Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Экономические факторы, влияющие на лекарственное обеспечение
Динамика основных показателей работы муниципальных аптечных предприятий
(млн. руб.)
-------------------------------------------------------------------------
1995г. 1996г. 1 кв.1997г.
-------------------------------------------------------------------------
Товарооборот 1 580 983 2 254 796,3 768 347,3
в том числе:
отпуск по льготным
рецептам 634 317,0 968 013,3 309 068,6
удельный вес (в %) 40,1 42,9 40,2
Валовый доход 417 102 502 146,5 170 189,0
Издержки обращения 228 943,5 388 547,0 129 851,0
Прибыль 179 217,3 108 236,6 39 954,0
Рентабельность (в %) 11,3 4,8 5,2
-------------------------------------------------------------------------
Финансовые показатели, как видно из представленной таблицы, характеризуют:
- увеличение товарооборота в 1996 году по сравнению с 1995 г. на 42,6 %;
- увеличение объема льготной рецептуры в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 52,6 %.
Удельный вес льготной рецептуры в общем товарообороте муниципальных аптек составил 42,9 %;
- валовый доход в 1996 г. возрос на 20,4 %;
- издержки обращения за 1996 г. увеличились на 69,7% по сравнению с 1995 г.
Среднемесячная зарплата одного работающего в 1996 году составила 1 290,6 тыс. руб. (против 628,4 тыс. руб. в 1995 г., т.е. увеличилась практически в 2 раза).
Однако в 1996 году прибыль аптек уменьшилась по сравнению с 1995 г. на 39,6%, рентабельность снизилась в 2,4 раза и составила 4,8%.
Основными факторами, влияющими на лекарственное обеспечение, т. е непосредственным образом влияющими на экономику аптечного предприятия, являются неплатежи и ценообразование. Тем более, что цены - один из основных факторов доступности лекарственных средств для населения, а теперь и для бюджета.
В связи с тем, что Комитет фармации - орган государственного отраслевого управления, одна из задач которого - контроль за рациональным использованием бюджетных средств, в 1995 году с целью контроля за расходованием и упорядочением отпуска лекарственных средств по льготным рецептам был начат эксперимент по упорядочению оплаты льготных и бесплатных медикаментов.
Динамика основных показателей удельного веса льготной рецептуры в товарообороте аптек за 1993-1996 гг.
(млн. руб.)
-------------------------------------------------------------------------
1993г. 1994г. Темп 1995 г. Темп 1996 г. Темп 1 кв.
рос- рос- рос- 1997 г.
та та та
-------------------------------------------------------------------------
Товаро- 74211,6 529584,3 7,1 1580983,0 3,0 2254796,3 1,4 768347,3
оборот
в том
числе:
отпуск
по
льготным
рецептам 18199,4 160973,0 8,8 634317,0 3,9 968013,3 1,5 309068,6
удельный
вес, % 24,5 30,4 40,1 42,9* 40,2
-------------------------------------------------------------------------
45% - с учетом аптек иных форм собственности.
Эксперимент по упорядочению оплаты за медикаменты по льготным рецептам был начат с октября 1995 года. В ходе эксперимента участвовало 468 аптечных предприятия г.Москвы, которые были оснащены 560 персональными компьютерами. База данных за 1996 год составила 22,9 млн. электронных копий льготных рецептов.
В целях упорядочения расходов на оплату льготных рецептов в г.Москве осуществлены следующие мероприятия:
- введен в действие экспериментальный рецептурный бланк нового образца для выписки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно или с 50 % скидкой (приказ Департамента здравоохранения и Департамента фармации от 25.05.96 N 331/50, распоряжение Мэра Москвы от 02.07.96 N 43/1-РМ, совместный приказ Комитета здравоохранения и Комитета фармации от 01.08.96 N 483/65а );
- утверждено Положение о порядке бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения в г.Москве в 1996 году (распоряжение Мэра Москвы от 02.07.96 N 43/1-РМ);
- установлена договорная основа для отпуска лекарственных средств бесплатно или с 50 % скидкой по рецептам врачей медицинских учреждений, расположенных на других территориях Российской Федерации (распоряжение Мэра Москвы от 02.07.96 N 43/1-РМ);
- утвержден и регулярно пересматривается Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (далее Перечень ЛС) (совместный приказ Департамента здравоохранения и Департамента фармации от 29.05.96 N 331/50, распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.08.96 N 1125-РЗП);
- определен порядок комиссионного решения о назначении медикаментов, не входящих в Перечень лекарственных средств (совместный приказ Департамента здравоохранения и Департамента фармации от 29.05.96 N 331/50, совместный приказ Комитета здравоохранения и Комитета фармации от 11.09.96/17.09.96 N 572/84);
- определены медицинские учреждения, имеющие право на выписку лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам (совместный приказ Департамента здравоохранения и Департамента фармации от 29.05.96 N 331/50);
- определены аптечные предприятия, имеющие право отпуска лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам (распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.08.96 N 1123-РЗП);
- установлен порядок проведения, в соответствии с которым осуществлялась экспертиза счетов и реестров рецептов и лекарственных средств, отпущенных аптечными предприятиями бесплатно или со скидкой (приказ Комитета фармации от 07.08.96 N 69);
- установлен порядок проведения, в соответствии с которым осуществлялась экспертиза лекарственной помощи в медицинских учреждениях (совместный приказ Департамента здравоохранения и Департамента фармации от 29.05.96 N 331/50);
- определен порядок, в соответствии с которым формируется Реестр жителей Москвы, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение;
- проведен тендер на закупку медикаментов, отпускаемых по льготным и бесплатным рецептам.
Необходимо отметить, что в результате проводимого эксперимента, без привлечения дополнительных ресурсов, были обеспечены:
- реализация Закона г. Москвы "О ветеранах" в части льготного лекарственного обеспечения;
- покрытие дополнительных расходов, связанных с переходом на новые технологии лечения высокоэффективными, но дорогостоящими лекарственными препаратами;
- покрытие в III-IV кварталах дополнительных расходов, не предусмотренных на 1996 год, по оплате отпуска аптечными предприятиями антидиабетических препаратов (Целевая программа 1996 года Комитета здравоохранения).
Перспективные мероприятия, позволяющие влиять на экономические факторы в лекарственном обеспечении:
-------------------------------------------------------------------------
N Перспективные Ответственные Срок
пп мероприятия исполнители исполнения
-------------------------------------------------------------------------
1. Пересмотреть существующую систе- Комитет III кв.
му ценообразования, предусмотрев фармации, 1997 г.
четкий контроль за ценообразова- Департамент
нием лекарственных средств, на эконом. поли-
медикаменты, оплачиваемые из тики и развит.
бюджета Москвы
2. Утвердить до пересмотра системы Комитет фармации, первое
ценообразования и подписания та- тарифная комиссия, полуго-
рифного соглашения, временный утв. распоряжением дие
порядок оплаты за льготные и Правительства Москвы 1997 г.
бесплатные медикаменты от 30.08.96 N 1122-РЗП,
Департ. эконом. полит, и
развития Москвы
3. Активно внедрять векселя в сис- Комитет 1997 г.
тему расчетов с аптеками и опто- фармации
выми организациями
4. Составить реестр населения г. МГФОМС первое
Москвы, имеющего право на обес- МАКС полуго-
печение лекарственными средства- дие
ми и изделиями медицинского наз- 1997 г.
начения бесплатно или со скидкой
5. Обеспечить карточками медицинс- МГФОМС 1997 г.
кого страхования население г. МАКС
Москвы, имеющее право на получе-
ние лекарственных средств и из-
делий медицинского назначения
бесплатно или со скидкой
6. Организовать внедрение в аптеч- Комитет 1997 г.
ных предприятиях системы учета фармации
лекарственных средств и льготных МАКС
рецептов с использованием техно-
логии штрихового кодирования
7. Организовать внедрение в лечеб- Комитет первое
но-профилактических учреждениях здраво- полуго-
новой формы рецептурного бланка охранения дие
со штриховыми кодами 1997 г.
8. Организовать закупку, регистра- Комитет 1997 г.
цию и установку в аптечных фармации
предприятиях автоматизированных МАКС
рабочих мест специалистов "пер-
вого стола" скидкой (финансиро-
вание за счет кредита федераль-
ного фонда по поддержке малого
предпринимательства в размере 13
млрд. руб.)
9. Разработать положение об экспер- Комитет первое
тизе обоснованности выписки ре- здраво- полуго-
цептов для бесплатного и льгот- охранения дие
ного отпуска 1997 г.
10. Организовать контроль обоснован- Комитет постоянно
ности выписки рецептов для бесп- здравоохр.,
латного и льготного отпуска ле- МАКС, РОСНО
карственных средств
11. Регулярно пересматривать Пере- Комитеты один раз
чень лекарственных средств, от- фармации, в полуго-
пускаемых по рецептам врачей здравоох- дие
бесплатно или со скидкой ранения
12. Разработать и внедрить стандарты Комитет 1997 г.
лекарственной помощи в амбула- здравоох-
торных условиях ранения,
МАКС, РОСНО
13. Внедрить в практику закупку пре- Комитет фар- один раз
паратов для обеспечения по ль- мации. Тендер- в полуго-
готным и бесплатным рецептам ная комиссия, дие
исключительно на условиях тенде- утв. распор.
ра (конкурсного отбора) Правительства
Москвы от 13.09.96
N 858-РП
14. Внедрение разрешительной систе- Комитет 1997 г.
мы, дающей право аптечным предп- фармации
риятиям г.Москвы на отпуск ле-
карственных средств и изделий
медицинского назначения по ре-
цептам врачей бесплатно или со
скидкой, и проведение сертифика-
ции аптечных предприятий, осу-
ществляющих отпуск по льготным и
бесплатным рецептам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.