Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 июня 2012 г. N 133 настоящая программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Чеченской Республики
от 21.06.2012 г N 133
Республиканская целевая программа
"Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 2 мая 2012 г. N 93)
21 июня 2012 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения и номер соответствующего нормативного акта* |
Постановление Правительства Чеченской Республики от 02.05.2012 N 93 "Об утверждении республиканской целевой программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность" на 2012-2014 годы |
Государственный заказчик Программы |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Основание для разработки программы |
Закон Чеченской Республики от 15 декабря 2009 года N 70-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике", Закон Чеченской Республики от 8 мая 2008 года "О молодежи" |
Цели и задачи Программы |
стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность; популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды; массовое вовлечение молодых людей в мероприятия Программы; отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью; качественное обучение участников программы; сопровождение начинающих молодых предпринимателей-участников Программы; обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях. |
Сроки и этапы реализации Программы: |
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы. Программа реализуется в два этапа: 1. Проведение работ, связанных с популяризацией предпринимательства, а также вовлечением молодежи в эту деятельность. 2. Запуск обучающих модулей и практических занятий с целью формирования у молодых людей необходимых для ведения предпринимательской деятельности знаний и навыков. Осуществление мероприятий, направленных на усиление рыночных позиций молодых предпринимателей посредством расширения их доступа к источникам финансирования и объектам инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. |
Объемы и источники финансирования Программы: |
Объем финансирования Программы на 2012-2014 годы из республиканского бюджета составляет 14,312 млн. рублей (четырнадцать миллионов триста двенадцать тысяч), из федерального бюджета 57,248 млн. рублей (пятьдесят семь миллионов двести сорок восемь тысяч) в том числе: Источники: 2012 год 2013 год 2014 год Итого
Средства федерального бюджета (по согласованию) 15,94 19,032 22,276 57,248
Средства республиканского бюджета 3,985 4,758 5,569 14,312
Итого 19,925 23,79 27,845 71,56 |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Эффективность реализации Программы определяемся с помощью системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития молодежного предпринимательства в Чеченской Республике и определить его влияние на социально-экономическое развитие региона в целом. Такими целевыми индикаторами и показателями являются: расширение осведомленности молодежи о программах и поддержки и развития малого бизнеса посредством распространения информации с использованием печатных СМИ, Интернета, телевидения и наружной рекламы общий охват не менее 30% молодых людей региона; увеличение числа молодых людей, принявших участие в различных мероприятиях Программы (форумах, круглых смолах, открытых лекциях и т.д.) - до 33 000 человек; увеличение числа субъектов малого предпринимательства, созданных молодыми людьми, - до 550 единиц; увеличение числа участников межрегиональных, общероссийских и международных площадок по тематике молодежного предпринимательства - до 106 единиц. |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы: |
Реализация Программы обеспечит существенный вклад в социально-экономическое развитие Чеченской Республики, в том числе позволит: расширить осведомленность молодежи о программах поддержки и развития малого бизнеса посредством распространения информации через печатные СМИ, Интернет, телевидение и наружную рекламу, - общий охват не менее 30% молодых людей региона; увеличить число молодых людей, принявших участие в тех или иных мероприятиях Программы (форумах, круглых столах, открытых лекциях и т.д.) - до 33 000 человек; увеличить число молодых людей, имеющих способности к предпринимательской деятельности, успешно прошедших отбор - до 15 500 человек; увеличить число субъектов малого предпринимательства за счет молодых людей, участвовавших в мероприятиях Программы - до 550 единиц; увеличить число субъектов малого предпринимательства - участников межрегиональных, общероссийских и международных площадок по тематике молодежного предпринимательства - до 106 единиц. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса. Однако по мере выхода из состояния мировою экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей России является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы сообщества молодых, инициативных, инновационно мыслящих предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей новою поколения.
Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что, согласно исследованиям Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), от 46 до 63% наемных работников, уволенных за время экономического кризиса - это молодые специалисты в возрасте до 30 лет Создание новых ниш занятости в форме субъектов малого предпринимательства является важным инструментом преодоления последствий этой негативной тенденции.
Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводятся социологические исследования, направленные на выявление степени вовлеченности молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Они показывают, что процент молодых людей, желающих заниматься бизнесом (по данным ИКСИ), в несколько раз превышает долю молодежи, уже занимающейся предпринимательской деятельностью: 54% опрошенных студентов считают, что большая часть молодежи в России рассматривает малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры. Большинство студентов уверено, что занятие малым бизнесом создает преимущественные возможности для самореализации (78% опрошенных) и обеспечивает более высокий уровень дохода (60% опрошенных) по сравнению с работой по найму. Однако молодежь не спешит создавать свой бизнес: только 3% опрошенных заявили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность.
Активность молодежи сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Они обусловлены как финансовыми проблемами, так и недостаточной образованностью молодых людей в предпринимательской сфере. Согласно исследованиям, основные трудности, с которыми сталкивается молодежь на старте занятий бизнесом, - отсутствие денег (около 53% опрошенных), опыта (порядка 16%) и образования (около 11%). Облегчить вхождение на рынок молодого предпринимателя в такой ситуации может только государственная поддержка.
При реализации существующих мер, направленных на поддержку молодежного предпринимательства в составе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:
1. Социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы;
Восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха.
Содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
Нумерация пунктов здесь и далее по тексту приводится в соответствии с источником
4. Стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы;
5. Неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18% респондентов. Большинство же опрошенных (69%) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур. Результаты опроса свидетельствуют, что потенциальные предприниматели (66% респондентов планируют в будущем организовать свой бизнес) не владеют информацией о том, какую поддержку они могут получить на местном уровне.
Молодежное предпринимательство как сфера хозяйственной активности и научного изучения начала оформляться в России в начале 90-х годов. Но в последующие десять лет, как показываем проведенный отделом социологии молодежи ИСПИ РАН мониторинг социального развития, интерес к данной форме деятельности в молодежной среде стремительно падал, что нашло отражение в сужении спектра молодежного предпринимательства. Истоки падения интереса во многом кроются в особенностях становления и функционирования предпринимательства среди молодежи.
С момента перехода страны к рыночной модели хозяйствования структурная и мотивационная составляющие молодежного предпринимательства претерпели существенные изменения. Исследования малого бизнеса периода начала 90-х годов XX века показывали, что молодые люди до 30-35 лет начинали заниматься бизнесом от безысходности или в отсутствии альтернатив. Сегодня ситуация изменилась, и выбор осуществляется под влиянием таких стимулов, как "самореализация", "амбиции", "новые возможности". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что молодежное предпринимательство России вышло на принципиально новый, цивилизованный уровень.
Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность, проводившиеся ИСПИ РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респондент особенно часто называют: ожидаемый высокий заработок (59%); возможность быть независимым (47%); возможность творчества (38%); карьерный рост (30%); возможность быть собственником (28%); возможность руководить (24%); престиж (20%); риск (7%). Основными помехами в организации бизнеса, по мнению респондентов, являются: отсутствие финансовых средств на организацию бизнеса, недоступность кредитных ресурсов (76%); отсутствие необходимой информации (15%); административные барьеры (14%); незнание основ предпринимательства и др. Преодолению этих трудностей могли бы способствовать, по мнению опрошенных, такие действия государства, как: прямая финансовая поддержка (38%); образовательная поддержка (27%); информационно-консалтинговая поддержка (21%); получение в лизинг оборудования (18%) и др. Очевидно, что основные потребности начинающих молодых предпринимателей лежат в области финансов, а также пополнения образовательных и информационных ресурсов. Сюда же можно отнести потребности в формировании таких личностных качеств, как уверенность (77%), целеустремленность (70%), готовность к риску (62%), коммуникативность (59%), лидерство (50%) и ряд других.
Все вышеперечисленные проблемы развития молодежного предпринимательства характерны и для Чеченской Республики. При существующих проблемах развития молодежного предпринимательства, ограниченности ресурсов молодых людей, желающих открыть собственное дело, а также ресурсов бюджетов всех уровней, применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к комплексному решению проблем. Прежде всего, речь идет об определении стратегии вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность в Чеченской Республике и реализации основных мер, направленных на пропаганду предпринимательства в молодежной среде, отбор наиболее талантливой молодежи, проведение обучающих мероприятий и сопровождение предпринимательских проектов молодых людей на первых этапах их становления.
Таким образом, реализация Программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы", несомненно, станет одним из ключевых элементов в системе мер по созданию условий для успешной реализации предпринимательского потенциала молодежи Чеченской Республики.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Программа определяет общие принципы вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность на территории Чеченской Республики, устанавливает формы, методы и направления регулирования деятельности, связанной с осуществлением такой поддержки.
Цель Программы - формирование на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность с показателем эффективности не ниже 10%.
Задачи Программы:
популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды;
массовое вовлечение молодых людей в мероприятия Программы:
отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью;
качественное обучение участников Программы;
сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников Программы;
обеспечение участия молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях по тематике молодежного предпринимательства.
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы. Программа реализуется в два этапа:
1. Проведение работ, связанных с популяризацией предпринимательства, а также вовлечением молодежи в эту деятельность.
2. Запуск обучающих модулей и практических занятий с целью формирования у молодых людей необходимых для ведения предпринимательской деятельности знаний и навыков. Осуществление мероприятий, направленных на усиление рыночных позиций молодых предпринимателей посредством расширения их доступа к источникам финансирования и объектам инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.
3. Основные мероприятия Программы
1. Основным мероприятием программы является вовлечение молодежи Чеченской Республик)! в предпринимательскую деятельность и включает в себя следующие направления:
1.1. Популяризация предпринимательской дся1слыюсти среди молодежи и массовое вовлечение молодежи в мероприятия Программы:
1.1.1. Проведение игровых и тренинговых мероприятий, образовательных курсов, олимпиад по предпринимательству среди представителей молодежи в возрасте 14-30 лет
Проведение регионального этапа всероссийскою конкурса "Молодой предприниматель России". Осуществление мероприятий по распространению информации о конкурсе, сбору заявок, формированию жюри, проведению регионального этапа конкурса.
Информационное обеспечение Программы. Формирование позитивного отношения молодежи к предпринимательству как к востребованной обществом и достойной профессии посредством выпуска социальной рекламы. Встречи руководителей республики с молодыми предпринимателями и участниками Программы.
Нумерация подпунктов здесь и далее по тексту приводится в соответствии с источником
1.1.4. Разработка и распространение рекламных материалов, пропагандирующих идеи честного и социально ответственного предпринимательства как основы экономического прогресса республики, содержащих информацию о проводимых мероприятиях Программы.
1.1.5. Проведение анкетирования молодежи в учебных заведениях с целью информирования и вовлечения в мероприятия Программы молодых людей, имеющих интерес к предпринимательской деятельности, с привлечением волонтеров и составление базы данных по итогам анкетирования. Вопросы анкеты должны содержать раздел, в который респондент вносит свои контактные данные.
1.1.6. Распространение агитационных материалов, содержащих информацию о Программе и о том. как стаи, участником Программы, в местах присутствия целевых групп.
Проведение информационных конференций (форумов) с целью привлечения молодых людей к участию в Программе. Участниками информационных конференций являются молодые люди, желающие открыть собственное предприятие.
Создание республиканской Интернет-страницы по молодежному предпринимательству. Страница должна содержать информацию о проводимых мероприятиях по тематике малого бизнеса, о конкурсах, направленных на поддержку малого бизнеса, возможность регистрации молодых людей, желающих участвовать в Программе.
Обеспечение участия молодых предпринимателей (до 30 лет) в межрегиональных, всероссийских и международных инвестиционных, выставочных и иных аналогичных мероприятиях.
1.1.10. Продвижение "героев-предпринимателей" в молодежной среде. Реализация мероприятий по продвижению и популяризации наиболее успешных предпринимательских проектов участников Программы, в том числе содействие их выходу на российский и международные рынки.
1.2 Отбор, обучение и сопровождение молодых предпринимателей:
1.2.1. Отбор молодых людей:
1.2.1.1. Проведение экспертных сессий с привлечением действующих предпринимателей. Основной задачей экспертной сессии является презентация участниками своей бизнес-идеи и оценка ее перспективности действующим предпринимателем.
1.2.1.2. Проведение углубленного тестирования на выявление предпринимательских способностей.
1.2.1.3. Проведение конкурсов бизнес-идей. Мероприятия включают конкурс оформленных бизнес-идей участников и их оценку экспертами. Авторы наиболее перспективных бизнес-идей становятся участниками профильного обучения.
1.2.2. Профильное обучение, формирование у молодых людей навыков ведения бизнеса: Углубленное модульное обучение. Данный блок мероприятий ориентирован на получение практических знаний и навыков. Включает углубленное обучение по курсу модульного бизнес-планирования, формирование проектных команд.
Проведение тренингов и мастер-классов с предпринимателями и бизнес-консультантами, направленных на повышение личной эффективности руководителя, навыки ведения переговоров, принятие решений, тайм-менеджмент, управление персоналом и т.д., повышение управленческих компетенций участников - формы предприятий, налоги, лицензирование и др.
Организация стажировок на действующих малых предприятиях с целью получения практического опыта работы в предпринимательских проектах, выстраивания бизнес-связей.
1.2.2.4. Организация встреч участников Программы с успешными предпринимателями, в том числе с правообладателями франшиз.
1.2.2.5. Самостоятельная работа. Дистанционное обучение. Материалы образовательного курса публикуются на профильном сайте. Курс содержит методические материалы и рабочие тетради по подготовке бизнес-планапроекта#.
1.2.3. Сопровождение начинающих молодых предпринимателей участников Программы:
Проведение конкурсов молодежных предпринимательских проектов. Авторы перспективных проектов участвуют в специально организованном конкурсе предпринимательских проектов, по итогам которого победители и призеры получают финансирование на открытие собственного дела в форме грантов, субсидий.
Направление перспективных участников Программы в организации, оказывающие финансовую и инфраструктурную поддержку субъектам малого предпринимательства.
Проведение регионального форума молодых предпринимателей и участников Программы. Форум служит коммуникационной. образовательной, инвестиционной площадкой для молодых предпринимателей.
Консультирование начинающих молодых предпринимателей.
Стимулирование и обеспечение деятельности сообществ молодых предпринимателей.
Обеспечение ведения единого реестра участников Программы. На протяжении всего времени реализации программных мероприятий исполнителем ведется единый реестр (база данных), который содержит информацию обо всех участниках Программы.
Перечень мероприятий Программы представлен в Приложении N 2 к республиканской целевой программе "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы".
4. Организационное обеспечение реализации Программы
Реализация Программы предусматривает проведение на базе инфраструктурных объектов малого и среднего предпринимательства, образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций системного комплекса мероприятий по пропаганде, отбору, обучению талантливых молодых людей, обладающих высокой деловой активностью и по сопровождению наиболее успешных молодежных бизнес-проектов на первых этапах реализации.
Организационное обеспечение реализации Программы включает в себя следующий комплекс мер:
Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, формирование предпринимательской среды:
1. Проведение игровых и тренинговых мероприятий, образовательных курсов, олимпиад по предпринимательству среди представителей молодежи в возрасте 14-30 лет. Проведение мероприятий различных форматов: игровых, тренинговых, образовательных курсов, целью которых является повышение уровня грамотности в вопросах ведения бизнеса среди молодежи.
2. Проведение регионального этапа всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России". Осуществление мероприятий по распространению информации о конкурсе, сбору заявок, формированию жюри, проведению регионального этапа конкурса.
3. Информационное обеспечение Программы. Формирование позитивного отношения молодежи к предпринимательству как к востребованной обществом и достойной профессии посредством выпуска социальной рекламы (билборды, ролики, баннеры, плакаты, листовки). Продвижение молодых предпринимателей с использованием ресурсов республиканских СМИ (привлечение к участию в информационных программах, ток-шоу, публикации и т.д.) Информирование о внимании исполнительной власти к Программе встречи руководителей различного уровня с молодыми предпринимателями и участниками Программы.
4. Разработка и распространение рекламных материалов, пропагандирующих идеи честного и социально ответственного предпринимательства как основы экономического прогресса республики, содержащих информацию о проводимых мероприятиях Программы.
Массовое вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность, в частности, в мероприятия Программы:
1. Проведение анкетирования молодежи с целью информирования и вовлечения в Программу молодых людей, имеющих интерес к предпринимательской деятельности, с привлечением волонтеров и составление базы данных по итогам анкетирования (ведение единого реестра участников Программы). Вопросы анкеты должны содержать раздел, в который респондент вносит свои контактные данные.
2. Распространение агитационных материалов, содержащих информацию о Программе и о том, как стать участником Программы, в местах присутствия целевых групп: в учебных заведениях, центрах занятости населения, на предприятиях, "ярмарках вакансий", мероприятиях по молодежной тематике.
3. Проведение информационных конференций (форумов) с целью привлечения молодых людей к участию в Программе. Участниками информационных конференций являются молодые люди, желающие открыть собственное предприятие. На информационные конференции приглашаются успешные предприниматели, представители власти, бизнеса, организаций, реализующих программные мероприятия. Конференции проводятся в учебных или административных заведениях, на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью:
1. Организация эксперт пых сессий. Сессия проходит в форме собеседования молодых людей - авторов бизнес-идей с действующими предпринимателями. В ходе собеседования каждая бизнес-идея оценивается предпринимателем. По итогам экспертных сессий формируются участники для прохождения дальнейших ступеней отбора.
2. Организаций углубленного тестирования на выявление предпринимательских способностей. Обеспечивается путем создания стационарных, мобильных или дистанционных пунктов тестирования личных профессиональных качеств молодых людей участников Программы (с использованием специализированных программ, направленных на выявление профессиональных компетенций). По итогам прохождения тестирования к участию в образовательных программах допускаются молодые люди, у которых выявлена предрасположенность к предпринимательской деятельности.
3. Организация конкурсов бизнес-идей. Обеспечивается путем проведения конкурсных мероприятий, включающих презентацию бизнес-идей участниками Программы экспертному сообществу и оценку перспективности их реализации. Победители и призеры конкурсов становятся участниками программ профильного обучения.
Участие молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных образовательных мероприятиях:
1. Обеспечение участия молодых предпринимателей (до 30 лет) в межрегиональных, всероссийских и международных инвестиционных, выставочных и иных аналогичных мероприятиях.
2. Продвижение "героев-предпринимателей" в молодежной среде. Реализация мероприятий по продвижению и популяризации наиболее успешных предпринимательских проектов участников Программы, в том числе содействие их выходу на российский и международные рынки.
Профильное обучение, приобретение молодыми людьми навыков ведения бизнеса:
1. Углубленное модульное обучение. Данный блок мероприятий ориентирован на получение практических знаний и навыков. Включает углубленное обучение по курсу модульного бизнес-планирования, формирование проектных команд. Производится с привлечением предприятий по бизнес-консультированию, сертифицированных бизнес-тренеров. Клок предусматривает тренинговые программы, направленные на развитие предпринимательских компетенций и мотивацию к предпринимательской деятельности (включая управление проектами, формирование навыков презентации). Программа предполагает организацию мастер-классов, экспертных сессий с приглашением успешных предпринимателей, специалистов различных сфер деятельности, прямо или косвенно связанных с бизнесом (специалисты по реализации налогового, трудового законодательства, пожарные, экологи, специалисты по бухгалтерскому учету).
2. Проведение тренингов и мастер-классов с предпринимателями и бизнес-консультантами, направленных на повышение личной эффективности руководителя - навыки ведения переговоров, принятие решений, тайм-менеджмент, управление персоналом; повышение управленческих компетенций участников - формы предприятий, налоги, лицензирование. Предусматривает активные формы работы с аудиторией: мини-лекции, мозговые штурмы, индивидуальную работу и работу в малых группах, ролевые и деловые игры, презентации, рефлексию. Задача преподавателя при проведении мастер-классов - модерация и управление процессом. При этом обучение ведется по методике "обучение через опыт".
3. Организация стажировок на действующих малых предприятиях с целью получения практического опыта работы в предпринимательских проектах, выстраивания бизнес-связей; оказание консультационной поддержки при подготовке заявок на участие проектов в конкурсах на получение поддержки для малою бизнеса, проводимых на территории Чеченской Республики.
4. Организация встреч участников Программы с успешными предпринимателями, в том числе с правообладателями франшиз. Такие встречи - форма поддержки развития молодежного предпринимательства, объединяющая представителей действующего бизнеса и начинающих молодых предпринимателей, позволяющая молодым людям за более короткий срок адаптироваться в бизнес-среде, усвоить принципы и правила ведения предпринимательской деятельности.
5. Самостоятельная работа. Дистанционное обучение. Материалы образовательного курса публикуются на профильном сайте. Курс содержит методические материалы и рабочие тетради по подготовке бизнес-плана проекта. Участники проходят курс дистанционного обучения, им предоставляются методические материалы и рабочие тетради, с которыми они будут работать на протяжении всего периода составления бизнес-плана. Методические материалы содержат информацию по направлению работы образовательного блока, практические рекомендации и примеры. Рабочие тетради включают вопросы для самостоятельной работы. По результатам проверки рабочих тетрадей при подведении итогов курса выявляются наиболее подготовленные участники.
Сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников Программы:
Проведение конкурсов молодежных предпринимательских проектов. Авторы перспективных проектов участвуют в специально организованном конкурсе предпринимательских проектов, по итогам которого победители и призеры получают финансирование на открытие собственного дела в форме грантов.
Направление перспективных участников Программы в организации, оказывающие финансовую и инфраструктурную поддержку субъектам малою предпринимательства. В рамках реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса производится финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе.
Проведение региональною форума молодых предпринимателей и участников Программы. Форум служит коммуникационной, образовательной, инвестиционной площадкой для молодых предпринимателей. Участниками форума являются молодые начинающие предприниматели, представители власти, бизнеса, действующие успешные предприниматели, инвесторы. На форуме работает выставка предприятий, созданных молодыми людьми, образовательные и коммуникационные площадки.
Консультирование начинающих молодых предпринимателей. В рамках сопровождения начинающих молодых предпринимателей участникам Программы, начавшим собственное дело, оказывается консультационная поддержка по следующим направлениям: экспертиза проектов, помощь в оформлении документов для участия в программах государственной поддержки предпринимателей, юридические консультации, ведение бухгалтерского учета и отчетности, мониторинг республиканских льгот и конкурсов для малого бизнеса, государственных закупок. В рамках консультационной поддержки организуются тренинги, семинары, знакомство молодых предпринимателей с профильной литературой.
5. Стимулирование и обеспечение деятельности сообществ молодых предпринимателей. Молодые предприниматели объединяются в сообщества, основными задачами которых являются создание коммуникационной площадки, в рамках которой проводятся регулярные встречи членов сообщества (по отраслевому и тематическому принципам); представление интересов сообщества и его членов в административных, контролирующих и разрешительных организациях; участие членов сообщества в конкурсах бизнес-проектов (участие в отборочных и образовательных мероприятиях в качестве экспертов).
6. Обеспечение ведения единого реестра участников Программы. На протяжении всего времени реализации программных мероприятий Министерством Чеченской Республики по делам молодежи ведется единый реестр (база данных), который содержит информацию обо всех участниках Программы, молодых людях, подавших заявку на участие в Программе, информация о результатах отборочных мероприятий (указывается какие именно оценки получил каждый участник, отметка об успешном прохождении отбора), информация об образовательных и друг их мероприятиях, которые посетил каждый участник (с указанием какие именно умения и навыки приобрел участник по итогам каждого мероприятия), информация о составленном бизнес-плане и его оценках (при наличии), информация о регистрации участником предприятия (наименование, дата регистрации. ОГРН), информация обо всех видах поддержки, которую получило предприятие.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканскою бюджета с привлечением средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2012-2014 годы из республиканского бюджета составляет 14,312 млн. рублей (четырнадцать миллионов триста двенадцать тысяч), из федерального бюджета - 57,248 млн. рублей (пятьдесят семь миллионов двести сорок восемь тысяч).
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется посредством взаимных действий органов государственной власти Чеченской Республики, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Реализации Программы будет осуществляться с учетом направления деятельности субъекта предпринимательства, претендующего на получение поддержки.
Приоритетными направлениями деятельности малого и среднею предпринимательства являются:
изготовление продукции производственно-технического назначения;
инновационная деятельность, включая разработку и производство новых видов продукции и технологий;
производство товаров народною потребления;
производство продовольственных товаров;
переработка сельскохозяйственной продукции;
развитие туризма и гостиничного бизнеса;
народные художественные промыслы и ремесла и т.д.;
К сфере молодежного предпринимательства относятся следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:
молодые граждане, а также индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет;
юридические лица субъекты предпринимательской деятельности, отвечающие следующему условию: в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридическою лица, доля вкладов лиц в возрасте до 30 лет превышает 50%;
молодые граждане, состоящие ни учете в Центрах занятости Чеченской Республики. Начинающим субъектом малого предпринимательства считается организация (индивидуальный предприниматель), с момента государственной регистрации которого в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) на момент обращения за поддержкой прошло не более одного календарного года.
Механизм реализации Программы строится на принципах партнерства, четкою разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей.
Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование;
применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и региональною уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
Реализация Программы осуществляется через:
заключение государственных контрактов на закупку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Программы; предоставление субсидий.
Порядок, условия и критерии предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и принятыми на их основании нормативными правовыми актами Чеченской Республики.
В качестве исполнителя Программы выступает Министерство Чеченской Республики по делам молодежи.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Программа носит направленный социальный и экономический характер, что позволит достичь максимального социально-экономического эффекта для развития Чеченской Республики.
Реализация Программы обеспечит существенный вклад в социально-экономическое развитие Чеченской Республики. в том числе позволит:
расширить осведомленность молодежи о программах поддержки и развития малого бизнеса посредством распространения информации через печатные СМИ, Интернет, телевидение и наружную рекламу - общий охват не менее 30% молодых людей региона:
увеличить число молодых людей, принявших участие в тех или иных мероприятиях Программы (форумах, круглых столах, открытых лекциях и т.д.) - до 33 000 человек;
увеличить число субъектов малого предпринимательства за счет молодых людей, участвовавших в мероприятиях программы - до 550 единиц;
увеличить число субъектов малого предпринимательства - участников межрегиональных, общероссийских и международных площадках по тематике молодежного предпринимательства - до 106 единиц.
Оценка социально-экономической эффективности Программы представлена в Приложении N 1 к республиканской целевой программе "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы".
Основные целевые индикаторы Программы
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Показатель целевого индикатора но реализации Программы |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель: формирование на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодежи в сферу предпринимательства с показателем эффективности не ниже 10% (каждый десятый участник Программы, прошедший образовательные мероприятия, создает новое предприятие). Задачи: рост количества субъектов малого предпринимательства; рост числа молодежи, вовлеченной в мероприятия Программы; развитие системы информационной, консультационной, образовательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки выхода на рынки. |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 июня 2012 г. N 133 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Вовлечение молодежи Чеченской Республики
в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы"
Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности республиканской целевой программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы"
21 июня 2012 г.
N п/п |
Наименование целевых показателей (ед. измерения) |
Наименование мероприятий, обеспечивающих достижение результат |
Фактическое значение целевого показателя на момент разработки программы |
Значения целевого показателя |
Значение целевою показателя по окончании действия программы |
Финансовые пираты на реализацию, тыс. рублей |
||||||||
общие затраты по соответствующим мероприятиям |
бюджетные за фаты |
|||||||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Из ФБ бюджетные затраты |
затраты бюджета республики |
||||||||||
1 |
Рост количества субъектов малою предпринимательства |
Проведение информационной и рекламной кампании |
0 |
150 |
200 |
200 |
550 |
10508 750 |
8 407 000 |
2 101 750 |
||||
2 |
Рост числа молодежи, вовлеченной в мероприятия Программы |
Организация сбора заявок на участие в программе Мероприятия, направленные на отбор перспективных участников программы |
0 |
9000 |
12000 |
12000 |
33000 |
12 330000 |
9 864 000 |
2466000 |
||||
| ||||||||||||||
1. Рост количества субъектов малого предпринимательства |
Количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства |
Ед. |
150 |
200 |
200 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
2. Рост числа молодежи, вовлеченной в мероприятия Программы |
Количество заявок молодых людей на участие в Программе |
Ед. |
9000 |
12000 |
12000 |
|||||||||
Количество участников в региональном этапе конкурса "Молодой предприниматель России" |
Ед. |
700 |
800 |
800 |
||||||||||
Количество старшеклассников, вовлеченных в мероприятия Программы |
Ед. |
600 |
700 |
700 |
||||||||||
Охват действия рекламной компании средствами печатных и телевизионных СМИ, Интернета и наружной рекламы |
%, молодежи республики |
30 |
30 |
30 |
||||||||||
3. Развитие системы информационной, консультационной, образовательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Количество выявленных молодых людей, имеющих способности к предпринимательской деятельности |
Ед. |
4500 |
5500 |
5500 |
|||||||||
Количество молодых людей, прошедших образовательные программы |
Ед. |
600 |
750 |
750 |
||||||||||
4. Развитие механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки выхода на рынки |
Количество инвестиционных и бизнес-форумов для молодых предпринимателей |
Ед. |
1 |
|
1 |
|||||||||
Число участников межрегиональных, общероссийских и международных площадок по тематике молодежного предпринимательства |
Ед. |
21 |
40 |
45 |
*** Целевые индикаторы, использованные в таблице, рассчитаны на реализацию Программы в субъекте Российской Федерации с населением около 1 млн. человек.
Данные показатели рассматриваются в совокупности и характеризуют уровень развития молодежного предпринимательства и ею роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы, вклад в социально-экономическое развитие региона. Они служат индикатором оценки эффективности и достаточности мер, предусмотренных Программой.
3 |
Развитие системы информационной, консультационной, образовательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Подготовка образовательной программы Мероприятия, направленные на сопровождение начинающих молодых предпринимателей |
0 |
4500 |
5500 |
5500 |
15500 |
46 166250 |
36 933 000 |
9233 250 |
4 |
преодолевать высокие издержки выхода на рынки |
Участие в межрегиональных площадках |
0 |
21 |
40 |
45 |
106 |
2 555 000 |
2 044 000 |
5 11 000 |
Итого по Программе |
|
|
|
|
|
71 560 000 |
57 248 000 |
14312 000 |
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 июня 2012 г. N 133 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к республиканской целевой программе "Вовлечение
молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую
деятельность на 2012-2014 годы"
Перечень
программных мероприятий республиканской целевой программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы"
21 июня 2012 г.
N п/п |
Мероприятия программы |
Заказчики |
Исполнители |
Главные распорядители бюджетных средств |
Сроки выполнения |
Финансовые затраты на реализацию, рублей |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
|||
всего |
в том числе: |
||||||||||
2012 г. |
2013 г.* |
2014 г.* |
|||||||||
Цель: формирование на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодежи в сферу предпринимательства с показателем эффективности не ниже 10% (каждый десятый участник Программы. прошедший образовательные мероприятия, создает новое предприятие). | |||||||||||
| |||||||||||
субъектов малого и среднего предпринимательства: развитие системы информационной, консультационной, образовательной поддержки развитие механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки выхода на рынки | |||||||||||
1 |
Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
01 августа - 31 августа 2012 г. |
71 560000 |
19925000, в том числе из республиканского бюджета |
23 790 000 |
27 845 000 |
ФБ и РБ |
- расширение осведомленности молодежи о программах поддержки и развития малого бизнеса; - увеличение числа субъектов малого предпринимательства, созданных молодыми людьми; |
| |||||||||||
1.1.1. |
Проведение информационной и рекламной компании |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
01 августа - 31 декабря 2012 г. |
10508 750 |
4036 250 |
3 236250 |
3 236250 |
ФБ и РБ |
- расширение осведомленности молодежи о программах поддержки развития малого бизнеса посредством распространения информации с использованием печатных СМИ, Интернет, телевидения и наружной рекламы - общий охват не менее 30% молодых людей региона; |
| |||||||||||
|
Разработка и утверждение стратегии информационной компании |
|
|
|
01 - 31 августа 2012 г. |
|
100000 |
|
|
|
|
|
Организация работы пресс-службы, телефона доверия |
|
|
|
01 - 31 августа 2012 г. |
|
150000 |
|
|
|
|
|
Проведение республиканской конференции |
|
|
|
10 - 15 сентября 2012 г. |
|
450 000 |
|
|
|
|
|
Продвижение программы в сети интернет |
|
|
|
01 - 31 августа 2012 г. |
|
200 000 |
|
|
|
|
|
Продвижение программы в сети интернет |
|
|
|
01 - 31 августа 2012 г. |
|
50000 |
|
|
|
|
|
Продвижение программы в социальных сетях |
|
|
|
0 1 мая - 31 декабря 2012 г. |
|
50000 |
|
|
|
|
|
Подготовка в распространение широкоформатных и презентационных рекламных материалов |
|
|
|
01 августа - 25 декабря 2012 г |
|
600 000 |
|
|
|
|
|
Подготовка в распространение рекламных материалов в СМИ |
|
|
|
01 августа - 30 ноября 2012 г. |
|
450 000 |
|
|
|
|
|
Подготовка и распространение раздаточных рекламных материалов |
|
|
|
01 августа - 30 сентября 2012 г. |
|
1 186250 |
|
|
|
|
|
Съемка и размещение рекламных роликов о программе |
|
|
|
01 августа - 25 декабря 2012 г. сентября 2012 г. |
|
500 000 |
|
|
|
|
|
Проведение информационной конференции в ВУЗах и СУЗах: 1) Чеченский государственный университет (ЧГУ); 2) Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (ГГНТУ) 3) Чеченский государственный педагогический институт 4) Российский исламский университет им. шейха Кунта-Хаджи 5) Грозненский колледж экономики и управления 6) Грозненский колледж экономики и информационных технологий 7) Грозненский нефтяной колледж 8) 7 СУЗов 9) 20 центров занятости |
|
|
|
01 - 30 сентября 2012 г. |
|
750 000 |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
Обработка заявок на участие в программе поступивших по телефону "горячей линии" |
|
|
|
01 30 сентября 2012 г. |
|
50000 |
|
|
|
|
|
Обработка заявок на участие в программе поданных через сайт программы |
|
|
|
01 30 сентября 2012 г. |
|
50000 |
|
|
|
|
1.3 |
Мероприятия, направленные на отбор перспективных участников программы |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
01 - 20 сентября 2012 г. |
6900000 |
1 800000 |
2 600 000 |
2500000 |
ФБ и РБ |
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства, созданных молодыми людьми, - до 550 единиц |
| |||||||||||
|
Организация профессионального тестирования участников программы |
|
|
|
01 - 30 ноября 2012 г. |
|
300 000 |
|
|
|
|
|
Организация экспертных сессий в ВУЗах: 1) Чеченский государственный университет (ЧГУ); 2) Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (ГГНТУ) 3) Чеченский государственный педагогический институт 4) Российский исламский университет им. шейха Кунта-Хаджи 5) Грозненский колледж экономики и управления 6) Грозненский колледж экономики и информационных технологий 7) Грозненский нефтяной колледж 8) 7 СУЗов 9) 20 Центров занятости |
|
|
|
01 - 30 сентября 2012 г. |
|
750000 |
|
|
|
|
| |||||||||||
1.4 |
Подготовка образовательной программы |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
24 сентября - 19 октября 2012 г. |
20637000 |
5 200 000 |
7 137 000 |
8 300 000 |
ФБ и РБ |
|
| |||||||||||
|
Реализация I модуля учебно-практического курса "Человек, создающий успешный бизнес" (формирование личности предпринимателя, виды бизнеса и типовые способы его создания) |
|
|
|
24 - 28 сентября 2012 г. |
|
1 300 000 |
|
|
|
|
|
Реализация II модуля учебно-практического курса "От идеи к бизнес-плану" (выбор и анализ бизнес-идеи, стартовый капитал и стартовые ресурсы) |
|
|
|
01 - 05 октября 2012 г. |
|
1 300000 |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
Реализация III модуля учебно-практического курса "Необходимые составляющие создания бизнеса" (правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности..# работа с персоналом) |
|
|
|
08 - 12 октября 2012 г. |
|
1 300 000 |
|
|
|
|
|
Реализация IV модуля учебно-практического курса "Маркетинг и менеджмент в современной бизнес-реальности" (маркетинг, продажи и конкурентная борьба, увеличение масштаба и эффективности бизнеса) |
|
|
|
15 - 19 октября 2012 г. |
|
1 300000 |
|
|
|
|
| |||||||||||
1.5 |
Мероприятия, направленные на сопровождение начинающих молодых предпринимателей |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи |
01 мая - 31 декабря 2012 г. |
25529250 |
6 788 750 |
8451 750 |
10288 750 |
ФБ и РБ |
- увеличение числа участников межрегиональных, общероссийских площадок по тематике молодежного предпринимательства - до 106 единиц. |
|
Создание консультационного центра по поддержке молодых предпринимателей, помощь в подготовке документов на конкурсы финансовой поддержки и т.д. |
|
|
|
22 мая - 25 декабря 2012 г. |
|
1 200 000 |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
Проведение итогового форума молодых предпринимателей "Бизнес и молодежь. Вехо-2012" |
|
|
|
20 - 31 октября 2012 г. |
|
2 600 000 |
|
|
|
|
|
Субсидии победителей программы этапа 2012 года |
|
|
|
|
|
2988750 |
3568500 |
4176750 |
|
|
1.6. |
Участие в межрегиональных площадках |
|
|
|
В течение года |
2555000 |
700000 |
800 000 |
1 055 000 |
ФБ и РБ |
|
|
Участие в смене "Ты - предприниматель" всероссийского образовательного форума "Селигер" |
|
|
|
01 - 09 июля 2012 г. |
|
100000 |
|
|
|
|
|
Участие в конгрессе малого бизнеса "Ты - предприниматель" |
|
|
|
Ноябрь 2012 г. |
|
600 000 |
|
|
|
|
Итого по программе: |
|
71 560000 |
19925 000 |
23 790 000 |
27 845 000 |
|
|
* Объемы финансирования мероприятий Программы на 2013 и 2014 годы будут уточнены и расшифрованы по итогам их реализации в 2012 году.
Нумерация строк в предыдущем приложении приводится в соответствии с источником
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Чеченской Республики от 2 мая 2012 г. N 93 "Об утверждении республиканской целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.