8 декабря 2011 г.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 г. N 53-ФЗ), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и в целях координации совместных действий республиканских органов исполнительной власти, местного самоуправления и работодателей, а также разграничения полномочий представительных и контрольных органов всех уровней по вопросам обеспечения республиканской системы управления охраной труда в Чеченской Республике, Правительство Чеченской Республики
Постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике.
2. Министерствам и ведомствам Чеченской Республики, администрациям местного самоуправления городов и районов Чеченской Республики привести структуру системы управления охраной труда в соответствие с утвержденным Положением.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министра труда и социального развития Чеченской Республики М.Х. Вахаева.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
С.Б. Абрамов |
г. Грозный
Положение
о республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 4 июня 2004 г. N 43)
8 декабря 2011 г.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 г N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 г. N 53-ФЗ), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и определяет задачи, функции, структуру и взаимодействие органов, осуществляющих управление охраной труда и контроль за соблюдением требований охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории Чеченской Республики.
1. Общие положения
1.1. Республиканская система управления охраной труда в Чеченской Республике представляет собой совокупность организационных форм и методов, согласованных либо совместных действий органов законодательной и исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Объектами государственного управления и регулирования по вопросам охраны труда в целом на территории Чеченской Республики в рамках республиканской системы управления охраной труда в Чеченской Республике являются все предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующие наемный труд (далее именуются - организации).
1.3. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом.
2. Принципы формирования республиканской системы управления охраной труда
Основополагающими принципами формирования республиканской системы управления охраной труда являются:
приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований по охране труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей наемных работников;
перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателей и ответственность за их нарушение.
3. Функции органов республиканской системы управления охраной труда
Республиканская система управления охраной труда направлена на обеспечение социальной защиты работников в процессе их трудовой деятельности путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на республиканском уровне, отраслевом уровне, уровне местного самоуправления, уровне предприятия.
3.1. Организация структуры управления
Организационно-республиканская система управления охраной труда является четырехуровневой (см. схему).
Первый уровень: республиканский. Правительство Чеченской Республики осуществляет непосредственно и по его поручению республиканский орган исполнительной власти по труду - Министерство труда и социального развития Чеченской Республики, республиканское управление охраной труда на территории республики.
Второй уровень: отраслевой. Управление охраной труда в отрасли или определенной сфере деятельности осуществляют республиканские органы исполнительной власти.
Третий уровень: уровень местного самоуправления. Органы исполнительной власти местного самоуправления осуществляют республиканское управление охраной труда на соответствующей территории.
Четвертый уровень: уровень организации, осуществляемый работодателем совместно с профсоюзной организацией или иными уполномоченными работниками организации представительным органом.
3.2. Планирование и прогнозирование развития охраны труда и координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений
3.2.1. Республиканский уровень
Разрабатываются республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда. Оказывается организационно-методическая помощь организациям, структурам местного самоуправления в планировании работ по охране труда.
3.2.2. Отраслевой уровень
Разрабатываются отраслевые целевые программы улучшения условий и охраны труда, оказывается организационно-методическая помощь организациям отрасли в планировании работ по охране труда.
Участвуют в разработке и реализации республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.
3.2.3. Уровень местного самоуправления
Разрабатываются территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Органы местного самоуправления оказывают организационно-методическую помощь организациям в планировании работ по охране труда.
3.2.4. Уровень организации
Разрабатываются мероприятия по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний работников предприятия.
3.3. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда
3.3.1. Республиканский уровень
Осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях.
Организует государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях, контролирует качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Организует проведение экспертизы условий труда по проектам строительства и реконструкции производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда.
3.3.2. Отраслевой уровень
Осуществляется ведомственный контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях отрасли.
3.3.3. Уровень местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
3.3.4. Уровень организации
Осуществляется контроль соблюдения работниками предприятий законодательных и иных нормативных правовых актов.
3.4. Оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере
3.4.1. Республиканский уровень
Изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно-обусловленной и профзаболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятий по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, выполнению предписаний органов государственного надзора, ведомственного и общественного контроля по охране труда.
По материалам анализа ежегодно направляются Правительству Чеченской Республики и Министерству труда и социального развития Российской Федерации доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда на республиканском уровне, разрабатываются республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.2. Отраслевой уровень
В организациях отрасли изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятии по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, по выполнению предписаний органов государственного надзора, ведомственного и общественного контроля по охране труда.
По материалам анализа ежегодно направляются республиканскому органу исполнительной власти по труду доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию республиканского законодательства об охране труда, по формированию государственной политики в области охраны труда, разрабатываются отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.3. Уровень местного самоуправления
Осуществляется мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, проводится анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатываются территориальные программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.4. Уровень организации
Осуществляется анализ состояния условий и охраны труда на предприятии, выполнения мероприятий по колдоговорам и соглашениям по охране труда, предписаний органов государственного надзора и контроля по охране труда.
3.5. Экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда
3.5.1. Республиканский уровень
Проведение, в пределах полномочий, политики экономической заинтересованности юридических и физических лиц, направленной на обеспечение безопасных условий труда на территории Чеченской Республики.
Разработка мер по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
3.5.2. Отраслевой уровень
Разработка экономического механизма стимулирования организаций отрасли, улучшающих условия и охрану труда, и мер воздействия к организациям, нарушающим законодательство и требования по охране труда, не выполняющими обязательства по колдоговорам и соглашениям.
3.5.3. Уровень местного самоуправления
Органы местного самоуправления содействуют реализации экономических стимулов в организациях на территории муниципального образования.
3.5.4. Уровень организации
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора и соглашения по охране труда, предусматривающих экономическое стимулирование работников предприятия, выполняющих обязательства по соблюдению безопасных условий труда.
4. Основные задачи органов республиканской системы управления охраной труда
Повышение уровня организаторской работы в области улучшения условий и охраны труда, установление плановости и системности в ее реализации применительно к конкретным условиям объекта управления.
4.1. Обеспечение согласованных действий территориальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной безопасности и гигиены труда структурных подразделений Правительства Чеченской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей, предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов в Чеченской Республике.
4.2. Привлечение компетентных организаций, ученых и специалистов к реализации государственной политики в области охраны труда на территории Чеченской Республики, решению вопросов безопасности труда на всех стадиях производственной деятельности организаций.
4.4. Разработка и реализация требований по охране труда, направленных на формирование благоприятных условий труда и определяющих права, обязанности субъектов, участвующих в управлении охраной труда.
4.4.1. Республиканский уровень
Разрабатываются и принимаются республиканские законодательные акты по охране труда, конкретизирующие и дополняющие федеральное законодательство в области охраны труда; разрабатываются и утверждаются нормативные требования по охране труда специфичные для Чеченской Республики.
4.4.2. Отраслевой уровень
Вносятся предложения по разработке законодательных актов по охране труда, отражающих отраслевые особенности.
4.4.3. Уровень местного самоуправления
Органы местного самоуправления выступают с инициативой по разработке и утверждению требований по охране труда, специфичных для данного муниципального образования.
4.4.4. Уровень организации
Осуществляется соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда на предприятии.
4.5. Разработка и обоснование методов социальной защиты работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и подвергшихся повышенному профессиональному риску
4.5.1. Республиканский уровень
Разрабатываются и утверждаются дополнительные сверх установленных на федеральном уровне компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, за счет республиканского бюджета.
4.5.2. Отраслевой уровень
Определяется круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска.
4.5.3. Уровень местного самоуправления
Разрабатываются и утверждаются, в необходимых случаях, дополнительные сверх установленных на федеральном уровне компенсации работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, за счет местного бюджета.
4.5.4. Уровень организации
Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников, занятых на работах в условиях повышенного профессионального риска и работах с вредными и опасными условиями труда.
4.6. Организация и координация научных исследований в области условий и охраны труда
4.6.1. Республиканский уровень
Разрабатывается с учетом региональных условий механизм реализации научных разработок в области условий и охраны труда; организуется проведение республиканских научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам условий и охраны труда.
4.6.2. Отраслевой уровень
Организуется проведение отраслевых конференций, семинаров и совещаний по вопросам условий и охраны труда.
4.6.3. Уровень организации
Участие в проводимых республиканских и отраслевых научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам улучшения условий и охраны труда.
4.7. Обеспечение информации о состоянии условий и охраны труда
4.7.1. Республиканский уровень
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в республике.
4.7.2. Отраслевой уровень
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в отрасли.
4.7.3. Уровень местного самоуправления
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
4.7.4. Уровень организации
Готовится и публикуется информация по вопросам охраны труда на предприятии.
4.8. Кадровое обеспечение служб охраны труда
4.8.1. Республиканский уровень
Проводятся мероприятия по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в организациях, структурах управления охраной труда органов исполнительной власти Чеченской Республики;
Организуется переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда (курсы, семинары и пр.) занятых в организациях республики.
4.8.2. Отраслевой уровень
Разрабатываются нормативы численности и профессионального состава специалистов по охране труда соответствующих служб организаций с учетом специфики отрасли.
Проводятся мероприятия по переподготовке и повышению квалификации специалистов по охране труда данной отрасли.
4.8.3. Уровень местного самоуправления
Оказывается содействие проведению мероприятий по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в организациях муниципального образования.
4.8.4. Уровень предприятия
Создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда на предприятии в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации об охране труда.
4.9. Обучение работников, пропаганда знаний и передового опыта в области охраны труда
4.9.1. Республиканский уровень
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа по охране труда работников в их обучении и проверке знаний по охране труда.
Организуется и координируется деятельность по обучению специалистов в области охраны труда, проверке знаний законодательства об охране труда и требований по охране труда лицами, отвечающими за обеспечение безопасности труда.
4.9.2. Отраслевой уровень
На основе правил и требований по инструктажу и обучению работников разрабатываются отраслевые документы (инструкции, правила, положения по инструктажу и обучению по охране труда).
Осуществляются мероприятия по пропаганде знаний в области охраны труда путем внедрения наглядной агитации, создания в организациях кабинетов по охране труда, учебно-тренировочных полигонов и пр.
4.9.3. Уровень местного самоуправления
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажей и обучения по охране труда.
4.9.4. Уровень организации
Проведение инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
4.10. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда
4.10.1. Республиканский уровень
Участие в разработке и заключении республиканского Трехстороннего соглашения, а также в работе республиканской комиссии по охране труда.
Оказание методической помощи предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" коллективных договоров, в разработке уставов и других учредительных документов.
4.10.2. Отраслевой уровень
Участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, в работе отраслевых комиссий по охране труда, оказание методической помощи организациям и предприятиям отрасли при формировании раздела "Охрана труда" коллективных договоров и других учредительных документов.
4.10.3. Уровень местного самоуправления
Органы местного самоуправления оказывают методическую помощь предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" коллективного договора при разработке уставов и других учредительных документов.
4.10.4. Уровень организации
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора и соглашений по охране труда.
4.11. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и региональных программ из средств республиканского, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательствами Российской Федерации и Чеченской Республики.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от:
штрафов, взыскиваемых органами Федеральной инспекции труда Российской Федерации в Чеченской Республике за нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;
добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
5. Органы республиканской системы управления охраной труда
5.1. Республиканский уровень
Республиканское управление охраной труда Чеченской Республики по поручению Правительства Чеченской Республики осуществляет республиканский орган исполнительной власти по труду - Министерство труда и социального развития Чеченской Республики.
Для организации работы по реализации государственной политики в области охраны труда в структуре Министерства труда и социального развития создается подразделение по охране труда.
5.1.1. Министерство труда и социального развития Чеченской Республики:
реализует государственную политику в области охраны труда на территории республики;
разрабатывает проекты законов и других нормативных правовых актов по охране труда в республике;
организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда и представляет их на утверждение в Правительство Чеченской Республики;
утверждает республиканские межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует и проводит обучение, а также проверку знаний руководителей и специалистов по охране труда;
оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;
организует экспертизу условий труда работников, аттестацию рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда на производственных объектах и участвует в их проведении;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
контролирует отражение требований охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их регистрации и лицензировании видов деятельности;
участвует в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций, в том числе и в судах, по вопросам условий труда, предоставлению льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях;
участвует в установленном порядке в расследовании групповых и несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
организует проведение семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
готовит ежегодные доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда по отраслям экономики для представления в Правительство Чеченской Республики;
готовит заключения к рассмотрению в суде вопросов о прекращении деятельности (ликвидации) организаций или их подразделений в связи с нарушениями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда;
передает, в случае необходимости, отдельные полномочия в области охраны труда органам местного самоуправления.
5.1.2. Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики
Осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и включает их в установленном порядке в перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет республиканского бюджета.
5.1.3. Министерство финансов Чеченской Республики:
участвует, в установленном порядке, в разработке проектов республиканских законов и иных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
участвует в подготовке территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроля за их выполнением, обеспечивает, в установленном порядке, их функционирование за счет республиканского бюджета.
5.1.4. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике
Участвует в разработке нормативно-правовых актов по охране труда.
5.1.5. Министерство здравоохранения Чеченской Республики
Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики.
5.1.6. Центр Госсанэпиднадзора в Чеченской Республике:
проводит систематический плановый контроль за строящимися и действующими промышленными предприятиями по выполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и других нормативных правовых актов Российской Федерации;
предъявляет требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;
предъявляет требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека;
определяет вредные участки совместно с представителями работодателей;
принимает участие в составлении акта заключительной комиссии по результатам периодических медицинских осмотров;
профессионального заболевания в присутствии специалиста по охране труда и другими членами комиссии;
информирует территориального государственного инспектора труда при получении извещения об установлении диагноза острого профессионального заболевания.
5.1.7. Министерство образования Чеченской Республики:
обеспечивает обучение основам охраны труда и производственной санитарии учащихся общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, а также лиц, получающих начальное, среднее, высшее и послевузовское профобразование;
осуществляет подготовку специалистов по охране труда в общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профобразования;
осуществляет методическое руководство по вопросам расследования несчастных случаев с учащимися в процессе обучения.
5.1.8. ФГУ "Чеченский центр стандартизации, метрологии и сертификации":
осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований Государственных стандартов по охране труда, организационно-методическое руководство и координацию работ по метрологическому обеспечению, проверке оборудования и приборов промышленно-санитарных и других лабораторий по охране труда с последующей проверкой всех видов средств измерений используемых при охране труда;
проводит аттестацию рабочих мест по охране труда с последующей сертификацией работы по охране труда.
5.1.9. Комитет государственной статистики Чеченской Республики:
Осуществляет сбор объективной статистической информации о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях отраслей подлежащих обследованию в соответствии с утвержденными формами федерального государственного статистического наблюдения и обеспечивает ею (сводными данными) республиканские органы республиканской системы управления охраной труда.
5.1.10. Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики:
Участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда в рамках приоритетных направлений развития науки и техники и прогрессивных технологий республиканского уровня, участвует в разработке и контролирует выполнение мероприятий, утверждаемых республиканскими целевыми программами улучшения условий и охраны труда.
5.1.11. Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике:
осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
совместно с Министерством труда и социального развития Чеченской Республики устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу в зависимое от состояния условий и безопасности труда в организации;
участвует в расследовании страховых случаев.
5.1.12. Государственная инспекция труда в Чеченской Республики:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и иных нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, о коллективных договорах и соглашениях по охране труда;
анализирует причины нарушений законодательства РФ об охране труда и готовит соответствующие предложения по его совершенствованию;
содействует овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и правил по охране труда;
расследует несчастные случаи на производстве в установленном порядке, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике. Осуществляет предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией старых объектов производственного назначения.
5.1.13. Отдел в Чеченской Республике Дагестанского ГТИ Госгортехнадзора России, ФГУП Грозненский специализированный комбинат "Радон":
организуют и осуществляют на территории Чеченской Республики регулирование промышленной и радиационной безопасности и государственный надзор за соблюдением центральными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, а также их должностными лицами и персоналом требований по безопасному ведению работ, устройству и безопасной эксплуатации оборудования, и проведение сертификации стройматериалов и строительных изделий по радиационному признаку;
изучают причины и разрабатывают меры по предупреждению несчастных случаев на производстве;
участвуют в разработке научно-технических программ и приоритетных направлений обеспечения безопасности объектов и работающего на них персонала и контроле за их реализацией;
организуют разработку и утверждают федеральные требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, к перевозкам опасных грузов;
обобщают практику применения законодательства РФ в области промышленности, радиационной безопасности и разрабатывают предложения по их совершенствованию.
5.1.14. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Чеченской Республики:
контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
ведет анализ дорожно-транспортных происшествий, выявляет причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принимает меры по их устранению;
разрабатывает предложения по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
в установленном порядке предоставляет в Государственную инспекцию труда в Чеченской Республике информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.
5.1.15. Управление Государственного пожарного надзора (УГПН) МЧС Чеченской Республики:
организует нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
осуществляет Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
организовывает и осуществляет пожарно-профилактическую работу на всех строящихся и реконструируемых объектах республики в соответствии с установленным порядком, рассмотрение и согласование градостроительной и проектно-сметной документации;
осуществляет учет пожаров и использование данных этого учета для разработки мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению пожара.
5.1.16. Министерство Чеченской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
осуществляет, в установленном порядке, разработку и реализацию республиканских целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
участвует в разработке требовании по защите населения от опасностей, возникающих от чрезвычайных ситуаций.
5.1.17. Министерство строительства Чеченской Республики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, Государственный комитет по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики
Обеспечивает разработку инструкций, ввод в действие норм и правил, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно-коммунального хозяйства.
5.1.18. ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по Чеченской Республике"
Осуществляет государственный энергетический надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей электроэнергетического комплекса, в том числе за выполнением и соблюдением предприятиями электроэнергетической отрасли Правил устройств электроустановок, Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правил пользования электрической и тепловой энергией, Государственного стандарта по качеству электрической и тепловой энергии;
организует работу по проверке знаний персоналом, обслуживающим электрические и тепловые установки, правил технической эксплуатации этих установок и требований безопасности при их эксплуатации;
расследует несчастный случай на производстве в установленном порядке, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
участвует в расследовании причин аварии, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок.
5.1.19. Прокуратура Чеченской Республики
Осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвует в проведении расследовании причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.
5.1.20. Государственная инспекция Гостехнадзора Чеченской Республики:
осуществляет надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин, прицепов к ним в процессе использования, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества;
в агропромышленном комплексе - за техническим состоянием этой техники и других машин, и оборудования, соблюдения правил технической эксплуатации регламентируемых государственными стандартами, сертификатами и другой нормативно-технической документацией.
5.1.21. Республиканская межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Чеченской Республики:
разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия надзорно-контрольных органов в Чеченской Республике, министерств, комитетов и ведомств Чеченской Республики, городских и районных администраций Чеченской Республики, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
координирует деятельность министерств, комитетов и ведомств республики, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда для предприятий всех организационно-правовых форм собственности;
определяет при разработке региональных целевых программ приоритетные направления работы по охране труда;
рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения по охране труда федеральных органов государственной власти, органов власти Чеченской Республики, объединений профсоюзов и предпринимателей;
рассматривает отчеты руководителей министерств, комитетов и ведомств, администраций местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и состоянии условий и охраны труда и принимает по ним соответствующие решения;
рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.
5.2. Отраслевой уровень
Отраслевые министерства, комитеты и ведомства республики создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда в отрасли или в определенной сфере деятельности. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда определяет руководитель органа исполнительной власти отрасли с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Чеченской Республики.
Осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда и организациях отрасли или определенной сфере деятельности.
Разрабатывают, предусматривают и утверждают, в установленном порядке, отраслевые нормативные правовые акты по охране труда.
Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваемости в отрасли или определенной сфере деятельности, разрабатывают и осуществляют меры по HV предупреждению.
Организуют совместно с Министерством труда и социального развития Чеченской Республики аттестацию рабочих мест и сертификацию работ по охране труда на производственных объектах отрасли или в определенной сфере деятельности.
Участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях отрасли или определенной сфере деятельности в соответствии с действующим порядком.
Организуют совместно с Министерством труда и социального развития Чеченской Республики в отрасли или определенной сфере деятельности обучения по охране труда руководителей и специалистов.
5.3. Уровень местного самоуправления
Органы власти муниципальных образований содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и в этих целях создают соответствующие службы охраны труда.
Органы местного самоуправления:
проводят государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования;
осуществляет координацию и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций и учреждений муниципального образования независимо от их организационно-правовых форм;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваемости;
разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда, по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости;
содействует организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда на производственных объектах;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
содействует организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;
доводит нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до организаций;
совместно с заинтересованными организациями участвует в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области условий и охраны труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5.4. Уровень организации
Объектами республиканской системы управления охраной труда является предприятия всех организационно-правовых форм собственности.
Для обеспечения соблюдения законодательства и других требований по охране труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работающих более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
При отсутствии в организациях служб (специалистов) по охране труда работодатель привлекает на договорной основе специалистов по охране труда или организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда.
5.4.1. Задачи службы охраны труда организации
Задачами службы охраны труда являются:
организация и координация работы по охране труда на предприятии;
контроль соблюдения законодательных и нормативных правовых актов работниками предприятия;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
5.4.2. Функции службы охраны труда организации
К функциям службы охраны труда организации относятся: выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.
Анализ причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации работ по охране труда и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах, о возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принимаемых мерах по защите опасных и вредных производственных факторов.
Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, профсоюзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состоянии санитарно-технических устройств, санитарно бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
Организация обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.
Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора и соглашений по охране труда.
Согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
Оказание помощи руководителям подразделений предприятий в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
Составлении (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия, системы стандартов безопасности труда.
Разработка программы и проведение инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия, системы стандартов безопасности труда, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
Методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.
Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании информационных стандартов.
Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
Осуществление контроля за:
а) соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
б) правильным применением средств индивидуальной защиты;
в) соблюдением Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;
г) выполнением мероприятий раздела "Охраны труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по усмотрению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов госнадзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
д) наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
е) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
ж) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
з) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
и) своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов в области охраны труда;
к) организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания, ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
л) правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
Подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более современных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Анализ и обобщение предложений по расходованию средств, выделенных на осуществление мероприятий по охране труда, включенных в коллективный договор и в соглашение.
Доведение до сведений работников предприятий, вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Организация хранения документации (актов Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестаций и сертификации работ по охране труда на производственных объектах и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовке по ним предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований недостатков и упущений, а также подготовка ответа заявителю.
Руководство работой кабинетов по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии с использованием для этих целей внутренней радиосети, телевидения, видео и кинофильмов, малотиражной печати предприятия, стенных газет, витрин и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 4 июня 2004 г. N 43 "О республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных правовых актов и законов Чеченской Республики (2004) от 12 марта 2007 г., том 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 сентября 2021 г. N 188
Изменения вступают в силу с 10 сентября 2021 г.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 24 июля 2020 г. N 165
Изменения вступают в силу с 28 июля 2020 г.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 26 июня 2018 г. N 126
Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 1 февраля 2016 г. N 3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 г. N 205
Постановление Правительства Чеченской Республики от 25 ноября 2008 г. N 214
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления