В целях реализации социальной политики и улучшения системы защиты детей в Чеченской Республике, Правительство Чеченской Республики
Постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики и министерству финансов Чеченской Республики при формировании проектов республиканского бюджета на 2011 год предусмотреть средства на финансирование мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 24 февраля 2009 года N 9 "О республиканской целевой программе "Право ребенка на семью" на 2009-2011 годы" признать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.Х. Вайханова.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
О.Х. Байсултанов |
Республиканская целевая Программа
"Право ребенка на семью на 2010-2011 годы"
(утв. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 27 апреля 2010 г. N)
1. Паспорт программы
Наименование программы |
"Право ребенка на семью на 2010-2011 годы" |
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) |
|
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики |
Цель и задачи Программы |
К приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Чеченской Республике относятся: - проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества; - улучшение комплексных показателей здоровья и развития, детей, снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике; - создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышения социального статуса семей с детьми в Чеченской Республике. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей; - уровень детской инвалидности; - количество семей, находящихся в социально-опасном положении; - доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей; - доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, к общему числу не обучающихся и не работающих детей; - численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от вновь выявленных. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010-2011 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования Программы с расшифровкой по годам |
Общая потребность финансового обеспечения из бюджета республики на 2010-2011 годы - 26 250 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, в том числе: в 2010 г. - 12250,0 тыс. руб.; в 2011 г. - 14000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 95,3 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей; - увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 9,0 процента от общего количества детей-инвалидов; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 100 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 2). |
II. Общие положения
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы" (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 февраля 2005 года N 5 "О порядке разработки республиканских целевых программ", основными федеральными и республиканскими правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Чеченской Республики следует читать как "от 8 февраля 2005 года N 5"
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. Количество детей, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2008 году увеличилось в пять раз и составило 2652 чел. (в 2007 году - 512 чел.). Количество детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, выросло в два раза. В Чеченской Республике на данный момент насчитывается 468486 детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 4527 детей, из числа которых переданы под опеку, попечительство - 4397д, усыновлены - 130д.;
- дети, находящиеся в социально-опасном положении - 48;
- дети-инвалиды - 43019
Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и интеграции в общество.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Чеченской Республике является создание системы всесторонней поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В 2003 году создан и успешно функционирует Республиканский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в указанном учреждении возросла с 1,5 процента в 2007 году до 2,8 процентов в 2009 году.
Согласно банку данных Министерства труда, занятости и социального развития в республике в настоящее время насчитывается 43019 детей-инвалидов, которые нуждаются в качественной и регулярной медико-психологической и социальной помощи. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Количество детей-инвалидов за последние три года возросло в полтора раза 2006 г. - 23863 чел; 2007 г. - 28151 чел.; 2008 г. - 34476 чел.; 2009 г.-43019 чел. Функционирующий в республике единственный медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями на 90 мест не в состоянии решить проблему данной категории детей. Указанное учреждение способно охватить реабилитацией в год всего лишь 650-750 детей и подростков с ограниченными возможностями, что от общего числа детей-инвалидов составляет 2,5%. Размер государственной пенсии, как правило, значительно отстает от размера прожиточного минимума и не может кардинально улучшить положение этой социально-обездоленной категории детей. Более того, по причине высокой дотационности республиканского бюджета, нет возможности оказания системной материальной помощи детям-инвалидам, нуждающимся в иногороднем лечении.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, социальным сиротством обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Особенность Программы состоит в следующем:
- ориентированность на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного благополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.
Реализация программы способствовала бы мобилизации финансовых ресурсов на цели улучшения положения детей.
IV. Основная цель, задачи и структура Программы
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике, оптимизация бюджетных расходов.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, экономических, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в республике.
V. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы.
Программа "Право ребенка на семью" содержит систему мер, направленных на снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике.
В программе планируется:
- отработать и внедрить технологии по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации семьи;
- разработать и внедрить стандарты и нормативы профилактических услуг;
- внедрить эффективные технологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение этих семей;
- подготовить кадры, способные решать новые задачи;
- привлечь новых агентов, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для семей с детьми.
Система программных мероприятий приведена в Приложении 1.
VI. Ресурсное обеспечение
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
Таблица 1
Источник финансирования |
2010 г. |
2011 г. |
Всего за 2010-2011 гг. |
Республиканский бюджет, млн. руб. |
12,25 |
14,0 |
26,25 |
Итого привлечено средств |
12,25 |
14,0 |
26,25 |
VII. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
Исполнителями Программы являются организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий.
В ходе реализации Программы государственный заказчик Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключающую дублирование программных мероприятий.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм.
VIII. Организация управления и контроль за реализацией программы
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, которое наделяется необходимыми полномочиями.
Заказчик Программы несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации Программы, сбор, обобщение и анализ сводной финансовой и статистической информации, а также координирующее взаимодействие деятельности субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий.
Заказчик Программы обобщает и анализирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. Текущий контроль своевременности и качества выполнения мероприятий Программы осуществляют исполнители Программы.
IX. Оценка эффективности реализации программы
Результаты реализации Программы будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей (младенческая, материнская и перинатальная смертность, здоровье детей), а также снижении численности групп риска (семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети неучащиеся и неработающие, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспроизводящих социальные девиации (преступность, наркомания, суициды и т. д.).
Оценка показателей будет производиться на основании мониторинга результативности Программы.
Приложение 2
к проекту# республиканской целевой программы
"Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы
Основные целевые индикаторы
и показатели реализации республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы
(в %) | ||||
|
Единица измерения |
2008 год (базовый, оценка) |
2010 год |
2011 год |
Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних |
//-// |
82,3 |
89,8 |
95,3 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями |
//-// |
2,7 |
6,9 |
9,0 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
//-// |
93,8 |
98,7 |
100 |
Приложение 1
к проекту# республиканской целевой программы
"Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы
Перечень
программных мероприятий
(тыс. руб.) | ||||||
N |
Наименование мероприятии |
Исполнители |
Целевая группа |
Источник финансирования Программы на период его действия |
в том числе по годам |
|
Республиканский бюджет |
2010 год |
2011 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (организация отдыха детей) |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Министерство образования и науки ЧР |
Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
1575 |
735 |
840 |
2 |
Внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации, а также профессиональная подготовка детей-инвалидов |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Министерство образования и науки ЧР, Министерство здравоохранения ЧР, органы местного самоуправления |
Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
577.5 |
269,5 |
308 |
3 |
Разработка методик и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи с детьми |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР |
Специалисты органов и учреждений системы социального обслуживания семьи с детьми |
262,5 |
122,5 |
140 |
4 |
Адресная материальная поддержка по участковому принципу семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР |
Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
3885 |
1813 |
2072 |
5 |
Разработка и внедрение технологий подбора и сопровождения семейно-воспитательных групп |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, органы местного самоуправления |
Семьи с детьми, находящиеся в социально-опасном положении |
1260 |
588 |
672 |
6 |
Сопровождение компьютерной программы "Criterion" по проведению мониторинга эффективности системы профилактики и сопровождения социального сиротства |
Министерство образования и науки ЧР, Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, органы местного самоуправления |
Дети-сироты |
189 |
88,2 |
100,8 |
7 |
Проведение комплексного социологического исследования "Молодая семья"; оказание психологической, материальной и правовой помощи молодым семьям |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, органы местного самоуправления |
Специалисты, работающие в системе профилактики социального сиротства Молодые семьи |
1050 |
490 |
560 |
8 |
Создание учебно-производственных трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Министерство образования и науки ЧР, органы местного самоуправления |
Дети-инвалиды |
2362,5 |
1102,5 |
1260 |
9 |
Адресная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, органы местного самоуправления |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа |
4032 |
1881,6 |
2150,4 |
10 |
Создание и поддержка региональной сети центров для молодых семей. Проведение грантовых конкурсов "Моя семья" |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, органы местного самоуправления |
Молодые семьи |
3937,5 |
1837,5 |
2100 |
11 |
Обучение новым технологиям ранней профилактики безнадзорности, социального сиротства |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, |
Молодые семьи |
997,5 |
465,5 |
532 |
12 |
Подготовка и выпуск справочных, методических, иных печатных материалов, направленных на профилактику безнадзорности, преступности, социального сиротства, пропагандирующих здоровый образ жизни с публикацией успешных проектов |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Миннацпечати ЧР |
Специалисты органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности, сиротства |
525 |
245 |
280 |
13 |
Создание рубрики на республиканских телеканалах по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Миннацпечати ЧР |
Специалисты органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности, сиротства, семьи с детьми |
630 |
294 |
336 |
14 |
Пропаганда семейных ценностей, повышение престижа семьи, воспитание подрастающего поколения, ответственного отношения к будущей семье с использованием рекламно-информационной продукции трудоспособное население ЧР |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Миннацпечати ЧР |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, |
2100 |
980 |
1120 |
15 |
Изготовление и показ видеороликов в общественных местах (кинотеатры, магазины, улицы и др.) с целью пропаганды семейного образа жизни, семей с детьми, профилактики отказов от детей |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, органы местного самоуправления |
Население ЧР в возрасте 18-34 года (возраст наиболее активного вступления в брак), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
787,5 |
367,5 |
420 |
16 |
Создание рубрик "Секреты семейного счастья", др. на республиканских телеканалах, радио с целью формирования "моды на семью", ответственного родительства, пропаганды семейного образа жизни, профилактики отказов от детей |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, органы местного самоуправления |
Население Чеченской Республики в возрасте от 14 до 59 лет |
183,75 |
85,75 |
98 |
17 |
Разработка и внедрение пилотных технологий по подбору, обучению специалистов служб сопровождения опекунских, приемных и патронатных семей |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР |
Специалисты учреждений, органов управления системой профилактики и сопровождения социального сиротства. |
1575 |
735 |
840 |
18 |
Проведение конкурсов профмастерства специалистов органов управления и учреждений профилактики безнадзорности, преступности и социального сиротства |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР |
Специалисты учреждений, органов управления системой профилактики и сопровождения социального сиротства |
52,5 |
24,5 |
28 |
19 |
Издание ежегодных информационно-аналитических материалов "О положении детей в Чеченской Республике" |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР |
Специалисты органов управления и учреждений профилактики безнадзорности, преступности и социального сиротства |
210 |
98 |
112 |
20 |
Проведение телевизионного "круглого стола" с прямой трансляцией, "street talk", других современных технологий по профилактике социального сиротства с привлечением экспертного сообщества по проблемам социального сиротства, усыновления, а также проблемам семей с детьми и детей |
Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, Миннацпечати ЧР |
Население ЧР от 14 до 69 лет |
57,75 |
26,95 |
30,08 |
Итого по программе |
|
26250 |
12250 |
14000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление утверждает республиканскую целевую программу, основной целью и задачами которой является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Чеченской Республике, оптимизация бюджетных расходов, создание условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в республике.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 27 апреля 2010 г. N 65 "О республиканской целевой программе "Право ребенка на семью" на 2010-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 11 мая 2010 г. N 88