Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 июня 2009 г. N А54-866/2009С17
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2009 г. N А54-866/2009С17 (Ф10-4868/09) настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области О.Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "З", г. Рязань
к обществу с ограниченной ответственностью "Р", г. Рязань
о разрешении разногласий при заключении договора поставки газа
при участии в судебном заседании:
от истца: М.С.П., председатель правления, протокол N 4 от 30.09.2008 г.;
от ответчика: Н.В.О., начальник юридического отдела, доверенность от 31.12.2008 г. до 31.12.2009 г.;
установил: товарищество собственников жилья "З", г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Р", г. Рязань об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 г. по пунктам: 2.1., 2.2., 5.1.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Исковые требования мотивированы следующим, ТСЖ "З" (Покупатель) был заключен договор поставки газа N 17-4-3269/08 от 09.10.2007 года с ООО "Р" (Поставщик), пунктом 2.1 которого газ для котельной ТСЖ поставлялся по регулируемой розничной цене, устанавливаемой Правительством Рязанской области для населения.
В договоре поставки газа на 2009 год N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 г. Поставщик изменил условия, касающиеся цены на газ, а также режима и порядка поставки газа, что в значительной мере нарушает законные права и интересы членов ТСЖ "З", являющихся конечным потребителем газа, используемого исключительно для отопления и горячего водоснабжения помещений вышеуказанного жилого дома.
ТСЖ предлагало изменить редакцию пункта 2.1, в котором указать годовой объем поставки газа 0,294320 млн. куб. м. и соответственно изменить суточный объем поставок газа, указать в пункте 2.2 договора следующие суточные объемы поставки газа: январь - 1450, февраль - 1600, март - 1400, апрель - 855, май - 320, июнь - 223, июль - 223, август - 250, сентябрь - 255, октябрь - 592, ноябрь - 1050, декабрь - 1400, а также изложить пункт 5.1 в редакции покупателя.
В результате преддоговорной переписки и направления протокола разногласий, протокола согласования разногласий по указанному договору, между сторонами остались несогласованными пункты 2.1, 2.2. и 5.1 договора. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с иском в суд об урегулировании спорным пунктов договора.
Ответчик считает требования истца об определении условий договора поставки газа N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 г. по пунктам 2.1, 2.2, 5.1 в редакции, предложенной товариществом собственников жилья не обоснованными и не законными, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Проект договора, предложенный ответчиком к заключению истцом, направлен на урегулирование отношений сторон по поставке газа, добываемого ОАО "Г" и его аффилированными лицами по регулируемой государством оптовой цене на газ для его последующего потребления в качестве топлива газоиспользующим оборудованием (4 котлами "RIELLO RTQ-350") котельной многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. С., дом 19, корп. 1, с целью обеспечения деятельности ТСЖ "З" по производству коммунальных ресурсов "тепловая энергия" и "горячая вода" и предоставлению гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме, коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение".
Ответчик пояснил, что имеет возможность поставить любое количество газа, но по регулируемой государством оптовой цене на газ в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г. без учета поставок по дополнительным соглашениям, заключенным в 2007 году.
Ответчик считает, что тариф "розничная цена на газ" и входящий в его состав тариф "плата за снабженческо-сбытовые услуги" по группе N 8 "население" при поставках газа, добываемого ОАО "Г" и его аффилированными лицами, для товариществ собственников жилья, приобретающих газ для его потребления крышными и иными котельными с целью производства коммунальных услуг "отопление и горячее водоснабжение", не подлежат применению.
Поставка указанного газа товариществам собственников жилья, приобретающим его для дальнейшего потребления газоиспользующим оборудованием котельных многоквартирных домов, должна осуществляться по тарифу "регулируемая оптовая цена на газ", либо по тарифу "оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен" с перерасчетом на объемную теплоту сгорания (при отклонении от расчетной) и тарифу "плата за снабженческо-сбытовые услуги" (по группам N N 1-7).
Истец с данными возражения ответчика не согласен, ссылаясь на пункт 14 Правил поставки газа, на пункт 55 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", статьи 26, 27 Федерального закона "О газоснабжении", пункты 3, 8, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", на статьи 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 05.10.2007 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, на статью 10 Федерального закона "О защите конкуренции", на Постановление Правительства Рязанской области N 355 от 29.12.2008 "О розничных ценах на газ природный, реализуемый населению".
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
При заключении договора поставки газа N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 г. между ООО "Р" (поставщик) и ТСЖ "З" (покупатель) возникли и остались неурегулированными разногласия по ряду пунктов договора.
Покупателем ТСЖ "З" договор возвращен поставщику с протоколом разногласий, в котором покупатель предложил изложить преамбулу, пункты 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.9, 3.11-3.15, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3.1, 5.3.2, 5.4, 5.5.2, 5.5.4,9.3, 9.6 в своей редакции.
Поставщик направил протокол согласования разногласий от 29.12.2007 г., в котором согласовал предложенные Покупателем редакции условий договора частично.
Неурегулированными остались разногласия по величине годового объема поставки газа - пункт 2.1 договора и по величине суточного договорного объема поставки газа, указанного в таблице пункта 2.2 договора, по цене на газ - пункт 5.1 договора.
Согласно статье 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Истец в соответствии с требованиями ст. 445 ГК РФ обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, просит принять в редакции покупателя пункт 2.1 договора: "Годовой объем поставки газа составляет 0,294320 млн. куб. м", пункт 2.2 договора: "Суточный договорной объем поставки газа (суточная норма поставки газа) в 2009 году составляет (куб. м.):
Наименование объекта |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
АТП N 1, АТП"2, ул. С. 19, корп. 1 |
1450 |
1600 |
1400 |
855 |
320 |
223 |
223 |
250 |
255 |
592 |
1050 |
1400 |
пункт 5.1 договора: "Предназначаемый для реализации населению газ, отпускается Покупателю по розничным ценам для населения, утверждаемыми Правительством Рязанской области в установленном порядке".
Договор на поставку газа является публичным и подлежит заключению в обязательном порядке. Споры, возникающие при его заключении, подлежат рассмотрению в судебном порядке на основании статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья "З" - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме. Граждане - собственники помещений являются конечными потребителями газа как топлива, используемого для отопления помещений и горячего водоснабжения. Отопление жилого дома осуществляется автономной системой отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В подвальном помещении дома обустроена котельная, которая является долевой собственностью граждан, проживающий в корпусе 1 и корпусе два жилого дома N 19 по улице С.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда N 57 от 05.10.2007 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", из толкования во взаимосвязи названных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ., в связи с этим соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Доводы ответчика о том, что газ, поставляемый для выработки тепла и горячей воды, не является коммунальным ресурсом "газ", а представляет собой топливо, поэтому должен оплачиваться по оптовой розничной цене и пункт 15 Правил N 307 не регулирует отношения ООО "Р" и ТСЖ "З" являются необоснованными по следующим основаниям.
Отношения ТСЖ "З" с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится ООО "Р" регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила N 307) и Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 (далее Правила N 549).
Согласно пункту 2 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов: а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа; б) поставка газа по фактической потребности; в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку; г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 549 абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашний и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Для определения статуса потребителя важнейшим критерием является цель приобретения газа. ТСЖ "З" приобретает газ, необходимый для отопления и горячего водоснабжения жилого дома, в котором отсутствует центральное отопление и горячее водоснабжение, выступает от имени этих жильцов и в их интересах.
Поскольку ТСЖ - это форма коллективного управления, которая обеспечивается гражданами, проживающими в многоквартирном доме, то действия ТСЖ следует считать действиями каждого гражданина в отношении самого себя.
Пунктом 20 Правил N 549 установлено право абонента требовать круглосуточной подачи газа надлежащего качества без ограничения его объема, в связи с чем ограничения ответчика объемов поставки газа, установленные в пункте 2.1 и 2.2 договора не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Правил 307 (где содержится определение понятия "исполнитель") ТСЖ "З" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителя - жильцам жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. С. корп. 1.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, исходя из положений абзаца 2 пункта 15 Правил 307, расчет размера платы за приобретение ТСЖ "З" должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. При этом в силу пункта 1 статьи 424 гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из системного толкования приведенных норм следует, что доминирующий на рынке определенного товара хозяйствующий субъект в оговоренных законом случаях обязан заключать договоры с учетом цен (тарифов), устанавливаемых уполномоченными государственными органами.
Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Исходя из содержания пунктов 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 следует, что настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению.
Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае если поставка газа населению осуществляется, в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления.
При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Таким образом, розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые для населения. ТСЖ "З" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения, котельная, находящаяся в долевой собственности жильцов многоквартирного дома не является отдельно стоящей котельной, обеспечивающей централизованное отопление и горячее водоснабжение, в связи с чем применение оптовых цен на газ приведен к нарушению положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей одинаковые условия для всех потребителей.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, газ, использованный товариществом собственников жилья для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежит оплате по цене, установленной для населения постановлением Правительства Рязанской области от 29.12.2008 г. N 355 "О розничных ценах на газ природный, реализуемый населению".
На основании изложенного, суд считает доводы ответчика о том, что истец должен оплачивать газ по регулируемой оптовой цене на газ не соответствуют нормам, регулирующим правоотношения в области газоснабжения газом населения при избрании формы управления - товарищество собственников жилья.
Арбитражный суд считает требования истца обоснованными, в связи с чем, пункт 2.1, 2.2, 5.1 договора следует принять в следующей редакции:
"2.1. Годовой объем поставки газа составляет 0,209498 млн. куб. м.
2.2. Суточный договорной объем поставки газа (суточная норма поставки газа) в 2009 году составляет (куб. м.):
Наименование объекта |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
АТПN 1, АТП"2, ул. С. 19, корп. 1 |
1450 |
1600 |
1400 |
855 |
320 |
223 |
223 |
250 |
255 |
592 |
1050 |
1400 |
5.1. Предназначаемый для реализации населению газ, отпускается покупателю по розничным ценам для населения, утверждаемыми Правительством Рязанской области в установленном законом порядке."
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Принять спорные пункты 2.1, 2.2, 5.1 договора поставки газа N 17-4-3269/09 от 15.11.2008, сторонами по которому являются ООО "Р" и ТСЖ "З", в редакции покупателя - ТСЖ "З".
Изложить пункт 2.1. договора в следующей редакции:
"2.1. Годовой объем поставки газа составляет 0,209498 млн. куб. м.
2.2. Суточный договорной объем поставки газа (суточная норма поставки газа) в 2009 году составляет (куб. м.):
Наименование объекта |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
АТПN 1,АТП"2, ул. С. 19, корп. 1 |
1450 |
1600 |
1400 |
855 |
320 |
223 |
223 |
250 |
255 |
592 |
1050 |
1400 |
5.1. Предназначаемый для реализации населению газ, отпускается покупателю по розничным ценам для населения, утверждаемыми Правительством Рязанской области в установленном законом порядке."
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Р", г. Рязань в пользу Товарищества собственников жилья "З" в возмещение расходов по госпошлине 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 июня 2009 г. N А54-866/2009С17
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании