Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о Московском городском конкурсе научно-исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений
Общие положения
Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии, - являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.
Особая роль в решении этой проблемы отводится организации и проведении обучающимися работ исследовательского характера, систематически выполняемых в течение достаточно длительного времени под руководством опытных наставников.
Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности индивидуально для каждого ребенка.
Одной из форм этого направления стало проведение научно-исследовательских конференций для школьников. На них учащиеся делают сообщения о собственных исследованиях, выполненных самостоятельно, или под руководством своих научных руководителей - школьных учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей ВУЗов, научных сотрудников академических институтов.
В Москве ежегодно проводится большое число конференций научно-исследовательских и проектных работ обучающихся на базе отдельных средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий; многие из них носят открытый характер по составу участников, отличаются высоким уровнем представленных работ, имеют устойчивые традиции и привлекают высокий научно-педагогический потенциал высшей школы и академических учреждений.
Настоящее Положение разработано с целью консолидации, упорядочения и единства действий и требований в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений на городском уровне.
Цели конкурса
Основными целями Конкурса являются:
- привлечение обучающихся к поисковой, научно-исследовательской деятельности в различных областях, как к действенному средству личностного развития;
- развитие навыков исследовательской работы, умения самостоятельно ставить и решать задачи исследовательского, поискового характера;
- поиск и отбор одаренной молодежи и оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии;
- привлечение научно-педагогического потенциала высшей школы и академических учреждений к руководству исследовательской работой обучающихся;
- совершенствование системы непрерывной профессиональной подготовки обучающихся по принципу "Школа-ВУЗ-аспирантура";
- популяризация научных знаний;
- общественное признание результатов ученической исследовательской деятельности;
- поддержка и поощрение одаренных обучающихся и их руководителей по научно-исследовательской деятельности.
Организаторы конкурса
Организаторами Конкурса являются Московский комитет образования и Московский институт открытого образования.
Для организации, проведения и руководством Конкурса создается Координационный Совет Конкурса (в дальнейшем - Совет); в его состав входят представители комитета, МИОО, ведущих образовательных учреждений, высшей школы и академических институтов г. Москвы. Состав Совета утверждается приказом по комитету.
По представлению Совета приказом по комитету ежегодно утверждается перечень конференций, имеющих городской статус. В их число входят конференции, отличающиеся высоким профессиональным уровнем, имеющие устойчивые традиции и привлекающие к работе с обучающимися научно-педагогический потенциал высшей школы и академических учреждений.
По представлению Совета приказом по комитету устанавливаются сроки и порядок проведения Конкурса.
Московский комитет образования обеспечивает информационную поддержку Конкурса и финансирование его этапов в соответствии с настоящим Положением и действующими нормативами.
Московский институт открытого образования осуществляет организационную работу по проведению Конкурса по основным направлениям отраслей знаний; оказывает научно-методическую помощь окружным и городским конференциям; поддерживает единые формы и требования к организации и проведению окружных и городских конференций по различным отраслям знаний; формирует и поддерживает банк данных Конкурса; осуществляет координацию деятельности городских конференций с использованием информационных технологий.
Порядок проведения конкурса
Конкурс является ежегодным и проходит в три этапа:
1-й этап - окружные Конференции. Окружные конференции проводятся на основании разрабатываемых окружными управлениями образования Положений о проведении окружной конференции обучающихся по научно-исследовательской и проектной деятельности, в которых устанавливаются сроки, этапы, определяются участники конференции, их права и обязанности, порядок представления и защиты работ, требования к их оформлению и содержанию, критерии оценки.
Окружным управлениям образования рекомендуется проведение предшествующих окружному этапов - внутришкольного и районного.
2-й этап - Городские конференции, согласно перечню, утвержденному комитетом.
Единые требования к городским конференциям:
- Наличие концепции, определяющей направление конференции (перечень областей знаний, направлений науки, представленных в рамках конференции, философско-методологические основания и др.).
- Наличие Положения, определяющего порядок проведения конференции, требования к представляемым работам и т.д.
- Профессиональная компетентность конкурсной комиссии (жюри), соблюдение объективности и этических норм, наличие четкой критериальной системы оценки и механизмов ее применения.
- Наличие механизмов информирования потенциальных участников.
- Положительная динамика развития конференции за предыдущие годы (количество участников, состав участников, тематическое содержание и качественный уровень работ, представительство на Всероссийских и международных конференциях и конкурсах).
На 2-й этап Конкурса (на любую городскую конференцию по выбору) направляются:
- лучшие работы 1-го этапа по представлению оргкомитетов окружных конференций (отбор работ производится жюри городских конференций согласно Положению о соответствующей конференции в установленном порядке);
- работы, выполненные в порядке личной инициативы, от отдельных участников, творческих коллективов (по решению жюри городских конференций согласно Положению о соответствующей конференции).
3-й этап - заключительный этап Конкурса
На 3-й этап Конкурса представляются лучшие работы московских школьников по рекомендации жюри городских конференций и утверждению городского жюри, определяемого Советом, согласно определенной для каждой базовой конференции квоте.
На 3-ем этапе Конкурса проводятся предметные секции с демонстраций лучших работ обучающихся для учителей, методистов города и окружных управлений образования, представителей ВУЗов и академических учреждений.
На заключительном пленарном заседании подводятся итоги, вырабатываются рекомендации, определяются городские конференции на следующий учебный год и осуществляется награждение победителей - участников Конкурса и их научных руководителей (по представлению городских конференций и утверждению городского жюри).
Участники конкурса
Участниками Конкурса, как правило, являются обучающиеся московских общеобразовательных учреждений всех ступеней образования.
Формирование состава участников Конференции осуществляют:
- на 1-м этапе - оргкомитеты окружных конференций;
- на 2-м этапе - оргкомитеты городских конференций;
- на 3-м этапе - Совет Конкурса, по представлению городских конференций и утверждению городским жюри.
Общие требования к представляемым работам на конкурс
Работы, представляемые на Конкурс, выполняются индивидуально или коллективно.
Проекты могут иметь научного руководителя - квалифицированного специалиста в данной области - учителя, научного работника, преподавателя высшей школы.
Научный руководитель разрабатывает план, в соответствии с которым будет выполняться проект. Представленные на Конкурс работы должны содержать результаты исследований и (или) описание практических разработок.
Работы обучающихся, представляемые на 2-ой этап Конкурса должны быть выполнены на высоком уровне и отвечать следующим требованиям, зафиксированным в соответствующем положении: исследовательский характер (постановка проблемы, наличие целей и задач, соответствующих им анализа и выводов, наличие всех необходимых для исследования этапов); глубина знания автором избранной области исследования; соответствие представленных работ и сообщения установленным формальным критериям конференции; наличие теоретических и (или) практических достижений автора; проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). Могут учитываться элементы осмысления исследуемого явления в контексте глобальных проблем современности, а также наличие авторской позиции.
Финансирование конкурса
Финансирование Конкурса осуществляется:
- на 1-м и 2-м этапах - за счет организаторов и спонсоров.
Московский комитет образования берет на себя обязательства по финансированию городских конференций в соответствии с действующими нормативами
- на 3-м этапе - за счет средств Московского комитета образования.
Награждение победителей конкурса
Награждение участников и их научных руководителей осуществляется на каждом этапе соответствующим оргкомитетом. Победителям Конкурса из числа выпускников, можно засчитывать по их желанию оценку "отлично" в качестве экзаменационной по экзамену по выбору.
Награждение на 3-ем этапе осуществляется согласно Положению о поощрении одаренных обучающихся города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.