В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Чеченской Республике, а также реализации прав граждан на жилище, Правительство Чеченской Республики
Постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Переселение граждан Чеченской Республики из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Чеченской Республики и городским и районным администрациям, заинтересованным в реализации указанной программы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджета Чеченской Республики, местных бюджетов и внебюджетных средств.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - руководителя Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики Израйилова A.M.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
С.Б. Абрамов |
г. Грозный
Региональная программа
"Переселение граждан Чеченской Республики из ветхого и аварийного
жилищного фонда" на 2005-2010 гг.
(утв. постановлением Правительства ЧР от 26 августа 20015 г. N 98)
Паспорт
региональной программы "Переселение граждан Чеченской Республики
из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг.
Наименование программы |
- программа "Переселение граждан Чеченской Республики из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг. |
Наименование, номер дата принятия решения о разработке программы |
- постановление Правительства Чеченской Республики от г. N ___; - постановление Правительства Чеченской Республики от г. N ___; |
заказчик программы |
- министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики |
Основные разработчики программы |
- министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики |
Цели и задачи программы |
- основными целями программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2005 году. Основными задачами программы являются: подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания |
Сроки и этапы реализации программы |
- 2005-2010 годы: 1-й этап - 2005-2007 годы 2-й этап - 2008-2010 годы |
Перечень основных мероприятий |
- 1. Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан. 2. Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы. 3. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания. 4. Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья |
Исполнители программы |
- органы исполнительной власти Чеченской Республики; органы местного самоуправления; предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе |
Объем и источники финансирования |
- общий объем финансирования - 7,2 млрд. рублей, из них 80 процентов составляют средства федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики (включая местные) и 20 процентов - внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 28,6 тыс. граждан: разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем; выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания |
Система организации контроля за исполнением программы |
- заказчик осуществляет общее руководство реализацией программы, организует формирование нормативной базы, управляет средствами, выделяемыми из республиканского, федерального бюджетов представляют ежеквартально Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Россрой) и Правительства Чеченской Республики отчеты о ходе реализации программы, Обобщая указанные отчеты, заказчик информирует Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Региональная программа "Переселение граждан Чеченской Республики из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг. (далее именуется -программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации с ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение аналогичных муниципальных программ, за счет средств местного бюджета и привлечения внебюджетных средств.
Разработка приоритетных направлений переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществлялась на основе данных, представленных муниципальными образованиями, и статистических бюллетеней.
Более 28,6 тыс. человек (более 2 процента населения Чеченской Республики) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет около 514,6 тыс. кв. метров (более 10 процента жилищного фонда Чеченской Республики), что в 4,2 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех районах Чеченской Республики от 2 процентов всего жилищного фонда в Надтеречном районе до 12 процентов в Октябрьском, Старопромысловском и Заводском районах г. Грозного (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Чеченской Республики даны в приложении N 1).
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Значительная часть ветхого, аварийного жилья занимает ветхий, аварийный жилищный фонд п. Кирова, п. Андреевская долина, п. АБЗ, п. Кирпичный, 56, 12, 30 участков, старые промысла, прилегающие к промышленной зоне бывших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Это в основном одноэтажные, двухэтажные дома барачного типа 30-50 х годов постройки.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 56,5 процента, ветхий - 43,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 223,4 тыс. кв. метров, ветхий - 291,2 тыс. кв. метров.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах республики в целом необходимо 7,2 млрд. рублей.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 7,2 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в республике предусматривается увеличение объемов финансирования, в том числе и для полного переселения граждан из поселков (п. Кирова, п. Андреевская долина п. АБЗ п. Кирпичный) отделенных от города огромной промышленной зоной бывших нефтеперерабатывающих заводов г. Грозного, где практически весь жилищный фонд является ветхим и аварийным.
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (Жилищного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время практически все граждане, проживающие в ветхих и аварийных домах не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры (особенно отделенных от города промышленной зоной бывших нефтеперерабатывающих заводов), понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2005 году.
В программе решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
оказание государственной финансовой поддержки районам, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях (например, возможностей региональных центров, крупных промышленных городов и малых городов, сельских муниципальных образований);
взаимосвязь программы с мероприятиями федеральной целевой программы (Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (на 2002 и последующие годы)", в которых частично решаются проблемы ликвидации аварийного жилья.
Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение программы муниципальных образований (далее именуются - муниципальные программы). В связи с этим программа предусматривает решение проблемы переселения:
а) на региональном уровне: региональная программа определяет срок решения проблемы в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют сроки реализации региональной программы, определяет методы государственной поддержки;
б) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2005 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2005 - 2010 годов.
Реализация программы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2005-2007 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач программы:
а) упорядочение методологических основ оценки и проведение оценки объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
б) формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам:
в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения определяемой в соответствии с требованиями плана развитии территории
Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре-
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости-
г) жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Муниципальная программа должна определить критерий выбора того или иного жилья. Главным критерием должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом 1арантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
При этом следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно использования жилья освобожденного с связи с выплатой компенсации за разрушенное жилье в частично разрушенных многоквартирных домах по мере их восстановления.
б) экономически эффективно использование муниципального жилья приобретенного на вторичном рынке недвижимости;
в) приобретение муниципалитетом жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья;
г) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных и дальнейшем для использования в целях социального найма;
д) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа.
Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательна собственника по
г) привлечение и аккумулирование, в том числе в целевых бюджетных фондах, финансовых ресурсов для реализации программы;
д) реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения;
е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2006 году (преимущественно) и в последующие годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки законсервированного незавершенного строительством жилья.
ж) решений проблемы ветхого жилья (частично) реконструкцией и кодернизациеГ: ее путем слияния 3 - 4 квартир в домах барачного типа и переделкой их под коттеджи.
Второй этап программы (2007 - 2010 годы) будет посвящен реализации следующих задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
Управление реализацией программы будет осуществляться ежегодно по планам реализации программы, которые готовятся на двух уровнях: муниципальном и республиканском.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение N 2);
в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое и методологическое обеспечение программы. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному.
В рамках подготовки и разработки региональной программы Правительством Чеченской Республики утверждены:
- план организационно-технических мероприятий по разработке и реализации и нормативно-правовому обеспечению программы;
- положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодных для проживания;
- состав межведомственной комиссии по вопросам определения жилых домов (жилых помещений) непригодных для проживания;
- положение о приоритетах и технических условиях от населения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных.
При реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматриваются выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исходя из этого, в республике в рамках формирования программы составлен реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), межведомственная комиссия уточняет объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объекты финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию.
Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация программы включает формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, основываясь на следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения республики и муниципалитетов. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
Финансовое обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субвенций.
Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики и бюджета органов местного самоуправления, направляемые на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) находящихся в центре города престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, не задействованных в настоящее время.
В муниципальных образованиях при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
При использовании бюджетных ресурсов должны быть учтены следующие особенности:
а) бюджетные ресурсы характеризуются нестабильностью и большими коммерческими рисками, а также относительной незначительностью размеров, в то же время механизм их использования наиболее прост;
б) бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет увеличения привлечения внебюджетных средств;
в) продажу земельных участков на конкурсной основе следует начинать с участков, пользующиеся наибольшим коммерческим спросом;
г) условия проектирования и строительства жилья должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.
Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования подпрограммы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации региональных и муниципальных программ;
свободные денежные средства населения и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Консолидация финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда
Средства на реализацию программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда могут формироваться в целевых бюджетных фондах на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания таких фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерными сетями и коммуникациями).
Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован аварийный жилищный фонд
Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, целесообразно проводить в соответствии с правилами регулирования -застройки и землепользования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации программы необходимо разработать Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, применительно к условиям Чеченской Республики в соответствии с которыми покупатель приобретает земельный участок (лот) вместе с расположенными на нем зданиями на условиях, выдвинутых продавцом (к таким условиям может относиться расселение граждан, проведение мероприятий по реконструкции, инженерное благоустройство и др.).
В настоящее время действуют Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808
5. Ресурсное обеспечение программы
Расходы на реализацию программы составят 7,2 млрд. рублей. Первоначально предполагается финансирование программы для завершения строительства объектов жилищного фонда законсервированного незавершенного строительством. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации подпрограммы.
Программа предусматривает использование средств федерального бюджета в качестве источника софинансирования реализации региональной программы.
При разработке проекта республиканского бюджета ежегодно должны предусматриваться отдельной строкой средства республиканского бюджета, направляемые на финансирование программы. Распределение этих средств производится заказчиком программы в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации подпрограммы за счет средств федерального и республиканского бюджета, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). Критериями распределения средств федерального бюджета являются:
наличие разработанной и утвержденной региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе по муниципальным образованиям;
наличие унифицированной региональной и местной нормативно-методической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
возможность привлечения внебюджетных средств для ликвидации аварийного жилищного фонда;
отношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к их общему объему, необходимому для финансирования региональной программы и муниципальной программы (с учетом увеличения доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования программы);
участие в других федеральных и республиканских программах, предусматривающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
6. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления.
Задачи органов исполнительной власти Чеченской Республики: формирование региональной программы переселения граждан из аварийного
жилищного фонда с учетом представляемых органами местного самоуправления
предложений и проектов;
определение приоритетов в выполнении отдельных частей региональной программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;
формирование правовой, нормативной и методологической баял для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья;
поддержание эффективных направлений использования средств федерального и республиканского бюджета для достижения целей программы;
составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию региональной программы (исполнение бюджета целевого бюджетного бонда если такой создан);
проведение ежегодно мониторинга целевого использования средств выделенных из бюджетов Чеченской Республики, Российской Федерации и соблюдение соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства. Задачи органов местного самоуправления:
формирование адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающей как минимум следующие данные: срок окупаемости; объем требуемых инвестиций; объем внебюджетных ресурсов;
разбивка программы на составные части с учетом выполнения работ по завершению строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности, а также по строительству, реконструкции жилья и т.д.;
создание необходимой нормативно-правовой базы (в том числе регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.), соответствующей типовой базе, утвержденной на уровне Правительства Чеченской Республики;
своевременное составление отчета о расходовании средств, консолидируемых на реализацию адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и предоставление его в органы исполнительной власти республики;
ежегодный контроль использования средств муниципального целевого бюджетного фонда (в случае его создания).
7. Организация управления программой
Органы государственной власти республики организуют работу по реализации региональной программы в пределах своих полномочий, решают вопросы ее бюджетного и внебюджетного финансирования на региональном уровне, рассматривают, утверждают и контролируют порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Непосредственное управление программой осуществляет орган исполнительной власти в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Органы местного самоуправления осуществляют финансирования программы из консолидированных источников и контроль за ее выполнением, организует работу межведомственных комиссий по установлению непригодного для проживанию жилья, готовят предложения по переселению граждан, контролируют соблюдение сроков и очередности переселения, разрабатывают предложения по более эффективным методам решения задач.
Предлагаемый подход к управлению реализацией региональной программы позволит органу исполнительной власти:
- проводить единую политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки программы;
- создать систему контроля за реализацией программы.
В рамках предлагаемой системы взаимоотношений органы местного самоуправления будут иметь:
возможность получения на реализацию программы средств из федерального и республиканского бюджетов;
- стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования программы;
- стимулы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и направления сэкономленных средств муниципального бюджета на реализацию программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют:
Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики; Департамент промышленности, строительства и сельского хозяйства Правительства Чеченской Республики.
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы
Первым критерием эффективности реализации подпрограммы будет являться количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 августа 2005 г. в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены.
Будет ликвидировано 223,4 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, в том числе:
в 2006 - 2007 - 82,0 тыс. кв. метров;
в 2008 - 2010 - 143,4 тыс. кв. метров;
Реализация программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий иг. территории Чеченской Республики для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации в республике;
улучшение состояния здоровья населения.
Также будет создана нормативно-правовая база, устанавливающая ответственность за состояние жилищного фонда в случаях разрушений, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.
Вторым критерием эффективности реализации подпрограммы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации подпрограммы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджет Чеченской Республики и местные бюджеты.
____________________________________________________________________ _
* Предполагается после завершения 2-го этапа (2008-2010 годы) реализации программы (в части сноса аварийного жилищного фонда) пролонгировать ее действие на последующие периоды, имея в виду ликвидацию ветхого жилищного фонда.
Приложение 1
к Региональной программе "Переселение граждан Чеченской Республики
из ветхого и аварийного жилищного фонда"
Перечень
ветхих и аварийных жилых домов, состоящих на балансе структурных подразделении МЖКХ ЧР по состоянию на 1.01.2005 г.
NN п/п |
Наименование районов |
Всего |
В том числе : |
|||||||
Кол - во домов |
Общая площадь, тыс. м2 |
Прожив., чел. |
Ветхие жилые дома |
Аварийные жилые дома |
||||||
Кол - во домов |
Общая площадь, тыс. м2 |
Прожив., чел. |
Кол - во домов |
Общая площадь, тыс. м2 |
Прожив., чел. |
|||||
|
г. Грозный: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Ленинский |
34 |
38,9 |
2161 |
26 |
7,9 |
439 |
8 |
31 |
1722 |
2. |
Заводской |
287 |
241,5 |
3417 |
213 |
135,1 |
7506 |
74 |
106.4 |
591 1 |
3. |
Октябрьский |
404 |
109,1 |
6060 |
384 |
74,4 |
4133 |
20 |
34.7 |
1927 |
4. |
Старопромысловский |
203 |
71,2 |
3955 |
195 |
49,7 |
2761 |
8 |
21.5 |
1194 |
|
Итого: |
928 |
460,7 |
25593 |
818 |
267,1 |
14839 |
110 |
193,6 |
10754 |
|
Районы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Ачхой - Мартановский |
7 |
2 |
111 |
5 |
0,3 |
17 |
2 |
1.7 |
94 |
2. |
Веденский |
19 |
1,6 |
89 |
19 |
1,6 |
89 |
- |
- |
- |
3. |
Грозненский |
43 |
12,8 |
711 |
32 |
6,0 |
333 |
11 |
6.8 |
378 |
4. |
Гудермесский |
13 |
7.3 |
406 |
- |
- |
- |
13 |
7.3 |
406 |
5. |
Курчалоевский |
7 |
1 2 |
67 |
- |
- |
- |
7 |
1.2 |
67 |
6. |
Наурский |
7 |
1 |
56 |
7 |
1.0 |
56 |
- |
- |
- |
7. |
Ножай - Юртовский |
39 |
3,1 |
172 |
28 |
2,2 |
122 |
11 |
0.9 |
50 |
8. |
Сунженский |
5 |
0,5 |
28 |
5 |
0,5 |
28 |
- |
- |
- |
9. |
Урус - Мартановский |
8 |
1 |
55 |
5 |
0.4 |
|
3 |
0.6 |
33 |
10. |
Шатойский |
33 |
4.4 |
245 |
19 |
1,2 |
67 |
14 |
3,2 |
178 |
11. |
Шелковской |
69 |
7,7 |
427 |
59 |
6,9 |
383 |
10 |
0,8 |
44 |
12. |
Шаройский |
11 |
0,7 |
39 |
л |
0.2 |
11 |
8 |
0.5 |
28 |
13. |
г . Аргун |
12 |
3,8 |
211 |
12 |
3.8 |
211 |
- |
- |
- |
14. |
пос. Чири - Юрт |
6 |
6.8 |
378 |
- |
- |
- |
6 |
6.8 |
378 |
|
Итого: |
279 |
53.9 |
1 2995 |
194 |
24,1 |
1339 |
85 |
29,8 |
1656 |
|
Всего: |
1207 |
514,6 |
28598 |
1012 |
291,2 |
16178 |
195 |
223,4 |
12410 |
В перечне не учтены жилые дома, разрушенные военными действиями и подлежащие восстановлению по Федеральной целевой программе "Восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 год и последующие годы".
Перечень аварийных жилых домов будет уточнен по результатам работы межведомственной комиссии по вопросам определения жилья не пригодного для проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 26 августа 2005 г. N 98 "О региональной программе "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг."
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 26 декабря 2006 г. N 152