Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Здоровый
ребенок" на 2006-2010 годы"
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок"
на 2006-2010 годы"
11 января, 21 августа, 11 декабря 2007 г., 30 октября 2008 г., 3 июля, 2, 28 декабря 2009 г.
Законом Рязанской области от 2 декабря 2009 г. N 150-ОЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Здоровый ребенок"
на 2006-2010 годы"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2006-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 |
Государственный заказчик |
Правительство Рязанской области |
Основные разработчики Программы |
Управление здравоохранения Рязанской области, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", Государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей", Государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница" |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются: социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Программа предусматривает решение следующих задач: создание необходимой материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства для современной диагностической, лечебной, учебной и научно-исследовательской деятельности; подготовка высококвалифицированных кадров; обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других); обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию, профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей; обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни; улучшение состояния питания беременных женщин и кормящих матерей, детей раннего возраста; совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка |
Сроки Программы |
2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий |
Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья женщин и детей; укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях; развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей; мероприятия по улучшению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; мероприятия по улучшению качества питания матерей и детей; организация подготовки кадров, информационная деятельность; научно-исследовательские работы в области охраны здоровья матерей и детей |
Исполнители основных мероприятий |
управление здравоохранения Рязанской области (далее - УЗО) <*>; министерство здравоохранения Рязанской области (далее - МЗ Рязанской области); государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница" <**>; государственное учреждение здравоохранения "Рязанская областная детская клиническая больница имени Н.В.Дмитриевой"; государственное учреждение здравоохранения "Рязанский Дом ребенка, специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики" (далее - Рязанский Дом ребенка); государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" ____________________________________________________________ <*> до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанской области в 2008 году; <**> до утверждения распоряжения Правительства Рязанской области в 2008 году о присвоении государственному учреждению здравоохранения Рязанской областной детской клинической больнице имени Н.В.Дмитриевой"; |
Объемы и источники финансирования |
Источники финансирования Программы: областной бюджет - 19,76 млн. рублей; иные источники, не запрещенные законом |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства к 2010 году: показателя материнской смертности; показателя перинатальной смертности; внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей; обеспечение проведения пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода; обеспечение профилактики и лечения невынашивания беременности, выхаживания недоношенных детей; обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска; внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания детей и подростков; целевыми индикаторными показателями по Рязанской области являются: показатель младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми): 2009 год - 9,7%, 2010 год - 9,3%, охват неонатальным скринингом новорожденных детей на наследственные заболевания в 2009-2010 годах не менее 98% |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Рязанской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики и снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря последовательным целенаправленным мероприятиям действовавшей до настоящего времени областной целевой программы "Безопасное материнство" в сложных социально-экономических условиях улучшились основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы младенческая смертность в Рязанской области имеет выраженную тенденцию к снижению, и в 2004 году этот показатель составил 11,6 на 1000 родившихся живыми (1996 г. - 16,1). Показатель материнской смертности не стабилен и колеблется от 60,3 на 100 родившихся живыми в 1996 г. до 29,6 в 2004 году.
Однако продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2004 году составила 47%.
Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 14,5% (2004 г.), преждевременных родов - 3,7% (2004 г.). Важным в решении этой проблемы является прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения. Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды.
Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин, в 2,4-2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, интенсивный уход).
Увеличение выживаемости детей прежде всего связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных с организацией работы выездной неонатологической бригады, оснащением современным медицинским оборудованием и аппаратурой акушерских стационаров, отделений реанимации Рязанской областной детской клинической больницы, повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.
Ежегодно рождаются дети с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.
Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего инфекционных, с установлением риска развития осложнений как со стороны матери, так и ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и др.
На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, выросли заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличилось число социально дезадаптированных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).
Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создание новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.
Предлагаемая программа "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья матери и ребенка.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание необходимой материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства для современной диагностической, лечебной, учебной и научно-исследовательской деятельности;
подготовка высококвалифицированных кадров;
обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);
обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию, профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;
обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
Законом Рязанской области от 30 октября 2008 г. N 131-ОЗ в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - 2006 год:
улучшение системы подготовки медицинских кадров службы охраны здоровья матери и ребенка;
обеспечение расходными материалами медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" для проведения пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода в 2006 году и в последующие годы;
II этап - 2007 год:
обеспечение медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" современным оборудованием, внедрение программы скрининговых исследований;
обеспечение современных технологий ведения родов, технологии диагностики и лечения новорожденных детей, в том числе недоношенных (приложение 2);
организация регистра заболеваемости детей по ряду нозологий в государственном учреждении здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей" (заболевания опорно-двигательного аппарата, врожденные пороки сердца, нарушения сердечного ритма);
III этап - 2008 год:
проведение мероприятий по оснащению лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием (приложение 3);
продолжение внедрения стандартизованных протоколов диагностики и лечения в акушерстве-гинекологии и педиатрии;
разработка и внедрение методик реабилитации детей в Рязанском Доме ребенка;
совершенствование реанимационной помощи новорожденным детям (организация отделения реанимации новорожденных в ГУЗ "Рязанская областная детская клиническая больница"), совершенствование взаимодействия лечебно-профилактических учреждений по оказанию реанимационной помощи новорожденным;
IV этап - 2009 год:
оснащение гинекологического отделения государственного учреждения здравоохранения "Рязанская областная клиническая больница" лечебно-диагностическим оборудованием, необходимым для улучшения диагностики и лечения гинекологических заболеваний, послеродовых осложнений (приложение 4);
внедрение новых современных технологий диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии (приложение 4);
V этап - 2010 год:
продолжение внедрения стандартизованных протоколов диагностики и лечения в акушерстве-гинекологии и педиатрии;
проведение мероприятий по оснащению лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием (приложение 5).
Законом Рязанской области от 2 декабря 2009 г. N 150-ОЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, подготовку кадров, обеспечение современной аппаратурой и расходными материалами, развитие и внедрение новых технологий.
Перечень конкретных мероприятий определяется согласно приложению 1 и Приложению 1.1 к Программе.
5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы
I этап - 2006 год:
улучшение квалификационной характеристики медицинских кадров;
улучшение пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода;
II этап - 2007 год:
проведение скриниговых исследований новорожденных детей на врожденный гипотериоз, фенилкетонурию, галактоземию, дисфункцию коры надпочечников, анализ результатов;
создание регистра заболеваемости детей по ряду нозологий в государственном учреждении здравоохранения "Рязанский областной консультативно-диагностический центр для детей";
улучшение показателя больничной летальности новорожденных детей;
III этап - 2008 год:
улучшение качества медицинской помощи детям, страдающим снижением слуха;
улучшение диагностики заболеваний у детей, сокращение сроков от момента постановки диагноза до начала лечебных мероприятий;
улучшение показателей здоровья детей Рязанского Дома ребенка;
улучшение качества реанимационной помощи новорожденным детям, улучшение взаимодействия лечебно-профилактических учреждений по оказанию реанимационной помощи новорожденным;
IV этап - 2009 год:
внедрение новых современных технологий диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии;
повышение качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям;
V этап - 2010 год:
улучшение качества медицинской помощи матерям и детям;
улучшение качественных показателей медико-генетической службы.
Законом Рязанской области от 21 августа 2007 г. N 112-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Объемы финансирования Программы в части областного бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Законом Рязанской области от 30 октября 2008 г. N 131-ОЗ в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Денежные средства из областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы, министерством финансов Рязанской области направляются министерству здравоохранения Рязанской области.
Выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются министерством здравоохранения Рязанской области среди исполнителей в строгом соответствии с утвержденными мероприятиями Программы.
Законом Рязанской области от 30 октября 2008 г. N 131-ОЗ в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет министерство здравоохранения Рязанской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области.
Министерство здравоохранения Рязанской области в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Правительство Рязанской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Законом Рязанской области от 30 октября 2008 г. N 131-ОЗ раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по целевым индикаторным показателям по Рязанской области:
показатель младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми):
2009 год - 9,7%,
2010 год - 9,3%,
охват неонатальным скринингом новорожденных детей на наследственные заболевания в 2009-2010 годах не менее 98%.
Прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства к 2010 году:
показателя материнской смертности;
показателя перинатальной смертности.
Эффективная реализация мероприятий Программы приведет к:
внедрению в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;
обеспечению проведения пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода;
обеспечению профилактики и лечения невынашивания беременности, выхаживания недоношенных детей;
обеспечению ранней диагностики болезней и оздоровлению детей групп риска;
внедрению новых эффективных форм медицинского обслуживания детей и подростков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.