Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений:
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав;
5) об опеке, попечительстве;
6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
жилое помещение, о выделении им жилого помещения;
10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на
11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры:
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом.
3. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка.
4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;
Согласно постановлению Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 740-ПП функции регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, передаются Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы с 1 ноября 2007 г.
2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);
4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя;
6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
8) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы;
9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
11) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
См. Положение о социальном приюте для детей и подростков, утвержденное распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 13 марта 1996 г. N 255-РЗП
14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
20) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;
23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации.
5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, и порядок организации работы по социальному патронату утверждаются Правительством Москвы.
К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
- родители которых неизвестны;
- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
- отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- безнадзорные дети;
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце настоящей части.
В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами настоящей части, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства как главой органа опеки и попечительства.
6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании.
Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией).
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.
Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; долгосрочно - от шести месяцев и более.
Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.
В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.
9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) руководителя органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) в индивидуально определяемый для него срок.
10. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.
Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Уполномоченная служба (организация) обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.
Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации), а также родителей (законных представителей) ребенка.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.
11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
12. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.