Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации Новомичуринского городского поселения
от 15 января 2010 г. N 7
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение в коммунальном комплексе муниципального образования -
Новомичуринское городское поселение на 2010 - 2011 годы"
11 апреля 2011 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение в коммунальном комплексе муниципального образования - Новомичуринское городское поселение на 2010 - 2011 годы" (далее по тексту - Программа). |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования - Новомичуринское городское поселение |
Разработчик Программы |
Комитет архитектуры, градостроительства и инфраструктуры администрации муниципального образования - Новомичуринское городское поселение |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 3.04.1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области", постановление Правительства Рязанской области от 13.10.2009 г. N 276 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение в коммунальном комплексе Рязанской области на 2010 - 2011 годы". |
Исполнители Программы |
Администрация МО - Новомичуринское городское поселение, МП "Новомичуринское ЖКХ", МП "Новомичуринский водоканал" |
Цели Программы |
- повышение эффективности энергопотребления путем реконструкции и технического перевооружения отраслей коммунального хозяйства и бюджетной сферы на новой технологической основе; - снижение финансовой нагрузки на бюджет городского поселения по оплате потребляемых энергетических ресурсов. |
Задачи Программы |
Задачей Программы является энергосбережение в коммунальном комплексе и бюджетной сфере. |
Сроки реализации Программы |
2010 - 2011 годы |
Перечень основных мероприятий |
Оснащение объектов бюджетной сферы и жилищного фонда Новомичуринского городского поселения средствами учета и контроля энергоресурсов. Определение и реализация технической политики развития наружного освещения МО - Новомичуринское городское поселение. Внедрение автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ). |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем средств, необходимых для реализации всего комплекса мероприятий Программы в 2010 - 2011 годах, составляет 60,2 млн. руб., в том числе областной бюджет 25,5 млн. руб., местный бюджет - 28,6 млн. руб., внебюджетные источники - 6,06 млн. руб. В 2010 г. - 6,3 млн. рублей, в т.ч. областной бюджет - 1,7 млн. руб., местный бюджет - 1,5 млн. руб., внебюджетные источники - 3,1 млн. руб.; В 2011 г. - 53,9 млн. руб., в т.ч. областной бюджет - 23,8 млн. руб., местный бюджет - 27,1 млн. руб., внебюджетные источники - 2,96 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Оснащение основных потребителей приборами учета энергоресурсов, создание автоматизированной информационной системы контроля и учета энергоресурсов. Замена индукционных приборов учета электроэнергии класса точности 2 и 2,5 на электронные класса 1,0. Построение автоматизированной системы учета электроэнергии бытовых потребителей с возможностями выявления небаланса в распределительных и внутридомовых сетях 0,4 кВ, оценки потерь в сети 6/10 кВ до границы балансовой принадлежности и расчетных точек поставки от сетей ООО "Новомичуринские электрические сети", управления потреблением абонентов. Автоматизация расчетов с населением за потребленные энергоресурсы. Реализация комплекса мероприятий, направленных на переход от нормативного начисления к сквозному фактическому учету потребления энергоресурсов. Совершенствование организации сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Сокращение коммерческих потерь в системе энергоснабжения. Систематизирование и упорядочение взаиморасчетов между потребителями услуг и поставщиками. Снижение бюджетных субсидий жилищно-коммунальному хозяйству, обслуживающий жилой фонд. Снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами бюджетной сферы. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Состояние дел по энергосбережению в муниципальном образовании - Новомичуринское городское поселение нуждается в принятии и реализации практических мер, способных обеспечить переход муниципальных предприятий городского поселения, объектов бюджетной сферы и жилищного фонда на энергосберегающий путь развития.
В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановлением Правительства Рязанской области от 08.10.2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области", постановлением Правительства Рязанской области от 13.10.2009 г. N 276 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение в коммунальном комплексе Рязанской области на 2010 - 2011 годы" весь объем реализуемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету с использованием технических средств.
Одним из направлений технических мероприятий по энергосбережению является внедрение приборов учета потребления энергоносителей на объектах бюджетной сферы и жилищного фонда Новомичуринского городского поселения, в том числе узлов учета теплопотребления и горячего водоснабжения, узлов учета холодного водоснабжения.
В муниципальном образовании - Новомичуринское городское поселение была разработана и утверждена Муниципальная долгосрочная целевая программа "Оснащение жилищного фонда муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов на 2009 - 2013 годы", которая разработана в соответствии с требованиями федеральных законов от 03 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 01.12.2008 г. N 225-ФЗ) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, в целях оказания финансовой помощи собственникам помещений в многоквартирных домах и предприятиям жилищно-коммунального и энергетического хозяйства в организации упорядоченного учета отпуска и потребления ресурсов.
Низкие показатели по укомплектованности приборами учета энергопотребления (прежде всего тепловой энергии) на объектах муниципального жилищного фонда определили основную направленность муниципальной долгосрочной целевой программы "Оснащение жилищного фонда муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов на 2009 - 2013 годы".
Доля многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, составляла на 01.01.2009 г. 7,2% от общего количества многоквартирных домов города Новомичуринска. При реализации данной программы были достигнуты определенные результаты: на 20.12.2009 г. доля многоквартирных домов, оборудованных приборов учета энергоресурсов составила - 51% от общего количества многоквартирных домов города. Финансирование программы планировалось как за счет областного и местного бюджетов, так и за счет внебюджетных источников. В 2009 году были привлечены только средства внебюджетных источников.
Применение современных приборов учета тепловой энергии позволяет определить фактическое теплопотребление и упорядочить взаиморасчеты между поставщиками и потребителями тепловой энергии. При этом платежи за потребленную тепловую энергию сокращаются, так как договорные расчетные нагрузки превышают фактическое теплопотребление. Кроме того, наличие узлов учета тепловой энергии дает возможность определить экономический эффект от внедрения других энергосберегающих мероприятий, связанных с регулированием и автоматизацией систем отопления и горячего водоснабжения, с их теплоизоляцией, промывкой и очисткой.
При разработке настоящей Программы учитывается положительный опыт предыдущей программы по оснащению жилищного фонда коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов. Установка объектных приборов учета расхода тепловодоресурсов является быстроокупаемым мероприятием и, как следствие, является основным направлением в реализации программы.
В условиях роста тарифов на энергоносители актуальность проблемы экономного использования энергоресурсов непрерывно повышается.
В настоящее время с ростом доходов населения увеличивается использование различной бытовой техники, в том числе такой энергоемкой, как водонагреватели, кондиционеры, обогреватели и другие. В результате более обеспеченная часть населения, значительно превышающая нормы потребления, меньше всех заинтересована в установке электросчетчиков. На настоящий период действуют 7133 счетчиков из них 3875 индукционных приборов учета класса точности 2,0 и 3258 класса 2,5, Допустимый уровень погрешности которых превышает в несколько раз в отрицательную сторону. Не оборудовано счетчиками 823 квартир. Это составляет 10,3% от общего количества.
Коммунальный комплекс является самой проблемной зоной энергетики.
Сложившаяся ситуация выглядит следующим образом:
- Коммерческие и технические потери в электрических сетях на уровне 10 - 20%, связанные с неэффективным использованием силового оборудования, неточностью учета, недоучетом потребления и хищениями энергоресурсов при передаче потребителям.
- Низкий уровень оплаты населением потребленных энергоресурсов.
- Социальная напряженность, вызванная неэффективной организацией предоставления коммунальных услуг.
Стабилизировать ситуацию только организационными мерами невозможно, или это потребует больших трудозатрат.
В распределительных сетях коммерческие потери электрической энергии, особенно при реализации населению, еще велики, и требуется принятие экстренных мер по их снижению. Основной стратегический путь снижения этих потерь - совершенствование учета отпущенной в электрическую сеть и полезно потребленной электрической энергии, гибкое управление потреблением абонентов.
На сегодняшний день становится все более очевидным, что главными направлениями развития энергосбережения в коммунальном комплексе являются:
1. Автоматизация расчетов с населением за потребленные энергоресурсы. Реализация комплекса мероприятий, направленных на переход от нормативного начисления к сквозному фактическому учету потребления энергоресурсов. Совершенствование организации сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
2. Замена устаревшего парка индукционных приборов учета класса точности 2,0 и 2,5 на электронные класса 1,0. Как показывают результаты лабораторных исследований, погрешность измерения индукционных счетчиков электроэнергии кл. 2,0 и 2,5, находящихся в эксплуатации 10 лет и более, в несколько раз превышает в отрицательную сторону допустимый уровень погрешности. Допустимый уровень погрешности, которых превышает в несколько раз в отрицательную сторону.
3. Внедрение автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ). Только использование информации АСКУЭ при расчетах за потребленную абонентом энергию позволит практически полностью исключить потери при начислении от "недоучета" и приблизить уровень коммерческих потерь до их расчетных технических значений. Без использования АСКУЭ выявление "хищений", безучетных подключений очень трудоемко. Доля их в коммерческой составляющей потерь при реализации энергии, особенно в частном секторе, оценивается до 30%.
Коммерческие потери не являются фатально неизбежными, они могут и должны быть снижены, и наиболее эффективно - с использованием автоматизации учета. Несмотря на достаточно большие затраты, без постоянного контроля за реализацией электрической энергии, особенно населению, реально снизить коммерческие потери до 3 - 4% в микрорайонах и 5 - 7% в частном секторе без АСКУЭ невозможно.
Опыт эксплуатации систем АСКУЭ в городских поселениях и других энергокомпаниях показывает, что срок окупаемости системы в жилых микрорайонах многоэтажной застройки составляет около 3 - 4 лет.
Практическая реализация программы автоматизации учета энергоресурсов требует значительных капитальных вложений и времени. Но становится все более очевидным, что каждый вложенный рубль в совершенствование систем учета сегодня окупается значительно быстрей, чем затраты, связанные с организационными мероприятиями по снижению коммерческих потерь традиционными методами, реальная отдача от которых требует значительных трудозатрат.
Дополнительная эффективность внедрения АСКУЭ в коммунальный комплекс выражается в возможности выявления небаланса в распределительных и внутридомовых сетях 0,4 кВ, оценки потерь в сети 6/10 кВ до границы балансовой принадлежности и расчетных точек поставки от сетей ООО "Новомичуринские электрические сети", управления потреблением абонентов.
Жизнеобеспечение населения, безопасность движения автотранспорта в вечернее и ночное время в значительной степени связано с состоянием наружного освещения, т.е. освещенностью.
Средства наружного освещения относятся к одним из энергоемких потребителей электрической энергии коммунального комплекса Новомичуринского городского поселения.
Для решения этой проблемы необходимо проведение энергетического обследования сетей уличного освещения с целью проведения инвентаризации средств наружного освещения, определения действительной освещенности на соответствие требованиям СНиП, определения фактической мощности осветительных приборов, определения технической политики по развитию освещения в части обеспечения достаточной освещенности, снижения установленной мощности, снижения затрат на техническое обслуживание, оплаты за электроэнергию, определение укрупненных затрат на техническое перевооружение и развитие сетей наружного освещения.
Полномасштабная реализация программы "Энергосбережение в коммунальном комплексе муниципального образования - Новомичуринское городское поселение на 2010 - 2011 годы" принесет социально-экономическую эффективность.
Благоприятные социально-экономические аспекты реализации программы:
- Возможность для населения оплачивать собственное потребление по дифференцируемому по времени суток тарифу.
- Возможность использования справедливой низкой стоимости социальной нормы потребления и оплаты потребления сверх этой нормы по более высокому тарифу.
- Сдерживание роста тарифов за счет снижения потерь в распределительных сетях.
- Возможность доведения тарифов до уровня экономически обоснованных.
- Борьба с хищениями энергоресурсов и неплатежами за потребленные энергоресурсы.
- Контроль обоснованности размеров предоставления субсидий и их использования.
- Доступность инструментально подтвержденных балансов энергоснабжения и водоснабжения.
- Переход от нормативного начисления к фактическому учету и начислению потребленных энергоресурсов.
Инвестиционная привлекательность проекта:
- Реализация программы будет приносить ежегодный экономический эффект.
- Снижение потерь энергоресурсов в системе энергоснабжения.
- Контроль состояния распределительных сетей.
- Привлечение инвестиций в создание высокотехнологичной инфраструктуры сбыта.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
В рамках Программы применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения весь коммунальный комплекс и объекты бюджетной сферы Новомичуринского городского поселения, для этого в Программе выделяются следующие цели:
- повышение эффективности энергопотребления путем реконструкции и технического перевооружения отраслей коммунального хозяйства и бюджетной сферы на новой технологической основе;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет городского поселения по оплате потребляемых энергетических ресурсов.
Поэтому задачи в области энергосбережения необходимо рассматривать как часть антикризисной программы, объединенной общей целью - вывести экономику коммунального комплекса Новомичуринского городского поселения из кризиса, в том числе и за счет перехода на энергосберегающий путь развития.
Для достижения данной цели необходимо решить задачу: энергосбережение в коммунальном комплексе и бюджетной сфере.
Цели программы будут достигаться путем внедрения (поэтапно, в пределах возможного реального финансирования первоочередных мероприятий) эффективных технологий и энергосберегающего оборудования, разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета в период на 2010 - 2011 годы.
4. Механизм реализации программы
Коммунальный комплекс является самой проблемной зоной энергетики.
В настоящее время с ростом доходов населения увеличивается использование различной бытовой техники, в том числе такой энергоемкой, как водонагреватели, кондиционеры, обогреватели и другие. В результате более обеспеченная часть населения, значительно превышающая нормы потребления, меньше всех заинтересована в установке электросчетчиков. На настоящий период действуют 7133 счетчиков из них 3875 индукционных приборов учета класса точности 2,0 и 3258 класса 2,5. Допустимый уровень погрешности которых превышает в несколько раз в отрицательную сторону. Не оборудовано счетчиками 823 квартиры. Это составляет 10,3% от общего количества.
Коммерческие и технические потери в электрических сетях на уровне 10 - 20%, связанные с неэффективным использованием силового оборудования, неточностью учета, недоучетом потребления и хищениями энергоресурсов при передаче потребителям.
Стабилизировать ситуацию только организационными мерами невозможно, или это потребует больших трудозатрат.
В распределительных сетях коммерческие потери электрической энергии, особенно при реализации населению, еще велики, и требуется принятие экстренных мер по их снижению. Основной стратегический путь снижения этих потерь - совершенствование учета отпущенной в электрическую сеть и полезно потребленной электрической энергии, гибкое управление потреблением абонентов, автоматизация расчетов с населением за потребленные энергоресурсы (АСКУ), реально снизить коммерческие потери до 3 - 4% в микрорайонах и 5 - 7% в частном секторе без АСКУЭ невозможно, замена устаревшего парка индукционных приборов учета класса точности 2,0 и 2,5 на электронные класса 1,0.
Определение и реализация технической политики развития наружного освещения муниципального образования - Новомичуринское городское поселение. Провести энергоаудит в 2010 году. Снижение установленной мощности осветительных устройств и уменьшение затрат на техническое обслуживание приведет к экономии средств местного бюджета.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий, включенных в Программу, осуществлять из следующих источников:
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Финансирование по годам (млн. руб.) |
Итого |
|
2010 |
2011 |
|
|||
1. |
Объем финансирования |
млн. руб. |
6,3 |
53,9 |
60,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1.1. |
Областной бюджет |
млн. руб. |
1,7 |
23,8 |
25,5 |
1.2. |
Местный бюджет |
млн. руб. |
1,5 |
27,1 |
28,6 |
2. |
Внебюджетные средства |
млн. руб. |
3,1 |
2,96 |
6,06 |
6. Оценка эффективности осуществления мероприятий программы
Ожидаемый суммарный экономический эффект от реализации мероприятий, предусмотренных данной программой, составит 17418,75 тыс. рублей в год.
Главный критерий включения энергосберегающих мероприятий в программу 2010 - 2011 годов - малый срок окупаемости мероприятий (3,5 года) и высокий уровень их рентабельности. В качестве первоочередных в список включены мероприятия по энергосбережению, начатые в 2009 году и частично реализованные (установка приборов учета тепловой энергии).
6.1. Коммерческий учет тепла и воды
Организация коммерческого учета тепла и воды - основное звено энергосбережения в системах централизованного теплоснабжения, позволяющее бюджетным организациям и муниципальным предприятиям снижать платежи за тепловую энергию на 15 - 20% и холодную воду - на 30 - 40%.
В настоящее время потери тепловой энергии по пути от теплоисточника составляют 30 - 35% при норме 13%. К потерям тепловой энергии относятся также заполнения и сливы системы теплоснабжения при многочисленных авариях, течи запорной арматуры, потери от неудовлетворительного содержания теплоэнергетического хозяйства.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере требуют полного учета и рационального расходования энергоносителей, которые предусматривает муниципальная долгосрочная целевая программа "Оснащение жилищного фонда муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов на 2009 - 2013 годы".
6.2. Эффективность внедрения автоматизированных
частотно-регулируемых электроприводов
Коммунальное хозяйство города характеризуется массовым применением насосных агрегатов для систем водоснабжения и водоотведения, систем теплоснабжения и горячего водоснабжения. Применение частотно-регулируемых электроприводов обеспечивает:
- решение сложных технологических задач за счет регулирования параметров движения (скорость, момент и т.п.) насосных механизмов;
- существенное энерго- и ресурсосбережение за счет оптимизации режимов работы оборудования с учетом его свойств и характеристик;
- эффективное использование приводных электродвигателей за счет оптимизации законов частотного управления, высокого качества выходного напряжения;
- увеличение ресурса работы электротехнического и механического оборудования, в том числе электродвигателей, за счет плавности регулирования, отсутствия пусковых токов повышенной кратности и механических ударных нагрузок.
Среднегодовую экономию электроэнергии следует принимать от расчетной величины мощности, потребляемой электроприводом без частотного регулирования, при числе часов использования расчетной мощности двигателя 8000 часов.
За счет повышения при частотном регулировании ресурса электродвигателей и приводных механизмов, увеличения межремонтного пробега и сокращения затрат на обслуживание и ремонт оборудования расчетную величину экономической эффективности следует увеличить на 30 - 50%.
МП "Новомичуринский водоканал"
Электропривод насоса мощн. 75 кВт/ч
Тариф на электроэнергию, рублей/кВт/ч 2,44
Стоимость электропривода, рублей 320 000
Экономия электроэнергии за год, кВт/ч 219 000
Экономия электроэнергии за год, рублей 534 360
Срок окупаемости электропривода, лет 0.7
6.3. Расчет обоснования применения энергосберегающих,
антивандальных осветительных приборов мест общего пользования
в муниципальном жилищном фонде
Внедрение энергоэкономичных антивандальных осветительных приборов для освещения подъездов жилых домов, лифтовых кабин и лифтовых шахт позволит сократить потребление электроэнергии, расходуемой на освещение мест общего пользования, при одинаковом светопотоке (900 лм) в 6 - 9 раз (потребляемая мощность установленных ламп - 60 - 100 Вт в сравнении с лампами ЛПО 74-11-02 установленной мощностью 11 Вт), увеличить нормативный срок эксплуатации осветительных приборов (до 10 лет), соответственно годовые эксплуатационные расходы - в 10 раз меньше.
6.4. Технико-экономический расчет эффективности внедрения
автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии,
потребляемой населением муниципального жилого фонда
Исходные данные для расчета ТЭО:
Показатель |
Единицы |
Значение |
Отпускной тариф на электроэнергию для населения г. Новомичуринск |
рублей/кВтч |
2,48 |
Среднемесячное потребление электроэнергии населением г. Новомичуринск |
кВтч/мес./абон. |
150 |
Процент использования приборов учета электроэнергии класса точности 2,0 и 2,5 |
% |
89,7 |
Норматив контролеров по обходу абонентов многоэтажного жилого сектора |
абон./мес. |
990 |
Затраты на содержание контролера (включая налоги) |
рублей/год |
91967 |
Расчет затрат на внедрение АСКУЭ Smart IMS ЗАО "МЭС":
1) Замена устаревшего парка индукционных счетчиков класса 2,0 и 2.5 на электронные счетчики электроэнергии класса 1.0 (с функциями выявления попыток хищения электроэнергии, управления электропотреблением абонентов, многотарифным учетом и PL-модемом) для обеспечения возможности работы в системе АСКУЭ.
Наименование |
Кол-во, шт. |
Цена, рублей |
Сумма, рублей |
Счетчик однофазный кл. 1.0 |
7 956 |
600 |
4773 600 |
Счетчик трехфазный кл. 1.0 |
29 |
3000 |
87 000 |
Силовое реле для управления электропотреблением |
7 985 |
950 |
7585 750 |
УЗО для борьбы с хищением ЭЭ |
7 985 |
1000 |
7 985 000 |
РL-модем для передачи информации |
7 985 |
1700 |
13 5745 00 |
Всего, с НДС 18% |
|
|
40126903 |
2) Оборудование для организации передачи и обработки информации
Наименование |
Кол-во, шт. |
Цена, рублей |
Сумма, рублей |
Роутер (маршрутизатор) |
10 |
33 000 |
330 000 |
Программное обеспечение Центра сбора и обработки информации |
1 |
88 000 |
88 000 |
Оргтехника Центра сбора и обработки информации |
1 |
30 200 |
30 200 |
Всего, с НДС 18% |
|
|
528 876 |
3) Монтажные и проектные работы.
Затраты на проектирование и монтажные работы являются средними расчетными.
Наименование |
Сумма, рублей |
Разработка проектной документации |
100 000 |
Монтажные работы |
200 000 |
Пусконаладка |
100 000 |
Всего, с НДС 18% |
472 000 |
Общая стоимость затрат (Sо) на построение АСКУЭ составит:
Sо = Sсч + Saскуэ + Sпм:
Sсч - стоимость затрат на счетчики,
Saскуэ - стоимость затрат на организацию передачи и обработки информации,
Sпм - стоимость затрат на проектирование и монтаж.
Sо = 40126903 + 528876 + 472 000 = 41 127 779 рублей
Эксплуатационные издержки функционирования АСКУЭ
Дополнительные издержки, связанные с эксплуатацией системы Smart IMS, составят:
1) Затраты на организацию сбора информации в Центр управления системы АСКУЭ (Sси):
Оплата услуг оператора сотовой связи. Сеанс связи с маршрутизатором производится 1 раз в неделю в течение 5 мин., в ночное время суток. Максимальная стоимость 1 мин. GSM-трафика из всех работающих в регионе операторов GSM-связи составляет 0.12$ (3.36 рубля); таким образом, сумма затрат на организацию GSM-канала связи с 10 маршрутизаторами составит максимально:
Sси = Км x Кн x Тси x Sgsm:
Км - кол-во маршрутизаторов,
Кн - кол-во рабочих недель в году,
Тси - время сбора информации с 1 маршрутизатора,
Sgsm - стоимость 1 мин. GSM-связи.
Sси = 10 x 53 x 5 мин. x 3,00 рубля = 7950 рублей/год
2) Затраты (Sр) на ремонт и замену элементов системы в период ее эксплуатации, исходя из опыта пилотного варианта, потребуют приобретение ЗИП по стоимости 0,5% первоначальных затрат на весь межповерочный период эксплуатации (16 лет) и составят:
Sр = Saplm x 0.5%/Tэ:
Tэ - межповерочный период эксплуатации (лет)
Sр = 29381300 рублей x 0.005/16 = 9182 рубля/год
3) Дополнительного персонала для проведения работ по эксплуатации системы не требуется. Возможное увеличение количества электромонтеров для устранения очагов хищения электроэнергии, выявленных с использованием АСКУЭ, будет произведено за счет перераспределения численности персонала эксплуатирующей организации, занятого выполнением работ по замене и технической проверке счетчиков.
Общие эксплуатационные затраты (Sэ) составят:
Sэ = Sси + Sр
Sэ = 7950 + 9182 = 17132 рублей/год.
Оценка экономической эффективности создания АСКУЭ
Экономический эффект от внедрения системы проявляется в 2 основных направлениях:
1. За счет снижения трудозатрат эксплуатирующей организации на обход, осмотр и съем показаний со счетчиков (сокращение количества контролеров), а также снижения трудозатрат на отключение (ограничение) недобросовестных потребителей.
2. За счет снижения технических и коммерческих потерь электроэнергии:
- применение приборов учета более высокого класса точности;
- исключение возможности хищения электроэнергии;
- оперативное выявление очагов коммерческих и технических потерь;
- повышение уровня оплаты потребленной электроэнергии, автоматизация расчетов с населением.
Снижение трудозатрат эксплуатирующей организации на съем показаний, осмотры электроустановок, отключение должников.
ФЗП одного контролера с учетом всех начислений составляет 91 967 рублей/год.
По действующим нормативам 1 контролер должен обходить в месяц не менее 800 абонентов для сверки оплаты и снятия показаний счетчиков. То есть для обеспечения ежемесячного съема показаний счетчиков на участке и ежемесячного выставления и доставки счетов за фактически потребленную электроэнергию необходимо иметь в штате 1 контролера на каждых 800 абонентов.
Внедрение АСКУЭ Smart IMS полностью решает задачу дистанционного съема показаний счетчиков по каждому абоненту в режиме реального времени и не требует для выставления счета потребителю участия контролеров. Таким образом, учитываемая ежегодная экономия трудозатрат контролеров Etк на организацию расчетов с 7956 абонентами составит:
Etк = F x (Kty/N):
F - ФЗП контролера в год,
N - норматив обхода абонентов в месяц.
Etк = 91967 x (7956/990) = 367 868 рублей/год.
Система Smart IMS позволяет не только вести дистанционный учет потребления, но и автоматически обновлять базу данных биллинговой программы, тем самым снижая трудозатраты инженерного персонала (техники по выдаче заданий контролерам, операторы баз данных). Таким образом, дополнительно удельную экономию трудозатрат инженерного персонала Etu, который по нормативу составляет 1 инженер на 4 контролеров, оценим в 25%.
Etu = Etк x 0.1 = 367 868 x 0.25 = 91 967 рублей/год
Суммарная экономия трудозатрат эксплуатирующей организации Et составит:
Et = Etu + Etк = 367 868 + 91 967 = 459 835 рублей/год
Снижение коммерческих потерь при передаче электроэнергии
Коммерческие потери формируются из двух составляющих: потери, вызванные недоучетом и хищением отпущенной электроэнергии, и потери, связанные с несвоевременной оплатой потребленной энергии.
По данным эксперимента, который заключался в анализе оплаты и расхода электроэнергии по общедомовым и квартирным индукционным счетчикам, средний уровень коммерческих потерь составил не менее 35%. Дисбаланс от недоучета и хищений во внутридомовых сетях составил в среднем 20.93%, а процент оплаты учтенной по квартирным счетчикам электроэнергии не превышал уровня 85%. Эксперимент проводился в период апреля - мая 2003 года по 11 многоэтажным домам г. Омска.
После монтажа системы АСКУЭ в 4 многоэтажных домах в этом же микрорайоне г. Омска потери в сети снизились до уровня 3.5%. Учтенное потребление (реализация) выросло на 17.5%, а уровень оплаты вырос на 15%.
По данным, полученным в ходе проведения контрольного съема показаний счетчиков внутридомового и поквартирного учета в 3 многоэтажных домах г. Орла за 2002 и 2003 годы, после внедрения АСУ ЭР потребление возросло в среднем на 16.6%. А дисбаланс в распределительной сети 0.4 кВ снизился в среднем до 3%.
Полученные результаты, можно с уверенностью считать, отображают реальную картину потерь в сети 0.4 кВ, оборудованной индукционными приборами учета класса 2.0 и 2.5, и демонстрируют эффективность внедрения систем АСКУЭ.
Аналогичные результаты были получены в г. Балашихе (Подмосковье) в 2000 - 2001 годах, когда в течение 6 месяцев после внедрения системы Smart IMS потери электроэнергии уменьшились на 25%.
Снижение коммерческих потерь достигается за счет применения приборов учета более высокого класса точности и использования технических возможностей АСКУЭ для борьбы с хищениями электроэнергии.
Увеличение полезного отпуска от повышения точности учета после установки системы АСКУЭ достигается за счет замены устаревшего парка приборов учета класса точности 2.0 и 2.5 на 1.0, приведения в порядок учета на питающих головных фидерах, повышения порога чувствительности приборов учета. Чувствительность средств измерения (индукционных счетчиков), особенно длительное время находящихся в эксплуатации, очень низкая. По результатам лабораторных исследований, у значительной части индукционных счетчиков, находящихся в эксплуатации более установленного межповерочного интервала, происходит выход из допустимого класса точности в отрицательную зону погрешности. После замены индукционных приборов учета класса 2.0 и 2.5 на электронные класса 1.0 потребление возрастает на 5 - 7%.
Использование в системе АСКУЭ электронных счетчиков с системой контроля разности токов в фазном и нулевом проводах (по принципу УЗО) позволяет исключить все возможные методы хищения электроэнергии после приборов учета, а также попытки шунтирования счетчиков. Использование комплектующих всемирно известных производителей (измерительная цепь построена на ИМС Analog Device, силовое реле для управления потреблением рассчитано на ток 80А и имеет ресурс более 10000 коммутаций) обеспечивает высокую надежность системы. Размещение в одном опломбированном корпусе счетчика, УЗО, силового реле и PL-модема исключает возможность несанкционированного доступа к измерительным и информационным цепям и значительно упрощает монтаж (счетчик монтируется на место существующего прибора учета). А использование в программном обеспечении верхнего уровня системы возможности выявления хищений методом анализа почасовых графиков дисбаланса и потребления позволяет локализовать безучетное потребление на всех уровнях вплоть до конкретного присоединения.
Таким образом, внедрение АСКУЭ и автоматизация борьбы с хищениями позволят повысить уровень полезного отпуска в среднем на 10%.
При среднемесячном оплаченном потреблении 150 кВтч на абонента суммарное количество дополнительно учтенной электроэнергии в год Ekp составит:
Ekp = Kty x Pc x 12 x Kkp x t:
Pc - среднемесячное потребление абонентов,
12 - месяцев в году,
Kkp - коэффициент увеличения полезного отпуска за счет снижения коммерческих потерь на уровень 20%,
t - тариф для населения.
Ekp = 7985 x 150 x 12 x 0.2 x 2,48 = 7129008 рублей/год
Ekp = 7 129 008 рублей/год.
Повышение уровня оплаты потребленной электроэнергии в результате внедрения АСУ ЭР и биллинговых технологий.
По итогам внедрения систем АСКУЭ в г. Омске и г. Орле уровень оплаты потребленной энергии абонентами в автоматизированных микрорайонах увеличивается в среднем на 15%. Такие результаты достигаются от применения комплексного решения - технологии дистанционного съема показаний при помощи системы АСКУЭ и ежемесячного выставления счета абоненту с начислением за фактически потребленную электроэнергию. Эта мера не только делает прозрачным учет электроэнергии, но и дисциплинирует абонента оплачивать счета в срок и погашать задолженность за прошлые периоды, так как АСКУЭ Smart IMS имеет развитую систему управления потреблением абонентов (от ограничения потребления социальным минимумом до полного отключения недобросовестного потребителя), что значительно повышает платежную дисциплину.
Таким образом, при расчете экономического эффекта от повышения уровня оплаты потребленной электроэнергии Eо, после реализации комплекса мероприятий, связанных с внедрением Smart IMS и биллинговой системы расчетов, примем повышение уровня оплаты электроэнергии на 16%.
Eо = Kty x Pc x 12 x Kо x t
Kо - 0,15 - коэффициент увеличения уровня оплаты потребленной электроэнергии на Eо = 7956 x 150 x 12 x 0.16 x 2,48 = 5 682 493 рублей/год.
Eо = 5 682 493 рублей/год.
Показатель |
Значение, тыс.руб./год |
|
1. Общие затраты по внедрению АСКУЭ |
So |
4 0126,903 |
2. Эксплуатационн. издержки |
Sэ |
17,132 |
3. Дополнительное ежегодное поступление денежных средств от реализации электроэнергии с использованием АСКУЭ |
(3.1+3.2+3.3) |
13 271 |
3.1. Снижение трудозатрат эксплуатирующей организации |
Et |
459,8 |
3.2. Снижение коммерческих и технических потерь электроэнергии |
Екр |
7 129 |
3.3. Повышение уровня оплаты потребленной населением электроэнергии, снижение дебиторской задолженности населения |
Ео |
5682,5 |
4. Ежегодный экономический эффект внедрения АСКУЭ |
(п. 3 - п. 2) |
13 253,8 |
5. Период окупаемости затрат на внедрение АСКУЭ |
п. 1/п. 4 |
3.0 года |
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик-координатор программы, администрация муниципального образования - Новомичуринское городское поселение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.