Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 13 марта 2001 г. N 241-ПП
Концепция
проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 в г. Москве
(технико-экономический прогноз)
Введение
Настоящий прогноз составлен на основании Распоряжений Председателя Правительства Российской Федерации N МК-П2-32725 от 25.12.2000 г. и Премьера Правительства г. Москвы N РП-920 от 15.09.2000 г.
Цель данного документа - представить основные характеристики и особенности Всемирной универсальной выставки и спрогнозировать ее возможные экономические параметры в объеме, достаточном для приема руководством страны политического решения о подаче в Международное Бюро Выставок (МБВ) официальной заявки от Российской Федерации на регистрацию ЭКСПО-2010 в Москве.
На основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, данные, приведенные в настоящем документе, должны быть подвергнуты дополнительному анализу и уточнению в ходе подготовки к представлению их в МБВ.
После принятия МБВ решения о регистрации, в соответствии с парижской конвенцией (1928 г.) о международных (всемирных) выставках, страна-организатор имеет возможность в течение последующих 4-х лет провести дополнительные исследования и в случае неблагоприятных выводов отказаться от проведения ЭКСПО.
В случае приема позитивного для России решения МБВ на базе данного документа было бы целесообразно разработать соответствующую федеральную целевую программу "ЭКСПО 2010".
В прогнозе учтены замечания, сделанные структурами Правительства Российской Федерации и Правительства г. Москвы и экспертами. Следует отметить, что большая часть данных, использованных в расчетах, является прогнозными на среднесрочную (9-10 лет) перспективу или оценками, основанными на опыте всемирных выставок за последние двадцать лет. Базовые показатели прогноза существенным образом не изменятся, если в течение указанного срока не произойдет каких-либо макроэкономических сдвигов радикального характера, не предусмотренных существующими прогнозами.
При подготовке настоящего технико-экономического прогноза в качестве базовых источников были использованы материалы, список которых приведен в конце документа.
Значение ЭКСПО-2010 для развития экономики России
Роль всемирных универсальных выставок ЭКСПО в международном экономическом и политическом процессе
В последние десятилетия в мире все большую силу набирают процессы глобализации. Они снижают значение межнациональных и страновых барьеров и консолидируют региональные товарные и финансовые рынки в общемировые, доступ к которым открыт из любой страны. Объединение рынков повышает уровень конкуренции на них и вынуждает практически всех сколько-нибудь значительных производителей продукции ориентироваться на мировой рынок, диктующий стандарты и цены.
Другой стороной глобализации является качественное увеличение объемов свободного капитала и его мобильности. Колоссальные финансовые ресурсы, которые могут быть в короткое время мобилизованы практически в любом месте и почти столь же быстро выведены оттуда, все больше определяют регионы и темпы экономического роста. Это заставляет национальные экономики конкурировать за межнациональные ресурсы.
Важную роль здесь, как и на любом рынке играет способность представить свои преимущества потенциальному контрагенту и партнеру. В этом смысле в мировой экономике велика роль выставочной деятельности, которая осуществляет эти функции самым эффективным образом.
Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.) вкладывают все больше средств как в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса, так и в участие своих предприятий в выставках за рубежом.
Среди многочисленных международных выставок особое место занимают Всемирные универсальные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами своих достижений и новейших разработок в самых различных областях человеческой жизни. С этой точки зрения, Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов.
Существенной особенностью является то, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей Всемирных универсальных выставок достигает нескольких десятков миллионов человек, в них принимают участие более сотни стран мира и международных организаций.
Особенно сильный эффект от решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором Всемирной универсальной выставки, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения Всемирной выставки страна завоевывает авторитет, который затем может быть трансформирован в завоевание позиций на мировых рынках.
В этом контексте ЭКСПО можно рассматривать как глобальную рекламную кампанию, ориентированную на универсальную аудиторию.
Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной коммерческой эффективности для организаторов не являются приоритетными.
Статистика всех проведенных Всемирных универсальных выставок ЭКСПО свидетельствует, что расходы государства-организатора на создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе окупаются частично уже в ходе подготовки и проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте.
Значение выставки для России
Рассматривая перспективу проведения выставки ЭКСПО-2010 в России, необходимо, прежде всего, понимать контекст, в котором она будет проходить, и те основные цели и задачи, которые ставят перед собой ее организаторы.
К 2010 г. в России должен в основном завершиться процесс перехода к рыночной экономике, а также сопутствующие ему институциональные и политические изменения. В итоге Россия предстанет в облике страны, преодолевшей сложный переходный период и способной осуществлять крупные международные проекты.
Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны.
Благоприятные экономические и политические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно пятнадцати лет (с начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать Всемирные выставки идет напряженная борьба между государствами-претендентами, подобно борьбе за право принимать у себя Олимпийские игры.
Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных достоинств страны в целом, создании конкурентных преимуществ, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей российской экономики или отдельных предприятий.
В первую очередь проведение выставки ЭКСПО-2010 создаст прекрасный событийный повод для качественного роста туризма, который принесет наибольшие поступления в бюджет и в российскую экономику в целом. Позитивное влияние ЭКСПО-2010 на поток туристов проявится за несколько лет до проведения выставки и продлится далеко за 2010 г. Было бы непростительным упустить возможность одновременного стимулирования туризма, выставочно-ярмарочной деятельности и сопутствующих секторов экономики.
Следует также помнить о большом положительном эффекте, который окажет реализация подобного проекта на инвестиционную привлекательность России. Уже в ходе подготовки Всемирной выставки для инвесторов открываются широкие возможности. Как показывает зарубежный опыт, особенно большое позитивное влияние ощущается в этот период в сфере строительства, производства стройматериалов и конструкций.
Проведение выставки привлечет в страну дополнительный поток туристов, стимулируя легкую промышленность, производство продуктов питания и сферу услуг, которые становятся привлекательными объектами для инвестирования.
Наконец, проведение в России Всемирной выставки является одним из наиболее эффективных средств демонстрация возможностей страны и ее экономического потенциала.
Положительное воздействие окажет выставка и на Москву. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально-техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест.
Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к проведению выставки, в дальнейшем, безусловно, будут использованы в интересах города и страны в целом.
В результате проведения выставки ЭКСПО-2010 Россия получит в лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить выставки любого уровня и ежегодно приносящий в бюджет примерно 500 млн.долл. США. На базе реконструированных павильонов будут созданы тематический парк, расширена и наполнена новым содержанием рекреационная зона, все регионы России получат возможность демонстрировать свои достижения.
Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от осуществленных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, где предполагается проведение Выставки, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России.
Требования международного бюро выставок
Место проведения выставки
Международное бюро выставок предъявляет следующие требования к определению места проведения Выставок:
- Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны максимально обеспечивать сокращение риска загрязнения окружающей среды, сохранение и приумножение зеленых насаждений, стать органичной частью программы развития градостроения,
- Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны эффективно использоваться после выставки.
За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в Москве было бы весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим половину жителей планеты.
Москва - это мегаполис с почти десятимиллионным населением, ежедневно принимающий дополнительно около 2 млн. чел. Столица России - крупнейший мировой центр образования, науки и культуры с богатейшей историей и традициями, развитой инфраструктурой.
Москва имеет огромный опыт проведения различного рода массовых мероприятий, в т.ч. и мирового уровня. Она была столицей XXII Олимпийских игр, дважды принимала у себя Всемирные фестивали молодежи и студентов, различные международные форумы и фестивали с большим числом участников.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что Москва обладает уникальным (не только в России) выставочным комплексом ВВЦ, огромный потенциал которого при организации ЭКСПО-2010 может быть реализован ценой относительно небольших затрат.
Территория ВВЦ является наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО.
Удачное расположение территории ВВЦ вблизи центра Москвы с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром эффективно решает задачу по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно-рекреационного комплекса.
Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а 31% принадлежит Москве, весьма удобен с учетом того, что бюджетные источники финансирования Выставки будут иметь решающее значение, особенно на начальном этапе ее подготовки.
Существующие программы развития города предусматривают реконструкцию как самого комплекса ВВЦ, так и городской инфраструктуры, необходимой для проведения Всемирной выставки.
Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве [2] предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как Всемирная универсальная выставка ЭКСПО.
В Программу развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. [3] включены затраты на развитие городской инфраструктуры, гостиничного хозяйства, транспорта, которые в существенной степени могут обеспечить решение вопросов, связанных с подготовкой города к приему посетителей ЭКСПО-2010. Для обеспечения туристического обслуживания ЭКСПО-2010 следует лишь незначительно увеличить мощности по сравнению с уже планируемым их развитием.
Кроме того, расходы на развитие инфраструктуры Москвы так или иначе заложены и в других городских программах, в частности в Генеральном плане развития г. Москвы до 2020 г. По принятию решения о проведении ЭКСПО-2010 в Москве необходимо провести работу по согласованию и корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы с учетом мероприятий, необходимых для проведения ЭКСПО-2010.
Тема выставки
Инициатива в отношении определения темы принадлежит стране, организующей Выставку, но решение принимается Международным бюро выставок, которому необходимо достаточное и убедительное обоснование выбранной темы.
Международного бюро выставок сформулировало несколько предварительных требований, которые должны лежать в основе выбора и концептуальной цели Выставки. В частности, тема Выставки должна:
- быть актуальной, а не связанной исключительно с прошлым,
- вызывать большой интерес потенциальных участников и будущих посетителей,
- обеспечивать простор для размышлений и современных предложений (Выставки только тогда значительны, когда они впитывают и выражают мысли и идеи, актуальные для соответствующего времени, отражают его специфику и связаны с будущим),
- быть гибкой, предоставляя возможность найти формы своего участия как можно большему количеству стран разных по своему потенциалу,
- связывать глобальную природу международной жизни с ее конкретными действиями в современности,
- отражать прогресс в сфере экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды,
- вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс.
Предлагаемая тема, должна вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс. Для этого необходимо создать, с одной стороны, поле для демонстрации своих достижений, а с другой, - с возможность для широких масс приобщиться к культуре и ценностям других людей. Для России эта тема должна давать возможность с одной стороны заявить о себе как о стране высочайших современных технологий, а с другой - представить реальные богатства страны во всем их многообразии и непреходящей ценности.
В настоящее время тема выставки прорабатывается с политиками, учеными, представителями культуры. По поручению Правительства Российской Федерации соответствующие обоснованные предложения будут внесены в пакет документов, представляемых в МБВ.
Основные предполагаемые характеристики выставки ЭКСПО-2010
В качестве основных прогнозных параметров приняты следующие:
Площадь выставки - 238 га
Выставочные площади брутто, из них: - 320 тыс.кв.м
- существующие площади - 170 тыс.кв.м
- по плану реконструкции ВВЦ - 150 тыс.кв.м
Продолжительность - 180 дней
Количество участников (стран
и международных организаций) - 150-180
Численность обслуживающего персонала (1) - примерно 20000 чел.
Количество посещений - примерно 27 млн.
Количество посетителей,(2) из них: - 11,7 млн. чел.
- жители Москвы и близлежащих областей - 8,8 млн. чел. (75 %)
- жители других регионов России и стран
СНГ - 2 млн. чел. (17,5 %)
- иностранцы - 0,9 млн. чел. (7,5 %)
Среднее число посещений на одного человека
(2) - 2,32
Среднее количество посещений - 150 тыс./день
Максимальное количество посещений
(последние дни перед закрытием) (2) - 450 тыс. в день
Коэффициент отношения максимального
числа посетителей к среднему (2) - 3
Средняя стоимость билета (3) - 20 долл.
Технико-экономический прогноз
Общие подходы к оценке эффективности
Как отмечалось выше, коммерческая эффективность проведения ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о проведении выставки. Однако такой эффект, безусловно, существует и может быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования заключается в сложности связей выставки и окружающей ее экономической среды государства-устроителя, и, как следствие, - в отсутствии универсальной методики по оценке экономической эффективности, проверенной на уже проведенных выставках.
Вместе с тем проведение выставки означает и большую дополнительную нагрузку на инфраструктуру места проведения. Для подготовки выставки необходимо провести ряд работ, связанных как со строительством новых сооружений, так и с реконструкцией существующих зданий, сооружений, коммуникаций. Оценки требуемых мощностей можно получить, анализируя зарубежный опыт и основываясь на принятых выше основных параметрах выставки (сроки, площадь, число посетителей, максимальный дневной поток).
Предполагаемые затраты на подготовку и проведение ЭКСПО-2010
Анализ проведенных за рубежом выставок (см. [8]) показывает, что государство обеспечивает большую часть работ в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда государство заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других, если эта заинтересованность меньше, - сокращаться. Кроме того государственные затраты могут быть снижены за счет привлечения внебюджетных средств (спонсоры, инвесторы и т.п.).
Ниже приводится таблица, содержащая укрупненную структуру затрат, связанных с развитием инфраструктуры г. Москвы а также с проведением ЭКСПО 2010.
Следует отметить, что подавляющая часть необходимых мероприятий по развитию инфраструктуры города и транспортных сетей уже запланирована в планах развития Москвы до 2010 года. Эти затраты не связаны непосредственно с проведением ЭКСПО-2010 и будут осуществляться независимо от него.
Проведение Всемирной выставки потребует реализации некоторых специальных проектов, требующих финансирования из бюджета. Эти затраты отнесены к затратам, прямо связанным с проведением ЭКСПО-2010.
Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО-2010
Таблица 1.
Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО-2010 (млн.долл. США)
Направление расходования средств |
Объем затрат |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
Развитие городской инфраструктуры до 2010 г., включая ЭКСПО-2010 |
Бюджет г.Москвы |
|
Инженерная инфраструктура |
58,5 |
|
Транспортная инфраструктура, в т.ч. |
230,0 |
|
оборудование дорожной сети и подъездных путей в районе ВВЦ |
200,0 |
|
обновление автобусного парка |
30,0 |
|
Автостоянки и подъезды к ним |
300,0 |
|
Выставочная деревня |
76,0 |
|
Непредвиденные расходы |
33,2 |
|
Всего из бюджета г.Москвы |
697,7 |
|
Подготовка ВВЦ к проведению ЭКСПО-2010 | ||
Строительство новых выставочных площадей (150000 кв.м) |
225,0 |
Бюджет Российской Федерации |
Реконструкция существующих сооружений (170000 кв.м) |
187,0 |
|
Инженерная подготовка территории ВВЦ и площадок для массовых мероприятий (130000 кв.м) |
39,0 |
|
Строительство таможенно-складского терминала (20000 кв.м) |
15,0 |
|
Реконструкция инженерных коммуникаций и сооружение дополнительной инфрастурктуры для ЭКСПО-2010 |
65,0 |
|
Непредвиденные расходы |
26,5 |
|
Всего по ВВЦ |
557,5 |
|
Операционные расходы в ходе подготовки и проведения выставки | ||
Экспозиция Российской Федерации, включая регионы |
61,5 |
|
Тематические павильоны |
87,5 |
|
Административные расходы (на 10 лет) в т.ч. |
150,0 |
|
зарплата |
30,0 |
|
обеспечение деятельности дирекции Выставки |
8,0 |
|
охрана и эксплуатация систем (противопожарной, учета, информационной) |
15,0 |
|
Уборка территории и павильонов |
15,0 |
|
коммунальные услуги |
75,0 |
|
представительские расходы |
7,0 |
|
Информационно-рекламные расходы |
200,0 |
|
Культурная программа |
120,0 |
|
Поддержка участия малых и развивающихся стран |
70,0 |
|
Непредвиденные расходы |
34,5 |
|
Всего операционных расходов |
723,5 |
|
Всего из бюджета Российской Федерации |
1281 |
|
Итого |
1978,7 |
|
Ниже приведена расшифровка отдельных статей расходов, приведенных в этой таблице. Список объектов и ориентировочная стоимость работ получены из источников, перечисленных в конце доклада, а также указанных в сносках.
1. Pазвитие городской инфраструктуры
Инженерная инфраструктура (4) 58,5 млн.долл. |
Специально для проведения ЭКСПО-2010 необходимо построить новые источники тепловой и электрической энергии стоимостью 40 млн.долл. Для обеспечения нового источника тепла топливом требуется реконструкция ГГРП и прокладка газопровода общей стоимостью около 1,5 млн.долл. Для обеспечения объектов выставки средствами связи необходимо построить АТС и смонтировать линии оптоволоконной связи общей стоимостью 17 млн.долл. |
Транспортная инфраструктура (4) 230 млн.долл. |
Для проведения ЭКСПО-2010 понадобятся дополнительные по развитию транспортной инфраструктуры Москвы работы, в том числе оборудование подъездных путей и развитие дорожной сети в районе ВВЦ - 200 млн.долл., обновление автобусного парка - 30 млн.долл.(5) |
Автостоянки и подъезды к ним (4) 300 млн.долл. |
Проведение ЭКСПО-2010 потребует значительного развития сети автостоянок (наземных, многоярусных и подземных) сверх запланированных. Стоимость дополнительных автостоянок и подъездов к ним составит 300 млн.долл. |
Выставочная деревня (6) 76 млн.долл. |
Выставочная деревня рассчитана на 10 тыс. проживающих. При соблюдении гигиенических норм 16 кв.м на человека площадь деревни составит 160 тыс.кв.м. Себестоимость квадратного метра жилья с отделкой и необходимой мебелью равна примерно 475 долл., общая стоимость строительства выставочной деревни в 76 млн.долл. |
2. Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010
Строительство новых выставочных площадей (150000 кв.м) 225 млн.долл. |
Ориентировочная стоимость новых современных выставочных помещений с необходимой инфраструктурой оценивается в 1500 долл. за кв.м. Общая стоимость строительства - 225 млн.долл. |
Реконструкция существующих сооружений (170000 кв.м) 187 млн.долл. |
Стоимость реконструкции существующих павильонов ВВЦ оценивается в 1100 долл. за кв.м. Общая стоимость реконструкции - 187 млн.долл. (7) |
Инженерная подготовка открытых площадок (130000 кв.м) включая последующую рекультивацию земли (8) 39 млн.долл. |
Открытые площадки планируется использовать для сооружения временных и постоянных строений, в т.ч. точек питания, павильонов для проведения культурных программ, что требует подведения инженерных коммуникаций, часть площадок асфальтируется с последующей рекультивацией. Средняя стоимость подготовки открытых площадок оценивается в 300 долл. за кв.метр. Суммарные затраты составят - 39 млн.долл. |
Строительство таможенно-складского терминала (20000 кв. м) (9) 15 млн.долл. |
Таможенно-складской терминал, оборудованный современной техникой, должен обеспечить таможенную обработку грузов стран-участниц ЭКСПО-2010 и в последствии будет использоваться в интересах ВВЦ и ГТК РФ. По существующим в Москве аналогам, средняя стоимость строительства терминала с учетом необходимых механизмов и систем - 750 долл. за кв. м, что составляет 15 млн.долл. |
Реконструкция инженерных коммуникаций и сооружение дополнительной инфраструктуры для ЭКСПО-2010 65 млн.долл. |
Большая часть инфраструктуры ВВЦ построена в 1935-1937 гг. и амортизирована на 100%. Для проведения ЭКСПО-2010 требуется перекладка практически всех сетей и строительство ряда новых. По оценке Управления технической эксплуатации ВВЦ необходимо: Реконструировать городскую питающую высоковольтную сеть. Реконструировать все внутренние инженерные коммуникации. Построить собственный подземный водозабор. (10) Ориентировочная стоимость работ - 35 млн.долл. Качество связи на ВВЦ в настоящее время неудовлетворительно. Сети и локальная АТС, заложенные в 1936 г. и модернизированные в 1950 г., не в состоянии обеспечить необходимый трафик. Для обеспечения современного уровня связи на ВВЦ необходимо провести дополнительные работы по развитию сети и внедрению новых технологий стоимостью в 10 млн.долл.(11) К расходам на развитие инфраструктуры также отнесено создание пресс-центра, местной системы телевидения, оборудование электронных систем охраны и пожаротушения, пропуска посетителей - 20 млн.долл.(11) |
3. Операционные расходы в ходе подготовки и проведения ЭКСПО-2010
Экспозиция Российской Федерации, включая регионы (12) 61,5 млн.долл. |
В соответствии с традициями всемирных выставок экспозиция страны-организатора состоит из двух частей: павильон Российской Федерации в пределах 15 тыс.кв.м с учетом собственно экспозиции и мест проведения симпозиумов, конференций, протокольных и культурных мероприятий, павильоны федеральных округов и/или отдельных регионов Российской Федерации общей площадью в пределах 30 тыс.кв.м. Суммарная стоимость экспозиции Российской Федерации и регионов - 61,5 млн.долл. |
Тематические павильоны 87,5 млн.долл. (19) |
Тематические павильоны раскрывают основное содержание темы выставки, акцентируют внимание на глобальных проектах страны-организатора и в соответствии с правилами проведения всемирных выставок создаются страной-организатором. Как показывает практика, для полноценного раскрытия темы и ее составляющих элементов необходимы площади в пределах 35 тыс.кв.м. При стоимости экспозиции 2500 долл. за кв.м общая сумма затрат составит 87,5 млн.долл. |
Административные расходы 150 млн.долл. |
В административные расходы входит обеспечение деятельности дирекции ЭКСПО-2010 в течение 10 лет (включая послевыставочные мероприятия), подбор, обучение и обеспечение персонала, работа персонала в период выставки, в частности, обслуживание экспозиции Российской Федерации, тематических павильонов, деятельность различных служб. Число рабочих мест для подготовки и непосредственного обслуживания ЭКСПО-2010 варьируется от 30 в первый год подготовки до 20000 в период проведения выставки (13). Зарплата за весь период подготовки и проведения выставки составит около 35 млн.долл. Техническое обеспечение деятельности дирекции (с учетом амортизации и обновления оборудования и включая помещения, оргтехнику, связь и т.п.) составит в течение 10 лет примерно 10 млн.долл. (14) Затраты на охрану общественного порядка в настоящее время составляют в год 630 тыс. долларов США. При увеличении среднего потока посетителей до 150 тыс.чел. в день соответствующим образом должны возрасти и расходы по этой статье. В сумме затраты на мероприятия по охране общественного порядка, включая спецмероприятия на период работы ЭКСПО-2010, составят 15 млн.долл. (15) Практика проведения ЭКСПО показывает, что расходы на уборку и содержание территории прямо пропорциональны потоку посетителей (16). Учитывая рост числа посетителей, затраты на уборку и содержание территории ВВЦ за весь период проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 4 млн.долл. Уборка павильонов и административных зданий сегодня требует примерно 35 долларов на кв.м в год (17). С учетом роста числа посетителей и требований ужесточения сроков уборки затраты составят до 30 долларов на кв.м закрытой экспозиционной площади за время проведения ЭКСПО, что в сумме составит примерно 11 млн.долл. Коммунальные услуги, включая электроснабжение, канализацию и пр., требуют сегодня около 10 долл. на один кв. м площадей в год (16). Опыт проведения всемирных выставок показывает, что стоимость подобных услуг за рубежом достигает 1,5-2 долл. за кв.м в день (18). Учитывая, что к 2010 г. стоимость коммунальных услуг в России приблизится к мировым ценам, следует ориентироваться на цифру 1 долл. за 1 кв.м в день. В результате получаем 675 млн.долл. Исходя из практики предыдущих ЭКСПО, представительские и протокольные расходы оцениваются в 10 млн.долл. за весь период подготовки и проведения выставки (на 10 лет) (19). |
Информационно-рекламные расходы 200 млн.долл. |
Размах информационно-рекламной кампании существенным образом влияет на посещаемость выставки. Так, благодаря удачной рекламной кампании число посетителей Всемирной выставки в Севилье поднялось с ожидавшихся 25 млн. человек до 41 млн. человек. Согласно бюджетному отчету прямые и косвенные расходы на рекламу ЭКСПО-1992 составили около 1 млрд.долл. (20) Напротив того, недостаточное внимание к рекламной кампании организаторов ЭКСПО-2000 называется в качестве одного из основных факторов, обусловивших двукратное против прогнозируемого снижение числа ее посетителей. В рамках информационно-рекламной кампании проводятся презентации, симпозиумы и конференции, организуется публикация материалов в прессе, по радио и на телевидении, используются современные системы распространения информации, включая Интернет. В соответствии с прогнозом Ассоциации рекламных агентств для того, чтобы обеспечить прогнозируемое число посещений (до 30 млн.) необходимо затратить на информационно-рекламную кампанию 200 млн.долл. |
Поддержка участия малых и развивающихся стран(21) 70 млн.долл. |
По данным организаторов ЭКСПО-2000 на поддержку участия малых и развивающихся стран (50 стран) было затрачено около 50 млн.долл. Можно ожидать, что число спонсируемых стран на ЭКСПО-2010 составит 70 и соответственно общие затраты - 70 млн.долл. |
Культурная программа(22) 22 120 млн.долл. |
По опыту проведения массовых мероприятий (празднование 850-летия Москвы) стоимость торжественных церемоний составляет 3-5 млн.долл. Ежедневные культурные мероприятия (концерты, шоу, дни культуры регионов и пр.) в процессе проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 500 тыс.долл. (22) Общая стоимость культурной программы ЭКСПО-2010, включая мероприятия, проводимые в ходе подготовки к выставке, составит около 120 млн.долл. (см. также [15]). |
Непредвиденные расходы 94,2 млн.долл. |
Непредвиденные расходы закладываются в размере 5% от общих сумм, что составляет примерно 94,2 млн.долл. |
Итоговая сумма прямых затрат на проведение ЭКСПО 2010 из бюджета Российской Федерации составляет 1281 млн. долларов, из бюджета г. Москвы - 697,7 млн.долл.
Затраты, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО-2010
Таблица 2.
Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО-2010
(млн.долл. США)
Направление расходования средств |
Объем затрат |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
Развитие городской инфраструктуры до 2010 г. |
Бюджет г.Москвы |
|
Инженерная инфраструктура |
75,3 |
|
Транспортная инфраструктура, в т.ч. |
1290,0 |
|
Автостоянки и подъезды к ним |
25,0 |
|
Гостиницы |
275 |
|
Всего из бюджета г. Москвы |
1665,3 |
|
Гостиницы |
8600,0 |
Инвесторы |
Всего по городской инфраструктуре |
10265,3 |
|
Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения |
415 |
Бюджет РФ |
Всего из бюджета Российской Федерации |
415 |
|
Итого |
10680,3 |
|
Общий объем затрат, не связанных непосредственно с проведением всемирной выставки ЭКСПО 2010, и направленных на развитие городской и транспортной инфраструктур равен 10,7 млрд. долл. Подавляющая (80%) часть из них приходится на коммерческих инвесторов и лишь 2080,3 млн. долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской Федерации. Ниже дается расшифровка отдельных статей расходов.
1. Pазвитие инфраструктуры г. Москвы до 2010 г
Инженерная инфраструктура 75,3 млн.долл. |
Согласно данным [5, 14] Постановлениями Правительства Москвы запланированы работы на Черкизовской (в сумме 34 млн.долл.) и Измайловской (в сумме 28,3 млн.долл.) КНС, а также строительство отводящего канала от Люберецкой станции аэрации (8,6 млн.долл.) и очистного сооружения на Останкинском ручье (1,8 млн.долл.). Кроме того запланированы работы на водопроводных магистралях Северной водопроводной станции (2,6 млн.долл.) |
Транспортная инфраструктура (23) 1290 млн.долл. |
Согласно ППМ N 700 до 2005 г. должны быть завершены строительные работы на северном участке 3-го транспортного кольца Москвы, стоимость 475 млн.долл., реконструкция Ярославского шоссе - 100 млн.долл., строительство монорельсовой дороги между станциями метро "Тимирязевская" и "Ботанический сад" с заходом на территорию ВВЦ - 140 млн.долл., развитие дорожноуличной сети СВАО - 50 млн.долл. и сети автостоянок - 25 млн.долл. В период 2006-2010 гг. в городских программах запланировано строительство ряда объектов, имеющих отношение к территории ВВЦ ориентировочно 500 млн.долл. Всего, в планах реконструкции и развития транспортной инфраструктуры Москвы в 2001-10 гг. запланировано строительство объектов, включая объекты, имеющие отношение к ЭКСПО-2010 общей на 1290 млн.долл. |
Гостиницы 275 млн.долл. из бюджета Москвы, 8,6 млрд.долл. за счет инвесторов |
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. (Cм. [3]) содержит базовые цифры наращивания мощностей туристского комплекса, рассчитанные на предполагаемые потоки туристов. (24) в частности, запланировано строительство 28 тыс. гостиничных номеров разного класса общей вместимостью 47 тыс. человек.(25) Запланированная стоимость строительства новых гостиниц - 83,7 млрд. рублей (2,9 млрд.долл.) Реконструкция и повышение классности существующих - 1,6 млрд.долл. Основная часть затрат планируется за счет коммерческих инвесторов, но 275 млн.долл., направляемых в основном на разработку предпроектной документации и реконструкцию гостиниц, находящихся в собственности города, будет получена из бюджета Москвы (26). По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного обеспечения гостиничными площадями на период проведения ЭКСПО-2010 нужно дополнительно построить (или повысить классность до уровня 4-5 звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Затраты на это строительство оцениваются в 4,1 млрд. долларов, которые будут получены за счет привлечения инвесторов. Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) возможно использование гостиниц высшей категории, расположенных в ближнем Подмосковье. Это позволит существенно снизить затраты на гостиницы. |
Таким образом, согласно планам развития города Москвы, средства, направляемые на объекты и программы, не имеющие прямого отношения к проведению Всемирной выставки ЭКСПО-2010, составляет примерно 10,3 млрд. долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3 млн. долларов.
2. Расходы бюджета Российской Федерации
Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения 415 млн.долл. |
Качественное обслуживание дополнительного потока туристов, которые посетят Москву в период работы ЭКСПО, требует улучшения существующих связей с основными международными аэропортами - Шереметьево, Внуково и Домодедово. Соответствующие затраты из расчета 80 км дорог со стоимостью 5 млн.долл. за километр автодороги (27), а с учетом подъездных путей и стоянок - 415 млн.долл. |
Итого, затраты бюджета Российской Федерации, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО-2010, составят 415 млн.долл.
Предполагаемые источники финансирования
Следует отметить, что поступления от разных источников должны поступать в разное время. Так, очевидно, бюджетное финансирование строительства должно происходить за несколько лет до начала выставки, в то время как основная часть операционных расходов - непосредственно в процессе ее проведения. В то же время незадолго до начала и во время проведения выставки поступит существенная часть доходов (от билетов, услуг посетителям и экспонентам), что позволит снять нагрузку на бюджет.
Согласно правилам МБВ, Правительство страны-организатора должно гарантировать, что необходимые для проведения ЭКСПО работы будут профинансированы. Поэтому общий объем гарантий Правительства Российской Федерации должен составить 2 млрд. долл., направляемых на затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО-2010.
Реальные затраты из федерального бюджета окажутся существенно меньше за счет использования средств из бюджета Москвы (0,7 млрд. долл.), поступлений операционных доходов, средств спонсоров и инвесторов, а также за счет возврата части инвестированных средств через налоговые платежи. По предварительным расчетам все реальные затраты федерального бюджета по завершении выставки ЭКСПО в той или иной форме возвратятся в казну.
В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источников финансирования.
Здесь отражены средства, привлекаемые для финансирования как работ, не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО-2010, так и прямых затрат на выставку.
Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем столбце приведены средства, которые останутся в собственности государства или города в капитализированном виде - как дороги, городская инфраструктура, выставочные павильоны и т.п. Большая часть из них заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО. В крайний правый столбец отнесена доля средств, привлеченных непосредственно для проведения выставки, которые не будут капитализированы (например, будут использованы для финансирования операционных расходов).
Таблица 3.
Бюджетные источники финансирования
|
Сумма (млн.долл.) |
||
Общая сумма |
Вложено в активы |
Не капитализированные |
|
Бюджет Российской Федерации, в т.ч. |
1696 |
907 |
789 |
Транспортная инфраструктура |
|
415 |
|
Выставочные павильоны |
|
412 |
|
Инфраструктура ВВЦ и терминал |
|
80 |
|
Бюджет г. Москвы, в т.ч. |
2362,7 |
2024,5 |
338,2 |
Инженерная инфраструктура |
|
133,5 |
|
Транспортная инфраструктура*) |
|
1365 |
|
Автостоянки*) |
|
175 |
|
Выставочная деревня |
|
76 |
|
Гостиницы |
|
275 |
|
Всего из бюджета: |
4058,7 |
2931,5 |
1127,2 |
*) Предполагается, что половина автостоянок и подъездных путей будет носить временный характер и по окончании ЭКСПО-2010 будет демонтирована, а освободившаяся территория будет использована для городских нужд. Вторая половина останется в собственности города, и на коммерческой основе будет обслуживать новый выставочный комплекс ВВЦ.
Ниже приводится расшифровка статей таблицы.
Бюджетные источники
Федеральный бюджет 1,696 млрд.долл. |
Сумма составлена из затрат на подготовку ВВЦ к проведению ЭКСПО (0,56 млрд.долл.), расходов на федеральную транспортную инфраструктуру (0,4 млрд.долл.) и операционных расходов (0,72 млрд.долл.), однако она может быть существенно уменьшена при условии своевременного поступления средств из других источников. Отметим, что из них 907 млн.долл. будет капитализировано в транспортную инфраструктуру 415 млн.долл.), выставочные павильоны (412 млн.долл.) таможенный терминал (15 млн.долл.) и инженерную инфраструктуру ВВЦ (65 млн.долл.). По окончании ЭКСПО-2010 часть из капитализированных средств может быть возвращена путем продажи инвесторам. |
Бюджет Москвы 2,36 млрд.долл. |
Весь объем финансирования развития инфраструктуры Москвы в связи с проведением ЭКСПО-2010 в объеме 2363 млн.долл. ложится на городской бюджет. При этом часть затрат (не менее, чем 2024,8 млн.долл.) остается в собственности города в виде сооружений, дорог и т.п. Остальные (338,2 млн. долл.) состоят из непредвиденных затрат, затрат на строительство временных автостоянок, подъездных путей и их последующего демонтажа. Точный объем этих средств можно будет установить только после детальной архитектурной проработки схемы размещения автостоянок. |
В таблице 4 приведены средства, которые согласно прогнозу должны поступить из внебюджетных источников. Часть из них поступит еще в период подготовки к ЭКСПО (лицензионные и спонсорские платежи, часть оплаты за услуги экспонентам и посетителям, часть средств от инвесторов), другая часть - во время выставки, а остальные - при реализации имущества после окончания ЭКСПО (продажа выставочной деревни, часть средств инвесторов).
Таблица 4.
Внебюджетные источники финансирования
|
Сумма (млн.долл.) |
||
Общая сумма |
Вложено в активы |
Операционные |
|
Билеты |
540 |
|
540 |
Услуги экспонентам |
100 |
|
100 |
Услуги посетителям и лицензии |
150 |
|
150 |
Реализация выставочной деревни |
80 |
|
80 |
Спонсоры |
200 |
|
200 |
Инвесторы, в т.ч. |
8800 |
|
|
Инвестиции в строительство гостиниц |
|
8600 |
|
Прочие инвестиции |
|
|
200 |
Итого: |
|
8600 |
1270 |
Расшифровка статей приведена ниже.
Внебюджетные источники
Билеты 540 млн.долл. |
В прогнозе развития России до 2010 г. приводятся базовые цифры, характеризующие ВВП и конечное потребление домашними хозяйствами, согласно которым конечное душевое потребление возрастет к 2010 г. по сравнению с 2000 г. примерно в 2,5 раза (28) в долларовом выражении. Применительно к цене входного билета на Всемирную выставку ЭКСПО-2010 такое изменение означает снижение цены с 20 до 8 долл. США, т.е. по текущему обменному курсу до 220 руб. Именно на такую цену следует ориентироваться применительно к сегодняшнему дню. Для сравнения отметим, что цена билета в кинотеатры, оборудованные на современном уровне, колеблется сегодня от 120 - до 200 руб. (19).(за исключением льготных дневных сеансов). При этом следует иметь в виду, что прогнозируемая цена входного билета - 20 долл. является наиболее низкой по сравнению с ценой билета всех предыдущих всемирных выставок. Поступления от продажи билетов на ЭКСПО составят примерно 540 млн.долл. |
Услуги экспонентам 100 млн.долл. |
В соответствии с принципом проведения всемирных выставок, их "участники - не клиенты, но партнеры устроителей", и взымание с них арендной платы за выставочные площади является чрезвычайно непопулярной мерой, снижающей шансы страны на победу в конкурсе за право организовать ЭКСПО-2010. Однако в ходе работы выставки с участников взимается плата за предоставление разнообразных платных услуг, как то: коммунальных, охраны, сигнализации, связи, уборки территории и т.п. Плата за эти услуги по правилам не может быть выше их себестоимости для организатора, но вполне может полностью покрывать соответствующие расходы. Так за счет экспонентов может быть покрыта часть расходов на уборку территории и павильонов - 6 млн.долл., охрану - 3 млн.долл., коммунальные услуги - 35 млн.долл., услуги связи, включая мобильную, и доступ в Интернет - 1 млн.долл. (29) Арендная плата за проживание персонала в выставочной деревне из минимального расчета 40 долл. на человека в день при заполняемости 70% позволит получить примерно 55 млн.долл. |
Услуги посетителям, продажа лицензий и прав (19) 150 млн.долл. |
Для организации обслуживания посетителей коммерческие организации заключают договора концесии или покупают лицензии на организацию торговли и пунктов питания. Кроме того, использование символики ЭКСПО-2010 на товарах, сувенирной продукции, в магазинах, гостиницах и пунктах питания в городе, продажа прав телетрансляции мероприятий ЭКСПО-2010 позволит собрать не менее 150 млн.долл. |
Спонсорские взносы (19) 19 200 млн.долл. |
Традиционно всемирные выставки привлекают значительное число спонсоров. В частности, на всех последних ЭКСПО главными спонсорами выступали такие транснациональные компании как Coca-Cola, McDonalds, IBM, Microsoft, Shell, а также крупные национальные фирмы, корпорации, финансовые структуры. Спонсорские пакеты на прошлых выставках составляли от 400 до 900 млн.долл. (в частности, ЭКСПО-98 в Лиссабоне - около 680 млн.долл., ЭКСПО-2000 в Ганновере - около 900 млн.долл.). (30) Как правило, за счет спонсоров покрываются расходы на создание и обслуживание тематических павильонов, культурную программу, часть расходов на павильон страны организатора ЭКСПО, поддержку участия малых и развивающихся стран. Принимая во внимание опыт проведения в Москве Детских и юношеских Олимпийских игр, празднования 850-летия Москвы, традиционных дней города, и с учетом значимости ЭКСПО-2010 как мероприятия всемирного масштаба можно спрогнозировать, что спонсорские взносы составят не менее 200 млн.долл. |
Инвесторы (19) 8800 млн.долл. |
Как указывалось выше, основные затраты на строительство гостиниц предполагается осуществлять за счет привлечения частных инвестиций. Их объем составляет 8,6 млрд.долл. и, как показывает сегодняшний опыт строительства и реконструкции гостиниц, привлечение таких средств в течение 7-8 лет вполне реально при условии официального объявления о проведении ЭКСПО 2010 в Москве. В случае поддержки МБВ кандидатуры России и решения имущественно-правовых вопросов, ВВЦ может провести работу по привлечению крупных российских и иностранных инвесторов для долевого участия в строительстве новых выставочных площадей. Это позволит существенно сократить бюджетное финансирование строительства новых выставочных площадей и реконструкцию существующих сооружений, предприятий питания, торговли и развлечений. Суммарный объем сторонних инвестиций можно оценить в размере 200 млн.долл. Другой сценарий предусматривает получение этих средств после окончания выставки ЭКСПО в ходе реализации имущества, тогда они поступят в бюджет позднее и обеспечат возврат части вложенных средств. |
Если рассматривать баланс бюджетных затрат на выставку и поступлений в бюджет в результате ее проведения, мы получим следующие цифры:
- суммарные не капитализированные затраты на проведение ЭКСПО составляют 1127,5 млн.долл.
- поступления за счет внебюджетных источников с учетом реализации активов после окончания выставки составят 1270 млн.долл.
Превышение поступлений над не капитализированными затратами составит 142,5 млн.долл. Помимо указанных выше прямых поступлений, в бюджеты всех уровней будет направлен значительный поток дополнительных налоговых и приравненных к ним платежей, которые будут поступать по мере расходования средств. Минимальная возможная оценка их составляет 20% (НДС) от дополнительных затрат, что дает поступления в бюджет в размере 1,3 млрд. долларов в течение 10 лет.
Следует упомянуть еще один источник поступлений - поток налоговых платежей от эксплуатации новых выставочных площадей в период до и после проведения ЭКСПО-2010. Точную оценку этих платежей дать невозможно, т.к. она существенно зависит от графика ввода площадей (т.е. инвестиций в их строительство) и налогового режима в 2003 - 2010 г.г. и далее.
Тем не менее, основываясь на существующем налоговом регулировании, можно сделать некоторые прогнозы. По данным экспертов выставочный павильон окупается примерно за 7-8 лет. Учитывая, что государство является владельцем ГАО ВВЦ, мы можем суммировать налоговый поток и прибыль, что позволяет уменьшить срок окупаемости по крайней мере в 2,5 раза - до 3-3,5 лет.
Предполагая консервативный график ввода площадей - равномерный с 2003 по 2009 годы, получим что к 2010 году окупится свыше половины новых площадей, что в сумме составляет более 100 млн. долларов. К 2013 году окупятся все затраты на строительство новых площадей.
Прогноз бюджетной эффективности ЭКСПО-2010
Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной статьей доходов являются доходы от использования объектов городской инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта. Расчет этих доходов приведен в следующей таблице.
Таблица 5.
Затраты посетителей и сотрудников ЭКСПО 2010 на городскую инфраструктуру
|
Иностранцы |
Граждане стран СНГ |
Жители регионов России |
Москвичи и Подмосковье |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество (в млн.) (31) |
0,9 |
2,1 |
5,9 |
2,9 |
11,8 |
Доходов, попадающих в экономику города (долл. на 1 человека) (32) |
560 |
245 |
150 |
14 |
|
Всего (млн.долл.): |
$504 |
$514,5 |
$885 |
$40,6 |
1944,1 |
Сотрудники | |||||
Количество (31) |
3000 |
2000 |
5000 |
10000 |
20000 |
Доходов, попадающих в экономику города (долл. на 1 человека) (33) |
6600 |
2900 |
1800 |
- |
|
Всего (млн.долл.): |
19,8 |
5,8 |
9 |
- |
34,6 |
Итого поступлений в инфраструктуру: $1978,7 млн. |
Таким образом, хозяйствующие субъекты города получат примерно 2 млрд. долларов США, а соответствующие поступления в бюджеты всех уровней могут быть оценены величинами порядка 500-600 млн.долл.
Следует отметить, что эксплуатация вновь построенных выставочных площадей породит значительный бюджетный поток. Согласно оценкам, приведенным в концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве, динамика косвенной (включая поступления в бюджет от использования услуг городской инфраструктуры) бюджетной эффективности от деятельности ВВЦ (с учетом реконструкции) имеет такой вид:
Таблица 6.
Прогноз бюджетной эффективности деятельности ВВЦ
(млн.долларов США)
1998 год |
2000 год |
2002 год |
2005 год |
2008 год |
78,57*) |
100*) |
120**) |
155**) |
435**) |
*) Факт, см. [7]
**) Прогноз
Таким образом, только за счет прироста налоговых поступлений, от деятельности ВВЦ, к моменту проведения ЭКСПО 2010 бюджетные затраты на строительство и реконструкцию собственно ВВЦ уже окупятся.
При финансовом планировании полезно учесть опыт проведения выставок ЭКСПО, например, выставок в Цукуба в 1985 г. и в Лиссабоне в 1998 г. В основу реализации проекта ЭКСПО-1998 был положен принцип долгосрочного баланса между расходной и доходной частью на период с 1993 г. (начало реализации проекта) по 2009 г. Расходы на проведение выставки были произведены в течение 5 лет и удваивались ежегодно, достигая максимума в год проведения выставки. Доходы достигли максимума также в год проведения выставки (билеты, инфраструктура), однако продолжают оставаться высокими и в послевыставочный период (прогноз до 2009 года) (См. [11]).
Оценка макроэкономического эффекта от проведения Всемирной выставки в Цукуба (1985 г.) приведены в [8]. Суммарные затраты за пять лет оцениваются в 0,4% ВВП Японии (в 1985 г.). Эффект длится в течение примерно 7-10 лет и даст прирост в размере около 0,1-0,2% валового внутреннего продукта в год (см. [8], с. 114, 123.
Социальный эффект может охарактеризовать такой, например, факт: Всемирная выставка обеспечила создание 457773 дополнительных рабочих мест (0,8% от всех рабочих мест Японии в 1985 г.).
Готовность Москвы к приему ЭКСПО-2010
Оценка потребности в инфраструктуре
Для успешного проведения Выставки потребуется обеспечить решение следующих основных задач:
- гостиницы,
- транспорт,
- парковочные места,
- нагрузки на городское коммунальное хозяйство.
Кроме того, в число задач, которые надо решить входит питание посетителей и сотрудников, организация торговли, обеспечение связи, развлечения.
Потребность в инфраструктуре определялась, исходя из прогноза 27 млн. посещений ЭКСПО-2010 за время функционирования выставки с пиковым дневным количеством посетителей 500 тыс. чел. Для более точной оценки инфраструктурных потребностей за основу было взято следующее распределение по географии постоянного проживания посетителей:
- 125 тыс. чел. - москвичи и ближайшее Подмосковье,
- 250 тыс. чел. - жители соседних областей,
- 87,5 тыс. чел. - жители других регионов России и стран СНГ,
- 37,5 тыс. чел. - иностранцы.
Оценки экспертов показывают, что уже сегодня Москва в принципе в состоянии справиться с таким потоком посетителей, однако это потребует дополнительных административных мер типа освобождения общежитий, ограничения на движение транспорта и т.п. В случае же реализации изложенных выше планов, возможные неудобства для жителей столицы будут незначительны.
Гостиницы
Как уже указывалось, максимальное прогнозируемое дневное количество посетителей выставки составляет 500 тыс. чел., из них ожидается примерно 37,5 тыс. иностранных туристов и 87,5 тысяч туристов из регионов России и стран СНГ.
Для их размещения единовременно необходимо порядка 20-25 тыс. номеров гостиниц класса "4-5 звезд" (сейчас, без учета ведомственных гостиниц, имеется 8 тыс.), а также порядка 40-45 тыс. номеров в гостиницах класса 3 и 2 звезды (сейчас 23 тыс.).
В соответствии с данными [3,5]. в Москве в достаточном объеме запланировано строительство гостиниц класса 2-3 звезды, но будет наблюдаться дефицит гостиниц класса 4-5 звезд, который нужно восполнить за счет нового строительства и повышения классности существующих гостиниц.
В качестве резерва для размещения российских и иностранных туристов можно рассматривать студенческие общежития (для размещения молодежи), гостиницы, пансионаты и дома отдыха в окрестностях Москвы. Это позволит существенно снизить затраты на строительство и реконструкцию гостиниц, приведенные в [5].
Для размещения иностранного и иногороднего персонала выставки (примерно 10 тыс. чел.) планируется строительство ЭКСПО-деревни с общей площадью 160 тыс.кв.м, однако, в случае необходимости, для этого можно будет использовать жилье, построенное для продажи городскими строительными организациями.
Транспорт
Городская транспортная система
Транспортная система, обслуживающая выставку, будет включать следующие компоненты:
- внутривыставочный экологически чистый транспорт,
- транспорт, обеспечивающий доставку посетителей непосредственно на выставку и обратно,
- общегородской транспорт, не связанный непосредственно с доставкой посетителей на выставку,
- транспорт, обеспечивающий доставку жителей Подмосковья и близлежащих областей, дальний транспорт, обслуживающий иностранцев, жителей отдаленных регионов России и стран СНГ.
Генеральный план развития Москвы предполагает также проектные решения по системе городского транспорта. Эту систему с некоторыми дополнениями и изменениями предполагается использовать также для обслуживания ЭКСПО. Данная система включает:
- транспортное кольцо (3-е кольцо), предусмотренное вблизи территории ВВЦ, - главная магистральная улица 1 класса с режимом непрерывного движения. Предполагается завершение строительства на этом участке до 2006 г.,
- строительство монорельсовой дороги, которая свяжет ВВЦ с близлежащими станциями метро (уже начато),
- сеть магистральных улиц, обеспечивающих возможности непосредственного подъезда к входам на территорию ВВЦ, что позволит разгрузить проспект Мира и другие существующие магистрали,
В совокупности эти транспортные магистрали в состоянии обслужить необходимый поток посетителей. Более существенной представляется проблема связи аэропортов с городом.
Метро
Предварительные оценки показывают, что услугами метро для поездки на выставку может воспользоваться максимум порядка 300 тыс. чел. в день (половина максимального потока на выставку). Метро в состоянии обеспечить их доставку, проблема заключается в концентрации этого потока в одной точке и необходимости обеспечить выход со станции метро наверх. При условии работы в утренние и вечерние часы только на выход и вход соответственно, мощности станции хватит. Кроме того, необходимо задействовать монорельсовый транспорт от соседних станций и веток метро к ВВЦ.
Дополнительная нагрузка, связанная с перевозкой пассажиров от вокзалов к гостиницам не так критична, поскольку рассредоточена по более широкой сети метрополитена.
Городской наземный транспорт
Городские транспортные магистрали должны обеспечить проезд:
- к гостиницам от аэропортов и обратно,
- к гостиницам от вокзалов и обратно,
- от вокзалов к ВВЦ,
- от гостиниц к ВВЦ,
- автомобилей и автобусов из Подмосковья и соседних областей к парковкам,
- автомобилей из Москвы к парковкам ВВЦ,
- автобусов-челноков от перехватывающих парковок к ВВЦ.
Воздушный транспорт
Максимальное число иностранных туристов приезжающих в Москву самолетом составит около 20 тыс. чел./день, а туристов из России и стран СНГ - 25 тыс. чел./день.
Указанные потоки могут быть доставлены 150-200 рейсами в день. С учетом существующих потоков можно считать, что нагрузка на аэропорты увеличится примерно на 70-100 рейсов в день.
Пропускная способность существующих аэропортов (Шереметьево 1 и 2, Домодедово и Внуково) в принципе может обслужить этот поток при условии, что будут соответствующим образом модернизированы. Кроме того, в настоящий момент объявлено о начале строительства Шереметьево-3, который должен быть завершен еще до начала выставки. С созданием Шереметьево-3 проблема обеспечения воздушных сообщений на международных направлениях будет практически полностью решена.
Железнодорожный транспорт
Учитывая резкое снижение пассажирских потоков на железнодорожном транспорте в последние годы, можно утверждать, что дополнительное количество пассажиров, обусловленное проведением выставки, может быть обслужено существующими вокзалами Москвы без их серьезной реконструкции.
Ожидаемый поток иностранцев - 25 тыс. чел./день. Для его обслуживания потребуется порядка 50 поездов с вагонами класса СВ и купированные. Из России и стран СНГ в день могут прибывать до 80 тыс. чел., что составляет порядка 120 поездов. С учетом существующих потоков можно считать, что суммарная дополнительная нагрузка составит около 100 поездов в день.
Пригородным транспортом ежедневно может воспользоваться до 75 тыс. жителей Подмосковья и соседних областей. Учитывая сезонную, недельную и суточную неравномерность загрузки пригородных направлений, а также различную пропускную способность железных дорог эти пассажирские потоки можно обслужить за счет оптимизации организации движения.
Парковочные места
Генеральным планом развития ВВЦ предусмотрено расширение сетей парковок с имеющихся 2000 до 3000 машино-мест на территории выставки и 8000 в непосредственной близости от нее.
Учитывая прогнозируемые показатели потока посетителей выставки (34), для парковки автомобильного транспорта потребуется до 30 га парковочных площадей. Это можно осуществить за счет строительства подземных многоярусных стоянок и организации перехватывающих стоянок на основных магистралях.
Коммунальное хозяйство
Для нормального обеспечения выставки централизованными системами водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, средствами связи, системами отведения хозяйственно-бытовых и поверхностных стоков потребуется проведение ряда общегородских мероприятий, перечисленных выше. Большая часть из них запланирована в планах развития города, но и в случае сворачивания этих планов проведение выставки в летнее время возможно за счет принятия временных мер.
Характеристики ВВЦ
Всероссийский Выставочный Центр (бывшая ВДНХ) как предполагаемое место проведения ЭКСПО-2010 изначально обладает основными предпосылками и характеристиками необходимыми для организации столь крупной выставки:
- удобное расположение недалеко от центра Москвы,
- хорошие транспортные связи с центром города,
- наличие площадей,
- развитая инфраструктура.
Однако, после создания в 1939-55 гг. основных инженерно-технических сооружений и сетей на территории ВВЦ проводились лишь минимально необходимые для поддержания их работоспособности регламентные и ремонтные работы. Сегодня практически все инженерные сети на территории ВВЦ полностью изношены и подлежат замене. Часть из них требуют срочной перекладки, а часть может эксплуатироваться еще 5-10 лет. В любом случае для обслуживания ЭКСПО-2010 потребуется замена практически всей инфраструктуры на территории ВВЦ.
Заложенные в долгосрочной концепции развития выставочной деятельности в Москве мероприятия по реконструкции ВВЦ, а также работы, предусмотренные в других городских программах, содержат большую часть необходимых для проведения ЭКСПО-2010 работ по реконструкции ВВЦ и инфраструктуры самого города. Это позволяет существенно снизить дополнительную нагрузку на бюджет, непосредственно связанную с проведением Всемирной выставки.
Примечания:
1) Среднее число сотрудников на Всемирных выставках составляет 85 чел. На 1 га территории. (См. (8), с. 80). Для площади 238 га получим 20000 чел.
2) По данным (8) среднее число посетителей на Всемирных Универсальных выставках - 900-1000 чел в день на 1 гектар площади. Для ЭКСПО 2010 имеем 38,5 млн. С учетом уровня жизни в России и уровня развития туризма в стране эту оценку следует уменьшить на 30%. В качестве реалистического прогноза получаем 27 млн.
Количество посетителей и их распределение по месту постоянного проживания также получено на основании статистических данных, приведенных в [8]. Отношение максимального числа посетителей в день к среднему несколько увеличено по сравнению со статистическим и принято равным 3 для страховки от перегрузки.
3) Меньше минимальной цены билета среди всех проводившихся Всемирных Универсальных выставок.
4) Данные Москомархитектуры г. Москвы. (5).
5) Данные Управления транспорта и связи г. Москвы письмо N 61-12-1/1 от 16.02.2001. скорректированы в сторону уменьшения за счет классности автобусов с возможностью их применения на городских маршрутах после окончания выставки.
6) Оценка числа жителей - исходя из оценки числа сотрудников ЭКСПО и персонала экспонентов. Стоимость строительства с учетом мебели - экспертная.
7) По предварительным проработкам представителей французского выставочного центра "Пари-Норд Вильпент", и НИИПОКОС в соответствии с Концепцией развития ВВЦ.
8) Оценка экспертная, площади очень разные от асфальта до газона. Стоимость работ тоже имеет большой разброс.
9) Оценка площади и стоимости строительства - экспертная.
10) По оценкам специалистов Управления эксплуатации ВВЦ.
11) Экспертные оценки.
12) Согласно (8), с. 30, стоимость 1 кв. м экспозиции составляет от 800 (павильоны до 500 кв. м на выставках 2 категории) до 2600 долл. (павильоны свыше 4000 кв. м на Всемирных Универсальных выставках). Предполагая, что экспозиции регионов относятся к дешевой категории и стоят 800 долл. за кв. м, а павильон РФ и тематические павильоны - к дорогой и стоит 2500 долл. за кв. м, получим 61,5 млн.долл. и 87,5 млн. долл. соответственно.
Согласно (8), с. 30, минимальная стоимость участия во Всемирной выставке составляет около 2000 долл. за 1 кв. м экспозиции. Экспозиция малых и развивающихся стран площадью по 500 кв. м означает расходы около 1 млн. долларов на страну. Принимая число таких стран за 70, получаем оценку стоимости поддержки участия малых стран. Следует отметить, что часть средств можно направить на другие виды поддержки, например, оплату членских взносов в МБВ и т.п.
13) См. выше сноску 1. Средняя зарплата колеблется от 250 долл. в месяц в 2001 году до 300 долл. в месяц в 2010 году, в период проведения выставки средняя зарплата снижается до 225 долл. в месяц за счет привлечения большого количества неквалифицированного временного персонала.
14) Аренда помещений из расчета 8 кв. м на человека - 3,5 млн. долларов, связь и транспорт - 1,5 млн. долларов оборудование рабочих мест с учетом амортизации техники и расходных материалов - 3 млн. долларов, услуги сторонних организаций - 2 млн. долларов.
15) Согласно (6) годовая потребность в средствах на охрану и поддержание общественного порядка без учета спецмероприятий и закупки спецтехники составляет около 1 млн. долларов в год (32,1 млн. руб. в год).
16) В настоящее время (см. (7)) они составляют 37 млн. руб., т.е. 1,45 млн. долл. в год, при 10 млн. посетителей в год, сезонная зависимость этих затрат незначительна.
17) Оценки специалистов ВВЦ. См. также (7)
18) Экспертные оценки: на Всемирной выставке в Лиссабоне российской делегацией за все время работы выставки (132 дня) за коммунальные услуги было заплачено 60000 долл. за 294 кв. м экспозиции 132 дня - т.е. 1,54 долл. за кв. м в день.
19) Экспертные оценки.
21) Согласно (8), с. 30, минимальная стоимость участия во Всемирной выставке составляет около 2000 долл. за 1 кв. м экспозиции. Экспозиция малых и развивающихся стран площадью по 500 кв. м означает расходы около 1 млн. долларов на страну. Принимая число таких стран за 70, получаем оценку стоимости поддержки участия малых стран. Следует отметить, что часть средств можно направить на другие виды поддержки, например, оплату членских взносов в МБВ и т.п.
22) Данные экспертов ВВЦ.
23) Данные Управления транспорта и связи Управления координации экономической политики и контроля за ее реализацией, 15.02.2001 г. N 4-31-3656/1 и НИИ генерального плана г. Москвы.
24) В 2010 году (См. (3) с. 59) в Москве ожидается 5 млн. иностранных туристов, 18,6 млн. туристов из регионов России 26,7 млн. экскурсантов из Моск. области и близлежащих регионов.
25) См. (3) с. 64.
27) Экспертная оценка специалистов МНИиП генплана г. Москвы.
28) См. (1) с. 193, 197.
29) Расчет делался пропорционально площадям, арендуемым странами, не пользующимися поддержкой устроителя, что составляет примерно 55%.
30) См. (9-12).
31) Количество туристов рассчитано из прогнозируемых параметров выставки ЭКСПО 2010, см. выше.
32) См. (3) с. 59.
33) Эксп
34) По аналогии в Всемирной выставкой в Севилье можно предположить, что потребуется около15000 машиномест, см. также данные МНИиП генплана Москвы.
Использованные источники:
(1) Проект программных документов Правительства Российской Федерации "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу".
(2) Приложение к Распоряжению Правительства Москвы "О концепции выставочно-ярмарочной деятельности и схема размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве" (N 870 от 14.09.99 г.)
(3) Приложение к Постановлению правительства Москвы N 602 от 08.08.2000 г. "Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года".
(4) "Концепция проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010", подготовленная в соответствии с распоряжениями Премьера Правительства Москвы N 1083-РП от 09.11.1999 г. и N 920-РП от 15.09.2000 г.
(5) Письмо Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы N 01-01/18-865 от 22.02.01 и прилагающиеся материалы.
(6) Письмо Министерства внутренних дел N 1/2650 от 13.02.2001.
(7) Баланс ГАО ВВЦ за 2000 г., смета затрат ГАО ВВЦ на 2001 г., доклад "О состоянии ГАО ВВЦ", 2000 г.
(8) C. Servant, I. Takeda, Study on the Impact of International Expositions, BIE, 1996.
(9) Официальная статистика Международного бюро выставок,
(10) Рекомендации Генерального секретаря Международного Бюро Выставок г-на Лоссерталеса.
(11) Отчеты организаторов всемирных выставок ЭКСПО-92 (г. Севилья, Испания), ЭКСПО-93 (г. Теджон, Республика Корея), ЭКСПО-98 (г. Лиссабон, Португалия), ЭКСПО-2000 (г. Ганновер, Германия),
(12) Сведения о работе экспозиций Российской Федерации на указанных выставках,
(13) Данные по сопоставимым мероприятиям, проводившимся в Москве - XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1985 г.), празднование 850-летия г. Москвы (1997 г.),
(14) Материалы, предоставленные департаментами и ведомствами Правительства Москвы, НИИиПИ Генплана Москвы, НИИПОКОС и др. организациями, замечания и рекомендации представителей федеральных органов власти.
(15) Письмо Московской дирекции по подготовке и проведению массовых мероприятий N 01-65 от 26.02.2001 г.
(16) Справка Рекламного агентства "Аврора".
Заместитель руководителя |
Л.Ю. Вольдман |
Первый заместитель |
М.Х. Мусаев |
Генеральный директор ОАО "МКНТ" |
В.Г. Систер |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 13 марта 2001 г. N 241-ПП "О Концепции проведения в г. Москве в 2010 году Всемирной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.