Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 января 2009 г. N A54-4299/2008
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области К.Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Я", г. Рязань
к Администрации г. Рязани
о признании незаконным бездействия и об обязании перезаключить договор N 838/07 от 22.08.2007 г. и оформить разрешение на размещение и эксплуатацию временного строения, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 95
при участии в заседании:
от заявителя - Л.А.Ю., представитель, доверенность от 15.10.08 г., паспорт;
от ответчика - П.О.О., заместитель начальника отдела судебной работы, доверенность N 09 от 11.01.09 г., удостоверение
установил: общество с ограниченной ответственностью "Я" (далее - заявитель, ООО "Я", Общество), г. Рязань обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Рязани о признании незаконным бездействия и об обязании перезаключить договор N 838/07 от 22.08.2007 г. и оформить разрешение на размещение и эксплуатацию временного строения, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 95.
В судебном заседании 19.01.2009 г. представителем Общества уточнены заявленные требования, Общество просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в нерассмотрении заявления о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения N 733-ВС4/08 от 11.07.2008 г., поданного ООО "Я" в установленный срок, как не соответствующее требованиям Положения о временных сооружениях на территории г. Рязани (утв. Решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г. N 309-III) (действует до настоящего времени); обязать Администрацию г. Рязани перезаключить договор совместного использования объекта недвижимости под временным строением, расположенным по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 95, основания изложены в заявлении, уточнениях. В обоснование заявленного требования Общество ссылается на порядок перезаключения договора на размещение временного сооружения, установленный Положением о временных сооружениях на территории Города Рязани, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г. N 309-III.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве, дополнении к отзыву. Представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что договор совместного использования временного строения на основании Положения о временных сооружениях на территории г. Рязани не может быть заключен, поскольку указанное Положение противоречит Федеральному закону "О рекламе", в соответствии с которым заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. В настоящее время органами местного самоуправления форма проведения торгов в г. Рязани не установлена.
Из материалов дела судом установлено: 22.08.2007 г. между Администрацией г. Рязани и обществом "Я" заключен договор N 838/07 на период действия с 16.09.2007 г. по 15.09.2008 г., в соответствии с которым Администрация передает, а Заявитель принимает в пользование объект недвижимости (Городское благоустройство), расположенный по адресу: ул. М., д. 95, для размещения ВС (временного строения) типа отдельно стоящая конструкция для размещения транспарантов перетяжек - ВС-4.
Имея намерение продлить указанный договор на следующий срок, Общество в соответствии с п. 4.5 Положения о временных сооружениях на территории Города Рязани за два месяца до окончания срока действия договора 11.07.2008 г. обратилось в Администрацию с заявлением N 733-ВС4/08 о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения. К заявлению приложены необходимые документы в соответствии с указанным Положением, по этому вопросу у сторон спора нет.
По результатам рассмотрения заявления какого-либо решения принято не было, 20.10.2008 г. структурным подразделением Администрации Города Рязани - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству представителю Общества вручено письмо N 25-19/1083, в котором сообщается, что после 01.07.2008 г. заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будет осуществляться только на основании результатов торгов. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций обязательства сторон по договору считаются прекращенными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Я" в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что уточненное заявление Общества подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 5.1. ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно объяснениям сторон, органами местного самоуправления до настоящего времени форма и порядок проведения торгов по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не установлены. В связи с этим, суд приходит к выводу, что следует руководствоваться действующим Положением о временных сооружениях на территории Города Рязани, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г. N 309-III.
В соответствии с п. 1.3 данного Положения обществом по договору N 838/07 от 22.08.2007 г. на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, размещает временное сооружение (ВС-4) в виде отдельно стоящей конструкции для транспарантов-перетяжек.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что по результатам торгов, проводимых в порядке, определяемом Администрацией Города, размещаются временные сооружения ВС-1 (киоски, павильоны, сезонные кафе).
Согласно п. 3.1 Положения в случае размещения временного сооружения на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, оформляется договор на размещение временного сооружения.
Пунктом 4.5 раздела 4 "Порядок эксплуатации временных сооружений" указанного Положения предусмотрено, что лица, заинтересованные в оформлении разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения на новый срок, обращаются в Администрацию города с заявлением не позднее чем за два месяца до окончания срока действующего разрешения.
Согласно п. 4.6 заявление на продление рассматривается в срок не более 14 дней, и заявителю направляется уведомление с указанием срока, в течение которого необходимо перезаключить договор на размещение временного сооружения (в случае размещения временного сооружения на имуществе, находящемся в муниципальной собственности).
Материалами дела установлено, что Общество обратилось с заявлением о продлении размещения временного сооружения на новый срок с соблюдением установленного порядка - 11.07.2008 г., за два месяца до окончания срока действия договора N 838/07 (15.09.2008 г.), что Администрацией г. Рязани не оспаривается.
К заявлению приложены копия доверенности, справка об отсутствии задолженности по неналоговым платежам, поступающим в городской бюджет, фотографии, топографический план. Для продления размещения временного сооружения получены необходимые согласования в соответствии с Регламентом прохождения документов для получения разрешения на размещение временного сооружения. Данные обстоятельства Администрацией г. Рязани также не оспариваются.
Доказательств рассмотрения указанного заявления в срок, установленный пунктом 4.5 Положения о временных сооружениях на территории города Рязани, Администрацией г. Рязани не представлено. Ссылка на то, что по результатам рассмотрения заявления в адрес общества Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Рязани направлено письмо от 17.10.2008 г. N 25-19/1083 за подписью председателя Комитета не может быть принята судом во внимание, так как данное письмо не содержит указания на заявление, в связи с которым оно направлено, не указано в отношении какого временного сооружения принято решение. Письмо носит информационный характер, сообщает о том, что договоры на установку рекламных конструкций будут заключаться только на основании результатов торгов, направлено письмо по истечении срока 14 дней, установленного пунктом 4.6 Положения для рассмотрения заявления.
Бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в незаключении с Обществом договора совместного использования объекта недвижимости под временным строением (ВС-4), по существу влечет прекращение его хозяйственной деятельности в сфере рекламного бизнеса, что является недопустимым, поскольку статьей 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. При этом каждый хозяйствующий субъект имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и другим органам, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что имело место незаконное бездействие Администрации г. Рязани по рассмотрению заявления общества, не соответствующее требованиям Положения о временных сооружениях на территории Города Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г. N 309-III, нарушающее права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Поскольку Общество обратилось в Администрацию с соблюдением порядка, действовавшего на день обращения, требование Общества является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы заявителя по госпошлине в сумме 2000 руб. (платежное поручение N 545 от 22.10.2008 г. на сумму 2000 руб.) подлежат взысканию с Администрации г. Рязани как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в нерассмотрении заявления N 733-ВС4/08 от 11.07.2008 г. о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 95, поданного обществом с ограниченной ответственностью "Я", в установленный срок, как не соответствующее требованиям Положения о временных сооружениях на территории Города Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г. N 309-111, признать незаконным.
2. Обязать Администрацию г. Рязани (г. Рязань, ул. Р., 28) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Я" (г. Рязань, ул. С., д. 17, корп. 3, основной государственный регистрационный номер 1026201268455) путем направления проекта договора совместного использования объекта недвижимости под временным строением (ВС-4), расположенным по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 95.
3. Взыскать с Администрации г. Рязани (г. Рязань, ул. Р., 28) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Я" (г. Рязань, ул. С., д. 17, корп. 3, основной государственный регистрационный номер 1026201268455) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 января 2009 г. N A54-4299/2008
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании