Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному
обороту в Рязанской области
на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту в Рязанской области на 2008-2010 годы"
1 ноября 2008 г., 3 ноября 2009 г.
Законом Рязанской области от 3 ноября 2009 г. N 138-ОЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) |
Государственный Заказчик Программы | Правительство Рязанской области |
Разработчики Программы | областная межведомственная комиссия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими; Управление Федеральной службы Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы"; Закон Рязанской области от 15 сентября 2003 года N 62-ОЗ "Об организации профилактики наркомании, токсикомании в Рязанской области" |
Цель Программы | сокращение масштаба распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений |
Задачи Программы | формирование у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни; укрепление системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании среди различных групп населения |
Сроки реализации Программы | 2008-2010 годы |
Основные мероприятия Программы | организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту; обеспечение контроля за производством, поступлением, распределением и использованием наркотиков; мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и ведомствами, негосударственными организациями; пропаганда здорового образа жизни; лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача; организация деятельности средств массовой информации по повышению эффективности антинаркотической пропаганды, формированию в обществе негативного отношения к наркотикам |
Исполнители Программы | Правительство Рязанской области; комитет по делам печати и информации Рязанской области; главное управление региональной безопасности Рязанской области (далее - ГУРБ; управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области (далее - УФСКН) (по согласованию; управление внутренних дел по Рязанской области (далее - УВД) (по согласованию; управление здравоохранения Рязанской области*; министерство здравоохранения Рязанской области (далее - минздрав); государственное учреждение здравоохранения "Рязанский областной клинический наркологический диспансер"(далее - ГУЗ РОКНД); управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области*; министерство образования Рязанской области; областные государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей (далее - ОГОУ ДОД); комитет по делам молодежи Рязанской области; Рязанский институт развития образования (далее - РИРО); управление культуры и массовых коммуникаций Рязанской области*; комитет по культуре и туризму Рязанской области; управление по физической культуре и спорту Рязанской области*; комитет по физической культуре и спорту Рязанской области; управление сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области*; министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области; управление Росздравнадзора по Рязанской области (далее - Росздравнадзор) (по согласованию); министерство социальной защиты населения Рязанской области; управление Федеральной службы безопасности РФ по Рязанской области (далее - УФСБ) (по согласованию); Рязанская таможня (далее - Таможня) (по согласованию); военный комиссариат Рязанской области (далее - облвоенкомат) (по согласованию); главное управление государственной службы занятости населения Рязанской области (далее - ГУГСЗН)*; управление Федеральной миграционной службы РФ по Рязанской области (далее - УФМС) (по согласованию); Рязанский государственный медицинский университет имени И.П.Павлова (далее - РГМУ) (по согласованию); Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина (далее - РГУ) (по согласованию); Рязанский филиал Московского университета МВД России (далее - РФМосУМВД России) (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (далее - муниципальные образования) * до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанской области в 2008 году |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета: 2008 год - 10238 тыс. руб. 2009 год - 17086 тыс. руб. 2010 год - 18089 тыс. руб. Объем финансирования Программы составляет - 45413 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | снижение масштабов незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ и связанной с ним преступности; снижение степени доступности наркотиков в целях незаконного потребления; повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; увеличение доли охваченных профилактическими мероприятиями подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет; формирование навыков ведения здорового образа жизни; совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных прошедших лечение и реабилитацию; укрепление взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями по вопросам профилактики наркомании; создание системы подготовки специалистов в области профилактики наркомании |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Рязанской области, контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществляют: министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Реализация в 2005-2006 г.г. мероприятий областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2005-2007 годы" обеспечила решение первоочередных задач в указанной сфере: создание в регионе комплексной и разноуровневой системы мер противодействия наркомании и наркопреступности; укрепление межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных организаций и объединений по вопросам противодействия наркомании и наркопреступности; создание информационно-справочной базы данных в области профилактики наркомании и лечения наркозависимых лиц; консолидация средств массовой информации в осуществлении деятельности по пропаганде здорового образа жизни и формированию у населения антинаркотического мировоззрения.
Предпринятыми мерами организационно-правового и координационного характера в Рязанской области за время действия Программы удалось создать условия для стабилизации наркоситуации и сохранить наметившиеся положительные тенденции в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту:
уровень наркотизации жителей региона в расчете на 100 тыс. населения в 4 раза ниже среднероссийских показателей;
число несовершеннолетних, зарегистрированных Рязанским областным наркодиспансером с диагнозом "наркомания", не превысило 0,001 % от общего числа несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории области;
на 2 % увеличилась доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории;
заболеваемость СПИДом среди учащейся молодежи снизилась в 2 раза. В 2005-2006 г.г. отмечена устойчивая тенденция к снижению числа ВИЧ-инфицированных, заразившихся путем внутривенного употребления наркотиков;
в 1,7 раза уменьшилось количество лиц призывного возраста, освобожденных от призыва на срочную военную службу в связи с наличием наркозависимости и ВИЧ-инфекции;
розничная стоимость наркотиков на "черном рынке" значительно возросла (цена 1 гр. героина увеличилась на 1000 руб. и т.д.).
Все это указывает на успешность и высокую эффективность использования программно-целевого метода в решении острых социальных проблем.
Вместе с тем Рязанская область продолжает испытывать растущее давление преступной наркосреды, где основными факторами, способствующими росту употребления наркотиков и их незаконному обороту, являются:
наличие развитой транспортной инфраструктуры, позволяющей осуществлять через Рязанскую область транзит наркотиков из республик Средней Азии в центральную и северо-западную часть России;
удовлетворительные природно-климатические условия, допускающие культивирование и сорное произрастание некоторых видов растений (мак и конопля), которые используются наркопотребителями в качестве исходного сырья для изготовления наркотиков;
отсутствие четких механизмов контроля за реализацией в аптечных сетях кодеиносодержащих препаратов безрецептурного отпуска в объемах, ставящих под сомнение их применение в медицинских целях;
активные миграционные процессы, способствующие формированию в регионе организованных преступных групп и сообществ на этнической основе и т.д.
За последние 4 года число выявленных на территории Рязанской области наркопреступлений увеличилось в 1,8 раза.
В 2006 году правоохранительными органами на территории Рязанской области было зарегистрировано 1239 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Из них: 624 - тяжких и особо тяжких, 565 - в крупном и особо крупном размере, 402 - связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, 44 - в составе организованной преступной группы.
Зарегистрировано 91 преступление по факту организации или содержания наркопритонов (динамика роста 153 %).
В 9 раз увеличилось число выявленных преступлений, связанных со склонением к потреблению наркотиков.
Из незаконного оборота изъято около 300 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Подавляющая часть больных наркоманией, испытав затруднения в доступе к наиболее распространенным ранее наркотикам опийной группы, начала искать альтернативные источники и препараты для получения наркотического опьянения.
В настоящее время наркозависимые сконцентрировали свое внимание на лекарственных препаратах безрецептурного отпуска, содержащих кодеин.
Данный фактор стал основной причиной некоторого роста количества лиц, зарегистрированных Рязанским областным наркологическим диспансером с диагнозом наркомания: в 2005 г. - 799, в 2006 г. - 855.
В 2005-2006 г.г. число заболеваний наркологическими расстройствами вследствие употребления дезоморфина выросло в 2,7 раза.
В 1 квартале 2007 года доля дезоморфиновых наркоманов составила 52% от общего количества лиц, первично взятых на диспансерное наблюдение в Рязанском наркологическом диспансере.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. 91 % потребителей наркотиков - это лица в возрасте 25 - 30 лет.
По данным социологического исследования, проведенного в 2006 году, из 2151 респондента 82% опрошенных показали хорошую осведомленность о большинстве видов наркотических средств, 15,2% - пробовали наркотики, 4,9% - допускают систематическое их употребление.
Наиболее неблагоприятная наркоситуация сложилась в городах Рязань, Скопин, Касимов, Сасово, а также в Михайловском, Пронском и Шиловском районах.
В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2010 годы, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
Наибольшая эффективность по реализации государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области может быть достигнута только при системном программно-целевом подходе к организации антинаркотической деятельности в сочетании с преемственностью результатов предыдущих региональных целевых антинаркотических программ.
Решение проблем борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся профилактических и медико-реабилитационных учреждений, внедрение новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. В этой связи Программа рассчитана на трехгодичный период. Вместе с тем планировать реализацию Программы на более долгий срок нецелесообразно ввиду динамичности наркоситуации и необходимости своевременного внесения соответствующих изменений в управление процессами профилактики наркомании и противодействия наркопреступности.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: сокращение масштаба распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних;
развитие системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации;
совершенствование нормативно-правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиков и психотропных веществ и антинаркотической пропаганды;
совершенствование форм и методов профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни и формированию здорового жизненного стиля;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
улучшение оснащения наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием;
обеспечение функционирования системы подготовки специалистов в области профилактики наркомании.
3. Основные мероприятия
Программа включает следующие подразделы по приоритетным направлениям в сфере профилактики наркомании и противодействия наркопреступности:
организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту;
обеспечение контроля за поступлением, распределением и использованием наркотиков;
мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и ведомствами, негосударственными организациями;
пропаганда здорового образа жизни, свободного от вредных привычек;
лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
организация деятельности средств массовой информации по антинаркотическому просвещению, противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков.
Программные мероприятия по каждому вышеперечисленному направлению указаны в приложении к настоящей Программе.
Законом Рязанской области от 3 ноября 2009 г. N 138-ОЗ раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации первоочередных мероприятий Программы необходимо 45413 тыс. руб., в том числе:
в 2008 году - 10238 тыс. руб.;
в 2009 году - 17086 тыс. руб.;
в 2010 году - 18089 тыс. руб.
Исполнители, которым для реализации мероприятий Программы требуется финансирование |
Тыс. руб. |
|||
2008 - 2010 г.г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Правительство Рязанской области |
1753,297 |
1753,297 |
|
|
Главное управление региональной безопасности Рязанской области |
1825 |
|
879 |
946 |
Комитет по делам печати и информации Рязанской области |
6404,703 |
754,703 |
2750 |
2900 |
Министерство здравоохранения Рязанской области (ГУЗ РОКНД) |
13082 |
1610 |
5734 |
5738 |
Комитет по культуре и туризму Рязанской области |
5107 |
1599 |
1703 |
1805 |
Министерство образования Рязанской области (РИРО, областные государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей) |
6126 |
1976 |
1260 |
2890 |
Комитет по делам молодежи Рязанской области |
2715 |
95 |
1310 |
1310 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области |
880 |
230 |
300 |
350 |
УВД по Рязанской области |
2070 |
1070 |
1000 |
|
Комитет по физической культуре и спорту Рязанской области |
5450 |
1150 |
2150 |
2150 |
Итого |
45413 |
10238 |
17086 |
18089 |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
5. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2008 по 2010 год. Начало реализации Программы - 1 января 2008 года, окончание - 31 декабря 2010 года.
Законом Рязанской области от 1 ноября 2008 года N 152-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом исполнения Программы
Контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Рязанской области, главное управление региональной безопасности Рязанской области. Программой определен круг исполнителей.
Исполнители Программы:
ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в главное управление региональной безопасности Рязанской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств;
в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств (по направлениям своей деятельности), выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета в установленном порядке осуществляют министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
Реализация программных мероприятий осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке исполнителями программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, с привлечением администраций муниципальных образований Рязанской области предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования расходов.
7. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы
Программа носит ярко выраженный социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни общества области на протяжении длительного времени.
Реализация Программы позволит добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в области, в частности предполагается:
охватить профилактическими мероприятиями не менее чем 40 процентов подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет;
увеличение на 10 процентов доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных, прошедших лечение и реабилитацию;
снизить степень доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления на 15-20 процентов;
повысить эффективность выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на 10-15 процентов.
Результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Закон Рязанской области от 20 ноября 2007 г. N 174-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.