Постановление Правительства Чеченской Республики
от 2 апреля 2013 г. N 60
"Об утверждении республиканской целевой программы "Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы"
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. N 348 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях модернизации наркологической службы Чеченской Республики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительство Чеченской Республики
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Чеченской Республики.
3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий Программы в пределах средств, определенных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дулаеву.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
Р.С-Х. Эдельгериев |
Республиканская целевая программа
"Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 2 апреля 2013 г. N 60)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
|
Государственный заказчик |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - разработка и развитие современной комплексной системы реабилитации пациентов, страдающих наркологическими заболеваниями; - стабилизация ремиссии при болезнях зависимости, а также полный отказ от приема психоактивных веществ (ПАВ) у пациентов, проходящих лечение. Задачи Программы: - строительство реабилитационного центра (на 60 коек) в структуре ГБУ "Республиканский наркологический диспансер" (далее - РИД); - пропаганда здорового образа жизни среди населения групп риска; - развитие системы реабилитации больных наркологическими расстройствами путем использования новых технологий и современных эффективных методик; - организация мониторинга эффективности Программы, в том числе медико-социальных и экономических показателей. |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- количество рецидивов наркологических заболеваний (число повторных госпитализаций) на 100 тыс. населения в 2013 году 45,1, в 2014 году - 44,4, в 2015 году - 43,6 (в 2010 году - 42,4 на 100 тыс. населения, в 2011 году - 40,9 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 45,9 на 100 тыс. населения); - количество пациентов, прошедших курс реабилитации в 2013 году 20 человек, в 2014 - 30 человек, в 2015 году - 40 человек; - удельный вес больных с длительностью ремиссии более 6 месяцев к общей численности пациентов, прошедших курс реабилитации в 2013 году 18%, в 2014 году - 21%, в 2015 году - 25%. |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 288 000,00 тыс. рублей: - на 2013 год - 30 000,00 тыс. рублей; - на 2014 год - 168 000,00 тыс. рублей; - на 2015 год - 90 000,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снизить уровень заболеваемости наркологическими болезнями на 5-10%; - увеличить на 5-10% число больных с длительность ремиссии более 6 месяцев; - сократить на 5-10% число повторных госпитализаций (рецидивов наркологических заболеваний) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена сохраняющимися в настоящее время значительными масштабами немедицинского потребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) в Чеченской Республике.
В последние годы социальная значимость наркологии резко увеличивается. Это происходит за счет увеличения количества больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, доли женщин больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, повышения доли подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и энергетическими напитками.
Проблема злоупотребления психоактивными веществами в целом и алкоголем в частности, приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, угрожающий трудовому, интеллектуальному потенциалу, национальной безопасности страны, в том числе и Чеченской Республики.
По данным отчета о деятельности наркологической службы в 2005 году в Чеченской Республике общее число больных с психическими и поведенческими расстройствами, состоящих под наблюдением РНД в связи с приемом психоактивных веществ, составило 1557 человек, в 2012 году число лиц состоящих под наблюдением наркологической службы увеличилось в 6 раз и составила уже 9311 человек. Из них в 2012 году 5565 человек состояло на учете в связи с зависимостью от ПАВ, а 3746 человек - в связи с употреблением ПАВ с вредными последствиями.
Общее число больных алкоголизмом и алкогольными психозами в 2012 году составило 2940 человек (на учете в 2010 году состояло 2675 человек, в 2011 году - 2829 человек). По неофициальным данным число лиц, больных алкоголизмом, превышает данный показатель в 4-5 раз и может достигать более 14000 человек, что составляет около 1,5% населения Чеченской Республики. В пересчете на 100 тысяч населения количество пациентов с алкогольной патологией в Чеченской Республике составляет 226 человек.
Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения Чеченской Республики на 1 января 2013 года РНД зарегистрировано 5406 человека больных наркоманией и употребляющих наркотики с вредными для здоровья последствиями.
Одной из самых значимых социально-демографических проблем современной России в целом и Чеченской Республики в частности, остается высокий уровень смертности населения.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы реабилитации больных наркологическими заболеваниями в Чеченской Республике, относятся:
- увеличение рецидивов основного заболевания;
- расширение спектра ПАВ, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
- формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта ПАВ с использованием сети Интернет;
- отсутствие системной реабилитации пациентов с наркологическими болезнями, прошедших курс стационарного лечения в наркологическом диспансере.
Количество повторных госпитализаций увеличивается из года в год, что связано с отсутствием реабилитационного процесса. Также, начиная с конца 2011 года, оказывается только неотложная наркологическая помощь, что также негативно сказывается на длительности ремиссии. В 2010 году из 927 госпитализаций 540 были в связи с рецидивом заболевания, что составило 58,3%, в 2011 году 532 (59,4%) повторные госпитализации из 896, в 2012 году 597 (68,6%) повторных госпитализаций из 870.
Анализ текущего состояния злоупотребления ПАВ указывает на необходимость принятия стратегических решений в сфере предупреждения и сокращения немедицинского потребления ПАВ, увеличение длительности ремиссий, а также на целесообразность смещения основных усилий по их выполнению непосредственно в субъекты Российской Федерации.
Осуществление мероприятий, направленных на реализацию указанных решений, обуславливает необходимость развития реабилитационного процесса в Чеченской Республике.
Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления государственными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод. Его применение позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чеченской Республики, сформированную созданием антинаркотической комиссии, наделенной полномочиями принятия решений и осуществления контроля их исполнения при формировании организационно-финансового механизма взаимодействия указанных органов.
Основные направления работ по Программе и комплекс программных мероприятий сформированы с учетом Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года".
Кроме того, при формировании Программы учтены выявленные тенденции в развитии проблемной ситуации, а также решения органов государственной власти Российской Федерации, принятые в период действия предшествующих программ, и изменения нормативной правовой базы в указанной сфере.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы является:
- разработка и развитие современной комплексной системы реабилитации пациентов, страдающих наркологическими заболеваниями;
- стабилизация ремиссии при болезнях зависимости, а также полный отказ от приема психоактивных веществ (ПАВ) у пациентов, проходящих лечение.
Для достижения поставленных целей реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы РНД;
- пропаганда здорового образа жизни среди населения групп риска;
- развитие системы реабилитации больных наркологическими расстройствами путем использования новых технологий и современных эффективных методик;
- организация мониторинга эффективности Программы, в том числе медико-социальных и экономических показателей.
Реализация Программы осуществляется в 2013-2015 годах.
С учетом ретроспективного анализа и прогноза развития ситуации с употреблением ПАВ в Чеченской Республике не имеется оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.
Характеристика целевых показателей представлена в приложении 1 к Программе.
3. Перечень мероприятий Программы
Для решения задач Программы и достижения поставленной цели реализуется комплекс следующих мероприятий:
- строительство реабилитационного центра (на 60 коек) в структуре республиканского наркологического диспансера;
- материально-техническое обеспечение реабилитационного центра.
В рамках всей Программы будет осуществляться мониторинг эффективности реализации Программных мероприятий, в том числе медико-социальных и экономических показателей.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 2.
4. Обоснование ресурсного обеспечения целевой Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета.
Общий объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 288 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2013 году-30 000,00 тыс. рублей;
в 2014 году-168 000,00 тыс. рублей;
в 2015 году-90 000,00 тыс. рублей.
Финансирование Программы осуществляется по следующим направлениям:
- строительство реабилитационного центра - 168 000,00 тыс. рублей, в том числе на подготовку проектно-сметной документации - 12 000,00 тыс. рублей;
- приобретение оборудования - 120 000,0 тыс. рублей.
5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация Программы при условии своевременного и в полном объеме финансирования позволит осуществить разработку и развитие современной комплексной системы лечения и реабилитации пациентов, страдающих наркологическими болезнями, а также в значительной степени поспособствует формированию здорового образа жизни у жителей Чеченской Республики с помощью использования новых технологий и современных методик. Кроме того, ожидается снижение экономических потерь Чеченской Республики, вызванных последствиями употребления ПАВ населением.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться с учетом следующих показателей:
снижения уровня заболеваемости наркологическими болезнями на 5-10 процентов;
увеличения на 5-10 процентов число больных с длительность ремиссии более 6 месяцев;
сокращения на 5-10 процентов число повторных госпитализаций (рецидивов наркологических заболеваний).
Этот расчет представляет собой минимальную оценку, не учитывающую сокращение целого ряда косвенных потерь, связанных с употреблением алкоголя, при этом экономический эффект будет возрастать с каждым годом. Особенно высоким он будет в результате сокращения смертности, производственного травматизма, а также роста производительности труда.
К числу ожидаемых общественно значимых результатов реализации Программы относятся снижение социальной напряженности в обществе, связанной с масштабами распространенности немедицинского потребления ПАВ, и создание дополнительных условий для оздоровления нации, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сокращения числа разводов, укрепления семьи, сокращения социального сиротства и т.д.
6. Критерии выполнения Программы
Количественными и качественными критериями выполнения Программы являются:
сокращение на 5-10 процентов число повторных госпитализаций (рецидивов наркологических заболеваний);
снижение заболеваемости наркологическими болезнями не менее чем на 5%;
увеличение длительности ремиссии наркологического заболевания более 6 месяцев не менее чем у 5% пациентов;
сокращение рецидивов наркологических заболеваний не менее чем у 5% пациентов;
строительство реабилитационного центра (на 60 коек) в структуре республиканского наркологического диспансера;
развитие системы реабилитации больных наркологическими расстройствами путем использования новых технологий и современных эффективных методик;
формирование комплексной системы оказания медицинской наркологической помощи больным, снижение смертности, летальности и инвалидизации от сопутствующих заболеваний;
увеличение продолжительности и качества жизни наркологических больных, снижение количества рецидивов;
укрепление материально-технической базы ГБУ "Республиканский наркологический диспансер";
повышение квалификации медицинских кадров, участвующих в оказании медицинской наркологической помощи больным.
В целях исключения рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
- мониторинг выполнения Программы;
- регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей.
7. Механизм реализации целевой Программы
Государственный заказчик (далее - Госзаказчик) Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Госзаказчик Программы:
- осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией Программы;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
- обеспечивает контроль за целевым использованием средств бюджета Чеченской Республики;
- представляет отчет о реализации Программы в Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики по установленным нормативными правовыми актами формам и в сроки;
- осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
- обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с организациями;
- несет ответственность за целевое и рациональное использование выделяемых бюджетных средств;
- осуществляет размещение заказов для государственных нужд на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Модернизация наркологической службы
Чеченской Республики на 2013-2015 годы"
Оценка
экономической, бюджетной и социальной эффективности республиканской целевой программы
N п/п |
Наименование целевых показателей (ед. измерения) |
Наименование мероприятий, обеспечивающих достижение результата |
Фактическое значение целевого показателя на момент разработки Программы |
Значение целевого показателя |
Значение целевого показателя действия Программы |
Финансовые затраты на реализацию, тыс. рублей |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
общие затраты по соответствующим мероприятиям |
бюджетные затраты |
||||||
общие бюджетные затраты |
затраты бюджета республики |
|||||||||
1 |
Количество рецидивов наркологических заболеваний (на 100 тыс. человек) |
1. Строительство реабилитационного центра (на 60 коек) в структуре ГБУ "Республиканский наркологический центр", в том числе подготовка проектно-сметной документации 2. Приобретение оборудования |
45,9 |
45,1 |
44,4 |
43,6 |
43,6 |
168 000,00 |
0,00 |
168 000,00 |
2 |
Количество пациентов, прошедших курс реабилитации (человек) |
0 |
20 |
30 |
40 |
40 |
|
|
|
|
3 |
Удельный вес больных с длительностью ремисссии более 6 месяцев к общей численности пациентов (%) |
0 |
18 |
21 |
25 |
25 |
120 000,00 |
0,00 |
120000 |
|
Итого по Программе: |
288 000,00 |
0,00 |
288 000,00 |
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Модернизация наркологической службы
Чеченской Республики на 2013-2015 годы"
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия Программы |
Заказчики |
Исполнители |
Главные распорядители бюджетных средств |
Срок выполнения |
Финансовые затраты на реализацию, тыс. рублей |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
|||
всего |
в том числе: |
||||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||||
Цель 1: Разработка и развитие современной комплексной системы реабилитации пациентов, страдающих наркологическими заболеваниями | |||||||||||
Задача 1: Укрепление материально-технической базы РНД | |||||||||||
1 |
Строительство реабилитационного центра (на 60 коек) в структуре ГБУ "Республиканский наркологический центр", в том числе: |
МЗ ЧР |
М3 ЧР |
М3 ЧР |
2013-2015 гг. |
168000,00 |
30000,00 |
122000,00 |
16000,00 |
РБ |
Развитие наркологической службы Чеченской Республики |
1.1 |
подготовка проектно-сметной документации, а также проведение первоначальных работ под строительство реабилитационного центра |
МЗ ЧР |
М3 ЧР |
М3 ЧР |
2013-2015 гг. |
12 000,00 |
12 000,00 |
- |
- |
РБ |
|
2 |
Приобретение оборудования |
М3 ЧР |
МЗ ЧР |
М3 ЧР |
2013-2015 гг. |
120 000,00 |
- |
46 000,00 |
74 000,00 |
РБ |
Развитие системы лечения и реабилитации наркологической службы |
Итого по Программе: |
288 000,00 |
30000,00 |
168 000,00 |
90000,00 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными задачами республиканской целевой программы "Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы" являются укрепление материально-технической базы ГБУ "Республиканский наркологический диспансер", пропаганда здорового образа жизни среди населения групп риска, развитие системы реабилитации больных наркологическими расстройствами путем использования новых технологий и современных эффективных методик.
В рамках реализации программы будут осуществлены мероприятия по строительству и материально-техническому обеспечению реабилитационного центра на 60 коек в структуре республиканского наркологического диспансера.
Общий объем финансирования мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета составляет 288 000,00 тыс. рублей, в том числе на строительство реабилитационного центра - 168 000,00 тыс. рублей, на приобретение оборудования - 120 000,0 тыс. рублей.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 2 апреля 2013 г. N 60 "Об утверждении республиканской целевой программы "Модернизация наркологической службы Чеченской Республики на 2013-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 19 апреля 2013 г. N 76, от 23 апреля 2013 г. N 78
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. N 348 настоящее постановление признано утратившим силу