Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 5 апреля 2016 г. N 59 приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Чеченской Республики
от 19.12.2013 N 351
Государственная программа
Чеченской Республики "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики"
28 апреля 2014 г., 29 декабря 2015 г., 5 апреля 2016 г.
Паспорт
государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство финансов Чеченской Республики |
|
Соисполнители программы |
- |
|
Участники программы |
Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики |
|
Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики | ||
Министерство образования и науки Чеченской Республики | ||
Министерство культуры Чеченской Республики | ||
Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту | ||
Администрация Главы и Правительства Чеченской Республики | ||
Управление делами Главы и Правительства Чеченской Республики | ||
Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики | ||
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики | ||
Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации | ||
Министерство Чеченской Республики по делам молодежи | ||
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики | ||
Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики | ||
Министерство здравоохранения Чеченской Республики | ||
Министерство транспорта и связи Чеченской Республики | ||
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики | ||
Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству | ||
Комитет Правительства Чеченской Республики по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | ||
Комитет Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию | ||
Государственное казенное научное учреждение "Академия наук Чеченской Республики" | ||
Подпрограммы программы |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики" |
|
Подпрограмма "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений" | ||
Программно-целевые инструменты программы |
- |
|
Цели программы |
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости бюджетной системы при исполнении расходных обязательств Чеченской Республики и муниципальных образований |
|
Задачи программы |
организация и обеспечение исполнения бюджетного процесса Чеченской Республики в соответствии с требованиями бюджетного законодательства |
|
повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов государственной власти по обеспечению достижения долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чеченской Республики | ||
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики | ||
Целевые индикаторы и показатели программы |
отсутствие просроченной задолженности по государственным долговым обязательствам Чеченской Республики в отчетном финансовом году |
|
отношение расходов на обслуживание государственного долга Чеченской Республики (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) к среднему объему государственного долга Чеченской Республики в отчетном финансовом году | ||
планирование республиканского бюджета и составление прогноза консолидированного бюджета Чеченской Республики на очередной финансовый год и плановый период | ||
эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики (соотношение среднего уровня бюджетной обеспеченности 5 наиболее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) и 5 наименее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) | ||
отношение объема просроченной кредиторской задолженности Чеченской Республики к расходам республиканского бюджета | ||
отношение государственного долга Чеченской Республики (за вычетом выданных гарантий и бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет Чеченской Республики из федерального бюджета) к доходам республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | ||
уровень качества управления региональными финансами (по результатам оценки Министерства финансов Российской Федерации) за отчетный период | ||
удельный вес расходов республиканского бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов республиканского бюджета | ||
утверждение республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период (в случае наличия утвержденного бюджета на плановый период) в программном формате | ||
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2018 годы |
|
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования программы - |
16807493,20 тыс. руб. |
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
16807493,20 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
Объем финансирования программы по годам: | ||
в 2014 году - |
4063 И 4,7 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: федеральный бюджет |
|
|
республиканский бюджет |
4063114,7 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2015 году - |
2512413,79 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
2512413,79 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2016 году - |
4071291,07 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
4071291,07 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2017 году - |
2976095,76 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
2976095,76 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2018 году - |
3184577,88 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
3184577,88 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
отсутствие просроченной задолженности по государственным долговым обязательствам Чеченской Республики в отчетном финансовом году |
|
сокращение объема расходов на обслуживание государственного долга Чеченской Республики (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) по отношению к среднему уровню государственного долга Чеченской Республики в отчетном финансовом году с 10% до 5% | ||
составление республиканского бюджета и прогноза консолидированного бюджета Чеченской Республики на трехлетний период | ||
сокращение разрыва бюджетной обеспеченности муниципальных образований (между 5 наиболее и наименее обеспеченными) с 4,4 раз до 2,5 раз | ||
сокращение объема просроченной кредиторской задолженности Чеченской Республики по отношению к расходам республиканского бюджета с 5% до 2% | ||
сокращение объема государственного долга Чеченской Республики (за вычетом выданных гарантий и бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет Чеченской Республики из федерального бюджета) по отношению к доходам республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений с 10% до 6% | ||
повышение уровня качества управления региональными финансами (по результатам оценки Министерства финансов Российской Федерации) до I степени | ||
увеличение удельного веса расходов республиканского бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов республиканского бюджета с 85% до 90% | ||
республиканский бюджет, утвержденный в программном формате |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу
Бюджетная система Чеченской Республики претерпела существенные изменения за прошедший пятилетний период, в течение которого было обеспечено должное функционирование ее не только на республиканском, но и на муниципальном уровне. Изменение бюджетной системы было продиктовано не только необходимостью реализации требований федерального законодательства, но и назревшей внутренней потребностью Чеченской Республики в принципиально новом уровне качества управления республиканскими и муниципальными финансами.
В первую очередь, было обеспечено выполнение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ), Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее по тексту - Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).
В ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ были сформированы финансовые органы в 15 муниципальных районах и 2 городских округах, проведена подготовка финансовых работников муниципальных образований, обеспечена подготовка и принятие всех необходимых нормативных правовых актов по осуществлению бюджетного процесса во всех муниципальных образованиях Чеченской Республики с последующей передачей отдельных полномочий органов исполнительной власти Чеченской Республики и их финансовым обеспечением. Реализация указанных мероприятий была завершена в конце 2010 года, с 2011 года финансирование муниципальных расходных обязательств осуществлялось уже в рамках местных бюджетов.
Одновременно с этим была начата реализация требований Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, которая совпала с процессом массовой передачи республиканских учреждений на муниципальный уровень. В этих условиях в конце 2010 - 1 квартале 2011 года была обеспечена своевременная подготовка и принятие всех необходимых законодательных, нормативных правовых и распорядительных актов как на республиканском, так и на муниципальном уровне, в том числе в муниципальных поселениях. При этом в Чеченской Республике был выбран "экспериментальный" вариант реализации требований указанного федерального закона, согласно которому финансирование отдельных государственных бюджетных учреждений с 2011 года должно было осуществляться путем предоставления субсидий на исполнение государственных заданий. Для этого были внесены изменения в уставы учреждений, разработаны и утверждены государственные задания, планы финансово-хозяйственной деятельности и пр. Однако по техническим причинам (из-за невозможности проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений "нового типа" через территориальные управления Федерального казначейства) перевод учреждений в "новый тип" был отложен до начала 2012 года. К этому моменту аналогичная работа была проведена в отношении всех республиканских и муниципальных бюджетных учреждений в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта. В результате реализации плана изменения типов существующих учреждений доля республиканских бюджетных и автономных учреждений выросла с 9% до 53%, при этом для 97% государственных казенных учреждений были установлены государственные задания.
Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения Чеченской Республики с 1 января 2012 года приступили к работе в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.
Также в период с 2010 по 2012 год в Чеченской Республике велась активная работа по другому комплексному направлению бюджетной реформы - повышению эффективности бюджетных расходов. Данное направление было определено в качестве одного из основных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", а Правительством Российской Федерации была принята соответствующая программа на период до 2012 года. Субъектам Российской Федерации была предписана разработка и реализация аналогичных региональных программ.
Во исполнение вышеуказанных требований в 2011 году была разработана и утверждена республиканская целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Чеченской Республики на период до 2012 года", при подготовке которой была проведена оценка текущего уровня управления финансами и инвентаризация результатов ранее выполненных мероприятий, затрагивавших отдельные финансовые аспекты в рамках административной реформы и реформы местного самоуправления.
На момент разработки данной целевой программы (по оценке Министерства финансов Российской Федерации) Чеченская Республика входила в группу субъектов Российской Федерации, характеризующихся низкой (третьей) степенью качества управления региональными финансами. При этом в Чеченской Республике были отмечены нарушения требований бюджетного законодательства по соблюдению нормативов расходов на оплату труда государственных гражданских служащих и (или) содержание органов государственной власти.
Основными недостатками, определявшими низкий уровень качества управления региональными финансами Чеченской Республики в 2009-2010 годах, являлись:
- наличие нарушений требований бюджетного законодательства; -незначительная доля собственных доходов и высокая дотационность республиканского бюджета;
- значительный уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет;
- слабое использование инструментов среднесрочного финансового планирования;
- недостаточное нормативно-правовое регулирование исполнения отдельных процедур бюджетного процесса;
- недостаточное практическое применение инструментов программно-целевого планирования и элементов бюджетирования, ориентированного на результат;
- отсутствие внутренних систем контроля качества управления республиканскими и муниципальными финансами;
- недостаточная прозрачность бюджетного процесса (низкий уровень публикации в сети Интернет сведений и материалов о республиканских финансах).
С учетом вышеуказанных недостатков Министерством финансов Чеченской Республики была подготовлена программа по повышению эффективности бюджетных расходов Чеченской Республики на 2011-2012 годы, предполагавшая реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти;
- повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
- развитие системы государственного финансового контроля;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- развитие информационной системы управления государственными и муниципальными финансами;
- совершенствование системы межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами.
По итогам реализации республиканской целевой программы за 2011-2012 годы были получены следующие результаты:
- отсутствие нарушений требований бюджетного законодательства (по итогам 2011 года);
- последовательное наращивание доли собственных доходов (с учетом сокращения объемов поступлений от отдельных крупных налогоплательщиков Чеченской Республики в 2012 году) и снижение уровня дотационности республиканского бюджета;
- планирование и утверждение республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 2012 года;
- проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета, отчету об исполнении республиканского бюджета;
- пересмотр действующих республиканских целевых программ, проведение публичных слушаний и конкурентного распределения бюджетных средств по вновь принимаемым республиканским целевым программам, утверждение ведомственных целевых программ в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта;
- доведение доли расходов республиканского бюджета, формируемых в рамках программ, до 59,9%;
- подготовка аналитического распределения бюджетных расходов по государственным программам Чеченской Республики на 2013 и 2014-2015 годы;
- внедрение систем оценки и повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств республиканского бюджета, а также управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях Чеченской Республики;
- повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями,
- модернизация официального сайта Министерства финансов Чеченской Республики и размещение на нем сведений о государственных (муниципальных) финансах в соответствии с требованиями федерального законодательства и рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации.
В целом эффект от реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов Чеченской Республики в 2011 - 2012 годах позволил сократить значительное отставание Чеченской Республики от субъектов Российской Федерации, являющихся лидерами в сфере управления общественными финансами. По итогам 2011 года Чеченская Республика переместилась в группу субъектов Российской Федерации, не имеющих нарушений требований бюджетного законодательства и характеризующихся надлежащим уровнем качества управления региональными финансами.
Помимо этого Чеченская Республика, набрав наибольшее количество баллов, стала одним из пятнадцати победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, который был проведен Министерством финансов Российской Федерации в 2012 году.
Но, несмотря на достижение значительных результатов за прошедший период и признание их на федеральном уровне, процесс реформирования бюджетной сферы Чеченской Республики не был завершен и требовал последовательного решения имеющихся проблем, препятствующих дальнейшему:
- снижению дотационности республиканского бюджета и наращиванию собственной доходной базы;
- сокращению долговой нагрузки на республиканский бюджет до приемлемого уровня;
- обеспечению эффективного использования участниками бюджетного процесса новых финансовых инструментов и соблюдению требований бюджетного законодательства в ходе планирования и исполнения республиканского бюджета;
- завершению процесса перехода к формированию республиканского бюджета в программном формате;
- сокращению дотационности муниципальных образований Чеченской Республики и снижению разрыва их бюджетной обеспеченности.
В целях устранения вышеперечисленных проблем постановлением Правительства Чеченской Республики от 2 апреля 2013 года N 72 была утверждена республиканская целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Чеченской Республики на 2013-2014 годы".
В 2013 году работа была сконцентрирована на реализации мероприятий, связанных с внедрением программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и обеспечением перехода к программному бюджету, а также по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Чеченской Республики и бюджетов муниципальных образований.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации государственной программы
Общегосударственные приоритеты в сфере управления общественными финансами, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время установлены:
- ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию;
- ежегодно уточняемыми основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации;
- ежегодно уточняемыми основными направлениями налоговой политики Российской Федерации;
- Бюджетной стратегией Российской Федерации на период до 2023 года;
- основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2014-2016 годы;
- государственными программами Российской Федерации в сфере управления общественными финансами;
- программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Общие приоритеты социально-экономического развития Чеченской Республики определены Стратегией социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 года N 185-р.
Приоритеты в сфере управления финансами определяются Правительством Чеченской Республики ежегодно при подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики Чеченской Республики на очередной финансовый год и плановый период с учетом общих приоритетов государственной политики, установленных на федеральном уровне. Реализация настоящей государственной программы призвана обеспечить проведение сбалансированной и рациональной финансовой политики Чеченской Республики, отвечающей современным требованиям и тенденциям развития бюджетной системы Российской Федерации.
Целью настоящей государственной программы является обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости бюджетной системы при исполнении расходных обязательств Чеченской Республики и муниципальных образований.
Для достижения цели государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
- организация и обеспечение исполнения бюджетного процесса Чеченской Республики в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов государственной власти по обеспечению достижения долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чеченской Республики;
- обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики.
Решение задач государственной программы "Организация и обеспечение исполнения бюджетного процесса Чеченской Республики в соответствии с требованиями бюджетного законодательства" и "Повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов государственной власти по обеспечению достижения долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чеченской Республики" осуществляется путем реализации подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики" (приведена в Приложении 7 к настоящей государственной программе).
Решение задачи государственной программы "Обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики" осуществляется путем реализации подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений" (приведена в Приложении 8 к настоящей государственной программе).
Реализация государственной программы осуществляется без выделения промежуточных этапов.
Сведения о значениях основных индикаторов (показателей) реализации государственной программы приведены в Приложении 1 к настоящей государственной программе.
3. Характеристика мероприятий государственной программы
Реализация государственной программы предполагает выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных подпрограммами "Обеспечение реализации государственной программы "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики" и "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений".
Подпрограмма
"Обеспечение реализации государственной программы "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики"
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих направлений мероприятий.
Направление мероприятий 1. Формирование программы государственных заимствований и предоставления государственных гарантий Чеченской Республики.
По данному направлению Министерством финансов Чеченской Республики проводится анализ объема и структуры текущего государственного долга Чеченской Республики (по полученным кредитам, выданным гарантиям и пр.), по итогам которого устанавливается верхний предел государственного долга Чеченской Республики на очередной финансовый год и плановый период. С учетом установленного ограничения по государственному долгу и потребности в заемных средствах, необходимых для исполнения расходных обязательств Чеченской Республики на ближайший трехлетний период, формируется программа государственных заимствований и государственных гарантий Чеченской Республики.
Направление мероприятий 2. Погашение и обслуживание государственного долга Чеченской Республики.
Направление мероприятий предполагает организацию и исполнение Министерством финансов Чеченской Республики своевременного погашения и обслуживания государственного долга Чеченской Республики, а также ведение и поддержание в актуальном состоянии государственной долговой книги Чеченской Республики.
Направление мероприятий 3. Организация подготовки и формирование проекта республиканского бюджета, прогноза консолидированного бюджета Чеченской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Планирование республиканского бюджета осуществляется по принципу "скользящей трехлетки" на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с приоритетами бюджетной и налоговой политики, подготовленными Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Чеченской Республики осуществляется разработка основных направлений налоговой и бюджетной политики Чеченской Республики и доведение их до сведения главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств.
Для определения прогнозных параметров республиканского бюджета Министерство финансов Чеченской Республики организует подготовку, сбор и последующее сведение информации главных администраторов доходов по прогнозным поступлениям, плановых реестров расходных обязательств и сведений главных распорядителей бюджетных средств по планируемым расходам в отраслях бюджетной сферы, затем выполняет распределение предельного объема бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств на исполнение текущих и вновь принимаемых расходных обязательств Чеченской Республики.
В процессе подготовки проекта республиканского бюджета Министерством финансов Чеченской Республики учитываются все необходимые требования бюджетного законодательства, в том числе по обеспечению его сбалансированности и устойчивости при исполнении принятых расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период в полном объеме.
В установленные сроки Министерство финансов Чеченской Республики осуществляет подготовку проекта Закона Чеченской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, документов и материалов, подлежащих внесению в Парламент Чеченской Республики, а также последующую разработку прогноза консолидированного бюджета Чеченской Республики на аналогичный период.
Направление мероприятий 4. Организация исполнения республиканского бюджета в текущем финансовом году.
Направление мероприятий предполагает организацию исполнения республиканского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в пределах параметров, утвержденных Законом Чеченской Республики о республиканском бюджете, с учетом их возможных изменений, а также недопущение возникновения временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году.
С этой целью Министерство финансов Чеченской Республики осуществляет формирование, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи республиканского бюджета, доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств, составление и последующее ведение кассового плана по распорядителям и получателям средств республиканского бюджета.
В течение финансового года Министерство финансов Чеченской Республики обеспечивает санкционирование денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета и исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства республиканского бюджета, а также осуществляет текущий финансовый контроль в процессе исполнения республиканского бюджета.
При необходимости корректировки плановых параметров республиканского бюджета Министерством финансов Чеченской Республики подготавливаются соответствующие проекты законов Чеченской Республики о внесении изменений в Закон Чеченской Республики о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, документы и материалы, подлежащие внесению в Парламент Чеченской Республики.
Кроме того, данное направление мероприятий включает в себя финансовое обеспечение деятельности государственного автономного образовательного учреждения "Институт повышения квалификации Министерства финансов Чеченской Республики".
Направление мероприятий 5. Организация подготовки и составление бюджетной отчетности об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Чеченской Республики за отчетный период.
Направление мероприятий предполагает проведение сбора и консолидации отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Чеченской Республики за отчетный период, используемой для последующего финансового контроля исполнения бюджетов, а также при планировании республиканского бюджета на очередной цикл.
В установленные сроки Министерством финансов Чеченской Республики осуществляется сбор сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, составление бюджетной отчетности Чеченской Республики и подготовка проекта Закона Чеченской Республики об утверждении годового отчета об исполнении республиканского бюджета, документов и материалов, подлежащих внесению в Парламент Чеченской Республики.
Аналогичным образом Министерство финансов Чеченской Республики проводит сбор сводной бюджетной отчетности об исполнении консолидированных бюджетов муниципальных районов (городских округов) и составляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета Чеченской Республики.
Направление мероприятий 6. Осуществление последующего финансового контроля исполнения республиканского бюджета.
Министерство финансов Чеченской Республики в соответствии с утверждённым планом контрольно-ревизионной работы в течение текущего финансового года проводит мероприятия по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Направление мероприятий 7. Предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Чеченской Республики (реализация данного направления в рамках настоящей подпрограммы осуществляется в 2014-2015 годах).
Направление мероприятий предполагает предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, дотации на сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики, субвенции бюджетам муниципальных районов Чеченской Республики по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений.
Направление мероприятий 8. Обеспечение сопровождения и модернизации программно-технических комплексов Министерства финансов Чеченской Республики.
В рамках направления мероприятий обеспечивается бесперебойная работа, сопровождение и дальнейшая модернизация специализированных программно-технических комплексов, способствующих сокращению сроков и повышению оперативности исполнения процедур на этапах планирования, исполнения и формирования отчетности об исполнении республиканского бюджета.
Министерство финансов Чеченской Республики обеспечивает техническое сопровождение, ремонт и модернизацию серверного, компьютерного и периферийного оборудования, организует техническое сопровождение автоматизированных систем, используемых для планирования, исполнения, свода и формирования отчетности бюджета Чеченской Республики.
В целях обеспечения открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) финансах Министерство финансов Чеченской Республики осуществляет техническое и информационное сопровождение официального сайта в сети Интернет.
Направление мероприятий 9. Кадровое, административно-правовое и хозяйственное обеспечение деятельности Министерства финансов Чеченской Республики.
Обеспечение деятельности Министерства финансов Чеченской Республики предусматривает выполнение работ по содержанию имущества министерства, материально-техническому обеспечению структурных подразделений, а также кадровому, административно-правовому обеспечению, информационному сопровождению и освещению в средствах массовой информации деятельности Министерства финансов Чеченской Республики.
Направление мероприятий 10. Содействие повышению качества управления республиканскими и муниципальными финансами (реализация данного направления в рамках настоящей подпрограммы осуществляется с 2016 года).
В рамках данного направления осуществляется реализация Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Чеченской Республики, установленного Правительством Чеченской Республики.
Подпрограмма
"Выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений"
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих направлений мероприятий.
Направление мероприятий 11. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Чеченской Республики, в том числе контроль соблюдения требований и ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В рамках указанного направления проводятся мероприятия по контролю за соблюдением муниципальными районами и городскими округами Чеченской Республики требований и ограничений, установленных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также осуществляется оценка качества управления муниципальными финансами, по итогам которой муниципальным районам и городским округам Чеченской Республики направляются соответствующие рекомендации по его повышению.
Направление мероприятий 12. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов, муниципальных поселений в Чеченской Республике.
Направление мероприятий предполагает предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, а также субвенции бюджетам муниципальных районов Чеченской Республики по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений.
Направление мероприятий 13. Обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики.
Направление мероприятий предполагает предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики.
Сведения о мероприятиях государственной программы представлены в Приложении 2 к настоящей государственной программе.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Государственная программа предусматривает применение комплекса мер государственного правового регулирования в сфере управления финансами, значительная часть которых связана с продолжением структурных преобразований бюджетной системы и направлена на дальнейшее повышение эффективности бюджетных расходов в Чеченской Республике.
Сведения о мерах государственного правового регулирования (перечень нормативных правовых актов, их основные положения и планируемые сроки принятия) в сфере реализации государственной программы представлены в Приложении 3 к настоящей государственной программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы
Министерство финансов Чеченской Республики осуществляет полномочия учредителя в отношении государственного автономного образовательного учреждения "Институт повышения квалификации Министерства финансов Чеченской Республики".
Сведения о показателях выполнения государственного задания государственного автономного образовательного учреждения "Институт повышения квалификации Министерства финансов Чеченской Республики" представлены в Приложении 4 к настоящей государственной программе.
6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации государственной программы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации государственной программы "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики" не предусмотрено.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, объемы которых подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Сведения об объеме средств, необходимых для реализации мероприятий государственной программы, представлены в Приложениях 5 и 6 к настоящей государственной программе.
8. Риски реализации государственной программы и меры по управлению этими рисками
Реализация государственной программы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации государственной программы включает в себя:
- предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов программы;
- текущий мониторинг наступления рисков;
- планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации государственной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования государственной программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов республиканского бюджета, незапланированное увеличение расходов, и как следствие, увеличение дефицита республиканского бюджета, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств и возможному увеличению государственного долга. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- привлечение средств на реализацию мероприятий программы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в частности, получение субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм государственной программы);
- рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
- составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий программы;
- корректировка программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями программы.
Правовые риски реализации государственной программы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства и приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы на федеральном уровне.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства или приоритетов государственной политики в сфере реализации программы на федеральном уровне, осуществляется при помощи следующих мер:
- регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства (в том числе анонсов планируемых изменений), стратегий и программных документов в сфере управления финансами, подготавливаемых Правительством Российской Федерации, а также указаний и методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
- реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки государственной программы.
К организационным рискам реализации государственной программы можно отнести следующие:
- несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя и исполнителей программы, органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации отдельных мероприятий программы, а также организаций, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках государственного заказа;
- ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников ответственного исполнителя и исполнителей мероприятий программы, органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с несогласованностью действий исполнителей и участников реализации мероприятий государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий государственной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;
- использование существующих (формирование новых) координационных и совещательных органов при Министерстве финансов Чеченской Республики для обеспечения должного уровня координации действий исполнителей программы, а также органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации отдельных мероприятий программы;
- заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с ограниченностью кадровых ресурсов и недостаточной квалификацией финансовых работников исполнителей и участников реализации государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий программы;
- повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий программы (проведение обучений, семинаров, обеспечение открытого доступа к методическим и информационным материалам);
- привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
- при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий государственной программы.
9. Оценка эффективности реализации государственной программы
Оценка реализации государственной программы проводится ежеквартально и по результатам завершения финансового года в соответствии с Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики, утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217. Итоговая оценка реализации государственной программы проводится по завершении периода ее действия.
1. Ежеквартально проводится оценка своевременности и степени выполнения плана мероприятий государственной программы. При этом:
- своевременность выполнения мероприятий определяется по результатам сравнения плановых и фактических сроков начала и завершения их реализации;
- уровень выполнения мероприятий и фактического использования средств определяется по результатам сравнения ожидаемых и достигнутых непосредственных результатов реализации мероприятий.
Оценка своевременности, уровня фактического выполнения и использования запланированных средств проводится для тех мероприятий, завершение которых было предусмотрено в отчетном периоде, по остальным мероприятиям оценивается своевременность начала их реализации. Оценка проводится на основании данных отчетов соответствующих исполнителей мероприятий государственной программы.
В случае если доля своевременно и в полном объеме выполненных мероприятий (при отсутствии отклонений фактически достигнутых непосредственных результатов от ожидаемых) в общем количестве мероприятий, подлежащих оценке за отчетный период, составила:
- 95% и более - итоги реализации государственной программы за отчетный период признаются положительными;
- от 80% до 94% - итоги реализации государственной программы за отчетный период признаются удовлетворительными;
- менее 80% - итоги реализации государственной программы за отчетный период признаются неудовлетворительными.
2. Ежегодно проводится оценка эффективности реализации государственной программы по достижению установленных целей и решению поставленных задач.
В ходе проведения оценки определяется уровень достижения плановых значений основных индикаторов (показателей) по соответствующим годам реализации государственной программы. При этом:
- индикаторы (показатели), для которых установлено значение "не более", считаются выполненными, если фактически достигнутое значение за отчетный год равно или не превышает плановое;
- индикаторы (показатели), для которых установлено значение "не менее", считаются выполненными, если фактически достигнутое значение за отчетный год равно или превышает плановое;
- индикаторы (показатели), для которых установлено значение "да/нет", считаются выполненными при соблюдении всех необходимых условий наступления событий (по своевременности и содержанию результата и др.).
Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется по основным индикаторам (показателям), для которых установлено плановое значение в соответствующем отчетном году. Оценка проводится на основании данных отчетов соответствующих ответственных исполнителей мероприятий государственной программы, бюджетной отчетности, сведений государственной статистики и пр.
В случае если уровень достижения плановых значений основных индикаторов (показателей) реализации государственной программы (в общем количестве индикаторов (показателей), подлежащих оценке за отчётный год) составил:
- 90% и более - итоги реализации государственной программы за отчетный год признаются положительными;
- от 75% до 89% - итоги реализации государственной программы за отчетный год признаются удовлетворительными;
- менее 74% - итоги реализации государственной программы за отчетный год признаются неудовлетворительными.
Аналогичным образом проводится итоговая оценка реализации государственной программы по завершении последнего года периода ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.