Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства Чеченской Республики
от 02.05.2012 N 91
(с изменениями от 24 июля 2012 г.)
Текст настоящего приложения представлен без названия
Паспорт
республиканской целевой программы "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики" на 2012-2016 годы
Наименование республиканской целевой программы |
Республиканская целевая программа "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2012-2016 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик |
Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 03.11.2011 г. N 410-р "Об утверждении Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики" |
Цели и задачи программы |
Обеспечение реального наполнения доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг; изыскание резервов и увеличение налогооблагаемой базы, повышение финансовой устойчивости и расчетной дисциплины хозяйствующих субъектов |
Важнейшие целевые индикаторы |
Снижение уровня дотационности бюджета Чеченской Республики в результате увеличения налоговых и неналоговых доходов от реализации программных мероприятий |
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
Целевые финансовые средства на реализацию Программы не требуются. Все мероприятия проводятся в пределах средств консолидированного бюджета Чеченской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение налоговых и неналоговых доходов в бюджете Чеченской Республики от реализации программных мероприятий в 2016 году на 17 771,4 млн. рублей |
Введение
Чеченская Республика обладает достаточным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют рост темпов промышленного и сельскохозяйственного производства, розничного товарооборота и платных услуг населению.
Социально-экономическое положение республики в 2011 году характеризовалось стабильным ростом основных макроэкономических показателей.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за 2011 год составил 46 958,9 млн. рублей или 106,9% по сравнению с уровнем 2010 года.
В республике добыто полезных ископаемых на общую сумму 4 349,8 млн. рублей, что составляет 113,0% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение стоимости добытых полезных ископаемых связано с ростом стоимости услуг по добыче нефти, а также наращиванием добычи общераспространенных полезных ископаемых. Добыча нефти составила 803,9 тыс. тонн или 79,4% к уровню 2010 года, что вызвано опережающим падением базовой добычи нефти, в связи с ростом обводненности скважин и истощением запасов на завершающей стадии разработки месторождений.
За 2011 год потребителям отгружено продукции обрабатывающих производств на 1 049,4 млн. рублей, что составляет 131,0% к уровню 2010 года.
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" в 2011 году составил 27 386,0 млн. рублей или 127,3% к уровню 2010 года.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики в 2011 году в действующих ценах составил 11 676,7 млн. рублей или 109,0% к уровню 2010 года.
По предварительным данным объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на конец отчетного периода составил 32 909,7 млн. рублей, что составляет 83,6% по сравнению с уровнем предыдущего года.
Оборот розничной торговли в отчетном году составил 76 327,8 млн. рублей или 170,6% к уровню 2010 года.
Всего населению республики оказано платных услуг в объеме 12 153,9 млн. рублей, что составляет 121,2% к уровню 2010 года. Наибольшую долю в общем объеме платных услуг занимают: услуги связи - 51,0%), коммунальные услуги - 19,0%, транспортные услуги - 16,6%.
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за отчетный период 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 10,0% и составила 15 278,1 рублей.
За отчетный период численность безработных (имеющих статус безработного), зарегистрированных в службе занятости населения республики, составила 177,5 тыс. человек, или на 23,6% меньше к уровню 2010 года.
Вместе с тем, несмотря на положительную тенденцию в динамике многих социально - экономических показателей республика испытывает определенные трудности в исполнении доходов бюджета, что в свою очередь оказывает негативное влияние на своевременное и полное выполнение возложенных на нее расходных обязательств.
Одним из основных сдерживающих факторов экономического развития республики является наличие диспропорций в региональной экономике.
Так, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике (далее - Чеченстат) за 2009 год валовый региональный продукт (далее - ВРП) имеет следующую структуру: самая большая доля добавленной стоимости - 22,6% приходится на государственное управление, обеспечение военной безопасности и обязательное социальное страхование. Второй по удельному весу показатель - 17,2% приходится на долю строительства, притом, что основная доля данной сферы приходится на объекты строительства в рамках целевых программ и формируется за счет бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности. Третий показатель с удельным весом 16,4% определяет долю оптовой и розничной торговли и сферы услуг. Общая сумма валовой добавленной стоимости важнейших отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь и прочие в общей сумме составляют 23,9%.
При низком уровне развития промышленности дотационные поступления из федерального бюджета в незначительном объеме идут на финансирование реального сектора экономики, что создает слабые предпосылки для ускоренной модернизации производственной инфраструктуры Чеченской Республики.
В этой связи, отраслевая структура валового регионального продукта Чеченской Республики является типичной для всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО).
Уровень развития и структура реального сектора экономики СКФО характеризуется следующими данными: доля аграрного сектора в ВРП достигает 22% против 5% по Российской Федерации в целом; доля продукции обрабатывающих производств в совокупном выпуске макрорегиона не превышает 15% против 19% по Российской Федерации; основная часть ВРП СКФО формируется в секторе государственного управления и сфере социальных услуг, суммарная доля которых в валовом региональном продукте достигает 55% против 16% по Российской Федерации.
Таким образом, при сложившейся экономической ситуации для Чеченской Республики, как и для остальных субъектов СКФО, приоритетной задачей является развитие реального сектора экономики и формирование на этой основе собственной налоговой базы.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 июля 2012 г. N 143 в раздел 1 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
По итогам 2010 года среди бюджетов субъектов СКФО по доходам и расходам консолидированный бюджет Чеченской Республики второй по величине после консолидированного бюджета Ставропольского края Удельный вес консолидированного бюджета Чеченской Республики по доходам в общем объеме доходов бюджетов СКФО составляет почти четвертую часть 23,9%, по расходам чуть меньше - 23,7%.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов СКФО в 2010 году
(по данным Федерального казначейства)
/млн. рублей/ | ||||||
|
Доходы |
в % к итогу |
Расходы |
в % к итогу |
Профицит, дефицит (-) |
в % к итогу |
СКФО |
271 309,1 |
100,0 |
277 345,0 |
100,0 |
-6 035,9 |
2,2 |
Республика Дагестан |
62 407,3 |
23,0 |
64 058,5 |
23,1 |
-1 651,2 |
2,6 |
Республика Ингушетия |
15 690,5 |
5,8 |
17 301,8 |
6,2 |
-1 611,3 |
10,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
22 488,2 |
8,3 |
23 198,8 |
8,4 |
-710,6 |
3,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
13 803,6 |
5,1 |
14 832,1 |
5,3 |
-1 028 5 |
7,5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
17 787,4 |
6,6 |
19 789,7 |
7,1 |
-2 002 3 |
11,3 |
Чеченская Республика |
64 832,8 |
23,9 |
65 720,2 |
23,7 |
-887,5 |
1,4 |
Ставропольский край |
74 299,3 |
27,4 |
72 443,9 |
26,1 |
1 855,4 |
2,5 |
Все бюджеты субъектов СКФО в 2010 году были дефицитными, кроме бюджета Ставропольского края, где профицит составил 2,5%. Наибольший дефицит в 2010 г. наблюдался в исполнении бюджетов Республики Северная Осетия - Алания (11,3%), Республики Ингушетия (10,3%) и Карачаево-Черкесской Республики (7,5%), для сравнения в целом по России расходов бюджета было больше доходов на 1,5%. Несмотря на высокие показатели расходов, бюджетный дефицит Чеченской Республики составил всего 1,4%.
Расходы бюджетов субъектов СКФО на одного человека в 2010 году
Место |
Регион |
руб. чел. |
Российская Федерация |
46 062,9 |
|
Северо-Кавказский Федеральный округ |
29 314,9 |
|
1 |
Чеченская Республика |
51 129,9 |
2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
32 327,0 |
3 |
Республика Ингушетия |
30 349,2 |
4 |
Ставропольский край |
27 406,6 |
5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
25 374,3 |
6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
25 154,6 |
7 |
Республика Дагестан |
22 801,3 |
Показатель расходов бюджета в расчете на человека в Чеченской Республике составляет 51 129,9 рублей на человека - это больше, чем в среднем по России на 5,1 тыс. рублей. Без учета бюджетных инвестиций в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы" (далее - ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы") в объеме 13 860,84 млн. рублей, указанный показатель составляет 40,4 тыс рублей, что меньше чем в среднем по России на 5,7 тыс. рублей.
Доходы консолидированного бюджета Чеченской Республики.
Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики по доходам за 2011 год составляет 78 917,1 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 10 354,4 млн. рублей, по безвозмездным поступлениям - 68 562,7 млн. рублей.
Увеличение доходов
консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2007-2011 годы
/млн. рублей/ | ||||||
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Уровень превышения или снижения 2011 г. к 2010 г. |
Доходы - всего в т.ч. |
63 581,0 |
64 744,2 |
65 447,5 |
64 832,8 |
78917,1 |
увеличение на 21 7% |
Безвозмездные перечисления |
58 880,2 |
58 652,7 |
59 152,0 |
56 143,3 |
68 562,7 |
увеличение на 22,1% |
Налоговые и неналоговые доходы |
4 700,8 |
6091,5 |
6 295,5 |
8 689,5 |
10 354,4 |
увеличение на 19,2% |
Уровень дотационности % |
92,2 |
90,2 |
89,9 |
85,5 |
86,3 |
увеличение на 0,8 процентных пункта |
Основной удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов занимают: | |
- налог на доходы физических лиц |
- 51,5%; |
- налог на прибыль организаций |
- 14,9%; |
- налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
- 22,6%; |
- налоги на имущество |
- 4,4%. |
На эти налоги приходится 93,4% всей суммы налоговых и неналоговых поступлений консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2011 году.
В сравнении с 2010 годом общие поступления 2011 года увеличились на 14 084,3 млн. рублей или на 21,7%. Бюджетные назначения исполнены на 98,7%.
В 2011 году налоговые и неналоговые доходы составили 10 354,4 млн. рублей. В сравнении с 2010 годом объем поступлений увеличился на 1 664,9 млн. рублей или на 19,2%. Бюджетные назначения исполнены на 99.8%.
Увеличение поступлений платежей за 2011 год по сравнению с показателями 2010 года наблюдается по следующим видам налогов:
- по налогу на прибыль организаций - 698 864,2 тыс. рублей, по сравнению с 2010 годом рост составил 182,5%;
- по налогу на доходы физических лиц - 487 305,1 тыс. рублей или на 10,1% больше показателя 2010 года;
- по налогам на совокупный доход - 11 457,6 тыс. рублей или на 12 7% больше показателя 2010 года;
- по налогам на имущество - 31 141,8 тыс. рублей или на 7,3% больше показателя 2010 года.
По неналоговым доходам также наблюдается увеличение: в 2011 году рост доходов составил 427,0 млн. рублей, что в 17,9 раза больше показателя 2010 года.
На 01.01.2012 года поступило из федерального бюджета безвозмездных поступлении в сумме 68 562,7 млн. рублей, которые увеличились по сравнению с 2010 годом на 12 419,4 млн. рублей или на 22,1%. Бюджетные назначения исполнены на 98,6%.
Сравнительный анализ поступлений по некоторым видам налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог и местные налоги) свидетельствует о том, что в сравнении с показателями в отдельных регионах Российской Федерации данные показатели по республике существенно ниже.
По налогу на имущество организаций, несмотря на относительно положительную динамику поступлений в бюджет имеются резервы дополнительных поступлений.
По данным Чеченстата среднегодовая стоимость основных фондов всех организаций по Чеченской Республике в 2009 году составила 70,1 млрд. рублей в 2010 году - 79,6 млрд. рублей, при этом стоимость основных фондов коммерческих организаций в 2009 году составила 30,7 млрд. рублей, в 2010 году - 33,1 млрд. рублей. При исключении из нее стоимости льготируемых фондов, а также фондов сельского хозяйства, торговли и сферы услуг, гостиниц и ресторанов, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в связи с уплатой этими организациями платежей по специальным налоговым режимам) поступления по налогу на имущество организаций в Чеченской Республике составили в 2009 году - 167,7 млн. рублей, в 2010 году - 355,3 млн. рублей. По налогу на имущество организаций в Чеченской Республике налоговая ставка дифференцирована от 2,2% до 1,0%, бюджетные учреждения освобождены от уплаты налога, вместе с тем, в большинстве субъектов СКФО применяется максимальная ставка налога.
Анализ такого относительного показателя, как доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов, также указывает на возможное увеличение поступлений по налогу на имущество. Так, доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов в республиках СКФО составляет 1,6-1,8 процента, в Чеченской Республике указанный показатель составляет 1,07 процента.
Анализ поступлений транспортного налога в 2011 году указывает на необходимость принятия кардинальных мер по увеличению поступлений в бюджет Чеченской Республики.
За 2011 год сумма поступлений транспортного налога составила 29,4 млн. рублей, в том числе с организаций - 13,0 млн. рублей, с динамикой 100,1% и с физических лиц - 16,4 млн. рублей, с динамикой 62,5% по отношению к сумме поступлений за 2010 год (13,0 и 26,2 млн. рублей).
Исполнение бюджетных назначений по поступлению транспортного налога в общей сумме 41,5 млн. рублей за отчетный период составило 70,8%, в том числе: с организаций - 100,3%, с физических лиц 57,4 процента.
Снижение поступления транспортного налога с физических в 2011 году было ожидаемо, так как, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых вопросов налогового администрирования" (далее Федеральный закон от 27.07.2010 года N 229-ФЗ) В Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), срок уплаты имущественных налогов для налогоплательщиков-физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. По обязательствам 2011 года органы местного самоуправления муниципальных образований республики своим решениями установили сроки не позднее 1 декабря 2012 года. В этой связи исчисление транспортного налога физическим лицам в 2011 году налоговыми органами не производилось и налоговые уведомления налогоплательщикам не направлялись.
Кроме того, Законом Чеченской Республики от 26 июля 2011 года N 25-РЗ "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики "О транспортном налоге в Чеченской Республике" с 01.01.2011 года освобождены от уплаты налога транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с, а также от 100 до 150 л.с. По другим категориям транспортных средств ставки транспортного налога снижены примерно на 70%. В этой связи ожидаемая сумма поступлений транспортного налога в 2012 году составляет около 13,0 млн. рублей.
Одной из важных мер по улучшению администрирования транспортного налога и оперативного решения возникающих проблем при его администрировании органами государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) сроков представления сведений о зарегистрированных и снятых с учета транспортных средствах в соответствии с требованиями 85 статьи НК РФ, а также проведение мероприятии по ревизии базы данных транспортных средств ГИБДД на предмет соответствия с базой данных налоговых органов.
В целях повышения уровня администрирования транспортного налога и оперативного решения возникающих проблем при его администрировании (до направления налоговых уведомлений налогоплательщикам), необходимо организовать удаленный доступ к соответствующей базе Управления ГИБДД.
Серьезные трудности возникают при администрировании налога на имущество физических лиц.
За 2011 год налога на имущество физических лиц поступило в сумме 7,4 млн. рублей, что на 4,3 млн. рублей или на 36,9% меньше в сравнении с аналогичными поступлениями за 2010 год (11,7 млн. рублей)
Причина отрицательной динамики по налогу на имущество физических лиц за отчетный период заключается в том, что, как и в случае с транспортным налогом, в отчетном году физическим лицам - плательщикам налога налоговые уведомления не направлялись, в силу изменений внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 года N 229-ФЗ.
Кроме того, при администрировании налога на имущество физических лиц многие годы остается актуальной следующая проблема.
По данным организаций технической инвентаризации (далее - БТИ) на государственном техническом учете в республике по состоянию на 1 ноября 2011 года состояло 85 413 жилых домов и квартир (26 478 домов и 58 935 квартир). При этом по сведениям, представленным Чеченстатом, на территории республики в собственности граждан находилось более 230 тысяч частных домовладений и квартир.
Таким образом, на более чем 63% объектов жилищного фонда республики отсутствуют документы технического учета и по ним не определена инвентаризационная стоимость, что делает невозможным налогообложение этого имущества.
Кроме того, порядка 60% сведений об объектах жилого фонда представленных организациями технической инвентаризации, не содержат информации необходимой для исчисления налога, в том числе в связи с отсутствием сведений о регистрации права собственности на эти объекты
Также необходимо актуализировать базу данных государственного технического учета объектов жилого фонда, поскольку не более 28% сведений поступивших в налоговые органы из организаций технической инвентаризации прошли идентификацию со сведениями о правах, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (далее - Росреестр).
В этих целях организациям технической инвентаризации совместно с органами Росреестра необходимо провести сверку сведений, содержащихся в их базах данных, до передачи этих сведений в налоговые органы.
Таким образом, налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц в основной массе объектов налогообложения не сформирована из-за отсутствия сведений из БТИ об инвентаризационной стоимости.
Необходимо отметить еще одну существенную причину того, что доля поступлении налога на имущество физических лиц остается незначительной В определенной степени это связано с ситуацией, когда затягивается ввод в эксплуатацию и оформление права собственности на объекты строительства и одним нормативным правовым актом не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на объекты недвижимости. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по данному налогу.
Основная проблема по земельному налогу - это регистрация земельных участков и их правообладателей. Необходимо отметить, что в результате низкой кадастровой оценки земельных участков в республике суммы исчисленного земельного налога в 2010 году мизерные. Повышение кадастровой оценки земельных участков е 2011 года должно было активизировать участие органов местного самоуправления в работе по актуализации сведении и администрировании земельного налога Однако поступления по земельному налогу в 2010 году составили 20,8 млн. рублей, в 2001 году - 20,0 млн. рублей. Исполнение бюджетных назначений по поступлению земельного налога в местные бюджеты муниципальных образовании Чеченской Республики за 2011 год, установленных в общей сумме 115,1 млн. рублей, составило 18,5 процента.
Причина отрицательной динамики по земельному налогу за отчетный период заключается в том, что в силу изменений сроков уплаты, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 года N 229-ФЗ, в отчетном году земельный налог физическим лицам - плательщикам налога не исчислялся и налоговые уведомления не направлялись.
Неисполнение параметров местных бюджетов муниципальных образовании обусловлено тем, что в местных бюджетах на 2011 год предусмотрены доходы по земельному налогу с учетом увеличения кадастровой стоимости земельных участков.
За 2011 год органами Росреестра представлено в налоговые органы сведении о 236 933 земельных участках, состоящих на кадастровом учете (за исключением земель, находящихся в государственной собственности) и 49 113 сведении о правах на земельные участки, содержащихся в Едином государственном реестре прав (за исключением сведений о регистрации прекращения права).
На 01.01.2012 года налоговыми органами идентифицированы в качестве объектов налогообложения и могут быть использованы для исчисления налога сведения о 138 098 земельных участках (58,3%). Сведения по 98 835 земельным участкам из всех представленных в налоговые органы, не содержат информации, необходимой для исчисления налога.
Анализ сведений о земельных участках, состоящих на кадастровом учете переданных в налоговые органы показал, что в результате обработки сведений на региональном уровне из 237 тысяч обработанных сведений не прошли контроль почти 25 тысяч или более 10%. Основные причины связаны с отсутствием в сведениях обязательных реквизитов характеристик земельных участков, а также нарушением требований к формату составления электронного файла сведений.
В основном в указанных сведениях отражены недопустимые значения в указании площади земельных участков, их кадастровой стоимости, отсутствуют данные о размере доли в праве, категории земель, дате начала владения земельным участком, а также информация о правообладателях.
Кроме того, в составе указанных сведений имеется значительное количество земельных участков, переданных в аренду органами местного самоуправления, которые не являются объектом налогообложения.
В этой связи, для значительного роста поступлений земельного налога большую значимость приобретает вопрос актуализации сведений о земельных участках, содержащихся в базах данных органов Росреестра и органов местного самоуправления.
Дополнительным резервом пополнения доходной части бюджета республики является увеличение объемов продукции производимой субъектами малого и среднего бизнеса.
Рассчитать налоговые поступления от малого бизнеса по уровням бюджета достаточно трудно по следующей причине: в статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, имеющиеся источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов.
Достоверное определение поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов, которые поступают преимущественно от субъектов малого предпринимательства:
- налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- налоги на совокупный доход.
В 2010 году предпринимателями было уплачено в бюджет республики указанных налогов в сумме 101,5 млн. рублей, в том числе:
- на доходы физических лиц, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями - 10,97 млн. рублей;
- на совокупный доход - 90,5 млн. рублей.
В 2011 году предпринимателями уплачено в бюджет республики налогов в сумме 125,8 млн. рублей, в том числе:
- на доходы физических лиц, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями - 23,9 млн. рублей;
- на совокупный доход -101,9 млн. рублей, в том числе:
- от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по системе уплаты единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет республики поступило 47,1 млн. рублей что на 0,8 млн. руб. или на 1,6% меньше по сравнению с аналогичным показателем 2010 года (47,9 млн. рублей).
Исполнение бюджетных назначений по поступлению единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 47,2 млн. рублей за отчетный период составило 99,9 процента.
Снижение поступлений в отчетном периоде обусловлено снижением числа предпринимателей, осуществляющих деятельность по системе уплаты единого налога на вмененный доход, а также изменением в некоторых районах республики коэффициента К2, влияющего на начисляемую сумму ЕНВД подлежащей к уплате в бюджет. "
В общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2010 году доля вышеуказанных налогов уплачиваемых субъектами малого предпринимательства составила всего 1,2% в 2011 году указанный показатель не изменился, хотя количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 23 956 единиц и составило в 2011 году - 55 000 единиц, а доля произведенной продукции в общем объеме ВРП выросла с 13,0 до 15,0%, таким образом проблема увеличения вклада малого бизнеса в экономику республики сохраняется и является актуальной.
В дальнейшем рост числа малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска производимой ими продукции, продаж и оказание услуг будет во многом зависеть от устранения административных ограничений для развития малого бизнеса и направление финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов на:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активно включаться в процесс кредитования малых предприятии;
- оказание поддержки малым предприятиям в решении имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости, в частности установить обязательное резервирование земельных участков с сетевыми коммуникациями для субъектов малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без предоставления им нового аналогичного земельного участка. Необходимо ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещении с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 10-15 лет.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Система государственных заказов является важным инструментом государственного содействия малым предприятиям. Данная форма взаимоотношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и т.д.
Вместе с тем, законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допускаются к государственному заказу. Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие этот процесс, нуждаются в координальном пересмотре.
Одним из ключевых условий улучшения ситуации по наполняемости консолидированного бюджета Чеченской Республики является проведение Правительством Чеченской Республики активной инвестиционной политики, направленной на привлечение инвестиций в наиболее значимые объекты экономики и социальной сферы Чеченской Республики. При условии исполнения государственных гарантий Российской Федерации в полном объеме (в рамках реализации Программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 15,0 млрд. рублей по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики) среднегодовые налоговые поступления в доходную часть бюджета Чеченской Республики в период реализации проектов составит до 300,0 млн. рублей, а в период эксплуатации свыше 400, млн. рублей, поступления от реализации инвестиционных проектов, предложенных Чеченской Республикой и обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации, предусмотренными для субъектов СКФО составят в период реализации проектов до 300,0 млн. рублей в год, а в период эксплуатации свыше 700,0 млн. рублей в год.
В настоящее время Правительством Чеченской Республики ведется активная работа по оказанию мер государственной поддержки предприятиям, восстановленным в рамках федеральных целевых программ, которые из-за недостатка собственных оборотных средств функционируют не на полную мощность и не могут оказать какое-либо существенное влияние на пополнение доходной части бюджета республики.
В этой связи сформирован перечень из 31 предприятия, претендующих на оказание финансовой помощи из федерального бюджета. Объем финансовых средств необходимый для оказания государственной поддержки указанным предприятиям составляет 1 354,9 млн. рублей
Государственная поддержка в форме дополнительных взносов в уставные фонды предприятий, восстановленных в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы" позволит расширить экономическую базу промышленных предприятий региона и обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет республики до 200,0 млн. рублей в год.
Анализ ситуации по обеспечению доходов бюджета Чеченской Республики, опыт экономически развитых регионов России (Краснодарский край, Астраханская область, Ставропольский край), имеющих высокие финансовые и бюджетные показатели, дают основание считать, что для решения данного вопроса необходимо максимально использовать административные рычаги воздействия на хозяйствующие субъекты всех форм собственности со стороны Правительства Чеченской Республики, органов исполнительной власти и администраций местного самоуправления.
Реализация административного ресурса наиболее предпочтительна в форме республиканской целевой программы "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2012-2016 годы".
В рамках этой Программы необходимо решить следующие задачи:
установить показатели деятельности субъектов налогообложения, основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование налогооблагаемой базы, ресурсный потенциал;
разработать инструменты управления налоговым потенциалом (мониторинг состояния, управленческий учет и контроль факторов, ресурсов хозяйственных процессов и их результатов), аналитические инструменты, инструменты оперативного реагирования;
закрепить нормативными правовыми актами Правительства Чеченской Республики за органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти получение и обработку упреждающей информации по конкретным показателям, о состоянии курируемой сферы (отрасли), тенденциях развития с учетом установленных полномочий.
Таким образом, реализация административного ресурса через целевую программу позволит оценить характер и динамику основных показателей налогового потенциала, сформулировать основные функции, элементы и инструменты механизма управления, обеспечивающего контроль основных показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения, получить комплексную оценку налогового потенциала.
Координирующими органом в реализации Программы является межведомственная комиссия по актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам и проведению инвентаризации бесхозного имущества на территории Чеченской Республики, образованная распоряжением Правительства Чеченской Республики от 20 февраля 2012 года N 49-р "Об образовании межведомственной комиссии и утверждении планов мероприятий по актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам и проведению инвентаризации бесхозного имущества в Чеченской Республике" (далее - Межведомственная комиссия). Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Чеченской Республики.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются создание условий для укрепления экономического потенциала Чеченской Республики, обеспечение реального наполнения доходной части консолидированного бюджета республики для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг.
Программа рассчитана на 2012-2016 годы и предполагает решение следующих задач:
1. Оценка налоговой базы и возможных дополнительных объемов поступлений по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет республики.
2. Создание правовых, экономических и организационных условий для укрепления доходной базы консолидированного бюджета на основе обеспечения устойчивого развития ее экономики.
3. Повышение уровня собираемости налогов в целом по консолидированному бюджету.
4. Рост финансовой устойчивости и расчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.
5. Повышение устойчивости функционирования предприятий промышленности в результате осуществления комплекса мер в рамках предоставления государственных гарантий на реализацию инвестиционных проектов.
6. Прирост налогооблагаемой базы консолидированного бюджета на основе эффективного управления земельными ресурсами, республиканским и муниципальным имуществом.
Поставленные задачи достигаются за счет выполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
Все направления, составляющие Программу "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2012-2016 годы", представляются по следующей схеме:
анализ исходного состояния;
краткое описание исходного состояния и существующие проблемы по каждому направлению;
план реформирования, последовательность проведения конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, и этапы их реализации.
Реализация основных мероприятий Программы рассчитана на 2012-2016 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы в соответствии с целями Программы сгруппированы по следующим направлениям:
1. Совершенствование законодательства Чеченской Республики о налогах и сборах:
1.1. Совершенствование налогового законодательства в части налогообложения малого бизнеса:
проведение анализа применения на территории Чеченской Республики упрощенной системы налогообложения на основе патента и выработка предложений по увеличению размера потенциально возможного дохода;
проведение анализа установленных республиканским законодательством дифференцированных ставок по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения и выработка предложений по увеличению размера ставок.
1.2. Осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации.
2. Мероприятии но повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов:
2.1. Обеспечение увеличения поступлений по налогам в консолидированный бюджет Чеченской Республики за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения.
2.2. Повышение эффективности работы Комиссии по вопросу легализации "теневой" заработной платы.
2.3. Обеспечение всего комплекса мер по принудительному взысканию налоговой задолженности в соответствии действующим законодательством.
2.4. Мероприятия по установлению заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума.
2.5. Мероприятия по включению организаций в консолидированные группы налогоплательщиков, создаваемых в соответствии с гл. 3.1 НК РФ.
2.6. Повышение эффективности администрирования налоговых доходов.
2.7. Повышение эффективности администрирования неналоговых доходов.
3. Мероприятия в области развития и использования инвестиционного потенциала Чеченской Республики:
3.1. Реализация Программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 15,0 млрд. рублей, привлекаемые на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики.
3.2. Реализация государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории СКФО, на реализацию инвестиционных проектов на территории СКФО.
3.3. Строительство Чеченского нефтеперерабатывающего завода.
3.4. Реализация инвестиционного проекта "Внедрение широкополосных беспроводных радиосетей WiMAX/LTE на территории Чеченской Республики".
4. Создание условий для повышения объемов производства, финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики:
4.1. Поступление доходов от производственной деятельности предприятий, вводимых в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы".
4.2. Реализация Программы "Развитие промышленности в Чеченской Республике на период 2012-2014 годов".
4.3. Поступление доходов от реализации экономически значимых долгосрочных целевых и ведомственных программ в Чеченской Республике.
4.4. Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Чеченской Республики.
4.5. Увеличение уставных капиталов предприятий, восстановленных в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы".
4.6. Предоставление субсидий предприятиям реального сектора экономики.
4.7. Поступление доходов от увеличения численности Филиала ОЛО "НК "Роснефть" в Чеченской Республике.
4.8. Системные мероприятия в сфере лесного и агропромышленного комплекса. Работа с собственниками организаций по повышению эффективности (рентабельности) производства:
освоение месторождений (ревизия лицензий на право пользования недрами) общераспространенных полезных ископаемых;
повышение эффективности использования участков лесного фонда, предоставленных в долгосрочную аренду в целях увеличения платежей в консолидированный бюджет Чеченской Республики;
принятие мер в отношении неэффективных природопользователей;
проведение работы по ежегодному увеличению расчетной лесосеки.
4.9. Мероприятия по увеличению поступления акцизов по подакцизным товарам.
5. Повышение эффективности управления земельными ресурсами, республиканским и муниципальным имуществом:
5.1. Обеспечение роста поступлений доходов от приватизации и использования государственного имущества и земельных ресурсов Чеченской Республики;
5.2. Увеличение доходной базы муниципальных образований.
Перечень мероприятий по годам реализации Программы приводятся в Приложении 1 к настоящей Программе. Согласно Перечню мероприятий, в отношении каждого мероприятия установлено одно или несколько министерств и ведомств Чеченской Республики, несущих непосредственную ответственность за выполнение данного мероприятия.
4. Финансовое обеспечение реализации Программы
Целевые финансовые средства на реализацию Программы "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2012-2016 годы" не требуются. Все мероприятия проводятся в пределах средств консолидированного бюджета Чеченской Республики.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Прогнозируемым конечным результатом Программы является увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет республики и снижение уровня дотационности бюджета.
Кроме того, в качестве положительного результата следует указать формирование механизма взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов в целях наполнения доходной части консолидированного бюджета республики для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг.
Плановые значения показателей по годам реализации Программы приводятся в Приложении 2 Программы.
6. Механизм реализации Программы
Для обеспечения полного и своевременного достижения целей и задач Программы "Увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2012-2016 годы" разработана система управления Программой. Она основана на координации, стимулировании и контроле за осуществлением всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Управление реализацией Программы осуществляется Правительством Чеченской Республики.
Правительство Чеченской Республики:
утверждает Программу;
определяет орган исполнительной власти Чеченской Республики, ответственный за реализацию Программы в республике;
координирует взаимодействие исполнительных органов власти Чеченской Республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления при реализации мероприятий Программы;
рассматривает планы реализации мероприятий Программы и отчеты о ходе реализации Программы, в том числе отчеты о результатах оценки эффективности и результативности Программы;
вносит изменения в Программу.
Текущее и оперативное управление Программой осуществляет государственный заказчик - Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики.
Согласование и координирование деятельности всех участников Программы осуществляет Межведомственная комиссия.
К функциям координирующего органа Программы относятся:
обеспечение и координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других участников Программы по реализации ее мероприятий;
информирование о ходе реализации Программы в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Руководители министерств и ведомств, являющиеся исполнителями Программы, обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
ведение мониторинга реализации мероприятий Программы;
подготовку промежуточных и итоговых отчетов о результатах выполнения Программы;
подготовку необходимой информации к заседаниям Правительства Чеченской Республики и в межведомственную комиссию по актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам и проведению инвентаризации бесхозного имущества на территории Чеченской Республики.
К участию в осуществлении отдельных мероприятий Программы могут привлекаться эксперты, научные организации, могут создаваться межведомственные рабочие и тематические группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.