Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 10 апреля 2009 г. N А54-502/2009С19
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области К.ИА.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области
к Государственному учреждению культуры "Ц", г. Рязань
Рязанской области в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области о взыскании платы за фактическое пользование недвижимым имуществом в сумме 2 298 849 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Б.А.Х. - представитель, доверенность N 389/07-10 от 28.01.2009 г., удостоверение N 51 от 18.05.2007 г.
от ответчиков: от ГУК "Ц" - М.Н.М. - главный юрисконсульт, доверенность N 16 от 13.01.2009 г.
от Рязанской области в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области - К.И.Г.- главный специалист по правовым вопросам, доверенность N 13 от 12.01.2008 г., удостоверение N 16 от 01.02.2008 г.
установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее по тексту - ТУ Росимущества по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Государственному учреждению культуры "Ц" (далее по тексту - ГУК "Ц") о взыскании в пользу федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в порядке статьей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации - платы за фактическое пользование двухэтажным зданием памятника архитектуры, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, за период с 16.06.2006 года по 14.10.2008 года, в размере 2 298 849 рублей. При отсутствии денежных средств либо недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении ГУК "Ц" необходимых для оплаты истец просит привлечь к субсидиарной ответственности Рязанскую область в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области и взыскать с Рязанской области в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области в порядке субсидиарной ответственности в пользу федерального бюджета плату за фактическое пользование ГУК "Ц" спорным зданием за период с 16.06.2006 года по 14.10.2008 года в размере 2 298 849 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в заявленном объеме. В обоснование представитель истца указывает, что решением КУГИ Рязанской области от 17.07.1998 года N 45 (с изменениями и дополнениями, внесенными решением КУГИ Рязанской области от 30.07.2001 г.) здание передано в оперативное управление ГУК "Ц". Впоследствии решение КУГИ Рязанской области от 17.07.1998 года N 45 признано судом незаконным. Распоряжением ТУ Росимущества по Рязанской области от 10 января 2006 года N 1-р "Об изъятии федерального недвижимого в казну Российской Федерации" здание памятника архитектуры, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, изъято в казну Российской Федерации. ГУК "Ц", по мнению истца, пользуется спорным зданием без установленных законом или договором оснований. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.03.2009 г. по делу N А54-2038/2007-С17 суд обязал ГУК "Ц" передать в казну Российской Федерации здание, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31.
Ответчик - ГУК "Ц" возражает по исковым требованиям, указывая, что отчет по установлению платы за фактическое пользование объектом недвижимости составлен на основании контракта, заключенного без проведения истцом конкурса. Здание с 1975 г. и по настоящее время содержится, ремонтируется и реставрируется за счёт средств областного бюджета, то есть отсутствует сбережение имущества за счёт истца. Ответчик как учреждение, осуществляющее свою деятельность в сфере культуры, имеет право на безвозмездное использование спорного здания, в связи с чем, учреждение неоднократно обращалось к истцу с предложением заключить договор безвозмездного пользования, но по вине и нежеланию истца договорные отношения по настоящее время не оформлены.
Ответчик - Рязанская область в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области возражает по исковому заявлению, поддерживает позицию по делу ГУК "Ц".
Из материалов дела судом установлено. Здание, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, является объектом федеральной собственности, что подтверждается выпиской их реестра федерального имущества N 311 от 19.02.2009 г.
Решением Советского райисполкома г. Рязани от 17.06.1977 N 269 здание, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., 31, было передано на баланс областному управлению культуры в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР N 4693-1Х от 29.10.1976 г. в лице производственной группы по охране и эксплуатации памятников истории и культуры.
Комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области своим решением от 17.07.1998 г. N 45 передал в оперативное управление ГУ "С" (в настоящее время - ГУК "Ц") 42 объекта федеральной собственности, являющиеся объектами культурного наследия, в том числе и здание, лит. А, общей площадью 344,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31.
10.01.2006 Территориальным управлением по Рязанской области было принято распоряжение N 1-р "Об изъятии федерального недвижимого имущества в казну Российской Федерации, пунктом 1 которого прекращено право оперативного управления ГУК "Ц" зданием общей площадью 347,0 кв.м., расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, ответчику предписывалось в 5-дневный срок передать федеральное имущество по акту приема-передачи.
ГУК "Ц" обжаловал в суд указанное распоряжение. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2006 г. по делу N А54-739/2006-С3, вступившим в законную силу, отказано в признании распоряжения Территориального управления по Рязанской области N 1-р "Об изъятии федерального недвижимого имущества в казну Российской Федерации" недействительным, судом установлена неправомерность передачи здания в оперативное управление ответчика.
Полагая, что ГУК "Ц" узнало об отсутствии у него законных оснований владения и пользования спорным зданием 16.06.2006 года, то есть с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2006 года по делу N А54-739/2006, в котором установлена незаконность решения КУГИ Рязанской области от 17.07.1998 года N 45 (с изменениями и дополнениями от 30.07.2001 года), в части передачи здания в оперативное управление ГУК "Ц", истец обратился с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения - платы за фактическое пользование двухэтажным зданием памятника архитектуры, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, за период с 16.06.2006 года по 14.10.2008 года, в размере 2 298 849 рублей. Заявляя исковые требования к основному должнику - ГУК "Ц", при отсутствии либо недостаточности денежных средств, истец просит привлечь к субсидиарной ответственности Рязанскую область в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области.
Изучив представленные документальные доказательства, обосновывающие исковые требования, заслушав представителей истца и ответчиков, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" (в редакции, действовавшей в момент принятия КУГИ Рязанской области решения от 17.07.1998 N 45) федеральное недвижимое имущество закрепляется на праве оперативного управления или передается в безвозмездное пользование только федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям. Иным предприятиям федеральное имущество могло передаваться в аренду по договору.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2006 г. по делу N А54-739/2006-С3 установлено, что здание неправомерно передано в оперативное управление ГУК "Ц", которое является государственным учреждением, находящимся в собственности Рязанской области. Таким образом, у ГУК "Ц" не возникло право оперативного управления на пользование зданием. Иных документальных доказательств, свидетельствующих о законности пользованием зданием, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьями 1102, 1105 Гражданским кодексом Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (приобретатель), неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, обязано возвратить последнему (потерпевшему) неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование и в том месте, где оно происходило.
Согласно отчету "Об определении платы за фактическое пользование для объекта недвижимости, являющегося федеральной собственностью" N 21/2008 от 19.11.2008 г. плата за фактическое пользование федеральным имуществом - двухэтажным зданием памятника архитектуры, лит. А, общей площадью 344,5 кв. м., расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 31, за период с 16.06.2006 года по 14.10.2008 года составляет 2 298 849 рублей.
Довод ответчиков, что контракт N 19 от 17.11.2008 г. на оценку рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности расположенного на территории Рязанской области, а также составленный по итогам его исполнения отчёт "Об определении платы за фактическое пользование для объекта недвижимости, являющегося федеральной собственностью" от 19.11.2008 г. N 211/2008 являются ничтожными, в связи с существенным нарушением бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных нужд, обеспечиваемых за счёт федерального бюджета, опровергается представленными в материалы дела документальными доказательствами по проведению конкурса.
Заявление ответчика - ГУК "Ц", что здание с 1975 г. и по настоящее время содержится, ремонтируется и реставрируется за счёт средств областного бюджета, не влияет на существо рассматриваемых правоотношений и не лишает ответчика права обратиться с иском в самостоятельном порядке о взыскании убытков в целях защиты своих интересов, которые он полагает нарушенными неправомерными действиями истца.
Таким образом, истцом в совокупности доказано, что имело место сбережение имущества ответчиком; которое произведено за счет федерального бюджета, при отсутствии правовых оснований. Размер платы за фактическое пользование федеральным имуществом документально подтвержден и не оспорен ответчиками.
В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданским кодексом Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. ГУК "Ц" является учреждением, собственником закрепленного за ним имущества является Рязанская область.
Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006).
Таким образом, взыскание по решению суда суммы задолженности основного должника в порядке субсидиарной ответственности с собственника, управляющего средствами областного бюджета, соответствует установленному порядку и нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 5 раздела 3 постановления Правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 100 "Об утверждении Положения о Комитете по культуре и туризму Рязанской области" Комитет по культуре и туризму Рязанской области является в соответствии с законодательством Рязанской области главным распорядителем средств бюджета Рязанской области. В силу пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 взыскание в порядке субсидиарной ответственности производится с казны соответствующего публично-правового образования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на ответчика ГУК "Ц" и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьям 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с Государственного учреждения культуры "Ц" г. Рязань в пользу федерального бюджета неосновательное обогащение в сумме 2 298 849 руб.
2. При недостаточности денежных средств, находящихся у Государственного учреждения культуры "Ц", взыскать в порядке субсидиарной ответственности с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Комитета по культуре и туризму Рязанской области в пользу федерального бюджета неосновательное обогащение в сумме 2 298 849 руб.
3. Взыскать с Государственного учреждения культуры "Ц" г. Рязань в доход федерального бюджета расходы по оплате госпошлины в сумме 22 994 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10 апреля 2009 г. N А54-502/2009С19
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании