Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы
"Долгосрочное финансирование
и ипотечное кредитование
строительства и приобретения жилья
на 2003-2010 годы"
Областная целевая программа
"Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование
строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"
27 февраля, 30 июня 2004 г., 2 марта 2005 г., 14 сентября 2006 г., 3 апреля, 19 июля, 17 октября 2007 г.
Законом Рязанской области от 2 марта 2005 г. N 23-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Долгосрочное
финансирование и программы ипотечное
кредитование строительства и приобретения жилья на
2003-2010 годы" (далее - программа)
Государственный Правительство Рязанской области
заказчик
Разработчики Областной фонд поддержки индивидуального
программы жилищного строительства, открытое акционерное
общество "Рязанская ипотечная корпорация"
Цель Создание необходимых общественных
(законодательных, программы
государственно-политических, финансовых,
экономических и организационных) условий для
решения жилищной проблемы населения области с
помощью ипотечного кредитования
Основные 1. Поддержка и стимулирование инициативы населения
задачи области по улучшению своих жилищных условий
программы в осуществлении государственной жилищной политики
2. Создание системы региональных законодательных
и иных нормативных правовых актов,
обеспечивающих активную государственную поддержку
строительства и приобретения жилья при личном
участии гражданина
3. Создание механизмов мобилизации ресурсов для
обеспечения жилищного инвестиционно-строительного
процесса
4. Формирование предпосылок для удешевления
строительства и эксплуатации массового жилья
5. Создание эффективной системы управления
реализацией программы, адекватной масштабу
и остроте жилищной проблемы
6. Развитие строительной отрасли области.
Исполнитель Областной фонд поддержки индивидуального
мероприятий жилищного основных строительства, открытое
акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация"
Сроки и этапы 2003-2004 гг. Разработка и формирование
реализации механизма мобилизации ресурсов
программы обеспечения жилищного
инвестиционно-строительного
процесса в районах и городах
области.
Реализация варианта ипотеки для
работников организаций,
финансируемых из областного и
местного бюджетов
Функционирование программы и
2005-2006гг. разработка механизма перехода
ипотечного кредитования на
коммерческую основу.
2007-2010 гг. Переход системы ипотечного
кредитования в строительстве и
приобретении жилья на частичную
самоокупаемость. Создание системы
мониторинга потребности в
строительстве социального жилья.
Объемы и источники 2003-2004 гг. Общий объем средств в ценах 2003
финансирования года составляет 181, 8 млн. руб.,
программы в том числе: средства федерального
бюджета за выкуп
закладных - 26,8 млн. руб.;
средства областного
бюджета - 53,5 млн. руб.;
средства муниципальных образований
- 25,7 млн. руб.;
средства граждан - 45,4 млн. руб.;
реинвестиции - 30,4 млн. руб.
2005-2006 гг. Общий объем средств в ценах
2003 года составляет 285,9 млн.
руб., в том числе: средства
федерального бюджета за выкуп
закладных - 31,5 млн. руб.;
средства областного бюджета - 63,1
млн. руб.; средства муниципальных
образований - 30,3 млн. руб.;
средства граждан - 83,4 млн. руб.
2007-2010 гг. Общий объем средств в ценах
2003 года составляет 823,5 млн.
руб., в том числе: средства
федерального бюджета за выкуп
закладных - 65,2 млн. руб.;
средства областного бюджета -
130,4 млн. руб.; средства
муниципальных образований - 62,8
млн. руб.; средства граждан - 258,4
млн. руб.
Ожидаемые конечные 1. Реальное улучшение жилищных условий
результаты жителей области:
реализации 2003-2004гг. - строительство и приобретение -
программы 519 квартир;
2005-2006гг. - строительство и приобретение -
715 квартир;
2007-2010гг. - строительство и приобретение -
1647 квартир.
Мобилизация ресурсов общества на жилищное
строительство.
Повышение уровня доходов населения, улучшение
социально-бытовых и жилищных условий.
Усиление у жителей области мотивации к труду.
Сохранение воспроизводственных процессов в обществе.
Привлечение внебюджетных средств
в государственные социально-экономические
программы.
Развитие строительной отрасли области.
Система организации Общее руководство, межведомственную координацию
контроля за и контроль за реализацией мероприятий программы
исполнением осуществляет Правительство Рязанской области.
программы Областной фонд поддержки индивидуального
жилищного строительства, открытое акционерное общество
"Рязанская ипотечная корпорация":
ежегодно информируют Правительство Рязанской
области о ходе реализации программы;
предоставляют отчеты об использовании средств
областного бюджета;
участвуют в создании нормативно-правовой базы,
пакета нормативно-правовых документов на
областном и местном уровнях;
привлекают строительные, страховые, риэлторские,
кредитные учреждения и организации на договорной
основе к участию в реализации программы.
1. Введение
Долгосрочное жилищное финансирование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики. Правильное выстраивание отношений в рамках жилищного финансирования, эффективность используемых схем (механизмов), своевременность решения насущных и перспективных задач становятся во многом определяющим фактором социально-экономических преобразований в регионе.
Преобразования, произошедшие в последние годы в жилищной отрасли, весьма значительны. Более половины квартир, ранее находившихся в государственном, муниципальном и ведомственном жилищных фондах, приватизированы, что привело к появлению достаточно развитого рынка жилья и его существенного оборота.
Приобретение жилья в собственность, являющееся теперь основным средством для улучшения жилищных условий граждан, способствует развитию заемно-кредитных и ипотечных отношений. Вокруг них складываются новые организационные, финансовые и правовые системы, обеспечивающие потребности граждан в улучшении жилищных условий. Они также способствуют становлению и развитию рыночных отношений среди хозяйствующих субъектов, участвующих в названных процессах.
Источники финансирования процесса приобретения и строительства жилья многообразные. Это средства граждан, кредиты банков, материальные ресурсы юридических лиц, займы и субсидии из бюджетов различных уровней.
Механизмы финансово-кредитного обеспечения строительства и приобретения жилья:
адресные безвозмездные субсидии гражданам из бюджетов различных уровней, в том числе в рамках реализации целевых программ;
банковское ипотечное кредитование;
выдача целевых ипотечных займов;
сбережения граждан;
продажа "старого" жилья, зачет его стоимости;
инвестирование, предоставление поручительств юридическими лицами.
В настоящее время в Российской Федерации внедряется общефедеральная система ипотечного жилищного кредитования. В основу этой системы положена концепция программы, разработанная Госстроем Российской Федерации и одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Ипотечное кредитование - один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения в улучшении жилищных условий, банков - в эффективности и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства, в том числе государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
Зарубежный опыт решения жилищной проблемы населения показывает, что 80 процентов жилищного строительства в мире производится при помощи ипотечного кредитования, и подтверждает правильность концептуального выбора пути решения жилищной проблемы в области с применением механизма ипотечного кредитования.
В процессе реализации областной целевой программы "Долгосрочное жилищное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" необходимо будет принять ряд нормативных правовых актов, корректировать ее в дальнейшем как из-за изменения федерального законодательства, так и для повышения эффективности развития программы по мере ее внедрения.
2. Анализ ситуации
2.1. Зарубежный опыт решения жилищной проблемы
США. Самым важным в регулировании жилищного рынка США является правительственная поддержка системы ипотечного кредитования. Главная цель федерального правительства - обеспечение всех граждан США жильем по современным минимальным стандартам - достигается не путем строительства дешевого муниципального жилья, а регулированием частного рынка жилья.
Основными методами регулирования являются: обеспечение вторичного рынка закладных, государственное страхование ссуд, выдаваемых частными кредитными учреждениями, льготы в получении кредитов для малообеспеченных групп населения и ветеранов, регулирование деятельности сберегательных учреждений, налоговые льготы для инвесторов жилищного рынка, установление стандартов на жилье.
Германия. Институт ипотечного кредитования предполагает жилищные накопительные счета до 50% стоимости жилья, на вторую половину стоимости выдается кредит сроком на 15 - 20 лет под 8% годовых.
Франция. Крупнейший земельный банк - "Креди Фонсье де Франс" предоставляет ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство. Ипотечные операции связаны с выдачей среднесрочных и долгосрочных ипотечных ссуд сроком от 3 до 20 лет.
Венгрия. Рынок ипотечных кредитов в Венгрии находится под защитой государства. Ставка рефинансирования Центрального Банка Венгрии на декабрь 1995г. составляла 28% годовых. Контрактная ставка для ипотечного кредита выше - 32%, но она разбивается пополам, т.е. 16% заемщик платит ежемесячно, а 16% начисляются и прибавляются к основной сумме долга. Срок кредита 15 лет.
Канада. Ипотечный кредит предоставляется всем желающим, имеющим стабильный заработок и возможность внести первоначальный взнос 5 - 25% от стоимости. Ипотечные кредиты предоставляются по льготной кредитной ставке ввиду того, что, с одной стороны, они поддерживаются Центральным Банком и, с другой стороны, они обеспечены самой недвижимостью в качестве залога.
Гонконг. Первые сделки в Азии на вторичном рынке закладных на частную недвижимость были проведены в 1994 году. Структура этих сделок была схожа с той, что принята в США, Австралии, Великобритании. Интерес инвесторов к этому рынку не ослабевает, емкость рынка закладных в этой стране оценивается примерно в 30 млрд. долларов США.
Кредитные инструменты так называемых "кредитов с индексацией" нашли широкое применение в странах с высокой и изменяющейся инфляцией - Турция, Колумбия, Португалия, Израиль, Польша и др.
Таким образом, анализ материалов по зарубежным схемам строительства жилья свидетельствует, что их эффективное развитие возможно при активной поддержке государства в виде налоговых льгот и субсидий, создании специализированных ипотечных фондов, ассоциаций, страховых, оценочных и риэлтерских организаций и, самое главное, при соответствующей федеральной законодательной базе и наличии нормативно-правового обеспечения.
Именно увеличение объемов жилищного строительства в вышеперечисленных странах являлось одним из основных факторов подъема экономики, решения проблемы занятости, улучшения жилищного обеспечения населения и улучшения демографической ситуации.
2.2. Отечественный опыт решения жилищной проблемы
В ряде регионов Российской Федерации, в частности в г.г. Москве, Санкт - Петербурге и других, заложены законодательные и организационные основы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования. В г. Москве и Санкт - Петербурге разработаны концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, в основе которых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирается на учрежденное Московское городское агентство по ипотечному кредитованию, в г. Санкт - Петербурге - на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, созданного на федеральном уровне. Ведется работа с банками по ипотечным программам г. Москвы и Санкт - Петербурга.
Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства (г. Саров, Нижегородская область). Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых административно - территориальных образований - и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично - получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 - 60 процентов стоимости нового, 20 - 25 процентов - собственные средства гражданина, на оставшиеся 15 - 30 процентов стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вложенный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения.
Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строительства, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья.
В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке намного ниже рыночной через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.
В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно - финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредиты и займы в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.
Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.
В 1999 году администрацией города Рязани разработана Программа ипотечного кредитования.
Основной целью программы является повышение доступности жилья для населения в рыночных условиях.
В соответствии с программой ее участнику предоставляется заем (рассрочка платежа) в размере не более 50 % от стоимости приобретаемого жилья на срок до 15 лет с годовой ставкой 1/10-1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Отбор участников производится на конкурсной основе, с преимущественным правом тех, кто стоит в очереди, просит в кредит меньшую сумму на меньший срок и имеет меньшую обеспеченность общей площадью жилья в расчете на 1 члена семьи.
В рамках программы выполнены следующие мероприятия:
создана некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд",
разработано положение об аккредитации предприятий и организаций, ведущих страхование, строительную и оценочную деятельность по Программе ипотечного кредитования,
разработано положение о порядке страхования жизни и имущества граждан,
разработано положение о порядке финансирования и расходования бюджетных средств, выделенных на ипотечное кредитование,
разработано положение о порядке предоставления займов,
разработан комплект договоров.
За период с 1999 по 2001 гг. в рамках программы приобретено более 300 объектов жилья общей площадью 16 тыс. кв.м. Сумма предоставленных ипотечных займов - 12,5 млн. руб.
3. Цель и задачи программы
Целью реализации настоящей программы является создание необходимых общественных (законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических и организационных) условий для решения жилищной проблемы.
Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
создание системы региональных законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих активную государственную поддержку строительства и приобретения жилья;
создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса;
обеспечение стимулов для удешевления строительства и эксплуатации жилья;
создание эффективной системы управления реализацией программы адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы;
формирование элементов системы управления программой в части научно-методического, информационного и кадрового обеспечения;
формирование положительного общественного мнения о необходимости решения жилищной проблемы, проведения активной государственной жилищной политики в интересах общества в целом.
4. Оценка жилищной проблемы в регионе
Анализ жилищной ситуации в области показал, что за последнее десятилетие в области заметно обострилась ситуация с обеспечением населения благоустроенным жильем. Объемы ввода жилья в эксплуатацию в 2002 году в целом по области снизились по отношению к 1995 году на 39%.
Динамика ввода жилья по области
(тыс. кв. метров общей площади)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Всего по области, в том числе: |
359,1 | 268,4 | 202,8 | 218,0 | 255,0 | 255,3 | 183,9 | 220,2 |
-населением за свой счет и с по-мощью кредита |
28,1 | 38,3 | 56,0 | 69,2 | 62,4 | 76,2 | 94,6 | - |
-в сельской местности |
59,7 | 49,2 | 59,4 | 55,9 | 48,4 | 55,2 | 55,5 | - |
- индивидуального жилья |
28,1 | 38,3 | - | - | - | - | - | |
- индивидуального жилья по программе "Свой дом" |
- | - | 10,1 | 11,8 | 16,7 | 21,1 | 25,0 |
Значительное увеличение ввода жилья в сельской местности области достигнуто благодаря принятой в 1996 году областной программе "Свой дом", в рамках которой в 1997-2001 годах в сельской местности области введено 84,7 тыс. кв. метров жилья. Дальнейшее совершенствование форм поддержки населения в строительстве жилья должно произойти в основном за счет реального внедрения практики кредитования под залог недвижимости (ипотеки).
По данным Рязанского областного комитета государственной статистики по договорам строительного подряда выполненный объем работ в 2001 году составил 4066,4 млн. рублей или 118,4% к 2000 году. Кроме того, организациями в 2001 году выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на сумму 67,4 млн. рублей.
При этом крупными и средними строительными организациями в 2001 году выполнено работ по договорам строительного подряда на 2 580,7 млн. рублей, что составляет 119,9% к 2000 году. На 1 января 2002 года ими заключено договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов) на сумму 377,3 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечит формирование производственной программы на 1,6 месяца. Указанные данные позволяют сделать вывод, что в области есть в наличии достаточные строительные мощности для реализации настоящей программы.
В 2001 году предприятиями и организациями всех форм собственности построены 1 895 новых благоустроенных квартир общей площадью 181,9 тыс. кв. метров или 71,2% к 2000 году. Из общего объема жилых домов, построенных в области, 30,7% введены в сельской местности.
Среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях и организациях области в январе-ноябре 2002 года составила 3117,3 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 42,4%. Размер реальной начисленной заработной платы за рассматриваемый период увеличился на 25,8%.
Средняя заработная плата, начисленная в ноябре 2002 года, сложилась в размере 3332,1 рубля, что на 34,2% выше, чем в ноябре 2001 года. Размер реальной начисленной заработной платы за рассматриваемый период увеличился на 29,3%. Среднедушевые денежные доходы в 2001 году в среднем за месяц составили 1701 рубль.
Начисленная среднемесячная заработная плата
(без выплат социального характера),
включая предприятия и организации малого предпринимательства
в расчете на одного работника, руб.
Отрасль | Начисленная среднемесячная заработная плата | Отношение к областному уровню средней заработной платы в ноябре 2002г, в % |
||||
январь- ноябрь 2002г. |
в % к январю- ноябрю 2001г. |
ноябрь 2002г. |
в % к | |||
октябрю 2002г. |
ноябрю 2001г. |
|||||
Всего в том числе: |
3 117,3 | 142,4 | 3 332,1 | 101,1 | 134,2 | 100,0 |
Промышленность | 3 932,3 | 141,2 | 3 992,8 | 95,6 | 123,0 | 119,8 |
Сельское хозяйство | 1 586,9 | 138,4 | 1 598,0 | 95,7 | 123,6 | 48,0 |
Строительство | 3 280,2 | 127,7 | 3 484,0 | 101,2 | 109,7 | 104,6 |
Жилищно-коммуна-льно е хозяйство |
2 758,0 | 145,7 | 3 011,1 | 101,3 | 133,0 | 90,4 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
2 216,3 | 187,0 | 2 194,3 | 100,0 | 170,4 | 65,9 |
Образование | 1 970,3 | 184,4 | 2 049,4 | 97,1 | 174,1 | 61,5 |
Культура и искусство | 1 904,5 | 176,8 | 1 964,8 | 101,4 | 162,1 | 59,0 |
Научные организации | 4 813,5 | 156,0 | 6 397,3 | 123,3 | 163,4 | 192,0 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
9 202,1 | 134,2 | 13 568,1 | 159,5 | 186,9 | в 4.1р. |
Управление | 4 348,9 | 143,0 | 5 318,9 | 102,8 | 159,2 | 159,6 |
Общественные объединения |
3 026,7 | 136,6 | 3 251,9 | 99,9 | 145,5 | 97,6 |
Валовый региональный продукт в области в 1999 году составил 22789,8 млн. рублей, в 2000 году (расчетные данные) - 31884,40 млн. рублей, в 2001 году (оценка) - 39086,00 млн. рублей. Денежные доходы населения в 2000 году составили 18 385,7 млн. рублей, что составляет 58 % от валового регионального продукта. Доход населения в 2001 году приблизительно составит 22669,9 млн. рублей (сохранившись на уровне 58% от ВРП).
Вклады населения в коммерческих банках и филиалах иногородних банков на 1 января 2002 г. составили 3887 млн. рублей, в т.ч. 916 млн. рублей в иностранной валюте. Итого, общий доход населения на 01.01.2002 г. составит 3887 + 22669,9 = 26556,9 млн. рублей. Если жители области направят на строительство жилья 30 % своих доходов, то общий объем инвестиций составит 7967,1 млн. рублей. Сравнивая эти данные с объемом строительно-монтажных работ, который за 2001 год составил 2580 млн. рублей, можно сделать вывод, что, привлекая средства населения, можно загрузить строительный комплекс полностью на три года.
По оценке Рязанского областного комитета государственной статистики на 1 декабря 2001 года постоянное население области насчитывало 1256,6 тыс. человек и уменьшилось за январь - ноябрь т.г. на 14.4 тыс. человек или на 1,1% (в январе-ноябре 2000 года на 12,9 тыс. человек, 1%).
Процесс депопуляции обусловлен превышением числа умерших над числом родившихся (2,7 раза) и отрицательным сальдо миграции.
Число родившихся в январе-декабре 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года увеличилось на 449 человек или на 5,5% и составило 8,6 тыс. человек. Отмечен рост показателя рождаемости с 6,9 до 7,4 родившихся на 1000 населения.
Число умерших в январе-ноябре 2001 года по сравнению с январем-ноябрем 2000 года увеличилось на 373 человека или на 1,7% и составило 22,7 тыс. человек. Общий показатель смертности в сельской местности в 1,7 раза выше, чем в городах и городских поселениях, соответственно - 27,6 и 16,2 умерших на 1000 населения.
В органах ЗАГСа зарегистрировано 7,9 тыс. браков и 7,4 тыс. разводов. В январе-ноябре 2001 года по сравнению с январем-ноябрем 2000года количество браков и разводов увеличилось соответственно на 898 и 1921.
В 2001 году отмечено отрицательное сальдо миграции. Положительное сальдо миграции сохранилось только в обмене населением области с государствами - участниками СНГ и странами Балтии, за исключением Белоруссии. Указанные данные подтверждают вывод о сложной демографической ситуации в области, что подтверждает вывод о необходимости скорейшего принятия программы.
5. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 8 лет и подразделяется на 3 этапа:
2003-2004 гг. - разработка и формирование механизма
мобилизации ресурсов обеспечения жилищного
инвестиционно-строительного процесса в районах и
городах области;
2005-2006 гг. - функционирование программы и разработка
механизма перехода ипотечного кредитования на
коммерческую основу;
2007-2010 гг. - переход системы ипотечного кредитования в
строительстве и приобретении жилья на частичную
самоокупаемость. Создание системы мониторинга
потребности в строительстве социального жилья.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Законодательное обеспечение программы
Программа опирается на следующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области жилищной политики: Гражданский кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с последующими изменениями и дополнениями);
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы";
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах";
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.04.2001 г. N 291, от 08.05.2002 г. N 302).
Законом Рязанской области от 17 октября 2007 г. N 140-ОЗ в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Ресурсное обеспечение (источники финансирования) программы
Источниками финансирования программы являются:
федеральный бюджет - за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, средств ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", направленных на выкуп закладных, выпущенных в области по стандартам Агентства;
средства, предусмотренные законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год на финансирование настоящей программы;
муниципальные образования - за счет передачи областному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства объектов незавершенного строительства и площадок под строительство;
средства, поступающие от заемщиков в погашение займов и процентов за пользование займами, выданными Корпорацией в рамках настоящей Программы и в соответствии с Законом Рязанской области от 4 июля 2003 года N 40-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" (в редакции Законов Рязанской области от 05.12.2003 г. N 93-ОЗ, от 28.05.2004 г. N 39-ОЗ, от 02.03.2005 г. N 22-ОЗ, от 05.08.2005 г. N 86-ОЗ);
рефинансированные средства программы;
собственные средства граждан;
субсидии (в том числе государственные жилищные сертификаты) за счет средств бюджетов всех уровней;
средства организаций.
Законом Рязанской области от 14 сентября 2006 г. N 112-ОЗ в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения
8. Механизм реализации программы
8.1. Общие положения
8.1.1. Государственными заказчиками программы выступают Правительство Рязанской области и Управление капитального строительства Рязанской области.
Основными функциями Правительства Рязанской области являются выработка единой региональной жилищной политики и обеспечение бюджетного финансирования программы.
Оперативное управление, координацию деятельности заинтересованных государственных органов и учреждений, организацию работы с органами местного самоуправления обеспечивает Управление капитального строительства Рязанской области.
8.1.2. На областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства (далее - Фонд), открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация)" возлагаются обязанности по реализации положений разделов 8, 9 и 10 настоящей программы.
Основными функциями Корпорации в рамках реализации настоящей программы являются аккумулирование, учет и распределение средств, предусмотренных для реализации программы, обеспечение условий реализации программы в области, направление рефинансируемых средств на повторную выдачу целевых займов, предоставление государственному заказчику отчетов о реализации программы.
Корпорация может заключать договоры с органами местного самоуправления, в которых оговариваются соисполнитель программы в данном городе или районе, права и обязанности сторон в рамках реализации программы.
Фонд осуществляет:
мероприятия по возврату средств по договорам целевого ипотечного займа на приобретение или строительство жилья, заключенным заемщиками с Фондом;
ежеквартальное представление государственному заказчику программы отчетов о выполненных мероприятиях.
Органы местного самоуправления обеспечивают своевременную передачу Корпорации ресурсов, предусмотренных абзацем четвертым раздела 7 настоящей программы, и создание условий для успешного развития жилищного строительства.
8.1.3. Средства областного бюджета, предусмотренные на финансирование программы, Финансово-казначейским управлением Рязанской области направляются Управлению капитального строительства Рязанской области.
Ежеквартально (не позднее десяти дней до начала планируемого квартала) Корпорация подает в Управление капитального строительства Рязанской области заявку о выделении средств на планируемый квартал для выполнения мероприятий программы.
На основании указанной заявки Управление капитального строительства Рязанской области перечисляет средства Корпорации.
Не позднее 15 дней после окончания квартала Корпорация представляет в Управление капитального строительства Рязанской области отчет об использовании средств областного бюджета за истекший квартал.
8.2. Основные положения механизма долгосрочного финансирования
и ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья
8.2.1. Целевые ипотечные займы (далее - займы) предоставляются заемщикам для приобретения и строительства жилых помещений на территории области с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Рязанской области и в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
8.2.2. Для предоставления займов Корпорация использует средства, полученные для реализации настоящей программы в соответствии с разделом 7 настоящей программы.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ пункт 8.2.3 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.2.3. Годовая процентная ставка за пользование займами, выдаваемыми Корпорацией, устанавливается в размере пяти процентов.
8.2.4. Процентная ставка за пользование займами, выдаваемыми в рамках реализации настоящей программы с использованием средств кредитных и иных коммерческих организаций устанавливается в соответствии с соглашением Корпорации и юридического лица, предоставившего денежные средства.
8.2.5. В рамках настоящей программы заемщик должен внести первоначальный взнос в размере не менее десяти процентов от стоимости приобретаемого или строящегося жилого помещения.
Для уплаты первоначального взноса заемщик вправе использовать собственные, кредитные (заемные) или полученные в виде субсидий средства.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в пункт 8.2.6 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.2.6. Максимальный размер займа рассчитывается исходя из следующих условий:
1) возможная стоимость 1 кв. метра жилья - не более средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Рязанской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для расчета безвозмездных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета всем категориям граждан на приобретение жилых помещений;
2) займом покрывается не более 90 (девяноста) процентов от меньшей из фактической стоимости жилья и расчетной стоимости жилья, определяемой с учетом следующих норм:
стоимость квадратного метра, определяемая в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
42 кв. метра общей площади жилья для семьи, состоящей из двух человек;
33 кв. метра общей площади для семьи, состоящей из одного человека.
В случае, если заемщик и (или) члены его семьи имеют в собственности жилые помещения, расчет максимального размера займа осуществляется в части площади жилья, недостающей до установленной подпунктом 2 настоящего пункта нормы площади жилья.
При этом сумма займа не может превышать сумму, рассчитанную исходя из условия погашения займа и процентов по нему, в размере тридцати процентов среднемесячного совокупного дохода заемщика и членов его семьи.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в пункт 8.2.7 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.2.7. Займ выдается на срок до пятнадцати лет включительно, но в любом случае срок ограничивается наступлением общеустановленного пенсионного возраста заемщиков и поручителей - физических лиц.
Корпорация ежегодно проводит конкурс на право получения займов.
Средства займа не могут быть использованы заемщиком для приобретения жилья у близких родственников (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные, имеющие общих отца или мать, братья и сестры).
Лица, получившие заем на приобретение (строительство) жилья в рамках настоящей программы, утрачивают право на повторное получение иных форм государственной поддержки строительства или приобретения жилья, финансируемых за счет средств областного бюджета.
8.2.8. Возврат займа и уплата процентов за пользование им осуществляются согласно условиям договора займа.
Возврат займа и уплата процентов производятся путем внесения средств в кассу или на расчетный счет организации, выдавшей заем (Фонда или Корпорации).
Датой платежа для возврата задолженности по займу и уплаты процентов является день поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет Корпорации.
Расчет суммы, подлежащей уплате заемщиком в счет погашения основной суммы займа и процентов по нему, осуществляется в виде единого ежемесячного аннуитетного (равноразмерного) платежа, определяемого по формуле:
Размер ПС ежемесячного = СЗ х ------------------------- аннуитетного 1 - (1 + ПС) - (Кол.мес-1) платежа |
где:
СЗ - сумма займа, подлежащая возврату;
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки (в процентах годовых);
Кол.мес. - количество полных процентных периодов, оставшихся до окончательного возврата займа.
Возврат денежных средств в областной бюджет по заключенным договорам займа 2003-2010 годов производится на основании Положения о порядке выдачи займов, утверждаемого постановлением Правительства Рязанской области.
8.2.9. При выявлении нецелевого использования займа Корпорация вправе досрочно взыскать выданный займ на основании акта проверки целевого использования займа.
8.2.10. Заемщик обязан в течение семи дней после государственной регистрации за ним права собственности на жилое помещение, для строительства или приобретения которого выдается займ, заключить договор страхования рисков согласно условиям договора займа.
8.2.11. Приобретенное с помощью займа жилое помещение подлежит передаче в залог в счет обеспечения обязательств заемщика по договору займа.
8.2.12. Обращение взыскания и реализация в соответствии с законодательством Российской Федерации жилого помещения, переданного в залог в счет обеспечения обязательств заемщика по договору займа, являются основанием для прекращения права пользования таким жилым помещением заемщиком и совместно проживающими членами его семьи (бывшими членами семьи).
Лицам, утратившим приобретенное (построенное) с помощью займа жилое помещение в результате обращения на него взыскания, предоставляется по их письменному заявлению жилое помещение из маневренного фонда, если на момент обращения взыскания такое жилое помещение является для них единственным.
Законом Рязанской области от 3 апреля 2007 г. N 42-ОЗ пункт 8.2.13 подраздела 8.2 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.2.13. Средства, поступившие от заемщиков в счет возврата займов и процентов за пользование займами по договорам, заключенным в 2003 и 2004 годах, Фонд вправе направлять на финансирование областной целевой программы "Свой дом".
Законом Рязанской области от 14 сентября 2006 г. N 112-ОЗ в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Порядок предоставления займов Корпорацией
9.1. Основные условия проведения конкурса на право получения займов
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ пункт 9.1.1 раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9.1.1. Граждане Российской Федерации, желающие принять участие в настоящей программе, подают в Корпорацию заявления на участие в конкурсе с приложением необходимых документов. Данные граждане должны соответствовать следующим критериям:
проживание на территории Рязанской области не менее одного года на дату проведения конкурса;
среднедушевой доход в расчете на каждого члена семьи гражданина за квартал, предшествующий кварталу, в котором проводится прием документов на участие в конкурсе, не превышает двукратной величины среднедушевого денежного дохода населения, определяемого Территориальным органом государственной статистики по Рязанской области за соответствующий период.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в пункт 9.1.2 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.1.2. Основными критериями при определении победителей конкурса являются:
проживание в населенных пунктах, не имеющих статуса города, всех членов семьи участника конкурса не менее одного года на дату приема документов на участие в конкурсе;
утрата единственного пригодного для проживания жилья в результате пожара, наводнения или иного стихийного бедствия;
наличие в семье участника конкурса трех и более детей;
наличие инвалидности у участника конкурса, либо у его супруга(и), либо, если в семье участника конкурса воспитывается несовершеннолетний ребенок - инвалид детства;
участник конкурса либо его супруг(а) относится к лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
участник конкурса либо его супруг(а) является опекуном или попечителем;
участник конкурса либо член его семьи является ветераном боевых действий;
меньшая обеспеченность жилой площадью в расчете на каждого члена семьи участника конкурса. В случае регистрации участника конкурса и членов его семьи по месту жительства в разных местах для подведения итогов конкурса используется наибольшая из величин обеспеченности жилой площадью. При расчете обеспеченности жилой площадью учитываются не только члены семьи участника конкурса, но и иные лица, зарегистрированные по месту жительства на данной жилой площади не менее шести месяцев на дату представления документов в Корпорацию;
меньший размер заемных средств, заявленный участником конкурса;
меньший срок возврата займа.
При равных условиях приоритетом пользуются граждане, планирующие направить средства займа на строительство жилья.
В рамках настоящей программы к членам семьи участника конкурса относятся: супруги, дети (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы), не имеющие собственных семей и зарегистрированные по месту жительства одного из супругов (за исключением сезонных и временных рабочих, лиц, работающих вахтовым методом, а также студентов в период обучения, зарегистрированных в другом месте).
9.1.3. Конкретные условия проведения конкурса на право получения займа, состав конкурсной комиссии и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, в рамках настоящей программы ежегодно утверждаются постановлением Правительства области.
9.2. Порядок предоставления займа для покупки жилого помещения
9.2.1. В срок не более двух месяцев с даты проведения конкурса победитель конкурса обязан заключить с Корпорацией договор займа.
В случае несоблюдения по вине победителя конкурса установленных настоящим пунктом сроков заключения договора займа Корпорация вправе отказать в предоставлении займа.
9.2.2. В договоре займа определяются: цель получения займа; срок возврата и размер займа; порядок оплаты заемщиком первоначального взноса; порядок выдачи займа (перечисления средств на счет продавца жилого помещения); порядок погашения займа; величина процентной ставки за пользование займом; условия страхования рисков; обеспечение обязательств заемщика (залог приобретаемого жилого помещения); способ и формы проверки обеспеченности и целевого использования займа; ответственность за нецелевое использование и несвоевременный возврат займа; порядок изменения или расторжения договора; другие условия по соглашению Корпорации и заемщика.
9.2.3. В договоре купли-продажи жилого помещения, приобретаемого в рамках настоящей программы, должна быть отражена ипотека в силу закона данного помещения в пользу Корпорации.
Указанный договор подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9.3. Порядок предоставления займа для строительства индивидуального жилого дома
9.3.1. Для заключения договора займа для строительства индивидуального жилого дома победитель конкурса дополнительно представляет в Корпорацию следующие документы:
а) правоустанавливающие документы на земельный участок, предназначенный для строительства дома;
б) заверенную копию разрешения на строительство и производство строительно-монтажных работ;
в) архитектурно-строительный проект и справку о сметной стоимости дома;
г) документ, подтверждающий степень готовности дома (при получении займа для окончания строительства).
д) отчет об оценке стоимости строящегося жилого дома, подготовленный оценщиком. Указанный отчет оплачивается заемщиком.
9.3.2. В срок не более двух месяцев с даты проведения конкурса победитель конкурса обязан заключить с Корпорацией договор займа.
В случае несоблюдения по вине победителя конкурса установленных настоящим пунктом сроков заключения договора займа Корпорация вправе отказать в предоставлении займа.
В договоре займа определяются: цель получения займа; срок возврата и размер займа; порядок использования заемщиком средств первоначального взноса; порядок выдачи займа; порядок погашения займа; величина процентной ставки за пользование займом, условия изменения процентной ставки; условия страхования рисков; обеспечение обязательства заемщика; способ и формы проверки обеспеченности и целевого использования займа; ответственность за нецелевое использование и несвоевременный возврат займа; порядок изменения или расторжения договора; другие условия по соглашению Корпорации и заемщика.
В договоре займа предусматриваются обязанности заемщика по первоочередному расходованию на строительство дома средств первоначального взноса, а также право Корпорации на контроль за использованием данных средств.
Выдачу займа на строительство индивидуального жилого дома Корпорация вправе осуществлять путем поэтапного финансирования строительства в соответствии с этапами, согласованными с заемщиком. Окончание отдельного этапа строительства дома удостоверяется актом приемки законченного этапа строительства, подписываемым заемщиком и уполномоченным представителем Корпорации.
В процессе финансирования строительства Корпорация осуществляет проверку этапов работ, контроль над целевым расходованием денежных средств.
В качестве обеспечения обязательства заемщика по договору займа до момента государственной регистрации залога законченного строительством дома могут быть использованы:
поручительство организации по месту работы членов семьи заемщика или любого другого юридического лица с указанием солидарной ответственности с заемщиком по погашению займа;
поручительство граждан, имеющих постоянный и достаточный для погашения займа источник дохода, с указанием солидарной ответственности с заемщиком. Поручители - физические лица должны иметь возраст, позволяющий возвратить заемные средства до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
залог имущественного права (права требования) при строительстве жилья;
В случае несоблюдения по вине заявителя установленных настоящим пунктом сроков заключения договора займа Корпорация вправе отказать заявителю в предоставлении займа.
9.3.3. В случаях выявления нецелевого использования займа, нарушения этапов строительства по вине заемщика Корпорация имеет право приостановить финансирование, досрочно расторгнуть договор займа. Установление факта нарушения обязательств заемщиком в процессе строительства производится путем оформления акта между заемщиком и Корпорацией при участии представителя органов местного самоуправления (по согласованию с органами местного самоуправления).
9.4. Порядок предоставления займа на строительство квартиры в многоквартирном жилом доме
9.4.1. Утратил силу.
См. текст пункта 9.4.1
9.4.2. В срок не более двух месяцев с даты проведения конкурса победитель конкурса обязан заключить с Корпорацией договор займа.
В случае несоблюдения по вине победителя конкурса установленных настоящим пунктом сроков заключения договора займа Корпорация вправе отказать в предоставлении займа.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в пункт 9.4.3 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.4.3. Для заключения договора займа победитель конкурса обязан представить в Корпорацию следующие документы:
а) договор инвестирования в строительство квартиры, заключенный между заявителем и заказчиком (застройщиком). Данный договор должен содержать все установленные законом существенные условия договора, в том числе предмет договора с описанием квартиры, ее местонахождение, цену договора (объем инвестиций, размер пая), условия изменения цены, обязательства сторон (срок исполнения работ заказчиком (застройщиком), условия и порядок внесения инвестиций), ответственность сторон в случае невыполнения обязательств, сведения о том, что строительство квартиры осуществляется с использованием средств Корпорации и обязательство участника строительства (заявителя) после регистрации права собственности на построенную квартиру оформить залог указанной квартиры в обеспечение обязательств по договору займа;
б) заверенные заказчиком копии следующих документов:
устава организации - заказчика (застройщиком);
учредительного договора (в случае наличия такового) организации - заказчика (застройщиком);
свидетельства о государственной регистрации организации - заказчика (застройщиком);
справки о присвоении статистических кодов организации - заказчику (застройщиком);
справки о постановке на налоговый учет организации - заказчика (застройщиком);
о подтверждении полномочий руководителя организации - заказчика (застройщиком);
архитектурно-строительных чертежей поэтажного плана размещения квартиры с указанием строительных осей строящегося здания по отношению к данной квартире;
договора заказчика с застройщиком на финансирование объекта и договора подряда с генеральной подрядной организацией;
в) заверенную копию документа, удостоверяющего право собственности заказчика (застройщика) на земельный участок или его право аренды земельного участка, предназначенного для строительства многоквартирного жилого дома;
г) заверенную копию разрешения на строительство и производство строительно-монтажных работ.
Законом Рязанской области от 19 июля 2007 г. N 85-ОЗ в пункт 9.4.4 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.4.4. Договор займа заключается на условиях, предусмотренных п. 9.3.2 настоящей программы.
9.4.5. В случае, если заказчиком (застройщиком) многоквартирного жилого дома, в котором заявитель желает приобрести квартиру, является Корпорация, представление документов, указанных в п.9.4.3 настоящей программы, не требуется.
В данном случае в течение пяти рабочих дней после направления заявителем в соответствии с п.9.4.2 настоящей программы письменного уведомления о желании принять участие в долевом строительстве квартиры в доме, заказчиком которого является Корпорация, между ними заключается договор займа.
Договор займа заключается на условиях, аналогичных условиям, указанным в п. 9.4.4 настоящей программы.
Законом Рязанской области от 14 сентября 2006 г. N 112-ОЗ в раздел 10 настоящей Программы внесены изменения
10. Связь с федеральными программами
10.1. Развитие ипотечного кредитования в Рязанской области осуществляется в соответствии с концепцией программы, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2001 года N 291, от 8 мая 2002 года N 302), и с соблюдением требований стандартов предоставления и обслуживания ипотечных жилищных кредитов, утвержденных во исполнение указанной концепции.
10.2. Развитие ипотечных отношений регулируется трехсторонним соглашением, заключаемым между открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Правительством Рязанской области и региональным оператором.
В качестве регионального оператора выступает открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация".
10.3. После заключения трехстороннего соглашения региональный оператор в целях создания и развития на территории области рынка ипотечного жилищного кредитования обеспечивает его инфраструктуру, что включает в себя организацию взаимодействия с кредитными, страховыми, оценочными, риэлторскими организациями.
11. Ожидаемый социально-экономический эффект
При реализации программы ожидается следующий социально-экономический эффект:
Создание механизма обеспечения жильем работников бюджетной сферы.
Повышение престижа работников бюджетной сферы.
Отработка механизма концентрации различных источников финансирования, в том числе бюджетов всех уровней, для решения проблем в жилищной сфере.
Улучшение жилищных условий населения и демографической ситуации в области.
Реализация программы позволит на практике отработать условия, позволяющие в дальнейшем перейти к ее самофинансированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.