Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 229-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Свой дом"
Областная целевая программа "Свой дом"
5 декабря 2003 г., 30 июня 2004 г., 3 апреля, 28 декабря 2007 г.
Паспорт программы
Наименование программы Областная целевая программа "Свой дом"
(далее - Программа)
Основание для разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 17 сентября 2001 года N 675
"О федеральной целевой программе "Жилище"
на 2002-2010 годы" (в редакции
постановления Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2002 года N 104)
Государственный заказчик Правительство Рязанской области,
Программы Управление капитального строительства
Рязанской области
Основные разработчики Правительство Рязанской области, областной
Программы фонд поддержки индивидуального жилищного
строительства
Цель Программы Создание механизма обеспечения населения
Рязанской области благоустроенным жильем
Основные задачи Программы 1. Разработка и внедрение в практику
правовых, финансовых и организационных
механизмов оказания государственной
поддержки жителям области, желающим
улучшить жилищные условия
2. Привлечение финансовых ресурсов для
обеспечения населения благоустроенным
жильем
3. Оказание за счет средств областного
бюджета поддержки муниципальным
образованиям, привлекающим для решения
этой проблемы финансовые ресурсы путем
консолидации бюджетных и внебюджетных
источников финансирования
Исполнители основных Областной фонд поддержки индивидуального
мероприятий жилищного строительства, Правительство
Рязанской области, органы местного
самоуправления
Сроки и этапы реализации 1-й этап: 2003-2004 годы
Программы
2-й этап: 2005-2007 годы
3 этап: 2008-2010 годы
Основные мероприятия 1. Разработка нормативных правовых актов
по реализации программы
2. Формирование финансовых и
организационных механизмов оказания
государственной поддержки населению,
желающему улучшить жилищные условия
Прогноз объемов Общий объем финансирования программы
финансирования Программы составляет 732,6 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 505,0 млн.
рублей;
возвратные средства заемщиков - 227,6 млн.
рублей.
Ежегодный объем ассигнований из областного
бюджета на реализацию данной программы
подлежит уточнению законом об областном
бюджете на соответствующий финансовый год
Ожидаемые конечные 1. Обеспечение 2250 семей жильем общей
результаты реализации площадью 270 тыс. кв. метров
Программы
2. Создание механизма для решения жилищной
проблемы населения Рязанской области
3. Привлечение в жилищную сферу
дополнительных финансовых средств из
внебюджетных источников
4. Развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в области
5. Укрепление семейных отношений и
снижение социальной напряженности
Система организации Государственный заказчик осуществляет
контроля за исполнением общее руководство и контроль за
Программы реализацией Программы, ежегодно в
составе материалов по исполнению
областного бюджета представляет в
Рязанскую областную Думу отчет об
итогах реализации Программы в отчетном
году с внесением предложений по ее
корректировке.
Областной фонд поддержки индивидуального
жилищного строительства ежегодно
информирует государственного заказчика
о ходе реализации программы,
представляет отчеты об использовании
средств областного бюджета.
Жилищная проблема продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем в Рязанской области.
Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника в сфере жилья. Усугубила тяжелую ситуацию неподготовленность рыночных механизмов финансирования жилищного строительства.
Развитие малоэтажного домостроения, доступного по цене широким слоям населения, эффективное использование действующих рыночных механизмов в сочетании с государственной поддержкой позволят создать значительные ресурсы и возможности для успешного разрешения жилищного кризиса.
Решение жилищной проблемы имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, способствуя улучшению макроэкономических пропорций, снижению инфляции, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения.
1. Основные цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем.
Основная задача Программы - обеспечение застройщика займом в виде денег и (или) строительных материалов, обеспечивающим строительство индивидуального жилого дома и доведение его в короткий срок до уровня, обеспечивающего возможность проживания. Заем предоставляется в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
Программа предусматривает вовлечение в индивидуальное жилищное строительство широкого круга лиц, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспечение тесного взаимодействия Правительства Рязанской области и органов местного самоуправления с рыночными институтами, использование местных финансовых и материальных ресурсов.
Осуществление Программы позволит большому количеству предприятий Рязанской области, связанных со строительством индивидуального жилья, участвовать в заготовке и обработке леса, изготовлении и сборке комплектующих и ряде других производств.
Особое внимание в рамках настоящей Программы уделяется развитию и закреплению положительных демографических тенденций в области путем всемерного содействия в обеспечении жильем многодетных и молодых семей. Для данных семей устанавливается льготный режим погашения целевого займа.
2. Сроки и этапы реализации Программы
Учитывая актуальность проблемы развития массового малоэтажного строительства индивидуальных домов, а также, учитывая разнохарактерность мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы, целесообразно разделить ее на три этапа:
1 этап (2003 - 2004 годы) - совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию не менее 30-35 тысяч кв. метров жилья ежегодно;
2 этап (2005 - 2007 годы) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов с вводом в эксплуатацию не менее 40 -50 тысяч кв. метров индивидуального малоэтажного жилья ежегодно;
3 этап (2008-2010 годы) - строительство (достройка, реконструкция) жилых домов в населенных пунктах Рязанской области с последующим вводом в эксплуатацию.
3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационно-правовую базы решения проблемы.
При реализации Программы предстоит решить следующие задачи:
разработка и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков;
обобщение и использование опыта отдельных регионов по привлечению средств населения для строительства жилья;
развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
использование строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих расширение прав органов местного самоуправления в вопросах развития малоэтажного строительства и предоставление льгот юридическим и физическим лицам по уплате налогов.
Финансово-кредитная база предусматривает комплексное использование бюджетных средств, собственных сбережений граждан и привлекаемых ими средств из внебюджетных источников.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы сформирован с целью повышения доступности приобретения жилья для граждан, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы на строительство (достройку, реконструкцию) жилых домов.
Организационно-правовая база предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех субъектов процесса производства и строительства индивидуальных домов с учетом интересов участников.
Финансово-казначейское управление Рязанской области, Управление капитального строительства Рязанской области и областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства (далее - Фонд) осуществляют финансовое обеспечение реализации мероприятий программы.
Средства областного бюджета, предусмотренные на финансирование программы, финансово-казначейским управлением Рязанской области направляются Управлению капитального строительства Рязанской области.
Ежеквартально (не позднее десяти дней до начала планируемого квартала) Фонд подает в Управление капитального строительства Рязанской области заявку о выделении средств на планируемый квартал для выполнения мероприятий программы.
На основании указанной заявки Управление капитального строительства Рязанской области перечисляет средства Фонду.
Не позднее 15 дней после окончания квартала Фонд представляет в Управление капитального строительства Рязанской области отчет об использовании средств областного бюджета за истекший квартал.
На Фонд возлагаются обязанности по реализации положений разделов 5, 6, 6-1, 7 и 8 настоящей программы.
Основными задачами Фонда являются:
- концентрация и эффективное использование финансовых ресурсов для стимулирования инициативы граждан и оказания им поддержки при строительстве жилья путем предоставления долгосрочных займов на возвратной и возмездной основе. Средства, возвращенные заемщиками (заем и проценты за пользование займом), остаются в распоряжении Фонда и направляются им на дальнейшее финансирование программы;
- содействие индивидуальным застройщикам в развитии животноводства с целью быстрейшего погашения предоставленных займов и насыщения рынка области продуктами сельскохозяйственного производства;
- участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей застройщиков строительными материалами и другой продукцией, необходимыми для возведения и обустройства жилых домов;
- привлечение внебюджетных источников финансирования в сфере индивидуального жилищного строительства.
Контрольные функции за деятельностью Фонда осуществляет Попечительский совет, состоящий из представителей законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти Рязанской области. Положение о Попечительском совете утверждается постановлением Правительством Рязанской области.
Вопросы распределения средств решаются Фондом под контролем Попечительского совета Фонда.
Ежегодное распределение средств областного бюджета утверждается Рязанской областной Думой при рассмотрении бюджета на очередной год.
Попечительский совет определяет, какой категории населения, в каком объеме эти средства будут переданы. При этом преимущественным правом на получение займа пользуются:
молодые специалисты агропромышленного комплекса, проживающие в сельской местности и иных населенных пунктах Рязанской области, за исключением города Рязани и городов областного подчинения;
граждане, постоянно проживающие в сельской местности и иных населенных пунктах Рязанской области, за исключением города Рязани и городов областного подчинения, и работающие в организациях агропромышленного комплекса;
работники здравоохранения, образования, детского дошкольного воспитания, а также культработники, работающие в сельских учреждениях социальной сферы.
Внутри указанных трех категорий первоочередным правом получения займа пользуются граждане, получившие субсидию (свидетельство на получение субсидии) за счет средств федерального и (или) областного бюджетов для улучшения жилищных условий.
Иным категориям граждан займы предоставляются в порядке регистрации заявлений в Фонде.
4. Источники финансирования Программы
Одним из основных принципов Программы является направление инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, желающих улучшить свои жилищные условия и способных использовать собственные средства на строительство жилья.
Предлагаемые источники финансирования Программы:
средства областного бюджета;
средства, поступающие от заемщиков в погашение займов, выданных Фондом в рамках настоящей Программы и областных целевых программ "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы", "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы";
средства, выделенные предприятиями и организациями на строительство собственным работникам через Фонд;
спонсорские средства;
незавершенное строительство разной формы собственности.
Начиная с 2007 года, Фонд должен выйти на самофинансирование Программы за счет использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников на реализацию настоящей Программы.
3 этап (2008-2010 годы) Программы Фонд реализует за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
5. Условия предоставления займов
Индивидуальным застройщикам устанавливаются следующие условия предоставления займов:
- заем выдается на срок до 10 лет включительно, но в любом случае срок ограничивается наступлением общеустановленного пенсионного возраста заемщика и его поручителей;
размер займа - из расчета возможной стоимости 1 кв. метра жилья не более двукратного денежного дохода в среднем на душу населения в месяц, сложившегося в области по данным Рязанского областного комитета государственной статистики на дату заключения договора о предоставлении заемных средств;
- займом покрывается стоимость не более 120 кв. метров общей площади дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме), при этом сумма займа не может превышать сумму, рассчитанную исходя из условия погашения займа и процентов по нему, в размере тридцати процентов среднемесячного совокупного дохода заемщика и совместно проживающих с ним членов его семьи;
- годовая процентная ставка за пользование займом устанавливается в размере 5 (пяти) процентов;
до полного погашения суммы основного долга и процентов за пользование займом заемщик не имеет права продать или переуступить имущественные права на возводимый жилой дом третьему лицу;
- заемщику (по его письменному заявлению) предоставляется отсрочка по возврату займа и (или) уплате процентов за пользование займом сроком до 1 (одного) года. В случае предоставления отсрочки возврат займа и (или) уплата процентов за пользование займом начинается со второго года со дня заключения договора о предоставлении займа и осуществляется заемщиком в соответствии с условиями данного договора, но не реже одного раза в квартал в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным кварталом;
возврат застройщиком денежных средств в счет погашения займа и процентов за пользование займом осуществляется в Фонд;
в случае гашения займа и (или) процентов за пользование займом строительными материалами, в том числе предоставляемыми организациями за своих работников, Фонд определяет цены согласно сложившейся ситуации и на основании данных Рязанского областного комитета государственной статистики;
за просрочку погашения займа заемщик уплачивает Фонду неустойку в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
возврат займов должен быть обеспечен заемщиками.
В качестве обеспечения возврата займа заемщик в установленном порядке регистрирует ипотеку (в пользу Фонда) индивидуального жилого дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме), построенного с использованием средств займа. При получении займа на строительство (достройку, реконструкцию) индивидуального жилого дома заемщик регистрирует ипотеку (в пользу Фонда) земельного участка, принадлежащего заемщику на праве собственности или аренды.
До момента государственной регистрации ипотеки индивидуального жилого дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме), а также в случае недостаточности передаваемого в ипотеку недвижимого имущества для обеспечения полного возврата займа заемщик обязан предоставить в качестве дополнительного обеспечения один из следующих документов:
договор поручительства организации по месту работы заемщика или любого другого юридического лица с указанием солидарной ответственности с заемщиком по погашению займа;
нотариально удостоверенное поручительство не менее двух физических лиц, имеющих постоянный и достаточный для погашения займа источник дохода, с указанием солидарной ответственности с заемщиком по погашению займа;
другие документы, подтверждающие иные способы обеспечения возврата займа, не противоречащие действующему законодательству.
Заем выдается на завершение строительства индивидуального жилого дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме), при условии выполнения до даты предоставления займа строительных работ в объеме не менее 30% от сметной стоимости индивидуального жилого дома (многоквартирного жилого дома).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.