Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Ряжской районной Думы
от 26 декабря 2006 года N 327
Муниципальная программа "Одаренные дети 2007-2010 годы."
11 декабря 2007 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Районная целевая программа "Одаренные дети" на 2007-20100 г.г. |
Основание для разработки |
- Федеральная целевая программа "Одаренные дети", утвержденная постановлением Правительства РФ N 625 от 25.08.2000 г.; - Приоритетный национальный проект "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол N 2 от 21 декабря 2005 г., раздел IV п. 1 # ); - Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утв. Постановлением правительства РФ о 23 декабря 2005 г. N 803). |
Инициатор постановки проблемы |
Управление образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области |
Координатор программы |
Заместитель Главы по социальным вопросам муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области С.К.Сурина |
Разработчики программы |
Управление образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области |
Источники финансирования программы |
Районный бюджет |
Цель программы |
Развитие комплекса, образовательных, социальных и психолого-педагогических условий для интеллектуально-творческой самореализации одаренных детей в рамках единого пространства |
Срок реализации программы |
2007-2010 г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы |
- Отдел культуры муниципального образования Ряжский муниципальный район Рязанской области; - Учреждения дополнительного образования "Алые паруса"; - Опорные центры программы |
Ожидаемые конечные результаты программы |
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка до 3,5% от общего числа школьников; - развитие сети профильных программ образовательных учреждений (до 35 ОУ); - повышение квалификации и объединение потенциала педагогов, работающих с одаренными детьми (обучение педагогов); - увеличение показателей участия школьников Ряжского района на интеллектуальных конкурсах и турнирах регионального и федерального уровней; - создание условий для устойчивого роста уровня развития интеллектуального потенциала юных талантов |
II. Состояние проблемы
Ряжск расположен на р. Хупта, притоке р. Ранова, притоке р. Проня (басс. Оки). Ряжск - древний город, включенный в список исторических населенных мест России. В 2007 г. Ряжску будет 505 лет. Город хоть и древний, но не велик, примерно 32 000 человек из них молодых людей в возрасте с 14 до 29 лет 6 639. Ряжский район дотационный.
В районе нет ни одного вуза, только несколько филиалов на базе общеобразовательных учреждений. Развивается сеть дополнительного образования.
Межведомственное взаимодействие в работе со всеми структурами района помогает увидеть каждого-ребенка, помочь ему раскрыться, стать востребованным и замеченным всеми, кто рядом.
Проблема привлечения внимания педагогической общественности к вопросам детской одаренности, усиления работы с одаренными детьми на территории Ряжского района обусловила необходимость разработки Районной целевой Программы "Одаренные дети". Данная программа, реализованная в 2005 г., позволила систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Подводя итоги программы "Одаренные дети" можно сделать вывод, что цель программы выполнена - созданы условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Ряжского # района; ожидаемые конечные результаты достигнуты.
1. увеличилось число одаренных детей, которым оказывается поддержка:
- за время реализации программы ежемесячную стипендию получают 16 учащихся Ряжского района;
- более 50 школьников, получив поддержку Районной целевой программы "Одаренные дети", очень успешно представляют Ряжский район на конкурсах, олимпиадах, турнирах, конференциях регионального и, всероссийского уровня;
- 123 детей приняли участие в работе профильных оздоровительных лагерях;
- при Управлении образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район действует информационно-методический центр, в котором созданы условия для исследовательской работы и познавательной деятельности учащихся;
- поддержка оказывается родителям, учащихся, в виде мастер - класс, индивидуальное консультирование.
2. Создание сети профильных программ образовательных учреждений:
- разработана система взаимодействия образовательных учреждений района с ВУЗами;
- обеспечение консультационно-методической поддержки образовательных учреждений района по работе с одаренными детьми и проведение районных олимпиад, конкурсов, мероприятий для школьников;
3. Повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми:
- более 20 педагогов района приняли участие в семинарах, лекциях, круглых столах, мастер - классах, конференциях и других формах повышения квалификации;
4. Совершенствование системы работы с одаренными детьми:
- в городе была создана система проведения вокальных конкурсов для детей и молодежи: "Цветик - семицветик" (возраст участников 5-16 лет); конкурс молодых исполнителей отечественной эстрадной песни "Музыкальный серпантин" (возраст участников 15 -25 лет); "Поклон тебе, солдат России"
- Дети нашего района успешно выступают на региональных всероссийских конкурсах, олимпиадах и др.
Брей-ринг Интеллект будущего (2, 3 место). Дельфийские игры (1 место). Межрегиональный конкурс "Музыкальный фейерверк" (диплом 1 степени, специальный приз), Московский международный форум "Одаренные дети" (1 место, Гран-При "Литературный салон"). Международный фестиваль "Таланты объединяют мир" (приз зрительских симпатий). Всероссийский конкурс юных вокалистов в Сочи "Надежда Европы" (3 место), Всероссийский конкурс исполнителей новой детской песни "День рожденья" Санкт-Петербург (1 место). Областной конкурс фотографий (2 место), Международный детский конкурс эстрадной песни "Маленькие звездочки" Санкт-Петербург (2 место).
Программа "Одаренные дети" получила широкое распространение, сформировала свою нишу в образовательном пространстве района. Четко определились статус и престиж Программы, сформирована известность и традиции. Работа с одаренными детьми стала неотъемлемой частью развития большинства общеобразовательных учреждений района.
Таким образом, можно признать, что реализация Районной целевой программы "Одаренные дети" в 2001-2006 г.г. прошла успешно и были подготовлены условия для перехода педагогического сообщества к деятельности по поддержке одаренных детей района.
При этом нельзя не отметить те проблемы и сложности, которые возникли в ходе реализации программы. Структурирование и ранжирование этих проблем позволяет выделить наиболее значимые и общие:
1. Проблема организации и координации деятельности:
- отсутствие необходимости в деятельности районных Опорных центров программы по причине перехода на более высокий уровень развития данного направления, изменения механизмов регулирования и координации;
- не отработан механизм сопровождения деятельности экспериментальных площадок;
- вузы, центры, общественные организации и средства массовой информации района готовы сотрудничать только на основе финансовой заинтересованности;
- отсутствие системы привлечения спонсорских средств.
2. Проблема ресурсного обеспечения реализации Программы:
недостаточное материально-техническое и дидактическое обеспечение учебных курсов для одаренных детей;
- невозможность привлекать высококвалифицированных специалистов из-за низкой заработной платы;
- неудовлетворение потребности в целенаправленном, специализированном повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (повышение квалификации педагогов осуществлялось в основном как обмен уже существующим опытом);
- денежные взносы для участия в конкурсах различных уровней
- недостаточное программное, и методическое обеспечение учебного процесса одаренных детей;
- отсутствие возможности для участия одаренных детей района во многих интеллектуально-творческих мероприятиях федерального и международного уровней.
3. Проблема качества образовательных мероприятий:
- мероприятия Программы, часть из которых стала уже традиционными, значимо отличаются между собой по качеству, уровням и условиям организации;
- недостаточно финансирование проводимых мероприятий в районе;
- разный уровень организации работы с одаренными детьми в учебных заведения района.
4. Проблема информационно-методического обеспечения:
- отсутствие поддержки программы со стороны средств массовой информации;
- недостаточное финансирование и, соответственно, недостаточное использование Интернет-ресурсов для поддержки программы;
- недостаточно возможностей для обобщения накопленного передового опыта и представления имеющихся разработок по работе с одаренными детьми;
- информационное обеспечение реализуется в основном через образовательные учреждения, нет выхода на родительскую общественность напрямую.
Анализ достигнутых результатов и существующих проблем показал, что программа "Одаренные дети" за 5 лет реализации перешла с локального уровня к районному, областному, федеральному уровню, сложились системы работы с одаренными детьми, в большинстве общеобразовательных учреждений. Все вышесказанное определяет необходимость дальнейшего развития данного направления, перехода на новый качественный уровень в рамках реализации районной целевой программы "Одаренные дети" на 2007-2010 г.г.
III. Обоснование необходимости Программы
В условиях современного научно-технического общества не вызываем сомнений, что прогрессивное социальное и экономическое развитие района зависит от одаренных людей. Качественный скачок в развитии новых технологий влечет за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Динамичное развитие требует воспитания творческих, талантливых и социально ответственных горожан.
Таким образом, с одной стороны, развитие одаренности детей является потенциалом для развития района в целом. С другой стороны существующие условия не в полной, мере отвечают настоящим потребностям одаренных детей. Разрешение этого противоречия возможно при комплексной и системном подходе к проблеме. Осуществление такого подхода предполагает решение проблемы поддержки одаренных детей программным методом - реализацией единой программы работы с одаренными детьми в районе при координирующей роли Управления образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области. Это позволит объединить усилия потенциальных участников решения данной проблемы - детей, родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, вузов, учреждений культуры, общественных организаций, муниципальных органов власти.
Кроме того, следует отметить, что решение проблемы обучения и воспитания одаренных детей невозможно без муниципальной поддержки, так как вложения в развития талантов являются долгосрочными, не приносят прямой и планируемой прибыли и, соответственно, не могут регулироваться за счет существующего рыночного механизма.
IV. Цели и задачи Программы с указанием основных направлений работы.
Основная (стратегическая) цель Программы заключается в развитии комплекса образовательных, социальных и психолого-педагогических условий для интеллектуально-творческой самоактуализации и самореализации одаренных детей в рамках единого пространства.
Задачи Программы:
1. Обеспечение организационно-содержательных условий комплексного управления развитием системы работы с одаренными детьми района, в том числе создание системы взаимодействия образовательных учреждений различного уровня с целью воспитания и организации досуга одаренных детей, направленной на формирование гражданской позиции, мотивации творческой созидательной деятельности, адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям
2. Создание необходимых психолого-педагогических условии для качественного удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и подростков.
3. Создание условий для участия одаренных детей в интеллектуально-творческих мероприятиях регионального и федерального уровней
4. Создание целостной системы повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и развитие материально-технической базы для обучения одаренных детей в образовательных учреждениях района.
5. Информирование общественности о результатах реализации программы со стороны районных средств массовой информации и повышение доступности информационно-образовательных ресурсов для одаренных детей и их родителей, а также специалистов, работающих с одаренными детьми (нормативно-правовых документов, образовательных интернет-ресурсов, электронных учебных материалов по вопросам развития детской одаренности)
Каждая из задач носит комплексный характер, так как включает в себя координационную, кадровую, образовательную, материально-техническую и информационно-методическую направленности работы в рамках Программы.
1. Решение задачи обеспечения организационно-содержательных условий комплексного управления развитием системы работы с одаренными детьми района и создания системы взаимодействия образовательных учреждений различного уровня с целью воспитания и организации досуга одаренных детей, направленном на формирование гражданской позиции, мотивации творческой созидательной деятельности, адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям достигается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям деятельности, целевыми показателями которых являются:
1.1. приведение нормативно-правовой базы в соответствие с потребностями новой целевой Программы;
1.2. расширение полномочий Управления как специализированной организации, координирующей реализацию Программы;
1.3. совершенствование системы управления - распределение обязанностей, полномочий и ответственности между Управлением образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, отделом культуры, опорными центрами в реализации Программы;
1.4. Презентация Программы, процесса ее реализации и результатов (в том числе через создание рекламной продукции);
1.5. проведение паспортизации образовательных учреждений по данной проблеме;
1.6. увеличение числа образовательных учреждений разного типа и вида отрабатывающих и распространяющих новые формы и методы работы с одаренными детьми (экспериментальных площадок);
1.7. проведение диагностики одаренных детей, а также условий их обучения и развития;
1.8. совершенствование среды для развития одаренных детей в учреждениях общего и дополнительного образования;
1.9. создание условий и отработка моделей для организации внешкольного общения одаренных детей по интересам;
1.10. разработка единого плана-календаря проведения международных федеральных, региональных, городских и районных интеллектуальных конкурсов и турниров для одаренных детей;
1.11. расширение связей и организация взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями культуры, муниципальными, общественными и коммерческими организациями;
1.12. повышение результативности - взаимодействия в рамках данного направления деятельности высших и средних учебных заведений: организация целевого набора одаренных детей ВУЗы, консультационная и методическая поддержка, создание дополнительных образовательных условий;
1.13. обеспечение целевой поддержки участия одаренных детей в образовательных проектах, детских обществах, исследовательских экспедициях;
1.14. организация для одаренных детей стажировок, образовательных поездок, участия в работе специализированных лагерей в регионах России и за рубежом;
1.15. выпуск информационно-педагогических сборников по результатам социальных и психолого-педагогических исследований проблематики одаренности.
2. Решение задачи создания необходимых психолого-педагогических условий для качественного удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и подростков достигается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям деятельности, целевыми показателями которых являются;
2.1. совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в образовательном процессе;
2.2. создание Экспертно-консультационного совета;
2.3. проведение психологических тренингов (в том числе выездных), индивидуальных консультаций для одаренных детей, внедрение системы межтренингового сопровождения;
2.4. Совершенствование механизмов организации и проведения специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для одаренных детей разного возраста на городском уровне;
2.5. расширение деятельности научных лекториев для одаренных детей.
2.6. создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий;
2.7. обновление содержания и методик преподавания образовательных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию одаренных детей, в том числе проектной и исследовательской деятельности учащихся;
2.8. обновление банка программно-методических материалов, психолого-педагогических методик, технологий для обеспечения деятельности специалистов, работающих с одаренными детьми;
2.9. формирование банка данных по работе с одаренными детьми
3. Решение задачи создания условий для участия одаренных детей в интеллектуально-творческих мероприятиях регионального и федерального уровней достигается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям деятельности, целевыми показателями которых являются:
3.1. включение в Правительственные, федеральные и региональные программы поддержки одаренных детей, создание условий для обмена и распространения педагогического опыта на региональном и федеральном уровнях;
3.2. обеспечение целевой поддержки участия детей разного возраста в различных интеллектуальных конкурсах, программах, в том числе всероссийских и международных;
3.3. обеспечение целевой поддержки районной заочной школы, профильных лагерей, мастер-классов, творческих лабораторий, работающих с интеллектуально одаренными, детьми;
3.4. развитие системы интеллектуальных игр для школьников города, активное включение во всероссийские чемпионаты;
3.5. информационная поддержка образовательных учреждений, участвующих в реализации основных мероприятий Программы.
4. Решение задачи создания целостной системы повышении квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и развития материально-технической базы для обучения одаренных детей в образовательных учреждениях района обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям деятельности, целевыми показателями которых являются:
4.1. создание и развитие системы традиций районного образовательного пространства в работе с одаренными детьми;
4.2. кадровое обеспечение работы городских очно-заочных школ, профильных лагерей, мастер-классов, творческих лабораторий, научных экспедиций и т.п. работающих с интеллектуально одаренными детьми;
4.3. внедрение системы наставничества и научного руководства экспериментально - исследовательской деятельностью одаренных детей;
4.4. организация патронажа одаренных, талантливых детей со стороны деятелей искусства, культуры, творческих союзов, промышленных предприятий и коммерческих структур;
4.5. создание условий эффективного сотрудничества педагогической и родительской общественности для решения проблем развития одаренных детей;
4.6. консультационно-методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми;
4.7. внедрение системы конкурсного отбора и грантового финансирования мероприятий, педагогических разработок и инноваций в работе с одаренными детьми;
4.8. совершенствование системы материального стимулирования педагогических кадров, работающих над проблемой одаренности;
4.9. обеспечение материально-технической базы для развития одаренных детей.
4.10. создание условий для материальной поддержки одаренных детей: победителей конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня (стипендии, путевки).
5. Решение задач информирования общественности о результатах реализации программы со стороны районных средств массовой информации и повышения доступности информационно-образовательных ресурсов для одаренных детей и их родителей, а также специалистов, работающих с одаренными детьми (нормативно-правовых документов, образовательных интернет-ресурсов, электронных учебных материалов по вопросам развития детской одаренности) достигается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям деятельности, целевыми показателями которых являются:
5.1. Мониторинг, контроль и анализ деятельности ОУ по реализации Программы;
5.2. привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления и средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
5.3. организация сотрудничества с представителями средств массовой информации;
5.4. оказание информационной и методической помощи педагогам района, работающим с одаренными детьми;
5.5. выпуск сборников работ одаренных учащихся, района, педагогических и методических разработок по проблемам одаренности;
5.6. создание и обеспечение поддержки Интернет, мультимедийных ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми;
Направления программы реализуются на двух уровнях:
- уровень образовательных учреждений (учреждения общего, дополнительного, дошкольного образования);
- уровень районного пространства (педагогическая, родительская общественность, учреждения культуры, общественные организации).
V. Кадры
Для участия в работе с одаренными детьми используется кадровый потенциал:
- специалисты Управления образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, специалисты отдела культуры муниципального образования;
- методисты, психологи;
- учителя-предметники, педагоги дополнительного образования; воспитатели и педагоги дошкольного обучения, социальные педагоги;
- преподаватели вузов;
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов подразумевает:
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
- формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми;
- разработка системы консультирования и тренингов для педагогов с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.
В соответствии с этим в 2007-2010 г.г. для педагогов города планируемся провести не только серию семинаров, круглых столов, конференций по разным аспектам проблемы одаренности, но и организовать специализированные курсы повышения квалификации. Кроме того, необходимо продолжить оказание информационной, методической помощи учителям, создать условия для участия педагогов города в региональных и российских курсах повышения квалификации по данному направлению, оказывать финансовой поддержку талантливым педагогам, работающим с одаренными детьми. Также необходимо привлекать к участию в Программе родителей, представителей общественности, бизнеса, органов власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.