Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Правительства Чеченской Республики
от 27.04.2010 г. N 56
Республиканская целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чеченской Республике на 2008-2011 гг."
Паспорт республиканской целевой программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чеченской Республике на 2008-2011 гг."
Наименование программы - "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чеченской Республике на 2008-2011 гг."
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы |
- |
Постановление Правительства Российской Федерации от_______2006 г. N "о Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2008-2011 гг." |
Государственные заказчики программы |
- |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики, службы по надзору и защиты прав потребителей и благополучия человека и исполнения наказаний в Чеченской Республике. |
Основные разработчики программы |
- |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики, служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и служба исполнения наказаний в Чеченской Республике. |
Исполнители программы |
- |
Организации и учреждения, определяемые на конкурсной основе |
Цель ПрограммыЗадачи Программы# |
- |
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения от туберкулеза, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных туберкулезом, стабилизация эпидемиологической ситуации связанной с туберкулезом в Чеченской Республике;развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; мероприятия по своевременному выявлению туберкулеза; организация своевременного лечения больных туберкулезом с внедрением современных методов лечения, диагностики и реабилитации с учетом применения разрабатываемых отечественных лекарственных средств и медицинских изделий, диагностического и лечебного оборудования; лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в пенитенциарных учреждениях;мероприятия по профилактике заболевания туберкулезом сельскохозяйственных животных |
|
- |
подготовка кадров |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
- снижение уровня заболеваемости туберкулезом на 100 тыс.населения; - увеличение числа случаев прекращения бактериовыделения от общего числа случаев бактериовыделения; - снижение уровня смертности от туберкулеза на 100 тыс. населения |
Срок реализации Программы |
- |
2008-2011 гг. |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
Мероприятия в системе здравоохранения: развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу, подготовка кадров; Мероприятия в службе исполнения наказаний: развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных больных туберкулезом. Мероприятия в системе сельского хозяйства: совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний туберкулезом сельскохозяйственных животных и персонала животноводческих ферм |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общая сумма затрат составляет - 704,471 млн. руб. в том числе бюджет Чеченской Республики - 704,471 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом в республике. Снижение заболеваемости до 77,5 (на 100 тыс. нас), смертности - 18,5 (на 100 тыс. нас.) туберкулезом среди лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказаний, увеличение числа случаев прекращения бактериовыделения от общего числа бактериовыделения до 65,5%. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Туберкулез - социальное заболевание и одна из актуальнейших проблем современной медицины, которой во всем мире уделяется недостаточное внимание. Туберкулез является инфекцией, которая занимает первое место в ряду причин смерти взрослых от инфекционных болезней.
Эпидемия туберкулеза в Чеченской Республике становится угрожающей медико-социальной проблемой. Ухудшение эпидемиологической обстановки началось с 1992 г.
Основные эпидемиологические показатели в Чеченской Республике за 1981 г. выглядели следующим образом:
- заболеваемости - 100,9
- болезненность - 514,7
- смертность - 17,2
В течение последующих 10 лет наблюдалось выраженное снижение туберкулеза, причем происходило это весьма быстрыми темпами. За 1981-1991 гг.:
- заболеваемость - со 100,9 до - 56,3
- болезненность - с 514,7 до - 250,0
- смертность - с 17,2 до - 8,3
Запущенные формы туберкулеза выявлялись лишь до 5% от общего количества впервые выявленных больных.
В эти годы в республике работали 119 врачей-фтизиатров. Были развернуты 1125 больничных коек, 5 детских санаторных учреждений на 300 коек. Функционировали 39 флюорографических и 40 рентгенологических аппаратов. Ситуация по оказанию противотуберкулезной помощи населению Чеченской Республики начала ухудшаться с 1992 г., когда в республику перестали завозить противотуберкулезные препараты для бесплатного лечения, туберкулин, вакцину - БЦЖ. БЦЖ-М, рентгеновскую и флюорографическую пленки, отъездом врачебных кадров и т.д.
Военные действия в Чеченской Республике усугубили обострение эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Уничтожена вся материально-техническая база противотуберкулезной службы в г. Грозном, где были развернуты более 1000 коек для лечения больных туберкулезом. Сгорело или уничтожено все медицинское оборудование, транспорт. Разрушены все ЛПУ г. Грозного, сотрудники которых занимались ранним выявлением и профилактикой туберкулеза. В городских ЛПУ работали самые квалифицированные медицинские работники (врачи, средний медицинский персонал).
В настоящее время в Чеченской Республике работают 22 фтизиатра на 100 и более должностях. В республике развернуто в данное время 385 коек (взрослых).
В 5 районах нет врачей-фтизиатров. В республике нет специалистов по лабораторной диагностике туберкулеза, внелегочному туберкулезу, не проводится хирургическое лечение туберкулеза органов дыхания по причине отсутствия материально-технической базы в республике. Обеспеченность врачами-фтизиатрами в республике на 10 000 населения составляет всего лишь 0,2 (Россия - 0,8).
В противотуберкулезные учреждения работать молодые специалисты не идут по причине низкой заработной платы, боязни заразиться туберкулезом, из-за большой физической нагрузки.
Так, например, укомплектованность врачами-фтизиатрами составляет - 15,8%, средний мед. персоналом - 18,1%, младшим мед. персоналом - 10,2%, прочим персоналом - 27,2%.
Врачи и средний медицинский персонал противотуберкулезного диспансера обслуживают 200 больных в стационаре, ежедневно ведут поликлинический прием в среднем 100 больных в день, еженедельно выезжают в районы республики для оказания организационно-методической, консультативной и практической помощи. Сотрудники диспансера работают на износ, имея неимоверную физическую и психологическую нагрузку в заразной среде. Притока персонала в туберкулезную службу нет по причине мизерной, неадекватной заработной платы. Следует подчеркнуть, что работать в противотуберкулезных учреждениях очень опасно. Из-за повседневного контакта с больными туберкулезом в республиканском противотуберкулезном диспансере г. Грозного заболели 4 врача, 6 медицинских сестер и 2 чел. из обслуживающего персонала, из них умерли от туберкулеза 2 врача, 2 медсестры и 2 из обслуживающего персонала.
Средняя заработная плата начинающего врача-фтизиатра составляет - 2940 руб., медицинской сестры - 2220 руб., санитарки - 1485 руб.
Так, например, часть сотрудников живут на окраинах г. Грозного и на оба конца платят за проезд 936 руб., а приезжающие из районов республики платят 1872 руб. Во всех территориях Российской Федерации, в том числе Ингушетии, заработная плата для работников противотуберкулезных учреждений увеличена в несколько раз с 1998 г.
В республике нет бактериологической службы, т.к. централизованная бактериологическая лаборатория уничтожена во время военных действий.
Материально-техническая база республики требует 100% обновления. Не хватает световых микроскопов. Люминесцентных микроскопов в республике нет. По причине отсутствия бактериологической лаборатории культуральные исследования мокроты не проводятся.
К сожалению, приходится констатировать, что уничтожена вся медицинская документация (формы 33, 89, 30 и т.д.), картотека централизованного управления диспансерным наблюдением больных туберкулезом, действующая нормативно-правовая документация. Усугубляет положение отсутствие детских санаториев для изоляции детей из туберкулезных очагов с постоянным пребыванием. Не функционирует детский противотуберкулезный санаторий "Чишки", где в прошлые годы изолировались дети из очагов туберкулезной инфекции с виражом и гиперэргическими реакциями и реабилитировались дети переболевшие туберкулезом. Сегодня нуждаются в изоляции с постоянным пребыванием 10801 чел., в том числе детей - 4820 (40,5%).
Финансирование противотуберкулезной службы на душу населения составляет - 21,4 руб., а на 1 больного активным туберкулезом - 9280,7 руб.
На фоне острого дефицита кадров в противотуберкулезных учреждениях и крайне недостаточной работы общей лечебной сети по раннему выявлению и профилактики туберкулеза в ЧР, отсутствие необходимого количества рентген-флюорографической техники, отсутствие лабораторной диагностики туберкулеза в общей лечебной сети, недостаточное финансирование противотуберкулезной службы для закупки продуктов питания и медикаментов, отсутствие элементарных материально-технических условий в стационаре республиканского противотуберкулезного диспансера, отсутствие утвержденной республиканской целевой программы и других причин решать задачи своевременного выявления, диагностики и лечения туберкулеза на должном уровне не представляется возможным. Положение усугубляет появление новой группы риска в Чеченской Республике после 2-х военных компаний.
Это - лица БОМЖ, беженцы, мигранты, лишенные свободы и освободившиеся из пенитенциарных учреждений, лица, проживающие в приютах, ночлежках, интернатах для престарелых, пациенты наркологических и психиатрических учреждений и т.д.
Таким образом, противотуберкулезная служба на республиканском уровне (г. Грозный) полностью разрушена и имеет весьма ограниченные условия и возможности для организации оказания противотуберкулезной помощи населению на фоне резкого роста заболеваемости и смертности от туберкулеза.
Взято на учет в 2005 г. 897 больных туберкулезом с впервые в жизни установленным диагнозом (в 2004 г. выявлено 939 больных с активным туберкулезом). Максимальный уровень заболеваемости зарегистрирован в возрастной группе 18-54 года (641 чел.), мужчин было - 398, женщин - 243 чел. Таким образом, туберкулез поражает в основном трудоспособное население.
Особую тревогу вызывает большое количество детей, состоящих на учете в возрасте 0-14 лет - 126. Активным туберкулезом органов дыхания взято на учет в отчетном году больных детей с впервые в жизни установленным диагнозом 54 чел. Состоят на учете с внелегочными формами туберкулеза 40 детей. Вызывает большое сожаление, что в республике из-за отсутствия туберкулина в течение последних 5 лет неудовлетворительно решаются вопросы раннего выявления и профилактики туберкулеза среди детского населения, что не позволяет выявлять инфицированных туберкулезом детей и охватить их вакцинацией. На конец 2005 г состоит на учете 1077 бактериовыделителей, в контакте с которыми проживают 5671 здоровых лиц, в том числе 490 подростков, 2213 детей. С больными не выделяющими микобактерии туберкулеза проживают 2607 детей и подростков.
Очаги туберкулеза увеличились бы в несколько раз, но из-за отсутствия бактериологической лаборатории выявить истинное количество бацилловыделителей не представляется возможным.
Микобактерии туберкулеза в мокроте выявляются только методом прямой бактериоскопии. Подлежат химиопрофилактике контактных - 9162 чел., получили курс химиопрофилактики - 6122 чел. (66,8%). Умерло от туберкулеза - 228 больных (в 2004 г. - 188).
По причине недостатка коек в республике из числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом в отчетном году не было госпитализировано 401 больной, в том числе 55 детей, за пределами республики лечатся лишь незначительное количество больных. У значительной части больных нет средств для поездки на лечение за пределы республики.
Нерегулярный прием противотуберкулезных препаратов, лечение 1-2 препаратами (из-за системного дефицита антибактериальных препаратов) вместо 4-5 приводит к постоянному пополнению больных с запущенными неизлечимыми формами туберкулеза с массивным выделением микобактерии устойчивыми к противотуберкулезным препаратам и приводит к заражению значительной части здорового населения. В противотуберкулезной службе нет бактериологической лаборатории, поэтому больных лечат вслепую (нет возможности определить чувствительность микобактерии туберкулеза к антибактериальным препаратам) и эффективность лечения тем самым снижается.
На конец 2005 г. всего на диспансерном учете состоит 4439 чел. с активным туберкулезом, в том числе детей - 166. Большую эпидемиологическую опасность представляют больные освобожденные из тюрем и лагерей.
Основные эпидемиологические показатели на 01.01.2006 г. выглядят следующим образом:
- заболеваемости - 78,5 на 100 000 населения;
- болезненность - 389,0 на 100 000 населения;
- смертность - 20,0 на 100 000 населения.
Приведенные показатели увеличатся в десятки раз, если наладить должным образом работу по раннему выявлению и профилактике туберкулеза.
Эпидемиологическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей Чеченской Республики 80 и более %, что в 20 раз выше, чем в развитых странах мира. Из числа больных выделяющих микобактерии туберкулеза до 40% - инвалиды, среди них 95% - лица трудоспособного возраста.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулеза являются:
- Отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения по причине военных действий в республике, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактического лечения, ежемесячного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, безработица, появление новых групп риска: беженцев, отсутствие жилья, увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушение сложившейся системы противотуберкулезной помощи, полное разрушение материально-технической базы противотуберкулезной службы, отсутствие профилактических осмотров, неудовлетворительное обеспечение медикаментами, изменение свойства возбудителя туберкулеза.
По данным литературы уровень заболеваемости осужденных в 50 раз превышает среднероссийский показатель, который составил в 1996 г. 3325 на 100000 населения, смертность от туберкулеза - 307,5 на 100000 населения.
Среди больных состоящих на учете в противотуберкулезных учреждениях до 30% составляют социально-дезадаптированные лица, страдающие наркоманией и хроническим алкоголизмом.
Больные выявляются преимущественно по обращаемости в лечебные учреждения с запущенными формами по причине отсутствия необходимо количества рентген-флюорографической техники, что увеличивает стоимость лечения до 80% и выход на инвалидность более чем в 3 раза.
Из числа больных активным туберкулезом более 80% лица трудоспособного возраста.
Таким образом, Чеченская Республика является туберкулезным очагом на Северном Кавказе, что представляет угрозу распространения туберкулезной инфекции в соседние регионы и области.
В то же время профилактическая работа, лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дает существенный экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты.
Неудовлетворительная оснащенность и материально-техническая база противотуберкулезных учреждений не позволяет внедрять нововведения, что в значительно# мере снижает качество их деятельности.
Система программных мероприятий:
Программные мероприятия Республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в ЧР на 2008-2011 гг." будут осуществляться в отрасли здравоохранения Республики, в уголовно-исполнительной системе, в сельском хозяйстве, в профессиональных, высших и средних учебных заведениях.
Республиканская целевая программа в системе здравоохранения предусматривает:
- развитие и совершенствование противотуберкулезной службы республики (завершение строящихся объектов на базе ГУ РПТД, завершение ремонтно-восстановительных работ и дооснащение оборудованием и инвентарем противотуберкулезных учреждений городов и сельских районов, оснащение их санитарным автотранспортом;
- восстановление санаторных противотуберкулезных учреждений Республики в пределах 450-500 койко-мест;
- обеспечение и подготовка на центральной базе врачебных кадров для противотуберкулезной службы;
- создание единой компьютерной сети во всех противотуберкулезных учреждениях Республики;
- ввод на полную мощность бактериологической и клинико-диагностической лаборатории при РПТД, дооснащение их современным диагностическим оборудованием, подготовка соответствующих кадров;
- доукомплектование ЛПУ Министерства здравоохранения для проведения профилактической работы диагностическим оборудованием (стационарные, передвижные флюороустановки).
Лечебно-профилактические мероприятия: связанные с предупреждением и ранним выявлением туберкулеза, направленные на улучшения санитарно-профилактической работы среди населения, в очагах туберкулеза, расширения объема и качества проведения обязательных и периодических осмотров общелечебной сетью, мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска, профилактических мероприятий среди детей, подростков, формирование и содержании в рабочем режиме при ЛПУ флюорокартотеки. И в целом, повышение качества работы при проведении профилактических мероприятий всеми методами (лучевой, лабораторной - бактериоскопия, туберкулинодиагностика).
В программах мероприятиях# заложены новые формы организации работы по организации лечебно-диагностического процесса Головного противотуберкулезного диспансера, обеспечение контингента больных достаточным количеством противотуберкулезных препаратов, расходного материала для диагностического оборудования и туберкулином.
В уголовно-исполнительной системе: развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы этого ведомства, создание в следственных изоляторах условий для изоляции и лечения больных туберкулезом из числа осужденных, налаживание тесного контакта медицинской службы этого ведомства с противотуберкулезной службой Республики.
В системе сельского хозяйства: проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий для своевременного выявления больных животных и сдачу их на убой, обеззараживания молока, работа в неблагополучных фермах (проведение регулярной дезинфекции, ремонта в соответствии с санитарными нормами к животноводческим помещениям, оснащение их безигольными инъекторами, дезсредствами, оборудованием для пастеризации молока и т.п.).
В общеобразовательных, профессиональных, высших и средних учебных заведениях: - обеспечение 100% охвата школьников и студентов профилактическими мероприятиями - профосмотрами (флюорография, туберкулинодиагностика, лабораторные исследования), обеспечение и контроль за прохождением дообследования всех учащихся и студентов подлежащих дообследованию по результатам проведенных профосмотров.
Цель и задачи
Целью программы является снижение уровня заболеваемости туберкулезом, снижение уровня смертности от туберкулеза.
Задачи программы:
- совершенствование методов профилактики туберкулеза, в том числе разработка информационных программ для населения, образовательных программ для больных туберкулезом и контактирующих с ними лиц, совершенствование мер инфекционного контроля за распространением туберкулеза;
- совершенствование методов диагностики, лечения и комплексных программ медицинской и социальной реабилитации; разработка и внедрение новых методов лечения (хирургических, терапевтических);
- строительство и реконструкция зданий и сооружений противотуберкулезных медицинских учреждений и оснащение их современным медицинским и техническим оборудованием.
Оценка реализации программы будет осуществляться по следующим показателям:
Наименование индикатора |
Ед. измерения |
Базовые значения (2005 г.) |
Динамика целевых показателей по годам |
|
|
|
|
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Уровень заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. населения |
коэфф. |
78,5 |
78,5 |
78,0 |
77,5 |
77,5 |
Число случаев прекращения бахтериовыделения# от общего числа случаев бактериовыделения |
% |
63,5 |
64,0 |
64,5 |
65,0 |
65,5 |
Уровень смертности от туберкулеза на 100 тыс. населения |
коэфф. |
20,0 |
19,9 |
18,7 |
18,5 |
18,5 |
Государственные заказчики подпрограммы: Министерство здравоохранения Чеченской Республики, службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и исполнения наказаний в Чеченской Республике.
Система управления противотуберкулезными мероприятиями
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера 2007-2010 гг.)" стратегия борьбы с туберкулезом определяется Правительством Чеченской Республики, которое издает специальное Постановление с определением задач для всех ведомств, участвующих в противотуберкулезных мероприятиях. Руководство борьбой с туберкулезом возлагается на Межведомственную комиссию при Правительстве Чеченской Республики. Решение организационных, медицинских вопросов возлагается на Министерство здравоохранения Чеченской Республики, главных врачей районов, городов. Главы администрации городов и районов издают аналогичные постановления для подведомственных им учреждений и создают Межведомственные комиссии.
Наряду с этим, главы администраций утверждают программы, либо планы противотуберкулезных мероприятий.
Мероприятия по борьбе с туберкулезом начинаются с разъяснения населению во всех доступных средствах массовой информации существующей проблемы туберкулеза.
Организационной основой координированных межведомственных мероприятий по борьбе с туберкулезом является Республиканская программа, Городская и Районная программы или планы мероприятий.
Управление реализацией Программы в повседневной работе осуществляется Министерством здравоохранения Чеченской Республики.
Не реже 2-х раз в течение года вопросы борьбы с туберкулезом и ход выполнения программы рассматривается на Межведомственных комиссиях с обязательной их экономической оценкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.