Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта в
Рязанской области на 2005-2008 годы"
Областная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Рязанской области на 2005-2008 годы"
13 ноября 2006 г., 22, 23 марта, 21 августа, 14 декабря 2007 г., 8 октября 2008 г.
Законом Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 118-ОЗ в паспорт настоящей приложения внесены изменения
Паспорт
Наименование программы |
областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Рязанской области на 2005-2008 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы: |
Правительство Рязанской области |
Разработчики Программы |
управление по физической культуре и спорту Рязанской области, управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, управление здравоохранения Рязанской области, управление труда и социальной защиты населения Рязанской области, Рязанский областной институт развития образования, Государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной врачебно-физкультурный диспансер" |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закон Рязанской области от 26 сентября 2000 N 73-03 "О физической культуре и спорте в Рязанской области" |
Цель и задачи Программы |
основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных и общественных спортивных организаций региона, направленных на развитие спорта, сохранение и укрепление здоровья населения Рязанской области. Исходя из социально - общественных интересов населения Рязанской области важнейшими задачами Программы являются: укрепление нормативно - правовой базы развития физической культуры и спорта на основании Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; обеспечение приоритетного развития физической культуры и спорта, утверждение принципов здорового образа жизни населения; принципиальное обновление с учетом современных требований программно - методического обеспечения процесса физического воспитания, оздоровительной и спортивной деятельности; внедрение наиболее эффективных форм и методов, передового опыта физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными категориями населения; дальнейшее развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных центров и клубов; создание детско-юношеских школ и отделений по различным видам спорта, увеличение количества занимающихся в них детей и подростков; активное использование возможностей информационно - образовательной и пропагандистской деятельности с целью формирования определенного стиля здорового образа жизни, имиджа здоровья среди населения, особенно молодежи; переориентация систем подготовки и повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта в соответствии с потребностями Рязанской области в специалистах; развитие материальной базы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы |
Сроки и этапы реализации Программы |
2005 - 2008 годы: подготовительный этап - 2005 год; основной этап - 2006-2007 годы; заключительный этап - 2008 год |
Основные мероприятия Программы |
формирование потребности людей в физическом совершенстве, научно-исследовательская и пропагандистская деятельность (раздел 1 приложения к областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Рязанской области" (далее - Приложение); совершенствование управления физической культурой и спортом в Рязанской области (раздел 2 Приложения); развитие детско-юношеского и студенческого спорта (раздел 3 Приложения); спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства (раздел 4 Приложения); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия среди трудящихся, ветеранов и инвалидов (раздел 5 Приложения); спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (раздел 6 Приложения); календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (раздел 7 Приложения); медицинское обеспечение физической культуры и спорта (раздел 8 Приложения) |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 247961,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 243961,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 4000,0 тыс. рублей. |
Исполнители Программы |
Правительство Рязанской области; администрации муниципальных образований Рязанской области (далее - муниципальные образования); органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (далее - органы местного самоуправления); управление по физической культуре и спорту Рязанской области (далее - УФКиС); комитет по физической культуре и спорту Рязанской области (далее - Рязоблспорткомитет); управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области (далее - УДОНиМП); министерство образования Рязанской области (далее - Минобразование РО); управление здравоохранения Рязанской области (далее - УЗО); министерство здравоохранения Рязанской области (далее - Минздрав); управления (комитеты, отделы) образования и социальной защиты населения муниципальных образований Рязанской области; физкультурно-спортивные организации и учреждения (коллективы физической культуры, спортивные школы, клубы, федерации, советы, фонды, ассоциации и другие общественные организации); учреждения здравоохранения; научно-педагогические коллективы военных и гражданских высших и средних профессиональных учебных заведений; комитеты (отделы) по физической культуре, спорту и туризму муниципальных образований Рязанской области (далее - комитеты (отделы) по ФКС и туризму МО); комитет по физической культуре и спорту администрации г. Рязани (далее - комитет по ФКиС г. Рязани) Рязанский областной институт развития образования (далее - РИРО) |
Ожидаемые конечные результаты |
увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом; увеличение числа молодежи, подготовленной к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и к профессиональной деятельности; снижение уровня заболеваемости среди населения Рязанской области; сокращение числа правонарушений, случаев асоциального поведения в молодежной среде; расширение и качественное улучшение сферы услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, более полное удовлетворение потребностей населения в содержательном спортивном досуге; укрепление материально-технической базы, строительство и введение в эксплуатацию новых физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов; увеличение количества рабочих мест в физкультурно-оздоровительной и спортивной сфере деятельности; увеличение числа занимающихся в системе подготовки спортивного резерва; создание устойчивой, современной научно-практической и методической базы для подготовки спортивного резерва сборных команд Рязанской области и достойного выступления спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских, Паролимпийских и Сурдолимпийских играх. |
Система контроля за реализацией Программы |
управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет государственный заказчик Программы |
Контроль за использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий Программы |
контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществляют: Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области, министерство финансов Рязанской области |
1. Содержание проблемы, основания для разработки Программы
Разработка Программы обусловлена сложившейся ситуацией ухудшения здоровья населения.
На протяжении последних лет эта тревожная тенденция наблюдается в целом по Российской Федерации, что обусловлено целым рядом причин, но, прежде всего, колоссальными социально - экономическими и политическими переменами в жизни нашего общества.
Сегодня проблема укрепления и сохранения здоровья становится одной из острейших проблем социальной сферы. В Рязанской области за период с 1990 по 2003 год отмечается высокий уровень заболеваемости населения. В отдельные годы он превышал 600 человек на тысячу населения. За последние годы в области увеличился уровень первичного выхода на инвалидность. Не доживают до пенсионного возраста 34 % мужчин и 7 % женщин.
Одной из ключевых проблем социальной сферы сегодня становится проблема здоровья молодежи. За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья учащихся области снижается в 4 - 5 раз. С каждым годом увеличивается число юношей, непригодных по состоянию здоровья к военной службе.
На фоне бездуховности подростков растут преступность, алкоголизм, наркомания. Многолетняя динамика ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение уровня здоровья во всех возрастных группах, составляющих основные трудовые ресурсы области.
Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в учебных заведениях, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая ВУЗами. Дать учащимся понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области основ здорового образа жизни учитель, преподаватель при существующем уровне подготовки не может.
Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди всех слоев населения. Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта, многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг делают их недоступными для многих жителей Рязанской области. Под предлогом экономической целесообразности организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют в других целях.
Раньше основную долю физкультурно-спортивной работы с трудящимися брали на себя профсоюзы. Физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности 80 - 85 % спортивных сооружений области.
Известно, что средства физической культуры и спорта являются достаточно эффективными, а в некоторых случаях и единственными для полного или частичного возвращения людей с разной степенью инвалидности к нормальной социальной жизни. При организации и осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами всех категорий остро стоят те же проблемы: кадры, методическое обеспечение, финансирование и обеспечение специальным инвентарем и оборудованием, нормативно-правовое регулирование деятельности.
Для успешного развития физкультуры, широкого вовлечения населения в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
2. Краткая характеристика и ресурсы физической культуры
и спорта в Рязанской области
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Рязанской области. По состоянию на 31.12.2004 г. в области имеются 2727 спортивных сооружений, с единовременной пропускной способностью - 65926 человек, в том числе:
стадионов - 21;
плавательных бассейнов -26;
плоскостных спортсооружений - 1362;
спортивных залов - 471.
В области работают 42 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и клубы физической подготовки; из них - 5 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и 10 детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП). Общий охват занимающихся в спортивных школах и клубах - 22714 человек.
Общая численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности - 98108 человек, из них:
в общеобразовательных школах с учетом ДЮСШ и ДЮКФП -56259;
в учреждениях профессионального начального образования - 3418;
в средних специальных учебных заведениях (ССУЗах) - 3055;
в высших учебных заведениях (ВУЗах)- 4195;
в учреждениях, организациях - 34531.
В Рязанской области работают 1991 штатных физкультурных работников, из них:
работников дошкольных учреждений - 14;
учителей физической культуры школ - 798;
преподавателей учреждений начального профессионального образования - 49;
преподавателей средних специальных учебных заведений - 70;
преподавателей высших учебных заведений - 94;
работников физической культуры и спорта учреждений дополнительного образования детей - 492;
тренеров-преподавателей по видам спорта - 349;
работников спортивных сооружений - 94.
Органами управления физической культурой и спортом всех уровней уделяется большое внимание развитию массовой физической культуры.
В области ежегодно проходят областные спартакиады среди:
учащихся средних общеобразовательных школ;
учащихся средних специальных учебных заведений;
учащихся профтехучилищ;
студентов ВУЗов и военных институтов;
трудящихся Рязанской области;
аппарата и управлений Правительства Рязанской области.
Проводятся спортивные соревнования разного уровня по 60 видам спорта, получившим развитие в Рязанской области, но данные ресурсы (стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы) являются недостаточно мощными для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением, технически устаревшими. Кроме того, повышение тарифов на энергоносители и налогов привело к тому, что спортивные сооружения теряют посетителей.
К факторам, сдерживающим развитие физической культуры и спорта, относятся недостаточное количество инвентаря и оборудования спортивного назначения. В связи с этим необходим программный подход к укреплению физкультурно-спортивной, материально-технической базы.
Изменение качественных показателей в социальной сфере может быть только результатом комплексного воздействия на целую группу факторов. Именно поэтому проблемы укрепления здоровья граждан, повышения уровня физической подготовленности во всех социально - демографических группах населения Рязанской области требуют программной проработки.
Планируемые преобразования как система последовательных и взаимосвязанных действий предусматривают осуществление в 2005 - 2008 годах мероприятий, качественным образом меняющих ситуацию по отношению к здоровью. Эти преобразования связаны, прежде всего, с целенаправленным изменением общественного сознания по отношению к здоровью, как ценности личности и общества, формированием у населения ценностных установок и жизненных приоритетов здорового образа жизни.
3. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных и общественных спортивных организаций региона, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Рязанской области.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с трудящимися и инвалидами (раздел 4 Приложения), с детьми всех возрастных групп, обучающимися в образовательных учреждениях (раздел 5 Приложения) и с другими категориями населения на территории Рязанской области;
использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
создание условий для спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва на территории Рязанской области (раздел 5 Приложения).
Законом Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 118-ОЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников.
Затраты на реализацию Программы составят (тыс. руб.):
Источники финансирования |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Средства областного бюджета |
42499,0 |
54176,0 |
81786,0 |
65500,0 |
Внебюджетные средства |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Объемы финансирования программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Средства, утвержденные паспортом Программы и не распределенные по мероприятиям в 2007 году в сумме 17 499,0 тыс. рублей, направляются на финансирование мероприятий в 2008 году с соответствующим внесением изменений в настоящий Закон и Закон Рязанской области "Об областном бюджете на 2008 год.
Законом Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 118-ОЗ в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
В ходе реализации Программы Рязоблспорткомитет обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей по реализации мероприятий и эффективному расходованию средств.
Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Реализация программы осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Рязоблспорткомитет Рязанской области, органами местного самоуправления Рязанской области с исполнителями мероприятий, предусмотренных программой. Исполнители мероприятий, предусмотренных программой, определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На выполнение мероприятий, предусмотренных программой, местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования социальных расходов.
Законом Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 118-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Контроль за реализацией Программы
Рязоблспорткомитет Рязанской области осуществляет мониторинг эффективности выполнения Программы, определяет с органами местного самоуправления формы и методы управления ее реализацией.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют в Рязоблспорткомитет Рязанской области сведения о ее реализации.
Рязоблспорткомитет Рязанской области обобщает эти сведения и ежегодно в составе материалов по исполнению областного бюджета информирует министерство финансов Рязанской области, Рязанскую областную Думу, Счетную палату Рязанской области.
Работа среди населения по освещению целей и задач Программы организуется Рязоблспорткомитетом Рязанской области с участием органов местного самоуправления через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективные формы и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, внедрение передового опыта позволят добиться снижения количества неинфекционных заболеваний.
Одновременно число населения, вовлеченного в систематические занятия физической культурой и спортом, увеличится до 10-15 %.
Физкультурно-спортивная работа среди молодежи, направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить вовлечение в преступную деятельность примерно 30 % молодежи.
При общем повышении численности занимающихся физической культурой и спортом, сторонников здорового образа жизни, людей, использующих в той или иной степени оздоровительные и реабилитационные технологии, предполагается повышение уровня здоровья населения ориентировочно на 3 -10 %.
Программа предусматривает частичное преодоление дефицита высококвалифицированных кадров, ориентированных на оказание профессиональной профилактической помощи населению. В течение ближайших лет намечено существенно обновить учебную и методическую литературу по физкультурному и валеологическому образованию, учету индивидуальных особенностей организма человека.
Программа не носит затратного характера, а, прежде всего, затрагивает структурные изменения в системе ценностей жителей области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.