 приведены расчетные показатели эффекта от увеличения урожайности колосовых культур при переходе на энерговлагосберегающие технологии обработки почвы.
Таблица 9
Расчетные показатели
экономического эффекта от увеличения урожайности зерновых в Чеченской Республике при переходе на энерговлагосберегающие технологии обработки почвы
Показатели |
Сельскохозяйственные культуры |
||
озимая пшеница |
яровой и озимый ячмень |
подсолнечник |
|
Площадь посевов, тыс. га |
49,2 |
38,9 |
5,7 |
Средняя урожайность га |
10,2 |
19,8 |
3,6 |
Рост урожайности, % |
10 |
10 |
10 |
Объем дополнительной продукции, тыс.т |
50,4 |
77 |
2,1 |
Цена реализации, тыс. руб./т |
3,5 |
3 |
6,0 |
Стоимость допол-ной продукции, млн. руб. |
176,4 |
231 |
12,6 |
Общий эффект, млн. руб. |
420 |
Общий расчетный экономический эффект от увеличения урожайности зерновых в области при переходе на современные технологии обработки почвы составляет 420 млн. руб.
Переход на ресурсосберегающие технологии обработки почвы и уборки зерновых колосовых культур позволит, кроме того, существенно снизить текущие эксплуатационные затраты на выполнение комплекса механизированных работ в полеводстве (табл. 10).
Снижение прямых эксплуатационных затрат обусловлено сокращением затрат на текущие ремонты И техобслуживание приобретаемых средств механизации по сравнению с изношенной техникой, эксплуатируемой в настоящее время в составе парка, а также уменьшением расходов топлива и смазочных материалов, экономией затрат на оплату труда механизаторов и др. Ожидаемый эффект от снижения ежегодных текущих затрат при обновлении машинно-тракторного парке, республики и перехода на современные машинные технологии составит 158 млн. руб.
Общая величина ожидаемого годового экономического эффекта от реализации программы обновления машинно-тракторного парка Чеченской Республики на новой технической и технологической основе составляет около 723,3 млн. руб.
Таблица 10
Расчетные показатели
снижения текущих эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в полеводстве при переходе на современные машинные технологии
Показатели |
Сравниваемые технологии |
Снижение затрат (эффект) |
||
существующие |
ресурсосберегающие |
абсолютный |
относительный % |
|
Потребность в тракторах, шт. |
1689 |
1359 |
330 |
19,5 |
Потребность в зерноуборочных комбайнах, шт. |
343 |
200 |
143 |
40,7 |
Потребность в сельхозмашинах, тыс. шт. |
6,0 |
4,1 |
1,9 |
31,7 |
Потребность в механизаторах, чел. |
1388 |
1358 |
30 |
2,1 |
Затраты труда, тыс.часов |
2915 |
2852 |
63 |
2,2 |
Расход топлива, тыс.т |
40,9 |
35,0 |
5,9 |
14,4 |
Прямые эксплуатационные затраты, млн. руб. |
1860 |
1702 |
158 |
8,5 |
Сервисное обслуживание машинно-тракторного парка.
Для поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии (техобслуживание, текущий и капитальный ремонт) предусматривается восстановление, в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 2008-2011 годы и на период до 2012 года", ремонтно-технические мастерские ГУП "Агротехсервис" в четырех филиалах общей площадью 8834 м. Общая сумма средств составляет 85,77 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 78 млн. руб., из республиканского бюджета - 7,77 млн. руб.
Из общей суммы 85,77 млн. руб. в 2008 году выполнен объем работы на 60,05 млн. руб.
6. Возможный механизм финансирования и эффективность инвестиций в реализацию программы
Основными источниками финансирования капиталовложений в обновление машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей республики могут быть собственные средства предприятий отрасли (амортизационный фонд и часть чистой прибыли), привлекаемые заемные источники в виде средств федерального и республиканского бюджетов, а также инвестиционного кредита с субсидированием 2/3 процентной ставки ЦБ РФ.
Низкая платежеспособность большинства сельхозпредприятий республики, большие размеры накопленной ими кредиторской задолженности и недостаток свободных финансовых ресурсов на пополнение оборотных средств не позволят им в ближайшее время использовать чистую прибыль в целях обновления своего машинно-
тракторного парка. Поэтому в качестве наиболее реального сценария можно рассматривать выделение сельхозтоваропроизводителями на реализацию программы в первый и последующие годы денежных средств в размере их амортизационного фонда, который формируется за счет отчислений на реновацию техники, еще не выработавшей нормативные сроки эксплуатации. В настоящее время размер этого амортизационного фонда составляет около 91 млн. руб. в год.
Из республиканского бюджета на реализацию программы в 2009-2011 гг. запланировано выделение 76,73 млн. руб. субсидий. Из федерального бюджета - 51,2 млн. руб. Всего - 127,93 млн. руб. Кроме того, сельхозпредприятия республики смогут ежегодно привлекать на цели обновления машинно-тракторного парка в среднем до 396 млн. руб. инвестиционных кредитов с субсидированием 2/3 процентной ставки ЦБ РФ сроком до 5 лет.
Годовой экономический эффект от реализации программы будет увеличиваться пропорционально сумме вложенных средств в обновление существующего машинно-тракторного парка. Так, при общей сумме годового эффекта 723,3 млн. руб. приобретение машин на 490 млн. руб. из общей суммы 2180 млн. руб. позволит получить сельхозпредприятиям в конце первого года реализации программы дополнительные денежные поступления в размере (420/2180)*723,3=162,6 млн. руб. По мере реализации программы амортизационный фонд сельхозпредприятий будет увеличиваться с увеличением балансовой стоимости вновь приобретаемой техники. Получаемые сельхозпредприятиями дополнительные доходы вместе со средствами амортизационного фонда после погашения кредитного долга могут быть использованы в последующие годы для продолжения реализации программы.
Схема ожидаемого сценария финансирования капиталовложений в обновление машинно-тракторного парка Чеченской Республики представлена в табл. 11.
При использовании такого механизма финансирования программа может быть полностью реализована в течении четырех лет (2009-2012 гг.). Суммарный экономический эффект от реализации программы обновления машинно-тракторного парка Чеченской Республики за срок "жизни" инвестиционного проекта, равный продолжительности использования приобретаемой техники, ожидается в размере 4064,2 млн. руб.
Настоящая программа определяет основные направления и приоритеты восстановления и обновления технической базы сельскохозяйственного производства Чеченской Республики. Вместе с тем, ее практическая реализация должна сопровождаться обязательной разработкой индивидуальных инвестиционных проектов для конкретных сельхозтоваропроизводителей региона. В проектах должны быть учтены зональные особенности сельскохозяйственного производства объектов инвестирования, их специализация и размеры землепользования, состояние технической базы, наличие трудовых и финансовых ресурсов.
Таблица 11
Схема
ожидаемого сценария финансирования капиталовложений в обновление машинно-тракторного парка Чеченской Республики, млн. руб.
Годы |
Вложения в приобретение техники по годам |
Вложения с начала реализации программы |
Выплаты по кредитам |
Годовой эффект (дополн. поступления от реализации программы) |
Годовой денежный баланс |
|||
собственные средства |
субсидии |
кредиты (лизинг) |
||||||
федер. бюджет |
респуб. бюджет |
|||||||
2009 |
91,0 |
17,8 |
24,53 |
139,53 |
272,33 |
|
|
-91,0 |
2010 |
104,4 |
8,4 |
25,0 |
342,d |
752,13 |
58,1 |
86,9 |
75,6 |
2011 |
148 |
15,0 |
27,2 |
500,0 |
1442,33 |
85,4 |
246,1 |
12,7 |
2012 |
196,67 |
10,0 |
|
331,0 |
2180 |
90,3 |
473,1 |
186,13 |
2013 |
|
|
|
|
2180 |
90,3 |
723,3 |
633,0 |
2014 |
|
|
|
|
2180 |
58,1 |
723,3 |
665,2 |
2015 |
|
|
|
|
2180 |
85,4 |
723,3 |
637,9 |
2016 |
|
|
|
|
2180 |
58,1 |
723,3 |
665,2 |
2017 |
|
|
|
|
2180 |
|
723,3 |
723,3 |
2018 |
|
|
|
|
2180 |
|
723,3 |
723,3 |
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
540,07 |
51,2 |
76,73 |
1512,53 |
2180 |
525.7 |
5145,9 |
4080.13 |
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирование могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей федерального и республиканского бюджетов.
Выводы
1. За последние 19 лет количество тракторов в составе машинно-тракторного парка республики уменьшилось в 2,2 раза, зерноуборочных комбайнов - в 1,8, сеялок - в 1,8 раза. Низкая платежеспособность сельхозтоваропроизводителей не позволяет им в требуемых объемах пополнять и обновлять разрушающую техническую базу. В настоящее время темпы выбытия (списания) сельскохозяйственной техники превышают темпы ее обновления в 6-10 раз. За пределами сроков амортизации эксплуатируются более 75 % тракторов и зерноуборочных комбайнов, не менее изношен и шлейф сельскохозяйственных машин и орудий. Ухудшение количественных и качественных машинотракторного парка в период с 1990 по 2008 годы привело к сокращению площади пашни республики на 8,8 %, при этом посевы зерновых сократились более чем на 10 %.
2. Существующий состав машинно-тракторного парка республики по своему номенклатурному и количественному составу не отвечает требованиям современного сельскохозяйственного производства. Для выполнения всего комплекса механизированных работ в полеводстве с соблюдением рекомендуемых агросроков требуется скорейшее парка 409 единицами тракторов и зерноуборочных комбайнов на сумму около 1046 млн. руб. с дальнейшей заменой техники, выработавшей свой амортизационный ресурс, на нове машины.
3. При обновлении технической базы сельхозтоваропроизводителей республики с сохранением традиционных механизированных технологий возделывания и уборки основных сельскохозяйственных культур потребуется приобретение 983 тракторов и зерноуборочных комбайнов на сумму около 2020 млн. руб. Такая стратегия обновления парка не обеспечит существенного снижения текущих эксплуатационных затрат сельхозпредприятий и не позволит снизить потребность в механизаторских кадрах в соответствии с прогнозным уменьшением их численности к 2010 году.
4. Поэтапное обновление машинно-тракторного парка республики должно осуществляться с одновременным переходом на современные ресурсосберегающие технологии обработки почвы и уборки сельскохозяйственных культур. Энерговлагосберегающие технологии послойной безотвальной обработки почвы реализуются с помощью комплекса многооперационных комбинированных машин и орудий конструкции ВНИПТИМЭСХ, выпускаемых в настоящее время машиностроительными заводами юга России. Их применение позволяет в засушливые годы повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 20% и более, существенно снизить затраты на выполнение механизированных работ, а также потребность в тракторной энергетике и шлейфе сельскохозяйственных машин. Переход на технологию уборки зерновых культур очесом обеспечит необходимое снижение потребности в зерноуборочных комбайнах и механизаторских кадрах.
5. Замена физически изношенных средств механизации в составе парка на новые, более энергонасыщенные машины и переход на современные ресурсосберегающие механизированные технологии позволит снизить количественный состав основных марок тракторов до 1359 шт. или в 1,2 раза, зерноуборочных комбайнов - до 200 шт. или в 1,8 раза, сельскохозяйственных машин и орудий - на 477 шт., потребность в механизаторах - более чем на 30 человек. Потребный размер капиталовложений в обновлении машинно-тракторного парка республики составляет 2180 млн. руб.
6. Реализация программы поэтапного обновления технической базы сельхозтоваропроизводителей республики обеспечит ежегодное снижение потерь продукции полеводства в размере 47 тыс.т на сумму 145,3 млн. руб., увеличение на 129,5 тыс.т объемов производства зерновых культур и подсолнечника вследствие роста их урожайности на сумму 420 млн. руб., снижение прямых эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в полеводстве - на 158 млн. руб.(таблица N 12).Общая величина ожидаемого годового экономического эффекта от реализации программы обновления машинно-тракторного парка Чеченской Республики составит 723,3 млн. руб.
7. Ожидаемый в настоящее время механизм финансирования капиталовложений в реализацию программы предполагает использование на эти цели амортизационного фонда сельхозпредприятий в размере 91 млн. руб., около 378 млн. руб. инвестиционных кредитов с субсидированием 2/3 процентной ставки ЦБ РФ из Федерального бюджета. При такой схеме финансирования программа может быть полностью реализована в течение четырех лет (2009-2012 гг). Суммарный ожидаемый экономический эффект от инвестиций в обновление парка республики составит 4,1 млрд. руб.
8. Практическая реализация программы должна сопровождаться обязательной разработкой индивидуальных инвестиционных проектов для конкретных сельхозтоваропроизводителей региона. В проектах должны быть учтены зональные особенности производства объектов инвестирования, их специализация и размеры землепользования, существующее состояние технической базы, наличие трудовых и финансовых ресурсов.
Таблица 12
Целевые индикаторы и показатели Программы
тонн | |||||
N п/п |
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 2010-2012 гг. |
1. |
Объем дополнительной продукции за счет уменьшения потерь сельскохозяйственных культур: |
|
|
|
|
Зерно |
15600 |
15600 |
15600 |
46800 |
|
Подсолнечник |
53 |
53 |
54 |
160 |
|
2. |
Объем дополнительной продукции за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур: |
|
|
|
|
Зерно |
42400 |
42400 |
42600 |
127400 |
|
Подсолнечник |
700 |
700 |
700 |
2100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 14 сентября 2009 г. N 154 "О республиканской целевой программе "Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Чеченской Республики на 2009-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 28 сентября 2009 г. N 190