Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Рязанской области от 8 апреля 2009 г. N 68 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Правительства Рязанской области
от 14.10.2008 N 269
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Рязанской области в 2009 году"
8 апреля 2009 г.
Паспорт долгосрочной целевой
программы Рязанской области
Наименование Программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2009 году" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области |
Разработчик Программы |
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", Закон Рязанской области от 09.07.2008 N 73-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Рязанской области", постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области |
Цели и задачи |
Цель: - обеспечение благоприятных условий для интенсивного развития малых и средних предприятий и осуществления их деятельности. Задачи: - совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства; - развитие кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - формирование условий для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики; - обеспечение информационной, консультационной и кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства |
Целевые индикаторы и показатели |
Приобретение в лизинг субъектами малого и среднего предпринимательства не менее 20 единиц оборудования; увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, не менее чем на 15%; приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в области научных исследований и разработок, обрабатывающих производств, здравоохранения и предоставления социальных услуг, не менее 40 единиц оборудования; приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в области хлебопечения, не менее 15 единиц оборудования; количество прошедших обучение, и получивших поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (планируемое значение - не менее 40 человек); увеличение экспортных поставок не менее чем на 10%; сохранение традиционных народных художественных промыслов и ремесел; предоставление поручительств не менее 100 субъектам малого и среднего предпринимательства; предоставление микрокредитов не менее 70 субъектам малого и среднего предпринимательства; осуществление поддержки в развитии производства не менее 50 начиняющим субъектам малого и среднего предпринимательства. |
Сроки реализации |
2009 год |
Перечень основных мероприятий |
Возмещение расходов по оплате процентов за использование основных средств, предоставленных в лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства; возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на развитие производства; развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области научных исследований и разработок, обрабатывающих производств, здравоохранения и предоставления социальных услуг; развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области хлебопечения; развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта; развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на прохождение образовательных программ; организация областных конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конференций и других мероприятий; создание системы поручительств (Гарантийного фонда) для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства; развитие микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства; предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования предусматривается в размере 179 900 тыс. руб., в т.ч.: средства областного бюджета - 90100 тыс. руб.; средства федерального бюджета - 89 800 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы должна обеспечить: - увеличение объемов производства товаров, работ и услуг, предназначенных для экспорта, расширение географии поставок, выпуск новых конкурентоспособных изделий; - расширение, модернизацию и перевооружение существующих производств с использованием передового научно-технического опыта, осуществление проектов, обеспечивающих разработку, адаптацию и внедрение современной техники, технологий, материалов, в том числе технологий энергосбережения; - подготовку кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест; - создание благоприятных условий для эффективной работы и развития малых и средних предприятий, улучшение социального климата в регионе. |
Контроль за исполнением Программы |
Организацию контроля за реализацией Программы осуществляют Правительство Рязанской области, комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области, министерство финансов Рязанской области. Информация об освоении средств из федерального бюджета направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации |
1. Характеристика проблемы
В Рязанской области ежегодно увеличивается количество малых предприятий и занятых на них работников, растут объемы производства продукции, работ и услуг. По количеству малых предприятий Рязанская область в 2008 году занимала 4-е место в ЦФО после Москвы, Московской и Ярославской областей, по средней численности работников на малых предприятиях - 5-е место после Москвы, Московской, Воронежской и Ярославской областей, по обороту - 8-е место.
Устойчивая положительная динамика развития бизнеса во многом связана с реализацией областных целевых программ.
Государственная поддержка в 2006-2008 годах оказывалась субъектам малого предпринимательства по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения;
- развитие механизмов кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- формирование условий для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях;
- содействие в развитии информационной, консультационной и кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2006-2007 годах финансовую поддержку получили около 200 субъектов малого предпринимательства на сумму 67,7 млн. руб.
Результатом освоения бюджетных средств стало создание новых рабочих мест на предприятиях, увеличение объемов производства и реализации продукции, обновление оборудования и расширение ассортимента продукции, рост заработной платы и расширение рынка сбыта продукции.
Отдача на каждый вложенный рубль субсидий составила 1,9 руб.
Тем не менее субъекты малого и среднего предпринимательства в своей деятельности сталкиваются с рядом проблем. Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательства в регионе, являются:
- недостаток собственных оборотных средств;
- большая степень изношенности оборудования и нехватка средств для приобретения нового;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- отсутствие поддержки в продвижении на рынки иностранных государств российской продукции и результатов интеллектуальной деятельности, особенно в условиях предстоящего вступления в ВТО;
- постоянно растущие цены и тарифы на продукцию и услуги отраслей естественных монополий;
- значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности.
Принятие настоящей Программы необходимо для устранения либо смягчения отрицательного влияния данных факторов.
Кроме этого, сейчас подавляющее большинство малых предприятий сосредоточено в торговле. Программа поможет создать условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере производства, науки, жилищно-коммунального хозяйства и других приоритетных направлениях деятельности.
Необходимость принятия Программы обусловлена также нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", Законом Рязанской области от 09.07.2008 N 73-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Рязанской области".
В 2009 году планируется направить на реализацию Программы 179,9 млн. руб., в т.ч. 90,1 млн. руб. - из областного бюджета и 89,8 млн. руб. - из федерального бюджета.
Новыми видами финансовой поддержки в 2009 году будут:
- возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на развитие производства;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на прохождение образовательных программ;
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области хлебопечения;
- создание системы поручительств (Гарантийного фонда) для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства;
- развитие микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства;
- предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основной задачей в настоящий момент являются сохранение позитивных тенденций в развитии предпринимательства и ориентация деловой активности в приоритетные виды деятельности реального сектора экономики. Практика показывает, что потенциал малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических проблем области задействован не полностью. Многие перспективные сферы деятельности не освоены малым и средним бизнесом, что приводит к консервации неэффективных, монополистических форм деятельности в таких сферах, как ЖКХ, оказание части бытовых услуг, переработка бытовых отходов и др.
Для того, чтобы повлиять на происходящие процессы в сфере малого и среднего предпринимательства, внести изменения в его отраслевую структуру и развивать его в приоритетных направлениях, необходимо продолжать работу по поддержке этого сектора экономики со стороны органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления.
Основным инструментом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является настоящая Программа, в которой прописана концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по ее выполнению. Решение задач, определенных в Программе, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития малого и среднего предпринимательства, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию региона и формированию среднего класса как базы социальной стабильности общества.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - обеспечение благоприятных условий для интенсивного развития малых и средних предприятий и создание благоприятных условий осуществления их деятельности.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства;
развитие кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение информационной, консультационной и кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства;
формирование условий для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики.
Для осуществления этих задач необходимо реализовать комплекс мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009 год.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет следующих источников:
Источники финансирования |
2009 год |
Средства федерального бюджета |
89 800 тыс. руб. |
Средства областного бюджета |
90100 тыс. руб. |
Итого |
179 900 тыс. руб. |
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год утверждаются законом Рязанской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Пункт 5 раздела 5 настоящего приложения вступает в силу на следующий день после официального опубликования Закона Рязанской области "О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об областном бюджете на 2009 год", предусматривающего соответствующие источники финансирования
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий приведена в следующей таблице:
Система программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2009 году"
6. Система управления реализацией Программы
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области (далее по тексту - Комитет) осуществляет финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы, проведение и оформление результатов конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение договоров по полному или частичному финансированию мероприятий Программы с министерством экономического развития Российской Федерации, заключение договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства по получаемому ими финансированию в рамках мероприятий Программы.
Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим условиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", состоящим на налоговом учете в Рязанской области, не имеющим просроченной задела обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, принявшим на себя обязательства по сохранению общего количества рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки.
Первоочередное право на получение денежных средств из областного бюджета имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в следующих приоритетных видах деятельности:
обрабатывающие производства;
научные исследования и разработки;
жилищно-коммунальные услуги;
ремесла и народные художественные промыслы;
бытовые услуги;
здравоохранение и предоставление социальных услуг;
строительство.
Удельный вес приоритетных видов деятельности за 2008 год, а для вновь созданных предприятий - за период с момента государственной регистрации, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) должен составлять более 50%.
Субсидии распределяются между субъектами малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе в соответствии с порядками предоставления субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (приложения N 1-7, 9 к настоящей Программе).
Конкурс проводится по каждому мероприятию по мере необходимости. Извещение о проведении конкурса публикуется в газете "Рязанские ведомости" в сроки, установленные действующим законодательством, а также размещается на сайте Правительства Рязанской области.
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют необходимые документы для получения субсидий (заявки) в Комитет в соответствии с порядками предоставления субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (приложения N 1-7, 9 к настоящей Программе).
Ответственность за достоверность представляемой информации несет субъект малого (среднего) предпринимательства. Достоверность представляемой информации может быть проверена Комитетом путем запроса сведений у субъекта малого (среднего) предпринимательства либо из иных источников.
Комитет принимает от субъектов малого и среднего предпринимательства документы на получение субсидий и ведет регистрацию заявок в порядке их поступления в специальном журнале.
Журнал регистрации заявок должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью Комитета.
Комитет в срок не более 14 рабочих дней после окончания приема документов (дата окончания приема документов указывается в извещении о проведении конкурса), проводит обработку поступивших заявок, формирует сводные информационные таблицы для оценки заявок субъектов и направляет в конкурсную комиссию (далее - Комиссия). Состав Комиссии определяется Комитетом. По каждому мероприятию Программы создается своя Комиссия.
Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случаях, если:
заявка не отвечает требованиям и условиям, предусмотренным порядками предоставления субсидий;
предоставлены недостоверные сведения или документы.
Комиссия проводит конкурс и принимает решение о победителях конкурса.
В случае, когда несколько субъектов малого и среднего предпринимательства набирают одинаковое количество баллов, являясь при этом последними в списке победителей, остаток средств распределяется между ними в порядке регистрации поданных заявлений на получение субсидии.
Решение о победителях конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в голосовании, при этом каждый член Комиссии имеет один голос. Заседание Комиссии проводится при присутствии не менее 50 процентов членов Комиссии. Комиссия принимает решение по каждому субъекту малого (среднего) предпринимательства. В случае равного количества голосов окончательное решение по рассматриваемому вопросу остается за председателем Комиссии. В отсутствие председателя Комиссии его функции осуществляет заместитель председателя Комиссии.
Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем Комиссии (в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии) и секретарем Комиссии.
На основании результатов проведенных конкурсов Комитет предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства денежные средства в виде субсидий.
Средства, предусмотренные на реализацию Программы, выделяются Комитету для последующего перечисления на расчетные счета субъектов малого и среднего предпринимательства, открытые в российских кредитных организациях, путем предоставления Комитетом в министерство финансов Рязанской области платежных поручений на перечисление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства с приложением документов, являющихся основанием для осуществления кассовых расходов.
На основании представленных Комитетом документов министерство финансов Рязанской области осуществляет финансирование расходов на субсидирование в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Комитета.
Субсидирование осуществляется в пределах выделенных из областного и федерального бюджетов денежных средств в соответствии с договором, заключенным между Комитетом и субъектом малого (среднего) предпринимательства. Форма договора утверждается приказом Комитета.
В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, субъект малого (среднего) предпринимательства несет ответственность, установленную действующим законодательством и договором. Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяется в договоре.
Субсидии перечисляются Комитетом субъектам малого и среднего предпринимательства по мере поступления финансирования из областного и федерального бюджетов.
Финансирование мероприятия Программы "Организация областных конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конференций и других мероприятий" осуществляется в соответствии с порядком согласно приложению N 8 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятия Программы "Создание системы поручительств (Гарантийного фонда) для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства" осуществляется в соответствии с порядком согласно приложению N 10 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятия Программы "Развитие микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства" осуществляется в соответствии с порядком согласно приложению N 11 к настоящей Программе.
7. Состав и сроки представления
отчетности об исполнении Программы
Комитет отвечает за реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств областного бюджета, оказывает содействие в привлечении средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство Рязанской области и Рязанская областная Дума. Комитет направляет в установленном порядке в Правительство Рязанской области, Рязанскую областную Думу, министерство финансов Рязанской области отчетность о реализации программных мероприятий.
Комитет направляет отчеты об исполнении Программы по форме и в сроки, установленные Правительством Рязанской области.
Информация об итогах реализации Программы должна содержать:
общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования и программным мероприятиям;
соответствие лимитов финансирования, указанных в паспорте Программы, фактическому финансированию в отчетном году;
степень охвата программными мероприятиями проблемного направления;
результаты выполнения мероприятий Программы в целом и в текущем году в свете достижения поставленных задач;
при наличии несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, анализ причин невыполнения;
соответствие целевых показателей (индикаторов), достигнутых в отчетном году, целевым показателям (индикаторам), утвержденным в Программе;
меры по повышению эффективности реализации Программы, предложения иных способов достижения программных целей.
8. Целевые индикаторы и показатели
эффективности исполнения Программы
Приобретение в лизинг субъектами малого и среднего предпринимательства не менее 20 единиц оборудования.
Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, не менее чем на 15%.
Приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в области научных исследований и разработок, обрабатывающих производств, здравоохранения и предоставления социальных услуг, не менее 40 единиц оборудования.
Приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в области хлебопечения, не менее 15 единиц оборудования.
Количество прошедших обучение, и получивших поддержку субъектов малого и сред него предпринимательства (планируемое значение - не менее 40 человек).
Увеличение экспортных поставок не менее чем на 10%.
Сохранение традиционных народных художественных промыслов и ремесел.
Предоставление поручительств не менее 100 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Предоставление микрокредитов не менее 70 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Осуществление поддержки в развитии производства не менее 50 начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
9. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы должна обеспечить:
- увеличение объемов производства товаров, работ и услуг, предназначенных для экспорта, расширение географии поставок, выпуск новых конкурентоспособных изделий;
- расширение, модернизацию и перевооружение существующих производств с использованием передового научно-технического опыта, осуществление проектов, обеспечивающих разработку, адаптацию и внедрение современной техники, технологий, материалов, в том числе технологий энергосбережения;
- подготовку кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест;
- создание благоприятных условий для эффективной работы и развития малых и средних предприятий, улучшение социального климата в регионе.
Прогнозируемые результаты реализации Программы сведены в следующую таблицу:
Показатели |
Единицы измерения |
2009 г. |
Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий |
тыс. ед. |
7,5 |
Численность занятых на малых (включая микропредприятия) и средних предприятиях |
тыс. чел. |
150 |
Оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий |
млрд. руб. |
105,5 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Рязанской области по упрощенной системе налогообложения, ЕНВД и единому с/х налогу |
млрд. руб. |
1,5 |
Основным результатом от реализации Программы является получение социально-экономического эффекта и, как следствие, улучшение качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.