Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Здоровый
ребенок" на 2006-2010 годы"
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок"
на 2006-2010 годы"
11 января, 21 августа, 11 декабря 2007 г.
Паспорт
областной целевой программы "Здоровый ребенок"
на 2006-2010 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2006-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 |
Государственный заказчик | Правительство Рязанской области |
Основные разработчики Программы | Управление здравоохранения Рязанской области, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", Государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей", Государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница" |
Цели и задачи Программы | Целями Программы являются: социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Программа предусматривает решение следующих задач: создание необходимой материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства для современной диагностической, лечебной, учебной и научно-исследовательской деятельности; подготовка высококвалифицированных кадров; обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других); обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию, профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей; обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни; улучшение состояния питания беременных женщин и кормящих матерей, детей раннего возраста; совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка |
Сроки Программы | 2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья женщин и детей; укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях; развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей; мероприятия по улучшению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; мероприятия по улучшению качества питания матерей и детей; организация подготовки кадров, информационная деятельность; научно-исследовательские работы в области охраны здоровья матерей и детей |
Исполнители основных мероприятий | Управление здравоохранения Рязанской области Государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница", государственное учреждение здравоохранения "Рязанский Дом ребенка специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики" (далее - Рязанский Дом ребенка), государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей", государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница" |
Объемы и источники финансирования | Источники финансирования Программы: областной бюджет - 21,21 млн. рублей; иные источники, не запрещенные законом |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства к 2010 году: показателя материнской смертности; показателя младенческой смертности; показателя перинатальной смертности; внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей; обеспечение проведения пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода; обеспечение профилактики и лечения невынашивания беременности, выхаживания недоношенных детей; обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска; внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания детей и подростков |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Рязанской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики и снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря последовательным целенаправленным мероприятиям действовавшей до настоящего времени областной целевой программы "Безопасное материнство" в сложных социально-экономических условиях улучшились основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы младенческая смертность в Рязанской области имеет выраженную тенденцию к снижению, и в 2004 году этот показатель составил 11,6 на 1000 родившихся живыми (1996 г. - 16,1). Показатель материнской смертности не стабилен и колеблется от 60,3 на 100 родившихся живыми в 1996 г. до 29,6 в 2004 году.
Однако продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2004 году составила 47%.
Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 14,5% (2004 г.), преждевременных родов - 3,7% (2004 г.). Важным в решении этой проблемы является прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения. Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды.
Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин, в 2,4-2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, интенсивный уход).
Увеличение выживаемости детей прежде всего связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных с организацией работы выездной неонатологической бригады, оснащением современным медицинским оборудованием и аппаратурой акушерских стационаров, отделений реанимации Рязанской областной детской клинической больницы, повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.
Ежегодно рождаются дети с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.
Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего инфекционных, с установлением риска развития осложнений как со стороны матери, так и ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и др.
На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, выросли заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличилось число социально дезадаптированных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).
Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создание новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.
Предлагаемая программа "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья матери и ребенка.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание необходимой материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства для современной диагностической, лечебной, учебной и научно-исследовательской деятельности;
подготовка высококвалифицированных кадров;
обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);
обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию, профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;
обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
3. Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - 2006 год:
улучшение системы подготовки медицинских кадров службы охраны здоровья матери и ребенка;
обеспечение расходными материалами медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" для проведения пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода в 2006 году и в последующие годы;
II этап - 2007 год:
обеспечение медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" современным оборудованием, внедрение программы скрининговых исследований;
обеспечение современных технологий ведения родов, технологии диагностики и лечения новорожденных детей, в том числе недоношенных (приложение 2);
организация регистра заболеваемости детей по ряду нозологий в государственном учреждении здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" (заболевания опорно-двигательного аппарата, врожденные пороки сердца, нарушения сердечного ритма);
III этап - 2008 год:
проведение мероприятий по оснащению лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием (приложение 3);
продолжение внедрения стандартизованных протоколов диагностики и лечения в акушерстве-гинекологии и педиатрии;
разработка и внедрение методик реабилитации детей в Рязанском Доме ребенка;
совершенствование реанимационной помощи новорожденным детям (организация дистанционного консультативного реанимационного центра);
IV этап - 2009 год:
оснащение гинекологического отделения государственного учреждения здравоохранения "Рязанская областная клиническая больница" лечебно-диагностическим оборудованием, необходимым для улучшения диагностики и лечения гинекологических заболеваний, послеродовых осложнений (приложение 4);
внедрение новых современных технологий диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии (приложение 4);
V этап - 2010 год:
продолжение внедрения стандартизованных протоколов диагностики и лечения в акушерстве-гинекологии и педиатрии;
проведение мероприятий по оснащению лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием (приложение 5).
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, подготовку кадров, обеспечение современной аппаратурой и расходными материалами, развитие и внедрение новых технологий.
Перечень конкретных мероприятий определяется согласно приложению 1 к Программе.
5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы
I этап - 2006 год:
улучшение квалификационной характеристики медицинских кадров;
улучшение пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода;
II этап - 2007 год:
проведение скриниговых исследований новорожденных детей на врожденный гипотериоз, фенилкетонурию, галактоземию, дисфункцию коры надпочечников, анализ результатов;
создание регистра заболеваемости детей по ряду нозологий в государственном учреждении здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей";
улучшение показателя больничной летальности новорожденных детей;
III этап - 2008 год:
улучшение качества медицинской помощи детям, страдающим снижением слуха;
улучшение диагностики заболеваний у детей, сокращение сроков от момента постановки диагноза до начала лечебных мероприятий;
улучшение показателей здоровья детей Рязанского Дома ребенка;
улучшение качества реанимационной помощи новорожденным детям, улучшение взаимодействия лечебно-профилактических учреждений по оказанию реанимационной помощи новорожденным;
IV этап - 2009 год:
внедрение новых современных технологий диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии;
повышение качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям;
V этап - 2010 год:
улучшение качества медицинской помощи матерям и детям;
улучшение качественных показателей медико-генетической службы.
Законом Рязанской области от 21 августа 2007 г. N 112-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Объемы финансирования Программы в части областного бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
7. Механизм реализации Программы
Денежные средства из областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы, финансово-казначейским управлением Рязанской области направляются управлению здравоохранения Рязанской области.
Выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются управлением здравоохранения Рязанской области среди исполнителей в строгом соответствии с утвержденными мероприятиями Программы.
8. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет управление здравоохранения Рязанской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области.
Управление здравоохранения Рязанской области в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Правительство Рязанской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается исходя из показателей работы:
снижение показателя материнской смертности;
снижение показателя перинатальной смертности;
снижение показателя младенческой смертности;
снижение показателя детской инвалидности от врожденных пороков развития;
снижение частоты осложнений беременности и родов, решение проблем невынашиваемости, выхаживания недоношенных детей, укрепление репродуктивного здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.