Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 18 февраля 2009 г. N А54-4655/2008
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 февраля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области К.Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению СПК им. Кирова, Рязанская область
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению в лице председателя И.В.В.
о признании действий налогового органа незаконными; обязании восстановить соглашение о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - П.Е.В., представитель, доверенность N 7 от 16.09.08 г., паспорт;
от ответчика - В.А.З., специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 6422 от 04.09.2008 г., удостоверение;
от третьего лица - Б.О.В., консультант по правовым вопросам, доверенность N 1/62 от 31.12.08 г., удостоверение.
В судебном заседании 12.02.2009 г. объявлен перерыв до 18.02.2009 г. 15 часов 00 минут.
установил: СПК им. Кирова, Рязанская область обратился в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области о признании действий налогового органа незаконными; обязании восстановить соглашение о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 12.02.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению в лице председателя И.В.В.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, основания изложены в заявлении.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
Представитель третьего лица пояснил в судебном заседании 18.02.2009 г., что постановлением Правительства Рязанской области N 249 от 08.10.2008 г. образована территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Рязанской области и утвержден состав комиссии, которую возглавляет заместитель председателя Правительства Рязанской области И.В.В. Совместным приказом Минсельхоза России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минпромэнерго России от 07.06.2005 г. N 103/69н/119/113 утверждено Положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно п. 5 Положения, территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В силу п. 9 Положения, организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности территориальной комиссии осуществляет орган управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации. Представитель третьего лица полагает, что отказ налогового органа в восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г. правомерен.
Как следует из материалов дела, между налоговым органом и СПК им. Кирова заключено 08.01.2004 г. соглашение о реструктуризации долгов, которым налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 1352371 руб. 27 коп. и доли в размере 59,7% общей суммы кредиторской задолженности; по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 914474 руб. 55 коп. и доли 40,3% общей суммы кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2004 г. Начало погашения задолженности предусмотрено данным соглашением с 01.01.2010 г.
В связи с тем, что определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.01.2007 г. по делу N А54-173/2007С6 было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении СПК им. Кирова и введена процедура наблюдения, налоговый орган 26.01.2007 г. сообщил кооперативу о расторжении указанного соглашения.
Налоговым органом направлено плательщику требование N 14639 об уплате сумм налогов, сборов, пени и штрафов, в том числе сумм задолженности, включенной ранее в соглашение от 08.01.2004 г., и процентов, начисленных с сумм реструктуризированной задолженности.
Полагая, что требование N 14639 является незаконным, СПК им. Кирова обратился с заявлением в суд. СПК им. Кирова в обоснование своей позиции также указывал, что в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 31.08.2007 г. по делу N А54-173/2007С6 соглашение о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г. подлежит восстановлению автоматически.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Требование от 30.10.2007 г. N 14639 признано недействительным в части предложения уплатить недоимку на общую сумму 914474 руб. 55 коп., пени на общую сумму 407029 руб. 28 коп., 6 руб. штрафа. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 г. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2008 г. вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
01.11.2008 г. СПК им. Кирова обратился в Межрайонную ИФНС России N 5 по Рязанской области с заявлением о восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г.
Указанное заявление СПК им. Кирова было обосновано тем, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 31.08.2007 г. по делу N А54-173/2007С6 было отказано в признании несостоятельности (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива им. Кирова Михайловского района Рязанской области.
Письмом N 09-34/9075 от 10.11.2008 г. Межрайонная ИФНС России N 5 по Рязанской области отказала в восстановлении расторгнутого соглашения о реструктуризации долгов в связи с однократностью участия в программе.
Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области, выразившимися в отказе в восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г., СПК им. Кирова обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчика и третьего лица, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Процедура реализации права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей урегулирована Федеральным законом от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а так же задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов является, в частности, возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.
Статьей 28 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ установлено, что расторжение соглашения о реструктуризации долгов происходит автоматически в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Рязанской области от 31.08.2007 г. по делу N А54-173/2007С6 отказано в признании несостоятельным (банкротом) СПК им. Кирова.
Положениями Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей", Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002, не предусмотрено автоматическое восстановление соглашения о реструктуризации долгов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ не установлено такого ограничения как прекращение права на реструктуризацию.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ, должник подает в территориальную комиссию заявление о включении его в состав участников программы. К заявлению прилагаются план улучшения финансового состояния и другие документы согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
Порядок включения должника в состав участников программы определен статьей 13 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ.
Полномочия территориальных комиссий регламентированы ст. 11 Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ и Положением о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным совместным приказом Минсельхоза России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минпромэнерго России от 07.06.2005 г. N 103/69н/119/113.
Вместе с тем, как установлено судом, 01.11.2008 г. СПК им. Кирова обратился в Межрайонную ИФНС России N 5 по Рязанской области с заявлением о восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Рязанской области не наделена правом рассматривать заявления о восстановлении соглашения о реструктуризации долгов.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы с требованием об оспаривании ненормативного акта, действий (бездействия) вправе обратиться лицо чьи права и законные интересы нарушены изданием такого акта либо совершением оспариваемых действий (бездействия).
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) соответствующих органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если оспариваемые действия органа местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемых действий незаконными.
Исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что действия Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области, выраженные в письме N 09-34/9075 от 10.11.2008 г. об отказе в восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г., противоречат Федеральному закону от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", поскольку совершены неуполномоченным органом.
Вместе с тем, заявитель не доказал, что действия Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области нарушают права и законные интересы СПК им. Кирова в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают незаконно на заявителя какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель не лишен права обратиться в уполномоченный орган - территориальную комиссию по финансовому оздоровлению с самостоятельным заявлением по спорному вопросу.
Поскольку право на обращение в суд за защитой заявителем не доказано, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива им. Кирова о признании действий Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области по отказу в восстановлении соглашения о реструктуризации долгов от 08.01.2004 г., проверенных на соответствие Федеральному закону от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", незаконными, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде рации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 февраля 2009 г. N А54-4655/2008
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании