Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 21 октября 2009 г. N 295
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2012 годы"
Паспорт долгосрочной целевой программы Рязанской области
"Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2012 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
министерство образования Рязанской области |
Разработчик Программы |
министерство образования Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008 // "Российская газета", N 230, 06.11.2008; "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" // "Российская газета", N 48, 20.03.2009; Закон Рязанской области от 07.05.2009 N 47-ОЗ "Об образовании в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
министерство образования Рязанской области; ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования" (далее - РИРО); органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области; образовательные учреждения Рязанской области |
Цели и задачи |
Целями Программы являются: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели регионального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина; обеспечение благоприятных условий для создания на областном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для полноценной жизнедеятельности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для реализации государственных образовательных стандартов в негосударственных образовательных учреждениях; повышение уровня безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов; развитие на территории Рязанской области системы организации школьного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Задачами Программы являются: реализация мер по поддержке Президентской стратегии-инициативы "Наша новая школа", в том числе создание современной школьной инфраструктуры; развитие системы управления качеством образовательных услуг, в том числе приобретение программного обеспечения для проведения мониторинговых исследований качества образования; поддержка инновационных направлений деятельности в региональной системе образования (региональные экспериментальные площадки); развитие интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, а также развитие, апробация и внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей; развитие дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе создание ОГОУ "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования"; развитие форм выявления и поддержки одаренных детей; обеспечение конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; формирование единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; оказание финансовой поддержки негосударственным образовательным учреждениям; оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности; создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, обновление материально-технической базы школьных столовых и улучшение их санитарного состояния |
Целевые индикаторы и показатели |
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система следующих целевых индикаторов: удельный вес школ, в которых введены новые государственные образовательные стандарты; доля детей дошкольного возраста (1 - 7 лет), охваченных всеми формами дошкольного образования; количество образовательных учреждений, имеющих статус экспериментальной площадки; количество действующих ресурсных центров по ведущим отраслям региона на базе учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО); количество учащихся, приходящихся на один компьютер; доля одаренных детей, включенных в областную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; доля одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на областных и всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах; доля образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оснащенных современным технологическим оборудованием; доля детей, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях; удельный вес объектов образования, оснащенных современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности; удельный вес объектов образования, обеспечивших комплексную безопасность в соответствии с действующими нормативными документами; доля школьных столовых, оснащенных современным технологическим оборудованием; удельный вес школьников, охваченных горячим питанием. Показатели для указанных выше индикаторов представлены в приложении N 1 к настоящей Программе |
Сроки реализации |
Реализация Программы осуществляется в 2010 - 2012 г.г. |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из шести подпрограмм, характеризующих основные направления работы: "Реализация модели образования Рязанской области, ориентированной на инновационное развитие региона"; "Организация помощи детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации"; "Финансовая поддержка негосударственных образовательных учреждений"; "Комплексная безопасность образовательного учреждения"; "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Рязанской области" |
Перечень основных мероприятий |
Основными мероприятиями Программы являются: создание современной школьной инфраструктуры; приобретение программного обеспечения для проведения мониторинговых исследований качества образования; организация деятельности ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования по ведущим отраслям экономики региона и создание многопрофильных образовательных учреждений (ОГОУ НПО "ПУ N 3 г. Рязани"; ОГОУ НПО "ПУ N 11 г. Рязани", ОГОУ СПО "Технологический техникум р. п. Сараи"); создание многоуровневых образовательных учреждений для качественной подготовки рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики Рязанской области на основе оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования; создание ОГОУ "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования" (далее - Центр); ремонт помещений Центра; оснащение рабочих мест Центра; подключение рабочих мест детей-инвалидов, учителей и центра дистанционного образования по широкополосным каналам доступа к сети Интернет и последующее техническое обслуживание оборудования и оплата трафика; подготовка учителей, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и обучение работников органов управления образованием, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов; премии Губернатора Рязанской области одаренным детям и их педагогам; проведение региональных и участие во Всероссийских и международных олимпиадах, фестивалях, смотрах-конкурсах, конференциях, соревнованиях (научно-исследовательских, научно-технического творчества; гуманитарных наук, историко-краеведческих; художественно-эстетического творчества, спортивных достижений, туристических); создание благоприятных условий для медицинского сопровождения образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретение лечебно-профилактического оборудования; повышение эффективности образовательной и профессиональной подготовки воспитанников учреждений данной категории, приобретение оборудования для учебно-производственных мастерских; совершенствование системы питания в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретение оборудования для пищеблоков; финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в негосударственных образовательных учреждениях; оснащение образовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием, средствами технической защиты от терроризма, их монтаж и наладка; оснащение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, знаками пожарной безопасности, индивидуальными устройствами спасения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания; приведение электросетей и электрооборудования образовательных учреждений в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; приведение путей эвакуации образовательных учреждений в соответствие с требованиями норм и правил пожарной безопасности; ремонт, укомплектование наружного и внутреннего противопожарных водопроводов образовательных учреждений, проверка работоспособности пожарных кранов и гидрантов; проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, тканей в образовательных учреждениях; оборудование подъезда и проездов с твердым покрытием к зданиям образовательных учреждений; установка и модернизация наружного ограждения, противопожарных дверей, защитных оконных элементов в образовательных учреждениях; оборудование зданий образовательных учреждений молниезащитой; совершенствование системы освещения территорий образовательных учреждений; оснащение школьных столовых и буфетов современным технологическим оборудованием в соответствии с СанПиН, посудой, мебелью |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 195,147 млн. рублей из средств областного бюджета, в том числе по подпрограммам: "Реализация модели образования Рязанской области, ориентированной на инновационное развитие региона" - 17,7 млн. рублей; "Одаренные дети" - 9,441 млн. рублей; "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" - 18,75 млн. рублей; "Финансовая поддержка негосударственных образовательных учреждений" - 24,162 млн. рублей; "Комплексная безопасность образовательного учреждения" - 102,694 млн. рублей; "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Рязанской области" - 22,4 млн. рублей. Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы по годам, приведены в приложении N 2 к настоящей Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
поэтапное внедрение современной модели регионального образования и развитие эффективных механизмов, направленных на обновление системы регионального образования; соответствие региональной системы образования приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации; создание современной школьной инфраструктуры; повышение доступности качественного образования; создание условий для модернизации институтов образования как инструментов социального развития; создание региональных экспериментальных площадок и функциональное расширение деятельности школьных библиотек; внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях; развитие единой информационно-образовательной среды за счет интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования; повышение эффективности деятельности системы начального профессионального образования и среднего профессионального образования, а именно - повышение конкурентоспособности выпускников учреждений НПО и СПО; развитие единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; повышение эффективности деятельности по профессиональному образованию и социальному сопровождению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; повышение эффективности образовательной и профессиональной подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение доступности качественного образования в негосударственных образовательных учреждениях; обеспечение безопасных условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности; улучшение качества школьного питания. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Одним из условий успешности социально-экономического развития Рязанской области и повышения благосостояния ее населения является модернизация и реализация современной модели регионального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Эффективность деятельности отраслей экономики региона связана с возможностью развития его человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования, ее инновационным развитием.
В системе образования Рязанской области функционирует более 1 тысячи образовательных учреждений. Несмотря на целый ряд положительных тенденций, сформировавшихся в системе регионального образования за последние годы, существует ряд проблем, сдерживающих ее дальнейшее развитие. К ним относятся:
1. Отсутствие механизма поэтапного формирования и реализации современной модели регионального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Причинами этого являются:
1.1. Отставание региональной системы образования от приоритетных направлений социально-экономического развития страны. В настоящее время существует необходимость совершенствования и обновления системы регионального образования в целом в соответствии с основными направлениями Президентской стратегии-инициативы "Наша новая школа" и требованиями инновационного развития экономики. Региону необходима реализация комплекса мер по обеспечению условий введения новых федеральных государственных стандартов и созданию современной школьной инфраструктуры.
1.2. Недостаточное развитие единой системы оценки качества образовательных услуг в Рязанской области. В регионе не сформирована система получения объективной информации о состоянии качества образования в Рязанской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
1.3. Недостаточная поддержка инновационных направлений деятельности в региональной системе образования, в том числе деятельности экспериментальных площадок. Школа должна быть готова обеспечить детей возможностью раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире. Экспериментальные площадки позволяют разрабатывать соответствующие современным условиям подходы к развитию образования, новые педагогические модели, технологии, средства, механизмы и системы.
1.4. Низкая конкурентоспособность выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования вследствие отставания федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям по отношению к требованиям, предъявляемым работодателями.
1.5. Недостаточное развитие системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, что негативно сказывается на таком показателе как доступность качественного образования для всех слоев населения.
2. Недостаточное развитие на областном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Экономика Рязанской области испытывает острую нужду в талантливых руководителях, ученых, рабочих. Недостаток средств на поддержку и развитие талантливых детей ограничивает возможность участия одаренных детей Рязанской области в областных, Всероссийских и международных мероприятиях.
3. Большое количество детей, нуждающихся в государственной поддержке и социальной защите (в настоящее время в Рязанской области насчитывается 3,7 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и низкий уровень конкурентоспособности образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Причинами возникновения данной проблемы является недостаточная эффективность образовательной и профессиональной подготовки воспитанников учреждений данной категории.
4. Отсутствие механизма прямого финансирования реализации государственных образовательных стандартов в негосударственных образовательных учреждениях. Негосударственные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством оказались вне сферы финансовой поддержки государства. Вместе с тем в негосударственных образовательных учреждениях обучаются, как правило, дети из малообеспеченных и асоциальных семей. Все негосударственные учреждения Рязанской области прошли лицензирование и имеют государственную аккредитацию. В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона Рязанской области от 07.05.2009 N 47-ОЗ "Об образовании в Рязанской области" финансовая поддержка негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, может осуществляться за счет средств областного бюджета в размере, предусмотренном долгосрочными целевыми программами, для реализации ими общеобразовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для обеспечения равного доступа к образованию для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе необходима поддержка негосударственных образовательных учреждений в рамках долгосрочной целевой программы.
5. Низкий уровень оснащенности образовательных учреждений современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения комплексной безопасности. Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение комплексной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и другими нормами пожарной безопасности (НПБ) образовательные учреждения относятся к объектам с массовым пребыванием людей, к которым предъявляются особые дополнительные требования защиты от пожаров. В 2008 - 2009 годах органами Госпожнадзора было осуществлено 2789 проверок объектов образования, в результате которых было предложено к исполнению 6380 мероприятий. Однако из-за отсутствия финансовых средств образовательными учреждениями предложенные мероприятия исполнены только на 68%.
6. Недостаточный уровень организации школьного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Несмотря на увеличение интенсивности характера обучения в последние годы и стабильно низкий социально-экономический уровень многих семей, охват учащихся горячим питанием по сравнению с 2007 годом остался практически на прежнем уровне, около 70%, что ниже данного показателя по России (77,5%). Вызывает серьезную озабоченность и состояние оборудования школьных столовых, в 60% из них оно не соответствует современным требованиям.
Реализация поставленных в Программе целей и задач позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств в соответствии с приоритетами региональной политики в сфере образования.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели регионального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина;
- обеспечение благоприятных условий для создания на областном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
- обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для полноценной жизнедеятельности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для реализации государственных образовательных стандартов в негосударственных образовательных учреждениях;
- повышение уровня безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов;
- развитие на территории Рязанской области системы организации школьного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Задачами Программы являются:
1. Реализация мер по поддержке Президентской стратегии-инициативы "Наша новая школа", в том числе создание современной школьной инфраструктуры.
2. Развитие системы управления качеством образовательных услуг, в том числе приобретение программного обеспечения для проведения мониторинговых исследований качества образования.
3. Поддержка инновационных направлений деятельности в региональной системе образования (региональные экспериментальные площадки).
4. Развитие интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, а также развитие, апробация и внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей.
5. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе создание ОГОУ "Средняя общеобразовательная школа-Центр дистанционного образования".
6. Развитие форм выявления и поддержки одаренных детей.
7. Обеспечение конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
8. Формирование единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
9. Оказание финансовой поддержки негосударственным образовательным учреждениям;
10. Оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности.
11. Создание безопасных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.