Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Рязанской области от 5 сентября 2008 г. N 106-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 11
к областной целевой программе "Культура
Рязанской области на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Информатизация и компьютеризация сферы культуры
Рязанской области"
15 декабря 2006 г., 5 сентября 2008 г.
1. Анализ исходного состояния проблемы
В последние годы в мире в целом и в России, в частности, происходят процессы формирования открытого информационного общества, в котором информация становится важнейшим фактором развития экономики и повышения уровня жизни. Существенными характеристиками информационного общества являются лавинообразный рост электронных информационных ресурсов, свободное распространение информации, свободный доступ к информации.
Информация о культурном наследии и современной культуре, о последних достижениях в сфере искусства и образования, может и должна стать консолидирующей силой зарождающегося информационного общества. Возможности свободного распространения этой информации и свободного и равного доступа к ней лежат только в сфере развития новейших коммуникационных и информационных технологий, широкого их использования. И здесь основная роль должна быть отведена глобальной сети Интернет.
Построение информационного общества для всех ставит задачу обеспечения поставки разнообразного содержания с целью удовлетворения конкретных культурных запросов пользователей, и сфера культуры должна стать одним из основных поставщиков для глобального информационного пространства.
Управление культуры и массовых коммуникаций вместе с учреждениями культуры Рязанской области за период реализации программы "Культура Рязанской области (2001-2005 годы)" сделали определенные шаги в направлении решения задач по созданию информационных ресурсов для широкого, открытого доступа и в решении многих других задач информатизации. В первую очередь, эти задачи были решены за счет обеспечения финансирования в основном из областного бюджета (почти 4 млн. рублей), которые в большей степени пошли на компьютеризацию и внедрение информационных технологий в учреждениях сферы культуры. В результате значительно уменьшилась дифференциация в уровне информатизации учреждений, постепенно создается информационно-коммуникационная инфраструктура для более эффективного взаимодействия управления и учреждений, а также учреждений между собой. Были реализованы большие проекты по модернизации локальной вычислительной сети в библиотеке имени Горького, созданию компьютерных классов во всех областных учреждениях образования. На федеральные средства (0,3 млн. рублей) управление культуры реализовало проект по открытию портала сферы культуры в сети Интернет и проект по внедрению системы электронного документооборота. На базе созданного портала библиотеки области осваивают корпоративную работу по созданию сводных информационных ресурсов.
С другой стороны, сфера культуры Рязанской области весьма далека от идеальных условий в области информатизации. Остается значительной потребность в компьютерном оборудовании, программном обеспечении, в приобретении информационных систем. Невелики объем и разнообразие информационных ресурсов о культурном наследии Рязанского региона в сети Интернет. Начало реализации проекта по внедрению системы электронного документооборота - только маленький шаг в направлении модернизации делопроизводственных отношений между комитетом по культуре и туризму Рязанской области и учреждениями. Невысока, а зачастую просто ничтожна эффективность использования уже имеющихся средств и ресурсов для ведения процесса информатизации и на это при реализации новой программы будет обращено особое внимание.
2. Направления государственной политики и задачи
подпрограммы
Исходя из вышеизложенного, основными направлениями государственной политики по информатизации сферы культуры Рязанской области будут:
стимулирование распространения и использования новых информационных технологий;
создание условий для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, органов власти, организаций в доступе к информационным ресурсам сферы культуры и потребности в информационном взаимодействии;
формирование открытых информационных ресурсов;
дальнейшее устранение дифференциации и неравенства учреждений по уровню информатизации;
поддержка проектов, содержащих систему ключевых показателей эффективности их реализации;
обеспечение взаимодействия информационных систем учреждений;
повышение эффективности управления сферой культуры;
повышение эффективности проведения закупок для целей информатизации сферы культуры.
Указанные направления планируется реализовать, опираясь на следующие принципы:
программно-целевой принцип управления процессами информатизации (уже используется, необходимо только придать большую значимость консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, направляемых на решение и реализацию приоритетных задач);
принцип комплексности и системности при внедрении информационных систем, т.е. внедряемая система должна быть частью комплекса и уметь взаимодействовать с другими системами комплекса;
принцип информационной открытости программ и проектов, обеспечения участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
принцип обеспечения последовательности, поэтапности и согласованности реализации программ и проектов;
принцип безопасности информационных систем, защиты информационных ресурсов, их сохранности, целостности, достоверности;
принцип обеспечения доступности информации.
Эти направления определили основные задачи подпрограммы:
Обеспечение возможности создания информационных ресурсов учреждениям сферы культуры региона, соответствующих профилю их работы и отражающим культурный потенциал региона.
Обеспечение доступа мирового сообщества к культурному наследию Рязанской области посредством использования современных средств телекоммуникаций и технологий сети Интернет для достижения целей движения к информационному обществу.
Продолжение работ по созданию информационно-коммуникационной инфраструктуры сферы культуры Рязанской области.
Повышение эффективности управления сферой культуры путем модернизации системы делопроизводственных отношений между учреждениями и управлением культуры, используя системы электронного документооборота, с приданием официального статуса электронным документам.
Повышение информационной культуры работников, как неотъемлемой части информационного общества.
3. Перечень основных мероприятий по реализации
подпрограммы
1. Обеспечение возможности реализации проектов всех учреждений культуры, поступающих на рассмотрение в комитет по культуре и туризму Рязанской области в виде заявок на финансирование этих проектов. Основные направления, на которых необходимо сконцентрироваться:
поддержка социально-значимых проектов, направленных на обеспечение равных возможностей доступа жителям региона к региональным, российским, зарубежным информационным ресурсам и проектов, обеспечивающих свободный доступ населения Рязанской области к информации по вопросам местного самоуправления и организации жизнедеятельности муниципального образования;
внедрение информационных систем нового поколения в библиотеках для повышения эффективности работы и соответствия накапливаемых региональных информационных ресурсов мировым требованиям;
развитие проекта корпоративной работы областных библиотек (расширение числа участников, расширение номенклатуры информационных ресурсов, формируемых в процессе работы, и т.п.);
расширение сети модельных сельских библиотек;
внедрение информационных систем и современных информационных технологий в музеях области (создание описательных баз данных и архивов цифровых изображений);
информатизация театрально-зрелищных учреждений (внедрение единой информационной системы продажи билетов, используя Интернет, и автоматизация процессов на локальных рабочих местах);
открытие компьютерных классов с подключением к сети Интернет в образовательных учреждениях с целью соответствия требованиям образовательных программ этих учреждений;
проведение компьютеризации учреждений;
информационная поддержка учебной, учебно-методической и научной деятельности культуры;
стимулирование коммерческих направлений информатизации культуры;
подготовка аннотированных иллюстрированных каталогов на CD-ROM, DVD дисках, других носителях информации с возможностью размещения материала в Интернет.
2. Развитие, сопровождение, наполнение материалом, расширение предлагаемых услуг портала культуры Рязанского региона в сети Интернет:
развитие базовых страниц учреждений;
создание сайтов, посвященных культуре муниципальных образований;
отслеживание событий, мероприятий, происходящих в сфере культуры региона и представление информации о них на страницах портала;
реализация Интернет-проектов, связанных с популяризацией различных аспектов, направлений культуры региона, патриотическим воспитанием молодежи.
3. Реализация проекта внедрения системы электронного документооборота в комитете по культуре и туризму Рязанской области и между комитетом и подведомственными учреждениями:
полная модернизация системы делопроизводственных отношений внутри управления с обеспечением доступа в систему каждого сотрудника, работающего с документами;
придание официального статуса электронным версиям документов путем внедрения модулей формирования электронной цифровой подписи в документ;
внедрение технологий шифрования документов для обеспечения безопасности обращения документов при передаче их по каналам связи;
внедрение однопользовательских версий систем электронного документооборота (а если необходимо - и многопользовательских) в учреждениях сферы культуры и обеспечение их взаимодействия с базовой системой в управлении.
4. Повышение информационной культуры всех работников сферы культуры путем организации различных обучающих курсов и семинаров, консультаций со специалистами.
4. Механизм реализации подпрограммы
Комитет по культуре и туризму Рязанской области в соответствии с проектами учреждений, представленными в виде заявок на финансирование, разрабатывает первоначальную сводную бюджетную заявку на выделение финансовых средств для реализации предложенных проектов. С учетом реально выделенных средств из всех источников на выполнение подпрограммы комитет по культуре и туризму Рязанской области уточняет список проектов и объемы их финансирования.
Выполнение мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения договоров между заказчиком (в роли которого выступает комитет по культуре и туризму Рязанской области), получателем и поставщиком. Оформление договора поручается получателю. При необходимости, если сумма, необходимая для реализации проекта, превышает предел, установленный федеральным и местным законами, проводится конкурс для выявления организации на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг. Для мероприятий подпрограммы, которые могут иметь коммерческую направленность, учреждение сферы культуры - получатель конечного продукта - должно обеспечить привлечение внебюджетных финансовых средств.
Законом Рязанской области от 15 декабря 2006 г. N 175-ОЗ в раздел 5 настоящей подпрограммы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Учитывая в основном региональный характер проектов, планируемых к реализации в рамках подпрограммы, финансирование мероприятий будет осуществляться в основном за счет средств областного бюджета. Проекты районных учреждений должны быть обеспечены софинансированием из муниципальных бюджетов не менее чем на 50%. Будут привлекаться собственные средства организаций. Для финансирования проектов, имеющих федеральное значение, планируется привлечение федеральных денег.
Предполагаемое финансирование подпрограммы в 2006-2010 гг.:
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования Всего |
В том числе по годам (тыс. рублей) | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Информатизация и компьютеризация сферы культуры |
||||||
всего, в т.ч. | 27285,96 | 2885,96 | 5400 | 5600 | 6600 | 6800 |
федеральный бюджет | 1900 | 300 | 300 | 400 | 400 | 500 |
областной бюджет | 11485,96 | 485,96 | 2500 | 2500 | 3000 | 3000 |
местный бюджет | 13000 | 2000 | 2500 | 2500 | 3000 | 3000 |
внебюджетные источники | 900 | 100 | 100 | 200 | 200 | 300 |
6. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляют Правительство Рязанской области и Рязанская областная Дума. Комитет по культуре и туризму Рязанской области направляет в установленном порядке в Правительство области, областную Думу, министерство финансов Рязанской области отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделенных им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров. Ход реализации программы ежегодно рассматривается на заседаниях коллегии комитета по культуре и туризму Рязанской области, где анализируются результаты прошедшего и делаются акценты на следующий период финансирования подпрограммы.
7. Оценка эффективности осуществления подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы может быть оценена по изменению основных параметров пунктов раздела "Цели и задачи подпрограммы". А именно:
наряду с ростом числа комплектов компьютерного оборудования в учреждениях должна быть видна динамика роста как создаваемых ими информационных ресурсов, так и числа обращений к этим ресурсам внутри локальных информационных систем либо через глобальные сети, если таковая возможность существует,
доступность культурного наследия Рязанского региона для всего мирового сообщества может быть также оценена по числу посещений серверов Интернет учреждений культуры либо косвенно путем оценки доли в изменении соответствующих показателей деятельности учреждений, информация о которых представлена в глобальной сети,
увеличение процентной доли обращения электронных документов по отношению к доле документов на бумажных носителях в делопроизводственном процессе, повышение скорости и удобства поиска документов могут служить индикатором эффективности внедрения системы электронного документооборота.
Законом Рязанской области от 11 января 2008 г. N 2-ОЗ настоящее приложение дополнено приложением 11.1
Приложение 11.1
к областной целевой программе "Культура
Рязанской области на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Развитие и сохранение кадрового потенциала
отрасли культуры Рязанской области"
5 сентября 2008 г.
1. Анализ исходного состояния проблемы
В учреждениях культуры и искусства Рязанской области работает около шести тысяч творческих работников, в том числе: с высшим образованием - 35,4%, со средним специальным образованием - 32,5%.
Существенный вклад в формирование кадрового потенциала отрасли вносят Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования: "Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых", "Рязанское художественное училище им. Г.К. Вагнера" и "Рязанское областное училище культуры".
Однако абитуриенты неохотно идут в учебные заведения среднего профессионального образования, поскольку длительный срок обучения в училищах (4-5 лет) делает их непривлекательными по сравнению с вузами, позволяющими практически за этот же срок получить диплом о высшем образовании.
На территории области располагается Рязанский заочный институт филиал Московского государственного университета культуры и искусств (РЗИ (ф) МГУКИ) - важный резерв в повышении обеспеченности отрасли высококвалифицированными кадрами. Хотя институтом ежегодно выделяется не более 30 бюджетных мест для поступления по целевым направлениям для отрасли культуры области, это явно недостаточно для развития культурной среды региона, и номенклатура специальностей института не позволяет в достаточном количестве готовить творческие кадры по востребованным специальностям: актеров, художников, звукорежиссеров и др.
В тоже время, по-прежнему сложным остается положение с уровнем образования специалистов, работающих в сфере культуры. Ряд факторов усложняет кадровую проблему.
Так, в Рязанской области низкий уровень образования среди клубных работников - высшее образование имеют только 17,6% специалистов, среди работников библиотек - 34,0%. В ряде районов области число специалистов с высшим образованием составляет в среднем всего 3,1%. По мере удаления от областного центра уровень образования работников учреждений культуры снижается, в ряде районов: Ермишинском, Кадомском, Милославском, Новодеревенском, Путятинском, Ряжском, Сапожковском, Сараевском, Скопинском, Чучковском процент специалистов с высшим образованием в культурно-досуговых учреждениях в среднем составляет всего 5%.
Достаточно высокая текучесть кадров наблюдается в клубных формированиях (10,6%), музеях (8,3%), театрах (7%), библиотеках (6%), притом, что нормой считается текучесть кадров организации в год в пределах 3-5%. Престиж сферы культуры по-прежнему остается низким, заработная плата - небольшой. Средняя заработная плата работников культуры остается самой низкой среди бюджетных сфер.
Снижается приток молодых квалифицированных специалистов. Их доля по отрасли составляет 18,5 процента от общего числа работающих. В последние годы отмечается устойчивый рост вакансий в учреждениях культуры, из которых более 30 процентов составляют квалифицированные кадры, в том числе с высшим образованием.
Определенная инертность, сохранившаяся в сфере культуры ряда муниципальных образований области, приводит к тому, что наиболее предприимчивые и активные специалисты предпочитают уезжать из районов в центр. Кроме того, частью муниципальных образований основной акцент делается на поддержание материально-технической базы учреждений культуры в рабочем состоянии, а не на ее развитие, что снижает условия работы специалистов.
В учреждениях культуры и муниципальных образованиях области требуются руководители творческих коллективов, хореографы и клубные работники, ощущается нехватка дипломированных музейных, библиотечных специалистов. Необходимо регулярное пополнение трупп областных театров молодыми актерскими кадрами.
С переходом к рыночной экономике появилась необходимость в подготовке и переподготовке специалистов ряда новых профессий, таких как продюсер, менеджер, специалист по маркетингу услуг и т.д.
Для решения острых вопросов по восполнению кадрового резерва отрасли культуры области требуется целенаправленная работа по подготовке кадров для учреждений культуры, особенно отдаленных периферийных районов. Тем более что в настоящее время финансовые возможности не позволяют большей части сельской молодежи получать образование в Москве и областных центрах. Поэтому многие территории осуществляют подготовку и переподготовку кадров для учреждений культуры, используя возможности образовательных учреждений преимущественно своей области. Одной из форм решения кадровых проблем является целевая подготовка специалистов. И в ряде субъектов Российской Федерации активно формируются региональные заказы на подготовку специалистов за счет местных бюджетов.
В нашей области имеется опыт в этом направлении. Успешно проведено обучение целевого набора хореографов с высшим образованием на базе РЗИ (ф) МГУКИ, подготовлена группа молодых актеров для трех областных театров в Ярославском государственном театральном институте. Целевая подготовка кадров результативна, так как практически все выпускники - молодые специалисты закрепляются на рабочих местах.
Повышение уровня профессиональной квалификации осуществляется на факультете повышения квалификации и переподготовки работников культуры Рязанского областного института развития образования, который проводит большую работу по внедрению в практику современных технологий по обучению работников сферы культуры.
Тем не менее, учитывая возросшие общественные потребности и новые тенденции в развитии российской культуры, необходимо поднять на новый качественный уровень это важное направление в подготовке кадров, требуется внедрение в практику работы современных направлений и технологий, ориентированных на социальный заказ, потребности и запросы работников культуры региона.
2. Цель и задачи подпрограммы
Главной целью подпрограммы является обеспечение муниципальных образований, учреждений культуры Рязанской области специалистами с высшим образованием, накопление творческого потенциала в области театрального, музейного и библиотечного дела, социально-культурной деятельности.
Основными задачами являются:
подготовка требуемых кадров с высшим образованием для учреждений культуры и искусства Рязанской области;
совершенствование работы по повышению квалификации кадров сферы культуры.
3. Перечень основных мероприятий
Совершенствование системы подготовки кадров предполагает следующее:
организацию целевого регионального заказа на подготовку специалистов для учреждений культуры и искусства Рязанской области:
подготовку актерского курса (30 чел.) для областных театров;
обучение 25 библиотечных работников по специальности "Библиотечно-информационная деятельность", 5 хореографов, 10 музейных работников;
осуществление на договорной основе РЗИ (ф) МГУКИ совместной подготовки кадров (14 чел.) по специальности "Социально-культурная деятельность" на основе интегрированных учебных планов с ГОУ СПО "Рязанское областное училище культуры".
Организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации работников культуры с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской культуры.
В этих целях предусмотрено проведение ежегодных семинаров для специалистов в области клубного, музейного и библиотечного дела; повышение квалификации этих специалистов через систему семинаров, мастер - классов, научно-практических конференций, стажировок, творческих лабораторий.
Законом Рязанской области от 5 сентября 2008 г. N 106-ОЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых с комитетом по культуре и туризму Рязанской области со всеми исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
5. Финансовое обеспечение подпрограммы
Проведение мероприятий не потребует дополнительного финансирования, так как будет осуществляться за счет перераспределения средств областной целевой программы "Культура Рязанской области на 2006-2010 годы", местных бюджетов муниципальных образований области. Кроме того, к реализации могут привлекаться внебюджетные источники.
Источники и направления финансирования |
Объем финан- сирова- ния Всего |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего, в т.ч. | 2799,0 | 2799,0 | ||||
областной бюджет | 2799,0 | 2799,0 | ||||
местный бюджет | ||||||
внебюджетные источники |
Законом Рязанской области от 5 сентября 2008 г. N 106-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Контроль за реализацией подпрограммы
Комитет по культуре и туризму Рязанской области направляет в установленном порядке в Правительство Рязанской области, Рязанскую областную Думу, министерство финансов Рязанской области отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделенных им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров. Ход реализации подпрограммы и достижение конкретных результатов обсуждаются на производственных совещаниях, коллегии комитета по культуре и туризму Рязанской области.
7. Оценка эффективности
Реализация мероприятий по подготовке 84 специалистов с высшим образованием (30 человек - актеры для областных театров, 25 человек - библиотечные работники, 5 человек - хореографы, 14 человек - клубные работники, 10 человек - музейные работники) для учреждений культуры и муниципальных образований области, предусмотренных в подпрограмме "Развитие и сохранение кадрового потенциала отрасли культуры Рязанской области", а также мероприятий по совершенствованию повышения квалификации кадров позволит в значительной степени обеспечить создание условий для развития кадрового потенциала отрасли, что, в конечном итоге, повлияет на качество культурного обслуживания населения Рязанской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.