Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 10 марта 2009 г. N А54-307/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Л", г. Рязань к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, г. Рязань о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2 от 16.01.2009; взыскании расходов по составлению заявления в сумме 1500 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.М.Р., директор, паспорт;
от административного органа - К.И.В., консультант, доверенность от 01.09.2006, паспорт.
В судебном заседании 26.02.2009 объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 04.03.2009. В судебном заседании 04.03.2009 объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 04.03.2009.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее ООО "Л", Общество, заявитель), г. Рязань обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (далее Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2 от 16.01.2009; взыскании расходов по составлению заявления в сумме 1500 руб.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, основания изложены в заявлении.
Представитель административного органа возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
В судебном заседании 26.02.2009 были допрошены свидетели - О.А.Г., З.Д.С., показания которых занесены в протокол судебного заседания.
В судебном заседании 04.03.2009 была допрошена свидетель - С.Л.К., показания которой занесены в протокол судебного заседания.
Из материалов дела следует: 11.01.2009 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области от гражданина О.А.Г. поступило заявление о принятии мер по проверке деятельности магазина, принадлежащего ООО "Л" и расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Д., д. 18, в связи с тем, что данный магазин работает без каких-либо документов по сертификации продаваемых товаров и месту их изготовления (л.д. 25).
12.01.2009 ведущим специалистом - экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области С.Л.К., на основании распоряжения от 12.01.2009 N 16 (л.д. 27), в присутствии директора Общества А.М.Р. проведено внеплановое мероприятие по проверке торговой точки ООО "Л" - магазина, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Д., д. 18 по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 и Постановления Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 "Правила продажи отдельных видов товаров".
Проверкой установлено, что в торговой точке ООО "Л" в нарушение ст.ст. 7, 10 Закона N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" и п.п. 6, 20 Постановления Правительства Российской Федерации N 918 от 21.07.1997 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам", до сведения покупателя не доведена информация на русском языке о радиаторе отопителя JEF 000040 и его изготовителе, адресе местонахождения. В заказе N 53 от 25.11.2008 при заключении договора не указано наименование и юридический адрес продавца. Кроме того, на радиатор отопителя Land Rover JEF 000040 (Франция) не предъявлены документы, удостоверяющие безопасность и качество товара, отсутствует информация об обязательном подтверждении соответствия товара. По результатам проверки составлен акт мероприятий по надзору от 12.01.2009, который подписан и получен директором ООО "Л" А.М.Р. 12.01.2009 (л.д. 12, 28).
12.01.2009 ведущим специалистом - экспертом Управления С.Л.К. в присутствии директора ООО "Л" А.М.Р. составлен протокол об административном правонарушении N 4 о привлечении ООО "Л" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как указано в данном протоколе, "с протоколом директор А.М.Р. ознакомлен, однако от объяснений и подписи отказался" (л.д. 29).
12.01.2009 директором ООО "Л" А.М.Р. получена повестка о явке 16.01.2009 к 10 час. 00 мин. в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области для дачи объяснений по делу об административном правонарушении (л.д. 30,78).
16.01.2009 главный государственный санитарный врач по рязанской области - руководитель Управления Роспотребнадзора по Рязанской области С.С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении N 4 от 12.01.2009, вынес постановление N 2 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Л" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 40000 руб. (л.д. 13,31).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Л" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, а также показания свидетелей, арбитражный суд признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. При этом суд исходил из следующего.
Согласно статье 7 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно п. 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918, продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Информация о товарах (для импортных товаров - на русском языке) и их изготовителях должна содержать: наименование товара; место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; цену, порядок и условия оплаты товара (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товара покупателю и другие условия); гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного вида товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению; сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший); способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор; способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом. Если в приобретаемом товаре устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Согласно п. 20 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918, договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора. При заключении договора в месте продажи товара, а также в случае передачи сообщения о намерении покупателя приобрести товар в них должно быть обязательно указано: наименование и юридический адрес продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар; наименование товара, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара; вид услуги, время ее исполнения и стоимость; обязательства продавца и покупателя. Предложение покупателя о пересылке товара почтовым отправлением в адрес "До востребования" может быть принято только с согласия продавца.
На основании пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1998 N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат. Поэтому указанные товары должны находиться в торговой точке.
В соответствии с частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, гражданин О.А.Г. является владельцем автомобиля марки Land Rover. 25.11.2008 водитель гражданина О.А.Г. гражданин З.Д.С. (по доверенности от 30.07.2008, л.д. 26) оформил в ООО "Л" заказ N 53 на приобретение запчастей: фильтра масляного ОЕ649/3, фильтра воздушного LХ 1460, радиатора отопителя JEF 000040 (л.д. 14,32).
В связи с тем, что радиатор отопителя был предложен гражданину О.А.Г. без каких-либо документов, удостоверяющих его качество и место изготовления, а также в связи с длительным исполнением заказа, гражданин О.А.Г. обратился в ООО "Л" с заявлением от 30.12.2008 г. N 7-зч вернуть деньги за радиатор отопителя в сумме 11550 руб. (заявление гражданина О.А.Г. получено Обществом 11.01.2009).
11.01.2008 г. гр. О.А.Г. обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области с заявлением от 30.12.2008 N 4-пр-зч (л.д. 25) о проверке ООО "Л" - магазина по адресу: г. Рязань, ул. Д. д. 18, в связи с тем, что ООО "Л" работает без документов по сертификации продаваемых товаров.
12.01.2009 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области была проведена проверка ООО "Л" и 16.01.2009 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 2. Управлением были обнаружены следующие нарушения: отсутствие на радиатор отопления "Land Rover" JEF 000040 информации о товаре и его изготовителе, адреса местонахождения на русском языке; документов, подтверждающих качество и безопасность товара, информации об обязательном подтверждении соответствия товара. При заключении договора в заказе N 53 от 25.11.2008 не указано наименование и юридический адрес продавца.
Главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебных заседаниях 26.02.2009 и 04.03.2009 были допрошены свидетели - О.А.Г., З.Д.С., С.Л.К.
В судебном заседании 26.02.2009 свидетель О.А.Г. пояснил, что в конце ноября 2008 г. в машине "Ланд Ровер" он решил заменить радиатор отопителя. Представитель по доверенности З.Д.С. обратился в магазин ООО "Л" и сделал заказ. Когда поступил товар, гр. З.Д.С. привез радиатор отопителя без документов. Гр. О.А.Г. засомневался в приобретенном радиаторе и обратился с заявлением к Обществу о возврате денег, но ему было отказано.
Свидетель З.Д.С. пояснил, что в конце ноября 2008 г. в магазине ООО "Л" заказал печку (радиатор). При получении данной печки на нее не было никаких документов. Так как хозяин машины О.А.Г., то он попросил представить Общество какие-нибудь документы на эту деталь, но ему ответили, что на нее нет никаких документов. Через 2 дня, примерно 25.12.2008 г., он принес печку назад в магазин и попросил вернуть деньги, но у него товар не приняли и деньги вернуть отказались.
В отношении непредставления сертификата соответствия на радиатор отопителя, директор Общества А.М.Р. пояснил суду следующее: "Гражданин О. не обращался с заявлением о предоставлении сертификата. Непонятно каким образом я отказал. На момент проверки у меня сертификата не было, его и не должно было быть, поскольку в тот момент данной детали у меня в продаже не было, соответственно, я не обязан хранить сертификат на уже проданный товар. Во время проверки, когда меня приглашали на беседу в административный орган, от гр. С.Л.К. предложения представить сертификат не поступало. Я сотрудничаю с крупным поставщиком, у меня все легально. После того, как на суде возник этот вопрос, я запросил у поставщика сертификат и мне его предоставили. Оригинальный производитель радиатора отопителя Лэнд Ровер - это бренд. Под маркой Лэнд Ровер могут производиться те детали, которые одобряются Лэнд Ровер, они обязательно сертифицированы. Эта деталь является оригинальной, т.е. произведена на заводе-изготовителе. Предприниматель Г.Л.В. является поставщиком радиатора отопителя JEF 000040, в материалах дела находится бланк заказа, на котором имеется ее печать. Кроме того, ООО "Э" является крупнейшей в России сетью по продаже автозапчастей, а предприниматель Г.Л.В. является ее представителем в г. Рязани. В сертификате соответствия N РОСС FR.МТ14.А21267 указано, что компания "Carparts GmbH", которая находится в Германии, поставляет ассортимент запчастей на автомобиль. Производство радиаторов отопителя размещено в различных странах".
Заслушав свидетелей и оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что Управлением не доказан факт не доведения до сведения покупателя информации на русском языке о радиаторе отопителя JEF 000040 и его изготовителе, адресе местонахождения.
Кроме того, в обоснование своей правовой позиции Управление не сослалось на конкретную правовую норму, обязывающую продавца предъявлять в момент проверки документы, удостоверяющие безопасность и качество товара, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товара, на товар, не находящийся в реализации.
В материалы дела Обществом представлен сертификат соответствия N РОСС FR.МТ14.А21267 на радиатор отопителя JEF 000040 и наименование данного радиатора на русском языке (л.д. 56-64, 74).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что привлечение ООО "Л" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерно.
В ходе судебного разбирательства директор Общества А.М.Р., пояснил, что факт не полного заполнения сведений в бланке заказа N 53 от 25.11.2008 признает. С учетом проведенной проверки в административный орган направлено письмо о внесении изменений в бланк заказа покупателя (л.д. 37).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что привлечение ООО "Л" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения суда указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Управления от 16.01.2009 N 2 в части назначения наказания следует признать незаконным и изменить, применить к ООО "Л" административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Довод Управления о том, что требование Общества о взыскании судебных расходов, связанных с составлением заявления в размере 1500 руб. неправомерно, поскольку расходы на оплату труда адвоката или иного лица не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении, а могут быть взысканы на основании ст.ст. 15, 1069, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу лица за счет средств соответствующей казны, судом рассмотрен и отклоняется, исходя из следующего.
Издержки, связанные с ведением дел в суде, являются судебными расходами и возмещаются в особом порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки представленных доказательств, их подтверждающих. Поскольку в законе не определены критерии разумных пределов, суд на основании ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает имеющиеся в деле доказательства понесенных сторонами судебных расходов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании доказательств.
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие фактические затраты и разумность понесенных судебных расходов должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Оценив представленные документальные доказательства, подтверждающие наличие и размер расходов ООО "Л", связанных с рассмотрением дела (л.д. 15), суд установил, что фактически юридические услуги ООО "Л" оказаны, судебные расходы в сумме 1500 руб. документально подтверждены и отвечают критерию разумности. При определении размера расходов, подлежащих взысканию в пользу Общества, суд исходил из объема и степени сложности дела, продолжительности его рассмотрения.
Доказательств того, что размер взысканных расходов завышен, Управлением не представлено.
Ссылка Управления на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм о распределении судебных расходов не имеет правового значения, так как не препятствует взысканию судебных расходов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Стороной по делу о привлечении ООО "Л" к административной ответственности является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области. Следовательно, применение арбитражным судом Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при решении вопроса о составе судебных расходов, их распределении между лицами, участвующими в деле об административном правонарушении в арбитражном суде, правомерно.
Учитывая изложенное, с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области подлежат взысканию в пользу ООО "Л" судебные расходы за составление заявления в сумме 1500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 112, 167-170, 176, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 16.01.2009 N 2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Л", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 3, зарегистрированого в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1086229002199, к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб., признать незаконным в части назначения наказания.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Л", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 3, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1086229002199, к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
2. Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (г. Рязань, ул. О., д. 51А, основной государственный регистрационный номер 1056204008706) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Л", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 3, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1086229002199, судебные расходы в сумме 1500 руб.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10 марта 2009 г. N А54-307/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании