Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к государственной программе Чеченской
Республики "Обеспечение финансовой
устойчивости Чеченской Республики"
Текст подпрограммы представлен без названия
Паспорт
подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство финансов Чеченской Республики |
|
Соисполнители подпрограммы |
- |
|
Участники подпрограммы |
- |
|
Цели подпрограммы |
Обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики |
|
Задачи подпрограммы |
Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Чеченской Республики, в том числе контроль соблюдения требований и ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации |
|
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов, муниципальных поселений в Чеченской Республике | ||
Обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики | ||
Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Минимально гарантированный уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) к среднему уровню расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) |
|
Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики (соотношение среднего уровня бюджетной обеспеченности 5 наиболее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) и 5 наименее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) | ||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2016-2018 годы |
|
Объемы бюджетных ассигновании подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы - |
5687723,49 тыс. руб. |
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
5687723,49 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в том числе по годам: | ||
в 2016 году - |
1689794,84 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
1689794,84 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2017 году - |
2037892,8 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
2037892,8 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
в 2018 году - |
1960035,85 тыс. руб. |
|
в том числе по источникам: |
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
республиканский бюджет |
1960035,85 тыс. руб. |
|
внебюджетные источники |
- |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Увеличение минимально гарантированного уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований (к среднему уровню расчетной бюджетной обеспеченности) с 32% до 50% |
|
Сокращение разрыва бюджетной обеспеченности муниципальных образований (между 5 наиболее и наименее обеспеченными) с 4,4 раз до 2,5 раз |
1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития
Одной из ключевых составляющих социально-экономического развития Чеченской Республики является развитие ее муниципальных образований. В соответствии с указом Президента Чеченской Республики от 11 августа 2010 года N 167 "Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц Чеченской Республики" на территории Чеченской Республики находятся следующие муниципальные образования:
- 15 муниципальных районов;
- 3 города республиканского значения (в том числе 2 городских округа - г. Грозный и г. Аргун);
- 2 города районного значения;
- 217 сельских поселений.
В настоящий момент между отдельными муниципальными образованиями наблюдаются значительные различия по их уровню социально-экономического развития, демографической ситуации и ряду других факторов. Все это ведет к неравномерности распределения налоговых доходов по муниципальным образованиям Чеченской Республики и, как следствие, к существенной разнице в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Для выравнивания финансового положения муниципальных образований из республиканского бюджета предоставляются следующие межбюджетные трансферты:
- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов;
- дотации на сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики;
- субвенции муниципальным районам на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений.
В целях повышения прозрачности межбюджетных отношений в Чеченской Республике в 2011 году были проведен анализ причин отклонений уровня расчетной и фактической бюджетной обеспеченности муниципальных образований за период 2009-2010 годов. С учетом результатов проведенного анализа были подготовлены и внесены изменения в Закон Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-РЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике" (далее по тексту - Закон Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-РЗ) в части установления:
- методики расчета субвенций бюджетам муниципальных районов из регионального фонда компенсаций на исполнение переданных полномочий и расчета органами местного самоуправления муниципальных районов размера дотаций поселениям;
- методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе расчета и установления заменяющих часть указанных дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты.
В комплексе с проведенными мероприятиями по повышению налогового потенциала муниципальных образований Чеченской Республики вышеуказанные изменения Закона Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-РЗ позволили сократить разрыв среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности пяти наиболее и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований, который по сравнению с 2010 годом снизился с 8,6 до 4,4 раз. Несмотря на наличие положительной динамики, полученных результатов недостаточно, поэтому необходимо обеспечить дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и сокращение разрыва между ними до приемлемого уровня.
Методическая и организационная работа с муниципальными образованиями в 2010-2012 годах осуществлялась по следующим направлениям:
- совершенствование системы межбюджетных отношений на республиканском уровне;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов, а также утверждение муниципальных бюджетов на трехлетний период;
- создание системы и проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
- обеспечение реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.
В целях повышения прозрачности межбюджетных отношений на республиканском уровне были выполнены мероприятия по совершенствованию механизма выравнивания бюджетной обеспеченности и определению приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований. В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 ноября 2011 года N 180 "Об утверждении Порядка определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики" на трехлетний период был установлен перечень приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований.
В 2011 году значительное внимание было уделено вопросу обеспечения утверждения местных бюджетов на трехлетний период, что в итоге позволило во всех муниципальных образованиях (городских округах и районах) утвердить бюджеты на 2012-2014 годы.
Также в целях повышения качества управления муниципальными финансами были приняты постановление Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 года N 228 "О порядке проведения мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства и оценки качества управления бюджетным процессом" и приказ Министерства финансов Чеченской Республики от 8 декабря 2011 года N 01-03-01/303/1 "Об утверждении методики проведения мониторинга соблюдения муниципальными образованиями бюджетного законодательства, оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях и контроля за соблюдением нормативов на формирование расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления".
На муниципальном уровне необходимо обеспечить распространение и применение успешной практики органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем финансового стимулирования деятельности органов местного самоуправления по разработке и реализации аналогичных муниципальных программ.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Общегосударственные приоритеты в сфере управления общественными финансами, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время установлены:
- ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию;
- ежегодно уточняемыми основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации;
- ежегодно уточняемыми основными направлениями налоговой политики Российской Федерации;
- Бюджетной стратегией Российской Федерации на период до 2023 года;
- основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2014-2016 годы;
- государственными программами Российской Федерации в сфере управления общественными финансами;
- программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеперечисленных документов основной целью настоящей подпрограммы является повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов государственной власти по обеспечению достижения долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чеченской Республики.
Для достижения цели подпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
- мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Чеченской Республики, в том числе контроль соблюдения требований и ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
- выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов, муниципальных поселений в Чеченской Республике;
- обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики.
Сведения о значениях основных индикаторов (показателей) реализации подпрограммы приведены в Приложении 1 к настоящей государственной программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих направлений мероприятий.
Направление мероприятий 11. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Чеченской Республики, в том числе контроль соблюдения требований и ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В рамках указанного направления проводятся мероприятия по контролю за соблюдением муниципальными районами и городскими округами Чеченской Республики требований и ограничений, установленных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также осуществляется оценка качества управления муниципальными финансами, по итогам которой муниципальным районам и городским округам Чеченской Республики направляются соответствующие рекомендации по его повышению.
Направление мероприятий 12. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов, муниципальных поселений в Чеченской Республике.
Направление мероприятий предполагает предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, а также субвенции бюджетам муниципальных районов Чеченской Республики по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений.
Направление мероприятий 13. Обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики.
Направление мероприятий предполагает предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики.
4. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Подпрограмма предусматривает применение мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы.
Сведения о мерах правового регулирования (перечень нормативных правовых актов, их основные положения и планируемые сроки принятия) в сфере реализации подпрограммы представлены в Приложении 3 к настоящей государственной программе.
В рамках настоящей подпрограммы оказание государственными учреждениями государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам не предусмотрено.
5. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, участие других организаций и предприятий в реализации подпрограммы
Участие органов местного самоуправления, а также других организаций и предприятий в реализации подпрограммы не предусмотрено.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, объемы которых подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Сведения об объеме средств, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы, представлены в Приложениях 5 и 6 к настоящей государственной программе.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Реализация подпрограммы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации подпрограммы включает в себя:
- предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов подпрограммы;
- текущий мониторинг наступления рисков;
- планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации подпрограммы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования подпрограммы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов республиканского бюджета, незапланированное увеличение расходов, и как следствие, увеличение дефицита республиканского бюджета, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) подпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования подпрограммы, осуществляется при помощи следующих мер:
- привлечение средств на реализации мероприятий подпрограммы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий подпрограммы;
- корректировка подпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями подпрограммы.
Правовые риски реализации подпрограммы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства и приоритетов государственной политики на федеральном уровне.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства или приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы на федеральном уровне, осуществляется при помощи следующих мер:
- регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства (в том числе анонсов планируемых изменений), подготавливаемых Правительством Российской Федерации, а также указаний и методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
- реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки подпрограммы.
К организационным рискам реализации подпрограммы можно отнести следующие:
- несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя и исполнителей подпрограммы, органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации отдельных мероприятий подпрограммы;
- ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников ответственного исполнителя и исполнителей мероприятий подпрограммы, органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации подпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с несогласованностью действий исполнителей и участников реализации мероприятий подпрограммы, осуществляется при помощи следующих мер:
- выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий подпрограммы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;
- использование существующих (формирование новых) координационных и совещательных органов при Министерстве финансов Чеченской Республики, для обеспечения должного уровня координации действий исполнителей подпрограммы, а также органов исполнительной власти Чеченской Республики, являющихся участниками реализации отдельных мероприятий подпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с ограниченностью кадровых ресурсов и недостаточной квалификацией финансовых работников исполнителей и участников реализации подпрограммы, осуществляется при помощи следующих мер:
- назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий подпрограммы;
- повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий подпрограммы (проведение обучений, семинаров, обеспечение открытого доступа к методическим и информационным материалам);
- привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
- при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий подпрограммы.
8. Механизм реализации подпрограммы
Текущее управление реализацией подпрограммой осуществляется Министерством финансов Чеченской Республики.
Министерство финансов Чеченской Республики:
- организует реализацию подпрограммы в целом, а также выполняет мероприятия подпрограммы;
- осуществляет координацию действий участников подпрограммы;
- подготавливает и согласовывает с заинтересованными участниками подпрограммы предложения о внесении изменений в подпрограмму;
- запрашивает у участников подпрограммы информацию, необходимую для проведения мониторинга хода реализации подпрограммы.
Участники подпрограммы:
- осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы в рамках своей компетенции;
- представляют Министерству финансов Чеченской Республики информацию об исполнении мероприятий, необходимую для проведения мониторинга реализации подпрограммы.
В процессе реализации подпрограммы Министерство финансов Чеченской Республики вправе по согласованию с участниками подпрограммы принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы (в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы в целом).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.