Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
министерства социальной защиты
населения Рязанской области
Административный регламент по предоставлению
государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячных пособий
на ребенка, в том числе дополнительного пособия на ребенка-инвалида"
11 мая 2010 г.
I.# Общие положения
1.1. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных пособий на ребенка, в том числе дополнительного пособия на ребенка-инвалида (далее соответственно - Административный регламент и государственная услуга) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности результатов предоставления государственной услуги, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при назначении, и организации выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Административный регламент определяет исполнителей, сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка и дополнительного ежемесячного пособия на ребенка-инвалида гражданам, проживающим на территории Рязанской области.
1.2. Предоставление государственной услуги осуществляется министерством социальной защиты населения Рязанской области, расположенным по адресу: 390030, г. Рязань, ул. Ленинского комсомола, д. 7.
В предоставлении государственной услуги участвуют: министерство социальной защиты населения Рязанской области (далее Министерство), территориальные отделы (секторы) министерства социальной защиты населения Рязанской области (далее - территориальные подразделения Министерства), министерство финансов Рязанской области, управление Федеральной почтовой связи Рязанской области, кредитные организации.
Министерство организует выполнение на территории области законодательства по предоставлению государственной услуги, осуществляет контроль за правильностью предоставления государственной услуги, осуществляет планирование численности получателей государственной услуги и сумму необходимых бюджетных средств на очередной финансовый год, а также обеспечивает распределение средств областного бюджета для предоставления государственной услуги и перечисление их на почтовые отделения связи и в кредитные учреждения. Проводит анализ отчетов территориальных подразделений Министерства, осуществляет свод отчетов по утвержденным формам и направляет их в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Территориальные подразделения Министерства принимают документы от получателей государственной услуги. Подготавливают и направляют в Министерство отчеты по предоставлению государственной услуги.
Министерство финансов Рязанской области обеспечивает перечисление Министерству денежных средств, предназначенных для получателей государственной услуги.
Управление Федеральной почтовой связи Рязанской области осуществляет доставку получателям государственной услуги ежемесячного пособия на ребенка.
Кредитные организации осуществляют зачисление на счета получателей государственной услуги ежемесячного пособия на ребенка.
При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с:
органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, органами ЗАГС, налоговыми органами, территориальными органами управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области, территориальными органами главного управления государственной службы занятости населения Рязанской области, филиалом ФГУП "Почта России", кредитными организациями, Управлением внутренних дел по Рязанской области, судебными органами в целях получения документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, информации для проверки сведений, предоставляемых заявителями, а также предоставление иных необходимых сведений.
1.3. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации (Российская газета, N 237, 25.12.1993);
Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, N 32, ст. 3301);
Семейным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1996, N 1, ст. 16);
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; Российская газета, 1995, 24 мая);
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3802);
Федеральным законом от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 12.08.1993, N 32, ст. 1227);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 24.07.1995, N 30, ст. 2939);
Законом Рязанской области от 2.02.2005 г. N 12-ОЗ "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей" ("Рязанские ведомости" 05.02.2005, N 24-25);
Законом Рязанской области от 30.10.2008 г. N 139-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Рязанской "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей" ("Рязанские ведомости", 08.11. 2008, N 211);
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.02.2005 г. N 35 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей" ("Рязанские ведомости", 01.03.2005, N 43);
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.02.2005 г. N 34 "Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка" ("Рязанские ведомости", 01.03.2005, N 43)
Постановлением министерства социальной защиты населения Рязанской области от 04.03.2009 г. N 1 "О порядке установления фактического проживания ребенка в семье" ("Рязанские ведомости", 14.03.2009, N 45-46).
1.4. Результат предоставления государственной услуги.
1.4.1. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
получение ежемесячного пособия на ребенка и дополнительного пособия на ребенка-инвалида;
отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка или дополнительного пособия на ребенка-инвалида;
прекращение выплаты ежемесячного пособия на ребенка или дополнительного пособия на ребенка-инвалида;
приостановление выплаты ежемесячного пособия на ребенка или дополнительного пособия на ребенка-инвалида.
Юридическими фактами, заканчивающими предоставление государственной услуги, являются принятие решения органом, ответственным за назначение пособия и последующее уведомление заявителя о принятом решении.
Государственная услуга в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется бесплатно.
1.5. Описание заявителей.
Заявителями являются:
на ежемесячное пособие на ребенка - граждане, проживающие на территории Рязанской области: родители (усыновители, опекуны, попечители) при условии совместного проживания с ними ребенка в возрасте до шестнадцати лет (в случае обучения ребенка в общеобразовательном учреждении - до восемнадцати лет) и наличия среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума, установленного нормативными правовыми актами Рязанской области;
на дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида - граждане, проживающие на территории Рязанской области: родители (усыновители, опекуны, попечители) при условии совместного проживания с ними ребенка-инвалида на период установления инвалидности до достижения ребенком возраста восемнадцати лет. Пособие назначается без учета среднедушевого дохода семьи.
2. Требования к порядку предоставления государственной услуги
2.1. Порядок информирования о государственной услуге.
2.1.1. Информация о государственной услуге, о порядке ее оказания сообщается при личном и письменном обращении получателей государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, в средствах массовой информации.
Основными требованиями к информированию получателей государственной услуги являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информации;
оперативность предоставления информации.
Информация о государственной услуге предоставляется непосредственно сотрудниками территориальных подразделений Министерства или сотрудниками Министерства: на личном приеме, при письменном обращении граждан, включая обращение по электронной почте, по номерам телефонов для справок, на информационных стендах и официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации.
2.1.2. Сведения о местах нахождения и номерах телефонов органов, осуществляющих назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, содержатся в Приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
2.1.3. Письменное обращение получателей государственной услуги рассматривается должностным лицом, осуществляющим предоставление государственной услуги, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем органа, осуществляющего предоставление государственной услуги.
2.1.4. Порядок получения консультаций (справок) о предоставлении государственной услуги.
2.1.4.1. Консультации (справки) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляются должностными лицами, предоставляющими государственную услугу, в том числе должностными лицами, выделенными для предоставления консультаций.
2.1.4.2. Консультации предоставляются по следующим вопросам:
перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектности (достаточности) представленных документов;
источника получения документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка (орган, организация и их местонахождение);
времени приема и выдачи документов;
сроков назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка;
порядка прекращения выплаты ежемесячного пособия на ребенка;
порядка приостановления выплаты ежемесячного пособия на ребенка;
порядка получения справок о размере и сроках выплаты ежемесячного пособия;
порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.
2.1.4.3. Консультации предоставляются при личном обращении, а также посредством телефона.
Консультирование осуществляется также путем оформления информационных стендов, в том числе в настольном варианте. Информационные стенды должны быть хорошо освещены, а представленная информация структурирована на тематическую и организационную.
2.1.5. Требования к документам, необходимым для предоставления государственной услуги.
Для предоставления государственной услуги получателем государственной услуги предоставляются документы, предусмотренные в пункте 2.1.6. настоящего Административного регламента.
Постановлением Министерства социальной защиты населения Рязанской области от 11 мая 2010 г. N 13 в подпункт 2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1.6. Перечень документов, предоставляемых получателями государственной услуги.
2.1.6.1. Для получения государственной услуги (ежемесячное пособие на ребенка) получатель государственной услуги предоставляет следующие документы:
письменное заявление с указанием сведений о доходах семьи согласно Приложению N 2 и приложением документов, подтверждающих доход. При изменении доходов семьи и ее состава заявитель обязан не позднее чем в 3-месячный срок предоставить соответствующие документы;
копии свидетельств о рождении детей, учитываемых в составе семьи, за исключением:
а) детей, достигших совершеннолетия;
б) детей в возрасте до 18 лет при приобретении ими полной дееспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) детей, в отношении которых родители лишены родительских прав;
г) детей, находящихся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) детей, находящихся на полном государственном обеспечении;
справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем);
справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка;
справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет (представляется ежегодно до исполнения ребенку 18 лет).
2.1.6.2. Для получения государственной услуги на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), получателем государственной услуги дополнительно представляются:
- выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
- справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.
2.1.6.3. Получатель государственной услуги, обратившийся за предоставлением государственной услуги в повышенном размере, дополнительно представляет:
на ребенка одинокой матери - справку органов записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка;
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, в зависимости от оснований назначения пособия один из следующих документов:
- сообщение органов внутренних дел о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено;
- справку из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда (постановления судьи);
- справку из службы судебных приставов о причинах неисполнения решения суда;
- справку из паспортно-визовой службы органов внутренних дел, о выезде гражданина на постоянное место жительства за границу, а также сообщение Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи;
на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву:
- справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу;
- справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца (матери) ребенка.
2.1.6.4. Среднедушевой доход семьи исчисляется в соответствии с порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области N 34 от 25.02.2005 г.
В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) предусмотренные системой оплаты труда и дополнительного вознаграждения по всем местам работы.
К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся:
а) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы.
В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:
а) все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
б) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) пособие по безработице, а также стипендия, получаемая безработным в период профессионального обучения и переобучения;
д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
е) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнеговозраста;
ж) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
з) ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
и) ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения медико-социальной экспертизы;
к) суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого (оплачиваемого) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и питания детей в общеобразовательных учреждениях;
л) надбавки и доплаты (кроме носящих единовременный характер) ко всем видам выплат, указанным в настоящем пункте, установленные Правительством Рязанской области, органами местного самоуправления Рязанской области, предприятиями, учреждениями и другими организациями.
К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся:
а) комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и штатным брокерам;
б) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
в) авторское вознаграждение, выплачиваемое штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
г) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
д) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
е) доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;
ж) доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе без образования юридического лица;
з) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям);
и) доходы от сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности семье или отдельным ее членам;
к) доходы от личного подсобного хозяйства (выращивание огородной продукции, разведение скота, птицы, пушных зверей, пчел);
л) алименты, получаемые на несовершеннолетних детей;
м) проценты по вкладам.
В состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются:
состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети, обучающиеся по очной форме до окончания обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети, обучающиеся по очной форме до окончания обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
При исчислении среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на которого не выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), учитываются его родители (родитель), несовершеннолетние братья и сестры независимо от места их проживания (пребывания) и сам ребенок.
В состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, не включаются:
а) дети, достигшие совершеннолетия и не обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
б) дети в возрасте до 18 лет при приобретении ими полной дееспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав;
г) дети, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
е) супруг (родитель, усыновитель), проходящий военную службу по призыву либо обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы;
ж) супруг (родитель, усыновитель), отсутствующий в семье в связи с осуждением к лишению свободы или нахождением под арестом, на принудительном лечении по решению суда, в связи с прохождением судебно-медицинской экспертизы на основании постановления следственных органов или суда.
2.1.6.5. Для получения государственной услуги (дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида) получатель государственной услуги предоставляет документы:
письменное заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту;
копию свидетельства о рождении ребенка;
справку с места жительства ребенка-инвалида о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем);
справку органа, осуществляющего назначение и выплату дополнительного ежемесячного пособия на ребенка-инвалида, о неполучении пособия на ребенка-инвалида другим родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) по месту жительства;
справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы на ребенка-инвалида.
2.1.6.6. Для получения государственной услуги на ребенка-инвалида, находящегося под опекой (попечительством), получатель государственной услуги дополнительно представляет выписку из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком-инвалидом опеки (попечительства).
2.1.7. Заявление о предоставлении государственной услуги составляется по установленной форме согласно приложениям N 2, N 3 к настоящему Административному регламенту. Заявление заполняется на русском языке, может быть заполнено от руки синими, черными чернилами или машинным способом, распечатано посредством электронных печатающих устройств.
2.1.7.1. Заявление о предоставлении государственной услуги формируется в единственном экземпляре-подлиннике и подписывается заявителем.
2.1.7.2. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных выдававшей организацией или в нотариальном порядке. Копии документов после их сличения с оригиналом приобщаются в личное дело получателя государственной услуги, оригиналы возвращаются получателю.
2.1.8. Обращение о предоставлении государственной услуги можно передать следующими способами:
- лично с предварительной консультацией по комплектности и правильности оформления документов;
- почтовым отправлением.
2.1.9. Информация о государственной услуге, о порядке ее оказания предоставляется бесплатно.
2.2. Срок предоставления государственной услуги.
2.2.1. Срок предоставления государственной услуги (ежемесячное пособие на ребенка) начинается с месяца рождения ребенка, если обращение за предоставлением государственной услуги последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка, и заканчивается месяцем исполнения ребенку шестнадцати лет (в случае обучения ребенка в общеобразовательном учреждении - восемнадцати лет).
При обращении за предоставлением государственной услуги по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка срок предоставления государственной услуги начинается со срока не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами и заканчивается месяцем исполнения ребенку шестнадцати лет (в случае обучения ребенка в общеобразовательном учреждении - восемнадцати лет).
2.2.2. Срок предоставления государственной услуги (дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида) начинается с месяца возникновения права, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами и заканчивается месяцем, по который установлена инвалидность, но не более чем до достижения ребенком восемнадцати лет.
2.2.3. Сроки прохождения отдельных административных процедур, необходимых для предоставления государственной услуги.
2.2.3.1. Прием документов для предоставления государственной услуги, формирование личного дела получателя - 30 - 40 минут;
2.2.3.2. Проверка документов, содержащихся в личном деле получателя государственной услуги - не более 20 минут;
2.2.3.3. Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги - не более 30 минут;
2.2.3.4. Уведомление заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги - в 10-дневный срок после обращения за предоставлением государственной услуги;
2.2.3.5. Организация выплаты государственной услуги (проверка введенной информации в электронное дело, работа с базой данных выплаты, формирование выплатных документов) - не более пяти рабочих дней;
2.2.3.6. Пересмотр решения о предоставлении государственной услуги - не более 20 мин.;
2.2.3.7. Принятие решения о прекращении, приостановлении либо о возобновлении предоставления государственной услуги - не более 20 мин.
2.2.4. Сроки прекращения предоставления государственной услуги.
2.2.4.1. При наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Административного регламента, предоставление государственной услуги прекращается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
2.2.5. По результатам предоставления государственной услуги заявителю выдается расписка - уведомление о приеме документов - в конце заявления согласно приложениям N 2, N 3 к настоящему Административному регламенту, заполненная должностным лицом территориального отдела (сектора) министерства, ответственным за предоставление государственной услуги - не более 2 мин.;
при отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка - второй экземпляр решения об отказе согласно приложению N 11 к настоящему Административному регламенту - не более 5 мин.;
при приостановлении, прекращении либо возобновлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка информация направляется получателю почтовой открыткой или сообщается по телефону.
2.2.6. Сроки ожидания при предоставлении государственной услуги.
2.2.6.1. Максимальное время ожидания при подаче или получении документов не должно превышать 30 минут.
2.2.6.2. Время ожидания на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 15 минут.
2.2.6.3. Вызов следующего по очереди заявителя производится специалистом территориального подразделения Министерства, ответственного за прием документов.
2.3. Перечень оснований для прекращения и отказа в предоставлении государственной услуги.
2.3.1. Основаниями для прекращения либо отказа в предоставлении государственной услуги являются:
а) достижение ребенком возраста 16 лет, для учащегося общеобразовательного учреждения старше 16 лет - окончания общеобразовательного учреждения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет;
б) превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в Рязанской области;
в) назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);
г) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;
д) лишение родительских прав;
е) изменение условий, влияющих на выплату пособия (установление отцовства, установление места жительства родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов);
ж) объявление ребенка в возрасте до 18 лет полностью дееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) при длительном (шесть и более месяцев) неполучении назначенного ежемесячного пособия;
и) выезд на постоянное место жительства за пределы Рязанской области;
к) смерть ребенка или гражданина, которому предоставлялась государственная услуга.
2.4. Требования к местам предоставления государственной услуги.
2.4.1. Требования к размещению и оформлению помещений органов социальной защиты населения, предоставляющих государственную услугу:
при проектировании и строительстве или выборе здания (строения), в котором планируется расположение органов социальной защиты населения, предоставляющих государственную услугу, должна учитываться пешеходная доступность от остановок общественного транспорта;
путь от остановок общественного транспорта до органов социальной защиты населения должен быть оборудован соответствующими информационными указателями;
прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях (присутственных местах);
для удобства заявителей присутственные места рекомендуется размещать на нижних этажах зданий (строений);
присутственные места включают места для ожидания, информирования и приема заявителей;
помещения оборудуются противопожарной системой и средствами пожаротушения;
в помещениях на видном месте располагаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и работников территориальных отделов (секторов) министерства социальной защиты населения;
в присутственных местах размещаются стенды с информацией для заявителей;
у входа в каждое из помещений размещается вывеска с наименованием помещения (зал ожидания, приема документов и т.д.);
помещения органов социальной защиты населения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
присутственные места оборудуются системой кондиционирования воздуха либо вентиляторами;
наличие доступных мест общего пользования (туалетов).
2.4.2. Требования к размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации.
2.4.2.1. При недостаточном естественном освещении информационные стенды должны быть дополнительно освещены, высота шрифта основного текста не менее 5 мм. Одна треть стенда должна располагаться выше уровня глаз среднего человека. Шрифт должен быть четкий, цвет - яркий, контрастный к основному фону.
2.4.3. Требования к местам для ожидания.
2.4.3.1. Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы специалистов.
2.4.3.2. Места ожидания в очереди должны быть оборудованы стульями (кресельными секциями) и (или) скамьями. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 2 мест на каждого специалиста, ведущего прием.
2.4.3.3. Места для оформления документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками заявлений и письменными принадлежностями.
2.4.3.4. Место ожидания должно находиться в холле или ином специально приспособленном помещении.
2.4.3.5. Для создания комфортных условий ожидания на столах (стойках) для письма могут размещаться газеты, журналы, печатная продукция (брошюры, буклеты) по вопросам предоставления государственной услуги.
2.4.4. Требования к парковочным местам.
2.4.4.1. На территории, прилегающей к месторасположению органов социальной защиты населения, оборудуются места для бесплатной парковки автотранспортных средств, в том числе не менее трех - для транспортных средств инвалидов.
2.4.4.2. Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.
2.4.5. Требования к оформлению входа в здание.
2.4.5.1. Центральный вход в здание органа социальной защиты населения должен быть оборудован вывеской, содержащей следующую информацию:
наименование;
место нахождения;
режим работы;
телефонный номер для справок.
2.4.6. Требования к местам для информирования заявителей, получения информации и заполнения необходимых документов
2.4.6.1. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, размещаются на 1-м этаже и оборудуются:
информационными стендами;
стульями, столами (стойками);
образцами заполнения документов, бланками заявлений и канцелярскими принадлежностями;
схемой расположения специалистов.
2.4.6.2. Интернет-сайты Министерства и территориальных подразделений Министерства должны:
содержать список регламентированных государственных услуг, предоставляемых органами соцзащиты, тексты регламентов, приложения к регламентам, образцы заполнения заявлений и бланки заявлений или иметь ссылки на сайты, содержащие эти сведения;
предоставлять пользователям возможность:
- распечатки бланков заявлений;
- обмена мнениями по вопросам предоставления государственных услуг;
- направления обращения и получения ответа в электронном виде.
2.4.7. Требования к местам для приема заявителей.
2.4.7.1. В органе, предоставляющем государственную услугу, организуются помещения для приема заявителей.
2.4.7.2. При нахождении двух специалистов, ведущих прием в одном помещении, рабочее место каждого должно быть обособлено перегородками.
2.4.7.3. Кабинеты приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:
номера кабинета;
фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием;
времени перерыва на обед.
2.4.7.4. Рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим, сканирующим устройствам.
2.4.7.5. Специалисты органа социальной защиты населения, предоставляющего услугу, обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.
2.4.7.6. Место для приема посетителя должно быть снабжено стулом, иметь место для письма и раскладки документов.
2.4.7.7. В целях обеспечения конфиденциальности сведений о заявителе одним специалистом одновременно ведется прием только одного посетителя.
2.4.7.8. Одновременное консультирование и (или) прием двух и более посетителей не допускается.
2.4.7.9. Продолжительность приема у специалиста органа социальной защиты населения, предоставляющего государственную услугу, при подаче и рассмотрении документов не должна превышать 30 минут.
3. Административные процедуры
3.1. Описание последовательности административных действий (процедур) при предоставлении государственной услуги.
3.1.1. Алгоритм предоставления государственной услуги приведен в Блок-схеме, являющейся приложением N 4 к настоящему Административному регламенту.
3.1.2. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
3.1.2.1. Прием документов для предоставления государственной услуги (на личном приеме; по почте).
3.1.2.2. Формирование личного дела получателя государственной услуги.
3.1.2.3. Проверка документов, содержащихся в личном деле получателя государственной услуги.
3.1.2.4. Принятие решения о предоставлении государственной услуги.
3.1.2.5. Принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.1.2.6. Уведомление получателя об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.1.2.7. Организация выплаты государственной услуги:
проверка введенной информации в электронное дело;
работа с базой данных выплаты (далее - основной массив);
формирование выплатных документов.
3.1.2.8. Пересмотр решения о предоставлении государственной услуги.
3.1.2.9. Принятие решения о прекращении предоставления государственной услуги.
3.1.2.10. Принятие решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
3.1.2.11. Организация возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги.
3.1.2.12. Прием недостающих документов, установление права заявителя на получение государственной услуги.
3.1.2.13. Принятие решения о возобновлении предоставления государственной услуги.
3.2. Прием документов для предоставления государственной услуги (на личном приеме; по почте).
Прием документов для предоставления государственной услуги от получателя на личном приеме.
3.2.1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение получателя государственной услуги в территориальное подразделение Министерства с комплектом документов, указанных в пункте 2.1.6. настоящего Административного регламента.
3.2.2. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, проверяет наличие всех необходимых документов, их надлежащее оформление, а именно:
документы заверены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения;
в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 мин.
3.2.3. Проверка соответствия документов предъявляемым требованиям.
Специалист, ответственный за прием документов, на основании документов, предоставленных заявителем, проводит предварительную проверку соответствия среднедушевого дохода семьи установленной величине прожиточного минимума. При расчете среднедушевого дохода семьи специалист учитывает виды доходов, указанные в подпункте 2.1.6.4 настоящего Административного реглмента#.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.2.4. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, определяет право на предоставление государственной услуги, после чего предлагает получателю государственной услуги заполнить соответствующее заявление установленной формы согласно приложениям N 2, N 3 к настоящему Административному регламенту.
В случае необходимости, документы направляются на консультацию в Министерство.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.2.5. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, заверяет копии предоставляемых документов после сверки их с соответствующим подлинником (кроме заверенных в установленном порядке) штампом "копия верна", наименованием должности лица, заверившего копию, личной подписью, ее расшифровкой и датой заверения.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.2.6. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, вносит в Журнал регистрации заявлений о назначении государственных пособий согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту запись о приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформляет расписку-уведомление в 2-х экземплярах с указанием даты приема заявления и выдает один экземпляр расписки заявителю.
Документы готовы для формирования личного дела.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.2.7. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 2.1.7. настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, уведомляет получателя государственной услуги о наличии препятствий для предоставления государственной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению. Предоставленные документы возвращаются получателю государственной услуги. При необходимости должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, оказывает содействие в истребовании недостающих документов путем направления запросов.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 мин.
3.2.8. В случае предоставления заявителем документов, в которых достоверность содержащихся сведений о доходах вызывает сомнение, должностное лицо, ответственное за прием документов, согласовывает решение о проведении проверки с руководителем территориального подразделения Министерства с обоснованием причин, являющихся причиной принятия данного решения. Достоверность содержащихся в документах сведений о доходах осуществляется путем направления официальных запросов в соответствующие организации.
3.2.8.1. Для проведения проверки должностное лицо, ответственное за прием документов:
оформляет запрос согласно приложению N 6 к настоящему Административному регламенту в организацию, из которой необходимо получить сведения для проверки правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи;
регистрирует запрос в журнале проводимых проверок сведений о доходах семьи согласно приложению N 7 к настоящему Административному регламенту;
при получении запрошенной информации проводит оценку ее соответствия заявленным сведениям о доходах семьи;
составляет акт проведения проверки правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи (далее - Акт проверки) согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту;
Акт проверки составляется в одном экземпляре и приобщается в личное дело получателя пособия вместе с документами, полученными в результате проведенной проверки.
В случае отказа в назначении пособия на ребенка Акт проверки вместе с полученными документами приобщается к проекту решения об отказе в назначении пособия на ребенка.
В целях ускорения процедуры проведения проверки справки, подтверждающие среднедушевой доход семьи, могут быть представлены непосредственно заявителем. В этом случае запрос выдается заявителю на руки с отметкой в журнале проводимых проверок сведений о доходах.
3.2.9. Прием документов для предоставления государственной услуги от получателя государственной услуги по почте.
3.2.9.1. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, получает входящую корреспонденцию, анализирует полученные документы для предоставления государственной услуги.
3.2.9.2. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, проверяет полученные документы, определяет на основании представленных документов право заявителя на получение пособия.
3.2.9.3. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, регистрирует в Журнале регистрации заявлений о назначении государственных пособий полученные по почте документы, отвечающие требованиям, указанным в пункте 2.1.7. настоящего Административного регламента, необходимые для предоставления государственной услуги.
Документы готовы для формирования личного дела.
3.2.9.4. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 2.1.7. настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за прием документов, уведомляет письменно заявителя о наличии препятствий для предоставления государственной услуги, о выявленных недостатках в представленных документах и возвращает представленные документы по почте.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 мин.
Суммарная длительность административной процедуры приема документов и предварительного установления права заявителей на получение государственной услуги составляет не более 45 минут.
3.3. Формирование личного дела получателя государственной услуги.
3.3.1. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, на основании принятых документов осуществляет ввод информации в программный комплекс, используемый Министерством для предоставления государственной услуги. Обязательными для заполнения в базе данных получателей государственной услуги являются следующие сведения о получателе государственной услуги:
фамилия, имя, отчество;
паспортные данные;
адрес регистрации (в случае временной регистрации - срок, на который временная регистрация установлена);
вид назначенного ежемесячного пособия на ребенка;
сведения о ребенке (детях) с указанием даты рождения, номера свидетельства о рождении, срока, на который назначено ежемесячное пособие на ребенка;
сведения о доходах членов семьи;
сведения о месте получения ежемесячного пособия на ребенка (номер почтового отделения связи или отделения Сбербанка России по Рязанской области и номера лицевого счета, открытого в отделении Сбербанка России по Рязанской области).
По результатам ввода информации распечатывается протокол назначения пособия и бланк расчета среднедушевого дохода семьи, которые вместе с остальными документами подшиваются в личное дело.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 13 мин.
3.3.2. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, готовит проект решения о предоставлении государственной услуги, который также подшивается в личное дело.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.3.3. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, регистрирует в Журнале регистрации личных дел согласно приложению N 9 к настоящему Административному регламенту личные дела получателей государственной услуги. При первичном обращении личному делу присваивается порядковый номер, согласно Журналу регистрации личных дел.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 3 мин.
3.3.4. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, вкладывает в обложку личного дела получателя государственного пособия документы, составляющие личное дело, и осуществляет его брошюрование. Должностное лицо, нумерует листы, при первичном обращении - начиная с единицы, а при повторном обращении, с номера, следующего за номером последнего листа документов, имеющихся в личном деле.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 мин.
3.3.5. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, передает личное дело получателя государственной услуги на проверку.
3.4. Проверка документов, содержащихся в личном деле получателя государственной услуги.
3.4.1. Проверка полноты и качества предоставления государственной услуги включает в себя проверку права получателя государственной услуги на предоставление государственной услуги на основании представленных документов и проверку проектов решений о предоставлении государственной услуги, об отказе в предоставлении государственной услуги, о прекращении предоставления государственной услуги.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 мин.
3.4.2. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за проверку, визирует проект решения о предоставлении государственной услуги, об отказе в предоставлении государственной услуги, о прекращении предоставления государственной услуги и передает на подпись и печать руководителю территориального подразделения Министерства.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 3 мин.
3.5. Принятие решения о предоставлении государственной услуги.
3.5.1. Решение о предоставлении государственной услуги принимается руководителем территориального подразделения Министерства.
3.5.2. После утверждения решения о предоставлении государственной услуги личное дело получателя государственной услуги на электронном носителе направляется согласно графику согласно приложению N 10 к настоящему Административному регламенту в Министерство для осуществления экспертизы электронного дела и подготовки выплаты предоставляемой государственной услуги. Извещения с перечнем личных дел получателей пособия направляются в Министерство по электронной почте.
3.6. Принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.6.1. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, ответственное за проверку, после рассмотрения представленных для предоставления государственной услуги документов, готовит проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.6.2. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается руководителем территориального подразделения Министерства, осуществляющего предоставление государственной услуги, при наличии оснований, указанных в пункте 2.3. настоящего Административного регламента.
3.6.3. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги заполняется в 2-х экземплярах, один из которых хранится в территориальном подразделении Министерства, второй направляется заявителю со всеми документами, представленными для предоставления государственной услуги.
3.6.4. Решение об отказе оформляется в установленном порядке согласно приложению N 11 к настоящему Административному регламенту.
3.6.5. Утвержденные решения об отказе в предоставлении государственной услуги регистрируются должностным лицом территориального подразделения Министерства в Журнале регистрации решений об отказе в назначении государственного пособия согласно приложению N 12 к настоящему Административному регламенту.
Максимальный срок исполнения действий - 15 мин.
3.7. Уведомление получателя государственной услуги об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.7.1. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги направляется получателю государственной услуги в письменной форме не позднее, чем через 10 дней после обращения за предоставлением государственной услуги.
3.7.2. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, в указанный выше срок должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки.
3.7.3. При проведении дополнительной проверки окончательный ответ об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин такого отказа должен быть дан не позднее, чем через 30 дней со дня поступления обращения.
Суммарная длительность административной процедуры принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги составляет не более 54 минут.
3.8. Организация выплаты государственной услуги.
Основанием для исполнения административной процедуры по организации выплаты государственной услуги является факт завершения административной процедуры по проверке и утверждению решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Осуществление административной процедуры при формировании выплатных документов не требует присутствия получателя государственной услуги.
Ответственным за выполнение данной административной процедуры является структурное подразделение Министерства.
3.8.1. Проверка введенной информации в электронное дело.
3.8.1.1. Личное дело получателя государственной услуги на электронном носителе направляется согласно графику в Министерство для осуществления экспертизы электронного дела и подготовки выплаты предоставляемой государственной услуги.
При поступлении дел на электронном носителе в Министерство, они регистрируются, и формируется автоматизированный протокол проверки личных дел - развернутый просмотр всех страниц электронного дела.
3.8.1.2. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку введенной информации в электронное дело, в том числе правильности расчета размера ежемесячного пособия.
3.8.1.3. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, осуществляет проверку автоматизированного протокола и экспертизу электронного дела. При положительном решении специалист Министерства подписывает протокол.
При выявлении ошибок дело на электронном носителе возвращается в территориальное подразделение Министерства с сопроводительным письмом для исправления и повторного направления в Министерство.
3.8.1.4. При положительном решении специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, после подписи протокола, вносит выплатную информацию в электронное дело и проверяет автоматизированный протокол с выплатной информацией.
3.8.1.5. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, подшивает проверенные автоматизированные протоколы в специальную папку.
3.8.1.6. Введенная информация о назначении ежемесячного пособия на ребенка поступает в единую базу данных выплаты (далее - основной массив) для оформления выплаты в соответствии с указанным в заявлении о назначении пособия способе выплаты.
3.8.2. Работа с базой данных выплаты (далее - основной массив).
3.8.2.1. Специалист Министерства, ответственный за правильность информации, поступающей из отделений почтовой связи, сверяет количество и сумму поступивших неоплаченных поручений с описями (по выплате пособий), поступивших из отделений почтовой связи. После сверки информация передается специалисту Министерства, ответственному за ввод информации в базу данных.
3.8.2.2. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, по итогам выплаты через отделения почтовой связи вносит в базу данных информацию о неполученных гражданами пособий (неоплате), затем распечатывается автоматизированный протокол с суммами неоплаты.
Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, осуществляет проверку автоматизированного протокола на правильность введенной информации по неоплате (сверка количества получателей и сумм).
3.8.2.3. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, выявляет причины возврата из кредитных учреждений, не зачисленных на счета граждан, денежных сумм.
Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, после уточнения причин неполучения пособия вносит информацию в основной массив по делам, поступившим на электронном носителе на изменение (Ф.И.О., способ выплаты, адрес, приостановление выплаты и пр.) из территориальных подразделений Министерства.
Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку выплатного протокола с изменениями по основному массиву.
3.8.2.4. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку списков 16-летних и 18-летних детей на возможность продления или прекращения выплаты и вносит соответствующую информацию в основной массив, затем распечатывается автоматизированный протокол.
3.8.2.5. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, осуществляет проверку автоматизированного протокола (сличение сумм и сроков).
3.8.3. Формирование выплатных документов.
3.8.3.1. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, комплектует документы на выплату предоставляемой государственной услуги получателям государственной услуги по муниципальным районам области:
сведения о предоставлении государственной услуги по отделениям почтовой связи и способам выплаты по каждому муниципальному району области согласно приложению N 13 к настоящему Административному регламенту;
сопроводительная ведомость к спискам поручений по каждому муниципальному району области согласно приложению N 14 к настоящему Административному регламенту;
разовые поручения согласно приложению N 15 к настоящему Административному регламенту;
списки поручений по почтовым отделениям согласно приложению N 16 к настоящему Административному регламенту;
сводная ведомость по центральной сберкассе согласно приложению N 17 к настоящему Административному регламенту;
списки получателей государственной услуги по филиалам Сбербанка согласно приложению N 18 к настоящему Административному регламенту.
Специалист Министерства, ответственный за подготовку бланков распределений, формирует бланки распределений финансовых средств по отделениям почтовой связи и кредитным учреждениям по каждому муниципальному району области согласно приложениям N 19, N 20 к настоящему Административному регламенту.
3.8.3.2. Скомплектованные выплатные документы передаются на контроль должностному лицу структурного подразделения Министерства, ответственному за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
Должностное лицо структурного подразделения Министерства, ответственное за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверяет и подписывает выплатные документы. После подписи документы передаются специалисту, ответственному за предоставление государственной услуги, для формирования выплатных документов.
3.8.3.3. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, формирует выплатные документы.
Выплатные документы формируются дважды в месяц: до 3-го числа и до 22-го числа. В течение месяца по мере необходимости могут быть сформированы дополнительные выплатные документы на предоставление государственной услуги.
3.8.3.4. Выплатные документы с распределениями передаются в отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства на подготовку платежных документов для осуществления выплаты в кредитных учреждениях.
Выплатные документы на граждан, получающих пособия на отделениях почтовой связи, передаются в отдел по работе с обращениями граждан и делопроизводства Министерства для направления их в УФПС "Почта России".
3.8.3.5. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, подшивает 1 экземпляр выплатной документации в специальную папку.
Максимальный срок выполнения действий, предусмотренных пунктом 3.8.3. составляет 5 рабочих дней.
3.8.4. За три рабочих дня до начала выплаты через почтовые отделения УФПС "Почта России" и филиалы Сбербанка России структурное подразделение Министерства, ответственное за предоставление государственной услуги, передает в управление планирования, финансирования, бух. учета и отчетности Министерства сводные ведомости и распределения.
3.8.5. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится районными (городскими) почтовыми отделениями УФПС "Почта России" в течение 20 дней после поступления выплатных документов и денежных средств.
3.8.6. Перечисление денежных средств осуществляется на счета получателей, открытые ими в филиалах Сбербанка России, до 5-го числа каждого месяца.
3.8.7. Денежные средства на выплату ежемесячного пособия на ребенка перечисляются на почтовые отделения УФПС "Почта России" в полном объеме с учетом услуг по доставке и выплате (1,5%) и НДС (18%) от суммы услуг по доставке и выплате.
3.8.8. Зачисление сумм ежемесячного пособия на ребенка на лицевые счета граждан осуществляется на безвозмездной основе.
3.8.9. Выплатные документы формируются в соответствии с договорами, заключенными Министерством со Сбербанком России, с Управлением федеральной почтовой связи Рязанской области.
3.9. Пересмотр решения о предоставлении государственной услуги.
3.9.1. Основанием для начала административной процедуры пересмотра решения о предоставлении государственной услуги является:
изменение законодательства, установившего государственную услугу;
обращение заявителя, получающего государственную услугу, с документами, подтверждающими изменение его прав на получение государственной услуги;
обнаружение факта необоснованного получения заявителем государственной услуги.
3.9.1.1. Если основанием для пересмотра решения о предоставлении государственной услуги является изменение законодательства, должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, производит информирование заявителя, получающего государственную услугу (по телефону либо письменно с отметкой об информировании в личном деле) о появлении оснований для изменения решения о предоставлении государственной услуги, назначает дату и время для приема требуемых документов.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 минут.
3.9.1.2. Если основанием для пересмотра решения о предоставлении государственной услуги является обращение заявителя, получающего государственную услугу, с документами, подтверждающими изменение его прав на получение государственной услуги, следует административная процедура приема документов и установления права заявителя на получение государственной услуги.
3.9.1.3. Если основанием для пересмотра решения о предоставлении государственной услуги является обнаружение факта необоснованного получения государственной услуги, должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, готовит распоряжение и уведомление о приостановлении или прекращении предоставления государственной услуги и подписывает их у руководителя территориального подразделения Министерства.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 5 минут.
3.10. Принятие решения о прекращении предоставления государственной услуги.
3.10.1. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, готовит проект распоряжения о прекращении предоставления государственной услуги согласно приложению N 21 к настоящему Административному регламенту при поступлении сведений, указанных в пункте 2.3 настоящего Административного регламента, а также на основании заявления получателя государственной услуги об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления государственной услуги.
Распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги передается на подпись руководителю территориального подразделения Министерства.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 минут.
3.10.2. Распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги принимается руководителем территориального подразделения Министерства, который подписывает данное решение.
3.10.3. Распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги приобщается в личное дело получателя государственной услуги.
3.10.4. Распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги на электронном носителе направляется в Министерство.
3.10.5. На основании принятого решения о прекращении предоставления государственной услуги специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, производит прекращение выплаты предоставляемой государственной услуги в программно-техническом комплексе.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 3 минуты.
3.11. Принятие решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
3.11.1. При получении территориальными подразделениями Министерства выплатной информации должностные лица, ответственные за назначение государственной услуги, производят действия:
при поступлении из кредитного учреждения информации о возврате ежемесячного пособия на ребенка или из отделений почтовой связи неоплаченных поручений в течение 6 месяцев, специалист территориального подразделения Министерства разыскивает заявителя по телефону или электронной почте либо направляет почтовую открытку и приглашает его для уточнения выплатных реквизитов либо выплатных данных. В случае невозможности пригласить заявителя в территориальное подразделение Министерства до формирования очередных документов на выплату, специалист территориального подразделения Министерства оформляет распоряжение и уведомление о приостановлении выплаты, автоматизированным путем осуществляет печать протокола "на приостановление" и подшивает его в личное дело, сообщает о необходимости приостановления выплаты ежемесячного пособия на ребенка специалисту Министерства, ответственному за предоставление государственной услуги, направив на электронном носителе распоряжение на приостановление выплаты согласно приложению N 21 к настоящему Административному регламенту.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 10 минут.
3.11.2. Специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, в базе данных в деле получателя осуществляет перевод с действующего способа выплаты на способ выплаты "приостановлено" (ставит способ выплаты - "5").
Максимальная продолжительность административного действия составляет 3 минуты.
3.11.3. В случае предоставления заявителем необходимых документов, органы социальной защиты населения возобновляют предоставление государственной услуги.
3.11.4. Должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, готовит проект решения о предоставлении государственной услуги и подписывает его у руководителя территориального подразделения Министерства.
3.11.5. Заявитель информируется о возобновлении предоставления государственной услуги в 10-дневный срок от даты принятия соответствующего решения.
3.12. Организация возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги.
3.12.1. Основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является обнаружение факта необоснованного получения государственной услуги по вине заявителей, получающих государственную услугу (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособий, исчисление их размеров).
Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие на ребенка, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.12.2. В случае установления факта необоснованного получения государственной услуги, должностное лицо территориального подразделения Министерства выполняет одно из следующих действий:
готовит письменное обращение к заявителю, получающему государственную услугу, с предложением в добровольном порядке возместить необоснованно полученные денежные суммы путем внесения на расчетный счет Министерства;
предлагает заявителю, получающему государственную услугу, написать заявление с просьбой зачесть необоснованно полученные денежные средства в счет будущих выплат (возможно только по одной и той же выплате).
Максимальная продолжительность административного действия составляет 20 минут.
3.12.3. В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, должностное лицо территориального подразделения Министерства, осуществляющее назначение государственной услуги, выполняет одно из следующих действий:
принимает решение о взыскании необоснованно перечисленных заявителю денежных средств в судебном порядке;
направляет в Министерство решение об удержании с получателя необоснованно полученных денежных сумм.
Максимальная продолжительность административного действия составляет 20 минут.
3.12.4. В случае принятия решения о взыскании денежных средств с заявителей, получающих государственную услугу, в судебном порядке, Министерство подает соответствующее исковое заявление в суд, участвует в качестве представителя истца в судебном процессе.
3.12.5. Результатом административной процедуры является зачисление необоснованно перечисленных заявителям, получающим государственную услугу, денежных сумм на расчетный счет Министерства.
3.12.6. В случае поступления в Министерство решения об удержании с получателя необоснованно полученных денежных сумм, специалист Министерства производит удержания в размере не свыше двадцати процентов с суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате пособий.
3.13. Прием недостающих документов, установление права заявителя на получение государственной услуги.
3.13.1. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, специалист территориального подразделения Министерства, ведущий прием, уведомляет заявителя о наличии препятствий для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги, и устанавливает срок предоставления недостающих документов. При необходимости специалист оказывает содействие в истребовании недостающих документов путем направления запросов.
При поступлении недостающих документов следует административная процедура приема документов и установления права заявителя на получение государственной услуги (пункты 3.2-3.7 Административного регламента).
3.13.2. Если заявитель, получающий государственную услугу, предоставляет документы, подтверждающие изменение его прав на получение государственной услуги, следует административная процедура приема документов и установления права заявителя на получение государственной услуги (пункты 3.2 - 3.7 Административного регламента).
3.14. Принятие решения о возобновлении предоставления государственной услуги.
3.14.1. Основанием для начала процедуры возобновления предоставления государственной услуги является устранение обстоятельств, указанных в пункте 2.3 настоящего Административного регламента.
3.14.2. Для возобновления предоставления государственной услуги заявитель представляет при необходимости документы, указанные в пункте 2.1.6 настоящего Административного регламента. Специалист территориального подразделения Министерства, ответственный за назначение государственной услуги, проводит оценку документов и при подтверждении заявителем права на получение государственной услуги возобновляет предоставление государственной услуги в порядке, предусмотренном пунктами 3.3-3.5 настоящего Административного регламента, с первого числа месяца, следующего за месяцем устранения соответствующих обстоятельств.
Документы, подтверждающие устранение соответствующих обстоятельств, и распоряжение о возобновлении предоставления государственной услуги приобщаются в личное дело, сформированное при принятии заявления. Затем следуют административные действия, предусмотренные пунктом 3.8 настоящего Административного регламента.
Максимальный срок выполнения действия составляет 15 минут.
4. Порядок и формы контроля
за предоставлением государственной услуги
4.1. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется в форме текущего контроля за соблюдением и исполнением положений Административного регламента, плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги.
4.1.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности административных действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием в ходе ее предоставления решений осуществляется должностными лицами Министерства, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
4.1.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения специалистами территориальных подразделений Министерства положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Рязанской области.
4.1.3. Основными задачами проводимых проверок является контроль за:
- исполнением специалистами территориальных подразделений Министерства нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Административного регламента;
- своевременностью, полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
- обеспечением прав граждан на получение государственной услуги.
- правильностью принятия решений лицами, ответственными за предоставление государственной услуги;
- исполнением требований к заполнению, ведению и хранению документации.
4.1.4. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается министром или заместителем министра социальной защиты населения Рязанской области.
Результаты проведения проверок оформляются справкой, в которой отражаются выявленные нарушения и замечания, а также предложения по их устранению.
Справка подписывается проверяющим специалистом Министерства, руководителем территориального подразделения Министерства, утверждается приказом Министерства, которым устанавливаются сроки устранения выявленных нарушений и ошибок.
4.2. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и установление нарушений прав заявителей, принятие решений об устранении соответствующих нарушений.
4.2.1. Для проведения проверки предоставления государственной услуги Министерством формируется комиссия, в состав которой включаются специалисты Министерства.
4.2.2. Периодичность проведения проверок может носить плановый характер (осуществляться на основании годовых планов работы), тематический характер и внеплановый характер. Внеплановые проверки могут проводиться по конкретным обращениям получателей государственной услуги, если характер обращения требует проверки деятельности территориального подразделения Министерства.
4.2.3. Плановые проверки осуществляются ежеквартально. Результаты плановых проверок оформляются в виде постановления коллегии Министерства, в котором отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению. Постановление коллегии подписывается всеми членами комиссии.
4.2.4. Результаты тематических и внеплановых проверок оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению.
Справка подписывается проверяющим специалистом Министерства и руководителем территориального подразделения Министерства.
4.2.5. По результатам проведения проверок в случае выявления нарушений прав заявителей виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. Ответственность специалистов Министерства и специалистов территориальных подразделений Министерства закрепляется в их должностных регламентах и инструкциях.
4.3.1. Государственные гражданские служащие уполномоченных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области о государственной гражданской службе.
4.3.2. Иные должностные лица уполномоченных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, несут ответственность, установленную трудовым законодательством Российской Федерации.
4.3.3. Ответственность должностных лиц, государственных служащих, руководителя, специалистов органов социальной защиты населения за несоблюдение и неисполнение положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, закрепляется в их должностных регламентах и инструкциях.
4.4. Граждане, их объединения и организации имеют право на любые предусмотренные действующим законодательством формы контроля за деятельностью Министерства социальной защиты населения Рязанской области, территориальных отделов (секторов) министерства социальной защиты населения Рязанской области при предоставлении государственной услуги.
4.4.1. Контроль со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется путем участия в опросах (в том числе электронных), форумах и анкетировании по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством предоставления государственной услуги, соблюдения положений настоящего Административного регламента, сроков и последовательности действий (административных процедур), предусмотренных настоящим Административным регламентом.
5. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица,
а также принимаемого им решения при предоставлении
государственной услуги
5.1. В случае нарушения прав заявителей, они вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица, а также принимаемого им решения при предоставлении государственной услуги во внесудебном или судебном порядке.
Заявители могут обжаловать действия (бездействия) должностных лиц, а также принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги во внесудебном порядке министру социальной защиты населения Рязанской области или руководителю территориального подразделения Министерства.
5.2. Запись заявителей на личный прием министра социальной защиты населения или руководителей территориальных подразделений Министерства осуществляется при личном обращении или при обращении по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет-сайтах и информационных стендах территориальных подразделений Министерства.
Специалист, осуществляющий запись заявителя на личный прием руководителей, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
Жалоба заявителя в письменной форме должна содержать следующую информацию:
фамилию, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
наименование органа, в который направляется жалоба, фамилию, имя и отчество работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
суть обжалуемого решения, действия (бездействия);
причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить;
личную подпись и дату.
К жалобе могут прилагаться копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства. В таком случае, в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
5.3. По результатам рассмотрения жалобы министр социальной защиты населения или руководитель территориального подразделения Министерства принимает решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Порядок рассмотрения жалобы заявителя:
в случае, если в жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Если в указанной жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
жалобу, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства или должностного лица территориального подразделения Министерства, а также членов его семьи, министр социальной защиты населения или руководитель территориального подразделения Министерства вправе оставить без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом;
если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, ее направившему, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, министр (заместитель министра) социальной защиты населения или руководитель (заместитель руководителя) территориального подразделения Министерства вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу;
в случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь обратиться с жалобой в Министерство или территориальное подразделение Министерства.
Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее 30 дней с момента ее регистрации в Министерстве или территориальном подразделении Министерства.
5.4. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение гражданина.
Заявители могут обратиться с жалобой в письменной (устной) форме лично или направить жалобу министру социальной защиты населения Рязанской области или руководителю территориального подразделения Министерства по почте.
Граждане могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии работников, участвующих в предоставлении государственной услуги, и должностных лиц, нарушении положений настоящего Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащихся в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту, а также на интернет-сайте и по электронной почте Министерства социальной защиты населения Рязанской области.
5.5. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).
5.6. Заявители могут обжаловать действия или бездействие:
- должностных лиц территориальных подразделений Министерства - начальнику территориального подразделения Министерства;
- начальника территориального подразделения Министерства - министру социальной защиты населения Рязанской области.
Кроме того, заявители могут обратиться по вопросу защиты своих прав в прокуратуру по месту жительства.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, она возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
5.7. При обращении заявителя с жалобой в письменной форме, срок рассмотрения жалобы заявителя не должен превышать 30 дней с момента регистрации жалобы в Министерстве или территориальных подразделениях Министерства.
В исключительных случаях (при проведении проверки), а также в случае направления запроса в иные органы и организации для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, министр социальной защиты населения или руководитель территориального подразделения Министерства вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней с письменным уведомлением об этом заявителя.
5.8. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то принимается решение о проведении действий по предоставлению сведений и (или) применении мер дисциплинарной ответственности к сотруднику, ответственному за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги на основании настоящего Административного регламента и повлекшие за собой жалобу гражданина.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
5.9. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц, а также принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги в судебном порядке.
При обжаловании действий уполномоченного органа в судебном порядке соответствующее заявление гражданин подает в районный суд по месту жительства либо по месту нахождения ответчика.
Заявитель вправе обратиться с заявлением в федеральный суд общей юрисдикции по месту своего жительства или по месту нахождения органа социальной защиты населения, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспаривается.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.